Рекламная акция это определение

Рекламные акции для бизнеса: виды и примеры

Рекламные акции — универсальный способ привлечения новых клиентов или пережитки маркетингового прошлого? Стоит ли продолжать «кормить» потребителей скидками и подарками, или лучше использовать более современные технологии продаж и продвижения бизнеса?

Попробуем ответить на эти вопросы. Начнем с теории: что такое рекламные акции — цели и суть. Потом рассмотрим 17 основных типов промо-акций, которые все еще не потеряли свою актуальность в 2021 году.

Поговорим о юридической стороне проведения рекламных акций и разработаем свою первую стратегию для привлечения клиентов. Вишенкой на торте станут примеры успешных рекламных акций компаний со всего света.

Что такое рекламные акции: суть и цели

Рекламные акции — это маркетинговые мероприятия, которые направлены на привлечение клиентов и получение краткосрочной прибыли.

Суть рекламной акции — предложить потенциальному клиенту выгоду и мотивацию приобрести товар. Обычно это скидки, бонусы, подарки, которые актуальны только в определенный промежуток времени. Например, на Новый год, 8 марта или день рождения компании.

Основные цели рекламных акций:

Виды акций для привлечения клиентов

С определением и целями рекламных акций разобрались. Перейдем к детальному обзору основных видов промо и маркетинговых акций, которые используют крупные компании и небольшие организации для привлечения клиентов.

Скидки

Скидки — это классический способ привлечения клиентов, который будет работать всегда. Его используют крупные интернет-магазины, салоны красоты, парикмахерские, рестораны и даже бабушки на рынке.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

«Красный ценник» привлекает внимание: чем ниже цена товара, тем выше спрос. Так устроен человеческий мозг: мы всегда ищем выгоду и возможность «сэкономить».

Обычно скидка приурочена к какому-либо важному событию. Например, предновогоднее снижение цен на шубы или весенние скидки на кофемашины.

Часто скидки проводятся в день рождения магазина: например, сегодня интернет-магазину цветов исполнилось 5 лет и поэтому на каждый товар действует скидка 5%. На кассе продуктового магазина можно увидеть табличку: при покупке товаров на сумму 5 000 рублей, скидка — 500 рублей.

Тут может возникнуть вопрос: «Почему скидки редко проводят в обычные дни, когда на горизонте нет не единого праздника?». Все просто: если человек видит товар, который раньше стоил 10 000 рублей, а сейчас — 7 000 рублей, то в голове появляются мысли, что с этим продуктом что-то не так. Это может навредить имиджу компании или бренда.

Подарок за покупку

Этот вид рекламной акции часто используют магазины бытовой техники: купи клавиатуру и получи мышь в подарок; приобретая новый смартфон, в подарок вы получите фирменный чехол и защитное стекло. Подарок увеличит количество продаж и поможет обосновать стоимость продукта. Согласитесь, предложение купить микроволновую печь за 15 тысяч рублей и получить в подарок миксер звучит приятнее, чем обычная СВЧ-печь за 13 тысяч.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Еще один пример: две компании заключили партнерство. Когда клиент купить товар или воспользуется услугами одной компании, в подарок он получит продукт от фирмы-партнера.

Сотрудничество — это отличный способ привлечь внимание к своему бренду. Особенно, когда небольшая компания заключает партнерство с лидером рынка.

Пример: маркетинговое или рекламное агентство занимается настройкой контекстной рекламы. Компания заключают партнерство с онлайн-конструктором объявлений. Агентство привлекает новых клиентов для сервиса и получает за это процент от продаж. Конечно, изначально услуги конструктора объявлений позиционируются как бесплатный подарок.

Конкурсы и розыгрыши

Конкурсы привлекают внимание аудитории к бренду и компании. Чем дороже приз, тем больше людей узнают о розыгрыше. Например, конкурсы популярны в социальных сетях: крупные и маленькие компании дарят своим подписчикам призы (в Instagram, Вконтакте, Facebook). Для этого нужно выполнить простые условия: подписаться на страницу бренда и сделать репост записи, или оставить комментарий под конкурсной записью.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Благодаря этому повышается охват у постов: о конкурсе узнают друзья участников. Растет узнаваемость бренда и продажи; повышается лояльность аудитории к компании.

Существует обратная сторона медали: конкурсы притягивают «призоловов» — людей, которые участвуют во всех розыгрышах. Когда закончится конкурс, они отпишутся от вашего аккаунта в Инстаграм и навсегда забудут о бренде.

«Приведи друга и получи бонус»

Еще один способ привлечения новых клиентов — акция «Приведи друга и получи бонус». В качестве бонуса может выступать небольшой подарок, скидка или баллы на на карту лояльности.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Цель компании, которая проводит этот конкурс — запустить сарафанное радио. Например, используя эту маркетинговую акцию, онлайн-сервисы могут привлекать новых пользователей.

