Предновогодние скидки на автомобили
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
Лучшее время купить новую машину в автосалоне в 2021-2022 году
Раньше автосалоны всегда предлагали традиционные сезонные акции, скидки. Главное было – выбрать наиболее оптимальное время для покупки. Но уже второй год о традиционных автораспродажах не приходится и мечтать.
Уже больше года российские дилеры известных автомобильных производителей вынуждены работать в условиях постоянного дефицита, поэтому очереди регулярно растут. Эксперты предполагают, что ситуация на рынке авто вскоре может снова измениться. Но вот в какую сторону?
Лучшее время для покупки нового авто в течение года – сложившиеся традиции
Итак, как действовали сезонные скидки еще пару лет назад (и, надеемся, скоро заработают снова):
Такие тенденции действовали традиционно до последнего времени.
В 2020-2021 году из-за вирусной пандемии тенденции несколько изменились. Сейчас связь между сезонностью и скидками не такая очевидная, поскольку спрос превышает предложения.
Сезон
Для большинства продавцов на рынке вторая половина зимы является мертвым сезоном. В этот период количество покупателей значительно уменьшается, поэтому дилерские центры готовы значительно снижать цену автомобилей. Здесь следует учитывать, что это относится в первую очередь к моделям прошлого года выпуска. Каждый автосалон старается освободить склады для новых партий машин.
Наступление весны можно считать началом нового сезона автомобильных продаж. Это подтверждает неумолимая статистика. В весенние месяцы продается около 40% всех машин, проданных за целый год. При совершении покупок в это время на какие-либо серьезные скидки рассчитывать не приходится. На конец сезона спрос на автомобили достигает своего пика.
Таким образом, планировать приобретение нового автомобиля весной нецелесообразно. Делать это можно только в случаях крайней необходимости.
С июня по август на автомобильном рынке снова наступает затишье, поскольку большинство потенциальных покупателей разъезжаются на отдых по разным курортам. Именно летом многие дилеры проводят сезонные распродажи. Несмотря на это, рассчитывать на выгодную покупку в августе не приходится.
Определенное оживление начинается уже с сентября, когда потенциальные покупатели массово возвращаются после летнего отдыха.
Стоит отметить, что обычно хорошие скидки начинаются в ноябре. Это период наибольшей конкуренции, а также подготовки к новогодним акциям. Самым привлекательным месяцем для приобретения автомобиля можно считать наполненный специальными предложениями декабрь.
В декабре или январе?
Предновогоднее настроение людей способствует совершению покупок, поэтому с помощью продуманного маркетинга продавцы используют различные хитрости и уловки.
Перед наступлением Нового года наступает период распродаж, всевозможных акций:
Скидки из-за падающего спроса
Особенности работы дилерских центров зависят не только от конкретного сезона. Их определяет множество факторов.
Например, заметное снижение покупательского спроса может стать основанием для запуска акций даже в необычное время года, когда обычно любые распродажи отсутствуют.
Кроме того, необходимость тотальных продаж возникает в случаях заполнения складов непопулярными моделями на фоне смены поколений конкретной марки авто. При таких обстоятельствах важно расчистить склады для новых машин.
Еще одной причиной появления выгодных скидок в автосалонах является накопление на складе непопулярных моделей. Они появляются и надолго зависают, поскольку по контракту производитель поставляет дилеру полную модельную линейку автомобилей. Из-за этого неподходящие цвета, комплектации задерживаются на складе. От них стараются как можно быстрее избавиться.
Ситуацию падающего спроса на авто пытаются выровнять в России и на государственном уровне. В зависимости от региона правительство компенсирует 10-25% стоимости машины при получении кредита. До недавнего времени работали программы «Первый автомобиль», «Машина для семьи» на авто российской сборки.
Ситуация в 2021 году – когда лучше покупать новую машину в автосалоне и ждать ли скидок
Прошлый год из-за пандемии вирусной инфекции стал необычным для официальных дилеров большинства автомобильных производителей. В апреле-мае 2020-го большинство российских автосалонов были закрыты на карантин. Поэтому количество сделок начало расти только в третьем квартале, когда обычно фиксировался мертвый сезон продаж.
За счет отложенного спроса во второй половине года продажи существенно увеличились. Это впоследствии привело к всеобщему дефициту на ходовые модели авто.
На что рассчитывать в условиях дефицита
Сейчас не хватает автомобилей таких марок, как BMW, Mercedes, Volkswagen, Jaguar, Volvo, Land Rover, Hyundai, Cadillac, Chevrolet, Audi. Это вызвано недостатком запасных частей, повышением их стоимости. По мнению специалистов, выгодных предложений, умопомрачительных скидок в ближайшее время ожидать не стоит.
При данных обстоятельствах, покупка авто без дополнительных опций уже является выгодной.
Несмотря на критичность ситуации, сегодня все же можно отыскать выгодные предложения в автосалонах:
На фоне очевидных проблем китайские компании наращивают объемы продаж своих автомобилей. Это достигается за счет изначально более низкой цены, выгодной рассрочки. В этом процессе участвуют некоторые банки, которые компенсируют выгодные проценты.
Покупать до нового года или после, по отзывам сотрудников
Сегодня срок ожидания авто под заказ может составлять 3-24 месяца. За это время стоимость автомобиля может значительно измениться.
По словам сотрудников автосалонов, за время ожидания заказа его стоимость может вырасти на 8-12%.
Следует учитывать, что по статистике эта техника постоянно дорожает. Кроме того, старое авто может попросту сломаться. Придется тратиться на ремонт. Поэтому многие потенциальные покупатели выбирают авто из того, что есть в наличии. Конечно, здесь все зависит от финансовых возможностей потенциального покупателя, но выбор варианта «здесь и сейчас» является оправданным, поскольку перспективы в этой области выглядят достаточно туманными.
Многие российские эксперты не советуют ждать периода больших скидок, откладывая покупку на будущее. Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, поэтому рассчитывать на традиции сезонности не приходится.
Прогнозы на 2022-й год
Стоимость автомобилей на российском рынке в будущем году будет продолжать увеличиваться. При этом проблема дефицита микрочипов и других элементов электроники никуда не исчезнет, поэтому спрос на автомобили и в дальнейшем будет превышать предложение. Сейчас при заказе выбранное авто приходится ждать более полугода.
По самым оптимистическим прогнозам ситуация может нормализоваться не ранее, чем через год. Это при условии, что эпидемиологическая обстановка в мире стабилизируется.
Описанные выше тенденции приводят к тому, что некоторые автосалоны стремятся подзаработать, увеличивая цену за дополнительные опции. Приобрести авто в базовой комплектации клиенты также могут под заказ. Для этого придется какое-то время подождать.
«Есть один лайфхак». Как сэкономить на покупке машины в 2021 году
В России выросли цены на автомобили
Эксперты рассказали, сколько россияне в среднем тратят на покупку авто
Любой биржевой спекулянт знает железное правило – покупать надо на спаде, а продавать на подъеме. Казалось, бы чего проще? Но проблема заключается в том, что с продажами машин происходит нечто странное. На рынке имеют место два абсолютно противоположные явления. Объемы продаж автомобилей стабильно сокращаются, а цены на них при этом устойчиво растут.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КРИВЫЕ
Почему так происходит? По мнению экспертов, причина спада продаж вовсе не в отсутствии спроса со стороны покупателей. Наоборот, желающих обзавестись новым средством передвижения хватает. Люди готовы платить за них свои кровные. Однако, как выясняется, наличие денег еще ничего не гарантирует.
Наглядный пример– история с Lada Granta. До недавнего момента это была одна из самых продаваемых моделей «Автоваза». Однако именно на нее пришлось самое большое сокращение продаж, но не из-за спада спроса, а на фоне нехватки комплектующих. Из-за отсутствия деталей крупным производителям приходится останавливаться. Конвейер рассчитан на определенный объем производства, его нельзя запустить наполовину мощности или даже на две трети, поэтому нехватка компонентов элементарно приводит к прекращению работы.
Это и случилось с волжским автогигантом. Проблемы с поставками деталей заставили его перейти на особый режим – Stop&Go. Говоря по-русски, конвейер запускается и останавливается в зависимости от наличия деталей.
Названы массовые модели авто, которые попадут под «налог на роскошь»
Если открыть любой учебник по экономике, то там будет написано, что рынки, на которых происходят подобные явления, называются разбалансированными — кривая спроса не пересекается с кривой предложения. Отсюда и последствия в виде дефицитов, роста цен и падений продаж.
Когда эти кривые пересекутся, пока неясно. На этом фоне продавцы ликуют: можно диктовать условия покупателям. Это они и делают – навязывают дополнительные услуги, продают машину либо с одновременным приобретением каско в салоне, либо с широким списком дорогостоящих опций, либо только в кредит.
ПОКУПАТЬ ИЛИ ОБОЖДАТЬ
В этом связи закономерно возникает вопрос – как вести себя покупателю на таком дефицитном рынке? Стоит ли покупать в таких условиях новый автомобиль? А если стоит, то есть ли возможность хоть как-то сэкономить, получить скидку у продавца или просто хотя бы защититься от навязчивых дорогостоящих предложений?
Надо сказать, что единого мнения по этому поводу ни у экспертов, ни у участников рынка нет. Все по–разному оценивают происходящее и соответственно предлагают разные стратегии поведения.
Производители автомашин жалуются, что сегодня практически невозможно найти автодилеров, которые бы не навязывали своим покупателям дополнительные услуги и не брали бы с них за это деньги. Причем неважно, какие бренды они представляют – демократический Hyundai или премиальный Land Rover. Все пользуются сложившейся конъюнктурой и пытаются извлечь из нее выгоду. Об интересах покупателях при этом никто не думает, — сообщил партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
По его мнению, сегодня отсутствуют механизмы, которые позволили бы хоть как-то огородить желающих приобрести автомобиль от вымогательства автодилеров. Моржаретто откровенно признался, что не видит возможностей, позволяющих сэкономить при покупке машины.
«Чтобы предъявить продавцам обвинения в вымогательстве и навязывании покупателям ненужных услуг отсутствуют формальные основания, ведь дилеры никому не отказывают в продажах. Они просто ставят своих клиентов перед выбором – хотите покупайте, не хотите не покупайте. Но подвох заключается в том, что предлагается только то, что есть в наличии. А в наличии, как правило, машины с допобрудованием и с прочими услугами, которые идут прицепом к автомобилю. Не устраивает имеющееся предложение – нет проблем, предложат другой вариант. Но потом. А вот когда наступит это «потом» точно никто не скажет – может через полгода, а может и больше», — рассуждает он.
Перспективы отечественного автомобильного рынка эксперт оценивает не слишком оптимистично. Пока нет признаков, указывающих на то, что возможны перемены к лучшему. Эксперт считает, что дефицит на авторынке сохранится, как минимум, до следующей весны, а то и до лета. «Если вам действительно автомобиль нужен позарез, идите и покупайте, но если пока не горит, то лучше покупку отложить и подождать, когда ситуация на рынке нормализуется – говорит Моржаретто.
СПОСОБЫ СЭКОНОМИТЬ
Россиян предупредили, кому могут не продать авто в долг
В свою очередь, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич считает, что откладывать покупку машины не стоит. По его мнению, сделать это сегодня – это и есть единственный способ сэкономить. При этом способ купить автомобиль без ненужного дополнительного дорогостоящего оборудования все же есть – речь идет об онлайн-продажах. Именно так можно заказать машину без предустановленного допоборудования, если желаемая комплектация будет в наличии.
Схожих взглядов на происходящие процессы на рынке придерживается и директор по продажам «Авилон Volksvagen» Максим Васильев. «Самый экономный вариант – не откладывать покупку на поздний срок и приобрести автомобиль здесь и сейчас. Не стоит рассчитывать только на поставки, так как машины в среднем дорожают каждый месяц. Соответственно, пока человек ждет, автомобиль может подняться в цене», — считает он.
Для примера, стоимость автомобилей массовых брендов за полгода в среднем выросла на 5-10%. Если сейчас заказывать машину, нужно понимать, что срок ее ожидания может составить от 4 до 6 месяцев, а то и дольше. За это время цена может вырасти, говорит Васильев.
По его мнению, цены на автомобили продолжат расти и дальше под влиянием таких факторов как инфляция, колебания курса, сохраняющейся дефицит. В третьем квартале их рост может составить 2-4%, и традиционных скидок в конце года ждать не стоит. На фоне сохраняющейся неопределенности покупателям лучше воздержаться от лишних движений и тщательно обдумать, насколько покупка нужна именно сейчас – в противном случае, риски могут перевесить пользу и удовольствие.
Когда лучше покупать новый автомобиль: календарь скидок
Все автолюбители делятся на две категории: одни верят в скидки автосалонов, другие считают их очередной «заманухой». Мы вас обрадуем: дождаться скидок действительно можно. Но дьявол скрыт в деталях. Нужно обязательно читать условия покупки — везде есть нюансы. Давайте разберемся, когда лучше покупать автомобиль в салоне.
Зимой: помогаем салонам распродать автомобили
Зимой скидки начинаются в феврале, ближе к концу месяца. Почти все продающиеся автомобили — прошлого года выпуска, поэтому салонам надо скорее от них избавиться и освободить склады для новых поступлений.
Декабрь радует подарками и скидками. Дилеры стремятся закрыть год с хорошими показателями, чтобы получить хорошую квоту по машинам на следующий год и заработать бонус от производителя. В это время много специальных предложений вроде бесплатных комплектов зимних колес, аксессуаров, подарочных сертификатов на ТО и даже путешествий.
В январе большинство скидок заканчивается, поэтому надо торопиться сделать покупку в конце года. С 1 января салоны повышают цены и не спешат торговаться.
Дилеры объявляют скидки и в феврале, так как в это время к ним начинают приезжать новые машины текущего года выпуска, а под них надо освобождать место на складе, соответственно, продавать прошлогодние авто.
Весной и летом: низкий сезон
Март — самый богатый на скидки месяц. Дилеры стараются продать остатки прошлогодних машин и освободить место на складе для новых. Еще это конец квартала и нужно улучшить статистику по продажам.
С мая по июль в автосалонах немноголюдно. Потенциальные покупатели разъезжаются по отпускам, и в это время некоторые дилеры стараются стимулировать граждан сезонными распродажами. Существенные скидки бывают в конце квартала, то есть во второй половине июня.
Август не лучшее время для покупателей, которые хотят получить скидку.
Осенью: в обмен на скидки улучшаем статистику продаж
В сентябре часто бывают скидки — это конец III квартала, и дилерам надо улучшить статистику продаж. В октябре подарков мало, бонусов мало, скидки если и бывают, то очень скромные, и все это на фоне растущего спроса. С ноября начинаются хорошие скидки — дилеры борются за клиента и предлагают лучшие цены. Такая конкуренция всегда на пользу покупателям. Еще в ноябре появляются первые ощутимые спецпредложения. Рынок готовится к декабрьским скидкам.
Чтобы купить автомобиль дешевле, скидку надо вовремя заметить. В этом вам поможет автомобильный онлайн-агрегатор Autospot, который кроме цен показывает максимальную выгоду на конкретную модель.
Можно посмотреть максимальный размер скидки для каждого типа выбранной модели. Отдельные скидки показаны для разных автомобилей:
На что обратить внимание при покупке авто со скидкой
Перед тем, как воспользоваться выгодной скидкой, разберитесь во всех деталях покупки. Скидки часто существуют не сами по себе, а как дополнение к выполненным условиям. Например, специальная цена на автомобиль возможна только при покупке его в кредит, который вы взяли в автосалоне, или если сдали свой текущий автомобиль в трейд-ин.
Кстати, Autospot.ru информирует и об этом:
Не стесняйтесь спрашивать об этом продавцов и сразу узнавайте про возможные нюансы.
Несмотря на сезонность скидок, все дилеры зависимы от множества факторов, и каждый год по-своему уникален. Например, снижающийся спрос может заставить автосалоны запустить акции даже в те месяцы, которые обычно проходят без распродаж.
Если вам нужен автомобиль, а долго ждать нет возможности, планируйте покупку на вторую половину месяца. Некоторые дилеры понимают, что не успевают выполнить план продаж текущего месяца, и могут дать дополнительные скидки.
Самые важные планы у дилеров: квартальные, полугодовые и годовые. Также помните, что скидки за покупку в кредит и трейд-ин действуют почти всегда, независимо от сезона.
Перепишут ценники. Продавцы авто готовят клиентам новогодний сюрприз
Страховщик назвал самые дорогие конструктивно погибшие авто
ПРАЗДНИК БУДЕТ ТОЛЬКО У ПРОДАВЦОВ
Динамика на авторынке такая — предложение не может удовлетворить спрос, особенно в сегменте новых автомобилей, что приводит к росту цен, как на рынке подержанных машин, так и машин с конвейера.
При этом очереди на новые авто иногда растягиваются чуть ли не на полгода — автопроизводители периодически останавливают производство из-за нехватки материалов, в основном микросхем и электроники. Фокус покупателей перемещается на б/у машины, ведь, судя по всему, преодолеть кризис полупроводников удастся не ранее второго полугодия 2022 года, особенно учитывая проблемы с логистикой в американских и азиатских портах, отмечает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.
«Де-факто спрос сейчас на таком уровне, что скидки, скорее всего, будут чисто формальными. То есть, если машина сейчас стоит миллион, то за тот же миллион ее и будут продавать, предварительно поменяв ценник на 1,1-1,2 миллиона. Для автосалонов предновогодний период обещает быть чуть ли не самым прибыльным отрезком времени в этом году», — считает он.
Так что, даже если торг и будет иметь место, то будет минимальным, поскольку авторынок сегодня — это целиком и полностью рынок продавца, где он имеет все возможности выставлять свои условия. Поэтому ждать какого-либо серьезного снижения цен на автомобили в декабре-январе не стоит. По оценкам экономиста, оно будет «чисто визуальным», в пределах 2-3%.
Под конец 2021 года у российских дилеров лишних машин не осталось, и с учетом высокого спроса единственно возможные скидки — это те, которые будут сделаны на заведомо завышенный ценник, уверен и генеральный директор Gruzdev Analyze Александр Груздев.
Новогодние скидки дилеры обычно предоставляют тогда, когда у них возникает необходимость под Новый год реализовать запасы автомобилей актуального модельного года.
«И в этом заключается одна из особенностей российского авторынка: покупателям при покупке нового авто важен именно год выпуска, а не год первой продажи, как это принято, например, в США или в странах Европы», — поясняет эксперт.
ЗАБУДЬТЕ О СКИДКАХ
«Дело не в марке». Какие авто самые опасные при аварии
«Быть может, после возобновления необходимых поставок рынок получит новый уровень балансирования, и мы вернемся к классической модели продаж со скидками и предложениями от дилеров и импортеров», — надеется специалист.
Однако проблема с полупроводниками и другими комплектующими просуществует, скорее всего, достаточно долго. По мнению Ольховского, дефицит автомобилей сохранится до конца 2022 года, если ситуация по коронавирусным ограничениям будет смягчаться. А если нет, то гораздо дольше. И в этот период машины дешеветь точно не будут.
«Цены будут расти, но достаточно плавно, пока не достигнут того предела, когда спрос совсем остановится. Никто из импортеров не знает этот уровень, а значит, все будут повышать цены до предела уровня спроса», — считает он.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль также не готов обещать традиционных новогодних скидок на новые автомобили в 2021-м. Дело в том, что большинство тех моделей, которые поступают дилеру, уже закреплены за определенным покупателем по предоплате. Либо приходят свободные машины, но дилер вынужден продавать их с максимальной маржинальностью, чтобы сохранить рентабельность бизнеса.
«Аренда помещения, зарплата сотрудникам — все это не позволяет автосалонам продавать автомобили с дисконтом», — объясняет он.
Большинство клиентов, планирующих приобрести новый автомобиль в ноябре-декабре, получат его уже в 2022 году. К тому же, к концу года снизится трафик и в российских автосалонах. «Невосстановившиеся доходы граждан, ожидание повышения цен не только на автомобили, но и на продуктовую корзину, а также новых ограничений — все это сильно влияет на потребительский спрос», — убежден Мигаль.
Следовательно, про дисконт в авторитейле можно забыть, как минимум, на год, до восстановления производства комплектующих для автопрома.
МАШИНЫ ЕСТЬ — УЖЕ ХОРОШО
Подержанные авто в России подорожали на 42% за 10 месяцев
По подсчетам генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, текущие цены на автомобили лишь приблизились к уровню цен в валюте на начало 2014 года.
Между тем, российский авторынок всегда ориентировался и будет ориентироваться на покупателей — только от них зависит, покупать товар или нет. Эксперт приводит такой пример: несколько лет назад покупатель тратил на отдых за границей 20% от стоимости автомобиля.
Сейчас тот же покупатель тратит за неделю пребывания на море в нашей стране уже 40% от текущих цен на средний авто. Но «дефицит моря» в отличие от проблем с полупроводниками не случился — и это всего лишь «следствие выбора покупателя», считает он.
Сложно представить возможность снижения цен на автомобили, когда даже АвтоВАЗ объявляет о предстоящем удорожании. Однако, если курс рубля укрепится к мировым валютам, такая вероятность все же есть.