полотенце на крыше русской избы рисунок
Украшение дома резными деревянными элементами: карнизы, наличники, причелины, балясины, фризы
Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками
С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.
Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.
Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.
Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.
Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.
Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора
Словарь терминов
Материальный вопрос
Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:
Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.
Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.
Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.
Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.
Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.
Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать
Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.
Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.
Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ
Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.
Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.
Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик
Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.
Процесс заказа и монтаж
Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.
Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.
После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.
Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
Красота в деталях: «Очи» русской избы
Восхищаясь достижениями современного искусства, мы часто забываем об окружающих сокровищах наших предков. Всё реже и реже мы встречаемся с творениями русского зодчества — резными наличниками и деревянными кружевами, украшающими жилые дома. А ведь этот уникальный пласт нашей архитектуры является визитной карточкой России.
Наличники были неотъемлемым элементом украшения фасада русской избы. Зачастую, деревянные наличники копировались по форме и расцветке с каменных аналогов, украшавших более зажиточные и дорогие каменные дома, подклети и каменные сельские храмы, построенные профессиональными архитекторами.
Резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных. К примеру, в Московской, Ярославской, Ивановской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов.
Оформление окон являлось своеобразной картиной Мира. В верхней части — небо (в славянских поверьях оно было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее — «небесной твердью». Небесная хлябь — символ живительной влаги и плодородия. Изображался как волнистая линия или полукружья. Она могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек), а нижняя — «твердь земная» (она имела изображения вспаханного и засеянного поля — двойные перекрещивающиеся полосы и ромбы с точками внутри). Боковые части наличника называли «полотенцами».Также все части наличника соотносились со сторонами света и с временами года, поэтому, при нанесении на них определенных символов, местоположение каждого играло важную роль.
Главным символом у славян являлось Солнце. Оно ассоциировалось с энергией, силой, мощью и служило оберегом. Изображалось оно, как правило, в виде ромба или равностороннего креста. Солнце для наших предков, олицетворяло высшую силу, дарующую Жизнь. Позже, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
Ещё одним важным элементом в украшении наличников были громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. (Из курса истории, мы помним, что на Руси, с определённого момента, проповедуется христианство. При этом все народные традиции носят языческий характер). Громовой знак представляет из себя шести- или восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Иначе, славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Он был символом доблести, мужества и магическим знаком русского воинства. Также мог обозначать смену дня и ночи.
Рассматривая диковинные наличники, можно увидеть много интересного, однако, не стоит забывать, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть абсолютно разными. Это связано с историей, последующим заимствованием символов и адаптацией их к собственной народной культуре.
В современной России ещё сохранились дома со впечатляющими деревянными узорами на оконных проёмах. Это удивительное искусство передавалось от мастера к мастеру и, по сей день, дома с резными наличниками не оставляют нас равнодушными. Предлагаю вашему вниманию подборку интереснейших образцов деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.
Если вам близка эта тема, добавляйте публикацию в Избранное. Возможно, в вашей местности есть такие же красивые дома, размещайте их фотографии в комментариях. Я буду этому очень рада!
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Причелины и полотенца с архитектурными шаблонами
Памятники архитектуры. И мы сразу представляем себе какие-нибудь величественные, монументальные сооружения, слава которых прошла через столетия и страны. Но помимо грандиозных дворцов и храмов, есть еще один замечательный памятник архитектуры — русская изба. Простая деревенская изба.
О какой избе идет речь?
. О самой обычной деревянной избе русского крестьянина.. На стене нет чугунной доски: «Памятник архитектуры. Охраняется государством»; спокойно проходят мимо нее люди, не догадываясь, что перед ними произвtдение высокого, подлинно народного искусства.
На Севере, как мы знаем, русское деревянное зодчество сохранилось в наиболее чистом виде, не слишком замутненное позднейшими влияниями. И по сей день здесь живы традиции народной культуры, рожденные в далеком прошлом. Даже если изба построена всего лишь в прошлом, XIX веке (а более ранние, к сожалению, почти не сохранились), в ней видится характерный тип русского крестьянского жилища, восходящий к седой старине. Если хотите знать, где и как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси, всмотритесь в северные избы.
В северных избах кровля вынесена далеко вперед, иногда метра на два, образуя нечто вроде защитного навеса. Она поддерживается «помочами» — обычно резными выступами-выпусками верхних бревен продольных стен.
А торцы подкровельных слег прикрываются на фасадах наклонными досками — «причелинами». Стык причелин под коньком отмечен вертикальной доской — «полотенцем».
Не очень-то любил северный плотник витиеватые и затейливые украшения, но здесь, в резьбе причелин и полотенец, он давал волю своей фантазии. Как поразительно тонка и разнообразна их ажурная резьба, сколько мастерства и какой-то наивной, бесхитростной радости жизни в этих сквозных орнаментах!
Что ни изба — какая-нибудь новая выдумка. Но почти всегда на конце причелин и полотенец резная круглая розетка — символическое изображение солнца. В этих символах, ставших давней и прочной традицией, слышатся отголоски далеких времен, когда славяне-язычники поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле — Солнцу. Вырезая символ солнца — розетку, русский крестьянин словно навсегда овладевал частичкой его вечного живительного тепла.
Потоки и курицы, шеломы и сороки, причелины и подзоры — слова-то какие! — красочные: древние, пропитанные густым ароматом смолистых бревен, духом самобытной строительной культуры русского народа. И это же не только детали конструкции, но и понятия архитектуры как вида искусства.
Источник архитектурных шаблонов http://kizhi.karelia.ru/collection/
Текст: А.В.Ополовников, Г.С.Островский ПРО ИЗБУ (фрагменты из книги «Русь деревянная»)
Символизм в русской избе
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.
На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.
Дом снаружи делился на три яруса:
Каждый ярус украшался по определённым правилам.
Крыша, как небесный свод
Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).
Подробнее в статье Окна русской избы
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят.
Материалы по теме
А вот ещё:
Мифы о средневековых доспехах
Воюя, люди изобрели множество различных доспехов. Они могли быть кольчужными, чешуйчатыми, пластинчатыми, деревянными и даже крепкими бумажными.
Историк К. Блэр всё разнообразие свёл к трём категориям: 1) мягкие доспехи: из ткани (например, из льняной, как у Александра Македонского) или кожи, подбитой ватой или шерстью; 2) кольчужные (использовались в Европе ещё с 5-го в. до н. э.); 3) из металлических пластин (более или менее крупных и жестких).
Александр Македонский в льняном доспехе. Источник: Pinterest
За последние 50 лет кто только не разоблачал вздор о том, что рыцарь без посторонней помощи не мог ни встать с земли, ни сесть на коня. Действительно тяжёлыми были только турнирные доспехи (даже до 70 кг), но не боевые.
Средний вес полного комплекта составлял в 14−15 вв. (расцвет защитного вооружения) около 25−26 кг. Современные воины носят вооружение потяжелее. До 30 кг — не так много, учитывая, что вес брони был хорошо распределён по всему телу, а сами доспехи часто подгонялись по фигуре. Даже если заказчик не мог прийти в мастерскую, если заказывал доспехи в другой стране, мастерам отправляли образцы одежды и даже восковые модели ног и рук заказчика.
Битва при Азенкуре. Источник: Pinterest
Профессиональные воины Средневековья смогли бы, наверное, и это, так как они с детства (в среднем с 7 лет) тренировались военному делу и приучались к доспехам. Единственный серьёзный недостаток боевых доспехов состоял в том, что в них ужасно жарко. Генрих IV в трагедии Шекспира говорит: «То, как ношенье лат богатых в жаркий день, что обожгут тебя надёжностью своей». Духота доспехов была не просто неудобством, а реальной угрозой здоровью. К примеру, в 1415 г. герцог Йоркский (полный мужчина средних лет) умер после битвы именно от теплового удара.
Кадр из сериала «Игра престолов». Источник: Pinterest
» height=»486″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/870/870f8ae576a69ff376430cd25ac64933.webp» title=»Фото 4.jpg» width=»670″ />
Английские лучники в битве при Креси. Источник: Pinterest
Это хорошо иллюстрирует знаменитая «Битва тридцати», когда в 1351 г. английские и французские рыцари сошлись друг против друга (по 30 с каждой стороны). Несмотря на долгий и очень ожесточённый бой (не щадили никого), погибло только 15 человек. Без доспехов всё кончилось бы печальнее.
» height=»587″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/76a/76acc1eba6492ccf2a02437c09df26e5.webp» title=»Фото 5.jpg» width=»600″ />
«Битва тридцати». Источник: Pinterest
Ещё один миф насчёт доспехов того времени — их космические цены. Действительно, доспехи особенно богатых людей могли стоить баснословно дорого. Но вообще рынок предлагал множество более доступных вариантов. Покупали и бывшие в употреблении доспехи, и полевые доспехи без украшений, и кожаные. Даже бюргеры среднего достатка могли себе это позволить. Но, конечно, полный комплект хорошей брони, подогнанный по фигуре, стоил дорого.
Оценить покупательную способность денег того времени сегодня очень проблематично, но можно приблизительно представить масштабы затрат. К началу 12-го века полное вооружение (включая доспехи, коня, меч и копье) рыцаря стоило не менее 30 быков. Отдельно доспехи стоили примерно столько, сколько сегодня стоит хороший легковой автомобиль. Как и с автомобилями, тут можно было обойтись доспехами среднего класса, а можно было взять и роскошную вещь.
» height=»476″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/1b5/1b5de3a59f356ea0a7e309c7c1d1f294.webp» title=»Фото 6.jpg» width=»600″ />
Доспехи английского короля Генриха VIII, 16-й век. Источник: Pinterest
В Европе наибольшего мастерства достигли итальянские и немецкие оружейники в 15-м веке. Они выработали свои национальные особенности и довели до совершенства красоту доспехов. «Скульптуры из стали» — так, например, называют немецкие готические доспехи.
» height=»600″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/f98/f98554cb7443d7d963fc2d93fda19a2d.webp» title=»Фото 7.jpg» width=»304″ />
Миланский доспех начала 15-го в. Источник: Pinterest
» height=»663″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/5a2/5a27e0d1fb773a06a62e629b8992226e.webp» title=»Фото 8.jpg» width=»406″ />
Немецкий готический доспех 15-го в. Источник: Pinterest