Пример: Booking.com предлагает своим клиентам 1 000 рублей на счет, если те пригласят своего друга — отправят ему партнерскую ссылку, по которой он зарегистрируется в системе и сделает первое бронирование.

Карты лояльности

Сейчас в каждом магазине потребителям предлагают завести карту лояльности: скидочные, бонусные и клубные.

Скидочные карты

Карты с фиксированной скидкой. Их задача — удержание покупателей. Например, в магазине бытовой техники можно получить скидку 20% на товар из определенной категории. Предложение не «сгорает» и действует 2-3 года.

Бонусные (накопительные) карты

За каждую покупку в магазине, покупателю начисляются баллы. Один балл = одному рублю. Обычно, накопленные баллы сгорают через 6-12 месяцев, поэтому их обязательно нужно тратить.

Клубные карты

Потребителю предлагают стать членом «закрытого» клуба — получить специальную карту, которая дает ему особые привилегии. Например, увеличенная скидка за большой объем покупок; эксклюзивные акции и подарки.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

«Счастливые часы»

«Счастливые часы» — это акция, которая доступна только в определенные часы. Например, скидка 10% на комплексные обеды в кафе с 12:00 до 14:00. Также, часто этот маркетинговый прием применяют в сфере услуг: чистка ноутбуков за 300 рублей с 16:00 до 18:00; купи моторное масло с 15:00 до 17:00 и мы заменим его бесплатно.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

В эту категорию можно отнести «Товары дня» — скидка 15% на iPhone 7 в понедельник; закажи пластиковые окна в четверг и мы произведем бесплатный замер.

Таким образом, вы можете продать «залежавшиеся» на складе товары или забить кафе посетителями, когда наблюдается низкий поток клиентов.

Дегустация

Этот метод привлечения новых клиентов используют супермаркеты и продуктовые магазины. Перед тем, как купить колбасу, мёд или выпечку, потребитель может попробовать товар.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Дегустация проводится на отдельном стенде, который установлен недалеко от прилавков с продуктами. Как показывает практика, дегустация повышает доверие потребителей к товару. Благодаря этому увеличивается средний чек: после дегустации покупатель набирает больше товаров, чем обычно.

«Три по цене двух»

«Купи две пары кроссовок и получи сланцы в подарок» — такой слоган можно встретить у стендов с одеждой в розничных магазинах. Рекламная промо-акция «Три по цене двух» (или «Два по цене одного») преследует следующие цели:

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Подобные акции встречаются и в сфере услуг: лечение трех зубов по цене двух; закажите пластиковые окна в гостиную и спальню, и получите установку окон на кухню в подарок.

Расширенная гарантия

Компании предлагаю клиентам расширенную гарантию: от 3-х до 5-ти лет, вместо 1 года. Также, в расширенную гарантию может входить бесплатное сервисное обслуживание на протяжении 2-3-х лет.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Этот вид маркетинговой акции повышает лояльность аудитории к компании: они будут рекомендовать бренд или компанию своим друзьям. Также увеличивается число повторных продаж.

«Ночь скидок»

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Распространенный вид рекламных акций среди интернет-магазинов. Каждый месяц — а иногда и каждую неделю — они устраивают «Ночь скидок». С 18:00 до 00:00 на определенную категорию товаров действует скидка + удобная рассрочка на 12-18 месяцев и бесплатная доставка товаров.

Предзаказ

Некоторые компании, после анонса нового продукта, начинают принимать предварительные заказы. Цель предзаказа — стимулировать потребителя внести предоплату за новый продукт.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Яркий пример использования этого способа привлечения клиентов — компания Apple. Сразу после анонса нового iPhone, iPad Или MacBook, потребители могут оформить предзаказ на официальном сайте.

Бесплатная доставка

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Запустите временную акцию: бесплатная доставка товаров при покупке на сумму от 3 000 рублей (или больше). Такое ограничение увеличивает средний чек покупки: потребители начинают «набивать» корзину, чтобы достигнуть лимита для бесплатной доставки.

Социальная значимость

Крупные компании используют социальные и благотворительные проекты для проведения рекламных акций. Например, «Покупая этот товар, вы помогаете детям». Людям приятно чувствовать себя причастными к хорошему и полезному делу.

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

К тому же, такие рекламные акции несут настоящую пользу: часть денег от продажи товаров идут в благотворительные фонды.

Необычные и креативные рекламные акции

Классические рекламные акции уже давно приелись потребителям. Поэтому, давайте поговорим про необычные и креативные промо-акции: они привлекают внимание и вызывают эмоции у покупателей.

Интерактивные игры — геймификация

Геймификация — это внедрение игровых элементов в продвижение бизнеса. Задача геймификации — вызвать интерес у потребителей, завладеть их вниманием. Интерактивные игры использую при продвижении товаров и услуг в интернете и розничной торговле.

Как это работает: креативный отдел компании придумывает игры — конкурсы, лотереи, викторины, опросы — и условия, которые должен выполнить каждый участник. За выполнение заданий, пользователи получают баллы, которые приближают их к победе: ценному призу или большой скидке.

В качестве примера успешного использования геймификации возьмем компанию Ceresit. Они разыгрывали деньги среди покупателей: 10 000 рублей каждую неделю и супер приз — 1 000 000 рублей.

Условия участия в акции были простые: на каждой упаковке их продукции размещался специальный код. Этот код нужно было зарегистрировать на официальном сайте акции или через SMS. За каждый код участники получали 45 рублей на баланс телефона и возможность побороться за более ценные призы: 10 000 рублей и 1 000 000 рублей.

Еще один пример геймификации — сеть магазинов «Дикси». Компания запустила акцию «прилипалами» — маленькими игрушками из термопласта, которые прилипают к любой поверхности. Получить фигурку можно было двумя способами: купить «прилипалу» за 49 рублей или за покупку товаров от 500 рублей в любом магазине сети.

«Прилипалы» обрели большую популярность — особенно среди детей. Акция превратилась в настоящую игру: люди коллекционировали фигурки, снимали видеообзоры на YouTube и писали небольшие заметки о новомодном тренде в своих социальных сетях. Это вызвало «вирусный» эффект — о «прилипалах» не знал только ленивый (и тот мог просто выйти на улицу и увидеть детей, гуляющих с этими необычными игрушками).

Выиграй «Путешествие на двоих»

К креативным решениям в рекламных акциях можно отнести розыгрыш путевок на двоих в теплые страны: Турция, Египет, Таиланд, Испания. Пример: совместная промо-акция «Дикси» и Bonduelle. Они предлагают покупателям принять участие в розыгрыше путевки в Испанию. Для этого нужно купить 2 банки маслин или оливок от Bonduelle и зарегистрировать чек на официальном сайте розыгрыша. Победитель будет выбран случайным образом.

Розыгрыш путевок — это отличный способ привлечения новых клиентов. Использовать эту рекламную акцию можно в любой сфере бизнеса: розничная торговля, услуги. На проведение подобной маркетинговой активности требуется большой бюджет. Во-первых, нужно оплатить путевки победителям, а во-вторых — вложить средства в продвижение самой акции (баннерная и таргетированная реклама в интернете, ТВ-реклама, журналы и газеты).

Сдай старый товар и получи скидку

В магазине одежды или бытовой техники можно использовать рекламную акцию «Сдай старый товар и получи скидку». Покупатель приносит старую вещь, сдает ее в магазин и за это получает небольшую скидку на новую покупку.

«Щедрое» открытие

Рекламная акция «Щедрое открытие» направлена на привлечение клиентов в новые розничные магазины, салоны красоты, парикмахерские, тату-салоны.

Пример: салон связи «Связной» проводил маркетинговую акцию, приуроченную к открытию нового салона. По городу были разбросаны бумажники, в которых было приглашение прийти на открытие магазина. Находку можно было обменять на подарок — футболку с надписью «Самый честный житель города».

Разработка стратегии маркетинговой акции

Перед тем, как запустить рекламную акцию, направленную на привлечение клиентов, нужно разработать стратегию. Рассчитать бюджет, определить цели и задачи, составить портрет целевой аудитории.

Поговорим про каждый этап разработки стратегии для рекламной акции подробнее:

Закон о стимулирующих мероприятиях

Небольшие компании нередко допускают ошибки при запуске рекламных стимулирующих акций: неправильно рассчитывают бюджет, не анализируют конкурентов. Иногда, они и вовсе нарушают законодательство о рекламе. Это приводит к штрафам (до 500 000 рублей).

В Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 01.05.2019) «О рекламе» есть Статья 9 — Реклама о проведении стимулирующих мероприятий. При проведении стимулирующих мероприятий (рекламные акции, лотереи, конкурсы, игры) где условием участия становится приобретение определенного товара, компания должна указать:

Идеи для привлечения клиентов

Какие акции можно придумать для привлечения клиентов в свой бизнес? Рассмотрим интересные и эффективные идеи для интернет-магазинов, розничных продавцов и сферы услуг. Не обязательно применять только одну понравившуюся идею из списка: комбинируйте их и проявляйте креативность.

Интернет-магазины

Если вы — владелец интернет-магазина, то воспользуйтесь следующими идеями рекламных акций, которые помогут привлечь новых клиентов и повысить ваши продажи:

Розничные продавцы

Идеи и рекомендации для привлечения клиентов в сфере розничной торговли (супермаркеты, торговые центры, магазины одежды):

Сфера услуг

В сфере услуг — салоны красоты, парикмахерские, тату-салоны — можно использовать следующие «фишки»:

Оценка эффективности

Финальный этап рекламной акции — анализ эффективности. Для этого рассчитаем чистую прибыль за время проведения промо-акции, ведь прибыль — один из главных показателей успешности любого бизнеса.

Эффект от проведенной рекламной акции может быть краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный эффект — это прибыль компании во время проведения акции. Например, вы запустили акцию «Три по цене двух». Акция длилась 1 месяц. Чистая прибыль за этот период времени составила 200 000 рублей.

Долгосрочный эффект — это результаты после проведения рекламной акции. Например, вы провели акцию «Подарок за покупку». Она длилась 2 месяца. Когда закончился срок промо-акции, вы заметили: количество клиентов и продаж продолжает расти. Увеличилось количество брендовых запросов в поисковых системах, выросло число подписчиков в Инстаграм, Вконтакте и других социальных сетях.

Акция помогла увеличить узнаваемость бренда — люди узнали о компании благодаря успешно проведенной маркетинговой акции. Долгосрочный эффект может длиться от 6 месяцев от 2-3-х лет.

Примеры успешных рекламных акций

Рассмотрим 5 успешных примеров рекламных акций со всего мира: начиная от банка «Империал» и заканчивая крупным брендом обуви Nike. Конечно, не стоит использовать эти промо-акции как образец или готовый шаблон, который можно скопировать и применить для своей сферы. Считайте, что это источники для вдохновения.

Банк «Империал»

В 90-е годы по ТВ крутили рекламные ролики банка «Империал». Это серия эпических видеороликов, главными героям в которых выступали известные исторические личности: Тамерлан, Чингисхан, Александр II, Наполеон. Рекламная кампания была очень успешной — ролики смогли вызвать интерес у аудитории.

Даже несмотря на то, что креативный подход к рекламной акции не спас банк «Империал» от краха — в 1998 году его лишили лицензии, а 2005 году он был признан банкротом, — серию видеороликов все равно можно считать очень успешным кейсом.

Got Milk? — возрождение молочной империи

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

В 1970-е годы в Калифорнии начался расцвет продукции от Coca-Cola: прохладительный напиток пришелся по вкусу жителям солнечного штата. Это стало причиной падения популярности молока — некогда любимого напитка всех американцев. Чтобы вернуть моду на молоко, маркетологи запустили рекламную кампанию «Got milk?». Она длилась 21 год: с 1993 по 2014 годы.

Инициатор рекламной акции — ассоциация производителей коровьего молока «California Milk Processor Board». Цель — повысить продажи своего главного продукта.

Первый видеоролик вышел на ТВ-экраны 29 октября 1993 года. Его снял режиссер Майкл Бэй.

Ролик получил награду Clio Awards в 1994 году. Успех был колоссальный: в 2002 году зрители попросили вернуть его на экраны телевизоров. Далее, CMPD начали выпускать новые видеоролики с похожим сюжетом. В них принимали участие известные личности — спортсмены (Дэвид Бекхэм, Серена Уильямс), актеры (Джессика Альба, Гленн Коулз), музыканты (Бритни Спирс, Kiss, Тейлор Свифт). Даже Супермен, Бэтмен и Марио становились участниками рекламных акций «Got milk?».

Just Do It (Nike)

Рекламная акция это определение. Смотреть фото Рекламная акция это определение. Смотреть картинку Рекламная акция это определение. Картинка про Рекламная акция это определение. Фото Рекламная акция это определение

Вы точно слышали известный слоган «Just Do It» от компании Nike. Ролики с мотивационной фразой «Просто сделай это!» крутят по телевизору, они попадают в тренды YouTube и встречаются в ленте социальных сетей.

Volkswagen: Think Small

«Золотой стандарт рекламы» — так называют эту акцию маркетологи и рекламщики. Акция «Think small» разработана агентством Doyle Dane & Bernbach в 1960 году. Ее задача — продать «малельникий» Volkswagen американцам, которые, как вам известно, ценят «большие» автомобили.

Маркетологи хотели изменить восприятие о продукте о аудитории. Решение пришло быстро: нужно показать товар «лицом» — со всеми его преимуществами и недостатками.

Рекламный слоган гласит: «Вы думаете я маленький? Да, я такой».

Wendy’s: Where’s the Beef?

Компания Wendy’s запустила рекламную акцию, в которой ставила под сомнение присутствие мяса в бургерах своих конкурентов. Милые бабушки из промо-ролика задавали простой вопрос: «Where’s the Beef?».

За короткое время — меньше чем за один год — фраза стала «крылатой». Она стала существовать отдельно от бренда Wendy’s. Примечательно, что сама компания практически не занималась продвижением слогана. Секрет успеха заключается в том, что сработал «вирусный эффект».

Подведем итоги

Рекламные акции решают разные задачи: начиная от получения краткосрочной прибыли и заканчивая «захватом» весомой доли рынка. Они повышают доверие к бренду, привносят интерактивные элементы в классическое взаимодействие между продавцом и покупателем.

Используйте разные вид промо-акций в своем бизнесе, вдохновляйтесь примерами «коллег» со всего мира и помните: хорошая рекламная акция приносит положительные эмоции не только бизнесу, но и потребителю.

