посадка на кукурузное поле а 321

«Чудо в кукурузном поле»: как пилоты A321 совершили почти невозможное, действуя не по инструкции

посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть фото посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть картинку посадка на кукурузное поле а 321. Картинка про посадка на кукурузное поле а 321. Фото посадка на кукурузное поле а 321

Авиалайнер А321 компании «Уральские авиалинии» выполнял рейс Москва — Симферополь, имея на борту 233 человек (226 пассажиров и 7 членов экипажа). В течение первой минуты после взлета в его двигатели попали птицы, и ровный шум моторов сменился работой с перебоями. Полностью заправленный А321 нес многие тонны топлива в баках, и посадка в таком виде всегда грозит большой опасностью. Самолет тяжелый — значит, его посадочная скорость выше, а с ней растет и шанс на аварию. 5 мая 2019 года авиалайнер SSJ-100 с избытком топлива (тоже почти сразу после взлета) при попытке аварийно сесть в Шереметьево проломил ударом шасси о полосу крыльевые баки, отчего начался пожар, унесший жизни 41 из 78 человек, находившихся на борту.

Не Гудзон: почему посадка на воду проще посадки на кукурузное поле

Десять лет назад, 15 января 2009 года, на воды Гудзона сел самолет А320 (близкий, хотя и далеко не идентичный авиалайнер). Как и российский собрат, сразу после взлета — что вообще случается близ мест, где водятся птицы, любящие воду, — он столкнулся со стаей пернатых, отчего отказали сразу оба мотора. Как и с самолетом «Уральских авиалиний», случившееся было сразу (хоть и не без последующего судебного разбирательства) оценено как чудо: далеко не всегда «безмоторная» посадка на совершенно не подготовленную поверхность заканчивается вообще без жертв.

Но есть в этих происшествиях и два серьезнейших отличия. Первое: капитан американского судна Чесли Салленбергер был архиопытным (к тому моменту он летал почти 36 лет с общим налетом 19 663 часа, четверть из которых — на А320). Почти семикратная разница в налете и многократная в общей длительности летной карьеры явно отличают его от Дамира Юсупова.

Но есть и третье, не менее серьезное отличие. «Чудо на Гудзоне», по которому в 2016 году вышел одноименный фильм, было очень сложной посадкой, потому что это была посадка на воду. При приводнении есть риск утопить самолет, но есть и большой плюс: спокойная вода даже при посадке на скорости 300 километров в час дает меньше трения о брюхо самолета, чем грунт. Если самолет будет садиться на твердую поверхность, а не на водную гладь хотя бы чуть-чуть не выровненным, трение о его выступающую нижнюю часть приведет к пожару. На самолете с полными баками пожар действительно опасен.

Чтобы понять, насколько тщательной и аккуратной должна быть посадка на твердую поверхность — иначе не избежать гибели людей, — достаточно взглянуть на видео посадки Boeing 767 в аэропорту Варшавы в 2011 году. По нему понятно, что выравнивание машины должно быть намного аккуратнее, чем при многих посадках на шасси. Именно благодаря этому посадка на брюхо завершилась тогда лишь малым пожаром.

Почему Юсупов принял решение садиться в поле, да еще и с убранным шасси?

Как мы только что отметили, садиться на засаженное высокими растениями поле — весьма рискованный выбор, который делают нечасто. Что подтолкнуло к нему командира уральского А321? Действительно ли нужно было так рисковать?

На деле никакого выбора у командира воздушного судна просто не было. В 6 часов 10 минут 15 августа самолет взлетел, почти сразу в его левый двигатель попала минимум одна птица, после чего он заглох. Тогда экипаж обратился к диспетчеру аэропорта с просьбой о возврате для посадки. Но этот план остался лишь планом, потому что почти сразу еще одна птица попала и во второй, правый двигатель, отчего тот потерял две трети тяги. На трети тяги одного двигателя из двух разворачиваться и совершать посадку не было никакой возможности.

Другой важный вопрос: почему экипаж принял решение не выпускать шасси? Действительно, корректная посадка на шасси менее пожароопасна, чем на брюхо. Шасси дает меньшее трение, низ фюзеляжа не касается земли, меньше вероятность получить искры при касании поверхности. Это лишь часть причин, по которым официальная рекомендация Airbus, производителя самолета А321, указывает: посадка на суше должна выполняться на шасси, без него допустимы только приводнения самолета, где шасси очевидно не удержит его на поверхности.

Дамир Юсупов явно нарушил эти рекомендации, содержащиеся в так называемом чек-листе — списке обязательных к выполнению действий при отказе двигателей на высоте.

посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть фото посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть картинку посадка на кукурузное поле а 321. Картинка про посадка на кукурузное поле а 321. Фото посадка на кукурузное поле а 321

Опять-таки тогда от удара самолет может получить пробитие баков или крен и касания земли тем же крылом с баками внутри. Все это — очень плохие варианты. На фото с места аварии хорошо видно: растительность у самого самолета довольно высока и понять, до какой именно степени поле было ровным, пилоты не могли, что должно было добавить им неизвестных переменных в уравнение, которое они должны были решить в уме, причем очень быстро, за минуту-другую.

Как отмечают пилоты авиалайнеров, «в руководящих документах есть пункт о том, что капитан или пилот, управляющий самолетом, имеет право отклониться от любых инструкций, если он действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета». Именно по этому пункту и действовал Дамир Юсупов.

И это большая смелость с его стороны, потому что пункт этот работает по принципу «победителей не судят». Если все прошло хорошо, никто не спросит с него за нарушение чек-листа. Если при жесткой посадке на брюхо была бы хоть одна человеческая жертва — с него начали бы спрашивать по всей строгости, ведь формально он нарушил требования производителя самолета.

Кадры решают все: как человеческий фактор привел к успешной посадке A321

Емко прокомментировал действия Юсупова и его экипажа Юрий Сытник, член комиссии при президенте по вопросам развития авиации, заслуженный летчик России: «Так как он не выпустил шасси, нечему было втыкаться в крылья, и топливо осталось в баках-кессонах. А топлива было прилично: ему нужно было лететь два с половиной часа до Симферополя… Где-то, наверное, 15−16 тонн топлива… Есть в России, оказывается, еще и школы подготовки летного состава, и есть летчики грамотные».

Здесь и пролегает разделительная черта между случаем с «Суперджетом» и «чудом на кукурузном поле» у Жуковского. 5 мая 2019 года большинство людей на борту SSJ-100 погибли потому, что пилоты посадили их при работающих двигателях с избытком вертикальной скорости (скорость снижения). 15 августа 2019 года никто не погиб потому, что пилоты посадили самолет с минимумом вертикальной скорости при неработающих двигателях.

По всей видимости, количество часов налета не всегда определяет, кто может справиться с критической ситуацией лучше: тот, у кого их 3000, как у Дамира Юсупова, или тот, у кого их 6800, как у командира «Суперджета».

Причина катастрофы: вероятность столкновений с птицами будет только расти?

Как это часто бывает, любое громкое событие мгновенно порождает немало спекуляций на тему того, что на самом деле виноваты действия или бездействие властей. Не стало исключением и «чудо на кукурузном поле». Издание Baza оперативно выдвинуло версию, что причина столкновения с чайками — наличие рядом несанкционированной свалки. Чайки действительно любят свалки, но в этом конкретном случае понять, в свалке ли дело, сложно: всего в 150 метрах от окраины аэропорта течет Москва-река, а чайки любят и водную гладь.

Более того, сама идея того, что чайки любят только свалки, не вполне корректна. В наше время множество населенных пунктов у воды наблюдает чаек, даже если поблизости вообще нет свалок. Эти птицы — настоящие оппортунисты, которые поедают все съедобное, что выбрасывают люди. А те с каждым годом выбрасывают все больше, давая чайкам все больше пищи для размышлений на тему урбанизации. За последние полвека самые распространенные виды чаек стали привычными далеко от морских и озерных берегов, к которым их считали привязанными когда-то.

Еще одна проблема, подстегивающая размножение почти всех видов чаек, — глобальное потепление. В обычных условиях они размножаются раз в год, но по мере удлинения теплого времени года и повышения обилия пищи могут делать это и два раза в год ( некоторые страны уже столкнулись с этим ) — с соответствующим ростом численности.

Сходная ситуация в умеренном климате не только у чаек. Другие, например утки и дикие голуби, благодаря глобальному потеплению также расширяют свой ареал в последние годы, появляются там, где их никогда не видели раньше. И утки, и другие виды птиц, склонные летать стаями, могут быть опасны для самолетов. К сожалению, с этим не всегда можно что-то сделать: существующие аэропорты трудно перенести в другое место и нет никакой гарантии, что распространение ареалов птиц на севере с потеплением не сделает «птиценаселенными» и окрестности новых аэропортов.

Именно поэтому изучение опыта посадок вроде той, что совершил Дамир Юсупов, — предельно оправданное занятие, способное не раз помочь гражданской авиации в будущем.

Источник

Самолет с неработающими двигателями летчики А321 посадили в кукурузное поле

300 километров в час, полные баки горючего, шанса развернуться на полосу нет. 15 августа отныне — второй день рождения у всех, кто рано утром поднялся на борт аэробуса рейсом Москва-Симферополь «Уральских авиалиний». Перелет занимает порядка двух часов. Этот длился немногим более минуты и вошел в историю. Иначе как чудом не называют посадку большого тяжелого лайнера на кукурузное поле рядом с аэропортом «Жуковский» после столкновения на взлете с птицами.

Вспышки пламени из двигателя. Натужный набор высоты. 226 пассажиров, среди них много детей. На отдых в Крым летели семьями. И семь человек экипаж. Спасены все. Пилоты и бортпроводники — герои.

Эти кадры сделаны в салоне А321 через секунды после взлета. Кто сидит у иллюминаторов на уровне крыльев, видят, что двигатели вышли из строя. Все ощущают запах гари в салоне и сильнейшую тряску, как во время турбулентности. Борт больше не набирает высоту.

«Примерно через секунд пять после взлета самолет начало очень жестко трясти, после этого начали мигать лампы с правой стороны самолета, и запахло гарью», — вспоминает мальчик.

«Прямо вот даже оторваться от земли не успели, прямо вот когда мощный набор вот-вот, вот максимум скорости — и что-то вот такое. Мы все подумали, что в яму попали», — рассказывает Светлана Бабина.

На борту 226 пассажиров и семь членов экипажа. Обычно в экстренной ситуации бортпроводники или пилоты озвучивают команды по громкой связи. Но на этот раз, по словам пассажиров, объявлений не было — все и так понимали, что самолет вот-вот столкнется с землей.

До того как самолет пропал с радаров — только минута в небе. Возможности вернуться в Жуковский не было. Теперь уже известно, что на самом взлете в борт врезались птицы. Возможно, самый момент кому-то из пассажиров удалось занять стаю через иллюминатор. Чайки разбили оба двигателя. Экипаж заглушил моторы и перекрыл подачу топлива, чтобы не допустить горения в небе. Шасси убраны. Самолет садится на брюхо.

Вот как об этом рассказывает второй пилот Георгий Мурзин: «По факту, после взлета попала птица в двигатели, и левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попал, и обороты работали нестабильно, потом второй двигатель тоже заглох, тяги не хватало. И высота плавно падала. И приземлились, собственно, в поле на ручном, командир взял управление».

Скорость — несколько сот километров в час. В баках — тонны топлива.

«Два хлопка — и звук падения самолета. Начал набирать, резко опускается, хорошо, что пилот заглушил двигатели, и мы потихонечку начали приземляться», — рассказывает Юлдашев Ильшат.

«Люди испугались, мы предполагали, что мы разобьемся, никто не выживет, то есть это так. Просто это какое-то чудо, и спасибо командиру экипажа, что это было все профессионально, что мы остались живы», — говорит Ирина Бутенко.

Место для посадки — то, что оно такое нашлось — и то сродни чуду. Это ж как повезло с полем — всюду так и сяк, а тут так, и помогло посадить самолет. 60 секунд полета, а после еще столько же на то, что бы покинуть самолет. Открыты все восемь люков по четыре с каждой стороны, не заклинили, сработали трапы — всех оперативно эвакуировали.

«Стюардессы, эти девочки, которые сняли с себя туфли и буквально босиком бегали по этому полю в своих колготках, по кукурузному полю, спрашивали, кому нужна помощь, то есть абсолютно потрясающая работа экипажа», — говорит Артемий Поляков.

«Мы прыгали с этого самолета и кричали все: быстрее, быстрей, потому что думали: сейчас взорвется. Сейчас взорвется, а жить-то хочется», — вспоминает Людмила Горячая.

«И знаете, действия всего экипажа были очень слаженные, то есть мы где-то меньше минуты находились после полной остановки, меньше минуты мы находились в салоне. То есть где-то секунд через 30-40 уже были открыты все люки, уже начали надуваться трапы. Сначала была небольшая, наверное, неразбериха, суматоха, но быстро всех успокоили, сказали, потихонечку, по одному все выходим и ну, в целом все хорошо. Мы живы!» — говорит Леонид Еремин.

Видео снято сразу после посадки одним из пассажиров. Уже ясно, что выжили все и понятно, кого за это надо благодарить — экипаж, который даже в тот момент оставался в самолете.

В седьмом часу бортпроводники и пассажиры группами, помогая друг другу, выбираются к ближайшей дороге.

Навстречу уже выезжали спасатели и врачи. В небо поднялись вертолеты. Тем временем чудом спасшиеся люди будили звонками родных.

Вскоре к ним присоединяются следователи. Каждый пассажир — свидетель этого чуда над Жуковским.

«Экипаж принял единственно верное решение — посадить самолет в поле. Нужно представить их к наградам», — считает руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

Все живы. Все второй раз родились. У каждого пассажира сегодня должен был начаться долгожданный отпуск. Путешествие в Крым. Кто цел, от планов отправиться к морю не отказывается. Правда, многие теперь говорят, что поедут туда на машинах. И все же сегодня часть тех, кто оказался готов снова сесть в самолет, вылетели в Симферополь.

Источник

Эксперты спорят о справедливости присвоения звания Героя пилотам, посадившим А-321 под Раменским

В числе тех, чьи заслуги отмечены страной, — пилоты самолёта Airbus A321 Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, выполнившие 15 августа аварийную посадку на кукурузное поле неподалёку от аэропорта Жуковский.

Уже на следующий день после этого инцидента глава государства подписал Указ о присвоении лётчикам звания Героя России — «за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях». В четверг, 21 ноября, на кителях Юсупова и Мурзина заблестели золотые звёзды.

Накануне другим членам экипажа были вручены ордена Мужества: это сделал министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Между тем эксперты утверждают: «чудо под Раменским» заключалось только в удачном стечении обстоятельств, никакой особой заслуги пилотов в том, что все остались, к счастью, живы, нет, а лётчикам и особенно пассажирам просто невероятно повезло.

посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть фото посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть картинку посадка на кукурузное поле а 321. Картинка про посадка на кукурузное поле а 321. Фото посадка на кукурузное поле а 321

Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

Что произошло 15 августа

Авиалайнер Airbus A321 «Уральских авиалиний» вылетел из аэропорта Жуковский, выполняя плановый рейс U6-178 по маршруту Москва — Симферополь. Но буквально сразу после того, как самолёт с 226 пассажирами и 7 членами экипажа на борту оторвался от взлётно-посадочной полосы, он, по официальной версии, столкнулся со стаей чаек: птицы попали в двигатели, те заклинили и отказали.

Однако экипаж сумел благополучно посадить машину на кукурузное поле. Все выжили, хоть 74 человека и получили травмы при жёстком приземлении.

История со счастливым спасением стала именоваться «Чудом под Раменским» или «Чудом на кукурузном поле».

Командиром воздушного судна был 41-летний Дамир Юсупов, шесть лет назад окончивший с красным дипломом Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, после чего и стал пилотом в «Уральских авиалиниях». Общий налёт у Юсупова — свыше трёх тысяч часов, а в качестве первого пилота он к тому времени отлетал всего год. Второму пилоту, Георгию Мурзину, всего 23 года, он выпускник того же вуза (окончил в 2017-м), налёт у него, соответственно, тоже меньше — порядка 600 часов.

Как рассказал после происшествия журналистам сам Юсупов, всё случилось через полторы минуты после взлёта.

Мысли были только о том, как не допустить падения, а когда стало понятно, что оно неизбежно, — как бы помягче посадить самолёт, — пояснил Юсупов. — Началось с того, что появилась неустойчивая работа двигателей, сначала левого, а потом и правого. Я сначала подумал, что произошёл отказ только одного двигателя, а правый работал.

По его словам, предполагалось, что они просто отключат вышедший из строя двигатель, развернутся и либо останутся в зоне ожидания, либо сразу зайдут на посадку. Однако затем пилот увидел, что и второй двигатель тоже теряет мощность.

«Решения менялись, — признался Юсупов. — Я планировал набрать определённую высоту, на ней задержаться, обдумать, что делать дальше, но, как оказалось, времени было мало».

Шасси он не стал выпускать (лайнер сел, что называется, «на брюхо»), потому что, пояснил Юсупов, так было безопаснее при посадке, иначе самолёт мог перевернуться.

Пассажиры были шокированы, но счастливы.

Ребятки, поздравьте всех нас! Здесь куча народа, и мы рухнули. Пилоты — красавцы, посадили птичку, просто респект и уважуха. Не могу говорить, сердце заходится, это было стрёмно,

— рассказывал один из них.

«Стоим в поле, пострадавшие есть, у парня рука сломана. Двигатель несколько раз хлопал, лётчики пытались его снова запустить, но мы начали падать. Я держался за крест, я теперь точно верю в Бога. Пилотам — памятник», — говорил другой.

Кстати, сам Дамир Юсупов сказал, что героем себя не считает.

Собственно, буквально сразу после ЧП было объявлено, что и Юсупова, и Мурзина представят к наградам.

Межгосударственный авиационный комитет, взявшийся за расследование, сообщил, что комиссия по этому вопросу была сформирована в тот же день.

посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть фото посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть картинку посадка на кукурузное поле а 321. Картинка про посадка на кукурузное поле а 321. Фото посадка на кукурузное поле а 321Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress

Глава Росавиации Александр Нерадько уточнил, что этот процесс займёт три дня.

Последнее сообщение о ходе расследования на сайте МАКа датировано 19 августа и касается оно транспортировки упавшего воздушного судна. Больше ничего. Есть вероятность, впрочем, что Межгосударственный авиационный комитет «синхронизирует» публикацию доклада с награждением лётчиков в Кремле.

«Самолёт умный: он сам включил «режим от дурака» и хлопнулся на землю»

Между тем эксперты продолжают спорить относительно того, насколько правильными были действия пилотов, решивших посадить А321 на кукурузное поле, а не вернуться на аэродром и приземлиться там.

Можно, конечно, говорить о том, что эта история в чём-то напоминает известное происшествие с аварийной посадкой А320 в 2009-м на реке Гудзон (знаменитое «Чудо на Гудзоне»), когда лайнер столкнулся после взлёта со стаей казарок, отчего у него также отказали оба двигателя.

Тогда расследование длилось больше года, американских пилотов затаскали по экспертизам, ситуация моделировалась на симуляторах, которые подтверждали, что экипаж мог приземлиться как минимум в трёх аэропортах — с гораздо меньшим риском. Однако претензии удалось отбить: лётчики сумели доказать, что тех пяти секунд, за которые в ходе экспериментов удавалось принять такое решение, им бы точно не хватило — на это требовалось как минимум в четыре раза большее время.

Проводились ли подобные исследования по «Чуду под Раменским», доподлинно неизвестно.

Что, собственно, как и отсутствие результатов официального расследования, даёт почву для сомнений экспертам.

Это неквалифицированные пилоты, угробившие своими абсолютно безумными действиями сверхдорогущий пассажирский лайнер A321, при изначально незлом частичном отказе одного двигателя, что, по официальной градации производителя Airbus, относится даже не к аварийным ситуациям (EMERGENCY), а лишь к необычным (ABNORMAL), — рубит с плеча, например, Герой России, лётчик-испытатель Александр Гарнаев. — И лишь по милости Бога тогда они были оставлены вместе с массой пассажиров пожить.

Никаких официальных ответов на сразу же поставленные вопросы до сих пор нет, хотя, утверждает Гарнаев, уже через пару дней профессионалы, увидев и кучу покорёженного железа, и расшифровки, убедились, что «никто и никуда самолёт не сажал вообще: он — «умный», сам включил «защиту от дурака» — от неадекватных управляющих воздействий — и хлопнулся туда, куда крайне удачно Бог послал».

При этом, по мнению эксперта, в неуправляемое состояние самолёт загнал своими «клинч-движениями» органов управления сам экипаж, «упорно не выполнявший самые элементарные действия, которые не реже чем раз в полгода всегда обязан отрабатывать буквально каждый (без исключения) линейный пилот до безукоризненного освоения».

Впрочем, его позицию подвергли критике другие эксперты — в частности, тоже Герой России и тоже лётчик-испытатель, почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев заявил, что Гарнаев не обладает нужной квалификацией, чтобы судить о том, как нужно было действовать Юсупову и его коллеге Мурзину в той ситуации.

Пилоты должны были заметить неполадки ещё на взлёте?

Вместе с тем вопрос о повреждении обоих двигателей встаёт и у тех, кто летел в А321.

«Я не знаю, почему говорят о том, что птицы попали в два двигателя. Шум был только с одной стороны — с правой, где буквы ДЕФ», — рассказывала, например, девушка по имени Ольга, которая была на борту лайнера.

У независимого технического эксперта Юрия Антипова, не раз дававшего верные оценки причинам авиакатастроф, тоже есть мнение на этот счёт, и он считает, что никакого героизма в произошедшем «Чуде под Раменским» не было.

«Я проанализировал видео, снятое пассажиром, который сидел с правой стороны, возле крыла: пламя пошло, когда самолёт только стал отрываться от земли. И в этот момент камера зафиксировала место, где всё случилось, — рассказал Антипов Царьграду. — Так вот, от этой точки до конца взлётно-посадочной полосы было ещё аж два километра, понимаете? А пилоты говорят про отказ левого двигателя уже при наборе высоты. Получается, что поломку в правом они просто проморгали!»

Иначе говоря, продолжает эксперт, если бы Юсупов и Мурзин заметили пламя в самом начале, им бы вполне хватило времени остановиться, и не пришлось бы рисковать дальше.

Что касается самого приземления, то он принял стандартное решение садиться, в соответствии с инструкциями, — говорит Юрий Антипов. — И повезло ещё, что самолёт не ударился крылом о землю, иначе бы он просто развалился! В том, что все живы, и этого не произошло, заслуга не лётчиков, а. кукурузы, потому что в момент скольжения лайнер просто катился на брюхе, а в горизонтальном положении его удерживали стебли. Не вижу никакого геройства.

«И ещё один момент, — добавляет Юрий Антипов. — Я обратил внимание, что, когда уже А321 стоял на земле, была открыта только половина надувных трапов. О чём это говорит? Четыре открылись, другие — нет. А если бы пришлось садиться на воду? Тогда что было бы? Ведь эти трапы выполняют ещё и функцию своеобразных поплавков. Иными словами, просто повезло, что на пути оказалось именно кукурузное поле».

У общества есть запрос: стране нужны Герои

Впрочем, очень бы хотелось, чтобы эксперты, которые критикуют действия экипажа, были неправы. Потому что России сегодня нужны свои Герои — настоящие, способные на подвиг.

посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть фото посадка на кукурузное поле а 321. Смотреть картинку посадка на кукурузное поле а 321. Картинка про посадка на кукурузное поле а 321. Фото посадка на кукурузное поле а 321

Командир аварийно севшего в Подмосковье Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин (слева направо) перед церемонией вручения государственных наград РФ в Кремле. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

«Сегодня, на фоне общей экономической и социальной нестабильности в стране, низких доходов населения и постоянных обсуждений мировой политической повестки, сюжетов о коррупции и прочих проблемах, у общества есть, образно говоря, устойчивый «запрос на героизм», назовём это так, — объясняет политолог Дмитрий Анисимов. — Поэтому случаи, когда человек делает что-то нетривиальное, яркое, вызывают приязнь и одобрение».

Люди хотят добра и осознания, что государство состоит не только из чиновников, воинов и экономистов, а есть в нём и смелые, отважные, принципиальные граждане.

Такие, как дети-герои, о которых недавно писал Царьград, спасавшие, рискуя своими жизнями, других, вытаскивая их из пожаров и из воды. Как лесничий из Дагестана Зейнудин Батманов, обменявший себя на взятую в заложники боевиками семью с маленьким ребёнком (мужчина погиб, и ему присвоили звание Героя России посмертно). Как глава Холм-Жирковского района Смоленской области Олег Макаров, спасший из огня двух школьниц и умерший от отравления угарным газом. Как лейтенант полиции Магомед Нурбагандов, захваченный террористами, которые заставляли его выступить с обращением к коллегам, чтобы те отказались от службы в органах, и расстрелянный со словами «Работайте, братья!» (ему тоже присвоили высшую награду России посмертно). Как многие и многие другие.

И если Дамир Юсупов и Георгий Мурзин действительно совершили подвиг, и иначе поступить, чтобы спасти жизни пассажиров, они не могли — честь им и хвала. Очень хочется, чтобы это было так.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *