рассказ поединок на куликовом поле рассказ
Поединок Пересвета с Челубеем
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи.
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой.
По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий.
Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.
От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.
В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.
Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.
Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.
Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.
В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.
По благославению Сергия Радонежского
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов.
Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.
Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.
В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.
Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.
Воины Пересвет и Ослябя
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.
Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.
Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Куликовская битва — доклад по чтению 4 класс
Ну вот и вы в 4 классе! Литературное чтение не устает баловать нас новыми заданиями. На этот раз требуется составить рассказ (доклад) о Куликовской битве по опорным словам.
Задание
куликовская битва доклад по чтению
Рассказ о Куликовской битве
В VIII веке с юга пришло монголо-татарское войско. Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: верблюдов, лошадей, коров, овец, коз; кочевали с места на место в поисках новых пастбищ. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой монголо-татары редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Их знали, как людей жестоких и свирепых. Почти 250 лет они хозяйничали на русской земле и взимали дань. Все попытки освободиться терпели неудачу.
На битву князь просил благословения у Сергия Радонежского – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Сергий не только дал благословение на поход, но и предрек славную победу русскому войску.
10 августа 1380 года русская армия вышла из Кремлевских ворот. Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу войску монгольского правителя Мамая. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрявда впадает в Дон.
Войска перешли Дон и утром 8 сентября 1380 года началась битва. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. На всём скаку ударили друг друга копьями, и оба погибли. Едва Челубей упал из седла, вражеская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.
Русские несли большие потери, был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Князь Дмитрий бился в том же полку в доспехах простого воина. Он снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить», — сказал он своим воинам. Удар копья свалил князя, он был ранен, но выжил.
Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им обрушился засадный полк – татары и хан Мамай обратились в бегство. Бежали они так быстро, что русские воины не смогли их догнать. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Восемь дней хоронили погибших на поле битвы.
В честь победы в этой битве князя – полководца прозвали Дмитрием Донским.
Великая победа на Дону имеет огромное значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.
Буду рада, если Вы нашли здесь полезную для себя информацию. Заходите еще на Kidside
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Рассказ по картине М.И. Авилова «Поединок на Куликовом поле»
Рассказ по картине М.И. Авилова «Поединок на Куликовом поле»
Михаил Авилов с огромным вдохновением создавал данную картину. Для того, чтобы сделать работу более достоверной, он старался как можно более тщательно изобразить детали. Таким образом, зрители, которые смотрят на картину, могут ощутить дух, силу этого момента.
На заднем плане слева смирно стоят русские воины, уверенные в победе своего бойца. Впереди них на белом коне стоит великий Московский князь – Дмитрий Донской, также уверенный в победе Пересвета. Автор передал цветовой гаммой состояние бойцов. Именно преобладание серых оттенков, говорит о том, что воины спокойны и уверены в победе.
Татарские войска, стоящие справа от Челубея изображены в ярких тонах. Эта деталь говорит о том, что воины не уверены в своих силах и сомневаются в своей победе.
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» демонстрирует зрителям дух того времени, как русские воины сражались до последнего. Все это ощутить нам позволяют цветовые оттенки и тщательно проработанные детали. Михаил Авилов смог подробно и достоверно изобразить сцену боя, за что был награжден наградой.
Историческая справка:
— картина написана в 1943 году
— поединок, изображенный на картине, состоялся 8 сентября 1380 года
— место поединка – Куликово поле (на берегах реки Непрядвы)
Куликовская битва между русскими и татарскими войсками началась именно с этого поединка. Русскими войсками предводительствовал князь Дмитрий Донской, татарскими войсками – Мамай.
Такие поединки устраивали, чтобы определить, чья армия пойдет атаковать первой. Невероятная важность поединка в том, что атакующая армия несет большие потери.
В этом поединке погибли оба воина, но Пересвет сумел доехать на коне до русских войск, поэтому победа осталась за ним.
В битве на Куликовом поле победили русские войска.
Новое в блогах
Правда о легендарной схватке Пересвета и Челубея
Поговорка «Лучшее – враг хорошего» работает и в пропаганде. Сама по себе Куликовская битва является героической страницей нашей истории, воодушевляющим примером борьбы за свободу для многих поколений русских. Однако в стремлении сделать её ещё красочнее, монахи-писатели здорово переборщили.
Обилие версий описания поединка Пересвета с Челубеем
Впервые эта история появилась в «Сказании о Мамаевом побоище». Именно из него мы знаем и о том, что Челубей был печенегом, и о его громадном росте – «5 сажен высота его», и, конечно, об исходе поединка, а именно «и свалились оба с коней на землю и скончались».
Между тем, сейчас гораздо популярнее версия, по которой Пересвет выбил соперника из седла, а сам, хоть и пронзённый насквозь, добрался до своего войска и только там скончался. Это объясняется наличием целой серии различных списков, где описание поединка обрастает всё новыми подробностями.
В одном они сражаются как пехотинцы на мечах, в другом всё-таки конными, но Пересвет падает поверх убитого им татарина, накрывая его своей ризой. Ещё в одном списке последнюю картину даже видит монах Троицкого монастыря Никон, которого игумен Сергий Радонежский отправляет почему-то ради этого видения на колокольню (то ли подразумевалось, будто она так высока, что оттуда можно всё разглядеть без Божьего вмешательства, то ли там связь с Господом была лучше – непонятно).
Выглядит очень героически, самоотверженно, но, увы, совершенно неправдоподобно. И именно это доведение различными переписчиками легенды до полного абсурда заставляет задуматься: как же всё обстояло на самом деле и был ли вообще этот поединок?
Странности и нестыковки в различных источниках о Куликовской битве
Если идти с конца, то нужно заметить, что идея такого экзотического поведения Пересвета была подсказана монахам Кирилло-Белозерского монастыря (это, кстати, на Вологодчине, то есть, прямо скажем, от Куликова поля далековато) европейским средневековым эпосом. Похожий сюжет потом позаимствует и Томас Мэлори. Он, правда, таким способом убьёт не отрицательного, а положительного героя – короля Артура.
Размеры Челубея даже не нуждаются в объяснении – это типичная для Средневековья (только ли для него?!) тенденция преувеличивать силу и численность врагов, чтобы придать собственному успеху значимость. Хотя с пятью саженями авторы, конечно, погорячились – в зависимости от выбранной единицы (простая, косая, маховая) рост Челубея получится от 7 с небольшим до почти 11 метров.
Обилие различных пересказов обстоятельств поединка объясняется не только тем, что живых свидетелей сражения к моменту написания «Сказания о Мамаевом побоище» не осталось, но и тем, что ни в одном из предыдущих свидетельств о Куликовской битве такого эпизода не записано.
Более того, «Задонщина», созданная минимум на полвека раньше, содержит прелюбопытный фрагмент «Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу». Иными словами, бой в разгаре, а наш герой живёхонек (и, конечно, защищён не только монашеской ризой). Про Челубея же в «Задонщине» нет ничего. Ну а его печенежское происхождение и вовсе странность – от этого народа к XIV веку и следа не осталось. Сначала половцы, а затем и монголы здорово изменили этнический состав Дикого Поля.
Ну и в заключение, самое первое свидетельство о Куликовской битве «О побоище иже на Дону. », составленное прямо по горячим следам, конечно тоже не содержит никакой информации о поединке, предварявшем сражение. Оно и неудивительно, ведь такой традиции ни у русичей, ни у монголов в последние века не водилось.
Похоже, правда, об этом поединке заключается в том, что его никогда не было. Впрочем, это нисколько не умаляет подвига того же Пересвета, который действительно сражался и погиб на Куликовом поле, и тысяч его соотечественников, возродивших великие военные традиции Руси.
Еще больше фактов по теме публикации смотрите в ролике ниже.
&t=1s tataZ агентМоссадЦРУ # написал комментарий 25 июля 2021, 12:51 =доведение различными переписчиками легенды до полного абсурда заставляет задуматься: как же всё обстояло на самом деле и был ли вообще этот поединок?=
Рассказы разных авторов о численности сражавшихся войск
(от 20 000 вплоть =до полного абсурда= в 300 000 человек),
полнейшее отсутствие каких либо находок, свидетельствующих о сражении,
заставляет задуматься:
как же всё обстояло на самом деле и была ли вообще битва на Куликовом поле?