преступление и наказание описание комнаты старухи
Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты
В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. Но у Достоевского, в отличии от Гоголя, в описании интерьеров прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.
Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.
В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.
Комната Раскольникова
Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.
Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:
Комната Сони Мармеладовой
Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.
Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.
Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:
Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.
Квартира Мармеладовых
Квартира старухи-процентщицы
Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:
В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:
Номер Свидригайлова
Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.
Квартира следователя Порфирий Петровича
Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:
Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:
Кабинет Порфирия Петровича
Лестницы
Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:
2062. Описание комнат и интерьеров в романе Преступление и наказание Русский язык
Сочинение — Описание комнат и интерьеров в романе Преступление и наказание. Русский язык и литература
В романе «Преступление и наказание» нет ничего случайного, каждая деталь наполнена особым смыслом, помогает раскрытию авторского замысла. Описание интерьеров, в которых мы видим героев произведения, прежде всего, резонирует с их эмоциональным состоянием, задает тон происходящим в них событиях.
В самом начале романа мы узнаем, что жилище Родиона Раскольникова – это всего лишь коморка, которая походит «более на шкаф, чем на квартиру» на чердаке пятиэтажного дома. Сколько горечи в этой одной фразе. Мы понимаем, насколько беден герой, и в какой трудной жизненной ситуации он оказался. Комнату он снимает у хозяйки, которую всячески избегает, потому что живет, в прямом смысле слова, в долг. В замкнутом пространстве коморки проходят его дни, именно там Родиона посещают страшные мысли о будущем преступлении.
В другом фрагменте произведения комната Раскольникова именуется «тесной и низкой морской каютой», длинной в шесть шагов. Из всей мебели там только и был мизерный и грязный диван с затасканной подушкой. На стенах этого жилища грязные жёлтые обои в мелкий цветочек. Желтый цвет является особенным в произведениях Ф.М. Достоевского. Весь Петербург у него именно такой: дома, дворы, комнаты героев. Вспомним, что устаревшее теперь выражение «жёлтый дом» в 19 веке обозначало психиатрическую больницу, место, где проживают умалишенные. Может, весь Петербург сошел с ума? От несправедливости жизни, от падения нравов, от жуткой нищеты. Этой теории находится подтверждения в словах матери Раскольникова. Она уверена, что сын «наполовину от квартиры стал такой меланхолик». Возможно, ее устами говорит сам Достоевский, ища оправданий для своего героя.
Есть в романе «Преступление и наказание» описание жилья других героев, например, Мармеладова. Его семья снимала квартиру у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. В ней было душно и вместе с тем холодно, постоянно пахло табачным дымом, доносившимся с общей лестницы. Это жилище было «шагов десять длиной», везде был беспорядок, разбросаны детские вещи. Дырявая простыня отделяла основное пространство комнаты от места, где стояла кровать. Помимо этого в комнате был ободранный диван, старый стол и пара стульев. Несмотря на такой неприглядный интерьер, квартира Мармеладовых была все же лучше, чем угол Раскольникова, отдельная, хоть и проходная.
В четвертой части произведения есть описание комнаты Сони Мармеладовой, похожей на сарай, которую она снимала в квартире портного. На стенах ее «знакомые» читателю желтые замызганные обои, подобные тем, какие были у Раскольникова. Из мебели только кровать, скромный стол, несколько стульев, комод в углу. Жилье Сони оставляет грустные впечатления, интерьер отражает крайнюю нужду героини.
Подробнее
Роман под названием «Преступление и наказание» является заслуженно популярным во всем мире произведением. Он написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским, которые внес величайший вклад в развитие мировой классической литературы. Главным героем является молодой человек по имени Родион Раскольников. От бедной жизни, которая царит в городе Петербург – культурной столице России, герой совершает преступление – убивает старуху-процентщицу, которая давала ему деньги под проценты и была на самом деле весьма противной женщиной.
Весь роман носит мрачных характер. Он пропитан грязью, мраком, бедной и нищенской жизнью. Почти все герои живут в нищете. Петербург, описанный Федором Михайловичем достоевским, очень контрастирует с тем городом Петра и Невы, который привык себе представлять современный писатель.
В романе не существует идеально положительных персонажей.
Атмосфера убогости и безнадежности поглотила буквально все и вся. Автор использует прилагательные, которые создают этот самый ужасный мир, из которого хочется поскорее удалиться.
Большую роль играют описания интерьеров и комнат, в которых проживают и обитают герои романа.
Каморка Раскольникова представляет собой очень мало пространства, которое ограничивают четыре стены. Она была невероятно мала. На стенах висели желтые обои, которые повсюду отставали от стены. Казалось, что голова может задеть потолок. Из мебели имелось три старых стула и стол, стоявший в углу. Все в этой комнате было ужасным и непригодным для использования.
Но жилище Мармеладовых производит еще более противное впечатление. Вся семейка жила в холодном углу, который оттделялся занавеской. Все в ней было безобразно. Там было два стула, кровать, стол из сосны, диван. Постоянно чем-то воняло.
В комнате Сонечки тоже были поклеены желтые истертые обои, которые по углам были покрыты черной плесенью. В ней было сыро, потому тоже убого.
Старухина квартира обклеена желтыми обоями, на окнах висели занавески и на подоконниках стояли цветы герани.
Квартира Порфирия Петровича, который расследовал дело убийства старухи, была не маленькой. Он жил относительно всех предыдущих нормально. У него был удобный диван и маленький столик. А вот его кабинет был средних размеров. В этом помещении все выдавало род деятельности героя.
Описание комнат в романе «Преступление и наказание», интерьер, комната Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы
Раскольников в своей каморке (фильм 1969 г.) |
Описание комнат и интерьеров играет важную роль в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Автор дает краткую, но емкую характеристику всем ключевым интерьерам, на фоне которых разворачиваются события.
В таблице ниже представлено цитатное описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание»: характеристика каморки Раскольникова, комнаты Сони Мармеладовой, квартиры старухи-процентшицы и др.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» (каморка Раскольникова, комната Сони, квартира старухи-процентщицы и т.д.)
Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге. Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.» (часть 2 глава VI)
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.» (часть 1 глава I)
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.» (часть 1 глава III)
«Перед софой стоял маленький столик.» (часть 1 глава III)
«Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку. » (часть 1 глава III)
«. там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца. » (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V)
«. тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова. » (часть 2 глава V)
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна. » (часть 3 глава III)
«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук.» (часть 1 глава III)
«Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова. » (часть 3 глава IV)
«. воротился Раскольников назад и поднялся в свою каморку. » (часть 3 глава VI)
Комната Сони Мармеладовой
«Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной».» (часть 3 глава IV)
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.» (часть 4 глава IV)
«. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. » (часть 4 глава IV)
«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.» (часть 4 глава IV)
«. это чиновник, отставной, титулярный советник, Мармеладов! Он здесь живет, подле, в доме Козеля. » (часть 2 глава VII)
«. а живем мы в холодном угле. » (часть 1 глава II)
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…» (часть 1 глава II)
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.» (часть 1 глава II)
«В комнате было душно…» (часть 1 глава II)
«…с лестницы несло вонью…» (часть 1 глава II)
«…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…» (часть 1 глава II)
Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алена Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки.
В гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик («туалет»), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов:
«Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня.» (о прихожей и кухне, часть 1 глава I)
« Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…» (о гостиной, часть 1 глава I)
«Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.» (о спальне, часть 1 глава I)
«Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод.» (спальна старухи, часть 1 глава VII)
«Он бросил комод и тотчас же полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль, и туда, вглубь, казалось всё лежало одно тряпье.
Но только что он пошевелил это тряпье, как вдруг, из-под шубки, выскользнули золотые часы. Он бросился всё перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи — вероятно, всё заклады, выкупленные и невыкупленные, — браслеты, цепочки, серьги, булавки и проч.» (об укладке (сундуке), часть 1 глава VII)
«…маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю…» (часть 3 глава V)
«Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тотчас же попросил его сесть на диван. » (часть 3 глава V)
«И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской…» (часть 3 глава V)
«…хохочут в прихожей. » (квартира Порфирия имеет прихожую, часть 3 глава IV)
Кабинет Порфирия Петровича
«Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев — все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.» (часть 4 глава V)
Это были материалы с описанием комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Преступление наказание описание комнаты раскольникова
Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию. Кроме того, как отмечает Н. М.
One more step
Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / Образ процентщицы Алёны Ивановны в романе Достоевского «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это рассказ о трагических судьбах простых людей, обессиливших от несправедливости. Главный герой Раскольников – человек бедный, разочарованный, но не желающий впадать в бессилие.
Он размышляет о законах общества, и в его воспаленном уме зарождается страшная теория о том, что ради общего блага можно пожертвовать жизнью «ненужного» и никому не приносящего пользы человека. Таким человеком в романе оказывается старуха-процентщица, Алена Ивановна.
О ней известно то, что была она вдовой чиновника среднего ранга. Ей было уже около 60 лет. Портретная характеристика подчеркивает ее внутреннюю непривлекательную сущность. Выглядела она блекло, болезненно.
Петербург Достоевского. Дом старухи-процентщицы
Главное трагическое событие романа происходит в этом типичном доходном доме. В связи с большим притоком населения в столицу, вызванным развитием частного предпринимательства, увеличением количества высших учебных заведений, развитием железных дорог, доходные дома становились единственной возможностью решения «жилищного вопроса».
Каждый квадратный метр был перенаселен малосостоятельными обитателями. Достоевский отмечает жильцов дома ростовщицы: «…дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.». Подвальные и полуподвальные этажи таких домов, и этот не был исключением, заселялись городской беднотой, а чердаки приспосабливались под жилые мансарды. Писатель расселяет многих своих героев в подобных каморках, убогих угловых комнатах, где жильцам не до красот северной Венеции — они их просто не видят. Окна доходных домов были обращены не только на улицы, но и во дворы-колодцы, в которые едва проникал солнечный свет. Тесные, плохо проветриваемые, полутемные, они стали характерной чертой многих доходных домов капиталистического Петербурга. Массивный дом ростовщицы имеет и свою особенность: два двора и две подворотни. Именно это обстоятельство подходило для создания детективного сюжета. «Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома… Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен». В день убийства Раскольников шел через Среднюю Подьяческую улицу. В романе прямо не сказано, как возвращался герой романа к себе после убийства. Но поскольку одной стороной дом выходит на Екатерининский канал, а другой на Среднюю Подьяческую улицу, то можно предположить: чтобы его не узнали, он вышел уже через другие ворота на «канаву».
Путь Раскольникова был недолгий — менее километра: «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался…» В тот момент мечты Раскольникова не были безобидны: он помышлял об убийстве. Эта навязчивая мысль была порождением жестокой петербургской действительности.
Многие герои романа мучительно сознавали безвыходность своего положения, им оставалось или воплощать в жизнь свои дерзостные мечты, или же прозябать на улицах города и до конца своей жизни вопрошать. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти. » — в этих щемящих сердце словах измученного, задавленного своей неизбежной судьбой чиновника Мармеладова выражена основная идея романа. Мы и сегодня видим это жестокое противостояние — город, которым правят деньги, и маленький человек, не находящий в нем душевной гармонии, страдающий, метущийся, вопрошающий и не находящий ответы на свои вопросы.
Мы отправляемся в один из самых старых районов города, заключенный в границах неправильного четырехугольника между реками Мойкой, Фонтанкой, Пряжкой и Крюковым каналом. Эта удивительная местность — Коломна — откроет новые грани Петербурга Достоевского.
Романтические легенды, одна красивее другой, стараются истолковать ее старинное название. Одна из них восходит к преданию о том, что первыми жителями и строителями этой периферийной части новой столицы были «работные люди» из подмосковного села Коломенского. Еще известно о первом архитекторе Петербурга итальянце Доменико Трезини, который, прорубая в дремучем болотистом лесу просеки для будущих улиц, называл их по-итальянски «колумна».
Наиболее достоверная версия изложена в «Описании столичного города Санкт-Петербурга», утверждающая, что название Коломны произошло от немецкого слова Kolonie, что в переводе означает обособленное поселение. Вероятно, постепенно иностранное малопонятное слово «колония» превратилось в русскую Коломну.
Долгое время облик Коломны представляли одноэтажные, редко — двухэтажные дома с палисадниками и огородами, отгороженными друг от друга деревянными заборами. На берегу Крюкова канала существовало глубокое, дикозаросшее болото, и еще в пушкинские времена сюда по воскресеньям мелкие петербургские чиновники приезжали охотиться на куликов. Гоголь, живший одно время в этом районе, писал, что «тут все непохоже на другие части Петербурга… Сюда не заходит будущее, здесь все тишина и отставка, все, что осело от столичного движенья».
Запоминающееся описание Коломны и состава ее жителей мы находим в повести Гоголя «Портрет»: «Сюда переезжают на житье отставные чиновники, вдовы, небогатые люди, имеющие знакомства с сенатом и потому осудившие себя здесь почти на всю жизнь; выслужившиеся кухарки… Жизнь в Коломне страх уединенна; редко покажется карета, кроме разве той, в которой ездят актеры, которая громом, звоном и бряканьем своим одна смущает всеобщую тишину… Вдовы, получающие пенсию, тут самые аристократические фамилии. Потом следуют актеры, которым жалованье не позволяет выехать из Коломны… После сих тузов и аристократства Коломны следует необыкновенная дробь и мелочь…»
В середине XIX века облик Коломны стал постепенно меняться. Из провинциального захолустья Коломна начала превращаться в рядовой район капиталистического города. Деревянные особнячки сносили, росли доходные дома, открывались магазины и лавки, благоустраивались улицы, берега рек и каналов соединялись мостами. Уходила в прошлое «ветхозаветная Коломна»…
Такой меняющейся ее увидел молодой Федор Михайлович Достоевский. Он не раз имел возможность любоваться красотами Коломны, когда по пятницам отправлялся из дома на Вознесенском проспекте в самое сердце Коломны — на Покровскую площадь с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Площадь сегодня носит имя Тургенева, храм снесен в 1930-е годы, но именно о нем написал когда-то в поэме «Домик в Коломне» Александр Сергеевич Пушкин:
Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову — и в воскресенье Там слушать русское богослуженье.
Для Пушкина это место было особенно дорого, здесь, в Коломне, где снимали квартиру его родители, начинается петербургская жизнь молодого поэта, только что окончившего Лицей.
Федор Михайлович Достоевский тоже хорошо знал этот храм, так как на углу Садовой улицы и Покровской площади, в домике Михаила Петрашевского, как мы помним, писатель участвовал в заседаниях сторонников уничтожения крепостничества и установления республиканского строя в России. Многие его проекты были тогда лишь мечтами, чему, вероятно, способствовала вдохновляющая атмосфера Коломны.
Этот настрой писатель выразил в удивительном произведении «Белые ночи».
Сегодня полюбоваться красотами Коломны и узнать об их истории подробнее можно в музее поэта Александра Блока на реке Пряжке, где читают цикл лекций под названием «Петербургская Коломна» и устраивают выставки художников и фотографов, основной темой которых являются пейзажи Коломны.
Читать далее: Перекресток трех мостов
Интерьер и его значение в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»
Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках. Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения.
Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна. Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.
Интерьеры в романе преступление и наказание (роль описания интерьера) сочинение
Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях. Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, неискупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Достоевский также развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образ Сони. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла лежит в основе мировоззрения самого писателя. Так, сопоставление Раскольникова с другими героями тесно связано не только с психологическим, но и с философским смыслом романа.
Вынужденное прозябание
Как в литературе, так и в быту о хозяине может рассказать его жилище. У Достоевского же большинство персонажей поневоле должны существовать в обстановке, губящей людей, притесняющей, уничтожающей. Это обстоятельства загнали героев в такие дома, а не они выбрали их себе самостоятельно. Такая концепция характерна фактически для каждого персонажа.
Обладая другими возможностями, герой мог бы позволить себе более благоприятное жилье, нежели то, в котором он сейчас прозябает. Описание каморки Раскольникова было таковым: «походила более на шкаф, чем на квартиру». Эта цитата из произведения показывает, насколько крохотным было его место обитания. Автор поместил молодого юношу красивой наружности в жалкую, унылую, напоминающую морскую каюту комнатку или, что больше подходит под описание, клетушку.
Помимо всего прочего, Раскольникову, чтобы попасть в свое жилище, ежедневно приходилось идти через хозяйскую кухню. Это еще больше унижало его, так как он должен за аренду квартиры немалую сумму денег.
Автор для сравнения показывает дом отвратительной старухи-процентщицы: комфортный, приятный и благоустроенный, все в нем сверкает чистотой. Антитеза между душой героя и местом, в котором он живет — яркое изобразительное средство, применяемое М. Ф. Достоевским в своем творчестве.
Интерьер в романе «преступление и наказание»
Комнатки давят на хозяина своими стенами и потолком, словно пытаются выгнать их на улицу. Очень мрачный и бедный интерьер заставляет чувствовать себя неудобно в родном жилище.
Комната Сони Мармеладовой тоже выполнена в желтом цвете, она также уже давно выцвела и облезла. Хоть комната девушки довольно большая, но уюта в ней совсем нет.
Комната Сони отображает ее душевное состояние и подавленность, девушке приходится себя продавать, чтобы помочь своей семье. В некоторых местах обои уже давно отстали, а по углам от сырости появилась плесень. Нищета наблюдается во всем доме Мармеладовых, мебель вся старая и ободранная, по дому разбросаны вещи и валяется старое порванное постельное белье. Стол настолько старый, что уже даже не видно, что он когда-то был покрашен. В доме стоят огарки свечей, которые вот-вот перегорят, и наступит тьма. Лестницы в домах тоже очень грязные и мрачные.
Описание комнат преступление и наказание
Много действий в романе проходит на лестницах. И соседи стоят, ждут смерти своего соседа на лестницы, много разговоров на ней прошло. Почти во всех интерьерах в романе «Преступление и наказание» преобладает желтый цвет, но он совсем не отражает радость и благополучие.
В романе Достоевского наоборот показан выцветший и блеклый цвет вместе с ним увядает жизнь в хозяевах комнат. Также читают: ← Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание ← Образ Петербурга рассказах Достоевского↑ ДостоевскийТип петербургского мечтателя в повести Белые ночи → Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича → Картинка к сочинению Интерьеры в романе Преступление и наказание Популярные сегодня темы
Описание комнаты раскольникова
Этот дом на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка можно назвать центром того Петербурга, который называют «Петербургом Достоевского». Именно с него, кстати, начинается роман «Преступление и наказание».
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.
Интерьер и его значение в романе Ф
Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его.
Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.
В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского.
Квартира Раскольникова
По правде говоря, всё-таки это и не квартира, а комната. Если немного покопаться в тексте, можно узнать примерные размеры жилища Родиона. Итак, в длину комната шесть шагов, а значит при среднем росте 4.
2 метра. Теперь обратим внимание на софу или диван, она занимала практически всю длину жилища. Всё-таки 4 метра для дивана многовато, но поскольку софа была огромна, предположим, что она в длину 3 метра.
Конспект учебного занятия по теме Федор Михайлович Достоевский
Образовательная: дать представление об основных особенностях романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», охарактеризовать систему персонажей, определить суть теории Р. Раскольникова, сформировать представление учащихся о «Петербурге Достоевского», выявить его основные черты, рассмотреть социальные и философские корни преступления Раскольникова;
Развивающая: развивать культурологическую и читательскую компетентность учащихся, стремление к ее совершенствованию на основе предложенных и самостоятельно изучаемых источников информации, развивать познавательную активность, навыки работы с текстом художественного произведения,
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к русскому литературному наследию, потребность в грамотном осознанном ознакомлении с произведениями русских классиков и верной историко-литературной их интерпретации.
Образ Петербурга в романе Ф
В романе «Преступление и наказание» Достоевский поднимает такие проблемы, как социальное неравенство, одиночество, пустота души современного автору человека. Одним из героев произведения по праву можно считать Петербург, который, как и люди, тоже принимает участие в действии. Это страшный город. Человек в нём бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда.
Во-первых, Петербург — фон действия романа.
Образ Раскольникова
Граница этих сущностных противоположностей «проходит» через центральный образ романа — Раскольникова, она мучительно осмысляется им, столь же мучительно переживается; она подвижна как в сознании, так и в поведении Родиона Романовича. «Он решил. что задуманное им — “не преступление”». Сначала теория, новое слово, затем — проба, дело — в их соединении кроется идея крови по совести! Раскольников — исполнитель и генератор идеи в одном лице.
В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах.
Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам.
Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.
Описание образа Раскольникова в романе Ф
Реформы 60-х годов были крупнейшим переворотом в жизни страны. Наряду с освобождением общества от изживших себя феодальных отношений они привели к резкому социальному расслоению.
Особенно эти отрицательные последствия реформ сказались в крупных городах. Одни богатеют, стремительно поднимаются вверх, а другие оказываются в положении, близком к отчаянию.
Традиционные основы нравственности пошатнулись; для новых времен, полных несправедливости и страданий, они кажутся непригодными.
Собрание сочинений по литературе
Для понимания идейного смысла романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” очень важным является анализ композиции произведения, в частности таких ее элементов, как сны.
Описание комнаты старухи процентщицы в романе преступление и наказание
Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Мир Петербурга — жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, составляющих, по Достоевскому, основу жизни, ее незыблемость.Картину ужасающей нищеты являет собой и жилище Мармеладова.
В комнате его везде разбросано детское тряпье, через задний угол протянута дырявая простыня, из мебели — лишь ободранный диван, два стула и старый кухонный стол, некрашеный и ничем не накрытый. Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи.
Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье. И действительно, сначала умирает Мармеладов, раздавленный богатым экипажем, потом — Катерина Ивановна.
Соня уезжает с Раскольниковым, поместив детей в сиротские заведения. Из комнат персонажей мы попадаем на темные, грязные, узкие лестницы. Как писал М. М. Бахтин, вся жизнь героев фактически проходит на лестнице, на виду у окружающих. На пороге, у дверей, происходит разговор Раскольникова с Соней, который подслушивает Свидригайлов.
Соседи Мармеладова, собравшись на лестнице, с любопытством наблюдают за его предсмертной исповедью. Приезд доктора и священника, муки умирающего Мармеладова, отчаяние Катерины Ивановны — для окружающих все это не более чем интересный спектакль.