размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Янтарная комната в Екатерининском дворце: история, описание, фото

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Янтарная комната в Екатерининском дворце сегодня является одной из основных достопримечательностей, которые стремятся посетить отечественные и иностранные туристы. Это неудивительно: произведение искусства имеет богатую и интересную историю, а загадка его исчезновения до сих пор заставляет выдвигать различные версии. Ведь Янтарная комната в Екатерининском дворце — это только реконструкция, а куда подевались настоящие панно и детали интерьера до сих пор неизвестно.

История создания кабинета

Фридрих III, известный своей тягой к роскоши и ко всему французскому, взошел на престол в 1688 году. Он решил переделать для своей второй супруги Шарлотты-Софии дворец в Литценбурге. Автором интерьеров стал архитектор Иоганн Фридрих Эозандер фон Гете. В помощь из Копенгагена пригласили художника, резчика по слоновой кости и янтарю Г. Вольфрама. После смерти Эозандера и Вольфрама работы по созданию панно из янтаря остановили. Во дворце в Литценбурге они так и не были установлены.

Янтарную комнату создал Андреас Шлютер, немецкий скульптор и архитектор, для короля Пруссии Фридриха I, правившего под именем Фридрих III. Работа была завершена в 1709 году, но плохо закрепленные панели рухнули. Сын Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, взошедший на престол в 1713 году, отличался скупостью и прекратил все дорогостоящие внутренние работы. Все незаконченные панно он поместил в один из кабинетов своего замка в Берлине.

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Петр Первый увидел янтарные панно во время дипломатического визита и восхитился их красотой. По одной из версий, русский император выпросил их у немецкого кайзера. В действительности же император получил коллекцию, а также королевскую яхту «Либурнику» (название происходит от латинского слова, которым называли военное судно в Древнем Риме), в качестве дипломатического подарка.

Это был очень дорогой подарок, потому что каждый кусок необработанного янтаря весом минимум 75 граммов по стоимости обходился во столько же, сколько серебро. В качестве ответного дара российский царь прислал в Пруссию 55 высокорослых гренадеров для службы в Потсдамском полку. А парусник, кстати, успели дважды отремонтировать в Гамбурге по пути до Санкт-Петербурга. В России яхту переименовали в «Корону». В открытое море она так и не вышла. Яхта простояла пришвартованной у Зимнего дворца.

В России Янтарный кабинет принял Александр Меншиков. В коллекции не хватало отдельных деталей, так что панели разместили в Летнем дворце. Императрица Елизавета Петровна после начала правления вспомнила о подарке и поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в Зимнем дворце. Недостающие элементы были дополнены росписями под янтарь и зеркальными пилястрами.

Фридрих II, пожелавший расположить к себе императрицу, подарил еще одно панно, сюжеты которого прославляли Елизавету. Так Янтарный кабинет стал одним из залов для приемов официальных лиц и иностранных делегаций в Третьем Зимнем Дворце. С лета 1755 года убранство переместили в Екатерининский дворец. Окончательный вид комната приобрела только в 1770 году.

Доработки и реконструкции

В 1770 году Екатерина II решила внести некоторые изменения. Были дополнительно изготовлены восемь панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и еще несколько деталей. За четыре года на доработку Янтарного кабинета всего ушло 450 кг янтаря. Комната существенно увеличилась в размерах и роскоши убранства. Но янтарный узор разрушали печное отопление, резкие перепады температуры и постоянные сквозняки. Произведение искусства реконструировали в 1833, 1865 годах, 1893-1897, в тридцатых годах двадцатого века. Еще одна масштабная реконструкция намечалась на 1941 год.

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Таинственное исчезновение

В период войны Янтарная комната в Пушкине оказалась на оккупированной территории. Считается, что достопримечательность была вывезена немецкими войсками. Вообще, все ценности из Екатерининского дворца вывезли в Новосибирск после начала наступления немцев, но Янтарную комнату из-за хрупкости решили консервировать на месте.

Это только официальная версия, потому что впоследствии немецкие войска демонтировали кабинет за двое суток. Известно, что сначала панно оклеили бумагой, потом ватой и марлей, чтобы защитить от возможной взрывной волны. Немцы похитили и вывезли Янтарную комнату сразу после захвата Екатерининского дворца.

В 1942-1944 годах Янтарный кабинет хранился в одном из залов замка в Кенигсберге, который по размерам был меньше, чем зал в Царском селе. Часть янтарных панно с тех пор хранилась отдельно. В августе 1944-го в результате массированного обстрела английской авиацией в замке произошел пожар, но панели (как считается) практически не пострадали. По свидетельствам очевидцев, янтарные убранства упаковали в ящики и сложили на хранение в один из залов замка.

Ящики хранились там вплоть до штурма дворца войсками СССР. Замок заняла советская армия в начале апреля 1945-го, а через пару дней случился неожиданный пожар. Некий немецкий офицер, который участвовал в вывозе Янтарной комнаты из Екатерининского дворца незаконно увез часть убранства на родину в качестве сувенира и передал на хранение нотариусу. Этот самый нотариус впоследствии пытался мозаику продать, но немецкие власти конфисковали произведение искусства, а самого незадачливого продавца судили. Все права на янтарную панель передали городской администрации, которая затем передала драгоценность музею «Царское село».

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Подлинные фрагменты Янтарной комнаты были переданы России в 2000 году министром по делам культуры ФРГ. Это янтарный комод, изготовленный берлинскими ремесленниками в 1711 году, и флорентийская мозаика. Эти вещи занимали одни из центральных мест в меблировке кабинета.

Версии местонахождения

Где находится Янтарная комната? Произведение искусства бесследно исчезло во время штурма города советскими войсками. Дальнейшая судьба кабинета до сих пор остается неизвестной. Есть несколько версий судьбы Янтарного кабинета. Комната могла быть вывезена с 9 по 11 апреля (между захватом замка советскими войсками и пожаром) в Берлин вместе с другими ценностями, а затем (в 1950-м) передана США в качестве оплаты по ленд-лизу. Ценность янтарных панно огромная, приравнивается к ценности драгоценных металлов, так что такой вариант развития событий вполне возможен.

Также может быть, что кабинет был зарыт в 1944-м. Немецкий солдат Вильгельм Крафт рассказывал, что на границе населенного пункта на севере Ютландии, возможно, зарыты янтарные панно. Различные сведения о возможных свидетелях транспортировки Янтарной комнаты и хранения произведения искусства в дальнейшем снова всплывали в 2012 году, после сенсационной находки множества драгоценностей, ранее считавшихся утерянными.

Осенью прошлого года немецкие исследователи сделали новое предположение. Возможно, Янтарная комната спрятана в одной из дрезденских пещер. Там исследователям удалось обнаружить следы предположительно от стальных тросов, на которых тяжелый груз могли спускать на глубину.

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Реконструкция Янтарной комнаты

Работы по реконструкции Янтарной комнаты в Царском селе начались в 1981 году. Там трудились работники созданной спеицально для реконструкции «Царскосельской янтарной мастерской». Состав группы включал химиков, историков, искусствоведов, реставраторов, криминалистов. Только проект разрабатывался несколько лет. Также в это время пытались воссоздать рецептуры, технологию обработки янтаря, разрабатывали научную концепцию и готовили рабочий коллектив. Реконструкция была приостановлена в 1990-е из-за недостатка финансирования.

К 300-летию Санкт-Петербурга Янтарную комнату удалось восстановить в полном объеме. Работы велись из калининградского янтаря и с привлечением немецкого финансирования. В настоящее время Янтарная комната в Санкт-Петербурге доступна для посещения в Екатерининском дворце. Один из основателей Международного комитета по поиску Янтарной комнаты, Эдуард фон Фальц-Фейн, отмечал, что произведение искусства воссоздано еще в лучшем виде, чем существовало в оригинале. Фальц-Фейн посещал старую комнату, так что у него было с чем сравнивать.

Интерьер Янтарной комнаты

Площадь Янтарной комнаты в Екатерининском дворце составляет около 100 квадратных метров, высота — 7,8 м. На три стены ушло шесть тонн янтаря. Самый массивный самородок (1 кг) был приобретен в коллекционера за тысячу долларов США. Янтарный кабинет является единственным интерьером, оформленным с помощью минерала. Повторить этот пример больше никто не пытался — «изделие» оказалось слишком дорогим, хрупким и трудоемким.

Где находится Янтарная комната

В Санкт-Петербурге сегодня можно посетить реконструированный кабинет. В городе Пушкине (пригород Северной столицы) находится Екатерининский дворец. С одной стороны от дворца расположился живописный одноименный парк, рядом стоит Пушкинский Лицей, а с другой стороны находится Александровский парк с одноименным дворцом. В настоящее время Александровский парк закрыт на реконструкцию.

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Где в Питере находится Янтарная комната? Полюбоваться произведением искусства можно, посетив государственный музей «Царское село». Который расположен по адресу: Санкт-Петербург, город Пушкин, ул. Садовая, д. 7. до музея, где находится Янтарная комната. Можно добраться на электропоезде от Витебского вокзала (до станции «Царское село»), на маршрутных такси (№ 342, 545, 286 от метро «Московская» или № 287, 347, 545, 296 от метро «Купчино»).

