регистрация квартиры в росреестре через нотариуса
ФНП разъяснила нотариусам, как применять нововведения, касающиеся подачи документов для госрегистрации прав в Росреестр
AndrewLozovyi / Depositphotos.com |
Федеральная нотариальная палата высказала свою позицию по ряду вопросов, касающихся обязанности нотариуса представлять в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр. Соответствующие изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (далее–Основы законодательства о нотариате) вступили в силу 1 февраля 2019 года (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 338-ФЗ).
Отметим следующие из содержащихся в письме разъяснений:
1. С 1 февраля 2019 года после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
При этом законодательством не определены требования к способам фиксирования возражений сторон сделки на представление нотариусом документов в орган регистрации прав. По мнению ФНП, при наличии возражений сторон нотариус может зафиксировать это в тексте удостоверяемой сделки или в протоколе фиксирования (письмо ФНП от 8 февраля 2019 г. № 488/03-16-3).
2. К договорам, на основании которых возникает право на недвижимое имущество, относятся, в частности, договоры купли-продажи, дарения, залога недвижимого имущества (ипотеки).
Вместе с тем нотариус вправе по просьбе обратившихся к нему лиц направить документы на государственную регистрацию прав и при удостоверении иных видов договоров, например, брачного договора, соглашения о разделе совместно нажитого имущества супругов.
Как пояснила ФНП, в этом случае направление документов на госрегистрацию прав не является обязанностью нотариуса (однако такое право предоставлено ему в силу закона) и не является самостоятельным нотариальным действием.
3. А вот представление в электронной форме заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в Росреестр после выдачи свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов (незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня) – это исключительная обязанность нотариуса (абз. 3 ст. 72 Основ законодательства о нотариате).
После выдачи указанных свидетельств у лиц, обратившихся за совершением таких нотариальных действий, нет возможности самостоятельно подать документы на государственную регистрацию прав.
4. Закон устанавливает приоритетность направления нотариусом необходимых документов в орган регистрации прав в электронной форме и лишь при невозможности их направления в такой форме устанавливает дополнительное полномочие нотариуса по представлению их в Росреестр на бумаге (по общему правилу в срок не позднее 2 рабочих дней).
По мнению ФНП, если причины невозможности представления документов в электронной форме в орган регистрации прав отпали (появился доступ к сервисам ЕИС нотариата; устранены технические неполадки), нотариус может представить их в электронной форме в Росреестр. В этом случае факт подачи документов в электронной форме по истечении установленного законом или договором срока не может рассматриваться в качестве нарушения законодательства.
Также в письме ФНП пояснила:
Регистрация квартиры в росреестре через нотариуса
С 1 февраля 2019 года вступили в силу некоторые положения Федерального закона от 03.08.2018 № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми предусмотрена электронная форма представления документов в Росреестр в качестве обязательной процедуры при удостоверении сделки нотариусом.
С указанной даты Основами законодательства Российской Федерации о нотариате в редакции закона № 338-ФЗ установлена обязанность нотариуса после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (на долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, а также после выдачи свидетельств о праве на наследство по закону, о праве на наследство по завещанию, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
Таким образом, в отношении нотариально удостоверенной сделки законодатель предоставил её сторонам право выбора: получить государственную услугу по государственной регистрации прав в электронной форме или отказаться от электронной передачи документов нотариусом и самостоятельно обратиться в офис многофункционального центра (МФЦ), представив на государственную регистрацию заявление и документы в бумажной форме.
В отношении выданных нотариусом свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию и свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов право выбора способа передачи документов в орган регистрации прав заявителям не представлено. Указанные документы в обязательном порядке передаются нотариусом в Росреестр в электронной форме.
В случае невозможности представить заявление и документы в электронной форме нотариус обязан представить их в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня выдачи свидетельства или удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока.
Согласно действующему законодательству обязательному нотариальному удостоверению подлежат:
– сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке;
– сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
– сделки с объектом недвижимости, если заявление и документы на регистрацию этой сделки или права, возникшего на её основании, представляются почтовым отправлением;
– уступка требования и перевод долга по нотариально удостоверенной сделке;
– соглашение об изменении и расторжении нотариально удостоверенного договора;
– соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака;
В соответствии с законодательством государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов осуществляется в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации таких заявлений и документов, а в случае поступления документов в электронном виде – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления таких заявлений и документов.
Таким образом, новый закон дает возможность гражданам, обращающимся к нотариусу за оформлением сделки, наследства или иного нотариального действия, а также предпринимателям, в случаях удостоверения сделки у нотариуса, максимально быстро зарегистрировать права на недвижимость в Росреестре, не посещая при этом офисы МФЦ.
Как удаленно провести сделку с жильем через нотариуса. 7 главных вопросов
Важное новшество 2021 года — возможность оформлять сделки дистанционно, с привлечением сразу нескольких нотариусов. (Закон был подписан в конце 2019 года, но положение о дистанционных сделках и об удаленных нотариальных действиях вступило в силу 29 декабря 2020 года.) Дистанционный формат позволяет сторонам сделки не встречаться в одной нотариальной конторе, но каждому выбрать свою. Это особенно актуально, если участники сделки проживают в разных городах — дистанционный формат в этом случае помогает сэкономить не только время, но и деньги на дорогу.
Вместе с нотариусом Всеволожского нотариального округа, председателем методического совета Нотариальной палаты Ленинградской области Николаем Быстровым рассказываем, как провести дистанционные сделки с недвижимостью при участии нотариуса.
Вопрос 1. Как работает схема?
Каждая из сторон сделки выбирает удобную для себя нотариальную контору в своем городе. Нотариусы проверяют все документы. Далее стороны согласовывают время проведения дистанционной сделки. Затем согласованный с заявителями проект договора заводится в Единой информационной системе нотариата. Документ подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, а после — усиленной квалифицированной подписью нотариуса. Это придает документу юридическую силу.
Далее, также с помощью нотариуса, сделки дистанционно регистрируются и отправляются в электронном виде в Росреестр. Готовые документы на собственность можно получить на следующий день в регистрационном ведомстве в своем городе.
Вопрос 2. Не опасен ли такой формат?
«Дистанционно» не означает онлайн или заочно — стороны дистанционной сделки должны пусть и по отдельности, но все равно лично явиться к нотариусу. Сами нотариусы свяжутся между собой по защищенному каналу видеосвязи и проведут все необходимые этапы работы, отметил Николай Быстров.
По его словам, по степени безопасности дистанционный формат сделки не уступает традиционному варианту удостоверения договора в одной нотариальной конторе. Нотариусы здесь, как и всегда, проводят комплексную юридическую экспертизу сделки, обязательно выясняют реальную волю участников договора и понимание ими правовой сути сделки, разъясняют ее юридические последствия и т. д.
Важно и то, что удостоверившие дистанционную сделку нотариусы несут за нее солидарную полную имущественную ответственность. То есть если кто-то из них ошибется, пострадавшим из-за этого гражданам гарантируется стопроцентное возмещение ущерба.
Вопрос 3. Какие сделки можно оформить таким способом?
Дистанционно можно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или мены квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами, брачный договор, алиментное соглашение и другие.
Дистанционный формат помогает упростить заключение ряда сделок — например, если продается долевая недвижимость, собственники которой проживают в разных концах страны. Может быть и такое, что стороны просто не хотят встречаться лично: к примеру, это могут быть бывшие супруги, пережившие болезненный развод. Также дистанционно удобно будет оформить сделку, когда органы опеки разрешают продать имущество несовершеннолетнего (при условии одновременного приобретения другого), а квартиры, о которых идет речь, находятся в разных регионах.
Вопрос 4. Есть ли ограничения по числу участников сделки?
Участниками таких сделок могут быть граждане и юридические лица. Число сторон не ограничено. Главное условие — каждый участник сделки должен пойти к нотариусу.
«Единственный момент, который необходимо учесть, если речь идет о сделке с недвижимостью: один из выбранных нотариусов должен работать в регионе, где находится отчуждаемый объект недвижимого имущества», — отметил Николай Быстров.
Вопрос 5. Нужна ли доверенность?
При заключении дистанционной сделки с участием нотариусов доверенность не требуется. До этого, чтобы купить или продать имущество в удалении от постоянного места жительства, нужно было действовать через представителя, на которого оформлялась доверенность.
«Такая доверенность — это не только лишняя головная боль, но и высокие риски. Она влечет за собой серьезные правовые последствия и нередко становится инструментом в руках мошенников. С ее помощью совершаются незаконные сделки в простой письменной форме, а обманутые люди остаются без жилья и денег. В рамках же дистанционной сделки покупатель и продавец недвижимости могут контролировать весь процесс лично, без лишних трат времени и денег», — рассказал нотариус.
Вопрос 6. Понадобится ли электронная подпись?
При оформлении дистанционной сделки самим заявителям не нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Для того чтобы подписать договор, нотариусы выдадут им специальные планшеты, где они смогут оставить так называемую простую электронную подпись.
Юридическую силу документу придадут уже усиленные квалифицированные электронные подписи самих нотариусов. Готовый документ будет сохранен в отдельном реестре Единой информационной системы нотариата. Там ему гарантируется сохранность и защита от подделки, удаления или незаконного доступа третьих лиц. Получить свой экземпляр договора каждая из сторон сделки сможет в том формате, в котором ей удобно, — либо в электронном виде, либо на бумаге.
Вопрос 7. Какие документы нужны?
Пакет документов, необходимый для проведения дистанционной сделки, ничем не отличается от того, который установлен законом для обычных сделок в одной нотариальной конторе. Для этого понадобятся:
Полный список документов, которые вправе запросить нотариус в том или ином случае, прописан в отдельном документе — регламенте совершения нотариальных действий. При это значительную часть сведений нотариусы запрашивают самостоятельно — в рамках электронного взаимодействия с ведомствами.
Что изменилось в работе нотариусов и как на этом сэкономить
С 1 февраля нотариусы должны бесплатно передавать на регистрацию в Росреестр документы для регистрации права собственности на недвижимость, причем сразу после оформления сделки или наследства. Если вам нужно оформить право собственности на квартиру, теперь это удобнее. И не придется лично подавать документы на регистрацию. Зато плату за услуги правового и технического характера еще раз прописали в законодательстве.
Отказаться от навязанных допуслуг будет сложнее — им посвятили часть закона, — но шанс сэкономить все-таки есть.
Памятка для клиентов нотариусов
Вот главное из нового закона:
Кого это касается?
Это касается всех, потому что к нотариусам может обратиться любой человек в разных ситуациях. У нотариусов есть полномочия, которые больше никто не может выполнить: оформить наследство, зарегистрировать брачный договор или куплю-продажу долей в квартире. Еще к нотариусам ходят, чтобы сделать доверенность, заверить копию или дать согласие на поездку ребенка за границу.
Нотариусы ничего не делают бесплатно — за свои действия они возьмут обязательный платеж: госпошлину или тариф, — а еще добавят дополнительные услуги.
Работа нотариуса регулируется законами: суммы они берут не какие захотят, а какие утверждены государством или нотариальной палатой. И список услуг у них тоже регламентирован.
В прошлом году в законах о работе нотариусов произошли изменения. Какие-то заработали еще в августе, но большинство — 1 февраля 2019 года.
Нотариус бесплатно передаст документы на регистрацию права собственности
У нотариуса можно оформить документы на переход права собственности. Иногда это обязательно, то есть получить имущество без посещения нотариуса невозможно. Например, если оформляется наследство, свидетельство о праве на унаследованную квартиру может выдать только нотариус. А на основании этого свидетельства уже регистрируется право собственности в Росреестре.
Иногда к нотариусу по сделкам с недвижимостью обращаются добровольно. Например, регистрируют договор купли-продажи квартиры. Это не обязательно, но продавец и покупатель могут так договориться для надежности.
В таких случаях нотариус может не только оформить документы — свидетельство или договор, — но и отправить их в Росреестр. У нотариуса есть для этого электронная подпись и каналы связи. Тогда собственникам не нужно идти самим.
Раньше отправка документов на регистрацию была дополнительной услугой. За нее нотариус брал отдельный тариф — 1000 рублей. При этом не было четкой инструкции, когда нужно отправлять документы, и нотариус вообще мог не оказывать такую услугу.
С 1 февраля 2019 года нотариус обязан отправить в Росреестр документы на регистрацию права собственности покупателя, наследника или пережившего супруга. Причем на таких условиях:
Если вы придете к нотариусу оформлять наследство и захотите, чтобы он отправил документы в Росреестр, а с вас потребуют за это деньги, вот чем доказать свою правовую грамотность:
Иван заплатит нотариусу только за оформление наследства, а за передачу документов в Росреестр ничего платить не придется.
Документы на регистрацию можно отнести лично
Если вы не хотите, чтобы нотариус передавал документы на регистрацию, просто откажитесь от этой услуги. Нотариус хоть и обязан это сделать, но только если вы не против.
Сэкономить деньги и время при этом не получится. Нотариус передаст бесплатно, а быстрее, чем через него, права больше никаким способом не регистрируют.
Госпошлину за регистрацию все равно нужно платить
Новый закон отменил плату именно нотариусу, но не госпошлину за регистрацию права собственности, которую платят в Росреестр. Ее нужно платить даже при оформлении через нотариуса, как и раньше.
За правовые и технические услуги придется платить, но их нельзя навязывать
Кроме обязательных госпошлин и тарифов нотариусы могут брать плату за дополнительные услуги: создание копий, сканов, проведение консультаций, подготовку договоров. Обычно эти платежи даже больше пошлин. При обязательном платеже в 200 рублей за дополнительные услуги могут запросто выставить счет на 10 тысяч.
В прошлом году Верховный суд несколько раз объяснял, что нотариус не может навязывать эти услуги и платить за навязанные консультации и копии не нужно. Можно прийти со своим текстом договора и сделать копии в три раза дешевле. Нотариус не может отказаться обслуживать и не выдать свидетельство о праве на наследство только потому, что ему не заплатили деньги за навязанные услуги.
Многие люди и правда стали отказываться от допуслуг, хотя, справедливости ради, надо сказать, что своего добивались только самые смелые и упорные: даже после разъяснений Верховного суда не так уж просто спорить с нотариусом, когда нужно срочно оформлять документы. Но все-таки жалоб и исков стало больше и это был шанс сэкономить хотя бы на простых нотариальных действиях вроде заверения копий.
С 1 февраля в основах нотариата появилось сразу три абзаца про дополнительные услуги. Вот их суть:
То есть услуги правового и технического характера теперь упоминаются в таком контексте, что если они оказаны, то оплачиваются. Но в этих пунктах основ не написано, что эти услуги обязательные и копии нельзя сделать самостоятельно. И что нотариус может их навязывать, там тоже не написано. И нет ни слова про то, что нужно платить за консультации, о которых клиент не просил или которые ему не давали.
Напомним выводы Конституционного и Верховного суда:
Получается, что хоть и добавили в основы нотариата три абзаца про правовые услуги, но в корне это ничего не поменяло. Там написано, что услуги оплачиваются, а не что все обязаны их оплачивать без права на отказ. Если услуга не нужна, вы все сделали сами или вам ее навязывают, а вы не согласны, по-прежнему можно отказаться. И со своими копиями приходить никто не запрещал. Но для этого нужно иметь запас времени, стальные нервы и даже готовность судиться.
Если нотариус говорит, что с 1 февраля все обязаны платить за допуслуги и что это закон, — ничего подобного. Если бы эти платежи хотели сделать обязательными или признали неотъемлемой частью нотариальных действий, так бы и написали.
Ипотеку на доли нужно оформлять через нотариуса
Есть сделки, которые можно оформить только у нотариуса. Например, когда продаются доли в квартире. Даже если продается вся квартира просто по договору купли-продажи, но в ней несколько собственников, нужно идти к нотариусу.
С 4 августа 2018 года в этом списке еще и договоры ипотеки долей. Если планируете покупать квартиру в ипотеку и там несколько владельцев, имейте в виду, что расходов прибавится. Отдельно придется оформлять у нотариуса договор купли-продажи долей и отдельно — договор ипотеки. Это не одно и то же. Зато нотариус сможет сам отправить все документы на регистрацию и не возьмет за это дополнительных денег. А вы получите документы о праве собственности уже через день.
Нотариусы смогут за несколько минут оформить сделку с квартирой в Росреестре
По закону, если гражданин оформляет сделку с квартирой через нотариуса, то регистрация для него бесплатна. Документы направляются нотариусом в Росреестр в электронной форме.
Сегодня все нотариусы работают в формате «одного окна». Нотариус сам заранее собирает все необходимые сведения и приглашает к себе стороны сделки уже только для проверки их реальной воли и непосредственного удостоверения договора.
Дополнительные гарантии безопасности нотариальной сделке придает и публичный депозитный счет нотариуса, на который покупатель перечисляет деньги. На этом счете деньги будут надежно храниться ровно до тех пор, пока не будет зарегистрирован переход права собственности. Далее нотариус сам обеспечивает перевод средств продавцу. То есть никаких рисков с обналичиванием денег и доступом к ним третьих лиц здесь нет, в отличие от той же банковской ячейки.
Константин Корсик обратил внимание и на такой важный фактор, как доступность нотариальных тарифов. Несколько лет назад законодатель значительно снизил их в части удостоверения сделок с недвижимостью. При этом размер стоимости «юридического сопровождения» сделок с недвижимостью различными посредниками (с зачастую сомнительной квалификацией) оказался заметно дороже.
Об этом было рассказано в ходе V Всероссийского юридического форума в Москве.
Константин Корсик отметил и необходимость принятия закона о риелторской деятельности как одной из мер наведения порядка на рынке оборота недвижимости. Сегодня в России отсутствует четкое определение профессии риелторов, не очерчен круг их прав и обязанностей, нет единых требований к их профессиональной ответственности.