ребятишек родители брали в поле коснешься бывало

Урок развития речи Новый хлебушко

ТЕМА УРОКА « Новый хлебушко»

Цели урока: общие- довести до сознания учащихся, что хлеб всегда добывался с большим трудом, что хлеб- всему голова;
Образовательные – познакомить с лексикой к тексту «Новый хлебушко»; ввести в активный словарный запас слова: сноп, серп, водопой, косарь, колосья, ракита.
Развивающие-1. Подвести учащихся к мысли, почему текст называется «Новый хлебушко», через ключевые мысли текста подвести учащихся к написанию творческой работы.
2. Закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения, умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, между подлежащим и сказуемым.
3. Дать сведения учащимся об уборке урожая в южных регионах России.
Воспитательные — Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду хлебороба.
Эпиграфы к уроку
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Милости просим, а хлеб-соль по старинному обычаю преподносим.
Пословицы

Вызов интереса к теме «Хлеб».
1. Учитель берёт в руки каравай на вышитом русским национальным узором полотенце и говорит:
— На Руси издавна существует обычай встречать гостей хлебом с солью. При этом говорят: «Хлеб да соль!» О чём говорит этот обычай?
( Учащиеся отвечают, что обычай встречать гостей с хлебом и солью говорит о гостеприимстве русского народа. Хозяин дома, куда приходят гости, как бы говорит: «Добро пожаловать в мой дом! Здесь вам всегда рады. Тут найдётся для вас и хлеб, и соль». Ещё существует обычай встречать новобрачных (жениха и невесту) хлебом и солью. Этим молодожёнам желают счастливую и богатую жизнь. Коль в доме будет хлеб с солью, значит, будет и достаток, и мир и покой.)
(Записывается одно предложение из ответа учащихся на доске и в тетрадях)
Хлеб на столе — богатство, мир и благополучие в доме.
(Дети объясняют знаки препинания в предложении, разбирая его по членам)

2. Беседа с учащимися
— Мы говорим сегодня о хлебе. Подберите, пожалуйста, синонимы к слову ХЛЕБ.
(Каравай, коврига, хлебушко)
— А как нужно говорить о хлебе? С каким чувством?

(Составление кластера №1 на доске и в тетрадях)
с благодарностью с любовью
с восхищением с почтением
с теплотой о хлебе с уважением
с радостью

— Давайте устно составим предложения, используя данные словосочетания из кластера.
— А теперь запишем одно из приведённых вами предложений и разберём его по членам:
О хлебе мы будем говорить с уважением, любовью теплотой и восхищением.
— Ребята, объясните, пожалуйста, почему в данном предложении мы поставили запятую?
-Мы с вами уже сказали, что о хлебе необходимо говорить с любовью, благодарностью, теплотой. А почему мы так говорим о хлебе? Какой он — хлеб? Давайте нарисуем кластер №2.

1) Сценка «Моя мама пахнет хлебом».
В один день пришли в детский сад двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
-Кем работает твоя мама?
— А ты разве не догадался?- удивился Коля.- Моя мама пахнет лекарствами. Она врач. Она лечит людей. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама кем работает?
— Разве ты не понял? – удивился Толя.- Моя мама пахнет хлебом. Она пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто бы не мог жить.
— Даже и врач?
— Даже и врач,- ответил Толя с гордостью.
2) Сообщение ученика
На Руси перед тем, как есть пирог, выпеченный из зерна нового урожая, люди припевали:
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
3) Чтение стихов
Раиса Ахматова. «Песнь о хлебе» (чеченская поэтесса)
Благоговейно думаю о хлебе,
Народ мой — поле,
Я – лишь колосок,
И снова солнце, как жар- птица в небе,
К себе зовёт молоденький росток.
Зерно в земле копило силы года
Зерно в себя всесильно вобрало
И трудную историю народа,
И нынешнее щедрое тепло
И тучи благодатными дождями
Колосьям храбрым прибавляли рост,
Чтоб, в землю уходящие корнями,
Они верхушками касались звёзд.
Лишь доброму труду зерно покорно
И вечно к солнцу тянется из тьмы
Мне хочется, чтобы, как эти зёрна,
Дарили колос будущему мы
Осенняя пора. Желтеют листья.
Крадётся вслед за осенью зима.
Но хлеб неудержимо будет литься
Неугасимым солнцем в закрома.
Вот хлеб, мой сын. Бери его и помни,
Как у него дороги нелегки.
Своей победой закрома пополни,
Свои оставь потомкам колоски.

А.Воробьёв. «Сакар челли»
Сер чамаре евер савра
Сен сакар куратап умра
Ун пиче- тин тухна хевел.
Сасартак суталче тепел.
Шапланче пурт аше пер си.
Пылланче вери хир шарши.
Касассе ак, челлен хурассе,
Савса ханалассе: астив.
Мухтав сана, тертле хура сер!
Мухтав сана, тыра асти.
Санталак сулла сивее таче, Сертес пек ислетре иепе.
Теш мулан кашни сумла паче
Касал килче мар-и хенпе?
Ес анче уйра мухтанмалах.
Тимлере сер чапла парне.
Савса хапаллать пирен халах:
Тутанар чаваш сакарне!
Челе эп тытатап типтерлен.
Вал- сакар.
Ун яче султе.
Хевел пайарки пек хелхемлен
Кусать ун ашши ман уте.
4) Известный писатель Василий Песков говорил: « В нашем языке тысячи слов. Если подумать, что стоит за каждым из них, то слово ХЛЕБ надо поставить на самое первое место».
— Теме хлеба посвящаются и полотна художников. Рассмотрим картину Татьяны Ниловны Яблонской «Хлеб».
(Проецируется картина)

3. Работа по картине по вопросам:
-В какое время года и где происходит действие?
(Действие происходит во время уборки урожая, на току.)
— Чем заняты крестьянки?
( Они сортируют хлеб и, посыпав его в мешки, грузят на машины, чтобы отвезти в зернохранилища.)
— С каким настроением работают труженики?
( Люди работают с большой радостью и вдохновением. Они гордятся своей работой. Ведь они выполняют тяжёлую, но благородную работу. Поэтому их лица осветлены улыбкой, радостью, воодушевлением.)

4. Работа над текстом.
-Эта тема никого не оставляет равнодушным. Теме хлеба посвящен и рассказ В.Бочарникова «Новый хлебушко». Прочитаем его.
(Проецируется рассказ и раздаётся листочек с текстом каждому ученику)
1) Чтение текста учеником вслух:
Новый хлебушко
Ребятишек родители брали в поле. Коснёшься, бывало, колосьев рукой, и будто током ударит тебя. Живые они. В каждом колоске зерна, которые даруют тепло, жизнь, радость.
И вот день-деньской в поле крутишься: коня пасёшь, на водопой ездишь, костерок сторожишь, сестрёнку нянчишь, водицы из ключа косарям носишь.
На воз со снопами из взрослых никогда никто не садился: обомнёшь колос, просыплешь зерно на дорогу. А детишек отцовские хлебные руки поднимали выше головы и бережно усаживали на сноп. И ты тут уже не будешь вертеться и пересаживаться, удобно тебе или нет. Ты прилипнешь к колкому снопу и поглядываешь кругом: с высоты видно поле, речку за ракитами. А ты выше всех, ты урожай везёшь, новый хлебушко.
2) Беседа с учащимися по тексту:
— А теперь давайте поработаем над текстом. Как вы думаете, почему текст называется «Новый хлебушко»?
— О чём вы узнали из текста?
— Как к нам приходит хлеб на стол?
— Выделите главное предложение из текста, где содержится основная мысль.
( На воз со снопами из взрослых никогда никто не садился: обомнёшь колос, просыплешь зерно на дорогу.)
— О чём говорит это предложение?
(Ученики отвечают)
-Как надо читать последнее предложение текста? С каким чувством? Почему?
(Нужно читать с гордостью, с радостью, с восхищением. Потому что хлеб- это жизнь.)
Сообщение учителя
В южных регионах России пшеницу убирали косами с грабельками, связывали в снопы. Потом ставили в суслоны: девять снопов прислоняли друг к другу, накрывали десятым.
(Проецируется суслон и сноп)
Пшеница дозревала несколько дней в суслонах, потом её увозили на гумно (помещение для сжатого зерна), вручную молотили цепами.
Шла самая тяжкая, самая важная и сладкая работа- жатва или иначе страда. Ребята, давайте вслушаемся в это слово, всмотримся в него-СТРАДА. Согласитесь, удивительное оно. От него и слово «страдание», и слово «радость».
Урожай жали серпами.(Показать серп) На пожню становились всей семьёй в определённом порядке6 справа- отец, слева от него- старший сын, средний, старшая дочь, средняя, малыш возле матери слева. Мама и поможет, и рёв уймёт, и порез перевяжет. А резались серпами обязательно: не спасали ни рукавицы, ни рукавки –беспалые перчатки. Так и оставались на всю жизнь на левой руке шрамы (рубцы).
4. Словарная работа
Сноп, суслоны, ракита, косарь, страда, цеп, рукавки- значения слов определяются при необходимости по словарю С И. Ожегова. Слова записываются в тетради и на доске.
III. Осмысление текста методом «Двойного дневника».
— А теперь мы с вами прочитаем текст ещё раз и выделим ключевые слова и словосочетания, новые слова из текста. Выпишем их в отдельные столбики в таблице.

Ключевые слова, словосочетания, предложения
Новые слова

Будто током ударит тебя.
Живые они, даруют тепло, жизнь, радость.
На воз со снопами из взрослых никогда никто не садился: обомнёшь колос, просыплешь зерно на дорогу.
Отцовские хлебные руки.
Ты выше всех, ты урожай везёшь, новый хлебушко.

На водопой ездишь
Водицу косарям носишь
Усаживали на сноп
Колкий он
Речка за ракитами

IV. Размышление над текстом.
— Работая в режиме «Двойного дневника», истолкуем содержание выражения «сладкая работа».
Ключевое выражение
Моё толкование

Источник

Урок развития речи «Новый хлебушко»

ТЕМА УРОКА « Новый хлебушко»

Цели урока: общие— довести до сознания учащихся, что хлеб всегда добывался с большим трудом, что хлеб- всему голова;

Образовательные – познакомить с лексикой к тексту «Новый хлебушко»; ввести в активный словарный запас слова: сноп, серп, водопой, косарь, колосья, ракита.

Развивающие-1. Подвести учащихся к мысли, почему текст называется «Новый хлебушко», через ключевые мысли текста подвести учащихся к написанию творческой работы.

2. Закрепить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения, умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, между подлежащим и сказуемым.

3. Дать сведения учащимся об уборке урожая в южных регионах России.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Милости просим, а хлеб-соль по старинному обычаю преподносим.

Оргмомент. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

— Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(Открывается подготовленная заранее запись на доске с датой, темой и эпиграфом. Дети оформляют всё это в тетрадях)

Вызов интереса к теме «Хлеб».

1. Учитель берёт в руки каравай на вышитом русским национальным узором полотенце и говорит:

— На Руси издавна существует обычай встречать гостей хлебом с солью. При этом говорят: «Хлеб да соль!» О чём говорит этот обычай?

( Учащиеся отвечают, что обычай встречать гостей с хлебом и солью говорит о гостеприимстве русского народа. Хозяин дома, куда приходят гости, как бы говорит: «Добро пожаловать в мой дом! Здесь вам всегда рады. Тут найдётся для вас и хлеб, и соль». Ещё существует обычай встречать новобрачных (жениха и невесту) хлебом и солью. Этим молодожёнам желают счастливую и богатую жизнь. Коль в доме будет хлеб с солью, значит, будет и достаток, и мир и покой.)

(Записывается одно предложение из ответа учащихся на доске и в тетрадях)

(Дети объясняют знаки препинания в предложении, разбирая его по членам)

2. Беседа с учащимися

— Мы говорим сегодня о хлебе. Подберите, пожалуйста, синонимы к слову ХЛЕБ.

(Каравай, коврига, хлебушко)

— А как нужно говорить о хлебе? С каким чувством?

(Составление кластера №1 на доске и в тетрадях)

с благодарностью с любовью

с восхищением с почтением

с теплотой о хлебе с уважением

— Давайте устно составим предложения, используя данные словосочетания из кластера.

— А теперь запишем одно из приведённых вами предложений и разберём его по членам:

О хлебе мы будем говорить с уважением, любовью теплотой и восхищением.

— Ребята, объясните, пожалуйста, почему в данном предложении мы поставили запятую?

(Составление кластера №2 на доске и в тетрадях)

ржаной хлеб румяный

Пшеничный хлеб пышный, румяный.

-Хлеб! Что же это такое? С чем ассоциируется он? То есть какие воспоминания возникают у вас, когда вы только произносите или только слышите это слово? Составим кластер №3.

(Составление кластера №3 на доске и в тетрадях)

переживания хлеб спокойствие

Хлеб-это трудовые мозоли, бессонные ночи.

— Хлеб добывается нелегко. Приходится и ночи недосыпать, и мозоли натирать. Вот почему хлеб ценят, уважают и берегут.

Об этом говорят и пословицы и поговорки. Давайте вспомним и озвучим их.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.

Хлеб-соль и разбойника убивает.

Лучше вспашешь- больше хлеба возьмёшь.

Хлебушко – калачу дедушка.

Хлеб в пути не в тягость.

Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем.

Хлеб с солью не бранится.

— Поясните значения пословиц. А какие из них вам непонятны?

— Ребята, скажите, а можно ли узнать о хлебе со страниц произведений поэтов, писателей, композиторов?

1) Сценка «Моя мама пахнет хлебом».

В один день пришли в детский сад двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:

-Кем работает твоя мама?

— А ты разве не догадался?- удивился Коля.- Моя мама пахнет лекарствами. Она врач. Она лечит людей. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама кем работает?

— Разве ты не понял? – удивился Толя.- Моя мама пахнет хлебом. Она пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто бы не мог жить.

— Даже и врач,- ответил Толя с гордостью.

2) Сообщение ученика

На Руси перед тем, как есть пирог, выпеченный из зерна нового урожая, люди припевали:

Раиса Ахматова. «Песнь о хлебе» (чеченская поэтесса)

Благоговейно думаю о хлебе,

И снова солнце, как жар- птица в небе,

К себе зовёт молоденький росток.

Зерно в земле копило силы года…

Зерно в себя всесильно вобрало

И трудную историю народа,

И нынешнее щедрое тепло…

И тучи благодатными дождями

Колосьям храбрым прибавляли рост,

Чтоб, в землю уходящие корнями,

Они верхушками касались звёзд.

Лишь доброму труду зерно покорно

И вечно к солнцу тянется из тьмы…

Мне хочется, чтобы, как эти зёрна,

Дарили колос будущему мы…

Осенняя пора. Желтеют листья.

Крадётся вслед за осенью зима.

Но хлеб неудержимо будет литься

Неугасимым солнцем в закрома.

Вот хлеб, мой сын. Бери его и помни,

Как у него дороги нелегки.

Своей победой закрома пополни,

Свои оставь потомкам колоски.

А.Воробьёв. «Сакар челли»

Сер чамаре евер савра

Сен сакар куратап умра

Ун пиче- тин тухна хевел.

Сасартак суталче тепел.

Шапланче пурт аше пер си.

Пылланче вери хир шарши.

Касассе ак, челлен хурассе,

Савса ханалассе: астив.

Мухтав сана, тертле хура сер!

Мухтав сана, тыра асти.

Санталак сулла сивее таче, Сертес пек ислетре иепе.

Теш мулан кашни сумла паче

Касал килче мар-и хенпе?

Ес анче уйра мухтанмалах.

Тимлере сер чапла парне.

Савса хапаллать пирен халах:

Тутанар чаваш сакарне!

Челе эп тытатап типтерлен.

Хевел пайарки пек хелхемлен

Кусать ун ашши ман уте.

4) Известный писатель Василий Песков говорил: « В нашем языке тысячи слов. Если подумать, что стоит за каждым из них, то слово ХЛЕБ надо поставить на самое первое место».

— Теме хлеба посвящаются и полотна художников. Рассмотрим картину Татьяны Ниловны Яблонской «Хлеб».

3. Работа по картине по вопросам:

-В какое время года и где происходит действие?

(Действие происходит во время уборки урожая, на току.)

— Чем заняты крестьянки?

( Они сортируют хлеб и, посыпав его в мешки, грузят на машины, чтобы отвезти в зернохранилища.)

— С каким настроением работают труженики?

( Люди работают с большой радостью и вдохновением. Они гордятся своей работой. Ведь они выполняют тяжёлую, но благородную работу. Поэтому их лица осветлены улыбкой, радостью, воодушевлением.)

4. Работа над текстом.

-Эта тема никого не оставляет равнодушным. Теме хлеба посвящен и рассказ В.Бочарникова «Новый хлебушко». Прочитаем его.

(Проецируется рассказ и раздаётся листочек с текстом каждому ученику)

1) Чтение текста учеником вслух:

Ребятишек родители брали в поле. Коснёшься, бывало, колосьев рукой, и будто током ударит тебя. Живые они. В каждом колоске зерна, которые даруют тепло, жизнь, радость.

И вот день-деньской в поле крутишься: коня пасёшь, на водопой ездишь, костерок сторожишь, сестрёнку нянчишь, водицы из ключа косарям носишь.

На воз со снопами из взрослых никогда никто не садился: обомнёшь колос, просыплешь зерно на дорогу. А детишек отцовские хлебные руки поднимали выше головы и бережно усаживали на сноп. И ты тут уже не будешь вертеться и пересаживаться, удобно тебе или нет. Ты прилипнешь к колкому снопу и поглядываешь кругом: с высоты видно поле, речку за ракитами. А ты выше всех, ты урожай везёшь, новый хлебушко.

2) Беседа с учащимися по тексту:

— А теперь давайте поработаем над текстом. Как вы думаете, почему текст называется «Новый хлебушко»?

— О чём вы узнали из текста?

— Как к нам приходит хлеб на стол?

— Выделите главное предложение из текста, где содержится основная мысль.

( На воз со снопами из взрослых никогда никто не садился: обомнёшь колос, просыплешь зерно на дорогу.)

— О чём говорит это предложение?

-Как надо читать последнее предложение текста? С каким чувством? Почему?

(Нужно читать с гордостью, с радостью, с восхищением. Потому что хлеб- это жизнь.)

В южных регионах России пшеницу убирали косами с грабельками, связывали в снопы. Потом ставили в суслоны: девять снопов прислоняли друг к другу, накрывали десятым.

(Проецируется суслон и сноп)

Пшеница дозревала несколько дней в суслонах, потом её увозили на гумно (помещение для сжатого зерна), вручную молотили цепами.

Шла самая тяжкая, самая важная и сладкая работа- жатва или иначе страда. Ребята, давайте вслушаемся в это слово, всмотримся в него-СТРАДА. Согласитесь, удивительное оно. От него и слово «страдание», и слово «радость».

Урожай жали серпами.(Показать серп) На пожню становились всей семьёй в определённом порядке6 справа- отец, слева от него- старший сын, средний, старшая дочь, средняя, малыш возле матери слева. Мама и поможет, и рёв уймёт, и порез перевяжет. А резались серпами обязательно: не спасали ни рукавицы, ни рукавки –беспалые перчатки. Так и оставались на всю жизнь на левой руке шрамы (рубцы).

4. Словарная работа

Сноп, суслоны, ракита, косарь, страда, цеп, рукавки- значения слов определяются при необходимости по словарю С И. Ожегова. Слова записываются в тетради и на доске.

— А теперь мы с вами прочитаем текст ещё раз и выделим ключевые слова и словосочетания, новые слова из текста. Выпишем их в отдельные столбики в таблице.

Ключевые слова, словосочетания, предложения

Будто током ударит тебя.

Живые они, даруют тепло, жизнь, радость.

На воз со снопами из взрослых никогда никто не садился: обомнёшь колос, просыплешь зерно на дорогу.

Отцовские хлебные руки.

Ты выше всех, ты урожай везёшь, новый хлебушко.

Водицу косарям носишь

— Работая в режиме «Двойного дневника», истолкуем содержание выражения «сладкая работа».

— Что такое ХЛЕБ? Как вы это поняли?

-Как добывается хлеб?

-Как к нему надо относиться?

-Где народ запечатлел своё отношение к хлебу?

Источник

Статья «Агротехнологический компонент на уроках русского языка в 6-м классе»

МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное учреждение «Управление образованием»

муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)

678247, Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский улус с. Тамалакан ул. Красный Молот, 39 тел: 2-86-29, тел.факс:8-411-33-2-86-00

на уроках русского языка в 6-м классе

Работа учителя русского языка

и литературы Ивановой А.А.

Агрокомпонент на страницах учебника. 4

Агрокомпонент как текст для развития речи. 5

Агрокомпонент как подготовка к ВПР. 7

Актуальность работы: Сегодня можно констатировать некоторое отстранение образования и воспитания в сельской школе от потребностей сельского социума, поскольку они не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям сельского социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Насущной проблемой современного общества стало возрождение села. Селу нужны хозяева, любящие свою родину, желающие организовать в ней достойную жизнь. Перед педагогическим коллективом агрошколы стоит задача воспитать будущего хозяина села, желающего возродить родное село. Внедрение агрокомпонента не только в воспитательную деятельность, но и в учебную часть может способствовать решению этой проблемы. Выявление особенностей введения агрокомпонента в содержание учебных предметов – актуальная тема.

Цел ь работы : определить содержание агрокомпонента в образовательной программе учебного предмета «Русский язык» в 6-м классе.

1.Обобщить опыт введения агрокомпонента на уроках русского языка в 6-м классе;

2. Создать дидактические материалы для введения агрокомпонента в обучение русскому языку в 6-м классе.

Объект исследования: агрокомпонент в содержании учебного предмета «Русский язык».

Предмет исследования: агрокомпонент в содержании учебного предмета «Русский язык» для преподавания в 6-м классе.

Новизна: введение агрокомпонента в содержание образовательной программы по предмету «Русский язык».

Практическая ценность моей работы: она может быть использована на уроках русского языка в агропрофилированных школах.

Методы исследования : наблюдение, работа с литературой, обобщение.

Функциональное значение агрокомпонента

Агрокомпонент вводится в рабочие программы по всем учебным предметам и имеет следующие функциональные значения: ознакомление обучающихся с особенностями сельского социума, воспитание чувства уважения к сельскому труду и формирование чувства любви к родному месту.

Основное предназначение агрокомпонента – воспитание чувства сопричастности школьников к сельской жизни, духовно-нравственное воспитание их как хозяев земли, как носителей и продолжателей якутской культуры, а также формирование компетенций для их дальнейшей самореализации и социального самоопределения в современной сельской социокультурной среде. Также введение агрокомпонента в содержание уроков расширяет его границы, развивает эрудицию учащихся, является дополнительным информационным дидактическим средством.

Выполнение упражнений по заданиям учебника;

Работа по развитию речи;

Проверочные работы по тексту.

Агрокомпонент на страницах учебника

Я работаю в 6-м классе по учебнику «Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2016. На его страницах я нашла 21 тему урока, иллюстрированную разными упражнениями агротехнологической направленности (см. Приложение №1). Содержание этих упражнений соответствует агрокомпоненту, но форма упражнений, в основном, текст: стихотворный или прозаический. Задания упражнений разные в зависимости от темы урока. Агрокомпонент вводится как дополнительная беседа по содержанию упражнений или как дополнительный информационный материал.

Например, по теме урока «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов» дано упражнение 30 с заданием: Диктант. Графически обозначьте орфограммы.

В(?)ющееся р..стение, ра(з,с) пол..житься у руч(?)я, зар..сли ежевики, выр..щенный в оранжерее цветок, прил..гать усилия, ра (з,с)жечь костёр.

После выполнения грамматического задания проводится беседа о цветках, о способах выращивания цветков с демонстрированием презентационного материала.

По теме урока «Простое предложение. Знаки препинания» дано упражнение 46 с заданием: к выделенным словам подберите несколько однородных членов. Расставьте знаки препинания. Используя данные предложения, расскажите о субботниках в вашей школе.

После выполнения заданий упражнения проводится беседа краеведческого характера: что вы знаете о плодовых деревьях, растущих в Тамалакане? Как можно вырасти такое дерево? Кто у нас в деревне садит такие деревья?

Есть упражнения по лирическим произведениям. Например, по теме урока «Профессионализмы» есть упражнение 113. Задание: Прочитайте. Какая была у тракториста военная специальность? По каким словам вы это узнали? Спишите, обозначая орфограммы?

В..дёт он трактор б..р..здой,

С упрям..й цел..ною споря,

Как будто тральщик б..евой

По энскому кв..драту моря.

Плывут эскадры обл..ков

Над г..ловой его безмолвно,

И вдаль б..гут от лемехов

Прямые барх..тные волны.

После выполнения задания упражнения проводится беседа о сельскохозяйственных техниках, о трактористах, об их профессиональных качествах.

Почти все упражнения с агротехнологическим содержанием имеют форму работы с текстом. Но содержание каждого упражнения можно расширить дополнительной информацией, иллюстративным материалом, через которые постепенно проводится формирование интереса учащихся к сельской жизни, воспитание чувства любви к родине.

Агрокомпонент как текст для развития речи

В программе учебного предмета “Русский язык” обязательно предусмотрены часы для развития речи. Формы работы по развитию речи могут быть разными: диктантами, изложениями, сочинениями. В качестве текста для таких работ необходимо подобрать тексты с агротехнологическим содержанием. На уроках русского языка в 6-м классе я подобрала подобные тексты для развития речи (см. Приложение № 2).

Работа по развитию речи может быть разнообразной: составить план, дополнить текст, изменить текст и другие. Могут быть и проверочные, предупредительные, контрольные диктанты, могут быть творческие задания продолжить текст и т.д.

Так, по тексту «Борьба с оврагами» даю задание распространить предложения, добавив различные второстепенные члены предложения. После выполнения работы проводится информационная беседа об укреплении границ водоемов, о выравнивании земельных участков.

1.Много оврагов вокруг села Корсунь Орловской области. Юннаты Корсунской школы ведут борьбу с оврагами.

2.В питомнике ребята выращивают деревца и кустарники. Через два-три года деревца окрепнут. Тогда ребята высаживают их по оврагам.

3.За пять лет школьники посадили тысячи деревьев и кустарников.

4.Колхозники благодарны юным натуралистам.

После проверочного диктанта «Как зимуют рыбы» дается творческое задание: написать о рыбах в якутских водоемах и способах их ловли.

В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.

В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки. Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое.Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.

Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.

После изучения темы «Имя прилагательное» даю задание написать изложение по тексту

«Вы пригласили гостей».

Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям было в его доме хорошо?

Прежде всего хозяин должен быть приветливым. Радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.

Надо заранее подумать не только о том, чем угостить своих друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы потратили, чтобы принять их хорошо.

Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.

Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям плохого настроения или недовольства чем-нибудь.

Учащиеся 6-го класса еще не имеют навыков написания изложений с текстом большого размера. Лучше начинать с маленьких текстов.

Агрокомпонент как средство для развития речи предполагает и такой вид работы как сочинение. Я часто практикую такую форму работу в качестве домашней работы. Главная цель таких работ помимо формирования лингвистических и языковых компетенций – формирование умения самооценки, умения определять свои ценности, умения самоанализа. Такие сочинения тесно связаны по содержанию с сельским социумом и с внутренним миром обучающихся. Так, я предлагаю разные темы сочинений в зависимости от уровня класса. Темы сочинений разные, но постепенно формируют чувство уважения к окружающему миру, к истории села, к сельскому труду, акцентируя внимание школьника на близкое окружение.

Что я делала летом?

Труд красит человека.

Мой любимый праздник.

Профессии моих родственников.

Профессия, которую я хочу выбрать.

Мой известный родственник.

Человек, на которого я хочу равняться.

Что такое любить Родину?

В чём красота зимы?

Красота родной природы.

Агрокомпонент как подготовка к ВПР

В настоящее время перед школьниками ставятся задачи овладения устной и письменной речью. Нам необходимо подготовить школьников к успешному выполнению всероссийских проверочных работ, тем самым создать условия для успешной сдачи экзаменов итоговой аттестации. ВПР вводятся с недавнего времени, и нет готовых дидактических материалов для подготовки к ним. По интернету скачав задания ВПР, я создала несколько вариантов ВПР с текстами агротехнологического содержания. Такие тексты интересны, познавательны, направлены на воспитание будущего хозяина села. Например,

Пушные звери Якутии.

(1)Зима в Якутии очень длинная и холодная. (2)Солнце зимой чуть-чуть поднимается над горизонтом и быстро заходит. (3)Наступают очень короткие дни и длинные ночи.

(9) Песец живёт далеко в тундре. (10)Его любимая пища – мыши, которых зимой очень трудно искать под снегом. (11)Обычно песец отдыхает на снегу. (12)А летом на сухом возвышенном месте на холмах выкапывает сложные, со многими входами и выходами норы. (13)Основным врагом песца является волк.

Определите и запишите основную мысль текста.

Составьте и запишите план текста.

Определите и запишите лексическое значение слова «морда» из предложения 6. Подберите и запишите другое предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:

– морфемный и словообразовательный разборы слова;

– морфологический разбор слова;

– синтаксический разбор предложения.

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово.

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1). Шкурку лисы хорошо выделывают затем шьют из нее красивые шапки и дорогие шубы.

2). Выходи-ка лиса из избушки заячьей и уходи в свою нору!

3). Лиса кормится мышами и птицами ягодами и насекомыми.

Таких вариантов я создала по темам: «Живая-мертвая почва», «Сказка о мёде», «Мёд», «Корова», «Аптечка из якутских трав». По мере накопления можно будет создать сборник дидактических материалов по подготовке к ВПР по русскому языку в 6-м классе.

Подводя итог сказанному, можно сформулировать следующие выводы:

Агрокомпонент на уроках русского языка предполагает, в основном, работу по тексту.

Агрокомпонент имеет цель духовно-нравственного воспитания школьников как хозяев земли, как носителей и продолжателей якутской культуры, а также как средство формирования компетенций для их дальнейшей самореализации и социального самоопределения в современной сельской социокультурной среде.

Введение агрокомпонента в содержание уроков расширяет его границы, развивает эрудицию учащихся, является дополнительным информационным дидактическим средством.

Агрокомпонент как текст для подготовки к ВПР понятен, доступен для школьников, интересен и познавателен для них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *