поезд мчится в чистом поле слова
Попутная песня ( из цикла прощание с петербургом). Глинка. Кукольник
Слова Н. Кукольника Музыка М. Глинки из цикла «Прощание с Петербургом»
Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ,
Православный веселится
Наш народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле,
Поезд мчится в чистом поле,
В чистом поле.
Нет! Тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенно считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ,
Православный веселится
Наш народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле,
Поезд мчится в чистом поле,
В чистом поле.
Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Дым столбом, кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ,
Православный веселится
Наш народ
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле,
Поезд мчится в чистом поле,
В чистом поле.
Поезд мчится в чистом поле…
Поезд мчится в чистом поле… И при этом не мешает жаворонку
Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени
Замостьянов Арсений
Пушкин не успел воспеть русскую железную дорогу. Самые известные стихи, посвящённые первой отечественной чугунке, написал Нестор Васильевич Кукольник (1809 – 1868) – поэт громкой прижизненной славы и отчаянного посмертного забвения. Кукольника давненько не переиздавали – по большому счёту, не одну сотню лет. Но эти стихи все вы хорошенько знаете – благодаря классической песне Михаила Глинки, в содружестве с которым поэт создавал русскую вокальную классику. Помните?
Дым столбом – кипит, дымится пароход.
Пестрота, разгул, волненье,
Православный веселится наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О Боже, как долго!»
Напомню: пароходами тогда в России называли паровозы. Замечу, как быстро у нас появилось чисто русское обозначение локомотива! Умели наши писатели и в те годы, несмотря на галломанию и прочие модные эпидемии, хранить строй и смысл русской речи. Железная дорога привнесла в нашу жизнь немало новых слов и придавала дополнительный смысл словам старым. Так, перроны в 1830-е годы называли дебаркадерами, а вагонные тамбуры – сенями, на русский лад.
Правда, строчка про «православный народ» более известна в другой вариации «Веселится и ликует наш народ»… Тут дело не только в атеистической тенденции ХХ века: «веселится и ликует» – звучит ярче, гармоничнее, да и выпевать эти слова легче. Певец ускоряется, ускоряется и жизнь, которую преображает железная дорога. Такова её цель – облегчить и ускорить путь из города в город. Правда, целью первой русской железной дороги был небольшой (зато царский!) городок. Шутники говорили: «Вот в Европе чугунку строят, чтобы ускорить дорогу из одного промышленного центра в другой, а мы построили дорогу в трактир!» Это саркастическое высказывание приписывают нашему «финансовому гению» того времени – министру Егору Канкрину.
«Попутная» не звучала в те исторические дни. А жаль. Если бы под глинковский напев провожали первых русских железнодорожных пассажиров – незабываемый был бы праздник! Но Глинка и Кукольник написали её, уже изведав преимущества нового транспорта.
Впервые песня прозвучала в 1840 году – в исполнении автора, в домашнем концерте, в цикле из 12 романсов, который Глинка и Кукольник назвали элегически – «Прощание с Петербургом». Они в те дни дружили почти неразлучно, прощания давались им с натугой. Цикл получился на редкость разнообразный по настроению и по тематике. По существу, это широкая панорама, в которой поезд не мешает жаворонку, а лихая пляска – признанию в любви.
В этой песне есть и бодрое ликование, и лирическое волнение. Есть захватывающая скороговорка – и душевная простота. Ведь железная дорога – это и путешествие, и стремительность, и грусть расставания… А главное – в каждом куплете здесь остро ощущается скорость, движение мощного парохода-паровоза, этого чуда техники. Лучшего вокального памятника русской железной дороге и представить нельзя. Подпевая этой песне, мы вспоминаем всё лучшее, что было в России в 1830‑е годы. И архитектуру, и стихи, и воинов, и флот.
Глинка стал первым русским композитором, который в музыке передал новое для того времени впечатление от поездки по железной дороге. И получилось впечатляюще. Автор «Жизни за царя» стал поэтом технологической революции. Вскоре железная дорога превратилась в символ, который пытались осмыслить поэты и композиторы других поколений. Во многом – стараниями Глинки и Кукольника.
Композитор как будто снял кинофильм об этом ярком событии. 30 октября 1837 года по Царскосельской железной дороге начал курсировать первый пассажирский поезд – незабываемый. Из Санкт-Петербурга в Царское село он примчался за 35 минут, а обратно – и вовсе за 27 минут, то есть его средняя скорость составила 50 км/час. Неслыханное дело! «Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Шестьдесят километров в час (такую скорость поезд развивал на самых быстрых участках пути. – Прим. авт.), страшно подумать. Какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».
Но это «пароход» расстарался на славу. Вообще-то изначальная средняя скорость российских пассажирских поездов составляла всего 32 км/час, а грузовых локомотивов – 16. Только к середине 60-х годов XIX века поезда стали регулярно перемещаться со скоростью 43–45 км/час. Всё это в те времена воспринималось как фантастика. Как аккорды Глинки. Как-никак любой путь пароходы проделывали в 4–7 раз быстрее самых резвых лошадей. К тому же просвещённые люди понимали, что это только первые звенья в цепочке технического прогресса. Скорость, как и надёжность современного транспорта, будет только увеличиваться.
Вёл первый российский поезд сам Франц Герстнер – инженер, строитель железной дороги, настоящий энтузиаст. На памятной медали, которую выпустили вскоре после первого рейса, о нём говорилось так: «…родом чех, единоплеменный россиянам».
Герстнер писал, отвечая многочисленным скептикам: «Мы посмеёмся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразить равнины, долы и горы. Мы победим пространство и время!» Узнаёте образ? «Мы покоряем пространство и время, мы молодые хозяева земли», – пели в ХХ веке советские весёлые ребята. Они тоже яростно и страстно верили в прогресс, в то, что техника преобразит мир. И поэт-коммунист Василий Лебедев-Кумач в этом сходился со «старорежимным» инженером Герстнером. Думаю, сегодня не все согласятся с таким максимализмом, но, если оглядеться по сторонам без гнева и пристрастия, станет понятно: и Герстнер, и его единомышленники из ХХ века не ошибались.
Свою летящую песню Глинка посвятил Николаю Немировичу-Данченко, родственнику Кукольника, которого друзья называли рыцарем Коко. Все творческие идеи соавторов обсуждались в доме Кукольников, на собраниях так называемой братии.
Нет, Кукольник не был гением. Скорее – играл в гениальность. Но о его одарённости можно судить и по одной этой песне. «И быстрее, шибче воли // Поезд мчится в чистом поле» – это мощные, спаянные, выразительные стихи. Ни одного слова в этом сплаве нельзя поменять. Но это одна из редких удач поэта, непереваренной высокопарной риторики у него куда больше.
И всё-таки научное, комментированное переиздание Кукольника необходимо. Если никто в наше время этим не занимается – жаль. Из истории его – любимого соавтора великого Глинки – вычеркнуть не получится. Хотя бы потому, что «Попутная песня» (как и «Жаворонок», и «Сомнение») и в наше время звучит каждый день. Это – музыкальный образ российских железных дорог, рождающий множество воспоминаний в душе каждого слушателя. Это наш железнодорожный гимн, гимн прогрессу и скорости. Пускай уж он звучит почаще.
Репродукция картины Петра Каратыгина «К.П. Брюллов, Н.В. Кукольник и М.И. Глинка» (из собрания музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве)
Поезд мчится в чистом поле слова
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
РЕТРО-МУЗЫКА. СТАРИННЫЙ РОМАНС, ХОРОШО ЗНАКОМЫЙ ВСЕМ КАК «ПОПУТНАЯ ПЕСНЯ»
Музыка Михаила Глинки
Слова Нестора Кукольника
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится*
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенно считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
15 июля 1840, слова
Дмитрий Хворостовский
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804-1857) — великий русский композитор
Глинка, как и Кукольник, был убежденным монархистом, но так как к музыке Глинки у большевиков претензий не было, то в советское время его творчество не только не тронули, но даже активно пропагандировали, лишь тексты освободили от «контрреволюционной» лексики. Например, оперу «Жизнь за царя» переименовали в «Ивана Сусанина». Это обычное явление в культуре.
Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом, вошла в цикл романсов Глинки «Прощание с Петербургом» (1840). Паровоз тогда назывался пароходом.
Поет большой детский хор
Краснознаменный им. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии
Одна из самых известных песен из репертуара Федора Шаляпина. Повторы строк сделаны для песенного варианта, в оригинальном стихотворении они отсутствуют.
Он родился 8 сентября 1809 г. в Петербурге, в семье профессора. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал русский язык и литературу в Виленской гимназии.
В 1833 г. поступил на службу в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет.
Активный сторонник самодержавия.
Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 г. в Таганроге.
Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии, драмы, лирику, выпускал «Художественную газету» (1836-1838), журналы «Дегерротип», «Иллюстрация».
Поет мой любимый певец Георгий Нэлепп
Наконец всем известная эстрадная миниатюра в исполнении Винокура и Оганезова
ПОЕЗД МЧИТСЯ В ЧИСТОМ ПОЛЕ.
Кандидат филологических наук Р. КИМЯГАРОВА.
Нам же только остается констатировать, что слова пароход и паровоз в данном случае смешивались, что не было ошибкой Н. В. Кукольника. У него же есть стихотворение «Встреча пароходов» (1836), где слово пароход употребляется в современном значении.
Уж якоря готов отдать
Тяжелый двухмачтовый стимер:
Ему на Конго курс держать.
А. Блок. Антверпен
В Толковом словаре В. Даля на слово пар находим: «паровик, паровое судно, пароход, судно, движимое парами, посредством лопаточных колес или винта с лопастями».
Подробности для любознательных
Первый речной пароход, названный «Клермонт», сконструировал американский инженер Р. Фултон в 1807 году. Он совершил первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В России первый пароход «Елизавета» построили в 1813 году, паровое судоходство открыли в 1815 году. Пароход курсировал по Неве между Петербургом и Кронштадтом.
Подписи к иллюстрациям
Илл. 1. Пароход «Веста» Черноморского флота (водоизмещение 1800 тонн, скорость хода 12 узлов). Построен «Русским обществом пароходства и торговли» в 1858 году. 11 июля 1877 года «Веста» (под командованием капитан-лейтенанта Н. М. Баранова) встретилась в районе Констанцы с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» и была вынуждена вступить в бой. Искусное маневрирование «Весты» лишило противника возможности использовать свое превосходство в артиллерии. Пароход нанес турецкому броненосцу тяжелые повреждения и заставил его прекратить бой и уйти. В том бою были применены новые приборы управления огнем.
Тексты песен
Текст песни:
Слова Нестора Кукольника
Дым столбом кипит, дымится пароход
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье
Веселится и ликует весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Нет, тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно Как долго, как долго
Дым столбом кипит, дымится пароход
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье
Веселится и ликует весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Дым столбом кипит, дымится пароход
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье
Веселится и ликует весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Слова песни прочитаны: 1439
Рекомендуем послушать
Мы собрали более 100 000 страниц с произведениями самых популярных музыкантов нашего времени. Отбирались не только русские, но также казахские, украинские, белорусские, а также англоязычные авторы. В их число попали слова песни Глинка, Три русских баса профундо Поезд мчится в чистом поле, которые часто поют не только в России, но и за рубежом.
Наш сайт представляет из себя огромный музыкальный архив, состоящий из композиций самых разных жанров. Поэтому, если вы желаете спеть в караоке песню Поезд мчится в чистом поле за авторством Глинка, Три русских баса профундо, то вы попали по адресу. Вам не придётся напрягаться и спрашивать нужные стихи. Мы уже подготовили их для Вас в удобном формате.