проект здания с лениным на крыше
Первая сталинская высотка: трудная судьба Дворца Советов
В 1931 году началась работа по созданию генерального плана реконструкции Москвы.
Предполагалось, что в его основу будет положен принцип сохранения исторического облика города. Вместе с тем новый план содержал идеи о расширении московских улиц и возведении новых архитектурных объектов. Окончательная его версия появилась в 1935 году и охватывала множество вопросов: строительство метрополитена и совершенствование наземного транспорта, озеленение и обводнение Москвы, а главное – возведение в столице Дворца Советов.
Дворец на месте храма
Впервые о строительстве Дворца Советов заговорили еще в 1922 году, при жизни В.И. Ленина. Однако из-за необходимости восстанавливать страну после Гражданской войны на этот масштабный проект ресурсов не нашлось. К идее вновь вернулись в 1930-е годы. Дворец Советов должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства.
Проект Ле Корбюзье. Источник: corbusier.totalarch.com
Все организационные вопросы, связанные с Дворцом Советов, возлагались на Временный технический совет управления строительством, в состав которого вошли не только архитекторы, но и многие выдающиеся деятели культуры – писатели (Максим Горький), художники (И. Э. Грабарь), театральные режиссеры (К. С. Станиславский). Вопрос о месте строительства оставался открытым. Предлагали Охотный ряд, Болотную площадь, Китай-город, Варварку и, наконец, Волхонку. Последний вариант в итоге оказался наиболее предпочтительным, но для его реализации следовало снести Храм Христа Спасителя, что и было сделано 5 декабря 1931 года.
Волхонку выбрали неслучайно. Дело в том, что Дворец Советов как самое высокое здание Москвы должен был стать архитектурной доминантой города, проще говоря – его центром. К Дворцу собирались проложить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали. Место, на котором располагался Храм Христа Спасителя, для этих целей выглядело идеальным.
Выбор проекта
Конкурс на проект Дворца Советов считается самым масштабным за всю историю архитектуры Советского Союза. Принять участие приглашались архитекторы со всего мира и даже люди, по роду своей деятельности далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий.
«Это здание должно являться эмблемой грядущего могущества,
торжества коммунизма не только у нас, но и на Западе» С.М. Киров.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940.
Руководство обозначило принципиальный момент – здание должно быть высотным. Тем не менее, никакого конкретного технического задания участникам конкурса не дали, поэтому облик Дворца они могли полностью придумать сами, основываясь лишь на собственной фантазии. Несмотря на то, что проекты порой разительно отличались друг от друга, высотность ожидаемо победила приземистость.
Монументальную постройку было необходимо не просто вписать в окружающую среду, но заставить доминировать в ней. Дворец Советов снаружи виделся огромной высоткой с окружающей ее открытой площадью для демонстраций и прогулок, а внутри предполагалась череда холлов и залов для заседаний Верховного Совета СССР, а также проведения массовых мероприятий.
Среди иностранцев, представивших свои проекты Дворца Советов, отличился американский архитектор Гектор Гамильтон. Он удостоился второй премии на Всесоюзном этапе конкурса. В 1932 году журнал Time подчеркивал, что премия Гамильтону – это важное доказательство открытости конкурса. Архитектор, не слишком известный на тот момент в профессиональном сообществе, получил награду благодаря своим талантам, а не громкому имени. Увы, проект, носивший рабочее название «Простота», сгубила именно незамысловатость. Гамильтон, к примеру, упустил из виду такую деталь, как площадь возле Дворца Советов (в плане ее не было). Но где же тогда проводить демонстрации?
Схема каркаса статуи Ленина.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940
Проект именитого французского архитектора Ле Корбюзье (впоследствии известен как один из основателей архитектурного стиля брутализм) тоже не вполне соответствовал поставленной задаче. Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом – чем угодно, только не дворцом.
В феврале 1932 года вышло постановление, в котором архитекторам снова настоятельно рекомендовали не бояться высотности. Наконец, в мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, был таков: здание Дворца Советов – самое высокое в мире, выше Эйфелевой башни или Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота – 415 метров.
Б. М. Иофан, Л. В. Руднев (в дальнейшем архитектор главного здания МГУ) и Д. Н. Чечулин (архитектор дома на Котельнической набережной) предлагали построить несколько высотных зданий, чтобы сгладить масштаб Дворца Советов. А. В. Щусев конкретизировал замысел: архитектор высказался за строительство восьми новых высоток и призвал расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» – окрестности Красной площади, Красные ворота, Красная Пресня.
Символ коммунизма
Изначально в проекте Иофана над зданием возвышалась 18-метровая скульптура рабочего с факелом в руке под названием «Освобожденный пролетарий». Но, по словам И.В. Сталина, Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Так обозначилась новая задача: увенчать Дворец 100-метровой скульптурой Ильича. В ясную погоду ее теоретически можно было бы увидеть на расстоянии семидесяти километров от Москвы. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему лишь немного уступала колонному залу Дома Союзов на Большой Дмитровке.
Большой зал Дворца Советов. Источник: techne.com
Как выглядит Дворец Советов «на бумаге»? Его главный вход, возле которого установлены памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, обращен к Кремлю. Внутри здания – взаимодействие всех видов искусства. Фрески, например, должны были занять около 20 тысяч квадратных метров стен (при сравнении выясняется, что это шесть Красных площадей). Помимо них – скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле соцреализма.
Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, Исаакиевский собор или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один – к сектору президиума.
Зал героики Гражданской войны. Источник: techne.com
Большой и Малый залы Дворца Советов соединялись посредством открытого форума для народных собраний. Кроме того, в здании хотели расположить зал сталинской Конституции, зал героики Гражданской войны и архив документов, связанных с историей установления советской власти.
Амбициозность проекта требовала высокой технической оснащенности. Инженеры подсчитали, что в дни съездов и сессий Верховного Совета в здании будет находиться до 50 тысяч людей! Скоростные лифты, эскалаторы, шумоизоляция, самовыдвигающиеся кресла, автоматические системы уборки помещений, наличие радиосвязи в здании – все это должно было стать неотъемлемой частью внутреннего облика Дворца Советов.
Наследие Дворца Советов
Фундамент здания был готов к 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны строительство Дворца Советов по понятным причинам оказалось приостановлено.
Дворец так никогда и не был возведен. Точка в этой истории поставлена в 1960 году, когда на месте котлована расположился открытый бассейн «Москва». Кстати, его спроектировал Д. Н. Чечулин, имевший в 30-е годы прямое отношение к созданию проектов высотных зданий.
Бассейн «Москва». Источник: commons.wikimedia.org
Единого мнения, почему от строительства Дворца Советов пришлось отказаться, нет до сих пор. Иногда указывают на плохие геологические условия, неприспособленные для такой тяжелой постройки. В иных источниках отмечают, что в случае новой войны Дворец невозможно было бы замаскировать, и он неизбежно стал бы легкой мишенью для противника. Урбанисты обращают внимание на то, что для свободного расположения Дворца Советов нужно было снести ряд густонаселенных кварталов и передвинуть некоторые уже существующие архитектурные памятники, например, здание ГМИИ имени А. С. Пушкина. Кроме того, существует точка зрения, что необходимость возведения Дворца Советов отпала по идеологическим причинам: теперь не обязательно было доказывать миру, что в СССР прогресс шагнул достаточно далеко, чтобы осуществлялись самые смелые и грандиозные планы. К тому времени уже появился московский метрополитен, в успешное строительство которого не верили многие зарубежные специалисты. После Великой Отечественной войны меняется и статус СССР, сыгравшего решающую роль в победе над нацистами.
13 января 1947 года принято постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». Все изменилось: если раньше высотки планировали построить для «поддержки» Дворца Советов, то теперь Дворец начал восприниматься как абстрактный идеал, путь к которому ведет в необозримое будущее. По иронии судьбы, коммунизм в Советском государстве ждала та же судьба, что и его главный символ: построить их не удалось.
Несмотря на неудачу в осуществлении великого замысла, несозданный Дворец Советов оказал огромное влияние на вид современной столицы. Без проекта Дворца не было бы других сталинских высоток, наличие которых сейчас во многом определяет облик Москвы.
Дворец Советов
Проекты. Прототипы. Последствия
Самым важным зданием сталинской Москвы был Дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя. Его строительство определяло стилевое развитие архитектуры 1930-х годов, в которой нашлось место неоклассике, западному ар деко и простым формам авангарда. Однако и сам Дворец Советов вырастал с оглядкой на актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и главные стройки Москвы конца 1920-х — начала 1930-х.
Чтобы проследить, как это происходило, обратимся к истории его строительства.
Итоги открытого конкурса подвели в 1932 году. Даже сейчас рассматривать финальные проекты — большое эстетическое удовольствие. Глаза разбегаются от многостилья: там нашлось место и легкости модернизма, как у Ле Корбюзье, и слоновьей поступи монументальных форм, как у Армандо Бразини.
Некоторые архитекторы уже в 1931–1932 гг. предлагали варианты, похожие на всем известный Дворец Советов. Так получилось у А. Жукова и Д. Чечулина. Про их проект вспоминают нечасто, но молодые авторы как будто заранее знали, чего хочет партия. Жуков и Чечулин на первом конкурсе предложили то, что станет востребовано через два года. Главная часть композиции была задумана в виде цилиндра, разделенного вертикальными лопатками (выступами без баз и капителей). Основание прямоугольными колоннами явно ориентируется на Библиотеку имени Ленина.
Представитель французской школы Огюст Перре тоже предлагал скругление основного объёма и членение всей плоскости здания ребрами-лопатками. Это тоже небольшой шаг в сторону окончательного проекта, хотя композиция в целом ассиметричная и “разбросана” по территории.
Что касается победителей конкурса, то у Жолтовского тоже используется цилиндрический объем, правда, в духе Колизея.
А вот у американца Гамильтона мы видим ту же дробность, что у Жукова с Чечулиным и Огюста Перре.
Такой стиль А.Д. Бархин называет ребристым, а его источники предлагает искать в американских небоскребах и монументальных европейских постройках.
Неоархаические канеллированные лопатки и остроконечные неоготические импосты (ребра) — все это стало в 1920–30-е альтернативой классическому ордеру, и этот поиск начался в Европе еще в 1910-е годы. Так были решены здания в Нью-Йорке и Москве…
Таким стилем активно пользовался и третий победитель конкурса, Борисом Иофан. К тому моменту он заканчивал строительство жилого дома ВЦИК (Дома на набережной).
О проектах Иофана 1930-х исследователи пишут так:
В большинстве построек архитектора мы не встретим колонн, карнизов и фронтонов. Однако зритель подсознательно воспринимает столбы-пилоны, плоские лопатки, горизонтальные и вертикальные тяги как колоннады и портики (уже знакомые для глаза, но выступающие в новом обличии). И это не случайно. “Ордерность” архитектуры Б.М. Иофана — в самой тектонике архитектурных масс, их пропорциональном соотношении.
Интересно, что на этом этапе конкурса Иофан сначала подает футуристический модернистский проект, а потом перерабатывает его в ребристом стиле. Композиция остается, а вот архитектурное решение становится более традиционным.
Дальнейшие проекты создавались путем развития двух основных идей: ребристого оформления стены и ярусной цилиндрической формы.
В 1932 году прошел 1-й закрытый конкурс. Наряду с призерами первого этапа к участию пригласили маститых архитекторов, не принимавших участия на первой стадии — В. Щуко и В. Гельфрейха, И. Голосова, братьев Весниных.
Лауреат высшей премии открытого конкурса Жолтовский предложил скучное здание по мотивам итальянского палаццо, в котором угадываются будущие жилые дома на Смоленской площади и Ленинском проспекте.
Из других проектов неоклассиков (модернизм всерьез уже не рассматривался) интересным был признан вариант В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха.
Он оказался близок по композиции проекту Б.М. Иофана, который только подходил к основной идеи будущего Дворца — ярусное построение цилиндров. Однако то, что получилось у него на этой стадии, не слишком впечатляло. Пропорции ярусов не были найдены, обработка выглядела грубоватой и скучной.
Авторов самых перспективных решений пригласили участвовать во втором закрытом конкурсе. Это были Б.М. Иофан, В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко, братья Веснины, А.В. Щусев и И.В. Жолтовский, бригада молодых архитекторов в составе К.С. Алабяна, В.Н. Симбирцева, А.Г. Мордвинова, Я.Н. Додицы, А.Н. Душкина, А.В. Власова. Конкурс проходил с августа 1932 по февраль 1933 года.
Большинство участников улучшили архитектурную проработку своих проектов, но сдали позиции в общей выразительности здания. На этом фоне лучшим оказался проект Б.М. Иофана.
Его ступенчатая башня, составленная из цилиндрических ярусов, встала на массивное основание с торжественным главным входом, обращенным в сторону Кремля. Композицию завершала статуя освобожденного пролетария высотой 18 метров, которую Иофан предлагал еще в первом проекте.
Работа Иофана во втором закрытом конкурсе, бесспорно, оказалась лучшей, а потому решение Совета строительства принять этот проект за основу для дальнейшей разработки никаких вопросов не вызывало.
10 мая 1933 года закончился этап конкурсного проектирования и начался этап доработки проекта, принятого в основу. Создается авторская группа в составе Б. Иофана и двух ленинградских архитекторов — В. Щуко и В. Гельфрейха. Они и станут авторами окончательного проекта.
Мы только что увидели, что знаменитая цилиндрическая форма и “ребристое” оформление стены вертикальными лопатками, появились на раннем этапе проектирования Дворца Советов.
Ребристость — важный элемент творчества главного архитектора здания, Бориса Иофана, широко распространенный в западном ар деко.
Прямоугольный ордер, оформлявший основание, перекликается с другим важнейшим зданием сталинской Москвы, Библиотекой Ленина. Неслучайно ее авторы — Щуко и Гельфрейх — стали помощниками Иофана. Ордер библиотеки наверняка влиял на архитектуру Дворца Советов, а его оформление могло привести к тому,что второй корпус Ленинки тоже был обнесен колоннадой, которая изначально не планировалась.
Дворец Советов: как в СССР планировали построить самое высокое здание в мире с Лениным на крыше
Это звучит странно, но Великая Отечественная война спасла Москву от варварского архитектурного преобразования. Если бы история пошла другим путем, то сегодня над столицей могла парить многотонная статуя Ильича.
В СССР планировалось построить Дворец Советов — огромный небоскреб с Лениным на крыше.
Выше всех зданий в мире
Впервые о строительстве огромного дворца, который бы увековечил торжество пролетариата, заговорили в 1922 году. Идею предложил Киров. И уже в 30-х годах советские газеты начали писать, что скоро в Москве появится здание, которое будет пирамиды Хеопса, и грандиозней всех сооружений, которые на тот момент существовали в мире.
Дело в том, что в 1930 году Сталин лично вспомнил про амбициозный проект. И внес в него новую окраску — это он решил, что здание должно стоять на месте Храма Христа Спасителя, лицом к Кремлю. Даже его соратники многозначительно промолчали. Но Храм все же взорвали.
Советский проект с итальянским «привкусом»
Когда объявили реальный конкурс на проект здания, на участие заявились 160 архитекторов, притом 24 иностранца. Многие эскизы выглядели безумно — средневековые крепости или наоборот, сюрреалистические конструкции. Как раз такой вариант предложил Ле Корбюзье, авторитет в мировой архитектуре — сооружение с острыми формами, назначение которого было бы не понять с первого раза.
Другой иностранец — итальянец Бразини, прислал нечто типа крепости, но с фигурой Ленина на крыше. Его проект также отвергли, но архитектор, который выиграл, был учеником Бразини. Звали его Борис Иофан.
Но с подачи Бразини родилась идея о создании статуи Ильича на крыше здания. Опять же вмешался Сталин, и было решено, что монумент будет 100-метровым и весить будет 6 тысяч тонн.
Институт руки и другие гигантские нюансы
Здание должно было быть ступенчатым и уходить ввысь, сужаясь. На самом его верху должна была стоять статуя Ленина. Как раз в 1931 году свет увидел американский Эмпайр — Стейт — Билдинг. Советское здание должно было стать выше — 415 метров.
Изначально небоскребу предстояло быть Дворцом Советов. Но масштабирование продолжалось, и уже внутри хотели разместить огромный бассейн для показательных выступлений, гигантскую библиотеку, музей мирового искусства. Чтобы обслуживать здание, нужно было просто «перелопатить» всю набережную и центр Москвы, и снести исторические здания.
Это большевиков не смущало. Но архитекторы понимали всю небезопасность создания такого сооружения. Поэтому был создан даже «Институт руки», где думали о том, чтобы протянутая рука Ильича весом во много тонн не упала однажды на Москву.
Фундамент здания был заложен, созданы даже специальная сталь и бетон под маркой «ДС» — дворец советов. Здание должно было быть закончено в 1942 году.
Но вот тут и вмешалась сама история, началась война. Поэтому проект так и не был реализован. На месте стройки века уже в 60-х годах построили бассейн «Москва». А вместо Дворца Советов построили Кремлевский Дворец Съездов.
Дворец советов. Грандиозный проект, которому не суждено было сбыться
Каждому времени — свои песни, свои монументальные сооружения… Древнему Египту — его пирамиды, на постройке которых трудились до сих пор в точности неизвестно кто; Древнему Китаю — его Великая стена, с замурованными в нее телами ослушников, и так далее и тому подобное…
Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.
Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.
Итак, что же это должно было быть за здание и почему о нем даже в наши дни так много спорят и говорят? А было так, что идея построить Дворец Советов родилась еще в 1922 году на Первом Съезде Советов, и хотя идея идеей и осталась, впоследствии она «проросла» уже «всходами» соответствующих проектов. На конкурс 1931 года таковые поступили от 270 творческих коллективов и отдельных граждан: 160 работ было представлено архитекторами-профессионалами, 100 пришло от простых граждан, причем нередко на уровне не выдерживающем никакой критики, а 24 прибыло из других стран! В итоге за основу — но только лишь за основу, не более — был принят проект архитектора Иофана Б.М., в соответствии с которым этот дворец должен был напоминать древневавилонский зиккурат, но только составленный не из четырехугольников, а из цилиндров, что было связано с необходимостью разместить у него внутри огромный круглый зал с куполом. Было решено также увенчать верхнюю часть здания огромной скульптурой В.И. Ленина высотой 50-75 метров — так, чтобы все поставленные одна на одну ступени воспринимались бы как ее пьедестал. В помощь Иофану, который, кстати говоря, всячески противился установке фигуры Ленина на крышу своего здания, справедливо считая, что тогда все станут смотреть на нее, а не на его дворец, выделили архитекторов Гельфрейха В. и Щуко В. — и работа, как это принято было тогда говорить, «закипела»!
В здании Дворца Советов предполагалось разместить: Президиум Верховного Совета СССР, Государственный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы обеих Палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны, Строительства социализма, тогда как снаружи планировалось устроить парковку на пять тысяч автомобилей, из-за чего улица Волхонка должна была бы полностью исчезнуть, а музей им. Пушкина планировалось передвинуть на 100 метров в сторону! Скульптуру Ленина должен был делать скульптор С. Меркулов, причем сама эта идея — увенчать здание дворца статуей Ленина — принадлежала отнюдь не «нашему» человеку, а итальянцу А. Бразини, но, что называется, «пришлась ко двору».
Позднее архитектор Ле Корбюзье писал Сталину, что это здание представляет собой «упадок духа», «несуразную вещь», и просил отказаться от его строительства в том виде, в каком оно было запланировано, но, разумеется, наш вождь никакие другие проекты одобрить не мог. Как бы там ни было, а сама по себе конструкция Дворца Советов была настолько уникальна, что познакомиться с ней следует поподробнее. Ведь даже знаменитые американские небоскребы тех лет уступили бы ему и по высоте, и по своей сложности, и уж тем более по оригинальности конструкции. Внутренний объем Дворца был таков, что мог вместить целых три пирамиды Хеопса — сооружения, как мы знаем, далеко не маленького! При этом общая площадь застройки участка под Дворец должна была составить почти 110 тыс. кв. м.
Сам фундамент высотной части Дворца Советов должен был воспринимать нагрузку, превосходящую 500 тыс. тонн! При таком колоссальном весе устойчивость фундамента должно было обеспечить заглубление его более чем на 21 м ниже уровня реки Москвы и на 27 м ниже поверхности существовавшей тогда набережной. Этот главный фундамент представлял собой два бетонных кольца диаметром 140 и 160 м, имеющих высоту 20,5 и толщину 3,5 м, причем только лишь для возведения фундамента центральной части здания в него требовалось уложить 100 тыс. кубометров бетона.
Менее высокие части здания должны были опираться на фундаменты заглубленные на 10-15 м колодцами и кессонами до уровня первого слоя известняков. Всего же для стилобата планировалось соорудить две тысячи фундаментов общим объемом в 250 тыс. кубометров бетона!
Как и все сверхвысокие здания, Дворец Советов должен был иметь металлический каркас, передающий весь его вес на фундамент. Проблема создания этой конструкции осложнялась необходимостью вписать в него купольный свод большого зала, имевшего по плану диаметр 130 м и высоту 100,6 м. Планировалось, что нижняя часть каркаса здания высотой 77,5 м будет состоять из 32 пар мощных колонн, расположенных по кругу и опирающихся на башмаки из стальных плит. Все эти колонны образовывали цилиндрический остов, к которому подвешивается гигантский купол, перекрывающий зал. При этом колонны должны были состоять из тавровых балок сечения 1,5×1,5 м.
Соединяли их между собой листы стали толщиной 24 мм, так что общий вес металлического каркаса Дворца Советов по проекту достигал 228 тыс. тонн, из которых 100 тыс. тонн приходилось на высокосортную специальную марку стали повышенной прочности, получившую даже специальное обозначение — «СДС» («Сталь Дворца Советов »)!
Химический состав этой стали был разработан Центральным Институтом металлов в Ленинграде, технологическое обеспечение ее изготовления поручили Украинскому институту металлов в Харькове. Соответственно, ее производство было организовано на заводе им. Петровского в Днепропетровске, а также на заводе им. Дзержинского, Мариупольском заводе им. Ильича и заводе имени Ворошилова. Новая сталь получилась на 15% дороже обычной строительной стали, однако при этом обладала повышенной прочностью и высокой антикоррозийной стойкостью.
Вес каркаса высотной части здания должен был составить 175 тыс. тонн, что в четыре раза больше каркаса такого небоскреба, как американский Эмпайр Стейт билдинг. Это, разумеется, тут же подсчитали журналисты — любители сенсаций, любой ценой стремившиеся «догнать и перегнать», пусть даже пока еще на бумаге!
Вследствие огромных размеров и большой сложности конструкции, сборка каркаса Дворца Советов должна была осуществляться в четыре операции, с промежуточной выверкой уже сделанного монтажа. Основным материалом для заполнения пустот стен дворца были выбраны керамические пустотелые блоки, а не кирпич, так как они давали существенный выигрыш в весе и при этом хорошую тепло- и шумоизоляцию. Толщина стенового заполнения во всех частях здания была одинаковой и составляла 0,3 м.
Большой зал Дворца Советов имел вид амфитеатра с круглой ареной и был рассчитан на 20 тыс. мест. Площадь — 12 тыс. кв. м, а объем — 970 тыс. куб. м. Таким образом, его объем был примерно равен объему всех зрительных залов театров и кинотеатров тогдашней Москвы. Разумеется, скопление такого большого числа людей в одном месте требовало мощной искусственной вентиляции, которая была запроектирована на производительность в 800 тыс. куб. м воздуха в час зимой и 1200 тыс. куб. м летом. Теплый и загрязненный воздух в зале должен был подниматься под его купол, откуда удаляться мощными вытяжными вентиляторами. Соответственно предусматривалась и система кондиционирования воздуха, которая обеспечивала бы в зале постоянство температуры и нормальную влажность.
Часть окружности Большого зала, согласно проекту, отводилась для мест президиума, лож дипломатов, представителей прессы и т.д. Предполагалось, что круглая арена в центре зала во время съездов, конгрессов и собраний будет занята партером, а вот в случае необходимости, при цирковых или театральных представлениях либо спортивных выступлениях, она будет освобождаться от кресел путем спуска площадки партера в специально предусмотренный под ним трюм. Соответственно вокруг зала было предусмотрено кольцеобразное фойе, образуемое двумя рядами колонн металлического каркаса, поддерживающих центральную часть здания. Кроме фойе, к Большому залу должны были примыкать аванзалы, курительные комнаты и вестибюли.
Малый зал был рассчитан на 5775 мест, при площади около 3500 кв.м, объеме 84 тыс. куб. м и высоте 84 м. Получалось, что даже этот «малый зал» станет величайшим театральным помещением во всей Европе. Места в нем располагались амфитеатром и на небольшом балконе. Площадь сцены — 1200 кв. м. Вместе с этим залом предусматривались следующие помещения: две аудитории по 500 мест, две аудитории по 200 мест и еще библиотека на 500 тыс. томов с читальными залами и кабинетами для занятий.
В подземной части дворца должны были располагаться технические помещения — отопительные, вентиляционные, службы по водоснабжению и электрообеспечению, медицинские службы и прочие системы жизнеобеспечения. Там же должны были находиться трюмы-арены Большого и Малого залов. Особое внимание при проектировании уделялось удобству внутреннего передвижения по дворцу, поскольку вместимость его рассчитывалась на 30 тысяч человек, и, разумеется, необходимо было сделать так, чтобы они могли быстро попасть в любую точку этого огромного здания. Не считая пожарных и хозяйственных подъемников, внутри здания планировалось установить 62 эскалатора и 99 лифтов, благодаря которым, например, эвакуация Большого зала могла быть осуществлена буквально за 10 минут!
Много внимания уделялось и отделке помещения, ведь площадь только высотной части здания составляла 78 тыс. кв. м.
Что же касается внешнего оформления Дворца Советов, то оно всецело подчинялось идее создания достойного постамента для статуи Ильича. Металл, использованный при отделке фасада, был связан со статуей единством материала, из-за чего и само здание, и венчающая его скульптура должны были восприниматься как единое целое. Полная высота фигуры Ленина достигала бы 100 м, что представляло собой нечто совершенно исключительное в истории архитектуры. Высота головы — 14 м, длина руки, вытянутой по традиции вперед, — почти 30 м, при этом фигура имела бы всего лишь две точки опоры — в ногах!
Таким образом, по проекту полная высота Дворца Советов от уровня земли и до макушки головы фигуры В.И. Ленина составляла 420 м, т.е. на 13 метров выше тогдашнего лидера среди небоскребов — Эмпайр Стейт билдинга! Общий же вес дворца, при объеме в 6,5 млн. куб. м, достиг бы и вовсе грандиозной цифры в 1,3 млн. тонн.
Строительство сего памятника эпохи, когда для советских людей, казалось, не стало уже ничего невозможного, началось в 1937 году, причем до начала войны успели собрать «клетку» здания высотой с десятиэтажный дом. Но потом с началом войны от строительства пришлось отказаться, а все металлические конструкции, как те, что уже были смонтированы, так и заготовленные, пришлось пустить на строительство стратегически важных мостов, которые в то время были куда важнее. Достроить здание хотели уже после войны, но тогда пришлось расходовать огромные средства на создание атомной бомбы, потом умер Сталин, потом… потом… потом — одним словом, этого грандиозного сооружения столица так и не увидела, хотя в Кремле и был построен прямоугольник Дворца съездов. Впоследствии проект Дворца Советов неоднократно критиковался за немасштабность по отношению к другим историческим зданиям Московского Кремля, за несоответствие исторически сложившейся архитектуре центра города, за «сверхмонументальность форм» и все такое прочее, но только ведь египетские пирамиды в этом плане еще более «сверхмонументальны» — и ничего. Чтобы только лишь на них посмотреть, люди расходуют немало денег, а восстановленный на месте Дворца Советов храм Христа Спасителя, при всей его красоте, все-таки не более чем обыкновенная купольная церковь!
В течение многих лет в круглом углублении фундамента Дворца функционировал летний открытый бассейн «Москва», на месте которого позднее как раз и был воссоздан взорванный в 1931 году храм.
Сегодня мы можем много говорить о том, что были в то время дела и поважнее, чем сооружение этого помпезного здания, что люди, мол, в стране голодали, томились в лагерях, что им много чего не хватало, а раз все это так, то и хорошо, что его не построили. Но… людям всегда ведь чего-нибудь не хватает, большинство вообще томится от безделья, тогда как всем прочим сколько не дай — всегда мало. Как бы там ни было, нам на память достался бы не бумажный проект, а вполне реальное чудо света, способное привлекать туристов со всего мира. А лично мне все-таки жаль, что Дворец Советов так и не был построен!
Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.
В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.