предметное поле философии основной вопрос философии
Предмет, проблемное поле и структура философии
Философское мировоззрение осваивает действительность сквозь призму смысловой полярности – мир и человек, представляющей основу любых философских построений.
Предметом философии выступает выявление всеобщего в системе отношений человека и мира, универсаль-
ных форм их взаимодействия. Философия стремится
всегда выразить результаты своих исследований в понятийной форме, даже обнаруживая, что мир не имеет разумного содержания.
Узловая и многоплановая проблема «мир–человек» может быть в определенном смысле названа «основным вопросом философии», определение которого было предложено в рамках марксистской традиции Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Данный вопрос позволяет интерпретировать проблему места человека в мире как проблему соотношения мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, субъективного и объективного. Противостояние и взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики и культуры, пронизывая их. Поэтому полярность «материальное–духовное», «объективное–субъективное» входит во все философские размышления, составляет ядро любого философского вопроса, независимо от того, отдают ли философы себе в этом отчет или нет.
В «основном вопросе философии» принято выделять два аспекта: онтологический (соотношение материи и сознания в генетическом плане – что является первичным?) и гносеологический (познавательное отношение человека к миру, его возможности и границы – познаваем ли мир?).
В ходе рассмотрения первого аспекта основного вопроса философии возникло два диаметрально противоположных направления:идеализм и материализм. Идеализмутверждает, что внешний мир является порождением и проявлением сознания, духовного бытия. Материализм обосновывает существование внешнего мира вне и независимо от сознания и объясняет мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (Боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.
Идеализм существует в двух видах:
1.Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Г. Гегель и др.) в качестве исходного принципа мироустройства принимает духовное начало, существующее вне человеческого сознания (Мировой разум, Абсолютная идея, Дух и т.п.), а внешний мир считает проявлением этого универсального сознания, абсолюта.
2. В субъективном идеализме (Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте и др.) отождествляется мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта, обосновывается зависимость внешней действительности от сознания человека.
Материализм подразделяется на механистический (метафизический) и диалектический материализм (марксизм). Механистический (метафизический) материализм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А. Ламетри, П. Гольбах и др.) рассматривает окружающий мир как совокупность изолированных и неизменных предметов, движение которых подчиняется законам механики. Диалектический материализм(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.) трактуют материальный мир, исходя из принципа универсальной связи и всеобщности развития явлений и предметов, их противоречивости.
Что касается второго аспекта основного вопроса философии, то большинство философов утвердительно решают вопрос о познаваемости мира, различаясь пониманием путей достижения истинного знания, за исключением ряда философских учений (агностицизм, скептицизм, иррационализм), отвергающих возможность достоверного познания мира.
Центральным объектом философии выступают
мировоззренческие универсалии – категории культуры, в системе которых человек оценивает, осмысливает и переживает предметы и явления мира и свое место в мире. Жизненные смыслы мировоззренческих универсалий пронизывают все области и феномены культуры, образуя ее базисную ценностную структуру.
Выделяют две большие группы универсалий культуры. К первой группе относятся понятия, которые фиксируют наиболее общие характеристики природных и социальных объектов человеческой деятельности – пространство, время, движение, вещь, отношения, причина, качество и т.д. Вторая группа категорий выражает в наиболее общей форме исторический опыт включения индивида в систему общения и социальных связей – человек, общество, истина, добро, красота, благо, страдание, красота, долг, совесть и т.д. В своем взаимодействии мировоззренческие универсалии задают целостный образ человеческого мира, выступают предельно общими программами социальной жизни. Философия осуществляет рефлексию над универсалиями культуры,перерабатывая их в философские категории.
Специфику философии во многом определяет предельно всеобщий характер ее проблем, выходящих за границы конкретных сфер реальной действительности. Она стремится охватить мир в целом, в его первоосновах, дойти до начала, до последнего основания. По широте охвата философские проблемы превосходят все иные, включая их как частные моменты. Они встают перед обществом во все времена и никогда не получают исчерпывающего ответа. Вместе с тем каждое поколение людей обречено на их окончательное решение в качестве необходимого условия социально-эффективной деятельности, обеспечивающей преемственность и непрерывность человеческой истории. Конкретно-исторические варианты способов постановки и разрешения «вечных» философских проблем не исключают, а предполагают постоянное обращение к ним – выявление их новых аспектов и ракурсов. В ходе развития культуры содержание философских проблем уточняется, углубляется и расширяется.
Уже в античности устанавливается наиболее общее и полное деление философии на физику (натурфилософию – учение о природе), логику (гносеологию – учение о познание) и этику (учение о морали). Оно охватывает и материальные предметы, подчиняющиеся законам природы, и человеческие действия, подчиняющиеся законам природы, и человеческие поступки, подчиняющиеся неприродным, сверхприродным законам (закон свободы). Исторически развитие философии шло по пути ее понимания главным образом как натурфилософии (физики), в рамках которой получали объяснение и познание, и этика. Впоследствии философия стала трактоваться по преимуществу как гносеология (логика) и в этих рамках интерпретировались и натурфилософия, и этика. Наконец, после этого на передний план стало выходить понимание философии как этики, без опоры на которую не могут быть объяснены ни природа, ни познание. По мере развития философии в ней оформляются новые философские дисциплины: онтология, эстетика, социальная философия, история философии, философия права, философия культуры, аксиология, философия религии, философия науки, философия техники и др.
Как теоретическое отношение к миру философия имеет ряд родственных с наукой признаков: абстрактность, системность, доказательность, рациональность, универсальность. Вместе с тем важно видеть и отличия философии от науки. Любая наука изучает какую-либо конкретную и конечную область действительности и специально не занимается анализом наиболее общих принципов мироустройства и закономерностей его развития, познавательных методов и средств, смысложизненных установок и т.д. Наука сама не проводит разработку и систематизацию познавательных методов и средств.
Наконец, наука выносит за скобки, исключает из теоретических положений и выводов человека социокультурный контекст, в котором существует. Если бы истины науки признавались таковыми только для определенной культуры, наука была бы невозможна. Ученый познает мир в его объективной данности, вне связи с самим собой, со своим собственным, всегда исторически обусловленным существованием. Именно поэтому научное знание обладает свойством всеобщности и необходимости, его выводы не могут быть оспорены обстоятельствами места и времени. Наука устанавливает категориальный статус предметов и явлений действительности («что?», «почему?»), но не дает им ценностной характеристики, т.е. не выражает отношение человека к ним («для чего?», «с какой целью?»).
В этом плане наука не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории и нуждается в ценностном обосновании.
В отличие от науки, философское знание имеет смысл только в границах определенной культуры, оно уникально и самобытно. Нет одной философии на все времена и для всех народов. Философия связывает в единое целое различные сферы бытия через призму человеческого существования, понимания его смысла. Только в процессе соотнесения определений вещей с самим человеком возникает ценностная иерархия предметов окружающего мира, которая формирует установки человеческой жизнедеятельности. Ценность– философская категория, выражающая идею значимого, важного, необходимого для людей и индивидов предмета, явления или ситуации.
Для философии ценностный подход имеет фундаментальное значение и разрабатывается в аксиологии (от гр. учение о ценности) – философской дисциплине, которая исследует природу, происхождение, специфику и виды ценностей, способы познания ценностного мира. Философия проясняет обоснованность той или иной системы ценностей в ходе поиска ответа на главный мировоззренческий вопрос – для чего живет человек? Тем самым она предлагает человеку строгие критерии выбора системы ценностей и одновременно позволяет ему и требует от него реализовывать этот выбор самостоятельно. По А. Швейцеру, именно мир ценностей задает ориентиры всем сферам жизнедеятельности человека, культура носит ценностный характер, отсюда проистекает роль философии в качестве «стража культуры». В этой роли философия должна своевременно предупреждать людей о кризисе ценностей и разрабатывать новые ценностные установки и идеалы, способные порождать культурно-творческую деятельность.
Основной вопрос философии и две его стороны
Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».
Онтологическая сторона основного вопроса философии
Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?
В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.
Материализм
Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.
Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.
Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.
В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:
Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.
Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.
Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.
Идеализм
Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.
Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).
Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.
Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).
Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.
Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.
Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).
Данный вопрос допускает два ответа:
— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;
— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.
Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.
Понятие философии. Предметное и проблемное поле философии
Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIIIвека И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.
Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.
– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.
– Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».
– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIXвв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи. Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.
Общее проблемное поле Ф.науки, созаниеде как методологией, так и филологией науки, не сводится к простой сумме вопросов, изучаемых каждым направлением в отдельности. Существует ряд проблем и аспектов, где на первом плане оказался исследование механизмов воздействия на методологию науки тех соц. факторов, анализом которых Традиционно занимается филос.науки. Наоборот, исследуемое методологических проблем стимулирует переосмысление и качественно новое решение вопросов, относящихся к сфере филос. науки.
По всей широте проблемные поля Ф. науки центральной проблемой для нее всегда оставалось осмысление социального бытия науки, ее роли в жизни общества, способов и последствий взаимодействия с др. формами практического и духовного освоения реальности. В настоящее время возрастает значение относительно самостоятельного аспекта Ф. науки, отражающего роль науки и научные знания в формировании личности. Растет озабоченность в связи с дегуманизацией и деморализацией науки. Важно отметить наличие объективной основы оппозиционных явлений науке в самой науке. Наука признана наиболее адекватной формой осмысления новых реалий соц. бытия – глобализации и информатизации. В данных условиях оказывается востребованным ее стиль мышления – аналитичный, системный, доказательный
Критерии рациональности –логические законы и правила, философские допущения, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения науч. теорий.
Каждая эпоха в развитии науки характеризуется собственным типом рациональности. Смена типов рациональности свидетельствует не только о степени зрелости познающего субъекта, но и о характере системных объектов, которые им осваиваются.
Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и технические родилось в рамках классического типа рациональности (до XX в). Такое деление предполагает, что реальность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю. Условием истинного знания классическая наука считала элиминацию из описания и обоснования всего, что относится к субъекту и средствам деятельности.
неклассическая рациональность появляется в нач. XX в, когда физика вышла на освоение микрообъектов. Неклассическое рациональное научное изучение реальности предполагает учет взаимодействия используемых средств с объектами изучения (приборов, систем отсчета, способов описания и обоснования), поэтому объект исследуется на основе более разнообразных связей с внешним миром, который представлен этими приборами.
Стала очевидной искусственность разделения между естественными и техническими дисциплинами. Как и в технических науках, в естествознании любые объекты стали рассматриваться не только в качестве подчиненных законам природы, но и в качестве «естественно-искусственных» систем, поставленных в зависимость от средств исследования.
Постнеклассич. рац. (конец XX в.)-предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с матер. средствами, но и с соц. целями и ценностями. Вопросы «почему?» и «как?» органично сочетаются. Прочный научный статус приобретают такие категории, как субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип рациональности характерен для сложных, саморазвивающихся (синергетических) систем, в кот. в качестве компонента включен сам, человек.
В сфере постнеклассической рациональности форматируются знания об объектах совр. биотехнологий (генной инженерии), медико-биол. объектах, крупных экосистемах и биосфере в целом, человеко-машинных системах, в т.ч. системах искус. инт-кта и т.д. С системами подобного типа нельзя свободно экспериментировать т.к. поиск истины затрагивает гуман. ценности. Т.о., научное познание орг-тся в соот-и с опр. цен-стями, т.е. субъективно.
Разв-е постнекл.н. – основа интеграции. 1естест/науч., технич. знания и 2 соц-гум.
Смена и совершенствование типов рациональности имеет фил. обоснование. Оно намечено К. Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: недостаточно рассматривать действительность «только в форме объекта»; требуется рассмотрение ее в контексте чел/ чувственной деятельности, практики, необходимо включение в познавательный процесс субъективных факторов.