последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой

1.5. Составное именное сказуемое

Упражнение 5. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).

Упражнение 6. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).

Упражнение 7. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? (М. Горький). 2. Что же я такое? (М. Горький). 3. Ну и забавник ты! (М. Горький). 4. Ловкая штучка – умишко человеческий (М. Горький). 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь (М. Горький). 6. Какое счастье – уметь всё делать (М. Горький). 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии (Белинский). 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин). 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев). 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский). 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода (Бунин). 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску (Тургенев). 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду (Тургенев). 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света (Тургенев). 15. Аннушка стояла у стены бледная (Паустовский).

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Подготовка к ОГЭ. Грамматическая основа предложения» (9 класс)

последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Смотреть фото последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Смотреть картинку последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Картинка про последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Фото последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

Теоретические сведения. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Способы выражения подлежащего. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу. Имяприлагательное Старший (кто?) уехал в столицу. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу. Инфинитив(неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить. Неизменяемая (знаменательная илислужебная)часть речи в значении именисуществительного: Наречие Предлог, союз, частица Насталои роковое послезавтра (что?). «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?). Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово): Пять стульев стояло у стены. Многие из нас поедут в столицу. Матьс сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.

Упражнение. Найти подлежащее, указать способ его выражения. 1. Упала тень. 2. Провожающие собрались на перроне. 3. Восемь делится на два. 4. Трое вышли на улицу. 5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин) 6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин) 7. Жить – Родине служить. (Пословица) 8. Стаи воробьев купались в луже. 9. Многие из нас видели этот фильм. 10. Мы с родителями побывали в музее. 11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе. 12. На уборку урожая вышли от мала до велика. 13.Прошло около часа (Паустовский).

Проверяем! 1. Упала тень. 2. Провожающие собрались на перроне. 3. Восемь делится на два. 4. Трое вышли на улицу. 5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин) 6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин) 7. Жить – Родине служить. (Пословица) 8. Стаи воробьев купались в луже. 9. Многие из нас видели этот фильм. 10. Мы с родителями побывали в музее. 11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе. 12. На уборку урожая вышли от мала до велика. 13.Прошло около часа (Паустовский).

Теоретические сведения. Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Типы сказуемых: Простое глагольное сказуемое – ПГС Составное глагольное сказуемое – СГС Составное именное сказуемое – СИС

Способы выражения простого глагольного сказуемого. Форма Примеры 1. Глагол в форме какого-либо наклонения Наступает хмурое утро. Сергей будет поступать в театральное училище. Запишите домашнее задание. 2. Независимый инфинитив Жить – родине служить. 3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг) Подруга каждаятуттихо толк подругу. 4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме Команда одержала победу в чемпионате. Он опять лодыря гоняет. 5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) Давай я поеду с тобой. Даприснятся тебе сладкие сны. Вкомнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга.

Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено подлежащее и сказуемое. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). Старуха бросилась было за сыном (Григорович). Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). Я пойду позову маму (Чехов). А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). Брат вступился было за меня (Маршак). Ещё я долго буду петь (Есенин). День как будто дремал (Паустовский). А ты не обижайся, Емеля (Чехов).

Проверяем! Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). Старуха бросилась было за сыном (Григорович). Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). Я пойду позову маму (Чехов). А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). Брат вступился было за меня (Маршак). Ещё я долго буду петь (Есенин). День как будто дремал (Паустовский). А ты не обижайся, Емеля (Чехов).

Составное глагольное сказуемое. Значения вспомогательного глагола. Составное глагольное сказуемое (СГС) вспомогательный глагол выражает грамматическое значение (время и наклонение) инфинитив выражает лексическое значение Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры 1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др. Он стал готовиться к отъезду. Он бросил курить. Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни. 2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др. Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь. Я люблю петь. Я стыжусь петь. Я рассчитываю спеть эту арию.

Составное именное сказуемое(СИС) Составное именное сказуемое (СИС) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

Виды глаголов-связок Вид связки по значению Типичные глаголы Примеры 1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка») Он был врачом. Он будет врачом. Он врач. Он является больным. 2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительныеоттенки. Стать, становиться, делаться,сделаться, остаться,считаться,слыть, зваться, называться, почитаться. Он стал больным. Он остался больным. Он бывал больным каждую осень. Он оказался больным. Он считался больным. Он казался больным. 3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). Сидеть, лежать, стоять; идти, приехать, вернуться, бродить; жить, работать, родиться, умереть. Она сидела усталая. Он ушёл сердитый. Он вернулся расстроенный. Он жил отшельником. Он родился счастливым. Он умер героем.

Способы выражения именной части Имя существительное ( в имен.или творительном падеже; в косв. падеже с предлогом или безнего; цельноесловос. с главным словом – сущ.Врод.падеже (со значением качественной оценки) Он мой брат. Он был моим братом. Штурман был в забытьи. Я без гроша. Зять был молчаливой породы. Эта девушка высокого роста. 2. Имя прилагательное (краткое;полное прил.в имен.или втвор. падеже; прил. в сравнит. или в превосх. степени). Он весел. Он стал весёлым. Здесь звуки музыки были слышнее. Ты самый лучший. 3. Причастие. Он ранен. Стекла были разбиты. Стекла были разбитыми. 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением Вся рыба – ваша. Это что-то новенькое. 5. Числительное в именительном или творительном падеже. Их изба – третья с краю. Их изба была третьей с краю. 6. Наречие Я был настороже. Его дочь замужем за моим братом.

Упражнение. Выделить грамматическую основу в каждом предложении. Указать, чем выражено сказуемое. 1. Последняя дверь была закрыта. 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые. 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством. 4. С час она лежала неподвижная. 5. Муж и жена люди самые почтенные. 6. Вся рыба – ваша. 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. 8. Уступить – позорно. 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. 11. Как некстати было это воспоминание. 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова.

1. Последняя дверь была закрыта. (гл. пр.в + кр.прич) 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые.(гл.пр.в + прил) 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством.(гл. пр.в + цельное словосоч.) 4. С час она лежала неподвижная. (гл. пр.в + прил) 5. Муж и жена люди самые почтенные.(нул. связка+ словосоч.) 6. Вся рыба – ваша.(нул.связка, притяжат. мест). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.(нул.связка,кр.прил). 8. Уступить – позорно.(нул. связка, кат. сост). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста. (гл.пр.в +словосоч). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.(нул.связка+ сущ). 11. Как некстати было это воспоминание. (гл.пр.в + наречие). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова. Проверяем!

Образец задания 8 ОГЭ. Выпишите грамматическую основу предложения 22. Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. Ответ. Создают.

Источник

УПРАЖНЕНИЯ по теме: «Составное именное сказуемое»

1..Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев).

2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой).

3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк)

4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов).

5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин).

6. Вся рыба – ваша (Солоухин).

7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов).

8. Уступить – позорно (Тендряков).

9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев).

10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов).

12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).

2. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин).

2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин).

3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев).

4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев).

5. Видно, родился я такой (Бунин).

6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский).

7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский).

8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин).

10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).

3. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? (М. Горький).

2. Что же я такое? (М. Горький).

3. Ну и забавник ты! (М. Горький).

4. Ловкая штучка – умишко человеческий (М. Горький). Э

5. Потребность упрощать – наша детская болезнь (М. Горький).

6. Какое счастье – уметь всё делать (М. Горький).

7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии (Белинский).

8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин).

9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев).

10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский).

11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода (Бунин).

12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску (Тургенев).

13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду (Тургенев).

14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света (Тургенев).

15. Аннушка стояла у стены бледная (Паустовский).

1)1. Дверь была закрыта (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 2. Алёшка с Алексашкой пришли весёлые (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 3. Кабинет является Заколдованным царством (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в творительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в настоящем времени). 4. Она лежала неподвижная (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 5. Муж и жена люди самые почтенные (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 6. Рыба – ваша (СИС; именная часть выражена притяжательным местоимением в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 7. Воздух чист и свеж (СИС; именная часть выражена краткими прилагательными; грамматическая связка быть в нулевой форме). 8. Уступить – позорно (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка быть в нулевой форме). 9. Я был маленького роста (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным вродительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 10. Слово – одежда (СИС; именная часть выражена существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 11. Воспоминание было некстати (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 12. Явления одеты (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка быть в нулевой форме).

2)1. Матрос шагал израненный, усталый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: матрос был израненный, усталый). 2. Лошадь идёт (ПГС; усталая – определение). 3. Жары стоят нестерпимые (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: жары нестерпимые). 4. Он стоял (ПГС). 5. Я родился такой (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: я такой). 6. Две девочки родились (ПГС). 7. История оказалась вздором (СИС; полузнаменательную связку можно заменить на грамматическую: история была вздором). 8. Сани оказались (ПГС). 9. Дождь шёл некрупный, тёплый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: дождь был некрупный, тёплый). 10. Дождик сыплется (ПГС; тёплый – определение).

Источник

Составное именное сказуемое

В этой статье мы рассмотрим, как разпознать составное именное сказуемое, а также как его отличить от простого.

Что это такое

Это сказуемое, состоящее из двух частей. Первая часть – глагол-связка, а вторая — именная часть.

последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Смотреть фото последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Смотреть картинку последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Картинка про последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой. Фото последняя дверь была закрыта алешка с алексашкой

Примеры предложений

Глагол связка — «была», «был», «был», «стал».

Именная часть — «холодная», «встречный», «врачом», «приятель».

В последнем предложении кажется, что присутствует только именая часть – «приятель», но на самом деле глагол-связка подразумевается, просто он опущен, иными словами имеется нулевой глагол-связка.

В настоящем времени так не говорят, глагол-связка «есть» опускается. Поэтому связку здесь и называют нулевой.

Глагол-связка

Давайте рассмотрим подробнее, что такое глагол-связка и каким он может быть.

Мы уже видели несколько примеров глаголов-связок, в основном это глагол «быть» в разных формах. Но есть и много других глаголов-связок.

    делаться казаться слыть стать становиться являться считаться представляться казаться зваться почитаться называться
    прийти идти приехать вернуться бродить сидеть лежать стоять жить работать родиться умереть

Как видите, тут три типа глаголов-связок. Они отличаются по степени самостоятельности и наличию лексического значения.

С первым глаголом «быть» все ясно — он не имеет собственного лексического значения. Весь смысл придает именная часть. Например:

Во втором столбце глаголы-связки вносят небольшое лексическое значение, но тоже самостоятельными быть не могут. После них требуется продолжение:

В третьем столбце глаголы-связки имеют конкретное лексическое значение. Они отражают либо положение в пространстве (сидеть, стоять), либо движение (идти, приехать), либо состояние (жить, работать):

Он родился идиотом.
Я жил бедно.
Он работал наизнос.
Он умер героем.
Он вернулся опустошенный.

Именная часть

Именная часть может быть чем угодно: существительным, прилагательным, причастием, местоимением, числительным или наречием.

И когда именная часть выражена не одним словом, а словосочетанием:

Здесь именная часть — словосочетание «молчаливой породы» с главным словом — существительным «породы».

Здесь именная часть — словосочетание «что-то новенькое» с главным словом — местоимением «что-то». И глагол-связка тут нулевой!
Обратите внимание, что в этих словосочетаниях второе слово не выкинуть, поэтому именная часть выражена не просто существиельным или местоимением, а словосочетанием.

Чем выражается составное именное сказуемое

Поскольку составное именное сказуемое состоит из двух частей, первая из которых всегда глагол, нам важно, чем выражается именная часть. Как рассмотрено выше, именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, местоимением, числительным или наречием.

В разборе принято указывать, какой частью речи выражена именная часть. Глагол связка же — это всегда глагол, только он может стоять в разной форме.

Образец разбора

Примеры разбора

Чем отличается простое и составное сказуемое

Простое и составное сказуемое иногда отличить непросто.

Это составное глагольное сказуемое. Почему?

А теперь возьмем другое предложение:

Здесь простое глагольное сказуемое, потому что пришел имеет более важное значение, чем «с работы», и опустить его нельзя. Попробуйте — не получится.

Итоги

Мы рассмотрели, что такое составное глагольное сказуемое, какие бывают глаголы-связки, чем выражается именная часть.

Вопросы и просьбы о разборе можно оставлять в комментариях.

Источник

Выделите грамматическую основу в каждом предложении, определите вид сказуемого: 1. Сквозь обнаж…

Выделите грамматическую основу в каждом предложении, определите вид сказуемого:
1. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев).
2. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев).
3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев).
4. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович).
5. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский).
6. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин).
7. Он боялся идти к врачам (Паустовский).
8. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский).
9. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский).
10. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький).
11. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).
12. Старуха бросилась было за сыном (Григорович).
13. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин).
14. Последняя дверь была закрыта (Бондарев).
15. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).
16. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский).
17. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов).
18. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой).
19. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк).
20. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский).
21. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).
22. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин).
23. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский).
24. Я пойду позову маму (Чехов).
25. С час она лежала неподвижная (Лермонтов).
26. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *