потеряна дарственная на квартиру что делать
Как восстановить договор дарения квартиры при утере?
В случае потери такого правоустанавливающего документа, как договор дарения квартиры, его восстановление возможно несколькими способами. Право собственности на недвижимость регистрируется Росреестром, поэтому отделение федеральной службы может выдать дубликат договора. Однако данное утверждение верно лишь в том случае, если квартира была подарена после 1998 года. Если же дарение произошло ранее этого времени, то за восстановлением дарственной и получением ее дубликата можно обратиться в БТИ. В том случае, если договор был заверен нотариусом, то получить дубликат можно в нотариальной конторе.
Последствия утери документа
При потере дарственной на квартиру право собственности на нее не теряется — жилое помещение по-прежнему остается в собственности ее владельца. Наличие права собственности на недвижимость удостоверяют правоподтверждающие документы — выписка из ЕГРН или свидетельством о праве собственности (выдавалось до 2016 года). Поэтому утеря договора дарения не приводит к ограничению права собственности владельца недвижимости.
Также утеря правоустанавливающих документов не влечет наложение штрафа, как в случае потери или порчи гражданского паспорта. Несмотря на то, что законодательство рекомендует собственнику иметь правоустанавливающие документы на квартиру, их отсутствие не приводит к наложению на него штрафных санкций.
Однако не нужно думать, что утеря не повлечет никаких негативных последствий. Правоустанавливающие документы, к которым относится и дарственная на квартиру, может понадобится в следующих случаях:
Также нужно учитывать, что если правоустанавливающий документ попадет в чужие руки, злоумышленник может воспользоваться им в своих целях, например, попытаться ее продать. Поэтому в том случае, если договор дарения квартиры был утерян либо случайно или намеренно испорчен, владельцу жилья необходимо в кратчайшие сроки заняться его восстановлением. Если же договор был украден, то не будет лишним и обратиться с заявлением в полицию.
Где хранятся копии дарственной
Дарение — двусторонняя сделка, согласно которой одна сторона (даритель) передает в собственность другой стороне (одаряемому) имущество. В случае, когда даром выступает недвижимое имущество, обязательна письменная форма соглашения. Его экземпляры должны храниться у обеих сторон договора — и дарителя, и одаряемого.
Поэтому в случае утери дарственной собственник может обратиться к дарителю. Если тот сохранил свой образец договора, то потерявший свой оригинал собственник может снять с него копию и заверить ее у нотариуса. Однако нужно учитывать, что полной юридической силы такая копия иметь не будет. Например, заверенной копией нельзя обойтись в случае продажи подаренной квартиры.
Так как переход прав на недвижимость подлежит обязательной государственной регистрации, то еще один экземпляр составляется для органа регистрации (Росреестра), где и хранится бессрочно. Однако это утверждение верно лишь в том случае, если право собственности было зарегистрировано после 31.01.1998. Если дарение квартиры произошло ранее указанной даты, то образец договора может храниться в БТИ. В 90-е годы БТИ осуществляли не только инвентаризация недвижимости, но и ее регистрацию вне зависимости от формы собственности. Все инвентаризационные дела, к которым приложены и правоустанавливающие документы, хранятся в архивах БТИ.
Если же договор заверялся нотариусом, то один из его экземпляров должен храниться в нотариальном деле. При этом не имеет значения, было ли нотариальное удостоверение совершено в связи с требованием закона или добровольно. Также не имеет значения и дата удостоверения договора — нотариальные дела хранятся в архивах без ограничения срока хранения.
Основания и порядок выдачи дубликата дарственной
В соответствии с п. 15 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ правообладателю (собственнику), его законному представителю, а также их доверенных лицам либо наследникам по заявлению выдаются документы, на основании которых были внесены сведения в ЕГРН, то есть правоподтверждающие документы. Таким образом, в Росреестре хранятся копии любых документов, на основании которых было зарегистрировано право собственности, причем не только договоры купли-продажи или дарения, но и свидетельства о праве на наследство. Копии правоустанавливающих документов могут быть выданы как в письменном виде, так и в форме электронного документа.
В соответствии со ст. 44.1 «Основ законодательства РФ о нотариате» при совершении нотариальных действий нотариус обязан оставить один из экземпляров заверенного договора в нотариальном деле. А в соответствии со ст. 52 указанного нормативно-правового акта нотариус обязан выдать дубликат сохраненного документа любой из сторон договора или ее представителю, а в случае смерти участника соглашения — любому из его наследников.
Как восстановить договор дарения квартиры через Росреестр
Для восстановления договора дарения недвижимости можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра. Однако проще подать заявление в МФЦ, готовый дубликат также выдается специалистом многофункционального центра. При обращении необходимо предоставить:
Размер платы за выдачу дубликата правоустанавливающих документов определен Приложением 1 Приказа Минэкономразвития РФ № 291. Точная сумма, которую придется заплатить, зависит от категории заявителя и вида дубликата (бумажного или электронного документа).
Категория получателя | Бумажный дубликат | Электронный дубликат |
---|---|---|
Физическое лицо | 340 руб. | 170 руб. |
Юридическое лицо | 1080 руб. | 450 руб. |
Копия дарственной выдается в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения заявления органом регистрации заявления. Если за восстановлением обращались в МФЦ, то к этому сроку необходимо добавить 1-2 рабочих дня, необходимых для доставки заявления из многофункционального центра в орган регистрации и отправки готового дубликата обратно в МФЦ. По истечению указанного срока можно вновь обратиться в многофункциональный центр и получить копию договора дарения.
Также подать письменное заявление можно почтой. Еще один вариант восстановления дарственной — обращение в орган регистрации через электронный сервис на официальном сайте Росреестра. Для этого нужно авторизоваться на сайте (можно сделать это через Госуслуги) и зайти в личный кабинет. В разделе «Услуги и сервисы» нужно выбрать подраздел «Предоставление сведений», после этого подать запрос о предоставлении сведений в виде документа. Далее необходимо следовать выпадающей инструкции.
При обращении через сайт Росреестра дубликат также может быть предоставлен в виде бумажного или электронного документа. Услуга платная, размер платы также установлен Приложением 1 Приказа Минэкономразвития РФ № 291.
Как восстановить дарственную, заверенную нотариусом
Сейчас дарение не требует обязательного нотариального заверения, за исключением ситуации, когда одной из сторон договора являлось несовершеннолетнее лицо. В остальных случаях обращение к нотариусу производится сторонами добровольно для большей надежности. Однако такая ситуация была далеко не всегда. Например, до 1996 года все сделки по отчуждению недвижимости, включая и дарение квартиры, проводились нотариусом.
Как уже говорилось, если договор заверялся нотариусом, он должен сохранить один экземпляр соглашения в нотариальном деле. Для того чтобы получить дубликат дарственной, нужно обратиться в нотариальную контору с паспортом гражданина РФ и заявлением. Если обращается доверенное лицо, он должен предоставить доверенность. Если обращаются наследники умершего собственника, они должны дополнительно предоставить свидетельство о смерти наследодателя.
Нотариус выдает полный дубликат имеющегося в нотариальном деле договора и оставляет в нем запись, что тот имеет полную юридическую силу, равную оригиналу. Услуга по выдаче дубликата платная, полная стоимость включает в себя две составляющие:
Например, в Москве в 2021 году установлен тариф в размере 3800 руб. за выдачу дубликатов документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок.
Восстановление дарственной в архиве БТИ
Если дарение произошло до 1998 года, то за восстановлением дарственной можно обратиться в районное БТИ. В архиве бюро должно храниться инвентаризационное дело на домовладение, в том числе и экземпляр правоустанавливающего документа, в данном случае — договора дарения.
Популярные вопросы и ответы на них
Какие сложности могут возникнуть
Обычно восстановить договор дарения квартиры достаточно просто. Получить дубликат документа можно в Росреестре, а если сделка была заверена нотариально — то у нотариуса. Сложности возникают в тех случаях, когда дарение произошло еще в прошлом веке. В таком случае дарственная может храниться в БТИ или в архивах нотариальных дел. Зачастую собственникам приходиться обращаться в несколько инстанций и подавать многочисленные запросы. Помочь в розыске экземпляра дарственной и в организации получения ее дубликата поможет консультация, которую можно получить на нашем сайте.
Как восстановить договор дарения квартиры, если я не помню данные нотариуса?
Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Я утеряла договор дарения на квартиру. Я являюсь собственником. Договор дарения был заключен у нотариуса, я не знаю у какого. Как мне это узнать? Мне в росреестре сказали заказать выписку о содерж. Правоуст. Док-ов. Там нет фио нотариуса. Подскажите как восстановить документ?
Здравствуйте! Во- первыхдля какой цели Вам нужен этот договор?
во-вторых, Вы можете обратится с просьбой предоставить Вам документы к нотариусу, который занимается всеми сделками по Вашему адресу.
Кроме того, копия договора дарения должна находится в росреестре.Вы можете попросить ее предоставить.
Мне в росреестре сказали заказать выписку о содерж. Правоуст. Док-ов. Там нет фио нотариуса. Подскажите как восстановить документ?
А вы не заказывали в Росреестре дубликат правоустанавливающего документа? Не Выписку, а именно копию Вашего договора. Закон предусматривает такую возможность.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О государственной регистрации недвижимости»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017)
15. Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.
Как восстановить документы на квартиру?
Что делать, если вы потеряли документы на квартиру? Куда обращаться и как их восстановить?
Какие документы должны быть у собственника квартиры?
При совершении любых действий с квартирой (продажа, сдача в аренду, оформление прописки) потребуются документы, которые подтверждают ваше право собственности и содержат технические характеристики квартиры. К их числу относятся:
Что делать, если документы на квартиру украдены?
В таком случае необходимо обратиться в полицию с заявлением о краже. После этого следует подать заявление об утере документов в территориальное подразделение Росреестра (если стали собственником после ) или в районное бюро технической инвентаризации (если право собственности возникло до ). В заявлении рекомендуется указать, что вы запрещаете любые действия с собственностью или документами без вашего личного присутствия.
Какие документы нужно восстановить в первую очередь?
Как восстановить договор купли-продажи квартиры?
Восстановить договор квартиры или дарения можно различными способами в зависимости от обстоятельств, при которых вы приобрели квартиру.
Способ 1. Связаться с продавцом или дарителем
В некоторых ситуациях наиболее простым способом будет обращение к человеку или организации, которые продали вам недвижимость, и сделать нотариально заверенную копию с их экземпляра.
Способ 2. Обратиться к нотариусу
Если сделка оформлялась с участием нотариуса и по причинам нет возможности связаться со второй стороной, копию документа можно получить в нотариальной конторе.
Способ 3. Обратиться в Росреестр
Договоры или дарения всегда составляются в трех экземплярах, один из которых отправляется на хранение в Росреестр. Чтобы получить официальную копию с этого экземпляра, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра. Также это можно сделать через МФЦ по месту жительства.
Способ 4. Обратиться в БТИ
Как восстановить свидетельство о праве на наследство?
Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело.
Что делать, если утрачены судебные акты?
Если вы потеряли судебный акт, по которому квартира перешла в собственность, нужно обратиться с письменным заявлением в суд, который вынес решение.
Как восстановить свидетельство о праве собственности на квартиру?
Выдача свидетельств о праве собственности на квартиру прекращена с июля 2016 года. Вместо этого документа теперь используется выписка из ЕГРН. Для того, чтобы получить выписку, нужно обратиться в территориальное подразделение Росреестра, МФЦ по месту жительства или подать через портал «Госуслуги».
С 2017 года выдача кадастровых паспортов прекращена. Данный документ содержал информацию об объекте недвижимости (площадь, этажность, назначение, кадастровый номер и др). Теперь все эти сведения содержатся в выписке из ЕГРН.
Как избежать потери документов?
Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с потерей документов, рекомендуется сделать нотариально заверенные копии наиболее важных из них и хранить их отдельно от оригиналов.
Как оформить дарственную на квартиру
Сколько стоит и как правильно составить договор дарения самостоятельно
На самом деле термина дарственной в законе нет, а есть договор дарения. Причем часто люди думают, что дарение — это односторонняя сделка, то есть человеку достаточно только подарить. Но договор дарения — это двусторонний договор, потому что одаряемый может и не принять дар. Получается, что для дарения требуется как желание дарителя, так и согласие одаряемого, то есть две стороны.
Вторая особенность договора дарения — безвозмездность. Если получатель дара совершает любые встречные действия со своей стороны, например перечисляет взамен деньги или дарит свою недвижимость, это уже не дарение, а ничтожная или притворная сделка. По сути такая сделка становится уже куплей-продажей или меной, но не дарением.
Давайте разберемся, что должно быть в договоре дарения и в каком случае понадобится нотариус, чтобы его оформить. Если некогда читать статью целиком, можно скачать наш бланк договора дарения квартиры и заполнить от своего имени. Но это только в том случае, если вам не нужен нотариус.
Оформление дарственной на квартиру
Шаблон простого договора дарения квартирыDOC, 37 КБ
Особенности дарственной на квартиру
Форма договора. По закону договор дарения может быть заключен как в устной форме, так и в письменной. Но если собираетесь дарить недвижимость, нужно обязательно составить договор в письменной форме и зарегистрировать переход права собственности в Росреестре. Если договор не в письменной форме — он считается недействительным, а если его не зарегистрировать — незаключенным. Просто передать документы на квартиру нельзя.
Нотариальное удостоверение договора в обычных случаях не требуется. Нотариус нужен, если дарят не всю квартиру, а, например, только комнату. Или если у квартиры несколько собственников и только один из них хочет подарить часть кому-то другому. Еще нотариус нужен обязательно, если собственники квартиры или ее части — несовершеннолетние или даритель ограниченно дееспособен.
С 31 июля 2019 года изменили правила об обязательном участии нотариуса в сделках с долями. Если дарение всех долей проходит по одной сделке, нотариус не нужен. Все собственники квартиры могут подарить свои доли по договору дарения без участия нотариуса. По-прежнему обязателен нотариус только в случае, если долю дарит только один из собственников.
Какие требования предъявляются к участникам сделки
Есть обязательные требования к дарителю:
Дарение недвижимости между двумя юридическими лицами запрещено — то есть одна фирма не может подарить другой офис. Но если офис принадлежит по документам директору, а не фирме, директор может его подарить другой компании. И наоборот: компания может подарить квартиру своему сотруднику.
Какие документы нужны для оформления
Чтобы составить договор дарения, понадобятся следующие документы:
По закону составлять акт приема-передачи в обязательном порядке не нужно. Но лучше его составить — это позволит избежать взаимных претензий и проблем, если подписание договора и государственная регистрация будут существенно разнесены по времени. Хотя договор дарения и считается заключенным с момента регистрации перехода права, но сама сделка считается совершенной с момента передачи дара одаряемому.
Где оформить дарственную на квартиру
Обратиться к риелтору или юристу. Они составят договор сами, а сторонам останется только подписать его. Юристы, как правило, обходятся куда дешевле, а вероятность, что они составят договор корректно, — больше.
Оформить дарственную в МФЦ. В некоторых МФЦ есть отдельные коммерческие службы, которые за незначительную плату заполняют шаблоны договора. Например, в Москве или Санкт-Петербурге это службы при Едином центре документов.
Порядок составления дарственной на квартиру у нотариуса. Я уже писал, когда нотариус обязателен. Для остальных случаев дарение у нотариуса можно оформить по желанию.
Самостоятельно. Для этого нужно скачать и заполнить простую письменную форму договора. Ее я приведу ниже и поясню, как правильно заполнять.
Как происходит оформление дарственной
Порядок составления дарственной на квартиру у нотариуса. С нотариусами все просто — приносите документы, платите деньги и подписываете договор. Нотариус обязан по закону объяснить вам каждое слово в договоре, если оно непонятно. Зарегистрировать переход прав на квартиру нотариус тоже может — причем намного быстрее, чем если пойти самостоятельно. Когда сделку оформляют у нотариуса, он в обязательном порядке оказывает услуги по электронной регистрации перехода права собственности, то есть сам подает за вас все документы в Росреестр. И это намного быстрее, чем если это делать самому.
Образец заполнения договора дарения. Если решите составить договор самостоятельно, скачайте и заполните бланк дарения квартиры.
Сколько стоит оформление дарственной на квартиру. Стоимость складывается из нескольких частей: составление договора и госпошлина за регистрацию.
Сколько стоит оформление дарственной на квартиру. Стоимость складывается из нескольких частей: составление договора и госпошлина за регистрацию.
Риелторы редко берут меньше 10 тысяч рублей за договор, а юристы могут сделать и за 5 тысяч. Единой цены здесь нет, и все зависит от расценок исполнителя.
Нотариальное удостоверение договора стоит дороже: 0,5% от стоимости квартиры (или доли в квартире), но не менее 3000 рублей, плюс примерно 4300 рублей за техническую работу. То есть как минимум выйдет не меньше 7300 рублей. Тариф на техническую работу отличается по регионам и устанавливается нотариальной палатой региона. С февраля 2019 года платить нотариусу за электронную подачу документов на регистрацию перехода права собственности не нужно — теперь они делают это без дополнительной оплаты. До этого надо было платить отдельно за удостоверение договора и за подачу документов в Росреестр.
Специалисты в МФЦ стоят значительно дешевле и юристов, и нотариуса, и риелторов. Как правило, они просят в пределах 2 тысяч рублей, однако есть далеко не в каждом МФЦ. В Москве и Санкт-Петербурге эта услуга стоит 2500 рублей. Если составить договор у них, сделку зарегистрируют в обычные сроки в отличие от нотариальной.
Как владельцу восстановить потерянные документы на квартиру
Какие документы на квартиру нужны обязательно; где следует восстанавливать документы на право собственности жилища; как документально подтвердить владение квартирой без подлинников; где можно получить дубликаты технического и кадастрового паспортов
Оглавление
Жизненные причины утраты документов по недвижимости различны – они могут испортиться при пожаре, при затоплении «сверху», их могут разрисовать или порвать дети. Случается, что документы на квартиру крадут. Кстати, чаще этим занимаются родственники и знакомые, реже – грабители. Но, чтобы не произошло, бумаги по жилплощади нужно обязательно восстанавливать. Расскажем о «квартирных» документах и порядке их восстановления.
Какие документы на жилье необходимы собственнику
На каждую квартиру (дом) бывают три вида документации:
Если, к примеру, произошла утрата правоустанавливающих и правоподтверждающих документов по квартире, то первым делом следует восстанавливать правоустанавливающие материалы (договор купли-продажи, акт приватизации и т.п.).
Без обоснования права собственности запрашивать правоподтверждение можно лишь в Росреестре (выписка ЕГРН), тогда как при необходимости восстановления свидетельства о госрегистрации права (т.е. право собственности оформлялось до 1998 г.) через БТИ или нотариуса основание права собственности потребуется подтверждать документально (как минимум, копиями утраченных документов).
Порядок восстановления правоустанавливающих документов на жилье
Для получения законных дубликатов утраченных документов, определяющих право владения собственником данной недвижимость, следует обратиться в учреждения, прежде оформлявшие (регистрировавшие) эти документы.
Свидетельство о приватизации. Обратиться за копией данного свидетельства необходимо в местный жилдепартамент или МФЦ. Этот документ выдается только действительному собственнику жилища, либо его наследнику по предъявлении свидетельства о смерти прежнего собственника (в последней ситуации понадобится также запрос нотариуса, ведущего наследное дело, и завещание). В случае перемены имени собственника потребуется сопроводить заявление на дубликат следующими свидетельствами: о перемене имени; о заключении брака; о рождении; о расторжении брака.
Наибольшая длительность оформления дубликата приватизационного свидетельства – 30 календарных дней (обычно 15 дней). Эта услуга оказывается муниципалитетами бесплатно.
Договор купли-продажи, мены, долевого участия, дарения, ренты. Если сделка происходила ранее 31.01.1998-го, то обращаться за дубликатом договора, обосновывающего право собственника владеть недвижимостью, следует в БТИ, в городском архиве, либо в конторе оформлявшего сделку нотариуса. В случае закрытия прежде существовавшей нотариальной конторы необходимо выяснить местонахождение нотариального архива в региональной Нотариальной палате и запросить дубликат там. Стоимость дубликата будет от 3000 руб., срок подготовки копии не регламентирован (Нотариальная палата – не госструктура, а НКО).
При совершении сделки после даты образования Росреестра (т.е. с февраля 1998 г.) получить копию исполненного договора по приобретению жилья можно в архиве Росреестра, обратившись в филиал госрегистратора или в МФЦ. Этот вариант подходит также для получения копий договоров по недвижимости, выполненных в простой письменной форме (такой формат сделок «без нотариуса» действителен с 2006 г.). Срок исполнения – 30 дней (максимально). Стоимость запроса бумажной копии в Росреестре и в МФЦ – 680 руб.
Если возможно найти второго участника сделки (прежнего владельца жилья), то проще попросить его изготовить нотариально заверенную копию по своему экземпляру с оплатой расходов текущим собственником, утратившим свои правоустанавливающие документы.
Судебное решение. При приобретении прав на жилище по решению арбитражного суда потерянный экземпляр судебного решения можно запросить у судебного архива. Правом обращения за копией решения обладают лишь участники судебного процесса, сторонним лицам ее не дадут. Получение копии судебного решения о правообладателе недвижимости происходит бесплатно.
Восстановление правоподтверждающих документов по недвижимости
Получить дубликат регистрационного свидетельства, подтверждающего право собственника на квартиру – невозможно. Госрегистрация сделок по недвижимости с 2016 года выполняется только в Едином госреестре недвижимости, известном под аббревиатурой ЕГРН.
В филиал Росреестра возможно обратиться лишь за ЕГРН-выпиской, идентифицировав себя (данные паспорта), оплатив пошлину и заявив потребность в ее электронном (госпошлина 290 руб.) или бумажном формате (госпошлина 460 руб.), в обоих вариантах наибольший срок готовности – 3 дня (филиал Росреестра) или 5 дней (МФЦ).
Кстати, если нет уверенности, какая госслужба оформляла правоустанавливающие документы на объект недвижимости – можно запросить выписку ЕГРН, где указывается основание регистрации собственности на жилье и указано наименование организации, выдавшей этот документ.
Заметим, что без необходимости восстановление правоподтверждающего документа – выписки из Единого госреестра недвижимости – не нужно. А «необходимостью» для такой выписки служит лишь подготовка сделки с квартирой (продажа, мена и т.п.). Впрок брать ЕГРН-выписку бесполезно, поскольку госслужбы не принимают правоподтверждающую документацию, выпущенную более месяца назад (т.е. срок «годности» такой выписки – месяц).
О восстановлении технических документов на квартиру
Повседневной необходимости в техдокументах на жилплощадь не существует. Потребность в них возникает при продаже, оформлении ипотеки (имеющаяся квартира как объект банковского залога) или при судебных тяжбах (к примеру, имущественные конфликты долевых собственников, наследников и т.п.).
Обратиться за дубликатом утраченного кадастрового паспорта невозможно, поскольку документацию этого формата БТИ не выдает с 2017 года. Впрочем, необходимые кадастровые данные имеются в ЕГРН-выписке и запрашивать следует именно ее.
Что касается технического паспорта жилища, то его не выпускают с 2013 года. Из регионального архива Кадастровой палаты собственник недвижимости, утративший ее техпаспорт, может получить лишь технический план квартиры (которого, впрочем, для уточнения пространственного положения, состава объекта и расположение его помещений вполне достаточно).
Обратите внимание: при поддержке риэлторов нашей ассоциации ведущих сопровождение сделок с недвижимостью вы сможете значительно сэкономить время на сборе потерянной (утраченной) документации по недвижимости.
Вопрос-ответ (9)
Теща не даёт жене документы на квартиру можно ли сделать дубликат