Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация

УФАС Петербурга возбудило дело в отношении пошутившей про кастрацию ветклиники

УФАС Петербурга возбудило дело в отношении пошутившей про кастрацию ветклиники

Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть картинку Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Картинка про Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация

Жители Северной столицы сочли текст рекламы про животных оскорбительным, сообщили «Форпосту» в городском управлении антимонопольного ведомства.

Как стало известно в четверг, 8 августа, петербургское УФАС возбудило дело в отношении ветеринарной клиники – общества защиты животных «Ответ», пошутившего про кастрацию: «Акция! Кастрация. Кот – 1000 рублей. Кошка – 2500 рублей. Неверный муж – бесплатно».

Как сообщили антимонопольщики, они получили пять жалоб на этот стенд. Он находился рядом с метро «Улица Дыбенко», а само учреждение – на улице Коллонтай.

Один из заявителей назвал текст рекламы «оскорбительным и унижающим человеческое достоинство». С ним согласились эксперты саморегулируемой Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет».

Петербургское УФАС подозревает нарушение одного из пунктов 5 статьи Закона о рекламе (запрет на использование оскорбительных образов и выражений). Заседание комиссии антимонопольного органа состоится 23 августа.

Напомним, ранее управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу на специальном заседании рассмотрело жалобы на два аукциона на оказание услуг по новогоднему и рождественскому оформлению Северной столицы.

Источник

Практика рассмотрения рекламных споров органом рекламного саморегулирования

В сентябре 2017 г. на Всемирном коммуникационном саммите ФАС России, правительство Санкт-Петербурга и Европейский альянс по рекламным стандартам (EASA) подписали меморандум «О разработке „дорожной карты“ по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО». Пилотным субъектом, в котором должен быть реализован проект, был определен г. Санкт-Петербург.

Единый российский орган рекламного саморегулирования уже создан, это Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (далее — Рекламный совет, Ассоциация). В феврале 2019 г. Рекламный совет получил статус саморегулируемой организации (далее также — СРО). К апрелю 2019 года СРО подписало ряд соглашений о сотрудничестве с территориальными управлениями ФАС РФ, в рамках которых СРО обязалось оказывать УФАС экспертно-консультационную помощь антимонопольному органу при рассмотрении дел о нарушении законодательства о рекламе. Для реализации данной задачи, а также следуя рекомендациями Европейского альянса рекламных стандартов в СРО был сформирован Комитет по рассмотрению рекламных споров (далее – «Комитет»), в который вошли авторитетные эксперты рекламной отрасли.

К концу 2019 года СРО было рассмотрено 40 обращений, при этом в Комитет обращались не только УФАС, но и представители иных институций организаций, таких Уполномоченный по правам ребенка г. Санкт-Петербурга, Органы местного самоуправления, имеющие потребность в оценке рекламы. Важно отметить, что при оценки рекламы СРО руководствуется не только рекламным законодательством, но и Международным кодексом рекламных и маркетинговых практик МТП, который устанавливает стандарты этического поведения и призван служить не инструментом правоприменения, а скорее стандартом профессиональной добросовестности

Ниже будет приведен обзор ряд дел, рассмотренных СРО, имеющих важное практическое значение для рекламной отрасли. При этом, важно отметить, что УФАСы во всех случаях соглашались с решением СРО.

1. Человек или собака? В СРО из УФАС Санкт-Петербурга поступила жалоба гражданина относительно рекламы программы “Я стесняюсь своего тела” на телеканале Ю. По мнению автора обращения, в эту программу обращаются люди со сложными заболеваниями, которые годами не выходят из дома, боясь насмешек жестоких людей. Заявитель полагает, что в изображении используется шуточное сравнение таких людей с собакой и предлагает убрать подобную рекламу.

Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть картинку Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Картинка про Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация

СРО не нашло в данной рекламе нарушений, указав, что на макете изображен классический образ киноцефала, одетого в современную одежду. Образ киноцефалов известен мировой культуре давно, в данном образе изображался египетский бог Анубис, христианский святой Христофор и т д. С учетом зооморфической конструкции данного образа изображено человеческое тело у животного, а не наоборот, как считает заявитель. Поэтому в данном сюжете с точки зрения семиотики собака стесняется своего тела, а не наоборот. Таким образом, с учетом того, что данный образ является устоявшимся дисигнатом мифологического толка, не имеющим ничего общего с реальным человеком, то он не должен восприниматься как образ, наносящий ущерб достоинству человека.

Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть картинку Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Картинка про Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация

Эксперты СРО большинством голосов решили, что данная реклама является неэтичной, нарушающей ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе. При рассмотрении запроса всеми экспертами были высказаны мнения о том, что из характера и формы представления материала явно следует, что высказывание «Неверный муж бесплатно» носит шуточный характер, что будет очевидным для любого среднего потребителя рекламы. Однако при этом шутка недвусмысленно затрагивает сферу интимных отношений и тему супружеской неверности. При этом из содержания шутки следует, что общераспространенной реакцией на супружескую неверность являются действия, описанные на плакате. Следовательно, подтекст рекламы говорит о том, что большинство людей не обладают достаточным воспитанием, культурным уровнем и чувством собственного достоинства. Подобное предположение о культурном уровне общества, следующее даже не из прямого текста рекламы, а из контекста, является оскорблением, что нельзя назвать приемлемым для современного общества. Поскольку реклама предназначена для публичной демонстрации, тиражирование подобных непристойных шуток в рекламе может оскорблять общественный вкус и не соответствует представлениям о допустимых в публичном пространстве высказываниях, а также может вызвать сомнения в распространенности идеи верности как общепринятой семейной ценности, соответствующей устоям общества.

Кроме того, ряд экспертов высказали мнение, что данная реклама призывает к насилию. Конечно, кто-то может сказать, что у экспертов нет чувства юмора. Но проблема в том, что любой юмор строится на двусмысленности текста, соответственно, герменивтическое поле сообщения становится шире, помимо декларируемой части текста (буквального смысла) в ней присутствует и имплицитный (шуточный смысл), но такое положение с формальной стороны довольно рискованно, ведь юмор понятие оценочное, а декларируемая часть имеет фактологический характер. Поэтому рекламодатель должен быть готов, что его юмор могут оценить исключительно в декларативном ключе, как имело место в данном случае. Конечно, неудачные шутки не наказываются, но если содержание этих шуток включает в себя трансляцию неэтичной информации (оскорбительной, призывающей к насилию), то вероятность признания ее ненадлежащей увеличивается.

3. Из Псковского УФАС поступило обращение с запросом оценки рекламы рыболовного магазина «Путина» на предмет ее соответствия положениям п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами. СРО не нашло нарушений в данной рекламе, указав на, что чевидно, что организация использует игру слов, которая у обычных потребителей может вызвать ассоциацию «магазин Президента». Такому восприятию может способствовать само название магазина, а также изображение флага по нижнему краю вывески. Тем не менее, с учетом специфики целевой аудитории магазина (рыбаки знают, что путИна – это сезон интенсивного лова рыбы), подобная игра слов является скорее обычной шуткой для привлечения внимания, чем стремлением создать впечатление об одобрении магазина Президентом России.

4. Другое обращение, поступившее в СРО из Приморского УФАС, поставило перед экспертами аналогичный этико-правовой вопрос, сложность которого была вызвана уже необходимостью семиотического анализа рекламного изображения, в котором буквальный смысл имел абсурдное значение.

Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Смотреть картинку Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Картинка про Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация. Фото Реклама ветеринарной клиники находящейся на улице коллонтай под названием акция кастрация

СРО признало данную рекламу неэтичной, указав, что в рекламе присутствует изображение грейпфрута, причём формально он никак не соотносится с содержанием рекламного послания, однако, исследуя его с учётом наименования рекламируемой медицинской услуги, оно может включать в себя символическое изображение женских половых органов, что для наружной рекламы является неуместным и неэтичным с точки зрения статьи 3 Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП. Согласно этой статье маркетинговые коммуникации не должны содержать заявлений или аудиовизуальных элементов, нарушающих нормы приличия, в конкретный период существующие в стране и соответствующей культуре.

5. Также ряд дел был рассмотрен СРО в рамках вопроса сексуальной объективизации женщины в рекламе. Золотое правило этики Канта гласит, что человек не должен восприниматься как средство, человек может быть только целью. Однако, ряд рекламодателей для привлечения внимания к своим продуктам, прямо не связанные с женской аудиторией или контекстом ситуации, зачастую используют откровенные женские образы, сопровождая их двусмысленными выражениями, приводящими к сексуальной объективации женщины. Но такие приемы недопустимы, поскольку они формируют отношение к женщине как к сексуальному объекту.

Так в СРО поступило обращение УФАС Удмуртии, в котором антимонопольный орган просил дать оценку на соответствие требованиям ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе рекламы, размещенной на рекламной конструкции, следующего содержания: «Национальный Кредит Даю. Деньги под залог авто. Деньги за 10 минут. natcredit.ru, 8 800 500 44 87, ООО «ИЖ ЛИЗИНГ» ОГРН 1151832013112, ИНН 1841055874, 426057, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, д. 218, оф. 307» с условиями осуществления финансирования и изображением девушки. Эксперты СРО признали рекламу неэтичной, указав, что что доминирующее положение в данной рекламе занимают изображение девушки с глубоким декольте и словесный элемент «Даю…», при этом продолжение фразы «Деньги под залог авто» выполнено более мелким шрифтом. Учитывая сленговое значение слова «давать», реклама создает впечатление, что девушка заявляет о своей готовности к интимным отношениям, то есть налицо факт использования в рекламе непристойных и оскорбительных образов в отношении пола человека.

В другом деле СРО оценили на соответствие той же нормы рекламу, поступившую из Хабаровского УФАС. Наружная реклама застройщика и его объекта имела следующее содержание: «Большие квартиры 82м2, а не цены 4,2 млн. 650-927 Застройщик ООО «Жилстроймонтаж» проектная декларация на сайте www.terrasadom.rf», содержащей изображение полуобнаженного бюста женщины. Эксперты признали рекламу неэтичной, указав, что в данной рекламе объект рекламирования “квартира” смещен в сторону сексуального образа женщины с целью привлечения дополнительного внимания к традиционно представляемой информации о продаже квартир. Подобного рода реклама в части намеренно выстроенного провокационного образа, не имеющего отношения к объекту рекламирования, не должна распространяться публично, поскольку ее потребителями является неопределенный круг лиц, к которым можно отнести также и несовершеннолетних. Также экспертами был упомянут аналогичный прецедент, указанный в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 по делу N А45-21481/2008, применимый и к данному случаю: “Размещенный в наружной рекламе на рекламной конструкции, установленной в публичном месте, образ полуобнаженной женской груди является вульгарным в данных условиях, играет на примитивных чувствах людей, нарушает общепринятые нормы и ценности, унижая человеческое достоинство женщины, формирует потребительское отношение к ней, на публичное обозрение выносятся объекты, которые связаны с понятиями красоты, подрывает сложившиеся в России моральные принципы и устои”.

Однако, если же потенциальным потребителем рекламы являлись женщины или обстановка рекламного сюжета отражала реальность, в которой присутствие женщины в рекламном образе было уместным, то СРО не признавало такую рекламу неэтичной. Например, в рамках ответа на запрос Хабаровского УФАС об оценке этичности рекламы магазина нижнего белья, СРО указала, что реклама направлена на продвижение продукции фабрики нижнего белья, в связи с чем использование изображения женщины в нижнем белье является оправданным и уместным, оно выполнено в сдержанном стиле, обнаженное тело не выглядит вульгарным.

Аналогичное решение было вынесено в отношении наружной рекламы оптики, на котором была изображена женщина в купальнике. Эксперты указали, что данная реклама выполнена в стиле гламурного журнала, что является распространенной практикой на рынке и часто используется для рекламирования различных категорий товаров, в том числе солнечных очков.

6. Еще одно дело, поступившее из Тульского УФАС, поставило весьма актуальную проблему соотношения рекламы косметологических и медицинских услуг. Суть проблема в том, что некоторые косметические услуги называются также как медицинские, например, массаж, эпиляция, депиляция и т.д., однако их оказание не требует лицензии, поскольку понятно, что у них нет врачебной цели. Однако, в ряде случаев контролирующий орган, идентифицировав такое название автоматически относит его к медуслуге, а дальше наказывают как рекламу деятельности без лицензии. При этом, не акцентируется внимание, что в таких рекламах салонов красоты не говорится про лечебный эффект, не используются образы врачей, не упоминаются названия болезней и т.д. В общем нет никакого намека на то, что говорится о медуслуге. В июньском номере тульского журнала «Модный город» ООО «Слобода» разместило рекламу услуг студии красоты под названием Infinity. В ней, в частности, говорится: в спектр услуг студии входят шугаринг, биотатуаж хной, наращивание ресниц, процедуры омоложения. Обучившись перманентному макияжу в испанской школе IP, Катя начала развивать и это направление в Туле…. У УФАС возник вопрос, а не рекламируется ли здесь медуслуга, ведь дермапигментация (перманентный татуаж) отнесена именно к медицинским услугам?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *