потекла канализационная труба в квартире кто виноват
Кто виноват в протечке канализационного стояка?
Мы не раз касались вопросов, связанных с сантехнической инфраструктурой многоквартирного дома. В частности, рассказывали кому принадлежат трубы и кто оплачивает их содержание.
Но тема не теряет актуальности – поступают все новые и новые вопросы : «Возникла такая ситуация, во всем доме прогнил и протекает канализационный стояк, в итоге топит нас и соседей снизу, у которых застрахована квартира… они грозятся подать на нас в суд. Являемся ли мы виновниками этого происшествия, если, насколько мне известно, этот стояк является общественной собственностью, или все-таки виновата ЖКО. И обязана ли я менять стояк за свой счет, или все-таки за это должно платить ЖКО?». Давайте разбираться по порядку.
Является ли канализационный стояк общим имуществом?
Понятие общего имущества многоквартирного дома приведено в статье 36 Жилищного Кодекса РФ, а также в Правилах содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года. В пункте 5 этих Правил говорится, что стояки горячего и холодного водоснабжения – часть общего имущества. А канализационные?
В прошлом году в соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая пункт 5 Правил дополнен следующим положением: «В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе». Таким образом, канализационные стояки теперь так же причислены к общедомовому имуществу.
Кто должен произвести замену канализационного стояка?
Поскольку стояк канализации – общее имущество, его содержанием и ремонтом должна заниматься коммунальная организация, обслуживающая дом. Мы подробно рассказывали, как добиться замены трубы. В данном случае принцип действий тот же. Замена прогнившего стояка должна лечь на «плечи» жилищно-коммунальной организации.
Кто виноват: собственник или коммунальщики?
При затоплении квартиры делается заявка в управляющую компанию, а в экстренных случаях – аварийную службу. Представители этих организаций в присутствии всех заинтересованных лиц и свидетелей составляют соответствующий акт. В этом документе указывается, в каких квартирах произошел залив, по какой причине, какое имущество пострадало и т.д.
Акт протечки – очень важен, так как фактически в нем называется, кто виновен. Так, если указано, что затопление произошло из-за прогнивания стояка, виноваты коммунальщики. Ведь следить за износом сантехнического оборудования – их прямая обязанность. Если же будет установлено, что жильцы квартиры произвели, к примеру, самовольную замену оборудования или нанесли какие-либо механическое повреждение, вина остается за собственником.
В рассматриваемом случае речь идет о застрахованной квартире. Соседи, застраховавшие свое имущество на случай затопления, должны обратиться в страховую компанию. Те, в свою очередь, выставят счет о возмещение вреда, причиненного наступившим страховым случаем, виновному лицу.
Могут ли подать в суд?
Да. Соседи вправе обратиться в суд с требованием возмещения имущественного вреда. Однако если речь идет, как в данном случае, об общем имуществе и виновности коммунальной организации, не стоит этого опасаться. Необходимо привлечь коммунальщиков в качестве соответчика и доказать в ходе судебного разбирательства, что протечка и, как следствие, ущерб, наступили по их вине.
За потоп ответит управдом
А поводом для таких толкований стала коммунальная авария в одной из квартир. Пострадавшая собственница, у которой из-за поломки крана на стояке холодной воды случился потоп, потребовала от управляющей компании компенсации собственных затрат на устранение последствий протечки. Сумма вышла немаленькая, так как гражданка приплюсовала к расходам на ремонт моральный ущерб, штраф за то, что коммунальщики добровольно не стали возмещать сумму, а также расходы на экспертизу.
Вот аргументы Верховного суда РФ. Суд заявил, что для правильного решения этого спора надо установить «наличие вины сторон в произошедшей аварии». А в материалах апелляционного суда оказались копии вступившего в силу решения другого суда по иску еще одного пострадавшего в этом потопе. Некий мужчина предъявил материальные требования к соседке, у которой стоял этот кран на стояке холодной воды, а также и к управляющей компании. Суд решил спор в пользу пострадавшего соседа, но деньги присудил заплатить ему только управляющей компании, а с соседки, у которой сломался кран, ничего брать не стал. В этом решении сказано, что виновны в аварии, случившейся в квартире соседки, коммунальщики. Эти выводы суда, которые никто не оспорил, апелляция не учла. В законе (ГПК, статья 61) сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда, являются обязательными. И они не доказываются вновь и не оспариваются.
В Жилищном кодексе перечислено, за какое оборудование отвечает управляющая компания. А еще есть Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме. Их утверждало правительство (постановление №491 от 13 августа 2006 года). В правилах записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства». А управляющие многоквартирными домами компании отвечают перед собственниками за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
А факт нахождения этого оборудования в квартире не означает, что оно используется исключительно для обслуживания этой квартиры, и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку по Жилищному кодексу предусматривается его расположение как внутри, так и за пределами помещений.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу истицы или к общему имуществу жильцов дома, являются значимыми для решения спора и подлежат доказыванию. Когда апелляция пересматривала решение по этому спору, она заявила, что истица вместе с заменой внутренних инженерных сетей в квартире, которые являются ее собственностью, заменила и запорный вентиль, из-за которого была авария. Но дама с этим утверждением категорически не согласилась, а суд второй инстанции это не проверил и «достоверно не установил».
Консультация юриста онлайн
Квалифицированные юристы и адвокаты, готовы не только дать ответы на вопросы, но и отстоять Ваши интересы как в до судебном, так и в судебном порядке
Благодарим Вас за обращение в юридическую компанию «Лидер»
Мы получили Ваше сообщение, через 15 минут, Вам должен перезвонить наш сотрудник для уточнения информации и консультации по Вашему вопросу
Какие проблемы решают наши юристы?
У Вас возник вопрос? Не знаете сможем ли мы решить Вашу проблему? Убедитесь в квалификации наших специалистов на деле
Обязательно обращайтесь за консультацией. В ходе общения с нашим юристом или адвокатом, Вы получите ответы на все интересующие вопросы в рамках проблемы. В процессе консультации юрист расскажет о перспективах и путях решения Вашей проблемы.
Грамотно составляем претензии, жалобы в различные инстанции (в том числе судебные), исковые заявления, соглашения, договоры и прочие юридически значимые документы. Знайте, что составлять документы такого плана, должен практикующий профессионал, только так удастся избежать недоразумений в будущем.
Выступим в защиту прав клиента. Полноценное ведение дела, начиная с консультации, подготовки документов, ведения переговоров с противоположной стороной и заканчивая защитой прав в судебной инстанции. Здесь клиент сам выбирает, как будет работать наш специалист, это может быть ведение дела до получения положительного решения суда, или ведение дела до определенного этапа.
Если есть хоть самая малая надежда на решения спора без судебной волокиты, то мы обязательно воспользуемся такой возможностью. С нашей стороны полное сопровождение клиента, до подписания соглашения между сторонами. Подготовка документов и проведение переговоров, а так же нахождение компромисса, ложится на наши плечи.
С нашей стороны, тщательная подготовка к суду. Сбор необходимых документов, сбор доказательств. Написание искового заявления в соответствии с требованиями Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Подготовка стратегии решения вопроса, проработка всех возможных форс-мажорных ситуаций и пути выхода из них. Обязательно думаем над скрытием фактов, которые могут негативно повлиять на исход дела. По итогу получаем несколько возможных вариантов развития событий, тем самым всегда имеем козырь в рукаве.
Специалисты нашей компании, имеющие солидную практику в обжаловании решений судов любой инстанции, готовы встать на защиту Ваших прав. Если имело место, нарушение со стороны судьи, наши юристы и адвокаты готовы составить апелляционную, кассационную или надзорную жалобу на решение суда. Стоит сразу отметить, что утвердительный ответ, о возможности обжалования конкретного решения суда, принимается нашими специалистами, только после тщательного изучения материалов дела и понимания дальнейших возможностей. Скажу так, далеко не каждое решение суда, можно обжаловать и порой нет смысла тратить время, нервы и деньги. Но если клиент желанием об обжаловании решения преследует иные цели, то мы всегда идем на встречу и работаем в соответствии с поставленной задачей.
Как работает юридическая компания «Лидер»?
В своей работе, мы всегда нацелены на результат и на достижение целей клиента. Ставим точные цели, после чего движемся к их достижению, обеспечивая клиента уверенностью в завтрашнем дне
Чем дольше мы работаем в сфере юридических услуг, тем совершеннее становится наш подход. Не будем скрывать, в начале работы у нас были дела, с которыми мы не справились, но это не значит, что у нас работают плохие специалисты, просто мы умеем признавать ошибки. Тот, кто не признает ошибок, не может развиваться и стать лучше.
В свою очередь, мы учли совершенные ошибки, это помогло создать пошаговый план, которого мы придерживаемся всегда. Следование плану, не позволяет нам упустить, что либо из виду, погружаясь в детали дела, мы разрабатываем план действий, в котором уже учтены все возможные погрешности и варианты развития событий, в том числе, что делать если все пошло не по сценарию.
Как правило, 95% дел, не важно каких, к примеру, семейные споры, трудовые, долговые обязательства, являются типовыми и в таких делах, все развивается по определенному сценарию, мы понимаем какие шаги должны быть с нашей стороны и какие шаги будет предпринимать противоположная сторона, для защиты. Это не гадание на кофейной гуще, все строится на годах практики.
Консультация клиента в устной форме. Даем ответы на вопросы, рассказываем о вариантах решения проблемы, а так же изучение документов
Оценка перспектив дела, ведь очень важно понимать, беремся за дело или нет, мы не даем пустых обещаний. Поиск решения проблемы и заключение договора с клиентом
Подготовка документов, поиск необходимых доказательств по делу. Решение вопроса в до судебном порядке или подготовка к суду, если переговоры не дают результатов
Решение проблемы в судебном порядке, защита прав клиента на каждом без исключения заседании. Работаем до получения положительного решения суда. При необходимости обязательное обжалование решения в суде любой инстанции
План действий по решению проблемы
Профессионал всегда действует обдуманно и согласно намеченным целям. Мы понимаем, что для клиента Важно знать, с кем он будет иметь дело и поэтому хотим еще немного рассказать о принципах которых мы придерживаемся в процессе работы
Важно понять все тонкости и ключевые моменты проблемы, изучить документы, что бы оценить перспективы дела, принять верный курс на решение и прийти к качественному результату.
Мы определим несколько вариантов для решения проблемы, это необходимо. Если, что то пойдет не по плану, мы сможем комфортно пойти по другому пути решения задачи. Тем самым получив нужный результат.
Проводим переговоры с противоположной стороной, в ходе которых мы придем к договоренности и заключению соглашения по возникшему спору. Досудебное соглашение позволит решить вопрос быстрее в 10 раз, чем разрешение спора в судебном порядке.
Не удалось решить спор в досудебном порядке, мы готовим документы, подаем из в суд, прикладываем исковое заявление. Защищаем права клиента в суде, до получения положительного решения.
Хотите через 15 минут узнать решение Вашего вопроса?
Просто заполните форму и нажмите «заказать консультацию»
Обращение к нам ни к чему Вас не обязывает
Мы не навязываем услуги
Напротив, мы подробно расскажем о тонкостях проблемы, оценим перспективы дела, а так же расскажем способы выхода из сложившейся ситуации, а Вы сами убедитесь, в квалификации юристов нашей компании.
Благодарим Вас за обращение в юридическую компанию «Лидер»
Мы получили Ваше сообщение, через 15 минут, Вам должен перезвонить наш сотрудник для уточнения информации и консультации по Вашему вопросу
Почему юридической компании «Лидер», можно доверять?
Для нас крайне важно оставить только положительное впечатление от сотрудничества с нами. Если Вы еще ни разу не обращались к нам, то позвольте рассказать Вам о некоторых положительных моментах, которые Вы можете оценить и понять, что мы сторонники строгого порядка и последовательности
Только специалист ежедневно решающий проблемы клиентов, знает тонкости дела, способные кардинально переломить ход дела в пользу клиента
Если Вам знакома ситуация, когда юрист пропадает и по нескольку дней не отвечает на звонки, это не про нас, мы держим Вас в курсе всех дел
У нас очень строгий договор, в нем прописаны все обязанности юриста, все права клиента, нет мутных формулировок, мы соблюдаем условия договора
Если, все же возникла ситуация, когда дело было проиграно по вине нашего юриста, то мы возмещаем 100% расходов на дело. Полное возмещение
Мы оказываем следующие виды юридических услуг и консультаций
Ниже представлены юридические услуги, которые в том числе оказывает наша организация. На самом деле, у нас внушительный штат юристов и адвокатов, работающих в различных правовых сферах. Какой бы сложной не была Ваша проблема, звоните, решение обязательно найдется
Направление гражданского права весьма обширно и охватывает огромную область юриспруденции, в Гражданском Кодексе РФ более 1000 статей и разобраться в таком объеме информации крайне затруднительно, так как важную роль играет правоприменительная практика. Только практикующий специалист сможет дать Вам четкий ответ на поставленный вопрос и защитит Ваши права в суде.
Не важно, неудачная покупка, некачественная услуга или вопрос отказа от качественного товара, дать Вам какие то гарантии и оценить перспективы ситуации, сможет только квалифицированный юрист по защите прав потребителей. Права потребителя, это одно из самых популярных направлений в юриспруденции, именно по данной категории к нам ежедневно поступает более 100 звонков со всей России и мы готовы помочь каждому попавшему в трудную ситуацию потребителю.
Если Вы ежедневно за рулем, то скажу по своему опыту, лучше всегда иметь контакты с проверенным авто юристом, так как может наступить момент, когда звонок авто юристу, может избавить Вас от серьезных проблем. Консультируем по спорам о вине в ДТП, ОСАГО, КАСКО, возмещение ущерба в результате ДТП, ДТП со скрывшимся виновником и пр.
Обратившись за консультацией к семейному юристу, Вы получите не только ответ на вопрос, но так же в рамках разговора, юрист даст Вам полезные советы с учетом Вашей ситуации, подскажет как действовать и каких ошибок не стоит допускать. Так же мы всегда особое внимание уделяем оценка перспектив дела, так как это важнейший этап, на которым мы решаем перспективное дело или нет. Мы всегда честны перед нашими клиентами, если мы беремся за дело, то гарантировано доводим его до победного конца.
Регулярные изменения в жилищном законодательстве, плюс сама сложность вопроса, все это предполагает определенного рода вопросы к юристу по жилищному праву. Опять же может показаться, что мы навязываем услуги! Но ради справедливости, мы лишь хотим предостеречь Вас от ошибок, которые допускают люди, решающие правовые жилищные вопросы самостоятельно. Для успешного подхода к решению данных вопросов, требуются не только знания, но и внушительный багаж опыта. Обращайтесь, мы готовы решить проблему эффективно и с наименьшими затратами.
Консультируем по вопросам восстановления на рабочем месте, невыплаты заработной платы, травмам на производстве и прочим вопросам при которых происходит нарушение трудовых прав работников. С другой стороны, не всегда уязвимой стороной в трудовых отношениях выступает работник, порой юридическая помощь требуется работодателю и в таких ситуациях, мы консультируем и оказываем юридическую помощь работодателям.
Дел решаем в пользу клиентов
Клиентов из 1000, довольны уровнем услуг
Из 300 юристов, практика более 10 лет
Что Вы получите при обращении в юридическую компанию «Лидер»?
Предлагаем Вам подробнее узнать о наших целях, задачах. Мы готовы делиться с Вами любой полезной информацией
На рынке юридических услуг, компания «Лидер» уже более 10 лет и за все это время, мы решили тысячи проблем как физических лиц, так и организаций. Ежедневно к нам обращаются сотни клиентов, что бы получить юридическую консультацию и узнать о перспективах дела и заключить договор на оказание услуг.
Мы всегда готовы защитить Ваши права, так как именно для этого работает наша организация и люди в ней. Если у Вас возникла проблема или вопрос, приглашаем Вас на консультацию, подготовьте вопросы, задайте их нам и получите точный ответ, а так же квалифицированную правовую помощь.
С Вами будут работать, исключительно профильные юристы, только специалисты, разбирающиеся и имеющие солидную практику в решении вопросов одной специализации. Как правило, узкопрофильные юристы и адвокаты, видят, как точно решить проблему, знают ее причину, знают, как действовать, знают, как подготовить документы, как собрать доказательную базу, как обойти ошибки, как подготовиться к суду, какие решение принимают суды по конкретному вопросу, как применить законодательство и самое главное как выиграть дело.
Не буду вводить в заблуждение, не все вопросы можно решить в пользу клиента и мы беремся за дело, только после оценки перспектив, так как нам нужно сказать клиенту как на самом деле обстоят его дела.
Честность и прозрачность работы, помогает нам успешно трудиться на рынке юридических услуг. Если дело не повернуть в пользу клиента, то мы будем вынуждены сказать об этом. Не берем денег за обещания, не наш стиль. Честно дадим ответ, относительно перспектив решения вопроса, «Да» или «Нет». Принятие решения обращаться к нам или нет, принимает клиент. Нет смысла давить, мы знаем наши возможности, мы уверены в своих силах, опыте и знаниях.
Ни для кого не секрет, что участие в решении проблемы юриста или адвоката, значительно повышает шансы на успешный исход дела. Только практикующий юрист знает все тонкости конкретного дела, и общаться с таким специалистом крайне приятно, ведь профессионал, дает четкие ответы на вопросы в процессе юридической консультации, и не важно, проходит она в офисе, онлайн или по телефону.
Только специалист с солидным багажом знаний, знает, как устроена судебная система изнутри, он четко понимает, какие меры нужно предпринять в зависимости от ситуации, какие документы подготовить, как и когда нужно сгладить острые углы, а самое главное какие ошибки не стоит допускать.
Обращаясь в нашу компанию, Вы можете быть уверены в точности ответа, а так же Вы гарантированно можете рассчитывать на профессиональную помощь юриста или адвоката. Прием звонков осуществляется на номера, указанные на сайте, и Вы практически в любое время позвонив по бесплатному номеру, можете проконсультироваться у юриста и мы с радостью простым языком, объясним Вам, как обстоят Ваши дела и на, что можно рассчитывать.
За годы работы, мы поняли, что самое неприятное чувство для наших клиентов, это неопределенность, ведь люди хотят знать, решаема ли их проблема и когда они звонят нам и обращаются онлайн, то задают очень много вопросов, и мы даем на них четкие и понятные ответы, никакой воды, никаких общих формулировок.
Именно за точность и честность, клиенты после каждой юридической консультации выражают благодарность, ведь после разговора с нами, они уже осведомлены и их не мучает чувство неопределенности, что очень важно.
Мы работаем, что бы решать Ваши проблемы, это наша основная задача.
Если мы взялись за решение вопроса, то гарантировано доведем дело до победного и получим необходимое решение суда.
Залив квартиры из канализации: как взыскать ущерб? Пошаговая инструкция для собственников
Кто виноват в заливе квартире из канализации?
Если квартиру затопило из канализации, то общему правилу вина возлагается на управляющую организацию (ТСЖ). Именно она, согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, является ответственной за содержание общего имущества, к которому относится и система канализации. К аварии может привести ветхое состояние труб, нерегулярная или неправильная их чистка, игнорирование жалоб собственников о затруднённом движении воды и множество других причин. Однако иногда засор канализации возникает из-за того, что сами жильцы не соблюдают правила пользования общим имуществом. Например, распространены ситуации, когда в унитаз сбрасываются наполнители для животных, очистки от овощей, тряпки, строительный мусор, предметы гигиены, детские подгузники и другие предметы, не растворяющиеся в воде. Также к заливу может приводить некачественный ремонт сантехники в одной из квартир, неправильная установка труб или нарушение строительных норм при проведении капитального ремонта Региональным оператором (Фондом капитального ремонта).
Именно виновник залива квартиры из канализации отвечает за причиненный пострадавшей квартире ущерб. Кроме того, от статуса виновника (ответчика по делу) зависят некоторые процессуальные моменты (подсудность, возможность применения льгот при уплате госпошлины за подачу иска в суд), возможные суммы взыскания (компенсацию морального вреда, а также «потребительский» штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы ущерба и компенсации морального вреда можно взыскать только с управляющей организации), а также перспективы реального взыскания денег (как правило, шансы получить деньги на основании решения суда выше, если ответчиком является УК или региональный оператор, регулярно получающие платежи на банковские счета).
Вас затопили? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и проконсультируем подробно по порядку действий для фиксации факта залива и причиненного ущерба! Советы наших юристов помогут избежать ошибок и правильно оформить документы. Не тратьте время на поиск информации в интернете, проконсультируйтесь со специалистами. Консультация юриста бесплатная!
Пошаговая инструкция «Что делать, если вашу недвижимость затопило из канализации и как взыскать ущерб?»
Рекомендуем придерживаться следующего порядка действий при заливе помещения из канализации, чтобы минимизировать причиненный ущерб, а также взыскать его компенсацию и штрафные санкции сверх суммы ущерба с виновника.
Шаг 1. Примите срочные меры для уменьшения размера ущерба и своей безопасности
В первую очередь, необходимо как можно быстрее обесточить помещение, затопление которого происходит. Опустите рычаги тепловых автоматов в коробке распределителя на вашей лестничной площадке или непосредственно в квартире. Примите все возможные меры для сохранения имущества (накройте пленкой ламинат, мебель, технику, подставьте емкости на участке протечки и т.д.). Далее необходимо вызвать аварийную службу. Также рекомендуем также сфотографировать последствия залива.
В нашей практике было дело о заливе квартиры из канализации, когда собственники, вернувшиеся из отпуска, были шокированы произошедшим в квартире (квартиру залило из канализации несколько недель назад, зрелище было, мягко говоря, крайне неприятное). Мы, помимо вызова УК для составления акта, направили заявку телеканалу «Москва 24», телеканал в тот же день выехал и снял репортаж о данном происшествии. Данный репортаж впоследствии стал одним из доказательств в этом деле. Мы думаем, что именно увиденное судьей в репортаже повлияло на присуждение «колоссальной» для российских судов компенсации морального вреда в сумме 50 тыс. руб. (зачастую по данной категории споров суды присуждают суммы в 2-15 тыс. руб.).
В данном деле расходы на юриста компенсированы в отдельном определении суда, так как наш Клиент оплатил услуги юриста после взыскания денег с ГБУ «Жилищник», поэтому расходы на юриста были заявлены отдельно.
Шаг 2. Сообщите в управляющую организацию о заливе и добейтесь составления акта
Пример сведений в реестре управления многоквартирными домами
Акт о заливе квартиры из канализации является важным документом, в котором фиксируется факт затопления, описываются повреждения квартиры и указывается виновное лицо.
Добейтесь от сотрудника УК (ТСЖ) подробного описания всех повреждений. Если управляющая организация отказывается составить акт, направьте ей уведомление о заливе телеграммой с указанием даты осмотра и обратитесь в жилищную инспекцию с жалобой (приложите копию телеграммы). Если управляющая организация не явится на осмотр, составьте его самостоятельно.
Акт обследования помещения, составляемый УК в связи с затоплением
Данные ошибки в актах могут привести к неприятным для пострадавшего лица последствиям. Например, суд может отказать в удовлетворении требования о взыскании стоимости ковров, мебели, техники, иного имущества, находящегося в квартире, так как данное имущество не было указано в акте залива квартиры, составленного управляющей компанией. Не совершайте этих ошибок. Перед подписанием акта внимательно его изучите, требуйте внесения изменений, дополнений в акт, а лучше покажите предложенный к подписанию документы опытному юристу.
В большинстве случаев составляются два акта о заливе квартиры из канализации. Первый акт составляется в день залива (как говорится, «по горячим следам»), а второй через некоторое время, когда могут проявиться дополнительные последствия затопления. Это позволяет наиболее объективно оценить сумму ущерба и выявить все повреждения, которые, возможно, не удалось обнаружить сразу. Для составления дополнительного акта залива необходимо также обратиться в УК (заявление о составлении дополнительного акта вручите под роспись или отправьте телеграммой/Почтой).
Шаг 3. Закажите оценку ущерба у независимого оценщика
Примите меры для определения размера ущерба и его документального подтверждения. Для этого обратитесь к независимому оценщику для заключения договора о проведении оценки ущерба и согласуйте с оценщиком день осмотра квартиры.
Оценщик должен быть членом соответствующей СРО и иметь квалификационный аттестат по соответствующему направлению. По результату осмотра оценщик подготовит отчет о размере причиненного ущерба в результате затопления квартиры (иного помещения). В отчете специалист указывает стоимость восстановительных работ и строительных материалов для устранения последствий залива квартиры сточными водами из канализации, а также сумму ущерба, причиненного имуществу, находящемуся в квартире (коврам, технике, мебели и пр.). Кроме того, при заливе квартиры из канализации в отчете оценщик отображает расходы на дезинфекцию помещения и антигрибковую обработку, которая производится спустя некоторое время после высыхания помещения.
Если в акте о заливе УК отказалась указать виновника залива, то рекомендуем также заказать строительно-техническую экспертизу, в которой специалист установит причину протечки. Эксперт для установления причины залива осматривает не только затопленное помещение, но общедомовое имущество, коммуникации.
Шаг 4. Направьте виновнику, допустившему аварию системы КНС и залив сточными водами, претензию с требованием возместить сумму ущерба
Направьте претензию с вашими требованиями и копию отчета об оценке виновнику ценным письмом с описью вложения. Если виновник-управляющая организация, то срок для ответа на претензию (удовлетворения требования претензии) составляет 10 дней.
Несмотря на то, что претензионный порядок по таким спорам необязателен, его соблюдение позволит, во-первых, в некоторых случаях урегулировать спор с соседом миром, во-вторых, избежать оставления иска без движения (несмотря на незаконность действий суда в этом случае, чтобы доказать незаконность такого определения суда нужно потратить много времени на его обжалование, значительно больше времени, чем на отправку претензии). Кроме того, в споре с УК неотправка претензии может стать причиной отказа суда во взыскании «потребительского» штрафа.
Управляющая компания может предложить компенсацию ущерба в меньшем размере или выполнить ремонт затопленного помещения. Вы вправе согласиться на альтернативное возмещение или отказаться. На этот счет мы дадим следующие рекомендации: если ущерб незначителен, то ремонт от УК будет во многих случаях выгоднее, чем обращение в суд и привлечение подрядчика, а также сэкономит время. Однако если причинен значительный ущерб, в квартире был выполнен ремонт из дорогостоящих материалов, повреждены дорогостоящая мебель и иное имущество в квартире, мы рекомендуем не соглашаться на ремонт от УК, так как качество такого ремонта, как правило, оставляет желать лучшего (кроме того, скорее всего УК сэкономит на материалах). Поэтому если вы хотите более качественный ремонт, то лучше через суд взыскать полную сумму ущерба и штрафные санкции, так вы сможете выбрать надежного подрядчика и выполнить «свой» ремонт за счет виновника. При этом как показывает практика, с учетом «потребительского» штрафа собственники «остаются в плюсе» (не только получают деньги на ремонт, но и компенсируют моральный вред и неудобства, причиненные заливом).
Шаг 5. При неисполнении требования претензии обратитесь с иском о возмещении ущерба в суд
Если спор не будет урегулирован в досудебном порядке, направьте иск в суд.
При подаче иска о возмещении ущерба в связи с затоплением недвижимости необходимо уплатить пошлину, размер которой зависит от цены иска. При применении к иску правил Закона о защите прав потребителей (при предъявлении иска о возмещении ущерба к УК) при цене иска до 1 млн. руб. пошлина не уплачивается.
Срок рассмотрения дела в суде зависит от многих факторов: загруженности суда, который рассматривает дело, будет ли проводиться судебная экспертиза по инициативе суда или другой стороны, в какой инстанции завершится рассмотрение дела.
Кроме того, зачастую после залива квартиры сточными водами из канализации в ней невозможно проживать, поэтому собственник может дополнительно заявить расходы по найму иного жилья (расходы на проживания в гостинице) в период устранения последствий (судебная практика присуждения таких убытков, хоть и немногочисленная, но имеется).
Таким образом, если виновником залива является УК, то это экономически более «выгодно», чем залив по вине соседей или ФКР. Во-первых, так как на данные отношения распространяется Закон о защите прав потребителей, то помимо компенсации непосредственно причиненного ущерба и понесенных в связи с судебным процессом расходов, собственник может взыскать компенсацию морального вреда и значительный штраф за отказ УК возместить ущерб добровольно (по этой причине в суд «ходить» в таких случаях даже выгоднее, чем получить деньги от УК в досудебном порядке). Во-вторых, по этой же причине при сумме ущерба менее 1 млн. руб. не уплачивается госпошлина за рассмотрение иска в суде (предъявляя иск к соседу, необходимо оплатить пошлину в любом случае). В-третьих, УК, как правило, является более платежеспособным ответчиком (тем более, если это бюджетное учреждение), поэтому исполнить решение суда к УК, как правило, проще и быстрее. Именно поэтому опытным юристы по заливам стараются добиться в суде установления вины УК в произошедшем затоплении, в крайнем случае вину Регионального оператора.
Шаг 6. Получите и предъявите исполнительный лист к взысканию
После вступления решения суда в законную силу необходимо получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда (если ответчик добровольно не исполнит решение суда). Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист банк, в котором у ответчика открыт счет, или в службу судебных приставов.
Нет времени самостоятельно заниматься возмещением ущерба, причиненного в результате залива квартиры (нежилого помещения)? Закажите комплексные услуги юриста и оценщиков с оплатой по результату. Работаем в большинстве случаев за % от поступившей на счет суммы, без предоплаты. Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!
Оставить заявку
Кто виноват в заливе квартире из канализации?
Если квартиру затопило из канализации, то общему правилу вина возлагается на управляющую организацию (ТСЖ). Именно она, согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, является ответственной за содержание общего имущества, к которому относится и система канализации. К аварии может привести ветхое состояние труб, нерегулярная или неправильная их чистка, игнорирование жалоб собственников о затруднённом движении воды и множество других причин. Однако иногда засор канализации возникает из-за того, что сами жильцы не соблюдают правила пользования общим имуществом. Например, распространены ситуации, когда в унитаз сбрасываются наполнители для животных, очистки от овощей, тряпки, строительный мусор, предметы гигиены, детские подгузники и другие предметы, не растворяющиеся в воде. Также к заливу может приводить некачественный ремонт сантехники в одной из квартир, неправильная установка труб или нарушение строительных норм при проведении капитального ремонта Региональным оператором (Фондом капитального ремонта).
Именно виновник залива квартиры из канализации отвечает за причиненный пострадавшей квартире ущерб. Кроме того, от статуса виновника (ответчика по делу) зависят некоторые процессуальные моменты (подсудность, возможность применения льгот при уплате госпошлины за подачу иска в суд), возможные суммы взыскания (компенсацию морального вреда, а также «потребительский» штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы ущерба и компенсации морального вреда можно взыскать только с управляющей организации), а также перспективы реального взыскания денег (как правило, шансы получить деньги на основании решения суда выше, если ответчиком является УК или региональный оператор, регулярно получающие платежи на банковские счета).
Вас затопили? Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и проконсультируем подробно по порядку действий для фиксации факта залива и причиненного ущерба! Советы наших юристов помогут избежать ошибок и правильно оформить документы. Не тратьте время на поиск информации в интернете, проконсультируйтесь со специалистами. Консультация юриста бесплатная!
Пошаговая инструкция «Что делать, если вашу недвижимость затопило из канализации и как взыскать ущерб?»
Рекомендуем придерживаться следующего порядка действий при заливе помещения из канализации, чтобы минимизировать причиненный ущерб, а также взыскать его компенсацию и штрафные санкции сверх суммы ущерба с виновника.
Шаг 1. Примите срочные меры для уменьшения размера ущерба и своей безопасности
В первую очередь, необходимо как можно быстрее обесточить помещение, затопление которого происходит. Опустите рычаги тепловых автоматов в коробке распределителя на вашей лестничной площадке или непосредственно в квартире. Примите все возможные меры для сохранения имущества (накройте пленкой ламинат, мебель, технику, подставьте емкости на участке протечки и т.д.). Далее необходимо вызвать аварийную службу. Также рекомендуем также сфотографировать последствия залива.
В нашей практике было дело о заливе квартиры из канализации, когда собственники, вернувшиеся из отпуска, были шокированы произошедшим в квартире (квартиру залило из канализации несколько недель назад, зрелище было, мягко говоря, крайне неприятное). Мы, помимо вызова УК для составления акта, направили заявку телеканалу «Москва 24», телеканал в тот же день выехал и снял репортаж о данном происшествии. Данный репортаж впоследствии стал одним из доказательств в этом деле. Мы думаем, что именно увиденное судьей в репортаже повлияло на присуждение «колоссальной» для российских судов компенсации морального вреда в сумме 50 тыс. руб. (зачастую по данной категории споров суды присуждают суммы в 2-15 тыс. руб.).
В данном деле расходы на юриста компенсированы в отдельном определении суда, так как наш Клиент оплатил услуги юриста после взыскания денег с ГБУ «Жилищник», поэтому расходы на юриста были заявлены отдельно.
Шаг 2. Сообщите в управляющую организацию о заливе и добейтесь составления акта
Пример сведений в реестре управления многоквартирными домами
Акт о заливе квартиры из канализации является важным документом, в котором фиксируется факт затопления, описываются повреждения квартиры и указывается виновное лицо.
Добейтесь от сотрудника УК (ТСЖ) подробного описания всех повреждений. Если управляющая организация отказывается составить акт, направьте ей уведомление о заливе телеграммой с указанием даты осмотра и обратитесь в жилищную инспекцию с жалобой (приложите копию телеграммы). Если управляющая организация не явится на осмотр, составьте его самостоятельно.
Акт обследования помещения, составляемый УК в связи с затоплением
Данные ошибки в актах могут привести к неприятным для пострадавшего лица последствиям. Например, суд может отказать в удовлетворении требования о взыскании стоимости ковров, мебели, техники, иного имущества, находящегося в квартире, так как данное имущество не было указано в акте залива квартиры, составленного управляющей компанией. Не совершайте этих ошибок. Перед подписанием акта внимательно его изучите, требуйте внесения изменений, дополнений в акт, а лучше покажите предложенный к подписанию документы опытному юристу.
В большинстве случаев составляются два акта о заливе квартиры из канализации. Первый акт составляется в день залива (как говорится, «по горячим следам»), а второй через некоторое время, когда могут проявиться дополнительные последствия затопления. Это позволяет наиболее объективно оценить сумму ущерба и выявить все повреждения, которые, возможно, не удалось обнаружить сразу. Для составления дополнительного акта залива необходимо также обратиться в УК (заявление о составлении дополнительного акта вручите под роспись или отправьте телеграммой/Почтой).
Шаг 3. Закажите оценку ущерба у независимого оценщика
Примите меры для определения размера ущерба и его документального подтверждения. Для этого обратитесь к независимому оценщику для заключения договора о проведении оценки ущерба и согласуйте с оценщиком день осмотра квартиры.
Оценщик должен быть членом соответствующей СРО и иметь квалификационный аттестат по соответствующему направлению. По результату осмотра оценщик подготовит отчет о размере причиненного ущерба в результате затопления квартиры (иного помещения). В отчете специалист указывает стоимость восстановительных работ и строительных материалов для устранения последствий залива квартиры сточными водами из канализации, а также сумму ущерба, причиненного имуществу, находящемуся в квартире (коврам, технике, мебели и пр.). Кроме того, при заливе квартиры из канализации в отчете оценщик отображает расходы на дезинфекцию помещения и антигрибковую обработку, которая производится спустя некоторое время после высыхания помещения.
Если в акте о заливе УК отказалась указать виновника залива, то рекомендуем также заказать строительно-техническую экспертизу, в которой специалист установит причину протечки. Эксперт для установления причины залива осматривает не только затопленное помещение, но общедомовое имущество, коммуникации.
Шаг 4. Направьте виновнику, допустившему аварию системы КНС и залив сточными водами, претензию с требованием возместить сумму ущерба
Направьте претензию с вашими требованиями и копию отчета об оценке виновнику ценным письмом с описью вложения. Если виновник-управляющая организация, то срок для ответа на претензию (удовлетворения требования претензии) составляет 10 дней.
Несмотря на то, что претензионный порядок по таким спорам необязателен, его соблюдение позволит, во-первых, в некоторых случаях урегулировать спор с соседом миром, во-вторых, избежать оставления иска без движения (несмотря на незаконность действий суда в этом случае, чтобы доказать незаконность такого определения суда нужно потратить много времени на его обжалование, значительно больше времени, чем на отправку претензии). Кроме того, в споре с УК неотправка претензии может стать причиной отказа суда во взыскании «потребительского» штрафа.
Управляющая компания может предложить компенсацию ущерба в меньшем размере или выполнить ремонт затопленного помещения. Вы вправе согласиться на альтернативное возмещение или отказаться. На этот счет мы дадим следующие рекомендации: если ущерб незначителен, то ремонт от УК будет во многих случаях выгоднее, чем обращение в суд и привлечение подрядчика, а также сэкономит время. Однако если причинен значительный ущерб, в квартире был выполнен ремонт из дорогостоящих материалов, повреждены дорогостоящая мебель и иное имущество в квартире, мы рекомендуем не соглашаться на ремонт от УК, так как качество такого ремонта, как правило, оставляет желать лучшего (кроме того, скорее всего УК сэкономит на материалах). Поэтому если вы хотите более качественный ремонт, то лучше через суд взыскать полную сумму ущерба и штрафные санкции, так вы сможете выбрать надежного подрядчика и выполнить «свой» ремонт за счет виновника. При этом как показывает практика, с учетом «потребительского» штрафа собственники «остаются в плюсе» (не только получают деньги на ремонт, но и компенсируют моральный вред и неудобства, причиненные заливом).
Шаг 5. При неисполнении требования претензии обратитесь с иском о возмещении ущерба в суд
Если спор не будет урегулирован в досудебном порядке, направьте иск в суд.
При подаче иска о возмещении ущерба в связи с затоплением недвижимости необходимо уплатить пошлину, размер которой зависит от цены иска. При применении к иску правил Закона о защите прав потребителей (при предъявлении иска о возмещении ущерба к УК) при цене иска до 1 млн. руб. пошлина не уплачивается.
Срок рассмотрения дела в суде зависит от многих факторов: загруженности суда, который рассматривает дело, будет ли проводиться судебная экспертиза по инициативе суда или другой стороны, в какой инстанции завершится рассмотрение дела.
Кроме того, зачастую после залива квартиры сточными водами из канализации в ней невозможно проживать, поэтому собственник может дополнительно заявить расходы по найму иного жилья (расходы на проживания в гостинице) в период устранения последствий (судебная практика присуждения таких убытков, хоть и немногочисленная, но имеется).
Таким образом, если виновником залива является УК, то это экономически более «выгодно», чем залив по вине соседей или ФКР. Во-первых, так как на данные отношения распространяется Закон о защите прав потребителей, то помимо компенсации непосредственно причиненного ущерба и понесенных в связи с судебным процессом расходов, собственник может взыскать компенсацию морального вреда и значительный штраф за отказ УК возместить ущерб добровольно (по этой причине в суд «ходить» в таких случаях даже выгоднее, чем получить деньги от УК в досудебном порядке). Во-вторых, по этой же причине при сумме ущерба менее 1 млн. руб. не уплачивается госпошлина за рассмотрение иска в суде (предъявляя иск к соседу, необходимо оплатить пошлину в любом случае). В-третьих, УК, как правило, является более платежеспособным ответчиком (тем более, если это бюджетное учреждение), поэтому исполнить решение суда к УК, как правило, проще и быстрее. Именно поэтому опытным юристы по заливам стараются добиться в суде установления вины УК в произошедшем затоплении, в крайнем случае вину Регионального оператора.
Шаг 6. Получите и предъявите исполнительный лист к взысканию
После вступления решения суда в законную силу необходимо получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда (если ответчик добровольно не исполнит решение суда). Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист банк, в котором у ответчика открыт счет, или в службу судебных приставов.
Нет времени самостоятельно заниматься возмещением ущерба, причиненного в результате залива квартиры (нежилого помещения)? Закажите комплексные услуги юриста и оценщиков с оплатой по результату. Работаем в большинстве случаев за % от поступившей на счет суммы, без предоплаты. Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!
119180, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Политика конфиденциальности
1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).
1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.
1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.
1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:
1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:
1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:
2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:
2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:
3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:
3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.
3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.
3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.
3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.
3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.
3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.
4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.
4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:
4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.
4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.
4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.
4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.
4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.
4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.
4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.
5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.