предметное поле социальных умений несовершеннолетнего включает
Показатели уровня социального развития подростка, используемые в социально-педагогической деятельности
Показатели успешной социализации
1. Социальная адаптированность (приспособление индивида к условиям среды)
О мере адаптации человека в обществе свидетельствует ряд признаков:
1) Степень овладения социальными нормами, ролями, характерными для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейная, профессиональная, досуговая).
2) Наличие жизненных целей и представлений о социально приемлемых способах их достижения.
3) Необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.
2. Социальная автономность (обособление в обществе, формирование независимой собственной позиции).
В качестве признаков обособления в обществе можно рассматривать.
1) Ценностная автономия (наличие собственных взглядов, способность вырабатывать новые и изменять имеющиеся).
2) Психологическая автономия (наличие позитивной Я-концепции, высокий уровень самоуважения, самопринятия, чувство собственного достоинства).
3) Эмоциональная автономия. Избирательность эмоций, их сбережение и сменяемость.
4) Поведенческая автономия. Это степень готовности и способность самостоятельно решать собственные проблемы, умение творчески подходить к решению жизненных проблем.
3. Социальная активность (субъектность). Способность и готовность человека осуществлять общественно значимые преобразования в окружающем мире и самого себя.
Интегральная характеристика активной личности является активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, в ответственности за принятые решения.
Социализированность – это достижение человеком определенного баланса адаптированности и автономности в обществе.
Социализированность имеет мобильный характер, т.е. сформировавшаяся социализированность, может стать неэффективной в связи с различными обстоятельствами (переезд в другую страну, регион, город, переход с одного возрастного этапа на другой и т.д.).
1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.
2. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (интеллектуальных, трудовых, творческих, разнообразие и глубина интересов).
3. Степень сознательности и дисциплинированности (уровень самоконтроля и саморегуляции).
4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.
5. Способность считаться с интересами коллектива, уважать его нормы.
6. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
7. Способность критически оценивать поступки окружающих, в соответствие с нормами морали и права.
8. Способность к сопереживанию.
9. Сформированность волевых качеств. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности.
10. Внешняя культура поведения (культура речи, аккуратность, подтянутый внешний вид и т.д.)
11. Сознательный отказ от вредных привычек и форм асоциального поведения.
12. Ориентация на здоровый образ жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних
Социальная реабилитация несовершеннолетних — это, как уже отмечалось, восстановление или компенсация их нарушенных социальных функций.
Все то, что подлежит восстановлению, включает, на наш взгляд, четыре группы явлений: 1) социальные качества (состояния) несовершеннолетних; 2) социальные умения; 3) социальные отношения; 4) социальная среда. Выделение последней группы явлений связано с тем, что социальная реабилитация несовершеннолетних предполагает во многих случаях восстановление нормальной социальной и, прежде всего, семейной среды.
В группу социальных качеств (состояний), подлежащих восстановлению, следует отнести, на наш взгляд, шесть таких качеств: социальную ин-тегрированность, адаптивность, конкурентоспособность в жизни, толерантность, мотивацию (мотивированность) и психоэмоциональное состояние.
Аналогичная ситуация наблюдается с рецидивной преступностью среди несовершеннолетних подростков и юношества после их амнистии. Больше половины осужденных, освобожденных по амнистии, совершают преступления в первые месяцы пребывания «на свободе»29.
Социальная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением направлена также на повышение их социальной адаптивности и жизненной конкурентоспособности.
Соглашаясь с таким подходом к пониманию социальной адаптации и адаптивности, считаем необходимым его дополнить их рассмотрением с точки зрения группы, которая принимает возвращенца, «блудного сына» в свое сообщество. И здесь мы должны отметить готовность группы продемонстрировать не только адаптивность, но и способность прогнозировать результаты выстраиваемых отношений. Ведь может так случиться, что после временного состояния адаптации в данной среде ребенок может исчерпать возможности своего развития.
Предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних
Все то, что подлежит восстановлению, включает четыре группы явлений:
Выделение последней группы явлений связано с тем, что социальная реабилитация несовершеннолетних предполагает во многих случаях восстановление нормальной социальной и прежде всего семейной среды.
В группу социальных качеств (состояний), подлежащих восстановлению, следует отнести следующие качества: социальную интегрированность, адаптивность, конкурентоспособность в жизни, толерантность, мотивацию (мотивированность) и психоэмоциональное состояние.
В настоящее время общество стоит перед глобальной проблемой интеграции несовершеннолетних из группы социального риска в социокультурное пространство. Их интеграция, точнее сказать, реинтеграция в социум, предотвращение их криминализации — длительный и сложный процесс и, как показывает практика, протекающий недостаточно успешно.
Социальная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением направлена также на повышение их социальной адаптивности и жизненной конкурентоспособности.
Понятие «адаптивность» рассматривается обычно с точки зрения личности и трактуется в предельно широком смысле, но существенным является «адаптация к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует “полноценность” субъекта как члена общества».
Еще одно качество, требующее изменения, — это мотивация девиантного поведения. Основным мотивом поведения подростков, склонных к активным формам, является бегство от невыносимой реальности, но часто встречаются и такие внутренние причины, как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем, личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. Подростку хочется от всего этого убежать, изменить свое психологическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Как справедливо утверждает В. В. Москвичев из благотворительного общества «Нет алкоголизму и наркотикам» (НАН), для подростков с девиантным поведением очень сложно создать положительную мотивацию на изменение своей жизни: «. слишком мало мы можем предложить в качестве альтернативы деньгам, наркотикам, “свободе”. Предложение “светлого будущего”, полученного в результате множества лишений и личностного роста, и личное отношение социального работника — вот практически весь арсенал, имеющийся у нас в наличии. Но к этому прилагаются отношения с милицией, чиновниками, взрослыми, уже проявившими свое неуважение к подростку».
Предметом социальной реабилитации выступает также коммуникативная компетенция подростка. Замечено, что при социальной дезадаптации детей наибольшему срыву подвержены именно коммуникативные связи подростков, общение с ними затруднено. И если не восстановить коммуникативные связи, то затрудняется и восстановление важнейших видов деятельности — познавательной, трудовой, игровой.
Социальная реабилитация несовершеннолетних из группы социального риска ориентирована также на восстановление их нормативного поведения, соблюдение ими социальных норм.
Как показывают многочисленные исследования, у большинства несовершеннолетних с девиантным поведением нарушены семейные отношения, точнее сказать, нормальные семейные отношения. Взаимоотношения в семье отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка. Школьная успеваемость снижается, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает недостающее внимание, понимание и признание. Дети очень рано начинают употреблять алкоголь, психоактивные вещества, многие курят, имеют беспорядочные половые связи. Девочки именно на улице начинают вести активную половую жизнь. Все это приводит к их полному отчуждению от общепринятых норм и ценностей, социальной и педагогической запущенности, иногда задержкам психического развития и психическим отклонениям. Это удерживает их на улице, и они, постепенно приобретая навыки девиантного и делинкветно-го поведения, включаются в криминальный мир.
У детей и подростков с девиантным поведением нарушены также взаимоотношения с учителями, воспитателями. К большому сожалению, практика показывает, что педагоги общеобразовательных школ не готовы квалифицированно оказать помощь лавинообразно возросшему числу дезадаптированных, неуспевающих школьников и девиантных подростков. Учителя также не готовы оказывать помощь детям с проблемами развития. По отношению к этим детям родители проявляют пренебрежение, определенную изоляцию и жестокое обращение, тем самым лишают их полноценной социализации в формировании первичного опыта и социальной компетентности. В школе дети оказываются в условиях повышенных требований к их социальной и педагогической компетентности, а это приводит к дифференциации и стигматизации детей по разным признакам и, как следствие, занижению самооценки и формированию защитных механизмов поведения. Защитно-компенсаторный механизм чаще всего выражается в дистанцировании, агрессии и насилии по отношению друг к другу. Как правило, деформации подвергаются профессионально важные качества из сферы взаимодействия «учитель — ученик». К их числу необходимо отнести черствость, грубость, отсутствие милосердия, безразличие, нежелание и неумение понять и принять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями.
В коррекции нуждаются также взаимоотношения девиантных подростков со сверстниками, которые формируются и воспроизводятся как правило в рамках неформальных объединений.
Социально-педагогическая диагностика уровня социального развития и социальной дезадаптации подростков
Общую оценку уровня социального развития должны уметь давать не столько психологи, сколько социальные педагоги, которые наблюдают подростков в процессе их общения, учебы, повседневной деятельности. Важно вооружить их картой наблюдения, позволяющей организовать социально-педагогическое наблюдение в соответствии с обозначенными в карте критериями и показателями социального развития.
Социально-педагогическое наблюдение ориентировано не на разовые одномоментные срезы, а на длительное лонгитюдное изучение, которое способно дать более полное и объективное представление о личности дезадаптированного подростка и выявить наметившиеся тенденции его социального развития.
При составлении карты социально-педагогического наблюдения дезадаптированного подростка в первую очередь важно определить критерии уровня социального развития и в соответствии с каждым критерием — показатели социального развития.
Критерии определяются, как было сказано выше, исходя из основных сфер социализации: «индивид и профессия», «индивид и общество», «индивид и самопознание» и визуально фиксированных признаков асоциального отклоняющегося поведения. При этом важно, чтобы критерии соответствовали не только основным сферам социализации, но и возможностям и требованиям к степени освоения социального опыта именно в подростковом возрасте. Таким образом, было выбрано тринадцать критериев уровня социального развития, каждый из которых, в свою очередь, проградуирован по пятибалльной шкале.
Ниже излагается подробное описание карты социально-педагогического обследования, позволяющей выявить уровень социального развития дезадаптированных подростков, а также показать, как интерпретируются и используются в социальнопедагогическом сопровождении и коррекционно-реабилитационной работе результаты этих наблюдений.
Социально-педагогическое наблюдение помогает составить общую оценку уровня социального развития дезадаптированных подростков, выявить их отношение к учебной деятельности, педагогическим воздействиям, степень развития их профессиональных интересов и намерений, позволяющих включиться в систему профессионально-трудовых отношений, степень усвоения ценностно-нормативных представлений и способность в соответствии с ними регулировать и оценивать себя и свое поведение, поведение окружающих, характер и степень девиантных проявлений, связанных с употреблением алкоголя, курением, сквернословием.
Карта заполняется социальными педагогами на основе наблюдения, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями, друзьями, а также в результате бесед, сбора независимых характеристик, которые дают окружающие подростку, условиям его семейного и школьного воспитания и внешкольной среды. Естественно, социальный педагог не должен афишировать наблюдение и сбор необходимого материала и рассматривать своего подопечного как «подопытного кролика». Как правило, необходимый для заполнения карты материал собирается в процессе непосредственного общения и совместной деятельности с подростком и его окружением.
Карта вместе с показателями социального развития разработана С.А. Беличевой и впервые опубликована в диссертации на соискание степени доктора психологических наук «Социальнопсихологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних» (М.: МГУ,1989).
Карта социально-педагогического обследования уровня социального развития подростков
Фамилия, имя, отчество_
Показатели социального развития подростка
Однако чтобы составить представление об уровне и норме
социального развития и степени социальной дезадаптации, необходимо иметь некоторые ориентировочные оценки по каждому из предложенных выше показателей.
В свое время в процессе работы над докторской диссертацией под нашим руководством было обследовано три группы старших подростков по 100 человек в каждой группе. Первую группу составили благополучные подростки, две другие — дезадаптированные, с разной степенью дезадаптации. Вторую группу составили так называемые педагогически запушенные подростки, характеризующиеся школьной дезадаптацией в рамках школьного учебно-воспитательного процесса.
В третью группу вошли так называемые социально запущенные подростки с более высокой степенью социальной запущенности, характеризующиеся серьезными асоциальными проявлениями и отчуждениями от основных институтов социализации семьи и школы и состоящие на учете в милиции.
Экспертам по пятибалльной системе предлагалось в соответствии с вышеприведенной картой социально-педагогического обследования провести оценку уровня социального развития подростков. Затем результаты этого обследования были подвергнуты статистическому анализу и проведено сравнение по каждой из трех групп обследуемых подростков. Значимость различий рассчитывалась с помощью критерия Стьюдента, результаты обработки сведены в таблицы 2 и 3.
Результаты экспертной оценки уровня социального развития испытуемых 1,2,3-й групп
Особенности управления социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением Белых Ольга Борисовна
Содержание к диссертации
Глава I. Социальная реабилитация как объект управления 19
1.1 Понятие социальной реабилитации несовершеннолетних 19
1.2 Предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних 33
1.3 Типология несовершеннолетних с отклоняющимся поведением 53
ГЛАВА II. Управление социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением: особенности осуществления 69
2.1 Системный характер управления социальной реабилитацией 69
2.2 Институциональная основа управления социальной реабилитацией несовершеннолетних 85
2.3 Диагностика готовности дезадаптированных несовершеннолетних к социальной реабилитации 97
ГЛАВА III. Направления оптимизации управления социальной реабилитацией несовершеннолетних 111
3.1 Принципы оптимизации управления социальной реабилитацией 111
3.2 Технологии социальной реабилитации 129
3.3 Инновационные формы организации социальной реабилитации несовершеннолетних 151
Список источников и литературы ^ 169
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов.
Социально-экономические и политические преобразования общества отрицательно отразились на положении детей в Российской Федерации. Недостаточное внимание к детям со стороны государства привело к значительному росту безнадзорности, беспризорности, жестокому обращению с ними, вовлечению их в антиобщественную деятельность. Такая тревожная ситуация побудила Государственную Думу РФ принять 9 июня 1999 года федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 года).
Нестабильность ситуации в обществе обусловливает рост социальных девиаций, и особенно среди молодежи. Общественные катаклизмы, которые произошли в перестроечный период, наиболее остро отразились на семье: ухудшилось не только материальное положение семьи, но, что самое опасное, образовался синдром посттравматических стрессовых нарушений, что привело к массовой утрате социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы.
Семейное неблагополучие приводит к дезадаптации детей и подростков. Уже не тысячи, а миллионы российских детей и подростков находятся в опасном социальном положении и нуждаются в реабилитации. Среди них
безнадзорные и беспризорные, социальные сироты и склонные к бродяжничеству, несовершеннолетние правонарушители, наркоманы и алкоголики, склонные к суициду, а также несовершеннолетние подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых.
Вышеперечисленные факторы актуализируют проблему управления
процессами социальной реабилитации несовершеннолетних. /
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования
обусловлена: значительным и возрастающим числом детей и подростков’, на
ходящихся в опасном социальном положении и нуждающихся в социальной
реабилитации; недостаточной эффективностью действующей системы соци
альной реабилитации, необходимостью разработки инновационных техноло
гий и эффективных организационных форм. ‘
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы со
циальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением
привлекают внимание специалистов разного профиля — социологов, психоло
гов, педагогов, правоведов. /
2 См.: Пути решения проблемы сиротства в России. — М.: Изд-во ООО «Вопросы пси\ологии»,2002.
Широко освещаются вопросы, связанные с характеристикой отдельных категорий несовершеннолетних, находящихся в опасном социальном положении и нуждающихся в реабилитации, а именно:
безнадзорных и беспризорных детей (работы А.Л. Арефьева, Л. Беляевой, А.В. Гоголевой, Л.А. Грищенко и Б.Н. Алмазова, Э.Ш. Камалдино-вой, A.M. Нечаевой, С.А. Стивенсона, B.C. Устинова и др.); 7
детей-сирот (работы М.С. Астонянц, Е.Б. Бреевой, О.А. Дорожки-ной, С.Н. Кабанова, Е.Е. Чепурных и др.); 8
педагогическая реабилитация детей в домах ребенка. Метод пособие — М., 2001; Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1999.
5 См.: Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие 4-е изд.- М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К 0 «, 2006.
несовершеннолетних правонарушителей (А.И. Антонов, А.Б. Бор-бат, А.Ю. Дроздов, А.Н. Ильяшенко, В.В. Ковалев, О.Л. Лебедев и др.) 9 ;
несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов (А.А. Габиани, А.Я. Гришко, Д.Д. Еникеев, Ц.П. Короленко и В.Ю. Завьялов и др.); 10
подростков, занимающихся проституцией (А.В. Меренков, М.Н. Никитина, Ф. Шереги и др.); 11
детей и подростков, испытывающих жестокое обращение взрослых (Л.С. Алексеева, СВ. Ильина, А.Н. Ильяшенко, Н.Б. Морозова, И.Н. Новичи-хинаи др.) 1 «.
В научной литературе освещается также предметное поле социальной реабилитации, то, что подлежит восстановлению у несовершеннолетних, а именно:
— коммуникативная компетентность и толерантность (А. Бандура и Р.
Уолтере, А.Ю. Дроздов, B.C. Журавлев, Ю. Можгинский) 13 ;
социальные умения (СП. Иванова, А.В. Родионов, В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, СМ. Чечельницкая и др.) 14 ;
семейная среда (А.Н. Елизаров, О.В. Заяц, Е.В. Кошелева, В.А. Ле-леков, О.П. Макушина, В.В. Солодовников и др.); ь
Обширная литература, в которой освещается практический опыт соци-
Отдельные аспекты социальной реабилитации несовершеннолетних и
управления данным процессом рассматриваются в диссертационных иссле
дованиях: /
венная политика защиты детства,
Обзор научной литературы по теме диссертационного исследования приводит к следующим выводам:
во-первых, имеется достаточно публикаций по отдельным категориям несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также по отдельным «предметным» направлениям социально-реабилитационной деятельности, но до сих пор отсутствует комплексное и системное описание ее предмета, многообразия его «составляющих»;
во-вторых, имеется достаточно публикаций по отдельным процессам, связанным с социальной реабилитацией и лежащим в ее основе, однако нет комплексного и системного описания этих процессов, что могло бы стать теоретико-методологической базой управления социальной реабилитацией;
в-третьих, имеются отдельные публикации по организации социально-реабилитационной деятельности с несовершеннолетними, но нет исследований по управлению процессами социальной реабилитации.
Актуальность темы диссертационной работы, недостаточная степень ее научной разработанности, а также сформулированная научная проблема определяют выбор объекта и предмета исследования, его цели и задач.
Объект диссертационного исследования — социальная реабилитация несовершеннолетних. Предмет исследования — управление социальной реабилитацией несовершеннолетних.
проанализировать понятие социальной реабилитации, ее онтологический статус и формы проявления;
определить и описать предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних;
провести типологизацию несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
определить задачи и функции управления социальной реабилитацией;
проанализировать институциональную основу управления социальной реабилитацией несовершеннолетних в регионе;
продиагностировать уровень готовности дезадаптированных детей и подростков к социальной реабилитации;
обосновать принципы оптимизации управления социальной реабилитацией несовершеннолетних;
осуществить комплексный анализ технологий социальной реабилитации несовершеннолетних, инновационных форм ее организации.
Основная гипотеза диссертационного исследования заключается в следующем предположении: управление процессами социальной реабилитацией может быть результативным и эффективным при условии, если будут учтены: а) все «составляющие» предметного поля социальной реабилитации; б) процессы, непосредственно связанные с социальной реабилитацией и лежащие в ее основе; в) социальные и психологические особенности несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации; г) уровень их готовности (предрасположенности) к социальной реабилитации; д) принципы управления социальной реабилитацией; е) многообразные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних и инновационные формы ее организации.
Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационная работа основана на теоретических положениях общей социологии и социологии управления. Особое значение для нее имеют следующие теоретические положения.
Теоретические положения, обоснованные в трудах Ю.А. Зубок, А.И. Ковалевой, В.А. Лукова, В.И. Чупрова, и других социологов, относящиеся к характеристике социального положения молодежи в современном обществе, актуальных проблем ее социализации и самоопределения.
Концептуальные подходы к изучению социальных отклонений и их причин, обоснованные в трудах Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, ЯМ. Гилинского, Ю.А. Клейберга, В.Н. Кудрявцева, В.П. Кази-мирчука, Т.В. Шипуновой и других исследователей.
Теоретические подходы к исследованию социальной реабилитации несовершеннолетних, реализованные в научных трудах С.А. Беличевой, А.В. Гоголевой, Е.И. Холостовой, Т.И. Черняевой и др.
Положения о социальном управлении, его особенностях и функциях, обоснованные в трудах В.Г. Афанасьева, Н.С. Данакина, В.И. Иванова, Ю.Д. Красовского, Г.Н. Осадчей, В.И. Патрушева, Б.Ф. Усманова, В.И. Франчука.
Социально-педагогические идеи А.С. Макаренко о социальной реабилитации детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Методы исследования. В диссертации использованы методы структурного, функционального, сравнительного анализа, теоретического моделирования и обобщения. Сбор социологических данных проводился посредством анкетного и экспертного опросов, изучения документов, свободного и стандартизированного интервью, простого и включенного наблюдения.
Эмпирическая база диссертационного исследования включает:
данные федеральной и региональной статистики о социальных девиациях среди учащейся молодежи, их динамике и профилактике;
результаты анализа 180 программ, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
результаты исследований, проведенных автором в течение 2000-2008 гг.: среди воспитанников Ракитянского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних объем выборочной совокупности (N = 1200), их родителей (N = 890), выборка целевая;
среди учащихся учреждений общего и профессионального образования Белгородской области (N = 240); выборка районированная, гнездовая.
среди учащихся, совершивших правонарушения и стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на 2007 год (опрошено 50 респондентов), выборка целевая, метод исследования глубинное интервью;
Научная новизна диссертационного исследования заключается в сле-
предложена авторская интерпретация социальной реабилитации как объекта управления; /
дана характеристика предметного поля социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, определены возможные
«точки приложения» управленческих воздействий;
уточнена типология несовершеннолетних, находящихся в опасном социальном положении и нуждающихся в реабилитации;
обоснован системный/характер управления социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
предложена характеристика институциональной основы управления социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
проведена диагностика уровня готовности дезадаптированных несовершеннолетних к социальной реабилитации;
обоснованы и сформулированы принципы оптимизации управления
— проведена систематизация и дана характеристика технологий соци
альной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением,
( инновационных форм ее организации.
На основе вышеизложенного, на защиту выносятся следующие положения и выводы.
Социальная реабилитация является процессом, направленным на восстановление или компенсацию социальных функций человека (группы людей). Она может проходить как в стихийной, так и в организованной формах. Социальную реабилитацию можно рассматривать как: 1) процесс, 2) результат, 3) деятельность, 4) технологию. Социально-реабилитационная деятельность направлена на прогресс социальной реабилитации и ориентирована на получение оптимального реабилитационного результата. Социально-реабилитационная технология направлена, в свою очередь, на оптимизацию социально-реабилитационной деятельности.
Социальная реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением означает формирование и восстановление: их социальных качеств (социальная интегрированность, социальная адаптивность, конкурентоспособность в жизни, толерантность, мотивация изменений, психоэмоциональное состояние); социальных умений (умение самообслуживания, трудовые (учебные) умения, коммуникативная компетентность, самоконтроль, нормативное поведение); социальных отношений (отношения в семье, отношения с учителями и воспитателями, отношения со сверстниками, социально-статусные отношения, отношение к себе (самооценка); нормативного состояния социальной среды (общего состояния социальной среды, состояния семейной среды, состояния школьной среды).
Выделены и охарактеризованы группы несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Она включает: 1) безнадзорных детей и подростков; 2) беспризорных детей и подростков; 3) детей-сирот; 4) несовершеннолетних правонарушителей; 5) несовершеннолетних алкоголиков; 6) несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов; 7) несовершеннолетних, зараженных лудоманией; 8) подростков, занимающихся проституцией; 9) детей и подростков, пострадавших от жестокого обращения, насилия; 10) несовершеннолетних, склонных к суициду; 11) детей и подростков из семей бе-
женцев; 12) детей и подростков из семей временных мигрантов; 13) детей и подростков из многодетных семей.
Для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением характерен невысокий уровень готовности к социальной реабилитации, что проявляется: в низкой чувствительности к воздействиям со стороны ближайшего социального окружения; в негативном восприятии замечаний и пожеланий; в низком уровне социального доверия и слабой включенности в подражательные отношения; в низкой чувствительности и критичности к собственным недостаткам; в слабой мотивированности действий, направленных на избавление от недостатков; в невысокой чувствительности к факторам, мешающим коррекции и самокоррекции.
Успешное проведение социальной реабилитации возможно на основе оптимизации управления данным процессом, которая предполагает: следование определенным принципам, использование управленческой технологии, внедрение инновационных организационных форм. Основными ориентирами при управлении социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением выступают принципы приоритетности интересов ребенка, двуединой направленности, социальной поддержки, комплексности, системности, постепенности и последовательности, дифференцированного подхода, сотрудничества, внутренней мотивации, деятельностного принципа.
7. Успешное проведение социальной реабилитации несовершеннолетних возможно путем использования программно-целевой, коммуникативной, релаксационной, оценочной, тренинговой, патронажной, трудовой технологий, а также технологий формирования новой жизненной среды, нормативной среды. Успех социальной реабилитации обусловлен также внедрением таких инновационных организационных форм как волонтерское движение, тьюторская служба, домашние группы, семейные воспитательные группы, фостерные семьи.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что они дают углубленное и целостное представление о социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, особенностях, возможностях и условиях целенаправленного, эффективного ее проведения. Дано развернутое представление о предметном поле социальной реабилитации, о лежащих в основе социальных процессах, внешних и внутренних предпосылках управления данными процессами. Обоснованы пути и способы управления социальной реабилитацией несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в их ориентированности на руководителей и специалистов учреждений сферы социальной защиты и образования, а также специалистов органов внутренних дел, занимающихся профилактикой, реабилитационной и коррекционной работой среди учащейся молодежи. Предложенные диссертантом принципы управления социальной реабилитацией несовершеннолетних, технологии управления и инновационные формы организации социальной реабилитации могут быть востребованы при разработке осуществлении целевых программ социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, организации и проведении воспитательной работы, при проектировании и проведении социальной работы среди детей и подростков.
Инструментарий эмпирического исследования управления реабилитацией может быть полезным при подготовке социологических исследований по аналогичной тематике.
Материалы диссертации могут быть востребованы при подготовке учебных курсов «Социология управления», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная реабилитация», «Социальная защита населения».
Апробация результатов диссертационной работы проводилась автором на научных конференциях и методических семинарах, а также через публикацию научных статей и в процессе руководства деятельностью Ракитянско-го социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (Белгородская область).
Автор выступил с докладами на Международном российско-польском научном симпозиуме «Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы» (Белгород, апрель 2000 г.); Международной научно-практической конференции «Информационные процессы и технологии в экономике, праве и обществе» (Белгород, март 2000 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизм трансформации» (Курск, ноябрь 2005 г.); Ш-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизм трансформации» (Курск, ноябрь 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и права» (Белгород, май 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Социальные структуры и процессы» (Белгород, октябрь 2007).
По теме диссертации опубликовано 21 научная работа с общим объемом 8,8 п.л.
Разработаны и находятся в процессе реализации авторские социальные программы: «Комплексная программа реабилитационной работы по профи-
лактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», целевая программа «Реабилитация неблагополучной семьи», «Развитие толерантности у воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» и др.
Понятие социальной реабилитации несовершеннолетних
Социальная реабилитация является одним из видов реабилитации, поэтому обратимся сначала к этому понятию. Проанализировав множество дефиниций, данных разными авторами1, предлагаем такое определение. Реабилитация — определенный процесс, направленный на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, человека.
Обратим внимание в этом определении на то, что реабилитация относится к организму (человеческому организму) или к человеку как к социаль ному существу. Можно различать в этой связи медицинскую реабилитацию и социальную реабилитацию.
Предметное поле социальной реабилитации несовершеннолетних
Социальная реабилитация несовершеннолетних — это, как уже отмечалось, восстановление или компенсация их нарушенных социальных функций.
Все то, что подлежит восстановлению, включает, на наш взгляд, четыре группы явлений: 1) социальные качества (состояния) несовершеннолетних; 2) социальные умения; 3) социальные отношения; 4) социальная среда. Выделение последней группы явлений связано с тем, что социальная реабилитация несовершеннолетних предполагает во многих случаях восстановление нормальной социальной и, прежде всего, семейной среды.
В группу социальных качеств (состояний), подлежащих восстановлению, следует отнести, на наш взгляд, шесть таких качеств: социальную ин-тегрированность, адаптивность, конкурентоспособность в жизни, толерантность, мотивацию (мотивированность) и психоэмоциональное состояние.
Аналогичная ситуация наблюдается с рецидивной преступностью среди несовершеннолетних подростков и юношества после их амнистии. Больше половины осужденных, освобожденных по амнистии, совершают преступления в первые месяцы пребывания «на свободе»29.
Социальная реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением направлена также на повышение их социальной адаптивности и жизненной конкурентоспособности.
Соглашаясь с таким подходом к пониманию социальной адаптации и адаптивности, считаем необходимым его дополнить их рассмотрением с точки зрения группы, которая принимает возвращенца, «блудного сына» в свое сообщество. И здесь мы должны отметить готовность группы продемонстрировать не только адаптивность, но и способность прогнозировать результаты выстраиваемых отношений. Ведь может так случиться, что после временного состояния адаптации в данной среде ребенок может исчерпать возможности своего развития.
Системный характер управления социальной реабилитацией
Социальная реабилитация выступает определенной стороной и результатом нескольких социальных процессов. Воздействие на эти процессы может оказываться по трем основным направлениям: а) содействие социальным процессам, их стимулирование; б) блокирование, торможение социальных процессов; в) ограничение, сдерживание социальных процессов.
К указанным процессам относятся, прежде всего, социальная дезадаптация и реадаптация.
В исследовании по социальной дезадаптации детей основное внимание обращается на а) дезадаптированность выпускников интернатных учреждений и б) школьную дезадаптированность
Принципы оптимизации управления социальной реабилитацией
Успешное осуществление любой деятельности связано с учетом соответствующих принципов, дающих определенные ориентиры. Такого рода ориентиры имеются и при осуществлении реабилитационной деятельности. Некоторые из этих ориентиров выделены и описаны в исследованиях Ю.А. Блинкова и Л.Н. Мордач, X. Ремшмидта, Л.В. Шиботаевой, Э.Г. Эйдмиллера и В. Юс-тицкиса4.
Принцип регулятивной гибкости. Важным требованием к социальной реабилитации подростка в условиях социально-реабилитационных центров является четкое разграничение разрешаемого и запрещаемого, «можно» и «нельзя». Предъявление к подростку требований относительно выполнения определенных норм, правил жизненного распорядка должно быть последовательным, но гибким. Поэтому с самого начала в коллективе сотрудников определяют, где они готовы к снисхождениям, прощая на первых порах нежелательное поведение, а где такого снисхождения быть не может.
Границы снисхождения определяются в каждом отдельном случае конкретно. Но всегда воспитатели, принимая решение, руководствуются, прежде всего, интересами ребенка, выбирают наиболее благоприятный вариант для его дальнейшей жизнедеятельности в центре, понимая, что лучше поступиться малым, но сохранить наметившийся контакт, взаимопонимание, доверие. При этом не только взрослые, но и дети должны хорошо знать, где проходит граница, предел терпимости. В опыте центров есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из центра, не поставив в известность воспитателя.
Принцип возвышаемой самооценки. Социальная реабилитация подростка в специализированном центре в значительной степени зависит от того, насколько здесь ему помогут осознать свою самоценность.
Строя взаимодействие с детьми, воспитателю важно осознавать, что они были лишены эмоциональной поддержки, заинтересованного внимания к себе со стороны родителей и близких. В школе они также не имели социального одобрения, ибо учителя в основном оценивают детей по их учебным достижениям.
Столь ограниченный подход окружающих искажает представления ребенка о самом себе, снижает его самооценку. Низкая самооценка тормозит адаптацию ребенка к новым условиям жизни, так как усиливает чувство его неадекватности тем требованиям, которые к нему предъявляются новым окружением. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самими собой, формирование у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Но в этой связи возникает вопрос о соотношении принципов управления социальной реабилитацией и принципов самой социально-реабилитационной деятельности и, в частности, вопрос о том, могут ли последние служить одновременно управленческими принципами.