поезд пробил стену депо владыкино 1996
Метро: список происшествий Хронология инцидентов в московской подземке
Очередная катастрофа в московском метро пополнила печальный список происшествий, ведущийся уже 35 лет. Сошедший с рельсов поезд, по предварительным данным, унес жизни более 15 человек. Всего же пострадали от 200 до 400 пассажиров. По основной версии, сход с путей произошел в результате резкой остановки поезда, к которой привело падение напряжения контактного рельса.
Аварии и катастрофы
Первое общеизвестное чрезвычайное происшествие в московском метро произошло более 35 лет назад — 15 апреля 1979 года — на перегоне «Автозаводская» — «Коломенская». Перед выходом на метромост состав задел редуктором конструкции пути, в результате чего несколько вагонов сорвало с тележек и они упали на путь. Обошлось без жертв.
Спустя три года, 12 июня 1981-го, произошел пожар в поезде на перегоне «Третьяковская» — «Октябрьская». Сгорели четыре вагона, жертв, по одним данным, не было, по другим — погибли семь человек.
Февраль 1982 года: на станции «Авиамоторная» из-за поломки эскалатора, работавшего на спуск, лестничное полотно неожиданно ускорилось и за несколько секунд развило скорость, в 2,5 раза выше нормативной. За считаные секунды практически все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз, из-за чего образовалась давка. Все произошло за 110 секунд. Итог — 8 погибших и 30 раненых.
Еще один аварийный участок московского метро — перегон «Царицыно» — «Кантемировская». Открытый в 1984 году, он и по сей день находится под постоянной угрозой затопления грунтовыми водами. Для его гидроизоляции использовались различные способы — от заморозки грунта до обработки конструкций тоннеля акриловой и полиуретановой изоляцией. В настоящее время на перегоне регулярно происходят откачка воды и нагнетание в грунты связывающих растворов.
Следующий инцидент случился в 1987 году. Вечером 20 апреля из-за короткого замыкания в электросхеме вагона произошло возгорание, в результате которого сильно обгорели несколько хвостовых вагонов. Пожар на «Павелецкой» послужил внедрению в поездах московского метро автоматической системы пожаротушения «Игла».
90-е годы запомнились целой серией аварийных ситуаций. Март 1994-го: всего за 12 часов на Серпуховско-Тимирязевской линии происходит сразу три столкновения поездов. Обошлось без смертей, однако несколько пассажиров и один машинист серьезно пострадали.
На перегоне между станциями «Отрадное» и «Владыкино» Серпуховско-Тимирязевской ветки сошли с рельсов несколько вагонов поезда, 25 июня 2008 года
Фото: Андрей Стенин / Коммерсантъ
В 1996 году машинист заснул в движущемся поезде, в результате чего состав пробил стену депо «Владыкино» и первый вагон выкатился на улицу. Первоначально машиниста пытались обвинить, что он был пьян, однако выяснилось, что график работы просто не позволял ему нормально высыпаться.
В 2005 году Московский метрополитен пережил самый масштабный сбой в работе. Знаменитое «веерное» отключение электричества привело к тому, что больше 50 станций московского метро 25 мая прекратили свою работу, а движение частично прекратилось сразу на трех линиях метрополитена — Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской. На Люблинской линии движение прекратилось полностью, а пассажиров 27 поездов пришлось эвакуировать из тоннелей.
Теракты
Взрыв на станции метро «Лубянка», 29 марта 2010 года
Аварии и происшествия в московском метро за последние 40 лет
На Горьковско-Замоскворецкой линии (нынешней Замоскворецкой) 15 апреля 1979г. произошло крушение поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек. Последствия крушения устраняли почти сутки.
Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии.
17 февраля 1982г. произошел один из самых резонансных инцидентов в московском метро. На станции «Авиамоторная» примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор №4 был включен на спуск. Около 17:00 его лестничное полотно неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, более чем в два раза превосходящую номинальную.
20 апреля 1987г. около 20:00 в хвостовом вагоне поезда, следовавшего в сторону центра по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошел пожар. Причиной возгорания явилось короткое замыкание в силовой электрической схеме вагона.
Обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции «Павелецкая» сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943г. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая старая часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953г.
После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994г. коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена.
Ликвидация огня в тоннеле была чрезвычайно сложной. Некоторые пожарные пострадали из-за сильного воздействия высоких температур и токсичных продуктов горения, сгорели четыре вагона.
В 1996г. машинист по фамилии Корнилов из депо «Владыкино» уснул при управлении поездом. Неуправляемый состав пробил стену депо, в результате чего головной вагон оказался на улице. При разбирательстве ЧП пытались обвинить машиниста в том, что он был пьян. Однако причиной инцидента являлось то обстоятельство, что один машинист выполнял работу за нескольких человек.
25 мая 2005г. Московский метрополитен из-за аварии энергосети в России столкнулся с самым масштабным сбоем в своей истории. В 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций метро.
В тоннелях метро остановились, по разным данным, от 27 до 43 поездов, в которых могли находиться до 20 тыс. пассажиров. В 11:40 началась эвакуация, которая затянулась почти на два часа.
По счастливой случайности никто не пострадал: в воскресный день вагоны были практически пусты. Позже выяснилось, что над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того как одна из них провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.
В результате аварии часть Замоскворецкой ветки метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов. В дневное время была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.
Машинист состава А.Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом президента РФ был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
25 июня 2008г. сошел с рельсов поезд между станциями «Владыкино» и «Отрадное». В 16:59 мск состав, отправившийся со станции «Владыкино», начал набирать скорость. На расстоянии 800 м от станции из-за скола головки рельса последние четыре вагона сошли с рельсов.
Было снято напряжение с линии, из тоннелей эвакуировали около 800 пассажиров. Восемь человек обратились за медицинской помощью, одна женщина была госпитализирована с гипертоническим кризом. Как отметили врачи, все обращения были связаны не с самим чрезвычайным происшествием, а с обострением хронических заболеваний, вероятно, из-за стресса. Движение на линии было полностью восстановлено к утру 26 июня.
26 октября 2011г. в 10:29 произошло возгорание в тоннеле между станциями «Орехово» и «Царицыно». Спустя час, в 11:27, возгорание было ликвидировано, пострадавших в результате инцидента не было. Между станциями «Каширская» и «Красногвардейская» на это время было приостановлено движение, что также вызвало давку в метро.
15 апреля 2012г. в вестибюле станции «Комсомольская» резко остановился эскалатор. В результате инцидента пострадали девять человек.
По имеющимся на эту минуту данным, машинист поезда предпринял экстренное торможение на скорости 75 километров в час, после чего первые три вагона сошли с рельсов и кабина машиниста ударилась в стену тоннеля. Вагоны сильно деформировались, пассажиры оказались заблокированными. Некоторые из них смогли выбраться на поверхность лишь через час после ЧП. Одновременно сообщалось о сильном задымлении на станциях «Славянский бульвар» и «Парк Победы», между которыми произошла авария.
Специалисты осматривают подвижной состав, выясняют причины происшедшего. По предварительной версии, из-за резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации. Это и послужило причиной резкой аварийной остановки подземного электропоезда. Мэр Москвы Сергей Собянин тут же отменил все совещания с чиновниками и выехал на место трагедии. Выяснить причины схода с рельсов вагонов поезда на «синей» ветке московского метро он потребовал сегодня же.
Вице-мэр Максим Ликсутов заявил, что за медицинской помощью обратились 80 пострадавших, 15 из них госпитализированы. Один из вагонов сильно деформирован, и некоторым пострадавшим необходима помощь для эвакуации на поверхность. Для их эвакуации спасатели использовали гидравлические инструменты, пришлось резать борта вагона.
«Некоторые параметры, связанные с техническим регламентом, не в полной мере соблюдаются, потому что есть стремление руководства развивать сеть метрополитена с новыми станциями, ветками, иногда и в ущерб безопасности, — рассказал в интервью Pravda. Ru первый заместитель председателя комитета ГД по транспорту, член комиссии ГД по вопросам депутатской этики Михаил Брячак. — На эту деталь самому высшему руководству надо обратить самое серьезное внимание и не допускать того, чтобы были пропущены сроки на регламентах работ или замены каких-то кабелей, агрегатов и т. д. своевременно. Эту деталь, связанную с вопросом развития, в том числе иногда в ущерб вопросам безопасности, необходимо будет учесть».
«Версия о террористическом акте маловероятна в данной ситуации. Скорее всего, здесь сработал человеческий фактор, связанный с техническим обслуживанием, эксплуатацией подвижного состава и контактных сетей, — считает главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии», член экспертного совета при комитете ГД по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ Сергей Груздь, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — Не исключено, что в результате каких-то ошибок, недочетов, могло произойти резкое, несанкционированное отключение, снятие напряжения с контактной линии. Случай этот весьма неприятный, не только потому, что погибли и пострадали люди, а еще и с точки зрения технологической части эксплуатации московского метрополитена. Конечно, исключать каких-то дополнительных версий на данном этапе пока нельзя».
Некоторые эксперты, опрошенные Pravda. Ru, не исключают возможности теракта. На эту мысль наводят странная вспышка и сильное задымление. Мы следим за развитием событий.
Поезд аварийно встал в тоннеле примерно за 200 метров до станции «Славянский бульвар». Как сообщили Pravda. Ru в пресс-службе московского метрополитена, в связи с инцидентом было снято напряжение с контактного рельса на участке от станции «Киевская» до станции «Молодежная». На станциях «синей» ветки скопилось большое количество пассажиров. Им предлагают воспользоваться наземным транспортом или Филевской линией метрополитена для объезда.
Пострадавшие могут рассчитывать на компенсации до двух миллионов рублей в зависимости от полученных травм, за гибель пассажира положена фиксированная выплата также в размере двух миллионов и компенсация расходов на погребение в сумме 25 тысяч, сообщил президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев. Мэр Москвы также сделал заявление о том, что «родственникам погибших будет выплачен один миллион рублей. И пострадавшим — полмиллиона». «Вполне возможно, что мы продумаем и дополнительные меры социальной поддержки и компенсации», — сказал Сергей Собянин.
Увы, несмотря на повышенные меры безопасности, в московском метро трагедии с человеческими жертвами случались и ранее. Причем возникали они не только из-за терактов, но и по техническим причинам.
По мнению Дмитрия Гаева, начальника московского метрополитена с 1995-го по 2011 год, московский метрополитен является одной из самых надежных систем метро мира, однако в его истории тоже случались трагические дни.
На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля 1979 года произошло крушение поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек и кузова упали на путь. Последствия крушения устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы.
12 июня 1981 года на перегоне «Третьяковская-Октябрьская» возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Жертв не было. Правда, по другим данным, погибли минимум семь человек.
17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием, лестничное полотно неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2-2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора — около 100 человек — скатились вниз. Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.
В 1982 году летом на станции «Авиамоторная» в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Люди получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Многие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора. Точное количество жертв — восемь погибших и 30 раненых — было оглашено только девять месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.
20 апреля 1987 года около восьми часов вечера в хвостовом вагоне поезда, следовавшего в сторону центра по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел пожар. Причиной возгорания явилось короткое замыкание в силовой электрической схеме вагона. Жертв не было.
17 января 1994 года при выходе на линию поезда из электродепо «Владыкино» загорелся последний вагон. Некоторые пожарные пострадали из-за сильного воздействия высоких температур и токсичных продуктов горения, сгорели четыре вагона.
В 1996 году машинист из депо «Владыкино» уснул при управлении поездом. Неуправляемый поезд пробил стену депо и выехал на улицу, головной вагон оказался на улице. При разбирательстве ЧП пытались обвинить машиниста в том, что он был пьян. Однако причиной инцидента являлось то, что один машинист выполнял работу за нескольких человек и его график работы просто-напросто не позволил ему выспаться.
29 ноября 2004 года на станции «Чертановская» произошло столкновение двух составов без пассажиров. Люди не пострадали, но были повреждены автосцепки и другие устройства у многих вагонов, четыре вагона были отправлены на ремонт. Причина аварии заключалась в неналаженности нового оборудования СЦБ на перегоне перед станцией.
25 мая 2005 года началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро. В тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тысяч человек, всех их эвакуировали. Это был самый масштабный сбой в работе метро за всю его историю.
19 марта 2006 года поезд, отошедший от станции «Войковская» в направлении станции «Сокол», столкнулся с бетонной сваей, которая провалилась в тоннель прямо перед приближающимся составом. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал — в воскресный день вагоны были практически пусты.
25 июня 2008 года из-за скола головки рельса последние четыре вагона поезда, отъехавшего от станции «Владыкино», сошли с рельсов. Было снято напряжение с линии, и около 800 человек были эвакуированы из тоннелей. Из них восемь обратились за медицинской помощью, но погибших не было.
27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии «подземки» утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели 40 минут в перегонах между станциями «Семеновская» и «Электрозаводская».
26 октября 2011 года в тоннеле между станциями «Орехово» и «Царицыно» произошел пожар. Между станциями «Каширская» и «Красногвардейская» на это время было приостановлено движение. 15 апреля 2012 года, в вестибюле станции «Комсомольская» резко остановился эскалатор, в результате пострадало девять человек, погибших не было.
5 июня 2013 года произошел пожар в тоннеле между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина», загорелся силовой кабель. Из московского метро были эвакуированы до пяти тысяч пассажиров. За медицинской помощью обратились 47 человек.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Аварии и теракты в Московском метрополитене
По мнению Дмитрия Гаева, начальника московского метрополитена с 1995 по 2011 год, московский метрополитен является одной из самых надёжных [1] систем метро мира, однако в его истории тоже случались трагические дни.
Содержание
Инциденты
Первый теракт
Информация о терактах появилась только спустя два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя три месяца по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре — расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ. По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными. [2] [3] [4] [5]
Сход с рельсов поезда на перегоне Автозаводская — Коломенская в 1979 году
На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля 1979 года произошло крушение поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек, и кузова упали на путь. Последствия крушения устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии. Причины крушения рассматривала специальная научно-техническая комиссия. Она установила, что при разработке габарита вагона типа «Е» (нижних его точек) не были учтены все особенности конструкции этого типа вагонов, особенно уменьшение диаметра колес и высоты буксового штыря.
Авария на станции «Автозаводская» ускорила оснащение ПВС депо немецким спецавтомобилем «УНИМОГ», а также переоборудование техкабинета с пультом для аварийных игр локомотивных бригад. Всё оборудование вагона типа «Е» было действующим и работающим в штатном режиме.
Пожар на перегоне Третьяковская — Октябрьская в 1981 году
Авария эскалаторов на «Авиамоторной» в 1982 году
Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.
Примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2 — 2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора — около 100 человек — скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, в 17:45 станция «Авиамоторная» была полностью закрыта — поезда проследовали ее без остановки.
Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.
В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда? [8]
Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на нее людей, и люди действительно проваливались сквозь нее, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.
Точное количество жертв — 8 погибших и 30 раненых — было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.
В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев, с момента установки тормозных систем по день катастрофы, все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.
Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.
Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм. [9]
Пожар в поезде на станции «Павелецкая»
20 апреля 1987 года около восьми часов вечера в хвостовом вагоне поезда, следовавшего в сторону центра по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошёл пожар.
Причиной возгорания явилось короткое замыкание в силовой электрической схеме вагона.
Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943 году. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая древняя часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953 года.
После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена.
Пожар на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году
Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году
В течение двенадцати с небольшим часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы. Первая авария произошла в среду 30 марта 1994 года в 18:48 на перегоне «Нагорная» — «Нахимовский проспект». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. 31 марта во время манёвров, в 5:30, один из составов пропускался не по тому пути. Результат — новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская», но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда — его госпитализировали с черепно-мозговой травмой. [11]
Поезд пробил стену депо Владыкино
В 1996 году машинист Корнилов из депо Владыкино уснул при управлении поездом. Неуправляемый поезд пробил стену депо и выехал на улицу, головной вагон оказался на улице [1] При разбирательстве ЧП пытались обвинить машиниста в том, что он был пьян. Однако причиной инцидента являлось то, что один машинист выполняет работу за нескольких человек, и график работы при котором машинисты не высыпаются [2]
Теракт 1996 года
Теракт 1 января 1998 года
Взрыв в 2000 году
Размывы на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская»
Перегон между станциями «Царицыно» (до 1990 года «Ленино») и «Кантемировская» является проблемным с самого момента ввода в эксплуатацию.
В январе 2001 года под воздействием внешнего давления воды и грунтов конструкции тоннеля оказались повреждены, после чего работы по усилению тюбинговой отделки и «заморозке» грунтов стали проводиться регулярно, в ночное время, без остановки движения поездов. Скорость движения на перегоне была ограничена до 35 км/ч.
Несмотря на принятые меры, с 1 апреля 2001 года проблема грунтовых вод значительно обострилась — для проведения аварийных мероприятий работу участка «Каширская» — «Красногвардейская» прекращали на час раньше. 10 апреля 2001 произошел сильный выброс плывуна, в результате чего с 9 до 11 часов утра движение по 1-му пути участка «Орехово» — «Каширская» было полностью остановлено — поезда работали по челночной схеме по 2-му пути. С 11 часов движение было восстановлено с ограничением скорости, в 15 часов вновь прерывалось на полчаса, с 15.30 — восстановлено окончательно с ограничением скорости до 25 км/ч.
С середины 2003 года на перегоне производилось постоянное водоподавление с использованием акриловых и полиуретановых материалов. В ночь с 14 на 15 ноября 2003 года, во время бурения скважины из тоннеля для закачки водоподавляющих материалов в грунт, произошел выброс плывуна, а при его подавлении — интенсивный вынос песка через дефекты железобетонной обделки тоннеля. В результате аварийно-восстановительных работ к 5.30 плывун был заглушен, и работа Замоскворецкой линии началась по графику.
Однако воздействие проходящих поездов привело к открытию новых точек поступления плывуна в тоннель, и в 6.40 15 ноября 2003 года движение на участке «Царицыно» — «Кантемировская» было полностью остановлено. На время восстановительных работ, силами Мосгортранса и Московской железной дороги были организованы компенсирующие маршруты наземного транспорта. Аварийные работы были в основном закончены к 23.30 того же дня, была проведена обкатка участка поездами без пассажиров. Пассажирское движение на участке было открыто с утра 16 ноября.
В последующие годы на участке проводится замена несущей отделки тоннеля и постоянные работы по водопонижению и нагнетанию связывающих растворов в грунт.
На перегоне «Царицыно» — «Кантемировская» до последнего времени было постоянно включено тоннельное освещение. На этом же перегоне действует ограничение скорости до 25 км/ч. [18]
Взрыв на станции «Белорусская»
Теракт 2004 года
Взрыв на выходе станции «Рижская»
Столкновение поездов в 2004 году
Авария энергосети 25 мая 2005 года
Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.
По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:
Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:
Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро (На последней было восстановлено челночное движение, пассажиров перевозили только от улицы Старокачаловская).
В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.
По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Люблинской, Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.
На пересадочных станциях также часть поездов были возвращены. Например, на «Китай-Городе» работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку — на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях, она была закрыта на вход и выход до конца дня.
Разрушение тоннеля между станциями «Войковская» и «Сокол»
(Аналогичный инцидент на перегоне «Третьяковская» — «Марксистская» произошёл ранее, но там последствия были устранены за три часа, а также пассажиры своевременно предупреждены о необходимости ехать иной трассой, не выходя за пределы метрополитена)
Инцидент произошёл в воскресенье 19 марта 2006 года в 14:37. Поезд, отошедший от станции «Войковская» в направлении станции «Сокол», столкнулся с бетонной сваей, которая провалилась в тоннель прямо перед приближающимся составом. Машинист Андрей Ульянов заметил проваливающуюся через свод тоннеля сваю и применил экстренное торможение, однако избежать столкновения не удалось — головной вагон налетел на сваю и был сильно повреждён. Сваей повредило крышу вагона, после чего на передние вагоны рухнули куски бетонной облицовки тоннеля и ещё две сваи. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал — в воскресный день вагоны были практически пусты.
Как оказалось, над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того, как одна из свай провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. По заявлению руководства метрополитена, никаких обращений от этой или другой организации за разрешением проводить работы над метротоннелем в данном месте не поступало. Однако проводившая работу фирма предъявила все необходимые документы, выданные владельцем земельного участка. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.
В результате аварии часть Замоскворецкой ветки метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов. [23] В дневное время также была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.
Машинист состава, попавшего в аварию, 25-летний Андрей Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом Президента Российской Федерации был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. [24] Специалисты, расследовавшие случай аварии пришли к выводу, что реакция машиниста помогла избежать человеческих жертв — Ульянов своевременно заметил падающую сваю и организовал эвакуацию пассажиров. [25]
Взрывчатка возле «Профсоюзной»
Сход с рельсов поезда между станциями «Владыкино» и «Отрадное»
В среду, 25 июня 2008 года, в 16:59 мск, отъехавший от станции «Владыкино» поезд начал набирать скорость. На расстоянии 800 м от станции «Владыкино» из-за скола головки рельса [26] последние 4 вагона поезда сошли с рельсов. Было снято напряжение с линии, и около 800 человек было эвакуировано из тоннелей. Из них 8 обратились за медицинской помощью, 1 женщина была госпитализирована с гипертоническим кризом. Погибших нет. Как отметили врачи, все обращения были связаны не с самим чрезвычайным происшествием, а с обострением хронических заболеваний — вероятно, из-за стресса от неожиданной ситуации. Движение на линии полностью восстановлено к утру 26 июня. На время ликвидации последствий от Савёловского вокзала до м. «Тимирязевская» курсировало около 200 автобусов. На дорогах из центра в сторону Алтуфьево образовались пробки.
Задымление между станциями «Электрозаводская» и «Семёновская»
27 марта 2010 года на Арбатско-Покровской линии подземки утром задымился головной вагон поезда. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская». Была проведена эвакуация около шестисот пассажиров. Пассажиров начали выводить из поезда через торцевые двери вагонов к первому вагону, и далее по путям до станции «Семёновская». После этого напряжение ненадолго включили, чтобы два поезда, которые находились в тот момент на перегонах вместе с пассажирами, смогли дойти до ближайшей станции. Поезда курсировали на участках «Щёлковская» — «Партизанская» и «Курская» — «Митино». Полностью движение поездов по этой ветке было восстановлено в половине девятого.
Теракты 29 марта 2010 года
В результате террористической атаки общее число жертв составило 41 человек, раненых — 88 человек, 73 человека были госпитализированы с травмами различной степени тяжести.
Падение дерева между станциями «Измайловская» и «Первомайская»
Пожар между станциями «Орехово» и «Царицыно»
Авария эскалатора на станции «Комсомольская» Кольцевой линии
15 апреля 2012 года, в вестибюле станции Комсомольская резко остановился эскалатор, в результате пострадало 9 человек, погибших нет.