поле чудес для детей по растениям

Игра «Поле чудес» для младших школьников 3-4 класса с презентацией. Лекарственные растения

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

Ведущий: Ребята, сегодня мы снова встретились на игре «Поле чудес». А говорить мы сегодня будем о лекарственных растениях.
Человек давно заметил, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают.
Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе были описаны рецепты для лечения 450 болезней. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. О некоторых из них мы вспомним сегодня в нашей игре.

Итак, тема сегодняшней игры – Растения-доктора.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!

Ведущий: Мы с вами читали, беседовали о лекарственных растениях. Сейчас вам предстоит продемонстрировать свои знания. Для начала проведём отборочный тур для определения 1-ой тройки игроков.

Загадки:
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы. (Лук)

Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке. (Петрушка)

Листья, будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год леченье,
И всё от воспаления. (Укроп)

Ведущий: Приглашаю к игровому столу первую тройку игроков.
(К столу, на котором стоит игровой круг с волчком, выходят 3 участника)

Ведущий: Вам всем хорошо известна эта игра. Но мне хочется рассказать вам о правилах нашей игры.


Итак,
— Вы должны внимательно выслушать задание и попытаться угадать слово, назвав при этом само слово или одну букву. Для начала вам необходимо привести в движение волчок. Стрелка укажет вам, что необходимо сделать.
— Если выпадет знак «+», то можете назвать букву, которую мы откроем, если она есть в слове-отгадке.
— Если же выпадает знак «-», то вы теряете возможность ответа, и право хода переходит к другому участнику.
— Если выпадет знак «+1», то можете назвать две буквы, даже, если первую букву вы не угадали.
— Если выпадет знак «Б», то можете открыть любую букву в слове, не называя её. (Например, первую, последнюю или др.)
— Если выпадет буква «П», то вы можете взять приз и выйти из игры.

На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 1-го тура.

Ведущий: Настойка из почек этого растения лечит кожные заболевания, является ранозаживляющим средством. Сок повышает сопротивляемость организма к болезням. Настой из листьев используется при воспалительных заболеваниях почек и мочевого пузыря. Пропаренные листья этого растения прикладывают для уменьшения болей в суставах.

Вопрос: Назовите растение, у которого целебными являются кора, почки, листья, корни и сок? (Берёза)

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

Ведущий: Поаплодируем победителю 1-го тура! Выберем теперь участников 2-го тура игры.
Отборочный тур для определения 2-ой тройки игроков.

Листья этого растенья обжигают нас,
Сок из листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп.
Голову мыть его отваром – волосы растут. (Крапива)

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Ведущий: Приглашаю к игровому столу вторую тройку игроков.
На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 2-го тура.

Ведущий: Масло этого растения широко применяется в качестве ранозаживляющего, противовоспалительного, болеутоляющего средства при ожогах, обморожениях…Настой и сок применяют при недостатке витаминов, болях в желудке. Отвар плодов и веток применяется против выпадения волос.

Вопрос: Как называется это растение? (Облепиха)

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

Ведущий: Поаплодируем победителю 2-го тура! Выберем теперь участников 3-го тура игры.

Отборочный тур для определения 3-ей тройки игроков.

Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинара и врача
Они незаменимы.
Источник витамина С –
От кашля избавление.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслаждением. (Смородина)

Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение
Побеждают без сомненья.
Есть варенье, сок, пюре
И аптека во дворе. (Яблоня)

Ведущий: Приглашаю к игровому столу третью тройку игроков.
На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 3-го тура.

Ведущий: Это растение в народной медицине используется как витаминное, противовоспалительное, иммуностимулирующее и ранозаживляющее средство. Необычные листья этого растения выделяют запахи, убивающие микробы, используются для успокаивающих ванн.

Вопрос: Как называется это растение? (Сосна)

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

Ведущий: Какую болезнь лечат этой травой? (Сердечные болезни)

Ведущий: Поаплодируем победителю игры со зрителями! (Победителю игры со зрителями вручается подарок).
Прошу победителей 1,2,3-го туров занять свои места у игрового поля!

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Источник

Игра «Поле чудес». Тема «За здоровьем к растениям»

Разделы: Биология

Цель: Развитие познавательного интереса в изучении лекарственных растений родного края. Познакомить с лекарственными свойствами этих растений.

Задачи: Продолжать знакомить детей с лекарственными свойствами растений нашего края, воспитывать любовь к природе, учить детей любить и защищать природу, бережно относиться к растениям.

Время проведения: 45 минут.

Возраст детей: 10-12 лет

Оформление: Выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации.

Ход занятия

Ведущий: Прежде, чем начать игру, послушайте отрывок из сказки.

… И пришла тогда девица к старой колдунье и попросила приворотного зелья, чтобы милого присушить, заставить его полюбить её. И сказала колдунья: «расскажу тебе, как волшебное зелье сварить. Да только делай так, как я велю. Встань на рассвете, умойся студеной водой да поклонись трижды по семь раз солнышку. Как оно вставать станет, соберешь травы, какие я тебе скажу. Да вари их с наговором, а подавай с поклоном и лаской».

Вы скажете. Что приворотного зелья не существует, что колдунья обманывает. Лучше попробуем сделать все то, о чем ск5азано в сказке. Встань на рассвете, умойся холодной водой… Разве не закаливанию нас учат врачи? Прогуляйся по утреннему лесу в поисках нужных трав или даже просто без цели. Разве это не полезно? Посмотрите-ка на себя в зеркало, как вернетесь: щеки разрумянились, глаза сияют – просто красавицы! А поклоны трижды по семь раз солнышку… Да это же наша обычная зарядка, которая помогает на долгие годы сохранить стройность, легкость, подвижность и бодрость!

Пришел черед говорить о травах, которые входили в состав приворотного зелья. Это очень вкусный и полезный напиток из плодов боярышника, листьев Иван – чая, земляники, брусники, душицы, черники. Заварить и подавать по сказочным правилам. Напиток снимает усталость, поднимает общий тонус, после такого напитка человек словно сбрасывает с себя плохое настроение, становится активным, бодрым, жизнерадостным. Вот и весь секрет!

Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: деревья, кустарники, травы и цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. Березовыми почками лечат печень, а березовый веник выгоняет хворь в бане. Если чувствуешь себя плохо, кружится голова – значит, в организме не хватает витаминов. В этом случае поможет чай с плодами рябины. Перечислять целебные свойства растений можно долго и много. Об этом написано немало книг … но начнем игру.

Поиграем

Посередине зала стоит три стола, за которыми будет проходить игра. Выбираем три команды игроков по четыре человека в команде (возможны варианты: разное количество команд и количество игроков в команде). Выбирается жюри. (Жюри можно выбрать из педагогов, чьи дети участвуют в игре, либо из детей старших групп центра).

Ведущий: Чтобы выбрать первую команду игроков, я загадаю загадки. Четыре ребенка, отгадавшие первые четыре загадки, садятся за один стол. Это первая команда игроков (можно выбрать две, три или четыре команды по четыре человека)

1. Желтый и синий, поэтому он
Носит в названии пару имен.
(Иван-да-Марья).

3. На земле лежат листки,
Маленькие лопухи
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук
(Подорожник)

4. Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас
(Малина)

Четыре ребенка, отгадавшие четыре загадки, садятся за следующий стол. Это вторая тройка игроков.

2. Лист горбочком с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час.
(Алоэ)

3. Золотая середина, и лучи идут кругом
Это может быть картина, солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
(Ромашка)

Четыре ребенка, отгадавшие следующие четыре загадки, садятся за третий стол. Это третья тройка игроков.

1. Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платье в полоску.
Ты узнаешь… (березку).

2. По весне бывают ярки,
Все луга, поляны, парки
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты.
Угадайте, что же это? (Цветы).

3. Желтый цвет на ножке.
Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапах кошки.
Семена цветка легки.
Те цветочки – (ноготки).

4. Что за зонтик расписной
Появился под сосной?
Красная макушка
В беленьких крапушках.
Украшает лес и бор
Гриб – красавец (мухомор).

Первый тур

Разминка.

Ведущий предлагает перед началом игры провести разминку и дает командам следующие задания:

«Ботанические» загадки

Второй тур

«Загадки на лесной полянке»

Ведущий загадывает загадки о растениях, спрашивает, какая польза от этих растений. (За правильный ответ – фишка)

Ведущий: Много трав полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Вопросы:

Третий тур

Гадание на ромашке.