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Где Янтарная комната на территории музейного комплекса? Достопримечательность доступна к осмотру в Екатерининском дворце. Можно посетить его самостоятельно или в составе туристической группы. Музей работает с 10:00 до 18:00 (вход открыт до 16:45) ежедневно, кроме вторника и последнего понедельника месяца.

Стоимость посещения и экскурсий

Чтобы осмотреть Янтарную комнату в Екатерининском дворце, нужно приобрести билет в парк. С апреля по ноябрь вход платный. Для взрослого это стоит 120 рублей, для студентов, учащихся старше 16 лет, членов союзов архитекторов, дизайнеров, художников России, военнослужащих срочной службы, курсантов — 60 рублей. Пенсионеры РФ и РБ могут приобрести билет за 30 рублей, для детей до 16 лет вход бесплатный.

Билет в Екатерининский дворец стоит 400 рублей для взрослых, 200 рублей для пенсионеров РФ и РБ, курсантов, военнослужащих, учащихся школ, сузов и вузов старше 16 лет, членов союзов художников, дизайнеров, архитекторов России. Для детей до шестнадцати вход бесплатный. Посещение Янтарной комнаты включено в обзорную экскурсию.

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

В туристический сезон очередь в Екатерининский дворец может быть длиной от 700 метров. Туристы говорят, что стоять приходится от одного до четырех часов. Но и это не самая большая неприятность, потому что в самом дворце для посещения доступно всего восемь помещений. Намного больше показывают организованным группам, так что стоит задуматься о покупке готового тура.

Осторожнее нужно быть с покупкой туристических туров на улицах города на Неве. Участились случаи обмана недобросоветсными организаторами. Если у туристической компании нет договоренности с музеем «Царское село», то людям приходится стоять в общей очереди.

Как купить электронный билет

Посетить город Пушкин (Янтарная комната, дворец, парк, лицей и другие местные достопримечательности) можно без проблем, если заранее позаботиться о покупке билета через интернет. Сделать это можно на официальном сайте музея-заповедника «Царское село». Покупать билеты стоит не менее, чем за месяц до предполагаемой поездки. Раскупают билеты очень быстро.

Но через всемирную сеть невозможно купить билеты по льготе, да и за обычные приходится серьезно переплачивать. Электронный билет стоит 1500 рублей. Распечатанный ваучер можно обменять в кассе Екатерининского дворца без очереди. Кстати, в стоимость любого билета (хоть купленного в кассе за 600 рублей, хоть приобретенного через интернет за 1500) включено экскурсионное обслуживание.

Когда лучше посетить Царское село

Где Янтарная комната знают многие иностранные и отечественные туристы, ведь Царское село — это настоящий must see. Достопримечательности упомянуты во всех путеводителях и на туристических портала. Действительно, посмотреть в Санкт-Петербурге есть на что, так что количеству туристов удивляться не стоит.

Но когда лучше посетить музей, чтобы поменьше стоят в очереди и спокойно осмотреть достопримечательности? Отправляться в Пушкин лучше в низкий сезон в будний день. Тогда людей больше за счет местного населения. Билеты начинают реализовывать с 12:00 часов, но лучше приехать пораньше, чтобы занять очередь.

Если получилось, что во время поездки будет плохая погода, лучше заранее подыскать тур Павловск + Пушкин. Эта программа предполагает посещение двух дворцов (Янтарная комната в Екатерининском и Павловский дворец) и совсем чуть-чуть прогулки по паркам, что отлично подходит для плохой погоды. Павловск находится очень близко, но намного меньше загружен туристами.

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Город Пушкин принимает гостей круглогодично, но многие туристы считают, что лучше посещать знаменитые пригороды в летнее время. Зима бывает довольно пасмурной и хмурой, но теплой. Точно не придется жалеть, если осмотр Царского села выпадет на зимние солнечные дни, потому что вид Екатерининского дворца (Янтарная комната в этом здании музея «Царское село»), укутанного белым покрывалом, действительно завораживает.

Многие говорят, что лучшее время для поездки — ранняя осень, когда еще тепло, листья уже сменили окрас, но не опали. Осенью все еще много туристов, хотя поменьше, чем в период отпусков и летних каникул. Если повезет, то ничто не помешает спокойно побродить по залам дворца и полюбоваться завораживающими видами.

Источник

Янтарная комната в Царском Селе

размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Смотреть картинку размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Картинка про размер янтарной комнаты в екатерининском дворце. Фото размер янтарной комнаты в екатерининском дворце

Янтарная комната — это жемчужина Екатерининского дворца и один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе.

Янтарная комната — описание

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета — вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности — он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет — это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался — слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII–XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей — Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII — начале XVIII века в Пруссии.

История Янтарной комнаты

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры.

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок — ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе.

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

Источник

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *