поле чистой философии по и канту определяло
Поле чистой философии по и канту определяло
Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности
Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривал как главный фактор, определяющий способ познания
Анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив элементами знания, исходя их самого субъекта.
В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность человека как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное начало.
Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.
Критический анализ познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.
Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.
Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, следовательно она не может быть причиной – законы разума.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.
Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел[4]. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.[5]
Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год)
1 этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
2 этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности рассудка. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.
В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.
Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.
Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.
Кант выделяет следующие категории рассудка:
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Необходимость и случайность
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка.
Об абсолютной морали и доброй воле
Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (другой перевод: «Основы метафизики нравственности»), 1785 год, Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю.
Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.
Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.
Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).
Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):
«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»;
«принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».
Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.
Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.
«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству».
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
человек как явление;
человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».
Человек, стремящийся к добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых дел. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как должно (следует) поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида.
Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.
Нравственное достоинство «приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести».
Нравственное учение и проблема религии
Свои ранние взгляды по данному вопросу Кант изложил в работе докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763 год). Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным.
В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни есть высшее благо.
В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.
Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.
Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.
« Относись к человеку как к цели, а не как к средству. »
Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.
От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.
Идея права и государства
По мнению В. Ф. Асмуса, социально-политическое учение Канта было противоречивым.
В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.
Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.
В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.
В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 года) Кант опубликовал статью «Конец всего сущего». Идея конца всего сущего представляется в этой статье как размышление об участи всего человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.
Три варианта конца:
естественный — «соответствующий моральным целям божественной мудрости»;
сверхъестественный — по непонятным для людей причинам;
противоестественный — который «мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели».
Ответы на тесты по теме Философия
Антиномии Канта — это что?
Абсолютный, всеобщий, необходимый нравственный закон у И. Канта:
Априорные формы, по Канту, это:
—> Укажите основные категории в философии И. Канта:
“вещь в себе”, “вещь для нас”
У Канта есть 4 вопроса, являющихся предметом подлинной философии. Какой из указанных — лишний?
“Априори”, “апостериори”, “антиномия”. Какой еще термин в наибольшей степени относится с словарю философии Канта?
Категорический императив Канта гласит
действуй только по такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом, так, как будто бы максима твоего действия по твоей воле должна сделаться всеобщим законом природы
Признаки априорного знания, по Канту
необходимость и строгая всеобщность
Сферой “практического разума” у Канта является:
сфера этического суждения
В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на
человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями
Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам
Известный немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, являющийся одним из наиболее видных представителей культурологического течения философской антропологии, — это:
—>
По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:
То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано
Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:
законов разума и его границ
Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:
«Критика практического разума»
В философии И. Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:
мире «вещей самих по себе»
Смысл категорического императива И. Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:
поступает добродетельный человек
Неокантанцами, разрабатывавшими методологию гуманитарных наук, были:
Иммануил Кант и его философия
Иммануил Кант заложил фундамент классической философии в Германии. Представители немецкой философской школы концентрировали внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно природы и мира. Философия Иммануила Канта определяла главную задачу в том, чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и человеческого разума.
Философские взгляды Канта
Начало философской деятельности Канта называют – докритическим периодом. Мыслитель занимался естественнонаучными вопросами и разработкой важных гипотез в этой сфере. Он создал космогеническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности. Также, он работал над теорией влияния приливов и отливов на суточную скорость вращения Земли. Кант изучал не только природные явления. Он исследовал вопрос естественного происхождения отдельных человеческих рас. Он предложил классифицировать представителей животного мира по порядку их вероятного происхождения.
После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».
Биографические данные
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.
Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.
В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.
Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста. Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился. Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.
Гносеологические взгляды Канта
Под гносеологией понимают философско-методологическую дисциплину, исследующую знание как таковое, а также изучающую его строение, развитие и функционирование.
Ученый не признавал догматический способ познания. Он утверждал, что необходимо основываться на критическом философствовании. Свою точку зрения он ясно выразил в исследовании разума и достижимых им пределов.
Кант во всемирно известном произведении «Критика чистого разума» доказывает правильность агностических идей. Агностицизм предполагает, что невозможно доказать истинность суждений, если основываться на субъективном опыте. Предшественники философа рассматривали объект познания (т.е., окружающий мир, действительность), как основную причину трудностей познания. Но Кант не соглашался с ними, высказывая предположение, что причина трудностей познания – в субъекте познания (т.е. в самом человеке).
Философ говорит о разуме человека. Он считает, что разум несовершенен и ограничен в возможностях. При попытке выйти за пределы возможностей познания, разум натыкается на непреодолимые противоречия. Эти противоречия Кант выделил и обозначил как антиномии. Пользуясь разумом, человек способен доказать оба утверждения антиномии, несмотря на то, что они противоположны. Это ставит разум в тупик. Кант рассуждал, как наличие антиномий доказывает, что у познавательных возможностей человека существуют пределы.
Взгляды на этическую теорию
Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю. Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.
Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.
Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.
Эстетика Канта
В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.
Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:
Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.
Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.
Влияние на мировую истории философии
Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.
Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.
Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.