Предложить детям приготовленный из бумаги цветок ромашки с лепестками. На каждом лепестке написано задание. Капитан команды отрывает один лепесток с заданием и команды должны это задание выполнить.

1. Предложить детям спеть (или проговорить) песню, где есть название цветка или травы. Например:

Ягода-малина.
Калина красная.
Ой, цветет калина.
Белая черемуха душистая и другие.

2. Придумать несколько слов из названия одного цветка или травы (Например: ромашка, одуванчик, подорожник). Записать, посчитать, у кого больше.

3. На каждом лепестке написаны названия лекарственной травы или цветка. Дети получают задание придумать одну загадку про это растение, указав в тексте его лекарственное свойство. (Ромашка, крапива, подорожник, малина, смородина и другие).

Игра со зрителями

Пока команды выполняют задание, ведущий проводит игру со зрителями.

Конкурс знатоков русских пословиц.

Ведущий произносит начало пословицы, а зрители должны закончить. (За каждый правильный ответ команде – фишка).

Четвертый тур

Викторина «Иван-травник»

Игра окончена. Пока жюри подводит итоги, предлагаем детям посмотреть модный показ на тему «Летние цветы». Модели подготовлены заранее ребятами центра, каждая модель обозначает цветок. Например: незабудка, ромашка, и другие, придуманные детьми. Мальчик и две девочки одеты в хакасские национальные костюмы. Название: Хакасия – мой край родной.

В заключении награждение победителей и участников почетными грамотами, медалями каждому участнику и сладкими призами.

К работе прилагается презентация. (Приложение 1)

Источник

Сценарий игры «Поле чудес» по теме «Растения нашего края»

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям

Тема: Растен и я нашего края.

— расширять знания о растениях;

— учить видеть и чувствовать прекрасное, вызвать желание заботиться о чистоте окружающей среды;

— способствовать созданию теплого микроклимата в каждой семье.

Оборудование: круг “Поле чудес”, рисунки с изображением цветов, буквы, цифры, алфавит, карандаши, призы, выставка книг, гербарий “Растения нашего края”.

— Сегодня наша игра посвящена цветам. Мы часто задаем себе вопрос: что на свете прекрасно? Прекрасное всегда рядом с нами, только его надо видеть. Прекрасен запах свежевспаханной земли, первый голубой цветок подснежника, поток осеннего листопада, сказочный зимний лес, когда кажется, только дотронься до ветки, и она зазвенит тысячами колокольчиков.

Еще в древности люди отмечали цветами все торжественные события в своей жизни. Нет на земле ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий и красок.

А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, касатикки и васильки, колокольчик и незабудка, фиалка и лютики. Как надо любить растения, чтобы дать им такие меткие названия и ласковые имена. Нет на земле ничего прекраснее и поэтичнее цветов. Цветы наполняют душу чувством близости к природе, будят мечту, создают ощущение легкости, радости и чистоты.

На земле нет ничего прекраснее и нежнее цветов – этого драгоценного дара природы.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры.

1. Цветок какого растения поворачивается за солнцем? (подсолнух)

2. Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

3. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

Это растение лучшее украшение окон, малых садов и газонов. Народная медицина считает, что аромат листьев снимает головную боль, прогоняет усталость. Об этом растении есть легенда, дошедшая до наших времен.

У бедных крестьян тяжело заболел сын. Что ни делали отец с матерью, какие снадобья ни готовили, больной не поднимался. Опечалились родители и обратились к лекарю-цветознавцу. Осмотрел лекарь больного и посоветовал приобрести несколько кустиков душистого растения и установить над изголовьем больного. Утром болезнь миновала.

В Беларуси это растении иначе зовут журавельником или аистником.

ГЕРАНЬ

Жарче восходящей рани

Пламенеет куст герани,

В затемненном полусне

Светит радугой в окне.

1. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

2. Все знакомы с нами,

С мелкими гвоздями.

3. Что в хлебе родится,

А есть не годится? (василек)

В народных речениях белорусов это растение называется краспак или камвалия лесная. В некоторых сказках гномики пользуются цветами этого растения как фонариками.

По легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко в то время, когда он отдал свое сердце девушке полей и лугов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы – символы чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.

ЛАНДЫШИ

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья по ветру парят.

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

1. Стоят в лугах сестрички –

2. Есть очень яркие цветы

С расцветкой небывалою.

Но королевой красоты

3. Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

В Беларуси очень много зарослей этого растения на Полесье. Они растут по берегам рек, на заливных лугах.

Легенда гласит. Шли по тайге прохожие. Шли день, шли другой, а тайге конца-края не видно. Продукты закончились, люди обессилили и начали впадать в отчаяние. Только какая-то птица все время порхала над обессиленными и неустанно причитала: «Вы-жи-ви-ка!»

Рассердились прохожие на птицу, захотели изловить, но когда бросились на поимку, неожиданно напоролись на колючий кустик, а на кустике ягоды черные заприметили. Взяли по ягодке – другой, а ягоды вкусные, душистые. За символической трапезой сориентировались в лесу и благополучно вышли на дорогу.

ЕЖЕВИКА

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Из ягод этого растения пекут пироги, варят кисели, соком их подкрашивают вина и напитки. По народным приметам: зацвело это растение – пора сажать картофель.

Не туманов дымных всполохи

Над рекою поднялись,

Над рекой кусты черемухи

Белым цветом занялись.

Этот цветок раскрывается одним из первых после восхода солнца, за это его называют «око дня».

В переводе с греческого это слово обозначает «жемчужинка».

Одна впечатлительная девочка, глядя перед сном на небо, усыпанное звездами, задумчиво шептала: «Звезды, звезды, сделайтесь, пожалуйста, цветами, чтобы я могла с вами поиграть». Утром вся лужайка была усыпана белыми серебристыми цветами.

У нас эти цветы цветут с апреля до июля, а с наступлением прохладной и

Влажной погоды могут зацветать повторно.

МАРГАРИТКИ

1 2 3 4 5 6 7 8 910

В травяном зеленом кружеве,

Маргаритка, как жемчужина,

Малой капелькой горит.

СУПЕРИГРА

Хрупкие на вид, эти поздние цветы очень жизнестойкие. Они выживают даже под снегом и слоем льда. Стоит только внести их в тепло, как совершится чудо – цветы оживут и будут еще долго радовать нас яркими нежными расцветками и неповторимой свежей зеленью.

Родина этого цветка – Япония. Там его называют «кику», что значит солнце. В переводе с греческого «золотой цветок».

С магическими свойствами цветка связана легенда о происхождении Японии.

В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему стало известно, что на одном из ближайших островов есть растение, из сока которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император и его придворные были людьми грешными и на остров послали 300 молодых юношей и девушек, которые не захотели вернуться к жестокому императору, а основали новое государство – Японию.

ХРИЗАНТЕМА

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В синем поле холодные тени,

Белый иней в саду на заре.

Хризантемы цветут, хризантемы,

День осенний стоит на дворе.

Цветы – это щедрое гостеприимство Земли. Жизнь торжествует, когда вокруг нас цветы. Они всегда с нами: в будни и в праздники. Их дарят новорожденному и первокласснику, матери и возлюбленной. Цветы в интерьере и цветы в костюме, цветы вокруг нас. Цветы – это нравственное здоровье человека.

Источник

Игра «Поле чудес» для лекарственных растения

поле чудес для детей по растениям. Смотреть фото поле чудес для детей по растениям. Смотреть картинку поле чудес для детей по растениям. Картинка про поле чудес для детей по растениям. Фото поле чудес для детей по растениям Елена Максимова
Игра «Поле чудес» для лекарственных растения

Игра «Поле чудес»

Тема: «Лекарственные растения»

Цель: расширить знания учащихся о лекарственных растениях

1.Образовательные: ознакомление со способами сохранения и укрепления своего здоровья с помощью полезных растений; расширение кругозора учащихся.

2.Развивающие: развитие познавательного интереса к природе; развитие навыка поиска информации; развитие навыка работы в группе, коммуникативных способностей; развитие речи, внимания, памяти, мышления и творческих способностей учащихся.

3.Воспитательные: привитие любви к живой природе; к художественному слову воспитание культуры поведения; воспитание самодисциплины, ответственности, доброжелательности и взаимопомощи; воспитание уверенности в своих силах.

почти такие те же, как и в ее популярной телевизионной версии.

В каждом туре игры участвуют трое игроков.

При своем очередном ходе игрок может либо крутить барабан, либо назвать все слово целиком.

Если игрок угадывает слово – он сразу побеждает в туре. Если не угадывает – выбывает из игры.

После остановки барабана на нем выпадает определенное количество очков. Игрок должен указать букву, которая, по его предположению, содержится в загаданном слове.

Если такая буква есть – он получает выпавшие на барабане очки и делает повторный ход. Если эта буква в слове не одна – очки умножаются на количество букв.

Если такой буквы нет, ход переходит к следующему игроку.

Кроме того, на барабане есть дополнительные сектора.

Сектор БАНКРОТ обнуляет все накопленные игроком очки и передает ход очередному игроку.

Сектор ПЕРЕХОД ХОДА также передает ход, но очки за игроком сохраняются.

Игра заканчивается тогда, когда все буквы в слове будут открыты.

Победителем тура является тот, кто открыл последнюю букву слова.

Загадки о растениях

• До поздней осени на нас бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый глаз через ресницы белые… (Ромашка.)

• На кусточки под листочки кто-то бусы бросил –

Все поляны в синих точках у зеленых сосен. (Черника.)

• Красная свечка, белое сердечко,

Чаем ароматным напоит, от ангины исцелит. (Малина.)

• Был цветок, как медок молодым, а когда постарел, стал, как дым. (Одуванчик.)

Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги. (Подорожник.)

• Сердечко песочное, лепестки молочные. (Ромашка.)

• Белые горошинки на зеленой ножке. (Ландыши.)

Растет в траве Аленка в красной рубашонке. (Земляника.)

Полезен, приятен и ароматен чай,

Конечно, не с ватой, а с … (мятой).

• Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (Земляника.)

• Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Смородина.)

Вопрос-загадка для первой тройки игроков:

У этого растениясуществует много различных названий: молодильник, ванник, язык лесной, заячьи уши,

Существует немало легенд мифов и поверий о происхождении этого растения:

У православных христиан появление этого растения на свете считается результатом слез Евы, оплакивающей свое изгнание из райского сада Эдема. Еще одна христианская легенда утверждает, что это растение выросло из слез, которые обронила Дева Мария у подножия распятого Христа. На языке цветов оно символизирует смирение, чистоту, скромность и возвращение к счастью.

В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – эльфы,и прячутся на ночь солнечные зайчики.

В Финляндии он является государственным цветком-символом. А в Голландии существует поверье, что их у себя в саду должны высаживать новобрачные-молодожены, чтобы их любовь год от года не угасала, а, наоборот, с каждым приходом весны возрождалась заново.

Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гулянья.

Из них составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующие молодость и чистоту.

Вопрос-загадка для второй тройки игроков

Это растение связано с христианскими легендами. Оно считалась деревом Богородицы; говорили, что на нём отдыхает Богородица, спускаясь с небес на Землю. На него вешали образки и иконы. Согласно легендам, оно прикрыло своими ветвями Богородицу с маленьким Христом во время их бегства в Египет. Дерево это богато на чудеса: говорят, если долго стоять под ним во время цветения, можно увидеть ангела.

Оно в качестве чудесного дерева — фигурирует также в северно-русской сказке (похожей на сказку о золотой рыбке): в ней говорится о том, как мужик, который пытался срубить в лесу дерево, был остановлен его голосом; оно просило не рубить его, а взамен обещало выполнить любое его желание; по указу своей жены он вытребовал от него богатство, но когда попросил сделать так, чтобы его с женой все боялись, дерево превратило их обоих в медведей.

Приходите к нему каждый день в течение недели, двух или трех. Оно успокоит, подлечит и укрепит. Оно символизирует дружбу, поэтому беседы под его кроной очень задушевные.

Широко использовалось в хозяйственной деятельности крестьян России.

Говорили, что это дерево «обувает» крестьян. Из древесины этого растения делали чашки и ковши, блюда и подносы, сани и телеги, ювелирные изделия и сувениры.

Настой цветков используют для полоскания горла при ангине. Самым лучшим мёдом считается тот, который собран с цветков этого растения.

Вопрос-загадка для третей тройки игроков

Легенда :Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан.Богиня решила поговорить с ним:

Тюльпан, не задумываясь,ответил:

— Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой. От самонадеянности тюльпана богине стало грустно. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.

— Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход. Ответ розы не понравился богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.

— Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету. В отчаянии богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на яркий цветок.

— Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу.Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.

— Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.

С тех пор эти цветы цветут долго и практически в любых условиях.

В народе называют это растение по-разному: кульбаба, зубник, светик, пухлянка, солдатики, молочник, дойник, воздушный цвет, масляный цветок, мартовский куст.

Корень применяют для улучшения аппетита. Соком выводят бородавки.

В народной медицине настойку корней пьют при туберкулезе легких, ревматизме, болях в животе. (ОДУВАНЧИК)

Вопрос-загадка для четвёртой тройки игроков

Это одно из самых древних лекарственных растений. Еще в Китае в медицинских целях его собирали более 3тысяч лет назад. Древние греки и римляне применяли семена при воспалительных состояниях желудка и кишечника. Употребляли его известные врачи Гиппократ и Гален. Авиценна считал, что он чрезвычайно хорош для лечения язвы желудка. Авиценна применял листья также как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство.

Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом растения, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран. (ПОДОРОЖНИК)

Вопрос-загадка для игры со зрителями

Давным-давно, когда человек ещё не называл себя царём природы, он посвящал этому растению стихи и легенды.Одна такая легенда дошла и до нас: жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным ее богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла уже над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать ее, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала красавица на все домогательства атамана, но это не остановило злодея и в одну из темных ночей его слуги выкрали девушку из родительского дома. Долго держал он ее в темнице, но в день свадьбы удалось ей бежать в ближайший лес. Вспомнились ей счастливые встречи с любимым, не выдержало её сердце страданий и мук и жизнь оставила её. А на месте ее гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел однажды атаман красивый куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючками. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Сорвать их может только добрый человек. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье.

С тех пор, как человек начал собирать и употреблять в пищу и для лечения дикие плоды, он стал одним из самых известных и привычных растений. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства и краски, красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты.

У многих народов из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов, героев и правителей, женщины и девушки украшали себя бусами из ярких плодов, был он участником общественных мероприятий. У славянских народов это растение символизирует красоту, молодость, любовь и крепкую мужскую стать.

Загадки про это растение:

— Дерево латинско, лапы богатырски, когти дьявольски.

— Стоит древо, древо ханское, платье шамаханское, цветы ангельски, когти дьявольски.

— Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко сыто – камнями набито.

Вопрос-загадка для Супер-игры.

Народные названия этого растения: одолень-трава, балаболка, плывучник, блискалка, белые курочки.

Молва приписывает этому растению волшебные свойства. Его наделяли свойствами охранять людей, оно могло дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могло и погубить того, кто искал его с нечистыми помыслами. Его вкладывали в ладанку и носили как амулет.

Это одно из самых красивых растений. Цветки крупные, до 20 см в диаметре. Оно в древности считалось символом красоты и милосердия. Эти растения растут в водоемах со стоячей или медленно текущей водой на глубине до 2 метров. В славянских сказках представление об этих растениях связывается с загадочным образом русалки.

Скандинавские легенды говорят, что листья и цветки этих растений служат лодочками для маленьких эльфов.

Легенда североамериканских индейцев говорит о том, что две звезды Полярная и Вечерняя поспорили между собой, кому достанется стрела, которую пустил в небо великий индейский вождь и столкнулись в полете. От их искр появились эти растения.

Они охраняются законом, так как их осталось в водоемах рек и озер совсем мало. Цветут долго, с конца мая и по август. В народной медицине применяются цветки и корневища для лечения бессонницы, заболевания почек, при лечении гнойных ран, отваром моют голову при выпадении волос. Если прийти рано утром на озеро, то можно пронаблюдать, как появляются эти цветы из воды. Это незабываемое зрелище! Вот из глубины озера начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом еще один, чуть подальше еще. Удивительно то, что бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснутся поверхности воды. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться и цветок похож на нераспущенный бутон.И вот тут происходит интересное: закрывшиеся цветы кувшинки, начинают медленно погружаться в воду. Это плети-стебли, укорачиваясь, втягивают цветы за собой. Они очень любят солнце, чуть набегут тучи и они медленно начинают закрываться.

Памятка сборщику лекарственных растений

Лекарственные растения собирают в солнечную,сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

• Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

• Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

• Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

• Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

• Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках –например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

• В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *