притворить чередование или нет дверь
Изучение правила
В словах с корнем «твар / твор» гласный находится в безударной позиции, а верный выбор варианта написания зависит от ударения. Следует запомнить такое правило:
Таким образом, при изучении на уроках правописание корней «твар — твор» следует опираться на такой постулат: без ударения ставится «о», под ударением может быть как «о», так и «а». В целом, особых сложностей возникнуть не должно, однако навык грамотного письма следует отработать в ходе выполнения упражнений.
Примеры слов и предложений
Однокоренные слова с чередованием гласных сложны тем, что в одной и той же лексической группе могут быть использованы различные буквы в зависимости от наличия либо отсутствия ударения. Примеры:
Для более качественной отработки навыка следует рассматривать не только слова, но и предложения:
Во всех этих случаях гласный звук находится в позиции без ударения, поэтому, в соответствии с правилами русского языка, следует написать «о». Однако важно помнить о том, что есть и слово-исключение — утварь. Оно всего одно, поэтому запомнить не составит труда. Здесь в слабой позиции следует написать букву «а».
Отработка навыка в упражнениях
Чтобы разобраться в правилах написания «твар — твор» (корни с чередованием встречаются в русской речи часто), следует выполнить несколько разноплановых упражнений, которые помогут быстро находить орфограмму в слове, входящем в состав словосочетания, предложения или текста, и выбрать верный вариант написания.
На уроках в классе учитель может предложить различные языковые задачи, решить которые можно, держа в уме лишь одно простое правило и единственное слово-исключение.
Самое популярное упражнение — переписать предложения или текст, вставив вместо пропусков (которые обычно обозначаются троеточием) правильную букву. Пример текста, в котором имеется много слов с данным типом чередования: «Иван был затворником, любому общению предпочитал творчество. Нередко, закрывшись на неделю за затворенными ставнями, он творил, сочинял, выдумывал, создавал уникальные стихотворные тексты. Писал про миротворцев, нарядную кухонную утварь, про тлетворное влияние окружающего мира, даже про бетонно-растворный завод и его сотрудников. Лишь изредка отворял он форточку, чтобы впустить струю свежего воздуха».
Пропуски на месте чередующейся гласной следует сделать в словах «затворником», «творчество», «затворенными», «творил», «стихотворные», «миротворцев», «утварь», «тлетворное», «бетонно-растворный», «отворял». Задача учеников — внимательно читать текст, переписать его и поставить на место многоточия необходимую букву, используя свои знания правила и помня о слове-исключении.
Первый этап изучения
Интересный вариант работы над запоминанием — исправление ошибок. Учитель заранее готовит карточку, где предложены слова или словосочетания с орфографической ошибкой, например, «тварец» вместо «творец». Задача школьника — выявить, в чем именно было нарушено правило, и исправить написание, предложив верный вариант.
Далее идет лексическое задание, которое поможет не только закрепить материал, но и расширить словарный запас словами с корнями «твор — твар». Учитель предлагает школьникам составить как можно больше однокоренных слов, в которых присутствует рассматриваемая орфограмма, используя различные суффиксы и приставки. Можно провести своеобразный конкурс — кто составит более широкий лексический ряд, тот и получит отличную оценку. Варианты задания:
Пример выполненного задания: творить — створка — тлетворный — болезнетворный — стихотворение — творец — стихотворчество — животворный — водорастворимый — трехстворчатый — умиротворенный — затворник — крючкотворство — сотворчество — чудотворец — столпотворение и другие.
Оформить также можно и в таблице, например, вот так:
Существительное | Прилагательное | Глагол | Причастие |
Творец | Творческий | Творить | Сотворенный |
Творение | Затворнический | Сотворить | Затворенный |
Творчество | Животворный | Затворить | Вытворенный |
Такое тренировочное задание поможет ученикам не только хорошо запомнить правило, но и понять лексическое богатство родного языка.
Закрепление и подготовка к диктанту
Чтобы школьники как следует разобрались в том, когда в корнях с чередованием пишется «о», а когда — «а», следует предложить им выполнить и различные творческие задания, которые помогут закрепить навык грамотного письма. Очень важно научить их отличать чередующиеся гласные от проверяемых, во втором случае выбор верного варианта будет зависеть от того, какой именно звук отчетливо слышится в сильной позиции.
Чтобы научить детей отличать эти правила, можно предложить такое задание:
В целом правило довольно простое, но это не значит, что оно не требует тщательного изучения. Разноплановые задания, использование богатого лексического материала и примеров из русской классики помогут ученикам научиться использовать свои знания на практике и закрепят у них навык грамотного письма.
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку проверяет Ваше умение различать виды гласных в корне слова и правильно писать их.
Гласные в корне можно разделить на три группы: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
В русском языке существует много похожих либо омонимичных (совпадающих) корней. Важно понимать, наблюдается в корне конкретного слова чередование гласной или нет.
Ваша основная задача при выполнении задания 9 ЕГЭ – определить, к какой группе следует отнести гласную в корне того или иного слова. Важно не путать чередующиеся гласные с проверяемыми и непроверяемыми! Знание корней с чередованием и их значений, подсказок, а также Алгоритма выполнения задания 9 ЕГЭ – вот секрет успешного решения этого задания.
Чередующиеся гласные в корне слова
В корне слова могут чередоваться гласные е//и, а также гласные о//а.
Чередующиеся гласные могут зависеть от разных факторов.
2. От последующей согласной:
4. От значения (смысла) слова:
Правописание гласных в корне в случае чередования е//и
По чередованию е//и существует только одно правило:
Запомните следующие девять пар корней!
заберу – забираю
блестеть на солнце – блистать на балу
Исключения: чета (т.е.пара), сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание. В этих словах гласная а после корня есть, но в корне следует писать букву е.
Значения корней с чередованием е//и
Значения корней с чередованием: брать, забирать, убирать, выбирать, пробираться и т.п.
Не подходят следующие слова: берег, бережок; беречь, бережно, сбережения, сберегать, сберегательный. В них нет чередования. Гласные проверяемые.
В слове бирюзовый гласная непроверяемая.
Значение корней с чередованием: запирать, выпирать, опираться, препирательства и т.п.
Не подходят слова пир, пировать, перо, перочинный. В них гласные не чередующиеся, а проверяемые.
В словах спираль, перила, эксперимент, темперамент, период, периодический гласные проверить нельзя.
Значение корней с чередованием: выдирать (вырывать), удирать.
Не подходят слова держать, задержать(ся), содержать, содержимое, деревья, деревянный! Гласные не чередующиеся, а проверяемые (держит, содержит, дерево).
В словах директор, директива, гардероб, дирижёр, дирижировать тоже нет чередования. Гласные непроверяемые.
Значение корней с чередованием: вытирать.
Не подходят слова терять, терпение, терпеть, стирать, стирка. Гласные в них не являются чередующимися. Их можно проверить.
В словах тиран, тирания, теребить гласные непроверяемые.
Значения корней с чередованием: замирать, умирать.
Не подходят следующие слова:
— мир, мирный, перемирие, примириться, усмирить, смириться, смирение, непримиримый, умиротворение (в этих словах гласные проверяемые; мир = спокойствие);
— мировой, мировоззрение, мироощущение (в этих словах гласные тоже можно проверить словом мир; мир = Земля);
— мерить (одежду), мерять, примерочная;
— измерять (температуру), измерение, замерять.
Гласные в вышеуказанных словах не чередующиеся, а проверяемые.
Слово меридиан тоже не содержит чередования. Оно словарное (гласная непроверяемая).
Значения корней с чередованием: жечь, зажигать, выжигать, зажигалка и т.п. (речь идёт об огне, горении).
Значения корней с чередованием: блестеть, блистать.
Значение корней с чередованием: стелить.
В словах стилистический, стилистика, стилизация, стилизовать чередования нет. Гласные проверяются ударением (стиль).
В слове стеллаж гласная непроверяемая.
Значения корней с чередованием: вычитать, почитать (=уважать), почитатель (таланта), сочетать, сочетание и т.п.
Не подходят слова читать, прочитать и т.д. (слова, связанные с чтением)!
Гласные в них не чередующиеся, а проверяемые (прочитывать).
Внимание!
Следует также понимать, что чередование гласных е//и в корнях глаголов обычно соответствует разным видам глаголов – совершенному и несовершенному. Пример: вытирать (несовершенный вид) – вытереть (совершенный вид).
Правописание гласных в корне в случае чередования е//и.
Значения корней с чередованием о//а.
1. Зависят от суффикса –а-.
— кас- //- кос-
Примеры: прикоснусь – прикасаюсь, прикосновение, касательная.
Значения корней с чередованием: дотрагиваться (прямой смысл), затрагивать в разговоре (переносный смысл).
Слова косичка, коса, косить (траву) не имеют чередующихся гласных в корне! Гласные проверяются ударением.
А в словах закоснелые (взгляды, общество), касатка, костюм, костюмер, косить (о глазах), косой, косолапый, покоситься, искоса гласные нельзя проверить. Это словарные слова.
— лаг- //- лож-
Примеры: приложу – прилагаю, прилагательное, приложение, изложение.
Значения корней с чередованием: класть, прилагать, излагать и т.п.
В словах ложь, ложка, логичный, аналогичный чередования нет!
— им- //-а- (-я-)
Это пары глаголов несовершенного и совершенного вида.
Примеры: начинать – начать, приминать – примять, проклинать – проклясть.
Это пары глаголов несовершенного и совершенного вида.
2. Зависят от последующей согласной.
Перед ст, щ пиши А.
Перед с пиши О.
Примеры: вырастать, выращивать, вырос, водоросли.
Перед щ всегда А.
А вот для ст, с есть исключения.
Исключения:
росток, росточек, ростковый и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «росток»)
Ростов, ростовский и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «Ростов»)
ростовщик, ростовщичество и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «ростовщик»)
Ростислав
на вырост
рост
подросток
отрасль, отраслевой, межотраслевой и т.п. (т.е. все слова, образованные от слова «отрасль»)
В слове роскошный чередования нет. Гласную можно проверить (роскошь).
скакать (перед к в безударном положении пиши А)
выскочка (перед ч в безударном положении пиши О)
скачки (под ударением пиши то, что слышишь)
Исключения: скачок, скачу, скачи, скачите, скачкообразный.
3. Зависят от ударения.
Под ударением пиши А (помни слово «загАр»).
Без ударения пиши О.
Примеры: загар, загорелый, загорать, загореть, пригореть.
Исключения: вЫгарки (остатки от сгорания), Изгарь (отходы при плавке руды), прИгарь (привкус гари в подгоревшей пище).
Значения корней с чередованием: гореть, загореть.
Нет чередования в следующих словах:
— алгоритм, горизонт, горизонтальный, горячий (гласные непроверяемые);
— гора, гористый, горный;
— горе, горевать, огорчение, огорчить, пригорюниться;
— гордость, горделивый, гордиться;
— горький, горечь, горчица, горчичник.
Под ударением пиши то, что слышишь.
Без ударения пиши О.
Примеры: творить, творец, творение, сотворение, стихотворение, творчество; притворить, притвориться, вытворять, благотворительность, творительный.
Исключение: утварь (без ударения в этом слове буква а).
В словах творог, творожок чередования нет!
Под ударением пиши то, что слышишь.
Без ударения пиши О.
Примеры: кланяться, поклон (под ударением пишем то, что слышим); склонение, наклонение, преклонение (без ударения пишем О).
В слове клонировать, склон чередования нет!
Под ударением пиши то, что слышишь.
Без ударения пиши А.
Примеры: зорька, зарево (под ударением пишем то, что слышим); заря, озарять, зарница, зарянка (без ударения пишем А).
В слове прозорливый чередования нет! Гласную можно проверить (зоркий).
В словах взор, узор, позор, надзор, подзорная (труба) чередования тоже нет.
Также нет чередования в словах озорной, озорничать. Гласные непроверяемые.
4. Зависят от значения (смысла) слова.
Обратите внимание! Слова промокнуть (что-либо чем-либо), промокашка, промокательная бумага имеют значение «погружать в жидкость», но пишутся через о (-мок-). Это исключения.
В словах макет, макулатура, макароны чередования нет! Гласные в этих словах непроверяемые.
В словах мак, маковый, мочалка, замок, замочный чередования тоже нет.
Исключения: равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник.
За правильное выполнение задания Вы получаете один первичный балл.
Ответом к заданию 9 ЕГЭ являются цифры (две, три или четыре).
Формулировка задания 9 ЕГЭ по русскому языку
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зап..рать, р..стение, прил..гательное
2) сп..раль, заст..лить, к..мфорт
3) б..режок, ф..рмат, затв..рдеть
4) предв..рительный, прид..рожный, зам..чать
5) тв..рительный, з..рница, пл..вец
Алгоритм выполнения задания 9 ЕГЭ по русскому языку
1. Внимательно прочитать задание. Понять, какие гласные в итоге будут Вас интересовать – проверяемые, непроверяемые или чередующиеся.
2. Какой бы ни была формулировка задания 9 ЕГЭ, начать с поиска слов, в которых происходит чередование в корне.
Вспомнить правила о чередовании, особенно значения чередующихся корней (например, в слове «загореть» есть чередование, так как речь идёт о загаре; в слове «гора» чередования нет, корень с таким значением не может чередоваться, гласная будет являться проверяемой).
Подчеркнуть (выделить) для себя слова с чередующимися гласными.
Далее выполнять пункт 3, либо пункт 4, либо пункт 5 Алгоритма (в зависимости от формулировки задания).
3. Если в формулировке задания 9 ЕГЭ требуется найти строки с чередующимися гласными, то сразу вычеркнуть те строки, в которых вообще нет корней с чередованием.
После этого следует проанализировать оставшиеся строки. Все ли три слова в строке содержат чередование? Если да, то номер этой строки будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то такую строку необходимо вычеркнуть. Её номер не будет ответом.
4. Если в формулировке задания 9 ЕГЭ требуется найти строки с проверяемыми гласными, то сразу вычеркнуть те строки, в которых все три слова содержат чередующиеся гласные.
После этого следует проанализировать оставшиеся строки. Все ли три слова в строке содержат проверяемые гласные в корне? Если да, то номер этой строки будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то такую строку необходимо вычеркнуть. Её номер не будет ответом.
5. Если в формулировке задания 9 ЕГЭ требуется найти строки с непроверяемыми гласными, то сразу вычеркнуть те строки, в которых все три слова содержатся чередующиеся гласные.
После этого следует проанализировать оставшиеся строки. Все ли три слова в строке содержат непроверяемые гласные в корне? Если да, то номер этой строки будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то такую строку необходимо вычеркнуть. Её номер не будет ответом.
6. Внести в бланк ответов ЕГЭ номера тех строк, которые соответствуют формулировке задания. Ответов к заданию 9 ЕГЭ может быть два и более.
Вернёмся к нашему заданию. Выполним его по Алгоритму.
1. Внимательно прочитаем задание. Определим, какие гласные в итоге будут нас интересовать – проверяемые, непроверяемые или чередующиеся.
«Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов».
Нас будут интересовать чередующиеся гласные.
2. Начнём с поиска слов, в которых происходит чередование в корне.
Вспомним правила о чередовании, особенно значения чередующихся корней.
Выделим слова с чередующимися гласными.
1) зап..рать, р..стение, прил..гательное
2) сп..раль, заст..лить, к..мфорт
3) б..режок, ф..рмат, затв..рдеть
4) предв..рительный, прид..рожный, зам..чать
5) тв..рительный, з..рница, пл..вец
Слова «спираль», «бережок» не содержат чередования. Спираль – словарное слово, гласную в корне нельзя проверить. В слове «бережок» гласную в корне можно проверить словом «берег».
Далее выполним пункт 3 Алгоритма.
3. Сразу вычеркнем те строки, в которых вообще нет корней с чередованием. Это будут строки 3, 4.
Останутся строки 1, 2, 5.
1) зап..рать, р..стение, прил..гательное
2) сп..раль, заст..лить, к..мфорт
5) тв..рительный, з..рница, пл..вец
После этого проанализируем оставшиеся строки. Все ли три слова в строке содержат чередование? Если да, то номер этой строки будет являться одним из ответов к заданию. Если нет, то такую строку необходимо вычеркнуть. Её номер не будет ответом.
Видим, что в строке номер 2 чередование есть только в одном слове. Вычеркнем эту строку.
1) зап..рать, р..стение, прил..гательное
5) тв..рительный, з..рница, пл..вец
Видим, что в строках 1 и 5 во всех трёх словах есть чередующиеся гласные. Это и будет ответ к заданию.
Пункты 4, 5 Алгоритма пропускаем, так как в формулировке задания требуется найти строки с чередующимися гласными (а не с проверяемыми или непроверяемыми).
6. Внесём в бланк ответов ЕГЭ номера тех строк, которые соответствуют формулировке задания.
Подсказки для выполнения задания 9 ЕГЭ по русскому языку
Ознакомьтесь с правилами проверки безударных гласных в корне, а затем с перечнем словарных слов, которые часто встречаются в задании 9 ЕГЭ. Чтобы вам было легче запоминать словарные слова с непроверяемыми гласными, мы условно разделили их на группы.
Правила проверки безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне, необходимо изменить форму слова либо подобрать однокоренное слово так, чтобы на гласную падало ударение. Это знаменитая орфограмма номер один.
2. Однокоренные слова – это слова, которые имеют один и тот же корень с одним и тем же значением. Поэтому нельзя подбирать проверочные слова только по созвучию.
Огромный, громадный, гром – похожие слова. Но они не являются однокоренными! Словом гром нельзя проверить слова огромный, громадный. В них гласные непроверяемые.
Слово стадион нельзя проверить словом стадия. Стадион – словарное слово.
3. Существуют корни, близкие по звучанию, но разные по значению.
Например, отварить (картофель) – отворить (дверь). В первом случае гласную можно проверить словом варка, а во втором – затвор.
Разредить (всходы) – разрядить (обстановку). В первом случае слово редкий будет проверочным. Во втором случае для проверки можно использовать слово разряд.
Слово, стоящее в скобках, помогает понять значение и правильно написать букву. Подобные слова часто встречаются в задании 9 ЕГЭ по русскому языку.
4. Слова акварель, монография, хронология непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
5. В слове палисадник нет иноязычного поли, в отличие от слов поликлиника, полифония.
6. Нельзя использовать для проверки искусственно созданные слова. Например, слово экстремальный нельзя проверить словом молодёжного сленга экстрим. Слово компьютер нельзя проверить словом комп.
7. Интеллект интеллигенту необходим, но корни этих слов различаются.
8. В корне иногда происходит чередование согласных, но слова при этом всё равно остаются однокоренными. Примеры: мерцающий – меркнет, просвещение – свет.
Словарные слова с непроверяемыми гласными в корне
1. Дом
1) резиденция
2) апартаменты
3) каморка
4) ватрушка
5) винегрет
6) линолеум
7) конфорка
8) поролон
9) палисадник
10) багаж
11) иждивенец
2. Политика
1) антагонизм
2) бойкот
3) регламент
4) компетентный
5) суверенитет
6) декларация
7) директива
8) привилегия
9) приоритет
3. Суд
1) адвокат
2) апелляция
3) компромисс
4. Искусство, культура
1) реставрировать
2) экспонат
3) карнавал
4) аплодисменты
5) филармония
6) оригинальный
5. Образование
1) семинар
2) сертификат
3) эксперимент
4) теория
5) стипендия
6. Работа
1) вакансия
2) ветеринар
3) интеллигентный
4) досконально
7. Люди
1) дезертир
2) дилетант
3) корифей
4) меценат
5) пессимист
8. Имена прилагательные (помимо указанных выше)
1) коварный
2) примитивный
3) предварительный
4) привередливый
5) экстремальный
6) сиреневый
9. Глаголы
1) игнорировать
2) колдовать
3) мотивировать
4) компоновать
5) стремиться
6) утрамбовать
10. Имена существительные (помимо указанных ранее)
1) авангард
2) альманах
3) элемент
4) дефицит
5) горизонт
6) панорама
7) меридиан
8) парадокс
9) каламбур
10) аннотация
11) реабилитация
12) катастрофа
13) кавычки
14) гарнизон
15) комбинезон
16) авантюра
17) аномалия
18) наваждение
19) ностальгия
20) габариты