поле для ввода текста android studio
EditText — ввод данных в Android Studio
Очень сложно представить себе аппликацию, которая не требовала бы от пользователя, на каком-нибудь этапе, ввода данных. Для человека, который занимается программированием, тем более — разработкой аппликаций, необходимость в элементах, компонентах для ввода данных пользователем является настолько очевидным фактом, что я просто не вижу совершенно никакой необходимости в том, чтобы объяснять и обосновывать, для чего нужны такие элементы. Именно поэтому сразу перейдем к обсуждению и изучению этих элементов.
Создайте аппликацию, которая принимает от пользователя данные: имя пользователя и год его рождения, после чего сообщает пользователю его возраст. В случае ввода нелогичных данных, аппликация должна сообщать об этом пользователю. Аппликация будет называться Userlnfo001. Прежде всего создаем новую аппликацию, указываем ее имя в соответствии с заданием и выбираем для главной (и, по-прежнему, единственной) активности имя Main.
Теперь примем следующие решения по дизайну активности:
— панель-контейнер сделаем типа LinearLayout, с вертикальным расположением элементов (один под другим), с «центром тяжести» в центре экрана;
— на панели разместим две «наклейки» (TextView), под каждой из которых будут элементы типа «поле ввода данных» (EditText);
— нижним элементом будет «кнопка» (Button), при нажатии на которую будет осуществляться ввод данных, их проверка и показ итогового сообщения.
Элементы типа «поле ввода данных» располагаются в категории Text на панели элементов (компонентов), Palette:
Обратите внимание, что есть полтора десятка разновидностей этого типа элементов! Мы сделаем следующий выбор: первое поле (для имени) выберем подтипа Plain Text, а второе поле, для ввода года рождения, выберем подтипа Number. Компоненты типа «наклейка» и «кнопка» находятся в категории Widgets (TextView и Button).
Только первым делом следует сменить тип панели и установить для смененного типа два дополнительных свойства, ориентацию (вертикально) и «центр тяжести» (по центру экрана):
Теперь добавим элементы в соответствии с макетом и договоренности о типах элементов.
Получится вот такое «дерево компонентов»:
Если у вас идентификаторы, которые Android Studio автоматически присвоила элементам, другие — не обращайте на это никакого внимания, мы все равно будем их менять на «осмысленные». Выберем следующие:
Вместе с заменой идентификаторов, будет правильно заменить и тексты, которые с самого начала будут показаны (или не показаны) на компонентах.
Можно воспользоваться способом, использованным в предыдущей аппликации: напрямую заменить тексты в свойствах элементов. Но мы сделаем это способом, который считается (и по праву является!) более профессиональным: создадим глобальные значения, которые можно будет в дальнейшем, при желании и необходимости, использовать в любых активностях аппликации. Способ этот более длинный, но я рекомендую приучаться к использованию именно его.
В папке res, в подпапке values, откройте файл strings.xml, и внесите в него три новых значения:
После добавления наших двух параметров мы можем в xml-файле активности указать в соответствующем свойстве, что следует использовать именно эти параметры, (в двух элементах типа «наклейка» и «кнопка»).
android:text=»@string/1v_name»
…
android:text=»@string/tv_year»
…
android:text=»@string/btn_go»
В чем, собственно, удобство именно такого способа размещения надписи на элементах? В том, что если ще-то в будущих активностях этой же аппликации мы решим использовать эти надписи, то нам не придется снова набирать их, достаточно будет указать, что надо использовать соответствующие параметры из файла staring.xml, который является общим для всех активностей аппликации, сколько бы их ни было. Кроме того, в будущем мы сможем использовать эти же параметры и в файлах java, а это еще одно преимущество такого способа использования строковых значений.
Можно ли при этом продолжать использовать тот способ, которым мы воспользовались в предыдущей аппликации, то есть вписывать тексты (строковые значения) напрямую и непосредственно в xml-файл, без их фиксации в общем файле strings.xml? Ответ прост: да, конечно. Все зависит от ваших намерений, от привычек работы, от необходимости использовать строковые значения в будущем или от решения не делать этого.
Запустим нашу аппликацию на исполнение. Кстати, а зачем это делать, если, фактически, мы еще ни чего особенного и полезного в ней и не сделали, и даже с дизайном только-только начали работать? Не рано ли?
Ни в коем случае не рано: следует сделать это даже обязательной привычкой! Надо запускать аппликацию после каждого, даже не очень существенного изменения в ней. Это нужно, чтобы убедиться: даже после внесенных изменений аппликация запускается.
Ну, то, что аппликация запускается; это хорошо. Но пока выглядит экран, мягко говоря, коряво. Следует, как минимум:
— увеличить размер шрифта в надписях;
— убрать текст Name в первом элементе «окно ввода данных»;
— установить границы между первой парой элементов и второй, а также между второй парой и «кнопкой»;
— установить размер «кнопки» по размеру надписи.
Рекомендую также установить цвет фона экрана (фон панели-контейнера) и цвет фона в элементах «окно ввода данных» (в большинстве случаев для них рекомендуется использовать белый фон).
TextInputLayout
Макет TextInputLayout сначала появился в библиотеке Android Design Support Library и добавляет немного красоты к текстовому полю. Когда пользователь начинает вводить текст в текстовом поле, то подсказка, заданная в этом компоненте, всплывает над ним в специальном TextView. Пример можно увидеть на видео.
Библиотека больше не развивается, поэтому используйте AndroidX, которую я и буду теперь использовать в описании.
Компонент можно найти на панели инструментов в разделе Text.
При добавлении компонента через визуальный редактор автоматически добавляется дочерний элемент TextInputEditText.
Так выглядел компонент в составе Support Library.
Подсказку не обязательно указывать в атрибуте android:hint у текстового поля. Можно программно присвоить через метод:
Стилизация
В AndroidX у компонента появились новые стили: OutlinedBox, FilledBox. Можете самостоятельно запустить пример с двумя стилями и посмотреть на отличия.
Далее идёт текст для старой версии статьи. Вам следует самостоятельно обновить нужные фрагменты кода.
Общая стилизация доступна следующим образом. Пропишем стили в styles.xml:
Обработка ошибки
Предыдущий пример показывал применение подсказки. Но также можно выводить сообщения об ошибке. Здесь потребуется написать немного кода. За вывод ошибки отвечает атрибут app:errorEnabled. Назначим текстовому полю тип клавиатуры и однострочный текст. При наборе текста после нажатия на клавишу Enter проверяем длину текста. Если текст меньше четырёх символов, то выводим сообщение об ошибке.
Текст ошибки выводится снизу от текстового поля.
Стиль для сообщения об ошибке можно стилизовать. Добавим новый атрибут.
В файле стилей res/values/styles.xml добавим новый стиль:
Теперь выводится другим цветом.
Расширенный вид стилей:
Применяем через атрибуты app:errorTextAppearance и android:theme.
Счётчик символов
С помощью атрибутов app:counterEnabled и app:counterMaxLength можно установить счётчик символов с указанием предела, который будет выводиться под текстовым полем.
Когда будет превышен лимит, то цвет счётчика изменится. Этот цвет можно стилизовать через стиль.
Стиль применяется к атрибуту app:counterOverflowTextAppearance:
TextInputEditText
Казалось бы простой компонент, никаких трудностей не возникает. Но не торопитесь. Стоит повернуть устройства в альбомный режим, как текстовое поле растянется на весь экран и никакой подсказки вы не увидите. Возможно, это баг, который когда-нибудь починят. Но проблему легко решить, если вместо стандартного EditText использовать специальный компонент из библиотеки TextInputEditText:
Поле для ввода текста android studio
Текстовые поля в Android представлены двумя классами:
Виджет Textview предназначен для отображения текста без возможности редактирования его пользователем. Виджет поддерживает многострочное отображение, форматирование и автоматический перенос слов и символов.
Если необходимо редактирование текста, используется виджет EditText.
Классы Textview и EditText имеют множество атрибутов и методов, наследуемых от класса View, который рассмотрим позже.
Иерархия классов текстовых полей представлена ниже:
У элемента Textview есть многочисленные методы и ХМL-атрибуты для работы с текстом.
Вот основные ХМL-атрибуты, отображающие свойства элемента TextView:
1. Для задания текста в файле разметки используется атрибут
android:text
android:text=»УЦКО «Турбо»!»
android:textsize
При установке размера текста используются несколько единиц измерения:
Обычно при установке размера текста используются единицы измерения sp, которые наиболее корректно отображают шрифты, например:
android:textSize=»48sp»;
android:textstyie
Пример установки стиля через атрибуты:
android:textStyle=»bold»;
android:textcolor
Используются четыре формата в шестнадцатеричной кодировке:
где R, G, B— соответствующий цвет, А— прозрачность (alpha-channel). Значение А, установленное в 0, означает прозрачность 100%. Значение по умолчанию, без указания значения alpha, — непрозрачно.
Например, #f00 или #F00 – это сокращенная запись (между строчными и прописными разницы нет), ff или FF – соответствует десятичному значению 255, поэтому запись #000000ff в соответствии с форматом #AARRGGBB трактуется так:
А вот пример определения цвета в XML файле.
Задать текст для Textview можно в трех местах:
Задание текста программном коде
В файле разметки должен быть размещен элемент TextView, например, с далее в программном коде текст задается методом setText():
Задание текста непосредственно в XML файле
Тест сразу отображается в файле разметки. Пример:
wrap_content — элемент имеет размер по своему содержимому
Задание текста в строковых ресурсах
В файле ресурсов strings.xml задаем текст, например, «Hello, Android!» и имя этому ресурсу name=»hello_android”. Вот пример:
Файл strings.xml
Далее, в файле разметки activity_main.xml, указываем ссылку на строковый ресурс
Файл activity_main.xml
Вот еще одна возможность
Если текст задан в строковых ресурсах, но не задан в файле разметки, то его можно задать коде программы используя метод setText(), который устанавливает текст, через ссылку на идентификатор ресурса, определенного в файле R.java (автоматически сгенерированным средой разработки), например:
Выполнение лабораторной работы
Создайте приложение MyTextView по образцу:
Удалите строковый ресурс “hello_world”, созданный по умолчанию
Требуемый текст задайте в следующих местах:
Copyright (C) 2013 Turbo – в коде программы
Стиль, размер, цвет текста задается в файле разметки при описании виджета Textview, например:
EditText
Компонент EditText — это текстовое поле для пользовательского ввода, которое используется, если необходимо редактирование текста. Следует заметить, что EditText является наследником TextView.
В Android Studio на панели инструментов текстовые поля можно найти в категории Texts под разными именами.
Для быстрой разработки текстовые поля снабдили различными свойствами и дали разные имена: Plain Text, Person Name, Password, Password (Numeric), E-mail, Phone, Postal Address, Multiline Text, Time, Date, Number, Number (Signed), NumberDecimal.
Plain Text
Person Name
При использовании элемента Person Name в XML добавляется атрибут inputType, который отвечает за вид клавиатуры (только буквы) при вводе текста.
Password и Password (Numeric)
При использовании Password в inputType используется значение textPassword. При вводе текста сначала показывается символ, который заменяется на звёздочку. Если используется элемент Password (Numeric), то у атрибута inputType используется значение numberPassword. В этом случае на клавиатуре будут только цифры вместо букв. Вот и вся разница.
У элемента E-mail используется атрибут android:inputType=»textEmailAddress». В этом случае на клавиатуре появляется дополнительная клавиша с символом @, который обязательно используется в любом электронном адресе.
Phone
У элемента Phone используется атрибут android:inputType=»phone». Клавиатура похожа на клавиатуру из старого кнопочного сотового телефона с цифрами, а также с кнопками звёздочки и решётки.
Postal Address
Multiline Text
У Multiline Text используется атрибут android:inputType=»textMultiLine» позволяющий сделать текстовое поле многострочным. Дополнительно можете установить свойство Lines (атрибут android:lines), чтобы указать количество видимых строк на экране.
Time и Date
Атрибут android:inputType=»time» или android:inputType=»date». На клавиатуре цифры, точка, запятая, тире.
Number, Number (Signed), Number (Decimal)
Атрибут android:inputType=»number» или numberSigned или numberDecimal. На клавиатуре только цифры и некоторые другие символы.
Текст-подсказка
Веб-мастера знают о таком атрибуте HTML5 как placeholder, когда в текстовом поле выводится строчка-подсказка приглушенным (обычно серым цветом). Живой пример приведён ниже.
Подсказка видна, если текстовый элемент не содержит пользовательского текста. Как только пользователь начинает вводить текст, то подсказка исчезает. Соответственно, если удалить пользовательский текст, то подсказка появляется снова. Это очень удобное решение во многих случаях, когда на экране мало места для элементов.
В Android у многих элементов есть свойство Hint (атрибут hint), который работает аналогичным образом. Установите у данного свойства нужный текст и у вас появится текстовое поле с подсказкой.
Запускаем приложение и видим подсказку, которая исчезает при попытке ввести текст.
Вызов нужной клавиатуры
Не во всех случаях нужна стандартная клавиатура с буковками и цифрами. Если вы пишете калькулятор, то проще показать пользователю цифровую клавиатуру. А если нужно ввести электронный адрес, то удобнее показать клавиатуру, где уже есть символ @. Ну а если ваше приложение пишется для котов, то достаточно вывести только те буквы, из которых можно составить слова Мяу и Жрать давай (к сожалению, такой клавиатуры ещё нет, но Google работает в этом направлении).
У элемента EditText на этот случай есть атрибут inputType:
В данном случае с атрибутом inputType=»textCapWords" каждый первый символ каждого слова при вводе текста автоматически будет преобразовываться в прописную. Удобно, не так ли?
Значение textCapSentences делает прописным каждый первый символ предложения.
Если вам нужен режим CapsLock, то используйте значение textCapCharacters и все буквы сразу будут большими при наборе.
Для набора телефонного номера используйте phone, и тогда вам будут доступны только цифры, звёздочка (*), решётка (#).
Вот вам целый список доступных значений (иногда различия очень трудно различимы)
Интерфейс InputType
Кроме использования атрибута android:inputType мы можем добиться нужного поведения от текста при помощи интерфейса InputType.
У текстовых полей есть атрибут android:imeOptions, с помощью которого настраиваются параметры для текущего метода ввода. Например, когда EditText получает фокус и отображается виртуальная клавиатура, эта клавиатура содержит кнопку «Next» (Далее), если атрибут android:imeOptions содержит значение actionNext. Если пользователь касается этой кнопки, фокус перемещается к следующему компоненту, который принимает пользовательский ввод. Если компонент EditText получает фокус и на виртуальной клавиатуре появляется кнопка «Done» (Готово), значит использовался атрибут android:imeOptions со значением actionDone. Как только пользователь касается этой кнопки, система скрывает виртуальную клавиатуру.
Заблокировать текстовое поле
Для блокировки текстового поля присвойте значения false свойствам Focusable, Long clickable и Cursor visible.
Другие свойства
Методы
Основной метод класса EditText — getText(), который возвращает текст, содержащийся в текстовом поле. Возвращаемое значение имеет специальный тип Editable, а не String.
Соответственно, для установки текста используется метод setText().
Большинство методов для работы с текстом унаследованы от базового класса TextView: setTypeface(null, Typeface), setTextSize(int textSize), SetTextColor(int Color).
Выделение текста
У EditText есть специальные методы для выделения текста:
Предположим, нам нужно выделить популярное слово из трёх букв в большом слове (это слово «кот», а вы что подумали?).
Ещё есть метод setSelectAllOnFocus(), который позволяет выделить весь текст при получении фокуса.
Обработка нажатий клавиш
Для обработки нажатий клавиш необходимо зарегистрировать обработчик View.OnKeyListener, используя метод setOnKeyListener() элемента EditText. Например, для прослушивания события нажатия клавиши Enter во время ввода текста пользователем (или котом), используйте следующий код:
Пустой ли EditText
Чтобы проверить, пустой ли EditText, можно воспользоваться кодом:
Также можно проверять длину текста, если она равно 0, значит текст пуст.
Превращаем EditText в TextView
Практического смысла тут нет, но для общего развития превратим текстовое поле в текстовую метку. Для этого нужно сделать компонент недоступным, убрать курсор, установить прозрачный фон и отключить слушатель нажатий клавиш.
Также можно установить эти свойства через XML, кроме последнего пункта.
Дополнительное чтение
Текстовое поле
Текстовое поле позволяет пользователю вводить информацию в приложение в одну или несколько строк. При нажатии на текстовое поле в него помещается курсор, и автоматически показывается клавиатура. Кроме непосредственного ввода, текстовое поле позволяет выполнять ряд других действий, таких как копирование и вставка, а также авто-завершение.
Указание типа клавиатуры
Текстовые поля могут использоваться для ввода различных типов данных, вроде номеров, даты, паролей или email адресов. Тип данных определяет набор символов, который может использоваться.
Рисунок 3.Клавиатура в телефонном стиле.
Вы можете указать тип клавиатуры, используя атрибут android:inputType. Например, если вы хотите использовать поле для ввода emai, необходимо указать тип textEmailAddress :
Существуют различные типы, вот наиболее распространенные из них:
«text» Обычная текстовая клавиатура. «textEmailAddress» Обычная текстовая клавиатура, включающая символ “@”. «textUri» Обычная текстовая клавиатура, включающая символ “/”. «number» Базовая цифровая клавиатура. «phone» Клавиатура в телефонном стиле.
Управление поведением
Помимо прочего, атрибут android:inputType позволяет указать поведение клавиатуры, например, начинать новые слова с большой буквы или использовать авто-завершение.
Атрибут android:inputType позволяет указать несколько значений, так что вы можете указать как раскладку, так и другие параметры одновременно, разделяя их вертикальной чертой “|”.
Вот наиболее часто используемые параметры поведения клавиатуры:
«textCapSentences» Начинать новое предложение с большой буквы. «textCapWords» Начинать каждое слово с большой буквы. Удобно использовать например для ввода имен. «textAutoCorrect» Корректировать слова с ошибками. «textPassword» Скрывать вводимые символы точками. Удобно использовать для ввода пароля. «textMultiline» Позволять вводить длинные строки, включая символы переноса строки (возврат каретки).
Например, можно задать следующий параметры для ввода почтового адреса, начиная каждое слово с большой буквы и запретить текстовые предложения: