расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле

«Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы»: как родилась знаменитая фраза после посадки самолёта A321

15 августа 2019 года пассажирский самолёт A321, выполнявший плановый рейс Москва — Симферополь, сразу после взлёта из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек. У лайнера отказали оба двигателя. Однако пилоты смогли совершить невозможное — успешно посадили самолёт на кукурузное поле.

Никто из 226 пассажиров и семи членов экипажа, находившихся на борту лайнера, не получил серьёзных травм. А фраза «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы», которую во время эвакуации пассажиров произнёс 32-летний бортпроводник Дмитрий Ивлицкий, стала крылатой.

Вместе с автором фразы RT ещё раз пережил события того дня.

— Дмитрий, с экипажем, который летел с вами в тот день, вам приходилось работать раньше?

— Это был первый полёт. Мы, конечно, виделись на земле, но в командировку таким составом летели впервые. Составы ведь постоянно меняются.

— Когда вы поняли, что произошло ЧП и полёт идёт не по плану?

— Сначала всё было штатно: разбег, самолёт оторвался от земли. А секунд через 30 начались шум, сильная вибрация. Я думал, что сейчас вернёмся на второй круг в аэропорт. Спустя примерно минуту я увидел, что правый двигатель то набирает обороты, то сбрасывает, были слышны хлопки, так называемый помпаж двигателя.

Командир корабля по аварийной связи обычно предупреждает нас о действиях, которые нужно будет проводить. В этот раз никакой информации не поступило. У пилотов не было на это времени. Мы сидели и ждали посадки.

Когда садились, было два соприкосновения с землёй и ощущение, что мы сели в аэропорту, но сели жестковато. Остановились, как мне показалось, быстро.

— Как на всё реагировали пассажиры?

— Пассажиры сидели спокойно — было раннее утро, многие были полусонными, поэтому просто смотрели на меня. Во взглядах читался вопрос: «Что происходит?» Я кивал им, мол, всё хорошо, сейчас вернёмся в аэропорт.

— А вы сами в тот момент что чувствовали?

— Во время посадки паника у меня внутри, конечно, была, но я не подавал вида. Нужно было сохранять хладнокровие, хотя на наших местах маленькие окошки, плохо было видно, что происходит снаружи.

Несмотря на это, весь экипаж действовал чётко по инструкциям, ступора ни у кого не было. Вся техника безопасности ведь отработана до автоматизма, как и должно быть.

Мы проходим обучение, практику, отрабатываем посадки и на сушу, и на воду.

Бортпроводники проходят обучение в том числе и по медицине, ведь ситуации бывают разные — в моей практике были и приступы эпилепсии, и аэрофобия.

— Как развивались события после посадки самолёта?

— Все сидели спокойно на своих местах, была тишина и темнота. Никто не вскакивал и не кричал. Я пошёл узнать, что происходит, потому что связь не работала, вообще ничего не работало. Когда я подошёл к кабине командира, мне и сказали начинать эвакуацию.

Как только мы открыли аварийные выходы и проверили трапы, пассажиры начали спускаться из самолёта на землю.

— Фраза про кукурузу и солнце — ваша импровизация? Почему, на ваш взгляд, она стала такой популярной?

— Когда все пассажиры покинули самолёт, оказалось, что кукуруза в поле вокруг них метра два в высоту. Куда идти — непонятно. Единственный ориентир — это солнце. Я ещё стоял наверху, в дверях самолёта, и мне было видно дорогу, куда уже подъезжали машины экстренных служб. Вот так и родилась эта фраза, чтобы люди могли дойти за помощью.

Мне приятно, что эта фраза тогда немного разрядила обстановку и вызвала у людей улыбку. Мы на тему этой посадки практически не шутим, но меня за тот полёт коллеги иногда в шутку называют початком.

— Как перенесли всё случившееся члены экипажа?

— Конечно, взяли отпуск, чтобы восстановиться и снова начать работать. Ходили к психологу, чтобы абстрагироваться от этой ситуации.

Но после этого рейса мы очень сплотились. Члены экипажа стали почти родными друг другу, большой семьёй. Созваниваемся, у нас есть свой чат, где все рассказывают, как у них дела.

С пассажирами того рейса, кстати, тоже есть чат. Иногда мы в нём общаемся. Помню, что кто-то летел в первый (и, как теперь уверяют нас, в последний) раз, один молодой человек сделал предложение своей девушке, ещё одна пассажирка, беременная, родила ребёнка.

— Как отреагировали на случившееся ваши родные, друзья?

— В первую очередь, когда все пассажиры вышли из самолёта, я сам позвонил маме. Но она не взяла трубку — в Екатеринбурге было ещё шесть утра. Мама обычно, когда смотрит новости и видит что-то про самолёты, сразу звонит мне. И тогда я перезвонил сестре. Сказал, что в новостях будут сообщать про самолёт, не переживай, да, я на этом рейсе, но всё хорошо.

У друзей был, конечно, шок. Посыпались десятки сообщений, вопросы, как всё произошло. Слова благодарности и поддержки, заявления, что это чудо и второй день рождения. Для всех это было большое событие, а для нас — работа.

Источник

«Кому-то выгодно скрывать истину»: Эксперты указали на странности с севшим в кукурузе А321

«И при чём здесь чайки?»

О странностях выводов по «кукурузному чуду», как назвали в народе удачное приземление А321 на поле, Антипов рассуждает в своём аккаунте Facebook. Он сравнивает свой постоянный анализ темы с неожиданно попавшим в аварийную ситуацию сразу после вылета из аэропорта самолётом с темой еды: мол, пищу тоже надо тщательно пережёвывать, чтоб от неё была польза. Так и с самолётом: по мнению Антипова, только установление истинных причин ЧП поможет избежать подобного в будущем.

Он объясняет, что вытянутость огня по вертикали говорит о том, что догорает топливо не в газовой струе двигателя. Но ещё подозрительнее то, что очаг пламени, судя по фотографиям, перемещался вдоль фюзеляжа, причём с той же скоростью, что и воздух, обтекающий самолёт.

расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть картинку расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Картинка про расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле

Крови не было

Он говорил, что двигатель, в который попали чайки, не был обагрён кровью птиц. На опубликованных в Сети фотографиях самолёта нет следов крови на входном сопловом аппарате и его внутренней поверхности, отмечал Антипов. В свою очередь, с такой позицией ранее не согласился бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Александр Романов. Он отмечал, то, что на фото не видно внешних следов попадания птиц в двигатель, ни о чём не говорит. Специалист указал, что снимков разреза двигателей никто не публиковал, да и к тому же внешние следы могли быть стёрты во время аварийной посадки.

Впрочем, доводы оппонента не убедили Антипова. По его словам, есть ряд нюансов, которые по совокупности расходятся с «чаячьей» версией о ЧП. В частности, сложно говорить о неких стёртых следах на внутренней поверхности воздухозаборника правого двигателя.

«Героями не считаю»

Лётчик-испытатель Герой России Александр Гарнаев также считает, что правду об аварийной посадке на кукурузное поле лайнера «Уральских авиалиний» A321 попытаются замолчать. По его словам, расшифровки чёрных ящиков и разговоров уже готовы, и, вероятно, сейчас тем, кто уже знает правду, будут «передавливать глотки».

Своё мнение по поводу расследования инцидента с аварийной посадкой A321 в Жуковском Александр Гарнаев выразил в Facebook.

Он отмечал, что в прессе так и не появилось ответов на элементарные вопросы. К примеру, какова в том взлёте A321 c UUBW на пятикилометровой ВПП была расчётная величина V1, насколько до или после V1 произошло первое столкновение с птицами и было ли оно единственным.

А лётчик-испытатель, почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев в корне не согласен с утверждением коллеги. По словам Толбоева, Гарнаев не обладает необходимой квалификацией, чтобы делать выводы о произошедшем.

