приватизация квартиры в беларуси 2021 год
Правовые нюансы приватизации и соглашения о детях
При разделе имущества взаимоотношения между родственниками зачастую отходят на второй план. Ведь законодательство не опирается на эмоции, а лишь на факты. Один из вопросов постоянной рубрики «СГ» как раз касался квартиры, на которую могут претендовать сразу несколько человек. Но между собой ладят не все. Как добиться справедливого раздела, не запутаться в законодательстве и выбрать правильный вариант оформления прав на недвижимость? Вместе с нотариусом Минского городского нотариального округа Марией Чирвинской разбираемся в правовых нюансах.
У меня в собственности квартира, построенная в кредит. В ней прописаны три человека: я, дочь и сын. С сыном (совершеннолетним) отношения плохие. Могу ли как-то себя обезопасить и оформить все на дочь? Или переписать на нее свою часть?
Ольга Макаревич
– В вашем случае есть два варианта решения вопроса. Первый. Если сумма кредита выплачена в полном объеме, то квартиру можно подарить дочери. Но при этом сын как член семьи, зарегистрированный в отчуждаемой квартире, должен дать письменное согласие на такое дарение. Второй вариант. Вы можете написать завещание с указанием, что передаете жилье дочке.
Но в каждом правиле есть исключения. Это касается и завещания. Если на момент вашей смерти сын будет нетрудоспособным, то независимо от содержания документа сможет наследовать не менее половины доли, которая причиталась бы каждому наследнику при наследовании по закону (обязательная доля). Если квартира построена за ваши деньги (личные и кредитные), то у сына такой доли нет. Он как член семьи имеет право быть зарегистрированным в указанной квартире и пользоваться ею.
Если мои сын и дочь участвовали в приватизации квартиры, необходимо ли их согласие при ее продаже? Если да, то где и как это согласие оформляется? И что делать, если сын живет в Беларуси, а дочь – за границей? Можно ли оформить документ в посольстве?
Юлия Л., г. Минск
– Удостоверение договора купли-продажи квартиры, которая находится в долевой собственности, проходит по соглашению всех ее участников. Если доли определены, то сторона по договору – каждый участник собственности. Поэтому каждый и будет подписывать договор. В случае, когда доли не определены, а квартира и право на нее зарегистрированы на одно лицо, для удостоверения договора купли-продажи необходимо согласие всех участников долевой собственности.
Если ваша дочь живет в другой стране и при этом у нее белорусское гражданство, она может обратиться в посольство Республики Беларусь (в случае его наличия). Там ей и удостоверят данное согласие. Если она не гражданка Беларуси, должна идти к такому специалисту, который имеет право совершать нотариальные действия. В зависимости от того, в какой стране будет оформлено согласие, может потребоваться еще и проставление апостиля на указанном документе.
Мы с мужем развелись три года назад. Двое несовершеннолетних детей остались проживать со мной. У меня с бывшим мужем постоянно возникают конфликты. Спорим по поводу выезда детей за пределы Беларуси на отдых, времени его общения с ними. Можно ли эти вопросы прописать в документе и обойтись без ссор?
Юлия Валентиновна, г. Гродно
С 1 июля этого года изменилось законодательство, благодаря чему вы можете прийти с отцом ребенка к нотариусу и заключить соглашение о детях. Но при условии, что эти вопросы уже не урегулированы брачным договором, соглашением о содержании несовершеннолетних или нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, не разрешены вступившим в законную силу судебным постановлением.
В соглашении о детях родители могут определить, с кем из них будет проживать ребенок, размер алиментов, порядок выезда за пределы страны, время общения с детьми. Такое соглашение заключается между родителями независимо от того, состоят они в браке или нет. Для его оформления можно обратиться к любому нотариусу независимо от места жительства детей и родителей. Заключив соглашение о детях, сможете избежать ненужных споров и разногласий.
Татьяна Бизюк, «Сельская газета», 24 октября 2020 г.
Изменения в приватизации: громкие слова, горькие факты
22 июля 2021 г подписан Декрет № 4, предусматривающий частичную передачу президентских функций, касающихся приватизации государственной собственности, правительству и местным органам власти. Несмотря на то что документ позиционируется как упрощение процедуры отчуждения госимущества, полагаем, что никаких принципиальных изменений он не несет.
Барьеры для инвесторов или все же для исполкомов?
Прежде всего необходимо отметить, что изначально Декрет № 4 имеет довольно узкую область применения. Он касается изменения порядка согласования эмиссии акций дополнительных выпусков акционерных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, и не распространяется на иные отрасли и аспекты взаимоотношения инвестора и собственника в лице государства. Все остальные положения законодательства, регулирующего порядок отчуждения государственного имущества, остаются неизменными. Поэтому степень полезности Декрета № 4 относительно невелика – он упрощает отдельную процедуру, не затрагивая при этом существующих форм приватизации и реальных барьеров, сдерживающих развитие финансового рынка.
На наш взгляд, процедура для упрощения выбрана не случайно, поскольку это изменение больше необходимо самим исполкомам, чем инвесторам. Дело в том, что эмиссия акций дополнительных выпусков является наиболее распространенной формой реструктуризации задолженности. Она стала активно применяться в хозяйственной практике в 2018 г. после того, как был принят Указ от 24.05.2018 № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств», согласно которому банки получили право в рамках реструктуризации задолженности по кредитным договорам приобретать в собственность акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ без получения разрешения Нацбанка.
Применение механизма дополнительного выпуска акций для реструктуризации задолженности используется в постановлении Совмина от 14.04.2020 № 222 «Об увеличении доли Республики Беларусь в уставных фондах акционерных обществ» и Указе от 14.05.2020 № 166 «О реструктуризации задолженности». Не исключено, что сделка по приобретению ОАО АСБ «Беларусбанк» 15,4% акций ОАО «Белшина» на сумму 28 млн руб., состоявшаяся в январе 2020 г., также связана с реструктуризацией кредитных обязательств предприятия по данной схеме.
Как видим, благодаря целому ряду законодательных актов эмиссия акций дополнительных выпусков стала активно использоваться в качестве инструмента реструктуризации задолженности и пополнения оборотного капитала предприятия без увеличения его кредитной нагрузки. Соответственно, сохранение прежнего порядка согласования процедуры выпуска ценных бумаг, который ранее занимал 2–3 месяца, создавало затруднения в реализации таких решений, прежде всего для самих исполкомов. Поэтому именно этот узкий аспект было решено «расширить».
Схожие процедуры – разная судьба
Интересно сравнить упразднение процедуры согласования эмиссии акций дополнительного выпуска с отменой преимущественного права исполкомов на приобретение акций стратегически значимых предприятий, а также предприятий, связанных с производством или переработкой сельскохозяйственной продукции. Напомним, что из-за требований законодательства о рынке ценных бумаг акционер предприятия, которое попадает в «списочную» категорию, прежде чем продать свои акции на бирже, должен сначала направить в исполком предложение о приобретении акций. И только после отказа местного исполнительного и распорядительного органа от приобретения акционер имеет право продать акции другому участнику рынка по цене не ниже той, которая была предложена исполкому.
В 90% случаев властные структуры отвечают отказом, но ожидание этого отказа занимает от 2 до 3 месяцев, что существенно затрудняет продажу акций. Заметим, что отмена преимущественного права исполкомов изначально планировалась еще в 2018 г., а Министерство финансов неоднократно обращало внимание на необходимость отмены данного требования. Однако в новой редакции Стратегии развития финансового рынка решение этого вопроса оказалось перенесено на максимально возможный срок (2020 год) с туманной формулировкой «подготовка предложений». Пока же воз остается и ныне там, хотя эта норма усложняет инвестору жизнь не в пример больше, чем согласование параметров выпуска дополнительных акций.
Такой разный подход к двум схожим процедурам показывает, что правительство готово спустить отдельные, некритичные функции по распоряжению госимуществом исполкомам, но не готово отказываться от упразднения даже тех процедур, которые имеют номинальное значение, однако касаются контроля государства над приватизационными процессами.
Приватизация остается не до конца прозрачной
В настоящее время существуют три основных способа отчуждения государственного имущества: аукцион, конкурс и прямая продажа по согласованию с Президентом.
Первый способ – аукцион – чаще всего используется при реализации небольших пакетов акций в предприятиях – до 25%. На наш взгляд, это наиболее эффективный и, что немаловажно, работающий механизм приватизации. Подробно о нем мы писали ранее (см. статью «Приватизация: она все-таки началась. Что и кому продает государство?», «ЭГ» № 7 за 31.01.2020).
Конкурсная форма приватизации предполагает отбор инвестиционных заявок, которые предусматривают не только продажу приобретаемых акций, но и учитывают предложения потенциального покупателя по дальнейшему развитию предприятия. В качестве примера сделки, реализованной конкурсным способом, можно привести продажу 25,16% акций ОАО «Изоляция», прошедшую 1 сентября 2021 г. Помимо перечисления в бюджет платы за приобретенные акции (398,8 тыс. руб.), покупатель обязался выполнить ряд условий. В частности, он должен в течение двух лет инвестировать в предприятие не менее 3,5 млн руб. для пополнения внеоборотных средств и запустить до 2024 г. новое экспортно-ориентированное производство нефтяного битума. Кроме того, условиями договора купли-продажи предусмотрено обязательство по сохранению численности работников предприятия и обеспечению роста их заработной платы. Стоит отметить, что пока инвестор не выполнит взятые на себя обязательства, продать акции он не сможет – на них налагается запрет на отчуждение, который будет снят только тогда, когда исполком посчитает поставленные условия выполненными.
И наконец, самой противоречивой и неоднозначной формой отчуждения госсобственности является прямая продажа без проведения аукциона (конкурса) по согласованию с Президентом. Остается непонятным, зачем, имея два хорошо дополняющих друг друга способа, применять еще один, который изначально имеет вопросы по поводу прозрачности всех условий.
С одной стороны, по большинству пунктов такая форма напоминает конкурс. Здесь мы видим процедуру приобретения акций по договору купли-продажи с исполкомом, обязательства осуществить инвестиции в определенный срок, увеличить производственные мощности, сохранить численность работников и уровень оплаты труда.
С другой стороны, проведение отчуждения госимущества таким способом часто является непрозрачным из-за отсутствия потенциальной возможности участия в сделке других инвесторов.
В качестве примера реализации государственного имущества без проведения аукциона (конкурса) по согласованию с Президентом можно привести две сделки по продаже молокоперерабатывающих предприятий в Брестской области – Березовского сыродельного комбината в сентябре 2018 г. и Барановичского молочного комбината в декабре 2019 г. В обоих случаях продажа была произведена без проведения аукциона и конкурса по согласованию с Главой государства, а покупателем стало ОАО «Савушкин продукт». Как и в случае с конкурсом, помимо приобретения акций покупатель принял на себя ряд условий – по инвестициям в предприятие, увеличению производственных мощностей, сохранению уровня оплаты труда и численности работников. В то же время осталось непонятным, почему вообще было принято решение о продаже компаний. Это были прибыльные, хорошо оснащенные предприятия, которые платили дивиденды и не фигурировали в приватизационных списках исполкомов, поэтому решение о их продаже выбивается из общей канвы приватизационной политики Минфина, а выбор способа приватизации только усиливает подозрения.
Таким образом, несмотря на декларируемое упрощение процедуры приватизации, Декрет № 4 не несет в себе никаких принципиальных изменений, кроме отдельно взятого аспекта, связанного с эмиссией дополнительных акций. Во всем остальном приватизационная политика остается неизменной – реализуются неэффективные предприятия и те, где доля государства меньше 25%. Хотя, как показывает кейс Березовского сыродельного комбината и Барановичского молочного комбината, из любого правила могут быть исключения.
Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК
Можно ли еще приватизировать квартиру в 2021 году беларуси
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли еще приватизировать квартиру в 2021 году беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
После подписания договора наниматель должен сходить в кадастровое агентство, зарегистрировать договор купли-продажи, право собственности и получить техпаспорт. Заключительный шаг – посетить с техпаспортом обслуживающую организацию и заключить договора на обслуживание. Вот, в общем-то, и всё.
Начнем с того, что приватизация жилья закончилась в нашей стране 1 июля 2016 года. До этой даты квартиру можно было приватизировать или хотя бы подать заявление в исполком о намерении это сделать. Если квартира не приватизирована, то она переходит в статус арендного жилья, то есть принадлежит государству. Люди, которые в ней проживали, остаются там жить.
Он предполагает выплату ежемесячной арендной платы. По приблизительным подсчетам, около 5% квартир из всего жилищного фонда страны стали арендными.
Подписаться на свежие статьи сайта
Ваша квартира стала арендной и теперь не по карману? Достаточно подать заявление в исполком и представить документ, подтверждающий, есть ли у вас льгота (их огромный перечень, в том числе речь о детях–сиротах, ветеранах и др.). Если есть, ваша арендная квартира становится уже соцжильем и платить аренду не нужно.
В таких случаях общий износ дома можно определить лишь обследованием на месте. Об этом стоит помнить жильцам каменных домов, где расчетный износ свыше 65%, и панельных, где он более 70%, ведь с момента строительства такие дома уже исчерпали свой лимит. Не совсем понятно, как сложилась такая ситуация — кто решил, что суммы, которые Вы выплачиваете, распределяются именно таким образом, раз счет один?
Льготы по приватизации имеют Герои Славы, люди с ограниченными возможностями, ветераны и некоторые другие категории граждан.
Государство давало возможность гражданам выплачивать приватизацию в рассрочку с первым взносом в 10%. На остальную сумму предоставляется рассрочка на 40 лет. Часто бывает, что человеку нужно осуществить продажу квартиры, но приватизация еще не погашена. В этом случае никакие операции по купле-продаже квартиры невозможны. Нужно полностью погасить долг.
После того, как организацией будет принято решение о приватизации квартиры, гражданин и члены его семьи, участвующие в приватизации, должны обратиться в нотариальную контору для удостоверения договора приватизации у нотариуса.
Закон обязывает человека предоставить документы на жильё, которые докажут, что он имеет право получить дом в частные руки. Также надо будет подтвердить, что все прописанные люди согласны на проведение процедуры. Или же надо будет предоставить их отказы от участия, заверенные нотариусом.
Нужно, чтобы человек искал работу не вокруг своего жилья, в окрестностях, а чтобы жилье было обеспечено вокруг тех работ, где человек может приложить свои силы, знания и умения.
Жилые дома (квартиры), которые построены гражданами за счет собственных средств (в том числе с привлечением льготных и иных кредитов), не имеют отношения к процедуре приватизации.
В случае несогласия гражданина с оценочной стоимостью, определенной в названном порядке, он вправе до принятия решения о приватизации обратиться за проведением независимой оценки рыночной стоимости приватизируемого жилого помещения.
Процедура приватизации, в принципе, отработана. Уже 22 с половиной года действует закон о приватизации. Сегодня эта норма установлена главой 23 Жилищного кодекса. Документы, которые необходимо представить гражданину, определены пунктом 1.1.9 указа №200 о перечне административных процедур.
Приватизация жилья: актуальные вопросы
Каждый человек, планирующий приватизировать своё имущество, должен знать закон о данной процедуре. Он содержит множество важных нюансов, которые следует учитывать ещё до участия в процессе. К примеру, важно помнить о том, что для прохождения процедуры нужно заручиться согласием всех прописанных в квартире людей. Если хотя бы один человек будет не согласен, то придётся решать этот вопрос через суд.
Для большинства жителей Гомеля это уже давно пройденный этап. Получившие своевременно чеки «Жильё» перевели квадратные метры в собственность, образно говоря, по цене буханки хлеба. Те же, кто этого не сделал, переживают сейчас непростое время.
Сроки приватизации жилья в Беларуси заканчиваются 1 июля. После этого все государственные квартиры перейдут в разряд арендных. И жильцам придется платить арендную плату за проживание.
Приватизация жилья. Для большинства жителей Гомеля это уже давно пройденный этап. Получившие своевременно чеки «Жильё» перевели квадратные метры в собственность, образно говоря, по цене буханки хлеба. Те же, кто этого не сделал, переживают сейчас непростое время. Свидетельство тому – взволнованные звонки по этому поводу на работающую в редакции каждый вторник горячую линию.
Если в последние дни очереди будут большие и кто-то не успеет до 24.00 подать документы, как поступят с ними? Возможно ли продление сроков приватизации до конца 2016 года?
Помогаем решить жилищные вопросы включая иные аспекты юриспруденции. Задавайте свои вопросы в любое удобное время.
Порядок учета нуждающихся в жилье
Сегодня в фонде арендного жилья 2 тысячи квартир по всей стране. Неприватизированных — 330 тысяч, из которых, предполагают в министерстве, до 1 июля 2016 года приватизируют около 70 процентов. За квадратный метр установлена цена 0,2 базовой, то есть 26.000 рублей. Умножаем эту сумму на количество квадратных метров и на коэффициент, установленный исполкомом. Скажем, по Минску — от 0,5 до 1,5.
С учетом состоявшегося совещания планируется ли пересматривать задание на этот год, план и, может быть, на следующий, ближайшее время?
По закону цена за приватизацию сегодня зависит от стоимости строительства, то есть сколько государство затратило на конкретное помещение. В стране эта цифра, говорят специалисты ЖКХ, варьируется от 40 до 240 миллионов рублей. Причем не важно, где находится жилье — в городе или в глухой деревне. Значение имеет только рыночная стоимость. Как это выглядит на деле?
Приватизация объекта жилой недвижимости подразумевает обретение прав собственности на жилое помещение муниципального фонда. Эта процедура дает расширенные права распоряжения жильем. Собственник приватизированного объекта имеет возможность продавать, дарить, менять или передавать его по наследству. Рыночная цена такого жилья в разы выше стоимости неприватизированных объектов.
Что нужно знать о процедуре приватизации жилья?
Постояльцам неприватизированных объектов выставлена арендная плата. При неоплате аренды жилья свыше 6 месяцев, люди могут быть выселены из занимаемых площадей.
Мы продолжаем консультировать вас по разным юридическим вопросам. Сегодня вместе с Павлом Астапеней, юристом и директором агентства недвижимости «Эксперт», мы обсудили приватизацию, поговорили о судьбе неприватизированных квартир и продаже недвижимости, где приватизация осуществлялась долями.
В Беларуси не приватизировано и находится в государственной собственности около 10% жилищного фонда. В соответствии с указом №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» 1 июля 2016 года такое жилье будет переведено в разряд коммерческого.
В разных местах это по-разному. В районах это может быть и управление жилищной политики райисполкома, и управление ЖКХ исполкома, то есть, кого уполномочат. Если говорить по-простому — это балансодержатель. Бывают случаи, когда жилое помещение находится в безвозмездном пользовании. Если это ОАО, то приватизацию осуществляет госорган, непосредственно занимавшийся этим акционированием.
Сроки приватизации жилья в Беларуси
Если говорить коротко, то большая часть неприватизированного жилья находится в собственности местных исполнительных органов. Это значит, что самый простой путь — прийти в местный рай- или горисполком и на стенде «Одно окно» посмотреть, какие нужны документы и куда обращаться. Там все изложено.
Возможность приватизации квартиры, служебного жилья, земельных участков в Минске, в Беларуси. Сколько стоит и сроки.
Выкупить сейчас невозможно, за исключением случая, когда по суду докажете, что пропустили срок на приватизацию вследствие уважительных причин (тяжелая болезнь, длительная командировка и пр.).
Как видим, стоимость и сроки приватизации квартир в Минске могут быть разными. Однако раскошелиться в любом случае придется. Кстати, те, кто озаботился вопросом приватизации 20 лет назад, выкупали у государства квартиры по цене буханки хлеба из-за высокой инфляции. Этот факт еще раз подтверждает поговорку о том, что не нужно откладывать на завтра то, что что можно сделать сегодня.
Начало приватизации и подготовка документов
Согласно решению Гомельского горисполкома от 4 февраля 2009 года № 108, коэффициенты качества жилой среды некоторых участков территории Центрального, Железнодорожного и Советского районов составляют 1,2 и 1,3. Они по Гомелю максимальные. Таким образом, цена квадратного метра при оценке квартиры на данных участках в большинстве случаев на 20–30 процентов выше, чем в других районах Гомеля.
Приватизация квартир в Беларуси началась около четверти века назад. Наибольшее количество приватизаций жилых помещений было отмечено в 2021-2021 годах. В начале 2021 года в столице Беларуси – Минске было уже приватизировано почти 94% жилья.
Если случилось так, что в приватизации жилья в Беларуси отказали, можно оспорить данное решение в суде. Но для этого потребуется иметь веские основания. Желательно обратиться за услугами к юристу, чтобы тот помог выиграть дело. Достаточно много случаев, когда в суде принимали решение в пользу человека и позволяли провести приватизацию. Оценка проводиться специальной комиссией, созданной по решению городских властей или органов управления на местах, но в ее работе имеет право принимать участия и сам владелец что собирается приватизировать жилье. Это право дается для того чтобы он мог знать процедуру оценки и реальную стоимость приватизации.
Процесс разгосударствления и приватизации, в том числе приватизации земельных участков, начался в Беларуси сразу после распада СССР, однако продвигался он медленно. В Беларуси по состоянию на май 2013 года насчитывалось порядка 392 000 неприватизированных квартир – это 14% общего жилого фонда. И в последние годы вопрос приватизации жилья стоит в Беларуси очень остро.
Им пользуются люди, которые в этом нуждаются. Только следует обратить внимание на то, что оно есть как для очередников, тех, кто стоит на учете, в первую очередь для таких граждан, также есть для ряда граждан, которые связаны с необходимостью по работе им предоставлять такое жилье.
Для нанимателей служебных помещений, приобретенных до 8 апреля 2006 года, рассрочка предоставляется не более, чем на 20 лет.
Процесс приватизации жилья, начатый в стране 20 лет назад, вступил в финальную фазу. Напомним, еще на начало мая 14 процентов квартир не имели собственника. Потом желающие приватизировать свои квадратные метры резко активизировались. И чем ближе дэдлайн — 1 июля 2016 года, когда неприватизированное жилье получит статус арендного, тем больше волнений.
Внимание, данные могут быстро устаревать, законы очень быстро обновляются и постоянно дополняются, поэтому подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы быть в курсе всех обновлений материала. Но первоначальный взнос должен быть не менее 10 процентов от остаточной, подлежащей оплате, стоимости квартиры. Каковы главные плюсы рассрочки? Проценты на ежемесячный взнос не начисляются, стоимость приватизации, подсчитанная изначально, не корректируется.
Внесены изменения в законодательство по вопросам приватизации государственной собственности
22 июля 2021 г. Глава государства подписал Декрет № 4, которым вносятся изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».
«Часть президентских функций, касающихся приватизации государственной собственности, передаются Правительству и местным органам власти», – сообщили в пресс-службе Президента.
Документом установлено, что эмиссии акций дополнительных выпусков открытых акционерных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, созданных в процессе приватизации объектов, находившихся в государственной собственности, проводятся по согласованию с:
К открытым акционерным обществам, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, относятся общества, осуществляющие производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов, растительных и животных масел, жиров, молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, иных пищевых продуктов, включая производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания, сахара, а также осуществляющие переработку и консервирование фруктов и овощей, первичную переработку льна.
Также установлено, что предложения об эмиссиях акций дополнительных выпусков указанных акционерных обществ вносятся на согласование госорганами и организациями, уполномоченными управлять принадлежащими государству акциями этих обществ, или организациями, у которых такие акции находятся в хозяйственном ведении (оперативном управлении).
Декрет вступает в силу после его официального опубликования, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».