поле чудес первый выпуск в каком году
История
«Поле чудес» — российская телепрограмма, выходящая на Первом канале вечером каждой пятницы.
С 1991 года ее бессменным ведущим является народный артист Российской Федерации Леонид Аркадьевич Якубович.
Здесь вы можете более подробно ознакомиться с историей нашей передачи.
Съёмки
Запись 60 минут эфира длится до трех часов. Съемки передачи ведутся независимо от ее эфира: они могут организовываться как в будни, так и в выходные дни. За два съемочных дня записываются четыре передачи. Сами съемки проходят в 5-й студии телецентра «Останкино».
Музей подарков
Решение об открытии выставки «Музей подарков „Поле чудес“» было принято в 2001 году, но идея его создания была высказана ещё в начале 1990-х. Подаркам, которые призваны рассказать о далеких городах и сёлах, из которых приезжают игроки телепрограммы, об их профессиях и увлечениях, нужен был дом.
Где только не побывал музей: и в Центральном музее Вооруженных Сил, и на Ставрополье, и в Самаре… До августа 2014 года музей располагался в павильоне «Центральный» Всероссийского выставочного центра (ныне ВДНХ). Из-за ремонта, в котором нуждался павильон, музей пришлось временно закрыть. Однако музей вновь открылся в сентября 2015 года на территории телевизионного технического центра «Останкино».
Экспозиция Музея подарков сравнительно небольшая, но все же в ней можно найти первый ящик телепрограммы «Поле чудес», костюмы, которые надевал Якубович, многочисленные портреты Якубовича и многое другое. К сожалению, пока посетителем музея может стать только тот, кто находится на территории ТТЦ «Останкино», где снимается «Поле чудес» и другие передачи. Мы надеемся, что полноценная выставка музея вновь откроется в стенах одного из павильонов ВДНХ, а многочисленные посетители смогут увидеть все экспонаты, подаренные ведущему всенародно любимой программы за 30 лет.
«Полю чудес» 30 лет: интересные факты о любимом телехите россиян
6 октября 1990 года по всей нашей стране телезрители имели удовольствие насладиться первым выпуском телешоу «Поле чудес». Тогда еще никто не мог предположить, что передача из смелого эксперимента превратится в настоящий хит, который завоюет сердца россиян от мала до велика. Самые интересные факты о «Поле чудес» читайте далее в нашем материале.
Мало кто знает, но любимый многими Леонид Якубович – вовсе не первый и единственный телеведущий «Поля чудес». Первым крутить барабан начал Владислав Листьев – непосредственный продюсер передачи. Лишь спустя год зрителям довелось познакомиться с Леонидом Аркадьевичем, впоследствии ставшим лицом телешоу. На вопрос, почему Листьев уступил ему место ведущего на пике популярности, в своих интервью звезда отвечает так: продюсер не хотел останавливаться на достигнутом и отправился за пределы «Поля», чтобы дать жизнь и другим передачам.
Считается, что все «новое советское» изначально было «украденным американским», однако идея создания «Поля чудес» родилась в одной из гостиниц Парижа. Именно там по телевизору демонстрировали аналогичное по содержанию шоу, пришедшееся по вкусу Анатолию Лысенко – руководителю одного советского телехита того времени – «Взгляда». Он и предложил Владиславу Листьеву записать основные элементы передачи на бумаге, так как сам не понимал ни единого слова по-французски. Конспект, составленный буквально «на коленке», содержал основной принцип игры, упоминание о призах, декорации, а также описание образа ведущего, в который так успешно вжился впоследствии Якубович.
Интересный факт: в действительности существует еще одна версия создания «Поля чудес», согласно которой идею для шоу Листьеву подсказал будущий художественный руководитель программы – Алексей Мурмулев, увидевший передачу аналогичного формата в Австралии. Кстати, в течение первых лет после создания передачи его фамилия шла второй в титрах после имени самого Листьева.
За 30 лет в передачу было вложено немало усилий. То, что сегодня зрители наблюдают на телеэкране во время каждой серии, – уникальный плод творческих усилий каждого из членов команды «Поля чудес». Например, изначально передача не подразумевала наличия на барабане сектора «Приз», подарков игрокам, а также подарков от участников программы. Не было у шоу и личного музея, а также знаменитой фразы для объявления перерыва – «рекламная пауза!». Все это придумал и успешно интегрировал сам Леонид Аркадьевич. Он же поставил перед работниками шоу задачу, чтобы география происхождения участников, приезжающих угадывать слово, была максимально широкой. Это указание веселого телеведущего выполняется и по сей день.
Чтобы шоу могло продолжаться даже в непростые времена финансового кризиса, программа взяла на себя обязательство оплатить людям пребывание в Москве. Так, каждому участнику «Поля чудес» полагается бесплатное трехдневное проживание в местных гостиницах. В оплате перелетов до места передача участия не принимает, однако транспортные расходы зачастую людям компенсируют спонсоры или городская администрация.
Когда-то все угощения, которые щедрые участники привозят на программу для Леонида Якубовича, команда телепередачи пыталась передавать в детские сады и ясли. В конце концов они получили официальный запрет от санитарно-эпидемиологической службы, так как состав блюд и их хранение вызывали сомнение в пригодности для кормления детей. Поэтому теперь все, что привозится, после команды «снято» выкладывается на общий стол для зрителей, приходящих в студию. После каждой серии за ним собираются дети и взрослые и устраивают общий праздник, как это обычно принято в гостях.
В каждой программе Леонид Аркадьевич, получающий подарки, заявляет, что они пойдут в музей «Поля чудес». Такое место действительно существует, и раньше под него отводился целый павильон на ВДНХ. Сейчас экспозиция переехала в телецентр «Останкино», однако сам Якубович считает, что стихийно родившийся с его помощью «музей народного творчества» может вновь вернуться на свое исконное место. Кстати, о каждом экспонате заботятся настоящие профессионалы музейного дела, хорошо понимающие, как должна выглядеть интересная выставка.
Оказывается, слова, требующие отгадки, как и задания к ним, составляет редакторская группа, до начала шоу никак не контактирующая ни с участниками, ни со зрителями, ни даже с самим ведущим. Все материалы Якубович получает ровно за минуту до начала съемок. Кстати, неизвестно Леониду Аркадьевичу и то, что находится в загадочном черном ящике, поэтому уговаривая кого-либо из участников взять деньги, он не имеет каких-либо скрытых намерений.
Название телешоу, полюбившегося всей стране, родилось в рамках мозгового штурма, устроенного в неформальной обстановке Листьевым и Мурмулевым. В то время страна была совершенно другой – советской – и им хотелось сделать смелый вызов опостылевшей действительности. Изначально коллеги остановились на названии «Капитал», но потом решили, что оно как-то сухо звучит. Через некоторое время появился вариант с «Полем чудес». Выбор между двумя названиями оказался непосильной задачей, поэтому Листьев и Мурмулев решили использовать их оба. Так одновременно родились и новый жанр телепрограмм, и идеальное название, соединившиеся в «Капитал-шоу «Поле чудес».
В связи с ограничениями, вызванными эпидемией коронавируса, работа телешоу серьезно усложнилась. Во-первых, в студии теперь нет зрителей, без которых, по словам самого ведущего, вести программу стало гораздо труднее. Кроме того, перед тем, как зайти в павильон, каждый участник и сотрудник должны обязательно измерить температуру. Тем не менее команда телешоу не сдается и настроена серьезно: чтобы не случилось, программа должна выходить, радуя телезрителей в это непростое время.
Что ж, эта передача, знакомая почти каждому россиянину с детства и юности, действительно способна поднять нам настроение. Какие еще хитрости могут оказать нам сиюминутную поддержку и помочь наконец-то пережить нелегкий 2020 год, читайте тут.
Первый выпуск «Поля чудес»: как это было
Юбилейный выпуск «Поля чудес», посвящённый недавнему 30-летию «капитал-шоу», дежурно начался с архивных кадров — самой первой игры, записанной в крохотной студии с убогим продакшном, который хочется обнять. Исторический выпуск давно лежит в сети, однако о деталях и обстоятельствах съёмок известно немного.
Специально для VATNIKSTAN журналист Александр Морсин, детально изучивший историю самой народной телевикторины страны, отвечает на вопросы о премьере шоу в октябре 1990 года.
Как появилось шоу?
Идея телевикторины с угадыванием слов, пока вращается барабан, поделённый на сектора, принадлежала ведущему программы «Взгляд» Владиславу Листьеву, актёру Игорю Угольникову и его знакомому Алексею Мурмулёву. Проживший несколько лет за границей Мурмулёв предложил объединить популярные иностранные телеформаты и перенести их на русскую почву. Работа над новым развлекательным шоу для Центрального телевидения началась летом 1990 года, первый выпуск вышел 25 октября.
Влад Листьев — первый ведущий «Поля чудес»
Кто участвовал в съёмках?
«Поле чудес» было проектом телекомпании ВИД, созданной костяком «Взгляда», поэтому на первых съёмках появлялись все «взглядовцы»: Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский и другие. Режиссёр «Поля чудес» Елена Харчевникова рассказала VATNIKSTAN, что на запись также приходили будущий генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст и его заместитель Александр Файфман (в выпуске в честь 30-летия шоу они подарили ведущему «огурчики засола девяностого года»). Режиссёром пилотного выпуска, который вёл Влад Листьев, был ведущий «МузОбоза» Иван Демидов.
Стоп. Разве игру не всегда вел Якубович?
Нет. Леонид Якубович стал ведущим программы спустя год после её выхода в эфир, но в подготовке первого выпуска он участвовал. По совету Алексея Мурмулёва Листьев пригласил на запись специального человека для «раскачки» зала. Мурмулёв вспоминает:
«На австралийском телевидении я впервые увидел людей, специально работающих с публикой. Перед командой „Мотор!“ её немного накручивают, бодрят и посвящают в курс дела: что будет происходить, как лучше реагировать, куда смотреть. Заранее снимались аплодисменты, крупные планы. Я говорю Владу, давай сделаем, как у них? Пусть в „Поле“ не будет замороженных лиц. Есть у тебя такой человек? Надо чтобы он всех растормошил, и мы начнём съёмку».
У Листьева был подходящий знакомый. Им оказался 45-летний конферансье и сценарист Леонид Якубович.
Как выглядела студия?
Совсем не так, как сейчас. Первые выпуски снимались в другом павильоне «Останкино», рассчитанном на два-три десятка человек. Первые декорации обыгрывали мотивы детской повести «Приключения Буратино», откуда выросло название программы («полем чудес» в повести назывался пустырь с мусором). В одном из интервью звукорежиссёр программы Татьяна Дюжикова рассказывала:
«Собрали старые стиральные машины, столетние телевизоры, весь хлам со склада. Покрасили примерно в один цвет и выставили сзади. В первом ряду можно разглядеть антикварные диваны и светильники. „Чёрным ящиком“ стал кофр для баяна, найденный на свалке».
Кем были первые спонсоры?
Спонсоров, готовых предоставить подарки, находил лично Листьев. В 1992 году он объяснял:
«Приходилось ездить к бизнесменам и уговаривать их дать призы под неизвестно что. Фактически они давали под меня, потому что в какой-то степени доверяли».
Известно, что спонсорами первых выпусков «Поля чудес» стали американские компании B&D и Coca-Cola и латвийские производители парфюмерии Dzintars. На самом деле программу также поддержали бюджетные организации — Всесоюзный центр по товарам и услугам министерства металлургии СССР и Московское центральное объединение оптовой торговли сувенирами.
Что дарили игрокам?
В основном бытовую технику (кофемолку, магнитофон, пылесос), посуду (тарелки, сковородки, самовар), одежду (джинсы, рубашки), косметику и сувениры. Призы получали только победители игры и участники, отказавшиеся от денег ради содержимого «Чёрного ящика». Одним из самых ценных подарков считался поднос с жостовской росписью. Пределом мечтаний в суперигре был автомобиль. Чтобы разыграть его уже в первом выпуске, Листьев сам ездил в Тольятти на АвтоВАЗ.
Кстати, игроки. Как они попали на шоу?
Первые участники «Поля чудес» узнали о съёмках новой программы из выпусков «Взгляда» в июле-августе 1990 года. Чтобы оказаться за барабаном, претендентам требовалось прислать в «Останкино» составленный ими оригинальный кроссворд, свой портрет и короткий рассказ о себе. Плагиат, как оговаривалось в анонсе, отбраковывался ещё на подступах: всех недобросовестных авторов ждало «разоблачение».
Заинтересовавшие редакцию авторы получили письма с приглашением на игру.
Кто участвовал в игре?
Студент из Ленинграда, врач из Томска, инженер из Еревана, экономист из Одессы, художник-мультипликатор из Свердловска, артист духового оркестра из Москвы и двое приятелей Алексея Мурмулёва. Один из них, звукорежиссёр Вячеслав Дюбайло рассказал VATNIKSTAN, что помогал авторам игры с разработкой правил. Другой участник, логопед Михаил Попов признался, что знал Листьева и даже выпивал с ним — правда, уже после записи пилота.
(На самом деле это были участники второй записанной игры, но программа дебютировала в эфире именно с ними).
Что лежало в первом «Чёрном ящике»?
Плюшевая детская игрушка от спонсора B&D. Длинношёрстная серая собачка досталась 41-летнему врачу из Томска Валерию Коврижину, который приехал на программу раньше остальных и, оставшись без обещанного гостиничного номера, остановился у родственников. Игрок принципиально отказывался от любых сумм, предлагаемых ведущим. Последней ставкой Листьева стали вынесенные в студию три тысячи рублей, что втрое превышало размер полугодовой зарплаты Коврижина. Потом он рассказывал:
«Я таких денег никогда в руках не держал. По-моему, я их тогда даже не видел».
Вторым «призёром» стал Вячеслав Дюбайло, ему достался плеер Sony Walkman.
Кто написал музыку для шоу?
Большую часть музыки для раннего «Поля чудес» написал мультиинструменталист со стажем Владимир Рацкевич — член группы «Рубиновая атака» и основатель проекта «Вектор» (первой в СССР студии «компьютерной музыки»). Рацкевич создал для программы полноценное звуковое оформление: короткие мелодии для заставки, пока вращается барабан, когда выпадают сектора вроде «Приз» или «Банкрот», если угадана буква и так далее.
Это был один из первых примеров авторского саунд-дизайна для советского телепроекта. Ряд треков, впрочем, выросли из композиций Рацкевича с его дебютного альбома «Задача в общем виде», о котором музыкант рассказывал в программе «Взгляд». Так, взятая с альбома песня «Филателия» почти без изменений попала в заставку первых выпусков «Поля чудес».
Первый выпуск культовой программы «Поле чудес» в 1990 году
Для зрителей того времени сочетание чуда, игры и подарков было невероятно желанным. Каждый участник представлялся везунчиком, а ведущий – властным распорядителем судеб. Настолько высока была концентрация на проведении манипуляций с барабаном.
Поле чудес – отрыв от реальности. Повод для погружения во что-то сказочное и, одновременно, такое реальное. Передачу смело можно назвать лучом света в темном перестроечном царстве.
История появления передачи
По легенде Влад Листьев в Париже в гостиничном номере увидел аналог американского «Колеса фортуны», которое показывают еще с 70-х годов. Веселая передача ему понравилась, и Листьев решил организовать что-то подобное у себя на родине. Название передачи перешло из сказки про Буратино, который решил увеличить капитал с помощью мошенников на «Поле чудес». Своеобразная азартная игра, основанная на смекалке, пришлась по вкусу советским гражданам, а потом и россиянам.
В чем смысл капитал-шоу «Поле чудес»?
Задумка была в том, чтобы в игровой форме увеличить материальный достаток победившего игрока. Попутно решались второстепенные задачи:
В дальнейшем прибавились благотворительные цели. Стали освящаться острые вопросы материального неблагополучия разных слоев населения, призы становились более существенными.
Подарком, который заработала победительница первого выпуска, является мужской одеколон за 15 очков. Но в суперигре счастливица получила новенький магнитофон.
Как отражает ситуацию в стране концепция капитал-шоу?
Телевидение играет большую роль в формировании общественного мнения. Так во время путча на экранах транслировался балет, который должен был успокоить жителей страны и вселить чувство защищенности. Запрещенная в советскую эпоху вера в чудо пришлась кстати именно в 90-е годы. Поле чудес сыграло роль отвлекающего маневра. Бюджетники, не получавшие зарплаты по полгода, видели на экране таких же работяг, как они сами, которые получают прибыль не за то, что они много работают, а потому, что умнее и удачливее своих конкурентов. На этом принципе построен капиталистический мир. Советское сознание изучало его на примере доброго и азартного шоу.
Ведущий Якубович – основатель беспроигрышной концепции
Изначально идея игры состояла в угадывании слов и получении призов за свою смекалку. Так продолжалось 1 год. До того момента, когда после долгих уговоров ведущий аукционов Леонид Аркадьевич не согласился стать новым ведущим передачи. По его инициативе программа сменила свою концепцию и стала рассказывать о судьбах участников. Из игры она превратилась в часть реальной жизни зрителей, центром которой являлся Якубович.
Чем интересна личность ведущего?
Комический образ скрывает под собой настоящего педанта. Леонида Аркадьевича, по мнению участников передачи, на съемочной площадке слушаются все. В павильоне – порядок, подчиненные работают четко и слаженно. Во многом это заслуга бессменного ведущего капитал — шоу.
Почему передача стала народной
Принято считать, что народ есть, пока жив язык. Настолько важна устная и письменная речь. Что говорить о тех, кто меняет язык. Великие писатели, в том числе и Пушкин, являются родоначальниками современного стиля общения. Не менее важны и остальные личности, которые вносят изменения в лексикон.
Знаменитые выражения Якубовича: «Приз в студию!» или «Ааавтомобиль!» стали крылатыми. Их употребляют в обычной жизни, в интернет-переписке, при съемке телепередач. Такие фразы беспроигрышны, как слова «добрый, лучший, качественный». Для народа «Поле чудес» ассоциируется с искренними эмоциями и настоящими отношениями. Во многом это заслуга ведущего.
Уже в первом выпуске с Листьевым было понятно, что в передаче нет подставных лиц, комментарии зрителей учитывались, приветствовалось живое общение. Трагично погибший ведущий оставил после себя серьезное наследие. Уже 28 лет «Поле чудес» является народной передачей.
Поле чудес 16+
Поле чудес. Выпуск от 15.10.2021
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Девять игроков из разных городов и сел России собираются за барабаном в студии программы «Поле чудес», чтобы, разбившись на тройки, отгадать слова, которые зашифровал для них на табло ведущий. Победители каждой из игровых троек встречаются в финале, где и определяется человек, который выигрывает главный приз. Игра ведется на очки, поэтому в конце программы победитель может выбрать количество призов в соответствии с количеством набранных им очков.
В программе также предусмотрена суперигра, на которую победитель программы волен согласиться или не согласиться. В случае его согласия ведущий зашифровывает на табло три слова, которые нужно отгадать после минуты, которая дается игроку на раздумья. Если игрок отгадывает одно слово, расположенное на табло по горизонтали, он выигрывает суперприз. Если же игроку удается после минуты раздумий назвать все три слова, программа «Поле чудес» вручает ему автомобиль.