правило запрет рокировки через битое поле
Рокировка. Правила рокировки в шахматах. Длинная рокировка, короткая рокировка
Как уже упоминалось в предыдущих разделах, король в шахматах является самой главной фигурой. Если его атакуют, его нужно немедленно передвинуть в безопасное положение, если же это не получается, то игра проиграна. На начальных этапах шахматной партии основная битва обычно разворачивается вокруг центральных клеток доски, поэтому будет хорошей мыслью передвинуть короля в более безопасное место в углу доски, а ладью, наоборот, вывести ближе к середине доски, чтобы она могла принять участие в битве. Осуществить это поможет рокировка.
Правила рокировки в шахматах
На следующей диаграмме король белых совершил рокировку на королевском фланге, или, иначе говоря, он совершил короткую рокировку (также она может называться рокировкой в короткую сторону). Он передвинулся на две клетки вправо, а ладья передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данный вид рокировки обозначается как «O-O» в шахматной нотации.
На следующей диаграмме король белых сделал рокировку на ферзевом фланге, или, иначе говоря, он совершил длинную рокировку (также она может называться рокировкой в длинную сторону). Как и в предыдущем случае, король передвинулся на две клетки, но на этот раз влево, а ладья также передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данная рокировка обозначается как «O-O-O» в шахматной нотации.
Выше перечислены общие правила рокировки в шахматах. Но, помимо этого, есть определенные ситуации, при которых рокировка не может быть совершена:
Рокировка невозможна, если либо король, либо ладья уже совершали ход.
На диаграмме внизу король не может сделать длинную рокировку, потому что ладья для этой рокировки уже совершала ход.
Все клетки между королем и ладьей должны быть свободны.
На следующей диаграмме король не может осуществить длинную рокировку на данном ходу, потому что между королем и ладьей находится конь.
Если королю поставлен шах, он не может сделать рокировку, чтобы уйти из-под шаха.
На диаграмме внизу ладья черных поставила шах королю белых. На текущем ходу белые не могут осуществить рокировку, но если для того, чтобы уйти из-под шаха, белые не задействуют короля, позднее белые все же могут сделать рокировку.
Король не может сделать рокировку, если после рокировки он окажется под шахом.
На следующей диаграмме слон черных атакует помеченную клетку, на которой окажется король белых, если белые совершат рокировку в длинную сторону. Поэтому при такой рокировке король белых окажется под шахом. Однако белые могут совершить короткую рокировку, либо они могут все же совершить длинную рокировку, но позднее, когда данная клетка не будет находиться под атакой.
Король не может сделать рокировку, если для этого ему придется пересечь находящуюся под атакой вражеской фигуры клетку.
На диаграмме внизу ферзь черных атакует подсвеченную клетку, которую нужно будет пересечь королю, чтобы осуществить рокировку в длинную сторону. Поэтому в данный момент король не может осуществить этот вид рокировки.
Как правило, лучше всего делать рокировку на начальных этапах шахматной партии, чтобы обезопасить короля перед началом атаки и открытия клеток на центральных столбцах. Помните, что эти открытые клетки могут предоставить вражеским фигурам доступ для атаки вашего короля.
Урок одиннадцатый. Шахматная рокировка и все о ней.
С чего мы начнём сегодняшний урок? Ты должен захватить центр, вывести своих двух коней и двух слонов на боевые позиции.
Фигуры вышли, и настал черёд королей. Неуютно они себя чувствуют в центре – над ними нависли грозные слоны, грозят прискакать кони. Поэтому Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку!
Для короля выстраивается уютный шахматный домик, из которого он спокойно может наблюдать за ходом сражения.
Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король.
Как делают рокировку?
Король движется по направлению к ладье через одно поле (на поле того же цвета), а ладья перепрыгивает через короля и становится рядом.
Для чего делается рокировка?
Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности). Посмотрите на позицию короля после рокировки. Ладья надежно защищает своего короля по 1-й линии, а пешки не дают вражеским фигурам даже приблизиться.
Какие бывают рокировки?
Посмотрите: до ладьи «h» путь короля короче – две клетки, до ладьи «а» расстояние длиннее – целых три. Поэтому рокировки так и называют: длинная рокировка и короткая рокировка.
Как записывать рокировку?
Нужно сосчитать пустые клетки между ладьёй и королём, определить какая рокировка – короткая или длинная.
Вот эти клетки шахматисты договорились записывать НОЛИКАМИ:
Когда нельзя делать рокировку?\
А теперь самое грустное. Оказывается, существует много случаев, когда нельзя делать рокировку – целых шесть. Познакомимся со всеми.
НЕЛЬЗЯ делать рокировку, если:
Рокировка
Король бесценен! Если на него нападают, то он должен немедленно уйти от опасности, а если его невозможно обезопасить, игра проиграна. В начале шахматной партии обычно происходит битва за центр доски, поэтому рекомендуется переместить короля в безопасное место ближе к углу, а ладью поставить на середину доски, где она сможет принять участие в битве. Рокировка позволяет это сделать всего в один ход.
Сколько раз можно делать рокировку во время партии? Увы, только один раз.
Короткая и длинная рокировки
Шахматную доску можно разделить вертикально на две части. Если посмотреть на доску со стороны белых, то левую сторону мы называем ферзевым флангом, а правую — королевским флангом. У короля есть выбор, в какой угол он уйдёт; он может скрыться в замке как на королевском фланге (что происходит чаще), так и на ферзевом.
Во время рокировки король «прыгает» через клетку влево или вправо, а ладья «прыгает» через короля и становится рядом с ним.
На приведённой ниже диаграмме ни один из королей ещё не рокировался.
Ни один из королей ещё не рокировался
Белый король скрылся на королевском фланге — сделал короткую рокировку. Он перепрыгнул через клетку вправо, а ладья встала слева от него. В шахматной нотации короткая рокировка записывается двумя нулями О-О
Белый король укрылся на ферзевом фланге — сделал длинную рокировку. Король прыгнул через клетку влево, а ладья встала справа от него. В шахматной нотации длинная рокировка записывается тремя нулями О-О-О
В книге «Учебник шахматной игры» третий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка написал:
Рокировать следует преимущественно в короткую сторону, так как после
этого король обычно стоит безопаснее.
0-0 — короткая рокировка
0-0-0 — длинная рокировка
Пять случаев, когда рокировка невозможна
I. Рокировка невозможна, если король или ладья ранее сделали ход.
Король не может рокироваться в длинную сторону, так как ферзевая ладья уже ходила. Даже если ладья с поля c1 вернется на поле a1, то и тогда делать рокировку на ферзевый фланг запрещено
II. Рокировку нельзя сделать, если между королём и ладьёй находится какая-либо фигура.
Король пока не может рокироваться в длинную сторону, так как между королём и ладьёй находится конь
III. Делать рокировку запрещено, если король находится под шахом.
Рокировка невозможна, так как белый король атакован чёрной ладьёй — ему объявлен шах
IV. Рокировка невозможна, если после её выполнения король мог бы оказаться на атакованном поле — под шахом.
Король не может рокироваться в короткую стону, так как поле g1, на которое должен встать белый король, атаковано чёрным слоном
V. Король не может рокироваться, если во время рокировки он должен пересечь поле атакованное вражеской фигурой.
Ферзь атакует поле d1 — длинная рокировка невозможна, так как король не может перейти через атакованное поле, т.е. во время выполнения рокировки, король не может оказаться под шахом
Всегда ли нужно делать рокировку?
Отвечая на поставленный вопрос, бывалые шахматисты ответят, что не всегда следует делать рокировку. Во время шахматных партий возникают позиции, когда и без рокировки королю ничего не грозит. Однако поскольку данная статья предназначена для начинающих шахматистов, советуем не пренебрегать рокировкой.
Знаменитый гроссмейстер и остроумный журналист Савелий Тартаковер назвал рокировку «первым шагом к регулярной жизни».
Видео
Вспомним три основных правила дебюта:
Очень часто, нарушение правил дебюта приводит к поражению.
Дата публикации: 2021-07-22
Рокировка позволяет делать две важные вещи:
Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне.
Однако для возможности рокировки должны быть выполнены следующие правила:
Если вы делаете рокировку в сторону, где стоит король, то это называется «Рокировка на Королевский фланг». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется «Рокировка на Ферзевый фланг».
Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.
Позиция, показывающая, что белый король может рокировать на ферзевый фланг, а чёрный король на королевском фланге.
После того как король переместится, Ладья перепрыгивает через него и приземляется рядом с ним, чтобы завершить рокировку.
Шахматные правила рокировки
Всегда помните об этих пяти правилах. Вы не можете рокироваться, если:
Стратегия рокировки
В дебюте этот ход очень важен. Она выполняет две важные цели:
Обычно лучше выбирать рокировку на королевский фланг, потому что она удерживает короля на более безопасном расстоянии. Король остаётся ближе к краю доски, а все остальные пешки будут стоять ближе к королю, в ряд, защищая короля от атак.
Однако при рокировке на ферзевый фланг король располагается ближе к центру доски, и пешка на вертикали «а» не защищена. Из-за этого короля часто ставят на линию «b», чтобы он мог защитить пешку «а».
Во время всего этого процесса, когда король будет отходить от центра доски, у соперника будет дополнительное время подготовить атаку. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг потребует ухода и ферзя. Рокировка на ферзевый фланг займёт больше времени.
С другой стороны, рокировка на ферзевый фланг также имеет преимущества. Она эффективно помещает ладью в центральную линию «d» доски. В шахматах оба игрока чаще выбирают рокировку на королевский, а не на ферзевый фланг. Однако бывают случаи, когда один игрок выбирает рокировку на королевский фланг, а другой выбирает рокировку на ферзевый фланг, это называют «разносторонние рокировки» или «рокировки на разные фланги».
Разносторонние Рокировки: Сицилианский Дракон против Югославской Атаки
Исходная позиция Югославской Атаки
С другой стороны, чёрные имеют хорошую контригру на ферзевом фланге и надеются сыграть такие ходы, как …Ra8-c8, …Ne5-c4, …b7-b5 и …Qd8-a5. В некоторых вариантах чёрные могут пожертвовать ладью за коня на c3, чтобы разрушить пешечное прикрытие короля и создать слабые места.
Приведём наглядный пример этого устрашающего дебюта.
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0
Белые надеются выиграть время для атаки на королевском фланге, отложив или исключив развитие слона на c4. Если чёрные просто будут развиваться как обычно, это дополнительное время может быть очень выгодно белым. 9…d5!? Это то, что позволяет последний ход белых. Сейчас в центре будут размены 10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Bd4
Позиционный подход, предлагающий размен чернопольных слонов. Белые могут выиграть пешку ходом 12.Nxd5 cxd5 13.Qxd5, но после 13…Qc7 открытые линии на ферзевом фланге дают чёрным немалые шансы для атаки.
Обратите внимание на 14.Qxa8 Bf5! с выигрышем ферзя. После 15.Qxf8 + Kxf8. У чёрных по-прежнему сильная атака.
12…e5 13.Bc5 Be6! Ещё одна типовая жертва качества в Драконе.
14.Ne4!
После 14.Bxf8 Qxf8 большинство экспертов сходятся во мнении, что атакующие шансы чёрных и контроль чёрных полей с лихвой компенсируют небольшой материальный дефицит. Обратите внимание, чёрные уже угрожают …Bh6, чтобы связать белого ферзя. Действительно, эксперт по Дракону и гроссмейстер Эдуард Гуфельд не раз выигрывал такие позиции!
ПРИМЕЧАНИЕ: Жертва качества очень распространена в Югославской атаке.
14…Re8 15.g4 h6 16.h4 a5 17.g5 h5 18.a4 Qc7 19.Bc4 Red8 20.Qf2 Qb7 21.g5
Игра здесь медленнее, чем в других играх Югославской Атаки, так как и королевский, и ферзевый фланги частично заблокированы.
21…Nf4 22.Bxe6 Nxe6 23.Rxd8+! Rxd8 24.Bb6 Ra8 25.Rd1 Nd4 26.Bc5 Qd7
Важность рокировки в шахматах
Шахматные ходы в целом можно рассматривать с динамической или позиционной точки зрения, в зависимости от того, являются ли они частью комбинации или какой-то статической особенностью. Рокировка, без сомнений, сильно увеличивает динамический потенциал позиции. Сразу после рокировки игрок получает целый ряд возможностей, которых у него раньше не было.
В особых случаях он может перемещаться с большей или меньшей степенью сложности из позиции рокировки в различные части доски.
Таким образом, рокировка является относительно безвозвратной (в отличие от хода пешкой, который абсолютно безвозвратный). Но с практической точки зрения положение короля после рокировки, по крайней мере до начала эндшпиля, определённо является постоянным позиционным признаком.
Перед рокировкой у короля есть три возможных варианта действий:
После рокировки у него больше нет выбора. Теперь у короля будет определённое убежище, постоянный адрес; факт, который противник, естественно, принимает во внимание.
Без сомнения, здесь он находится в большей безопасности от атаки, но в то же время он позиционно привязан к одной конкретной области доски, поэтому несомненные преимущества рокировки компенсируются определёнными недостатками.
Искусственная рокировка
В шахматах есть термин «искусственная рокировка», который подразумевает, что игрок создаёт позицию, аналогичную или аналогичную той, которая могла быть достигнута после настоящей рокировки. Это достигается не одной рокировкой, а серией ходов короля и ладьи.
Вот наглядный пример искусственной рокировки.
Чёрные ходят сыграть 1…Nxe4. Лучшим вариантом для белых было 2.Nxe4 d5 3.Bd3 dxe4 4.Bxe4, и в этом случае перспективы остались равными.
Однако, прежде чем взять коня на е4, белые решили использовать своего слона, чтобы помешать сопернику рокироваться, идея, которая в данной позиции ошибочна.
2.Bxf7 + Kxf7 3.Nxe4
На первый взгляд, план белых кажется успешным, поскольку он не только поддерживает материальный баланс, но и препятствует рокировке чёрных.
Однако дальнейшая игра показывает, что чёрные могут без труда провести «искусственную рокировку» и явно выиграть от этого, что у них останутся сильные пешки в центре.
3…d5 4.Ng3 Rf8 5.d3 Kg8
Теперь превосходство позиции чёрных совершенно очевидно, и легко оценить роль «искусственной рокировки». Здесь чёрные потратили на это три хода, но белые не извлекли из этого преимущества, поскольку они сделали три хода ещё меньшей ценности.
Правильный момент для рокировки
Новичкам часто рекомендуется делать рокировку как можно быстрее. В большинстве случаев это полезный и разумный совет. Конечно, менее опытные игроки очень часто нарушают это общее правило, без надобности откладывая рокировку и в результате внезапно оказываются в неловкой ситуации, когда рокироваться уже слишком поздно.
Общее правило, согласно которому следует рокироваться как можно скорее, вполне уместно, хотя следует сразу подчеркнуть, что из него также есть много исключений. Любой опытный шахматист хорошо знаком с конкретными ситуациями, когда рокировку следует отложить или когда в этом нет необходимости.
Отложенная рокировка
Есть пять случаев, когда рокировку можно отложить:
1. Рокировка откладывается или не проводится, потому что некоторые другие действия более полезны.
Некоторые полезные действия, откладывающие рокировку, могут включать:
Если такая атака достаточно сильна и прибыльна, нападающий часто никогда не рокируется, потому что он побеждает первым.
2. Рокировка откладывается, потому что пока она ещё опасна. Лучше подготовить её, сначала устранив опасность, например, разменять угрожающие фигуры соперника, или каким-либо другим манёвром.
Вот пример опасности слишком ранней рокировки в хорошо известной Итальянской партии
Более того, если чёрные ответят на 7.Nc3 ходом 7…g5 8.Bg3, а затем …Bg4 или …h5. Ситуация менее опасна, поскольку белые ещё не рокировались и поэтому могут подготовиться к рокировке на ферзевом фланге, которому ничто не угрожает.
7…g5 8.Bg3 h5! 9.Nxg5 h4!
Чёрные не беспокоятся о последствиях Nxf7, но последовательно продолжают атаку. Фактически они отдают ферзя за слона на g3. Это плохой размен, если белые не рокированы, но против рокировавшего короля эта атака очень мощная.
10.Nxf7 hxg3 11.Nxd8 Bg4 12.Nf7 Rxh2! 13.Qd2 Nd4 14.Nc3 Nf3+ 15.gxf3 Bxf3 16.Qh6 Rg2+ 17.Kh1 Rxf2 18.Kg1 Rg2+ 19.Kh1 Rg1#.
3. Игрок не делает рокировку сразу, потому что он хочет рокировать на другую сторону и должен её подготовить.
В качестве альтернативы он задерживает рокировку, пока соперник не сделает свою рокировку и только после этого решает, куда рокироваться.
Если он нацелен на атаку, он может решить сделать рокировку на противоположную сторону по отношению к своему сопернику.
Если он нацелен на предотвращение атаки, то он, скорее всего, сделает рокировку на ту же сторону, что и его соперник.
Примеров такой пауз перед рокировкой в партиях мастеров немало. Предполагается, конечно, что эта пауза, конечно, не влечёт за собой никаких опасностей. В открытых позициях такие опасности встречаются чаще, чем в закрытых.
Ниже пример паузы перед рокировкой.
Сейчас ход белых, и они могут, если захотят, немедленно сделать короткую рокировку. Но они считают так: после 1.0-0 чёрные сыграют …0-0, и как тогда я могу их атаковать? Сами по себе фигуры ничего не могут добиться в этой заблокированной позиции. h3 и g4 по-прежнему нужно играть, и их нужно готовить с помощью Qd2. А пока чёрные укрепят свою позицию на королевском фланге с помощью g6 и Rf8-f7-g7, после чего атака потеряет силу.
Без сомнений для атаки, основанной на g4, белый король плохо расположен на g1, и для этого лучше рокироваться на ферзевый фланг, а затем разместить ладьи на линиях g и h. Однако, если белые выберут 1.Qd2, а затем 2.0-0-0, чёрные могут сыграть 2…0-0-0, где атака с g4 уже не имеет смысла. Белым придётся поспешно сыграть b4, и в этом случае быстро станет видно, что их король плохо расположен на c1. Следовательно, они должны отложить рокировку и подождать.
Поэтому белые играют 1.Qe2, и если 1…0-0, то 2.0-0-0, а если 1…0-0-0, то 2.0-0. Они рокируют на противоположную сторону от чёрных, чтобы получить максимальную свободу для проведения атаки.
4. Рокировку можно отложить и, возможно, навсегда забыть в определённых позициях, где центр заблокирован навсегда.
Причина откладывания рокировки в таких позициях, конечно же, состоит в том, что пешки создают препятствие в центре, что делает невозможным открытие центральных вертикалей и диагоналей без болезненных жертв.
Когда центр заблокирован, королям также безопаснее находиться посередине, по крайней мере, на некоторое время. В этом случае логичнее проводить атаку на разблокированных флангах, и бывают случаи, когда король более уязвим, находясь в позиции рокировки на фланге, чем в середине, где он защищён заблокированными пешками.
Атака возможна только на флангах, поэтому короли в данный момент находятся в относительной безопасности в середине. Игра с этой позиции может развиваться следующим образом
1.Qe2 Nd8 2.h3 Nf7 3.Qd2 0-0-0
Теперь рокировка на ферзевом фланге для чёрных менее опасна. Если белые сыграют 4.0-0, чёрные отвечают 4…Rdg8, угрожая …g5, а после 4.0-0-0 опасность атаки на фланге исчезает, и чёрные могут расслабиться.
5. Рокировка не нужна, потому что эндшпиль уже не за горами, и в этом случае король хорошо расположен в середине доски.
Такие случаи тоже не редкость в профессиональных шахматах. В этой позиции белый король теряет право рокировки в результате размена ферзей.
Освободительный манёвр Капабланки в Ортодоксальной защите Ферзевого гамбита.
10.Bxe7 Qxe7 11.Ne4 Qb4+ 12.Qd2 Qxd2+ 13.Kxd2.
Этот вариант был сыгран в ряде партий матча на первенство мира по шахматам 1927 года между Капабланкой и Алехиным. Белых не волнует рокировка, так как позиция приближается к эндшпилю, а король находится в довольно безопасном положении в середине доски.