Источник

Рекламные акции: особенности налогообложения

Один из наиболее эффективных способов воздействия на потребительский спрос — это рекламные акции. Формы их проведения довольно разнообразны. Вопросам налогообложения рекламных акций и посвящена данная статья.

Кулакова М.С.
аудитор

Что такое рекламная акция? Специального определения в законодательстве нет. Но в статье 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) есть определение рекламы, которое следует использовать при решении вопроса об отнесении расходов организации к рекламным. Напоминаем: реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес как к самой организации, так и к товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, идей и начинаний.

Итак, рекламная акция — это мероприятие, направленное на увеличение объемов продаж, на привлечение внимания потребителей к продукции, на упрочение положения организации на рынке. Мероприятие это дорогостоящее. Поэтому все должно быть тщательно спланировано, то есть определены цели, стратегия, формы и методы, а также бюджет рекламной акции. Для этого необходимо разработать программу рекламной акции.

Затраты на проведение подобной акции являются расходами на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Такие затраты согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Момент, когда организация может признать расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли, определен в Налоговом кодексе: в статье 272 — для метода начисления и в статье 273 — для кассового метода. При методе начисления прочие расходы признаются либо на дату осуществления расчетов, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе — после фактической оплаты расходов (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Что относится к рекламным расходам

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. В рамках проведения рекламной акции к этим расходам относятся затраты на размещение объявлений о проведении такой акции в газетах, журналах, на телевидении, радио или в Интернете;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. К примеру, затраты на размещение на рекламных щитах информации о проводимой акции;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Все перечисленные расходы признаются для целей налогообложения в полном размере.

При проведении рекламной акции у организации могут возникнуть и другие расходы. Например, на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей. Такие расходы для целей налогообложения прибыли нормируются. Они признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Напомним, что «входной» НДС по нормируемым расходам можно принять к вычету только в размере, соответствующем нормативу. Таково требование пункта 7 статьи 171 НК РФ.

Если «входной» НДС по материалам (товарам), использованным (переданным) для рекламной акции, был принят к вычету в полном объеме в момент принятия этих материалов (товаров) на учет, организация должна восстановить его в части, приходящейся на сверхнормативные рекламные расходы.

Виды рекламных акций

Весьма распространенными считаются рекламные акции с розыгрышем и вручением призов победителям. Обычными лозунгами для таких мероприятий являются: «Пришлите необходимое количество этикеток и примите участие в розыгрыше призов», «Заполните при покупке вещи анкету и станьте участником розыгрыша» и др.

Еще один вид рекламных акций — распродажи. Они могут быть сезонными, приуроченными к каким-либо событиям (например, открытие магазина, праздник) и т. п.

Самостоятельным видом рекламных акций считаются промоакции. Они, как правило, проводятся для того, чтобы привлечь внимание потребителей к новому продукту.

Что касается распространения рекламных листовок, каталогов, то это может быть как самостоятельная рекламная акция, так и одна из составляющих перечисленных выше видов акций.

Рассмотрим, какие налоговые последствия возникают у организаций, которые проводят ту или иную рекламную кампанию.

«При покупке двух вещей третью вы получаете бесплатно»

По мнению одних специалистов, если вещь передана бесплатно, ни ее стоимость, ни расходы, связанные с ее передачей, не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации, так как в данном случае применяется пункт 16 статьи 270 НК РФ.

По мнению других, бесплатно передаваемые вещи — это рекламные расходы, которые для целей налогообложения прибыли признаются в пределах 1% выручки от реализации, поскольку не поименованы в перечне ненормируемых рекламных расходов.

Квалификация расходов на проведение мероприятий подобного рода зависит от документального оформления операций.

Допустим, программа рекламной акции утверждена и предусматривает бесплатную раздачу подарков. В этом случае их стоимость можно учесть в составе расходов на рекламу согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ. Если такого положения в программе нет или проведение рекламной акции не оформлено документально, расходы на подарки для целей налогообложения прибыли не учитываются. Основание — пункт 16 статьи 270 НК РФ.

Документальным подтверждением расходов служит отчет о проведении рекламной акции, в рамках которой покупателям вручались подарки (с указанием количества переданного товара), и накладная на передачу товаров лицу, ответственному за их вручение.

Рекламная акция может проводиться силами сторонней организации (например, комиссионером, реализующим товары). В этом случае документальным подтверждением служит акт оказанных услуг (отчет исполнителя). В нем должно быть указано место и время проведения рекламной акции, а также количество врученных подарков.

Для целей исчисления НДС вопрос о квалификации бесплатной раздачи подарков решается однозначно. Передача права собственности на товары на безвозмездной основе — это их реализация. Следовательно, налицо объект обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база в такой ситуации определяется как рыночная цена передаваемого подарка. Основание — пункт 2 статьи 154 НК РФ. Начисленный НДС не учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Бесплатно полученная вещь — это доход физического лица в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ), который подлежит обложению НДФЛ. Налоговая база определяется с учетом положений пункта 1 статьи 211 НК РФ. Ставка, по которой облагается этот доход, зависит от того, как оформлено вручение подарка. Если оно происходит в рамках рекламы товаров (работ, услуг), то применяется налоговая ставка 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Если подарок вручается не в рамках рекламной акции, применяется налоговая ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Поскольку организация, выдавшая подарок покупателю (клиенту), не может удержать с него сумму НДФЛ, физическое лицо должно самостоятельно исчислить и уплатить налог (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ). А организация, вручившая подарок, обязана в течение одного месяца с даты его выдачи представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о задолженности физического лица по налогу и невозможности удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ). Кроме того, выполняя требования пункта 2 статьи 230 НК РФ, организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходе этого гражданина не позднее 1 апреля года, следующего за годом выдачи приза.

ПРИМЕР 1

ЗАО «Видеомаркет» с июля по сентябрь 2004 года проводило рекламную акцию: всем покупателям двух видеокассет третья вручалась бесплатно. Это было предусмотрено программой рекламной акции.

В ходе акции компания реализовала 200 видеокассет. Их покупная стоимость 270 руб. (без учета НДС). Продажная цена видеокассет — 472 руб., в том числе НДС 18% — 72 руб. 100 видеокассет передано бесплатно.

«Входной» НДС по кассетам, бесплатно переданным в ходе акции, в размере 4860 руб. (270 руб. х 18% х 100 шт.) торговая компания «Видеомаркет» приняла полностью к вычету в момент, когда эти видеокассеты были учтены в составе товаров.

Выручка от реализации за 9 месяцев 2004 года составила 1 500 000 руб.

В бухучете ЗАО «Видеомаркет» сделаны проводки:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90-1

— 94 400 руб. (472 руб. х 200 шт.) — отражена выручка от реализации видеокассет;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 14 400 руб. (400 руб. х 18% х 200 шт.) — начислен НДС;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41

— 54 000 руб. (270 руб. х 200 шт.) — списана себестоимость реализованных кассет;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 41

— 27 000 руб. (270 руб. х 100 шт.) — списана в расходы на рекламу стоимость «третьих» видеокассет;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 7200 руб. (400 руб. х 18% х 100 шт.) — начислен НДС с рыночной стоимости безвозмездно переданных видеокассет. Этот расход для целей налогообложения прибыли не учитывается.

В налоговом учете стоимость безвозмездно переданных видеокассет учитывается в составе расходов на рекламу частично — в размере 15 000 руб. (1 500 000 руб. х 1%). Заметим, что по итогам года этот норматив может измениться.

Организация должна восстановить часть «входного» НДС по видеокассетам, стоимость которых не включается в расходы для целей налогообложения прибыли.

Налог на добавленную стоимость, который организация может принять к вычету в пределах норматива рекламных расходов, составляет:

15 000 руб. х 18% = 2700 руб.

Организация должна восстановить НДС в сумме:

4860 руб. – 2700 руб. = 2160 руб.

Данная операция отражается проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 2160 руб. — восстановлен «входной» НДС со стоимости видеокассет, бесплатно переданных в ходе рекламной акции, в части, превышающей норматив;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19

— 2160 руб. — списана сумма восстановленного НДС на прочие расходы.

«Пришлите три штрихкода и выиграйте приз»

Как следует из статьи 16 Закона о лотереях, предложение об участии в стимулирующей лотерее наносится на упаковку конкретного товара или размещается иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Сумма денежного приза не облагается НДС. В статье 146 НК РФ среди объектов, облагаемых этим налогом, такая операция, как передача денежных средств, не указана.

Что касается налога на прибыль, здесь возникает вопрос: можно ли сумму денежного приза отнести к рекламным расходам, которые при определении налоговой базы признаются в пределах норматива? Да, можно. Сумма денежного приза — это расходы на иные виды рекламы, не поименованные в абзацах 2—4 пункта 4 статьи 264 НК РФ в составе ненормируемых расходов. Значит, сумма денежного приза уменьшает налогооблагаемую прибыль в пределах норматива.

Теперь разберемся с НДФЛ. Если организация оформляет проведение розыгрыша призов в установленном Законом о лотереях порядке, в том числе уведомляет соответствующие государственные органы, то выигрыши, полученные победителями, облагаются НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Победитель такой стимулирующей лотереи сам должен исчислить и уплатить налог с суммы своего выигрыша на основании налоговой декларации. Эту декларацию он должен представить в налоговый орган до 30 апреля года, следующего за годом выплаты приза. Это следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 НК РФ. А фирма — организатор лотереи должна уведомить налоговый орган по месту своего учета о выплаченном выигрыше (ст. 230 НК РФ).

Если же акция не была оформлена организатором как проведение стимулирующей лотереи, она является рекламным конкурсом, выигрыши в котором облагаются по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). В этом случае организация, выплатившая победителю приз, должна исчислить и удержать из суммы выигрыша налог и уплатить его в бюджет. Это следует из пунктов 1 и 2 статьи 226 НК РФ. Если налог по каким-либо причинам не был удержан, организация должна в течение одного месяца с даты выплаты приза письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности победителя (п. 5 ст. 226 НК РФ). Также организация должна сообщить о доходе физического лица в налоговый орган по месту своего учета (ст. 230 НК РФ).

Затраты на приобретение (изготовление) неденежного приза организация включает в расходы на рекламу, но только в пределах норматива. Об этом сказано в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Кроме того, организации придется начислить НДС на рыночную стоимость вручаемого приза. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача права собственности на безвозмездной основе является объектом обложения этим налогом.

При выдаче неденежного приза НДФЛ исчисляется в том же порядке, что и при выплате денежного.

Промоакции

Без сомнения, расходы на проведение промоакции носят рекламный характер. Поэтому они учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Некоторые специалисты считают, что размер признаваемых в целях налогового учета расходов зависит от того, как осуществляется промоакция. К примеру, если промоакция проводится в рамках проведения выставки (ярмарки), то все затраты (в том числе и на промоакцию) не подлежат нормированию и в полном объеме списываются как расходы на участие в выставках (ярмарках). А если промоакция осуществляется как самостоятельное мероприятие (например, в торговом зале розничного магазина), все расходы на ее проведение нормируются.

Налоговые органы придерживаются иной точки зрения. Где проводится рекламная акция, значения не имеет. Расходы на ее проведение в любом случае принимаются в пределах норматива.

Иногда организатор промоакции проводит это мероприятие на арендуемых площадях. В этом случае сумма арендной платы подлежит включению в состав рекламных расходов на проведение промоакции и подлежит нормированию. Если же площадь и необходимое оборудование для проведения промоакции предоставлены организатору этого рекламного мероприятия бесплатно, у него возникает доход в виде безвозмездно полученной услуги.

Предположим, для проведения промоакции привлечена сторонняя организация. В этом случае документальным подтверждением расходов служит договор, накладная по форме № ТОРГ-12 2 с пометкой «на промоакцию», акт выполненных работ или отчет о проведенной промоакции с указанием количества израсходованных товаров. Стоимость израсходованных товаров признается в составе расходов на основании акта (отчета) организации, оказавшей услугу по проведению промоакции.

При проведении промоакции у организатора возникает объект налогообложения по НДС. Подтверждение тому — подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В нем сказано, что передача права собственности на товары на безвозмездной основе облагается НДС. А вот объекта налогообложения по НДФЛ не возникает, так как отсутствует факт передачи товаров конкретному лицу.

Распродажа

— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

— потерей качества или иных потребительских свойств товаров;

— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

— маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рекламная акция, в частности распродажа, как правило, имеет своей целью достижение именно таких результатов.

Размер скидок, устанавливаемых на период распродажи, должен быть документально зафиксирован, то есть отражен в программе рекламной акции.

В целях исчисления НДС и для целей налогообложения прибыли выручка от распродажи товаров по сниженным ценам отражается исходя из цены со скидкой. Это следует из пункта 2 статьи 153 и пункта 2 статьи 249 НК РФ.

Распространение рекламных листовок

Данная точка зрения представляется ошибочной. Список адресатов формируется путем случайной выборки из баз данных, и принцип неопределенности круга лиц при этом не нарушается. Например, при рассылке рекламных листовок людям, чьи фамилии начинаются на буквы от «а» до «в», или тем, кто проживает в каких-то конкретных районах города. По сути, такое распространение (между случайно выбранными лицами) является распространением среди неопределенного круга лиц. Стало быть, расходы на почтовую рассылку являются расходами организации на рекламу и учитываются для целей налогообложения прибыли.

Что касается раздачи рекламных листовок в общественных местах, это однозначно реклама.

Обратите внимание: расходы на изготовление распространяемых рекламных материалов (каталогов, брошюр, листовок и др.) не нормируются. К таким расходам, например, относится стоимость услуг типографии и разработчиков макета. А вот расходы на почтовые услуги, зарплату распространителей, расходы на транспортировку этих рекламных материалов можно учесть для целей налогообложения только в пределах норматива. Это следует из буквального прочтения пункта 4 статьи 264 НК РФ. Иными словами, расходы, произведенные в рамках одного рекламного мероприятия, могут учитываться по-разному.

Все расходы по изготовлению и распространению рекламных листовок должны быть документально подтверждены. Если изготовление и распространение осуществлялись собственными силами организации, подтверждающим документом может служить отчет ответственного должностного лица (отдела). К отчету прикладываются первичные документы, подтверждающие расходы (услуги почты, фактический расход материалов, зарплату распространителей и т. д.). Если к изготовлению и распространению рекламных листовок привлекалась сторонняя организация, документом, подтверждающим расходы, является акт о выполнении работ. И в том и в другом случае расходы на изготовление рекламы принимаются для целей налогообложения прибыли в полном объеме, а расходы на распространение — нормируются. Поэтому в акте о выполнении работ их целесообразно указывать отдельно.

Реклама длительного действия

Рекламные слоганы, видеоролики и радиозаписи — это, безусловно, результаты интеллектуальной деятельности. И, как правило, у организаций-рекламодателей есть исключительные права на использование этих объектов. Однако в большинстве случаев срок их полезного использования меньше одного года. Поэтому случаи, когда такие объекты являются нематериальными активами, в данной статье рассматриваться не будут.

При использовании рекламы длительного действия важно правильно определить момент признания расходов в целях налогообложения прибыли. Поскольку организация использует такую рекламу длительное время, расходы на ее изготовление, размещение и иные связанные с ней расходы для целей налогообложения прибыли признаются постепенно в течение соответствующих периодов. Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ. В нем сказано, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

В бухгалтерском учете, так же как и в налоговом, расходы признаются в течение нескольких периодов. Первоначально вся сумма расходов на рекламу длительного действия отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывается на счета учета затрат.

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), использованным для такой рекламы, можно принять к вычету в полном объеме в тот момент, когда эти товары (работы, услуги) учтены на счете 97 «Расходы будущих периодов». Основание — пункт 1 статьи 172 НК РФ.

ПРИМЕР 2

Организация заключила договор о создании и трансляции видеоролика по телевидению в течение пяти месяцев.

Расходы на создание ролика составили 41 300 руб., в том числе НДС 18% — 6300 руб. Акт о выполнении работ по созданию ролика стороны подписали в августе 2004 года.

Стоимость трансляции ролика в течение одного месяца — 11 800 руб., в том числе НДС 18% — 1800 руб. Акты об оказании услуг стороны подписывают ежемесячно, начиная с сентября 2004 года.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

в августе 2004 года

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 41 300 руб. — оплачены услуги по созданию ролика;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

— 35 000 руб. (41 300 руб. – 6300 руб.) — отражены затраты на создание ролика в составе расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 6300 руб. — выделен НДС со стоимости ролика;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 6300 руб. — принят к вычету НДС со стоимости ролика;

ежемесячно с сентября 2004-го по январь 2005 года

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97

— 7000 руб. (35 000 руб. : 5 мес.) — списаны на рекламные расходы затраты на создание ролика;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— 11 800 руб. — оплачены услуги по трансляции;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

— 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.) — включена в рекламные расходы стоимость трансляции видеоролика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 1800 руб. — выделен НДС со стоимости услуг по трансляции;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 1800 руб. — принят к вычету НДС со стоимости услуг по трансляции.

Расходы на создание и трансляцию ролика по телевидению относятся к ненормируемым рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ) и признаются в налоговом учете полностью.

Как и в бухгалтерском, в налоговом учете стоимость ролика организация включает в состав рекламных расходов постепенно — по 7000 руб. в месяц (35 000 руб. : 5 мес.). Стоимость услуг по трансляции ежемесячно включается в расходы на рекламу в размере 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.).

Налог на рекламу

В целях освоения новых рынков сбыта организации проводят рекламные акции в «чужих» регионах. Для этого привлекаются местные рекламные агентства. В подобной ситуации могут возникнуть проблемы с уплатой налога на рекламу.

В некоторых регионах рекламодатели переводят сумму данного налога на счет рекламораспространителя (рекламного агентства). Последний, в свою очередь, уплачивает налог в местный бюджет. В этом случае рекламное агентство признается налоговым агентом. В других регионах налог на рекламу платят сами рекламодатели по месту своего нахождения. Фактически получается, что при наличии одного объекта налогообложения (стоимость рекламных услуг) и одного налогоплательщика (рекламодателя) сумма налога перечисляется дважды: в бюджет по месту проведения рекламных мероприятий и в бюджет по месту регистрации организации-рекламодателя.

Двойное налогообложение одного и того же объекта недопустимо. Налог на рекламу должен уплачиваться единожды — в бюджет муниципального образования по месту регистрации организации-рекламодателя. Объясним почему. Как уже отмечалось, налог на рекламу относится к местным налогам. Его плательщиками являются рекламодатели. Следовательно, он должен уплачиваться в бюджет по местонахождению рекламодателя.

Может ли рекламодатель, уплатив налог на рекламу через рекламораспространителя в другом регионе, не уплачивать налог повторно по месту своего нахождения? Нет, не может. Он должен перечислить налог в «свой» бюджет, если этого требуют нормы местного законодательства. Избежать двойного налогообложения и вернуть налог, уплаченный в «чужой» бюджет, можно, но, исходя из практики, только в судебном порядке.

В налоговом учете в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ можно учесть только один налог на рекламу — тот, что уплачен в соответствии с местным законодательством муниципального образования, в котором зарегистрирован рекламодатель. «Второй» налог на рекламу, уплаченный в «чужой» бюджет, в целях налогообложения прибыли признать нельзя.

[2] Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.

[3] Закон полностью утрачивает силу с 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах».

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *