предметное поле философии основной вопрос философии

Предмет, проблемное поле и структура философии

предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии

предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии

предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии

Философское мировоззрение осваивает действительность сквозь призму смысловой полярности – мир и человек, представляющей основу любых философских построений.

Предметом философии выступает выявление всеобщего в системе отношений человека и мира, универсаль-
ных форм их взаимодействия. Философия стремится
всегда выразить результаты своих исследований в понятийной форме, даже обнаруживая, что мир не имеет разумного содержания.

Узловая и многоплановая проблема «мир–человек» может быть в определенном смысле названа «основным вопросом философии», определение которого было предложено в рамках марксистской традиции Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Данный вопрос позволяет интерпретировать проблему места человека в мире как проблему соотношения мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, субъективного и объективного. Противостояние и взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики и культуры, пронизывая их. Поэтому полярность «материальное–духовное», «объективное–субъективное» входит во все философские размышления, составляет ядро любого философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет или нет.

В «основном вопросе философии» принято выделять два аспекта: онтологический (соотношение материи и сознания в генетическом плане – что является первичным?) и гносеологический (познавательное отношение человека к миру, его возможности и границы – познаваем ли мир?).

В ходе рассмотрения первого аспекта основного вопроса философии возникло два диаметрально противоположных направления:идеализм и материализм. Идеализмутверждает, что внешний мир является порождением и проявлением сознания, духовного бытия. Материализм обосновывает существование внешнего мира вне и независимо от сознания и объясняет мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (Боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.

Идеализм существует в двух видах:

1.Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель и др.) в качестве исходного принципа мироустройства принимает духовное начало, существующее вне человеческого сознания (Мировой разум, Абсолютная идея, Дух и т.п.), а внешний мир считает проявлением этого универсального сознания, абсолюта.

2. В субъективном идеализме (Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте и др.) отождествляется мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта, обосновывается зависимость внешней действительности от сознания человека.

Материализм подразделяется на механистический (метафизический) и диалектический материализм (марксизм). Механистический (метафизический) материализм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А. Ламетри, П. Гольбах и др.) рассматривает окружающий мир как совокупность изолированных и неизменных предметов, движение которых подчиняется законам механики. Диалектический материализм(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.) трактуют материальный мир, исходя из принципа универсальной связи и всеобщности развития явлений и предметов, их противоречивости.

Что касается второго аспекта основного вопроса философии, то большинство философов утвердительно решают вопрос о познаваемости мира, различаясь пониманием путей достижения истинного знания, за исключением ряда философских учений (агностицизм, скептицизм, иррационализм), отвергающих возможность достоверного познания мира.

Центральным объектом философии выступают
мировоззренческие универсалии – категории культуры, в системе которых человек оценивает, осмысливает и переживает предметы и явления мира и свое место в мире. Жизненные смыслы мировоззренческих универсалий пронизывают все области и феномены культуры, образуя ее базисную ценностную структуру.

Выделяют две большие группы универсалий культуры. К первой группе относятся понятия, которые фиксируют наиболее общие характеристики природных и социальных объектов человеческой деятельности – пространство, время, движение, вещь, отношения, причина, качество и т.д. Вторая группа категорий выражает в наиболее общей форме исторический опыт включения индивида в систему общения и социальных связей – человек, общество, истина, добро, красота, благо, страдание, красота, долг, совесть и т.д. В своем взаимодействии мировоззренческие универсалии задают целостный образ человеческого мира, выступают предельно общими программами социальной жизни. Философия осуществляет рефлексию над универсалиями культуры,перерабатывая их в философские категории.

предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии

Специфику философии во многом определяет предельно всеобщий характер ее проблем, выходящих за границы конкретных сфер реальной действительности. Она стремится охватить мир в целом, в его первоосновах, дойти до начала, до последнего основания. По широте охвата философские проблемы превосходят все иные, включая их как частные моменты. Они встают перед обществом во все времена и никогда не получают исчерпывающего ответа. Вместе с тем каждое поколение людей обречено на их окончательное решение в качестве необходимого условия социально-эффективной деятельности, обеспечивающей преемственность и непрерывность человеческой истории. Конкретно-исторические варианты способов постановки и разрешения «вечных» философских проблем не исключают, а предполагают постоянное обращение к ним – выявление их новых аспектов и ракурсов. В ходе развития культуры содержание философских проблем уточняется, углубляется и расширяется.

Уже в античности устанавливается наиболее общее и полное деление философии на физику (натурфилософию – учение о природе), логику (гносеологию – учение о познание) и этику (учение о морали). Оно охватывает и материальные предметы, подчиняющиеся законам природы, и человеческие действия, подчиняющиеся законам природы, и человеческие поступки, подчиняющиеся неприродным, сверхприродным законам (закон свободы). Исторически развитие философии шло по пути ее понимания главным образом как натурфилософии (физики), в рамках которой получали объяснение и познание, и этика. Впоследствии философия стала трактоваться по преимуществу как гносеология (логика) и в этих рамках интерпретировались и натурфилософия, и этика. Наконец, после этого на передний план стало выходить понимание философии как этики, без опоры на которую не могут быть объяснены ни природа, ни познание. По мере развития философии в ней оформляются новые философские дисциплины: онтология, эстетика, социальная философия, история философии, философия права, философия культуры, аксиология, философия религии, философия науки, философия техники и др.

Как теоретическое отношение к миру философия имеет ряд родственных с наукой признаков: абстрактность, системность, доказательность, рациональность, универсальность. Вместе с тем важно видеть и отличия философии от науки. Любая наука изучает какую-либо конкретную и конечную область действительности и специально не занимается анализом наиболее общих принципов мироустройства и закономерностей его развития, познавательных методов и средств, смысложизненных установок и т.д. Наука сама не проводит разработку и систематизацию познавательных методов и средств.

Наконец, наука выносит за скобки, исключает из теоретических положений и выводов человека социокультурный контекст, в котором существует. Если бы истины науки признавались таковыми только для определенной культуры, наука была бы невозможна. Ученый познает мир в его объективной данности, вне связи с самим собой, со своим собственным, всегда исторически обусловленным существованием. Именно поэтому научное знание обладает свойством всеобщности и необходимости, его выводы не могут быть оспорены обстоятельствами места и времени. Наука устанавливает категориальный статус предметов и явлений действительности («что?», «почему?»), но не дает им ценностной характеристики, т.е. не выражает отношение человека к ним («для чего?», «с какой целью?»).
В этом плане наука не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории и нуждается в ценностном обосновании.

В отличие от науки, философское знание имеет смысл только в границах определенной культуры, оно уникально и самобытно. Нет одной философии на все времена и для всех народов. Философия связывает в единое целое различные сферы бытия через призму человеческого существования, понимания его смысла. Только в процессе соотнесения определений вещей с самим человеком возникает ценностная иерархия предметов окружающего мира, которая формирует установки человеческой жизнедеятельности. Ценность– философская категория, выражающая идею значимого, важного, необходимого для людей и индивидов предмета, явления или ситуации.

Для философии ценностный подход имеет фундаментальное значение и разрабатывается в аксиологии (от гр. учение о ценности) – философской дисциплине, которая исследует природу, происхождение, специфику и виды ценностей, способы познания ценностного мира. Философия проясняет обоснованность той или иной системы ценностей в ходе поиска ответа на главный мировоззренческий вопрос – для чего живет человек? Тем самым она предлагает человеку строгие критерии выбора системы ценностей и одновременно позволяет ему и требует от него реализовывать этот выбор самостоятельно. По А. Швейцеру, именно мир ценностей задает ориентиры всем сферам жизнедеятельности человека, культура носит ценностный характер, отсюда проистекает роль философии в качестве «стража культуры». В этой роли философия должна своевременно предупреждать людей о кризисе ценностей и разрабатывать новые ценностные установки и идеалы, способные порождать культурно-творческую деятельность.

Источник

Основной вопрос философии и две его стороны

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть фото предметное поле философии основной вопрос философии. Смотреть картинку предметное поле философии основной вопрос философии. Картинка про предметное поле философии основной вопрос философии. Фото предметное поле философии основной вопрос философии

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Источник

Понятие философии. Предметное и проблемное поле философии

Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIIIвека И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.

Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

– Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIXвв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи. Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Общее проблемное поле Ф.науки, созаниеде как методологией, так и филологией науки, не сводится к простой сумме вопросов, изучаемых каждым направлением в отдельности. Существует ряд проблем и аспектов, где на первом плане оказался исследование механизмов воздействия на методологию науки тех соц. факторов, анализом которых Традиционно занимается филос.науки. Наоборот, исследуемое методологических проблем стимулирует переосмысление и качественно новое решение вопросов, относящихся к сфере филос. науки.

По всей широте проблемные поля Ф. науки центральной проблемой для нее всегда оставалось осмысление социального бытия науки, ее роли в жизни общества, способов и последствий взаимодействия с др. формами практического и духовного освоения реальности. В настоящее время возрастает значение относительно самостоятельного аспекта Ф. науки, отражающего роль науки и научные знания в формировании личности. Растет озабоченность в связи с дегуманизацией и деморализацией науки. Важно отметить наличие объективной основы оппозиционных явлений науке в самой науке. Наука признана наиболее адекватной формой осмысления новых реалий соц. бытия – глобализации и информатизации. В данных условиях оказывается востребованным ее стиль мышления – аналитичный, системный, доказательный

Критерии рациональности –логические законы и правила, философские допущения, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения науч. теорий.

Каждая эпоха в развитии науки характеризуется собственным типом рациональности. Смена типов рациональности свидетельствует не только о степени зрелости познающего субъекта, но и о характере системных объектов, которые им осваиваются.

Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и тех­нические родилось в рамках классического типа рациональности (до XX в). Такое деление предполагает, что реальность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю. Условием истинного знания классическая наука считала элиминацию из описания и обоснования всего, что относится к субъекту и средствам деятельности.

неклассическая рациональность появляется в нач. XX в, когда физика вышла на освоение микро­объектов. Неклассическое рациональное научное изучение реальности предполагает учет взаимодействия используемых средств с объектами изучения (приборов, систем отсчета, способов описания и обоснования), поэтому объект исследуется на основе более разнообразных связей с внешним миром, который представлен этими приборами.

Стала очевидной искусственность разделения между естественными и техническими дисциплинами. Как и в технических науках, в естествознании любые объекты стали рассматриваться не только в качестве подчиненных законам природы, но и в качестве «естественно-искусственных» систем, поставленных в зависимость от средств исследования.

Постнеклассич. рац. (конец XX в.)-предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с матер. средствами, но и с соц. целями и ценностями. Вопросы «почему?» и «как?» органично сочетаются. Прочный научный статус приобретают такие кате­гории, как субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип ра­циональности характерен для сложных, саморазвивающихся (синергетических) систем, в кот. в качестве компонента включен сам, человек.

В сфере постнеклассической рациональности форматируются знания об объектах совр. биотехнологий (генной инженерии), медико-биол. объектах, круп­ных экосистемах и биосфере в целом, человеко-машинных сис­темах, в т.ч. системах искус. инт-кта и т.д. С системами подобного типа нельзя свободно экспериментиро­вать т.к. поиск истины затрагивает гуман. ценно­сти. Т.о., научное познание орг-тся в соот-и с опр. цен-стями, т.е. субъек­тивно.

Разв-е постнекл.н. – основа интеграции. 1естест/науч., технич. знания и 2 соц-гум.

Смена и совершенствование типов рациональности имеет фил. обоснование. Оно намечено К. Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: недостаточно рассматривать действительность «только в форме объекта»; требуется рассмотрение ее в контексте чел/ чувственной деятельности, практики, необходимо включение в познавательный процесс субъективных факторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *