последняя квартира пушкина на мойке 12
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Музей-Квартира Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге: режим работы, цена, экскурсии
Музеи
Краткое описание
Квартира Пушкина на Мойке является одной из шести составных частей большого музейного комплекса «Всероссийский музей А. С. Пушкина». Квартира на Мойке 12 – последнее жилище человека, которого называют «наше все». Ее убранство воссоздано в том виде, в каком оно было при жизни поэта.
Здесь Александр Сергеевич окончил свой земной путь. С тех пор этот дом, по меткому замечанию А. Ахматовой, стал для страны святыней
История дома
Первым, кто поселился здесь стал кабинет-секретарь Петра Первого — Иван Антонович Черкасов, который служил при Петре Великом и Екатерине I.
На свое приличное жалованье он выстроил каменный дом из трех этажей и каменные флигели в два этажа во дворе. Сооружение появилось в этом квартале одним из первых
При следующих правителях России Черкасову жилось уже не столь сладко. Против него плел интриги герцог Бирон, в результате чего Иван Антонович был сослан в Сибирь. Там он, впрочем, надолго не задержался, так как императрица Елизавета Петровна пожелала вернуть опального чиновника в Петербург с компенсацией причиненного ему ущерба. На эти средства Черкасов продолжил обустраивать свое жилище.
Когда хозяин умер дом достался его сыну. Неожиданно для всех тот вступил в брак с дочерью Бирона. Не смутившись ни тем, что невеста была горбатой, ни тем, что ее папаша едва не погубил его отца
Эта женщина и стала хозяйничать в особняке на Мойке. Однажды здесь побывал и Бирон. А конюшни, расположенные во дворе дома, люди с тех пор называли «Бироновы».
В 1785 году по распоряжению Екатерины Великой дом был подарен Г. Н. Орлову – кузену известного фаворита императрицы. В конце XVIII века в нем проживала графиня Е. Шувалова, а после нее – купец А. Жадимировский, при котором здание было подвергнуто перестройке. Следующей хозяйкой особняка стала княгиня А. Н. Волконская – с нее-то и начинается страница в истории дома, сделавшая его известным на весь мир.
Знаменитый жилец
На Мойку выходили окна комнат, принадлежавших старшим сестрам Гончаровым, спальня, гостиная, столовая и буфетная. Это были главные и лучшие комнаты в доме. Во двор смотрели окна кабинета поэта, детской, передней и комнаты слуг.
Переехав на Мойку, Пушкин продолжил заниматься привычными делами – писал стихи и прозу, а также руководил журналом «Современник» — это была вынужденная мера для того, чтобы содержать семью. Впрочем дела шли плохо — журналы не распродавались. Однако, ему не помешало закончить и издать одно из самых известных своих творений – «Капитанскую дочку».
27 января 1837 года состоялся дуэльный поединок с Дантесом
Поэта, получившего смертельную рану, привезли домой. А. С. Пушкин умер на второй день после дуэли — 29 января «на Мойке, у Конюшенного мосту». В его предсмертные часы набережная возле дома была заполнена народом. На дверях вывешивали Бюллетени, которые сообщали о состоянии здоровья поэта.
Два бюллетеня о состоянии здоровья А. С. Пушкина вывешенные на двери
Александра Сергеевича не стало 29 января 1837 года
В последующие дни в квартиру приходило огромное число людей, чтобы проститься с ним. Гроб стоял в передней, затем его внесли в гостиную для прощальной литии, когда в доме оставались только самые близкие друзья. После его увезли на отпевание в церковь.
Жена Пушкина, Наталья Николаевна, уехала из Петербурга, потому что поэт сам попросил ее перебраться в деревню к родным в Полотняный завод и носить по нему траур два или три года. Отец поэта даже обиделся, что она проехала через Москву, а к нему не заглянула. Вскоре из этой квартиры вывезли его имущество. Через полгода в квартире начали ремонт, и только в январе 1838 года сюда въехал сын хозяйки дома, князь Григорий Волконский со своей молодой женой.
Никто особо не заботился о том, чтобы сохранить первозданный вид жилья великого поэта. А власти были не прочь предать глухому забвению все, что касалось «невольника чести» и его гибели. Следующими хозяевами нижнего этажа в разное время были и частные лица и организации.
Архитектура
12-й дом на Мойке многократно подвергался перестройкам и изменениям. При Черкасове он был выстроен в голландском стиле – как фасад, так и внутренние помещения. В качестве материалов использовали голландский кирпич. При Жадимировском дом перестроили в духе раннего классицизма. Именно тогда – в начале XIX столетия – особняк получил ту конфигурацию и высоту, в каких мы наблюдаем его сегодня.
Основные черты архитектурной отделки фасада с тех времен сохранились. Менялись только отдельные детали
В 1980-е, когда принялись за полномасштабный ремонт здания, фасад перекрасили в желтый цвет, который он имел при жизни Пушкина.
Внутренний двор Музея-Квартиры А. С. Пушкина
Оригинальная внутренняя отделка дома со временем существенно изменилась. Особенно рьяно дом переделывали в начале XX века. Уничтожили парадную и черную лестницы. Значительно перестроили и знаменитую квартиру:
Но благодаря сохранившемуся плану квартиры и проведенным исследованиям реставраторы смогли воссоздать ее в том виде, в каком она была при Пушкине. В том числе послойно снимали краску со стен, пока очередной — 8-й слой — по цвету не совпал с описаниями интерьеров дошедших до наших времен.
Музей
Музеефикация здания на Мойке 12 началась в 1924 году, когда квартиру поэта занял пушкинский кружок. Его члены занялись восстановлением жилища «солнца нашей поэзии». В 1927 году ряд комнат квартиры уже были открыты для просмотра.
Спустя 10 лет, к 100-летней годовщине гибели Пушкина обстановке постарались придать первоначальный облик. Однако ввиду неправильного понимания исторических источников не удалось избежать некоторых ошибок.
В 1952 году во дворе дома был установлен памятник Пушкину
Прошло несколько десятилетий и за пушкинскую квартиру взялись вновь. К тому моменту в доме еще жили люди, но в 1983 году их расселили и весь дом, включая флигели, был отдан в ведение музея.
В 1984 году начали капитальный ремонт, в котором принимали участие не только профессиональные реставраторы, но и добровольцы. Петербуржцы от мала до велика приходили на Мойку 12, чтобы помочь в ремонте жилища всеми любимого гения. Первым делом провели археологические исследования. Так был выявлен весь новодел во внутреннем убранстве дома.
Стол Пушкина, на котором было написано множество произведений. Их список размещен на стене — над столом
Помещениям и дверным проемам вернули их исторические размеры. Полностью поменяли полы — старые настилы не сохранились. Восстановили парадную лестницу. Вместо обоев стены покрасили красками на клеевой основе. Изначальный цвет стен смогли узнать благодаря расчистке.
Конюшни переделали под музейную библиотеку, а флигеля отдали администрации музея и хозяйственным службам.
Но главное – в точности был воссоздан пушкинский кабинет. Для посетителей музей снова открыл свои двери в феврале 1987 года
Ну что за музей в Петербурге без красивых люстр? Всё правильно. Их тут несколько
Экспозиции
Параллельно с ремонтом дома реставрировали музейные экспонаты. В первую очередь — старинную мебель. Особенное внимание уделили письменному столу поэта и конторке, за которой он писал, лежа на диване. Всем этим занимались специалисты Эрмитажа.
Затем принялись за создание художественного проекта музея. С максимальной точностью сделали копии старинных рукописей, писем, счетов и прочих документов, принадлежавших Александру Сергеевичу. Они стали частью экспозиции музея. Подлинники находятся в Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН).
При входе в музей посетителям предлагают сначала посмотреть вводную экспозицию, которая повествует о последних годах жизни Пушкина в Петербурге, его смертельной дуэли, а также об истории дома на Мойке.
На третьем и втором этажах находятся художественные произведения, среди которых:
На цокольном этаже, перед входом в Музей-квартиру Пушкина можно ознакомиться и с откликами, которые оставили в связи с гибелью поэта его современники. Тут же хранятся свадебные туфли Натальи Гончаровой.
На 2 и 3 этаже расположены вещи Пушкина и его семьи. В них можно увидеть рукописи поэта, а также известные полотна. Например, портрет Пушкина, написанный В. А. Тропининым.
Гости музея всегда дивятся «нащокинскому домику» – миниатюрной копии дома дружившего с Пушкиным дворянина П. Нащокина. Все детали домика сделаны из тех же материалов, что были использованы в оригинальной постройке.
Кий — тоньше зубочистки, а бильярдные шары размером с гранулы пенопласта. Неудивительно, что в отсутствие «этих наших интернетов» современники Пушкина могли часами как дети резвиться с потешным домиком. И «жарить» на вертеле мышонка воображая, что это поросенок
В окне за столиком видна ручка входной двери в комнату, где расположен нащокинский домик. Столовые приборы поражают своими крохотными размерами, как башмачки новорожденных. В целом процедура осмотра домика, даже в наше время, напоминает вторжение в частную жизнь семьи миньонов — все очень точно, очень маленькое и натурально выглядит.
Стол для карточных игр, рояль — судя по всему это гостиная комната. Удивительно, но созданный мастерами того времени рояль — действующий. Известно, что жена Нащокина играла на нем вязальными спицами.
Среди иных экспонатов: походная банкетка М. И. Кутузова, грамота Елизаветы Петровны, пожалованная А. П. Ганнибалу – прадеду поэта.
В числе реликвий музея можно увидеть жилет, который был на Пушкине во время дуэли — на нем сохранились следы крови, прядь его волос и посмертную маску
Начало экспозиции очень живописное. Атмосфера здесь соответствующая
В столовой находится план квартиры, который был составлен после смерти поэта Жуковским. В комнате жены Пушкина повешен ее портрет кисти А. П. Брюллова, а на туалетном столике – духи Натальи Николаевны, ее чудесный браслет из кораллов, шелковые и бисерные кошельки и другие предметы.
На airbnb написали бы — бабушкин ремонт. А здесь бьются за сохранение исторической атмосферы
Туалетный столик Натальи Гончаровой старательно отсвечивает изящный для своего времени флакончик для духов и другие дамские принадлежности. К сожалению, ни одной личной вещи детей Пушкина не сохранилось, за исключением крестильной рубашки старшего сына.
Детская комната. В дальнем углу ковра стоит маленькая скамеечка для ног. А на ней — маленькие пинетки. По нашим меркам, довольно грубой работы. Милая вещица навевающая тоску, если начать размышлять об этом.
Кабинет Пушкина
Главное богатство – это книги. На полках можно увидеть множество изданий на разных языках, в том числе новинок отечественной и зарубежной литературы того времени
На стене висит картина в старинной раме – это «Дарьяльское ущелье» Н. Г. Чернецова, а ниже – сабля, которая была подарена поэту генералом И. Паскевичем, когда тот был на Кавказе. Под ней столик с деревянным ларцом, принадлежавшим еще прадеду Пушкина. В нем великий потомок хранил свои личные документы. Также на стенах и книжных полках висят небольшие портреты друзей Пушкина: Жуковского, Дельвига, Баратынского.
Музей-квартира А. С. Пушкина
Фотографии
Режим работы с 15 апреля 2021 года
Стоимость билетов 2021
Стоимость входного билета
Стоимость экскурсий
Стоимость экскурсионного обслуживания на 1 посетителя
На одного посетителя в кассовой группе (группа 15 человек)
Стоимость экскурсионного обслуживания для групп
Для групп не более 15 человек, включая сопровождающего группу школьников бесплатно (с учётом бронирования заказа).
Группа в количестве не более 15 человек, включая сопровождающего
Смешанная группа
В исключительных случаях, при возможном увеличении группы (по усмотрению администрации) стоимость каждого дополнительного билета составит:
Бесплатное посещение
Бесплатно для граждан
Право на получение бесплатного входного билета имеют:
Бесплатные дни
Бесплатное посещение (кроме заказных групп):
Третье воскресенье месяца
Право на получение бесплатного входного билета имеют:
Адрес и как добраться
Официальный сайт и другая информация
Мемориальная квартира, с которой связаны не только трагические моменты судьбы Александра Пушкина, но и всей русской литературы, сегодня является составной частью Всероссийского музея, носящего имя поэта. Здесь обязательно стоит побывать, чтобы по-настоящему ощутить обстановку, в которой жил и создавал свои бессмертные произведения гений отечественной поэзии.
Последний год
Александр Сергеевич с супругой и детьми имел обыкновение периодически менять съемные квартиры и летние загородные дачи. В доме на набережной Мойки семейство Пушкиных, к которым присоединились сестры Наталии Гончаровой, оказалось, можно сказать, случайно.
Дом, куда в начале сентября 1836 года въехал поэт, сняв на первом этаже 11-комнатную квартиру, принадлежал княгине Софье Волконской, сестре известного декабриста. Построенный в XVIII столетии по проекту Джузеппе Трезини особняк имел дворцовый вид, а планировка жилья относилась к анфиладному типу.
Именно в этих стенах прошли последние месяцы жизни Пушкина: отсюда он уехал на роковую дуэль с Дантесом, дабы вернуться истекающим кровью.
История музея
Величие фигуры поэта было настолько значительно, что уже в 1899 году в этом памятном здании на втором и третьем этажах открывается выставка «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество». Несмотря на то, что дом и занимаемая семьей Александра Сергеевича квартира после его смерти неоднократно перестраивались, в 20-х годах прошлого века Пушкинский кружок общества «Старый Петербург» предпринял успешную попытку восстановления исторического облика мемориального места.
Так в 1925 году был реконструирован кабинет стихотворца: в нем до сих пор находится стол, за которым рождались «Капитанская дочка» и последние строки перед дуэлью с просьбой сделать несколько переводов для журнала «Современник. Слова адресовались писательнице Ишимовой, «.
Музей, скромно занявший всего несколько комнат, впервые открылся в 1927 году. Однако реставрационные работы продолжались, причем коснулись они не только мемориальной квартиры, но и всего здания. Воссозданную по мемуарам, письмам, заметкам современников, родственников и друзей поэта планировку и внутреннюю отделку помещений посетители музея увидели в 1937 году, когда закончилась реконструкция. В ее ходе неоценимую роль сыграло сохранившееся письмо Жуковского к отцу Пушкина, в котором было дано описание плана квартиры.
В 1987 году музей занял весь особняк.
Экспозиция
Основной фонд музея пополнялся десятилетиями, ведь собрать розданные после смерти поэта его личные вещи и предметы интерьера было непросто. Вольтеровское кресло и диван, на котором умер Александр Сергеевич, медальон с локоном волос, срезанных по просьбе Тургенева, посмертная маска, жилет со следами крови и другие реликвии напоминают о разыгравшейся в начале 1837 года трагедии.
Начать осмотр экспозиции можно с цокольного этажа, где наглядно представлены история особняка и страницы жизни Пушкина в Северной столице в 1836 году – многочисленные гравюры, портреты друзей и литографии. На остальных этажах подлинные личные вещи поэта и членов его семьи соседствуют с бытовыми предметами той эпохи. Особый интерес представляет библиотека, где некогда находилось около 4 000 книг на 14 языках.
Дополнительные услуги
В музее работает зал для проведения концертов, лекций, киносеансов, рассчитанный на 180 человек. Ежемесячно любители российской словесности собираются здесь для проведения традиционных заседаний.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Последний адрес поэта
Петербург пушкинский / Прогулки с дилетантом / Питер-2014
Дом имеет внутренний двор, куда с набережной ведут две арки. В глубине двора расположен двухэтажный корпус конюшен и каретного двора. Они называются «бироновскими», так как знаменитый фаворит Анны Иоанновны Эрнест Иоганн Бирон жил в доме в 1762 году, к тому времени уже находясь в опале и не занимая никаких должностей. Сейчас весь комплекс принадлежит Всероссийскому музею А.С. Пушкина, в центре двора в 1950 году установлен памятник поэту.
Сама же квартира после 1837 года неоднократно сдавалась, перестраивалась, в ней ничего не сохранилось. Владельцами комнат поочередно становились Дворянский земельный банк, канцелярия контроля Николаевской железной дороги, жандармское охранное отделение. При перестройке здания в 1910 году квартира сильно пострадала: вместо парадной лестницы появилась кухня и чёрный ход, посреди квартиры прошёл длинный коридор, а две комнаты отделила от остальных новая лестница. В 1924 году квартира наконец перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», в 1925 году она стала музеем, был отреставрирован кабинет поэта. В 1937 и 1960-80 годах было проведено воссоздание исторического облика квартиры по мемуарам, запискам, свидетельств современников, а также плану, составленному В.А. Жуковским в феврале 1837 года. Вот этот план, находящийся в экспозиции музея.
Сейчас в подвале дома расположен гардероб, откуда по лестнице можно подняться в саму квартиру.
С лестницы попадаем, понятное дело, в прихожую.
Здесь обитает кожаный дорожный сундук начала XIX века.
В квартире восстановлены кафельные печи.
Далее проходим в столовую.
Здесь в буфете выставлено несколько личных вещей поэта.
Этот дорожный графин рубинового стекла был с ним в путешествии на юг, а потом был подарен сестре.
Для комнаты подобрана мебель первой половины XIX века.
На столе стихотворение Пушкина «Памятник».
Позолоченные каминные часы.
Также в комнате представлен стол для игры в шахматы.
И старинный вёрджинел (разновидность клавесина).
В отражении можно заметить крошечный портрет Натальи Гончаровой, написанный Карлом Брюлловым в 1832 году.
В «египетском» секретере выставлены вещи, принадлежавшие жене Пушкина. В первую очередь это коралловый браслет с золотыми вставками, подаренный ей в 1840-х годах отцом поэта, Сергеем Львовичем. Также можно увидеть флакончик для духов, маленькие ножницы и кошельки, вышитые шёлком и украшенные бисером.
Квартира имела анфиладное устройство, все комнаты были проходными, поэтому кровать Наталии Николаевны от прохода была отгорожена ширмой.
Также в экспозиции музея представлены туфельки, в которых Натали танцевала на балах.
Рядом располагалась комната одной из её сестёр. Екатерина и Александра Гончаровы снимали квартиру вместе с семьёй Пушкина, внося свою долю оплаты.
Екатерина Николаевна, как известно, 10 января 1837 года вышла замуж за Жоржа Дантеса, после роковой дуэли навсегда уехала во Францию, где родила ему четверых детей и умерла в 1843 году, на седьмом году брака.
У Пушкина тоже было четверо детей, за которыми присматривали няньки и гувернантки. В квартире на Мойке им была выделена отдельная комната.
Пожалуй, это одна из самых просторных комнат квартиры, однако заметок об её интерьере нет, посторонние здесь не бывали. Поэтому здесь представлены портреты и некоторые вещие детей Пушкина: Марии, Александра, Григория, Наталии.
Часы с детскими фигурками.
Одна из трёх тростей А.С. Пушкина, которые он коллекционировал, с аметистовым набалдашником. Вторая имела завершение из слоновой кости, а в рукоятку третьей была вделана пуговица, взятая, по преданию, с камзола Петра Великого.
В библиотеке Пушкина было около четырех тысяч книг на четырнадцати языках.
За столом Пушкин сидел в любимом «вольтеровском» кресле.Оно было изготовлено по специальному заказу мебельным мастером Гамбсом в 1835 году, и стоило 375 рублей. Спинка кресла могла откидываться, внизу была вмонтирована выдвижная скамеечка для ног.
4 ноября 1836 года Пушкину и нескольким его друзьям был доставлен анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца»: косвенный намёк на внимание к Наталье Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. Сам Пушкин счёл письмо исходящим от Луи де Геккерна, и немедленно послал Дантесу (приёмному сыну Геккерна) вызов на дуэль, которая впоследствии не состоялась. 26 января 1837 года Пушкин отправил Геккерну оскорбительное письмо. В тот же день Луи Геккерн ответил, что от его имени Дантес делает ему вызов, Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли, письменно составленные секретарём французского посольства виконтом д’Аршиаком.
Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика, а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерн за Дантесом. В 6 часов вечера его на руках занёс в квартиру дядька Никита Козлов. Узнав о ранении поэта на Мойку приехали его друзья: Александр Тургенев, Василий Жуковский, братья Вяземские, доктор Владимир Даль и др.
Жуковский вывешивал на двери квартиры с угольной надписью «Пушкинъ» листы с информацией о состоянии Александра Сергеевича. Видимо, последними сообщениями были: «Первая половина ночи безпокойнее, послъдняя лучше. Новыхь угрожающихъ припадковъ нетъ; но такь же нътъ, и еще и быть не можетъ облегченiя» и «Больной находится въ весьма опасномъ положенiи».
Кожаный диван из кабинета Пушкина поступил в музей ещё в 1920-е годы от потомка дворянской семьи Философовых, друзей семьи Пушкина. Лишь в 2010 году, сопоставив следы крови с дивана и с жилета, в котором был Пушкин был 27 января 1837 года, смогли определить, что именно на нём и скончался поэт.
Картина в прихожей: А.А. Козлов, Пушкин на смертном одре.
Посмертная маска поэта, выполненная скульптором С.И. Гальбергом, и медальон с прядью его волос, срезанной поклонниками во время отпевания.
В 1999 году на втором и третьем этажах дома открылась литературно-монографическая экспозиция «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество».
Она включает в себя многочисленные экспонаты пушкинского времени.
Они расположены таким образом, чтобы отразить отдельные этапы жизни поэта. Первый зал посвящён Москве, где Пушкин родился и вырос.
Императором в то время был Павел Петрович.
В 1811-1817 годах Пушкин жил и обучался в Царскосельском лицее. С этим пеналом приходил на занятия его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Это была эпоха Александра I Благословенного.
Зал посвящён недолгому пребыванию в Петербурге после выпуска из Лицея.
Один из пушкинских автопортретов того времени.
В экспозиции представлены мемориальные предметы и мебель, которые обогащают историко-литературный ряд яркими, живыми подробностями.
В 1824 году московская полиция вскрыла одно из пушкинских писем, где тот признавался в увлечении атеизмом. Последовала отставка и ссылка в родовую усадьбу Михайловское. Ссылка пролилась до 1826 года, в отсутствие Пушкина в Петербурге вспыхнуло восстание декабристов, со многими из которых он был знаком. Знаменитый черновик с пятью повешенными и надписью «И я бы могъ, какъ шутъ».
Весной 1828 года во время прогулки в Петропавловской крепости с Пушкиным князь Вяземский подобрал пять сосновых щепок и хранил их потом, как память о казнённых товарищах.
В 1827 году, вернувшись в Михайловское после ссылки Пушкин начал роман «Арап Петра Великого».
«Евгения Онегина» Пушкин начал писать ещё в южной ссылке, в Кишинёве в 1823 году, а закончил лишь в 1831-м, на арендованной даче в Царском Селе, уже будучи женатым на Наталье Гончаровой.
В 1833 году, во вторую «болдинскую осень» Пушкин создал легендарную поэму «Медный всадник», увидевшую свет лишь после его смерти.
К концу жизни Пушкин вошёл в высший круг литературного Петербурга.
Василий Андреевич Жуковский всю недлинную жизнь поэта был ему ближайшим другом.
Незадолго до трагической гибели Пушкин начал работу над масштабной «Историей Петра», оставшейся незавершённой.
Самым интересным экспонатом выставки по праву может считаться игрушечный «домик Нащокина».
Он может иллюстрировать всю затейливую праздность дворянской жизни.
Макет восстанавливает вид квартиры на тот момент, когда сюда в гости к другу приезжал Александр Сергеевич.
Легко представить, как за этим столом, раскурив трубку, Пушкин играл в карты с московскими приятелями, пока жена Нащокина, Вера Александровна, играла на рояле. Это был последний московский адрес А.С. Пушкина, здесь он прожил с 3 по 20 мая 1836 года. Заядлый картёжник Нащокин в итоге проигрался и умер в нищете в 1848 году. Один «домик» от него и остался.