проект сенсорная комната для детей с овз
Проект Создание сенсорной комнаты «Дорогами новых возможностей»
рекомендуемая к применению при проведении конкурсов проектов
в Ямало-Ненецком автономном округе
Создание сенсорной комнаты «Дорогами новых возможностей»
Русских Наталья Константиновна
Ф.И.О. руководителя проекта
ЯНАО Шурышкарский район с. Горки ул. Школьная 3
Адрес проживания с индексом
Городской (с кодом) и мобильный телефоны
Адрес электронной почты (обязательно)
Адрес персонального сайта (сайта проекта)
Адреса социальных сетей (ЖЖ, Твиттер, Вконтакте и др.)
Россия, 629644, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Горки, ул. Школьная, 2.
Телефон (факс): 8(34994)61-3-79
перечислить все муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, на которые распространяется проект
Срок реализации проекта
1 этап: разработка проекта (февраль-март 2019)
продолжительность проекта (в месяцах)
II этап: реализация (апрель 2019 год – апрель 2020 год
начало реализации проекта (день, месяц, год)
III этап: итоги реализации (май-июнь 2020)
окончание реализации проекта (день, месяц, год)
1. Краткая аннотация
Основная идея проекта — создание сенсорной комнаты в Горковской специальной коррекционной образовательной школе-интернат на 60 учащихся с целью оказания комплексной коррекционно-развивающей, психологической помощи детям с ОВЗ.
Проект направлен на создание предметно-пространственной среды образовательного учреждения, обеспечивающей решение психоэмоциональных, коммуникативных, сенсорных, поведенческих проблем в развитии детей с ОВЗ в современных условиях.
Проект предусматривает создание условий для позитивного восприятия окружающего мира и социума, возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира, а так же молодых специалистов в возрасте от 18-30 лет.
Реализация проекта осуществляется через воздействие на три основных канала восприятия ребёнком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, игровые тренажеры, релаксационное оборудование. Для реализации проекта нам необходима сумма в размере 38.650 рублей
Ожидаемые результаты реализации проекта в наиболее полном, комплексном обеспечении всестороннего развития детей по таким направлениям, как физическое, эмоционально – волевое, социально-личностное. Ведь само пребывание в сенсорной комнате создает ощущение безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил, снятию эмоционального напряжения. Сенсорная комната стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы, положительные эмоциональные реакции, уравновешивает психику ребенка с ОВЗ.
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект
Данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей с ограниченными возможностями здоровья. У особых детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эстетического, эмоционального воспитания детей с ОВЗ в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В нашей Горковской МС(К)ОШИ обучается 60 особых детей. И нашим особенным детям не хватает этого сказочного места.
2.1. Актуальность проекта для молодёжи
Актуальность проекта обусловлена тем, что у молодых специалистов (педагогических работников) в школах района нет достаточного жизненного опыта, умений работать с детьми с ОВЗ, не хватает знаний по организации обучения и воспитания таких детей, а также для решения межличностных проблем, особенностей организации участия таких детей в массовых мероприятиях.
Проект позволит ученикам активно включаться в организацию процесса обучения, воспитания детей.
2.2. Соответствие проекта
Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р
Наш проект соответствует одному из направлений молодежной политики РФ является «Социализация молодежи, нуждающейся в особой защите государства».
Дети (10-17 лет) и молодёжь в возрасте 18-30 лет
Основная цель проекта
Комплексное сопровождение 60 детей с ОВЗ в возрасте от 10-17 лет, по средствам создания сенсорной комнаты на базе Горковской МС(К)ОШИ до 30.05.2020 года.
1. Приобрести и оборудовать сенсорную комнату для повышения эффективности процесса сопровождения детей с ОВЗ.
2. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты.
3. Проведение входной диагностики детей и мониторинга текущего состояния детей в процессе реализации проекта
4. Корригировать и развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты.
5.Организовать межведомственное взаимодействие с 3-мя организациями (Горкоской СОШ, ФОК «Кедровый», МКОУДОД «ДШИ»).
6. Выпуск методического пособия в электронной форме.
Методы реализации проекта
(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)
1.Приобрести и оборудовать сенсорную комнату для повышения эффективности процесса сопровождения детей с ОВЗ.
— Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по созданию инновационной предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ;
— Подготовка помещения для создания комнаты;
— Поиск и приобретение оборудования для сенсорной комнаты на сайтах;
2.Разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты.
— Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по созданию инновационной предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ;
— Поиск информации на сайтах и в социальных сетях;
— Провести диагностику развития познавательной и эмоциональной сферы детей;
— Разработка перспективного планирования, программы психолого-педагогического процесс в условиях сенсорной комнаты;
3.Проведение входной диагностики детей и мониторинга текущего состояния детей в процессе реализации проекта
— Подбор диагностического материала;
-Входная диагностика детей с ОВЗ;
— Мониторинг текущего состояния детей в процессе реализации проекта.
4. Корригировать и развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты.
-Мониторинг развития познавательной и эмоциональной сферы детей;
— Релаксационные занятия в сенсорной комнате;
— Оформление материалов об успешной реализации проекта.
5. Организовать межведомственное взаимодействие с 3-мя организациями (Горковской СОШ, ФОК «Кедровый», МКОУДОД «ДШИ»).
-Распространение буклетов о создании сенсорной комнаты в Горковской МС(К)ОШИ;
-Организация круглого стола с организациями Горковской СОШ, ФОК «Кедровый», МКОУДОД «ДШИ»);
6. Выпуск методического пособия в электронной форме.
-Изучение методической литературы;
— Составить методы, формы, приемы взаимодействия методического пособия.
-Ознакомить молодых специалистов Шурышкарского района с методическим пособием по организации деятельности сенсорной комнаты Горковской МС(К)ОШИ.
-Размещение на сайте школы и УО.
Количество методов реализации проекта не ограничено (описываются пункты календарного плана)
7. Календарный план реализации проекта
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
Количественные показатели реализации
Планирования работы по проекту на 2019 – 2020 г. г.
Приобрели оборудование для сенсорной комнаты.
Ознакомить педагогических работников Горковской МС(К)ОШИ с созданием сенсорной комнаты
Проведение диагностики с детьми ОВЗ
Оказание помощи в определении образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Организация и проведение семинаров, круглых столов о создании сенсорной комнаты для детей с ОВЗ
Мониторинг текущего состояния детей в процессе реализации проекта
Отчет о реализации проекта
Фотоотчет о проведенной работе
01.10.19 – 25.05.2020 гг.
(Описание функциональных обязанностей и опыта работы основных исполнителей проекта)
Харитонова Лидия, руководитель проекта
Ведение финансовой отчётности, работа с поставщиками оборудования и т.д.
Выигранный грант на 3 форуме «Наше время» был реализован. Было приобретено: «Интерактивный глобус «Звездное небо»
Созонова Анжелика, методист
Планирование деятельности методического обеспечения, программ, методического пособия, рекомендации, организация мониторинга, анализ полученных результатов.
Два стола для рисования песком «Всё включено» (трафареты «Цифры и Буквы», геометрический материал, линии, комплект игрушек «домашние животные»)
Мединская Мария Иосифовна, педагог-психолог
Психологическая помощь детям с ОВЗ
Опыт работы с детьми 8 лет
Тоярова Екатерина Васильевна, олигофренопедагог
Работа с детьми ОВЗ по развитию интеллектуальных возможностей (память, внимание, мелкая моторика, воображение, мышление и тд).
Опыт работы с детьми 10 лет
9. Ожидаемые результаты
(Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе)
(указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения молодёжи в мероприятия проекта)
— В нашей комнате будут заниматься 60 детей с ОВЗ.
-Организовать межведомственное взаимодействие с 3-мя организациями (Горкоской СОШ, ФОК «Кедровый», МКОУДОД «ДШИ»).
— План работы сенсорной комнаты по основным направлениям деятельности – 1.
— Методическое пособие: «Методические рекомендации по организации деятельности сенсорной комнаты в системе учебно-воспитательной работы Горковской МС(К)ОШИ: методы, формы, приемы взаимодействия – 1.
(указать подробно качественные изменения)
Наш проект предусматривает:
1.Уменьшение избыточной детской активности.
2. Снятие стресса.
3. Помощь с детскими страхами, в том числе и носящими навязчивый характер.
4. Улучшение памяти и внимания.
5. Стимулирование развитие сенсорной чувствительности и мелкой моторики у детей.
6. Снижение утомляемости.
7. Помощь для борьбы с приступами агрессии и конфликтностью.
8. Побуждение к познанию окружающего мира, его исследование.
9. Социализацию и быть успешным в современном мире.
9. Адаптирование детей к изменяющимся условиям социума.
11. Оказание помощи в развитии воображения и выявлении творческих способностей детей с ОВЗ.
12. Зарядка позитивными эмоциями, создание хорошего эмоционального фона у детей с ОВЗ.
(укажите, как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других муниципальных образованиях, регионах)
Размещение информации через средства массовой информации, т.е. объявления в газетах и на телевидении. Информация будет распространяться через листовки, афиши в общественных местах, приглашение журналистов на мероприятия. Размещение информации о работе проекта в интернет ресурсах (создание цифровой платформы).
11. Детализированная смета расходов
(Подробно укажите все расходы. Включаются только статьи, на которые планируется потратить денежную часть гранта.)
Сухой бассейн угловой «Mini»: 120*120*30см (рекомендуемое кол-во шариков – 700 шт.) – 5,2 кг; 0432 куб.м. Наименование Производителя: ИП Мисютина Н.А. (Россия); т.м. The Fantastic World Snoezelen Назначение: Релаксация, Сенсорика, Логопедия.
Шарик для «Сухого бассейна» Цветной Диаметр шарика: 7 см; Фасовка: 100 шт. в пакете; Габариты упаковки: 2,6 кг; Объем: 0,36 куб.м. Наименование Производителя: ИП Мисютина Н.А. (Россия); т.м. The Fantastic World Snoezelen
Пузырьковая колонна с клавишами управления
Воздушно-пузырьковая колонна поставляется с клавишами управления подсветкой (4 клавиши). Каждая клавиша имеет свой цвет (красный, синий, зеленый, ЦВЕТНОЙ (ДЕМО-РЕЖИМ), при нажатии на которую меняется подсветка на соответствующий клавише цвет. Дополнительный демо-режим активирует плавную смену цветов и оттенков подсветки. Уровень шума-средний. Уровень вибрации-низкий.
Наименование Производителя: ИП Мисютина Н.А. (Россия); т.м. The Fantastic World Snoezelen
Назначение: Релаксация, Сенсорика, Логопедия, Зрение, Аутизм, ДЦП, СДВГ
11.1. Предполагаемые суммы софинансирования
Описать расходы, которые предполагается осуществить
За счет средств муниципальных бюджетов
Горковская коррекционная школа (приобретение Интерактивная панель «Водопад» )
За счет внебюджетных источников
Ип Черных П.В.(доставка оборудования)
(Список приложений: фотографии, видео, статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте и т.д., если такие имеются к моменту начала реализации проекта)
Проект «Создание сенсорной комнаты»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №7 ЗАТО Циолковский
по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей эффективную реализацию коррекционной программы для детей с ОВЗ
« Создание сенсорной комнаты»
1. Проект «Создание сенсорной комнаты»
2. Цель: Создать сенсорную комнату для совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
создать и оформить сенсорную комнату в МБОУ СОШ №7;
разработать программу коррекционно-логопедического сопровождения, воспитательно-образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты;
познакомить педагогов и родителей с работой сенсорной комнаты;
развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты;
развивать речевую активность у детей с нарушением речи и детей с ОВЗ
4. Краткое описание проекта
Данный проект поможет наиболее полно обеспечить всестороннее развитие детей по таким направлениям, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ведь само пребывание в сенсорной комнате уже создает ощущение безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности. Это удивительное место стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы, положительные эмоциональные реакции и, конечно, уравновешивает психику ребенка.
Комната была создана усилиями педагогов школы – организаторов данного проекта. В настоящее время в сенсорной комнате также проводятся занятия для детей с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушения
Ярким примером количественных и качественных изменений сенсорного и речевого развития детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты является 2016-2017 учебный год. За этот год учителем-логопедом Копчинской И.А. были проведены ряд логопедических занятий с Тимофеевой Татьяной ученицей 3б класса (тяжелое нарушение речи-заикание). Ребёнок стал лучше идти на контакт, речевая активность Татьяны повысилась на 30%. У Татьяны стали успокаиваться судороги, она стала спокойной и сдержанной.
Из всего вышесказанного следует, что сенсорная комната как инновационная модель необходима в нашем учреждении для более качественного воспитания и образования школьников, сохранения и укрепления психофизического здоровья, познавательного и эмоционального развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ.
Современная научная литература трактует аббревиатуру ОВЗ как ограниченные возможности здоровья. Соответственно, лица с ОВЗ – это люди, которые имеют недостатки в развитии. В последние годы в России, к сожалению, возросло количество детей с отклонениями здоровья. В зависимости от нарушений выделяют: детей с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта (умственная отсталость); с задержкой психического развития; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Согласно ст.108 п.5 «Закона об образовании РФ» с недавнего времени закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ОВЗ должны быть созданы необходимые условия обучения в обычных общеобразовательных школах с целью их социализации.
Если речь идёт о нарушениях физического развития, то учителя обычных школ, в большинстве случаев, с неподдельным энтузиазмом приступают к осуществлению инклюзии. Не секрет, что современные дети при правильном педагогическом сопровождении с удовольствием принимают в свой коллектив сверстников с ОВЗ, сопереживают, поддерживают, общаются на равных. Совсем другое настроение, более того – страх и опасение у учителей, вызывает ситуация, когда в обычном классе необходимо учить ребёнка с нарушениями интеллекта, а тем более, психики. Не все понимают, что залогом успешной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, является не только методическая подкованность и безграничное человеческое терпение, но и создание специальных условий обучения таких детей. Ведь дети с отклонениями в интеллекте имеют разную степень развития: кто-то с лёгкостью может пересказывать текст и отвечать на вопросы по содержанию, а кто-то даже не понимает значения большинства широко употребляемых слов.
Сенсорная комната является важным инструментом в работе психолога, логопеда, педагогов с детьми, имеющими проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, а также с детьми с ОВЗ. Наличие сенсорной комнаты в нашем учреждении является необходимой инновационной моделью для реализации комплексного подхода в воспитании и развитии школьников для оказания им всесторонней коррекционной помощи.
I этап: подготовительный
изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по созданию в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Циолковский инновационной предметно-развивающей среды для различных категорий детей;
совершенствование накопительной базы профессионализма педагогов и форм работы с родителями.
создание и оборудование сенсорной комнаты;
разработка перспективного планирования, программы психолого-педагогического процесс в условиях сенсорной комнаты;
совершенствование форм работы с родителями.
отчет о реализации проекта;
мониторинг развития познавательной и эмоциональной сферы детей;
оформление материалов проекта.
7. План мероприятий
образовательного уровня педагогов
2. Беседы с родителями по проблемам развития детей с ОВЗ.
Индивидуальные беседы в кабинете психолога, логопеда.
Положительная динамика в общении с родителями
— Оформление релаксационной зоны сенсорной комнаты.
ионизатор воздуха с подсветкой «Мелодия»,
ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа»,
комплект зеркальных панелей к пузырьковой
мультимедийный проектор « BenQ »и экран,
флуоресцентная панель «Детский мир»
Создание релаксационной зоны сенсорной комнаты.
Оформление зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности
(световой столик для рисования песком,
настенный модуль «Сравнение цветов»)
Создание зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности
Оформление зоны развития мелкой моторики и моторных функций руки
настенное тактильное пано-1,
интерактивный стол Малыш-1,
Создание зоны развития мелкой моторики и моторных функций руки
Организация зоны развития познавательной деятельности, речи.
кубики Зайцева 2 набора,
блоки с цилиндрами-1 набор,
набор « Сложи узор»-1, мозайки,
Создание зоны развития познавательной деятельности, речи.
Оформление зоны двигательной активности (коврики, мягкие кубики, подушки)
Создание зоны двигательной активности
6.Система различных форм работы с детьми
Оборудование для образовательной деятельности
7.Создание сенсорной комнаты.
Обеспечение равных стартовых возмож-
ностей в сенсорном развитии детей
8. Ожидаемый результат:
1. Создана современная инновационная предметно – развивающая среда в специально подготовленном помещении (сенсорная комната со специальным оборудованием).
2. Разработана система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы.
3. В ходе реализации проекта у школьников повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; педагоги повысят свой профессиональный уровень.
4. Укрепление материально – технической базы
Проблемы реализации проекта:
Пока нет специального оборудования, из-за недостаточноо финансирования
1. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
2. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
3. « Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007 – ч. 1: Темная сенсорная комната.
Примеры оборудования сенсорных комнат в других образовательных учреждениях.
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Кирюшкина Наталья Сергеевна
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
Применение сенсорной комнаты:
Неврозы и неврозоподобные состояния;
Задержка психомоторного и речевого развития;
Аутизм, адаптационные расстройства;
Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
Развитие двигательных функций.
В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность.А именно:
Развитие и гармонизация эмоционально –волевой сферы детей:
— снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);
— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;
— развитие умение управлять своим телом, дыханием;
— развитие умение передавать свои ощущения в речи;
— формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
— развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
— развитие уверенности в себе.
Развитие коммуникативной сферы воспитанников:
— развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
— формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
— коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических и познавательных процессов дошкольников:
— развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;
— развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, умственных способностей;
— развитие координации, в том числе зрительно – моторной.
— сенсорное развитие (цвет, форма, величина);
— формирование пространственных представлений.
Для осуществления поставленных задач применяться методы работы в сенсорной комнате такие как:
— игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
— игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
— элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
— ролевые игры, театрализации, драматизации;
— музыкотерапия со звуками природы и животных.
Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.
Занятия имеют следующую структуру:
вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);
основная часть – игровое задание на развитие психических процессов;
основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).
Занятия проводятся в 2 этапа:
1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.
2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакция, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций.
Длительность занятия – 20 – 25 минут.
Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми,имеющими нарушения в развитии:
— Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;
— Ограниченное число детей;
— Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;
— Системность и структурированность занятий.
Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.
Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.
После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.
Занимающиеся на занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.
Для этого возрастахарактерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.
Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.
Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.
Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.
Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Выступление на тему: «Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного.
Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.
Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.
Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.
Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.