Источник

«Чудо в кукурузном поле»: как пилоты A321 совершили почти невозможное, действуя не по инструкции

расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть картинку расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Картинка про расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле

Авиалайнер А321 компании «Уральские авиалинии» выполнял рейс Москва — Симферополь, имея на борту 233 человек (226 пассажиров и 7 членов экипажа). В течение первой минуты после взлета в его двигатели попали птицы, и ровный шум моторов сменился работой с перебоями. Полностью заправленный А321 нес многие тонны топлива в баках, и посадка в таком виде всегда грозит большой опасностью. Самолет тяжелый — значит, его посадочная скорость выше, а с ней растет и шанс на аварию. 5 мая 2019 года авиалайнер SSJ-100 с избытком топлива (тоже почти сразу после взлета) при попытке аварийно сесть в Шереметьево проломил ударом шасси о полосу крыльевые баки, отчего начался пожар, унесший жизни 41 из 78 человек, находившихся на борту.

Не Гудзон: почему посадка на воду проще посадки на кукурузное поле

Десять лет назад, 15 января 2009 года, на воды Гудзона сел самолет А320 (близкий, хотя и далеко не идентичный авиалайнер). Как и российский собрат, сразу после взлета — что вообще случается близ мест, где водятся птицы, любящие воду, — он столкнулся со стаей пернатых, отчего отказали сразу оба мотора. Как и с самолетом «Уральских авиалиний», случившееся было сразу (хоть и не без последующего судебного разбирательства) оценено как чудо: далеко не всегда «безмоторная» посадка на совершенно не подготовленную поверхность заканчивается вообще без жертв.

Но есть в этих происшествиях и два серьезнейших отличия. Первое: капитан американского судна Чесли Салленбергер был архиопытным (к тому моменту он летал почти 36 лет с общим налетом 19 663 часа, четверть из которых — на А320). Почти семикратная разница в налете и многократная в общей длительности летной карьеры явно отличают его от Дамира Юсупова.

Но есть и третье, не менее серьезное отличие. «Чудо на Гудзоне», по которому в 2016 году вышел одноименный фильм, было очень сложной посадкой, потому что это была посадка на воду. При приводнении есть риск утопить самолет, но есть и большой плюс: спокойная вода даже при посадке на скорости 300 километров в час дает меньше трения о брюхо самолета, чем грунт. Если самолет будет садиться на твердую поверхность, а не на водную гладь хотя бы чуть-чуть не выровненным, трение о его выступающую нижнюю часть приведет к пожару. На самолете с полными баками пожар действительно опасен.

Чтобы понять, насколько тщательной и аккуратной должна быть посадка на твердую поверхность — иначе не избежать гибели людей, — достаточно взглянуть на видео посадки Boeing 767 в аэропорту Варшавы в 2011 году. По нему понятно, что выравнивание машины должно быть намного аккуратнее, чем при многих посадках на шасси. Именно благодаря этому посадка на брюхо завершилась тогда лишь малым пожаром.

Почему Юсупов принял решение садиться в поле, да еще и с убранным шасси?

Как мы только что отметили, садиться на засаженное высокими растениями поле — весьма рискованный выбор, который делают нечасто. Что подтолкнуло к нему командира уральского А321? Действительно ли нужно было так рисковать?

На деле никакого выбора у командира воздушного судна просто не было. В 6 часов 10 минут 15 августа самолет взлетел, почти сразу в его левый двигатель попала минимум одна птица, после чего он заглох. Тогда экипаж обратился к диспетчеру аэропорта с просьбой о возврате для посадки. Но этот план остался лишь планом, потому что почти сразу еще одна птица попала и во второй, правый двигатель, отчего тот потерял две трети тяги. На трети тяги одного двигателя из двух разворачиваться и совершать посадку не было никакой возможности.

Другой важный вопрос: почему экипаж принял решение не выпускать шасси? Действительно, корректная посадка на шасси менее пожароопасна, чем на брюхо. Шасси дает меньшее трение, низ фюзеляжа не касается земли, меньше вероятность получить искры при касании поверхности. Это лишь часть причин, по которым официальная рекомендация Airbus, производителя самолета А321, указывает: посадка на суше должна выполняться на шасси, без него допустимы только приводнения самолета, где шасси очевидно не удержит его на поверхности.

Дамир Юсупов явно нарушил эти рекомендации, содержащиеся в так называемом чек-листе — списке обязательных к выполнению действий при отказе двигателей на высоте.

расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть картинку расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Картинка про расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле

Опять-таки тогда от удара самолет может получить пробитие баков или крен и касания земли тем же крылом с баками внутри. Все это — очень плохие варианты. На фото с места аварии хорошо видно: растительность у самого самолета довольно высока и понять, до какой именно степени поле было ровным, пилоты не могли, что должно было добавить им неизвестных переменных в уравнение, которое они должны были решить в уме, причем очень быстро, за минуту-другую.

Как отмечают пилоты авиалайнеров, «в руководящих документах есть пункт о том, что капитан или пилот, управляющий самолетом, имеет право отклониться от любых инструкций, если он действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета». Именно по этому пункту и действовал Дамир Юсупов.

И это большая смелость с его стороны, потому что пункт этот работает по принципу «победителей не судят». Если все прошло хорошо, никто не спросит с него за нарушение чек-листа. Если при жесткой посадке на брюхо была бы хоть одна человеческая жертва — с него начали бы спрашивать по всей строгости, ведь формально он нарушил требования производителя самолета.

Кадры решают все: как человеческий фактор привел к успешной посадке A321

Емко прокомментировал действия Юсупова и его экипажа Юрий Сытник, член комиссии при президенте по вопросам развития авиации, заслуженный летчик России: «Так как он не выпустил шасси, нечему было втыкаться в крылья, и топливо осталось в баках-кессонах. А топлива было прилично: ему нужно было лететь два с половиной часа до Симферополя… Где-то, наверное, 15−16 тонн топлива… Есть в России, оказывается, еще и школы подготовки летного состава, и есть летчики грамотные».

Здесь и пролегает разделительная черта между случаем с «Суперджетом» и «чудом на кукурузном поле» у Жуковского. 5 мая 2019 года большинство людей на борту SSJ-100 погибли потому, что пилоты посадили их при работающих двигателях с избытком вертикальной скорости (скорость снижения). 15 августа 2019 года никто не погиб потому, что пилоты посадили самолет с минимумом вертикальной скорости при неработающих двигателях.

По всей видимости, количество часов налета не всегда определяет, кто может справиться с критической ситуацией лучше: тот, у кого их 3000, как у Дамира Юсупова, или тот, у кого их 6800, как у командира «Суперджета».

Причина катастрофы: вероятность столкновений с птицами будет только расти?

Как это часто бывает, любое громкое событие мгновенно порождает немало спекуляций на тему того, что на самом деле виноваты действия или бездействие властей. Не стало исключением и «чудо на кукурузном поле». Издание Baza оперативно выдвинуло версию, что причина столкновения с чайками — наличие рядом несанкционированной свалки. Чайки действительно любят свалки, но в этом конкретном случае понять, в свалке ли дело, сложно: всего в 150 метрах от окраины аэропорта течет Москва-река, а чайки любят и водную гладь.

Более того, сама идея того, что чайки любят только свалки, не вполне корректна. В наше время множество населенных пунктов у воды наблюдает чаек, даже если поблизости вообще нет свалок. Эти птицы — настоящие оппортунисты, которые поедают все съедобное, что выбрасывают люди. А те с каждым годом выбрасывают все больше, давая чайкам все больше пищи для размышлений на тему урбанизации. За последние полвека самые распространенные виды чаек стали привычными далеко от морских и озерных берегов, к которым их считали привязанными когда-то.

Еще одна проблема, подстегивающая размножение почти всех видов чаек, — глобальное потепление. В обычных условиях они размножаются раз в год, но по мере удлинения теплого времени года и повышения обилия пищи могут делать это и два раза в год ( некоторые страны уже столкнулись с этим ) — с соответствующим ростом численности.

Сходная ситуация в умеренном климате не только у чаек. Другие, например утки и дикие голуби, благодаря глобальному потеплению также расширяют свой ареал в последние годы, появляются там, где их никогда не видели раньше. И утки, и другие виды птиц, склонные летать стаями, могут быть опасны для самолетов. К сожалению, с этим не всегда можно что-то сделать: существующие аэропорты трудно перенести в другое место и нет никакой гарантии, что распространение ареалов птиц на севере с потеплением не сделает «птиценаселенными» и окрестности новых аэропортов.

Именно поэтому изучение опыта посадок вроде той, что совершил Дамир Юсупов, — предельно оправданное занятие, способное не раз помочь гражданской авиации в будущем.

Источник

Чудо на кукурузном поле: 93 секунды после столкновения самолета со стаей чаек

расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Смотреть картинку расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Картинка про расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле. Фото расследование авиакатастроф посадка на кукурузное поле

Невероятная история спасения людей в Подмосковье. Здесь жесткую посадку совершил самолет «Уральских авиалиний», летевший из Жуковского в Симферополь. При взлете Airbus столкнулся со стаей чаек, из-за чего у него отказали оба двигателя, а один из них загорелся. Но экипажу удалось посадить лайнер прямо на брюхо на расположенное поблизости кукурузное поле, а потом эвакуировать пассажиров. Все, кто находился на борту, а это более 230 человек, остались живы. 75 из них понадобилась медицинская помощь. Но в больнице — лишь одна пассажирка! В Кремле уже назвали летчиков героями.

На записанных пассажирами кадрах — первые секунды полета Airbus A321. При взлете с полосы аэродрома Жуковский самолет столкнулся со стаей птиц. Хлопок, и лайнер начал медленно набирать высоту. Но уже через километр устремился вниз. Что-то произошло с двигателями.

Пассажиры сняли и аварийную посадку, как самолет планировал над кукурузным полем. В воздухе Airbus был всего 1 минуту 33 секунды.

Тем, кто был на борту, крайне повезло. Лайнер садился с полными баками. Шасси уже убраны. Самолет буквально примял посевы кукурузы и скользил по ним.

На земле самолет немного задымился. Растеклось полтонны топлива. Экипаж срочно организовал эвакуацию пассажиров. По словам пострадавших, все было сделано быстро и профессионально. Операцией руководил командир судна Дамир Юсупов с мегафоном в руках.

«Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы», — командует Дамир Юсупов.

Сами пассажиры не скрывали эмоций. Благодарили экипаж за спасение.

— Живы, и то хорошо! Не говорите, ребятки!

— Да! Второе рождение!

«Спасибо вам большое! Спасибо вам большое за сохраненные жизни!» – благодарят экипаж пассажиры.

Все 233 человека живы. У пострадавших — незначительные травмы. Известно, что на борту была беременная женщина. По словам врачей, ни ей, ни ребенку ничего не угрожает. Есть и те, кто пока еще в больнице.

«Мне сын подарил билеты в Симферополь, чтобы я отдохнула на день рождения. Поэтому я сегодня решила полететь с Жуковского в Симферополь. Раз 6-7 затряслось, а потом такое мгновение, что мы начали падать. Потом я ничего не помню. При встряске у меня позвоночник так запекло, меня вытолкали из самолета. И я очень тяжело дошла до дороги», — поясняет пострадавшая.

Первые кареты скорой помощи не могли подъехать к самолету близко. Мешали посевы. К машинам на дороге люди шли пешком. Уже в аэропорту их встречали психологи.

«Это не передать парой слов, когда падаешь! Как нам повезло, не знаю, — говорит один из пассажиров рейса в Симферополь. — Едем домой. Все! Отпуск закончился!»

Сразу после аварийного приземления ближайшие подъезды к месту чрезвычайного происшествия оцепили полицейские. Все для того, чтобы на кукурузным поле не оказалось посторонних, которые мешали бы проводить оперативно-следственные действия.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело. Как правило, во время таких расследований специалисты назначают технические экспертизы, опрашивают механиков, которые проверяли борт перед вылетом, делают заборы топлива. Черные ящики будут расшифровывать в Межгосударственном авиационном комитете.

Вопросы появились к представителям Летно-исследовательского института Громова. Его оборудование должно было отпугивать птиц от аэродрома. В институте заявили: все системы работали штатно.

«На аэродроме работает комплекс профессионального биоаккустического оборудования. Он включает в себя приборы, имитирующие звуки пернатых, предупреждающие об опасности и крики хищных птиц, шумовые установки, отпугивающие птиц имитацией звуков выстрелов и другие приборы», — заявили в ЛИИ Громова.

«В аэропорту Жуковский, как и во всех наших аэропортах, существуют системы орнитологического обеспечения безопасности полетов. Но насколько они эффективны? Это зависит от много факторов. Это расположение бытовых отходов на приаэродромной территории. Все эти факторы предстоит выяснить комиссии по расследованию аварии, которая приступила к работе», — пояснил глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

В Минприроды уже потребовали провести проверки ближайших к Жуковскому свалок. Хотя такое соседство запрещено, одна из них находится рядом с аэропортом. Над ее территорией можно видеть целые стаи птиц. Об это проблеме говорят и местные жители.

«Мелкие пернатые, как правило не наносят существенного вреда самолетам. А вот чайки могут», — говорят об увесистых птицах местные жители.

Столкновение лайнера, который взлетает на скорости под 300 километров в час, даже с одной крупной птицей — сопоставимо с ударом от падения 100-килограммовой гири с высоты в 15 метров. По статистике, более половины таких встреч приходится именно на двигатель.

Турбина самолета спереди работает как пылесос: затягивает птицу в лопасти. Они деформируются, возникает вибрация. Дальше — сбой топливной системы. В худшем случае лопасти рассыпаются и разрушают топливный контур, из-за чего возникает пожар.

Пилоты могут отключить неисправный и погасить открытое горение. А дальше приземлиться на резервной мощности или спланировать, как это произошло под Жуковским.

«Это очень сложная ситуация, когда после взлета отказывает двигатель. Принимается решение сразу. Все видели, с каким крутым набором при взлете они идут. Переломит эту траекторию сразу на снижение, для того чтобы произвести выравнивание и мягкий подвод к земле — это действительно нужно мастерство», — считает заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.

Еще одна удача — кукуруза. Еще пару лет назад вместо кукурузы на поле рос бурьян. Новые владельцы земли совсем недавно засеяли поле.

В ближайшее время следователи опросят и экипаж, и пассажиров, как свидетелей и потерпевших. К расследованию катастрофы с Airbus присоединяться и специалисты из Франции.

Источник

«Чудо в кукурузе» и другие удивительные спасения российских самолетов

Степан Акопян теперь никогда не сотрёт ни из телефона, ни из своей памяти эти фотографии с пилотами и стюардессами. Именно благодаря этим людям он снова увидел сына, хотя за минуту до жёсткой посадки мысленно простился с близкими.

Минуты, не просто «изменившие жизнь» пассажиров и экипажа – сделавшие всю Россию немного другой. Мы, кажется, поверили в чудеса… Дамир Юсупов теперь не просто «командир воздушного судна», он не меньше чем национальный герой, которого так не хватало. На празднике в честь Дня флага, куда его пригласили, немало звёзд шоу-бизнеса. Но по всему видно, что главная звезда здесь он, ещё вчера – простой труженик российской авиации. И именно на его шатре самая правильная табличка – «Герой из народа». Пожимаешь ему руку и понимаешь, что на самом деле «прикасаешься к истории».

«Мысли крутились очень быстро, даже сейчас трудно все вспомнить, конечно, все это в основном, все это происходило на автомате, ситуация нельзя сказать, что она полностью была знакома, но большую часть из того, что случилось. мы отрабатывали на тренажерах», — говорит Герой России Дамир Юсупов.

Если на тренажёре «не получится», то всегда есть шанс «попробовать исправить». А вот когда у тебя в буквальном смысле за спиной ответственность за людей на борту самого большого самолёта из семейства А-320, а в полных баках – почти 30 тонн керосина, тогда термин «посадка перед собой» – именно так называется это приземление на кукурузном поле – становится «посадкой перед своими нервами, памятью и совестью».

Этот А321 застыл посреди кукурузного поля памятником человеческому героизму, профессионализму и хладнокровию. Они сажали его в самых экстремальных условиях: оба двигателя заглохли, баки полные и могут взорваться в любую минуту, на борту – более двухсот человек, шасси пилот специально не выпускал, чтобы не допустить возможного взрыва. Наземные службы несколько дней распиливали этот самолёт, потому что увезти его гораздо сложнее, как выяснилось, чем посадить. И тем удивительнее, что месяц август, который в России традиционно собирает кровавую жатву из жертв различных катастроф, в этот раз остался ни с чем.

Кстати, именно кукурузу Дамир Юсупов совершенно серьёзно благодарит за помощь в чудесном спасении. А также – человека, который её высадил на поле около посёлка Рыбаки.

«Я так понимаю, был момент скольжения, натура очень большая в этом году, 800 центнеров, поэтому, скорее всего, сыграл этот момент. Чувствую гордость за наше поле, за нашу кукурузу», – сказал он.

Сотни жизней спасла… мечта Дамира Юсупова покорить небо. Хотя сначала его, сына пилота гражданской авиации, не приняли в лётное училище. Закончил юридический институт. Но мысли о полётах не отпускали.

Обратите внимание: Дамир Юсупов сдавал выпускные экзамены в училище на тренажёре Ан-2. Этот самолёт в народе прозвали «кукурузник». Подготовка к каждому полёту, тщательность и внимание к деталям. Дома это видели лучше всего.

Кадры из семейного архива. Дамир Юсупов с долгожданным дипломом. А вот – всего через 6 лет на первых полосах газет. «Русский Салли» пишет о нём «Нью-Йорк Таймс», сравнивая с Челси Салленбергером, американским пилотом, который в январе 2009 года посадил на реку Гудзон самолёт А-320, также после попадания в двигатели стаи птиц. Все 155 человек на борту остались целы, пресса потом назвала всё это «чудом на Гудзоне». В Голливуде про это снял фильм сам Клинт Иствуд.

«Американский экипаж на воду сел, а вода на больших скоростях всё равно что бетон, ничем не мягче асфальта или бетона…»

Пилот Андрей Коннов знает, о чём говорит, ведь на его счету тоже своё чудо, «арбузное». 2 сентября 1989 года самолёт Як-40 летел из курортного Иссык-Куля в столицу Киргизии. На борту 40 человек. Для экипажа это шестой рейс за день! Уже при подлёте к точке назначения взорвался гидроаккумулятор. А потом – цепь отказов. Стабилизатор, автопилот и система выпуска шасси перестали «слушаться» командира воздушного судна.

«Стабилизатор уведён на пикирование, поэтому самолёт «клевал носом». Надо было его «держать на руках». Усилия были в пределах допустимого, но держали по очереди: я держал, второй лётчик у меня держал, и даже бортмеханик помогал держать. Если мои коллеги сели в Жуковском на кукурузное поле, сели за пределами аэродрома, то я сажал воздушное судно на боковую полосу безопасности, она песчаная. Не скажу, что там хулиганские действия были со стороны диспетчерского состава, но там в каком-то месте были посеяны и росли арбузы», — говорит командир воздушного судна Як-40 Андрей Коннов.

И у Андрея Ламанова было своё чудо – «таёжное». Рейс из Якутии в Москву на Ту-154М, 81 человек на борту и полный отказ всех систем электропитания спустя три часа полёта. Перестали работать все приборы в кабине, пропала связь с диспетчерами, и, самое страшное, насосы прекратили перекачивать топливо в баки, горючего осталось всего на 30 минут лёта. Необходимо было искать место для экстренной посадки.

«И за эти полчаса, если бы не сели, плюс ко всему ещё и двигатели отказали, то есть самолёт «слепой», «глухой», да ещё и без двигателей, без тяги. После посадки получилось так, что двигателям осталось работать всего 4 минуты», — говорит Герой России, в 2010 году – командир воздушного судна Ту-154М Андрей Ламанов.

Вспоминая на тренажёре тот полёт, Андрей Ламанов говорит: собирались сначала приводняться на узкую полоску реки, но потом совершенно случайно заметили еще менее узкую взлётно-посадочную полосу, которую, давно закрытую для полётов, много лет содержал в порядке самый незаметный герой – смотритель вертолётной площадки посёлка Ижма Сергей Сотников.

«Я просто надеялся на то, что когда-то малую авиацию возродят, запустят, будет работать аэропорт и кому-то это пригодится. И вот, пригодилось», — говорит Сотников.

«Незаметный Герой» до сих пор присматривает за той самой «взлёткой», не избалованный вниманием прессы и премиями от начальства.

«Cейчас вот только санавиация, если вызовут, и вот так вот я хожу, дежурю», — говорит он.

Андрей Коннов удостоился ордена «За личное мужество» из рук первого и последнего президента СССР, статьи в газете «Правда», Почётной грамоты и премии в 500 рублей. Но в 90-е вынужден был покинуть пилотское кресло.

«Самолёты распродали, нас всех разогнали, нас таких было много…» — говорит он.

А это происшествие могло стать одной из самых крупных авиакатастроф в истории России. Боинг-777 вёз домой из Доминиканской республики 355 наших курортников и еще 20 членов экипажа. Вскоре после набора высоты отказал левый двигатель. Пилот решил вернуться в аэропорт Пунта-Каны и сел на полосу, чудом избежав взрыва двигателей от пожара, вызванного поломкой передней стойки шасси.

«Стюардессы выходили в салон. Мне запомнилась одна стюардесса, которая вела себя особенно уверенно и спокойно. То есть она подходила к пассажирам и говорила: «Посмотрите на нас, у нас тоже семьи на земле, и вы же видите, мы спокойны, потому что понимаем, что всё будет хорошо», — говорит пассажирка рейса Пунта-Кана – Москва Екатерина Соколова.

Ольга говорит, что даже после того страшного огненного ЧП у неё и мысли не было уйти из профессии. Такой же настрой и у Дамира Юсупова. При разговоре с ним вообще кажется, что этот вынужденный отпуск на время расследования причин авиапроисшествия его тяготит, да и героем он себя не считает, даже несмотря на подписанный президентом указ о присвоении этого звания ему и второму пилоту Георгию Мурзину.

«В моему понимании, герои – это более, так скажем, мужественные, самоотверженные люди. Я своим подвигом, еще раз говорю, нисколько не восхищаюсь, я просто выполнял свою работу. Да, я планирую продолжить летать», — говорит Юсупов.

Он ещё вернётся в Москву – и за заслуженной наградой, и за назначением на новый рейс. И пассажиры наверняка почувствуют себя спокойнее, услышав, что командир их воздушного судна – Дамир Юсупов.

«Я понимаю, что это твоя работа, но всё-таки принимай наши благодарности. Ты действительно молодец. И весь экипаж», — говорит пилоту пассажир рейса U6 178 Москва – Симферополь 15 августа 2019 года Борис Швайгер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *