Рекламная акция раздача подарков
Рекламная акция раздача подарков
Время уюта и тепла в год ТИГРА! Делайте покупки в магазинах Магнит на сумму от 500 рублей в Магнит у дома, Магнит Аптека; от 1000 рублей в Магнит Косметик, Магнит Семейный, Магнит Экстра, Магнит Опт или товары-спонсоры, и получите шанс выиграть отличные призы!
Подробнее.
Акция Syoss 2021: Волосы как после салона
Вдохновляйся, новый день. новая ты! Покупай любой продукт Syoss, регистрируй чек на сайте акции, получи гарантированную подписку на онлайн-кинотеатр, и возможность выиграть УМНЫЕ призы! Подробнее.
Акция NaturFoods и Botanica 2021/2022: Готовь от сердца
Просто ВКУСНО. Просто РАДОСТНО! Покупай продукты NaturFoods и Botanica, регистрируй чек на сайте акции, получи гарантированный подарок, и возможность выиграть отличные призы! Подробнее.
Акция Pepsi и Lipton Ice Tea, Газпромнефть 2021/2022: Праздники вкуснее с Pepsi, Lipton и Lays в сети АЗС Газпромнефть
СИМВОЛично выгодно! Покупайте 2 любые бутылки Pepsi или Lipton 0,5 л на АЗС Газпромнефть, загрузите чеки на сайте и в чат‑боте WhatsApp, и получите шанс выиграть 2 022 рублей! Подробнее.
Акция Перекресток 2021/2022: Встречайте Новый год по-новому
Новый Год на 5-ку! Заходите на официальный сайт акции, активируйте предложение Перекресток делайте покупки на сумму от 2000 рублей в одном чеке или товаров партнеров Ferrero, Coca-Cola, Mars с картой клуба, получайте гарантированные подарки, и шанс выиграть главные ценные призы! Подробнее.
Акция Modi 2021/2022: Выиграй 1 000 000 рублей
МИЛЛИОН на НОВЫЙ ГОД! Покупай продукцию Печенье Modi (Артикул Д3012904) на сумму от 99 рублей, регистририруй покупку на сайте акции, и получи шанс выиграть главный приз — 1 000 000! Подробнее.
Акция Ашан 2021: Дарим баллы родным на праздни
Без подарка НЕ уйдете! Делайте покупки на сумму от 1022 рублей в супермаркетах Ашан, от 2022 рублей гипермаркетах Ашан с картой лояльности, получите гарантированно 122 экспресс-балла в супермаркетах, 222 экспресс-балла в гипермаркетах, и возможность выиграть главные ценные призы! Подробнее.
Акция Сады Придонья 2021/2022: Снежные каникулы с Садами Придонья
Акция Epica и Окей 2021: Будьте в ритме города вместе с EPICA
Настроение ОКЕЙ! Покупайте 5 любых продуктов EPICA в сети супермаркетов ОКЕЙ в 1 чеке, загрузите чек от покупки на сайте акции, получите гарантированный приз, и возможность выиграть 2000 рублей на покупки в сети супермаркетов ОКЕЙ или 6 беспроводных наушников! Подробнее.
Акция Skittles и Ozon.ru 2021: Купи Skittles от 200 рублей и получай призы!
Победа на любой вкус! Примените купон SKITTLESWIN при заказе продукции Skittles от 200 рублей, получите гарантированный приз, и возможность выиграть скидку в размере 10 000 баллов Ozon при оплате Заказов на Ozon! Подробнее.
Акция Hasbro 2021/2022: Игры Хасбро. Устрой семейное настолье!
Играй. Призы выигрывай! Покупай игру или игры с логотипом Hasbro Gaming на сумму от 1 500 рублей в одном чеке, регистрируй чек на сайте акции, получи гарантированный приз и возможность выиграть другие классные призы! Подробнее.
Акция ХлебБург 2021: Зимняя сказка от ХлебБург и Redmond
Настроение ПЕЧЬ? Покупай смесь для выпечки хлеба ХлебБург в промо-упаковке, получи гарантированный приз — 1000 рублей на покупку бытовой техники REDMOND, и возможность выиграть 1 из 5 хлебопечек REDMOND. Подробнее.
Акция Sen Soy и Лента 2021: Погрузись в разнообразие азиатской кухни
Путешествуй в страну любимых вкусов! Покупай любой продукт ТМ Sen Soy в магазинах сети Лента, регистрируй покупку на сайте акции, получи гарантированный приз и следи за результатами розыгрышей призов каждый четверг в Vk или Instagram! Подробнее.
Акция Чудо и Имунеле, Домик в деревне 2021: Вкус и польза каждый
Принеси ЧУДО в свой дом! Покупай 3 любые продукта из брендов Чудо, Имунеле и Домик в деревне в одном чеке в магазинах Хороший выбор, Абрикос, Spar и F-city, регистрируй чек в WhatsApp по номеру 7 918 652-07-75, получай 20 рублей на телефон и возможность отправиться в путешествие по России! Подробнее.
Кейс: Розыгрыш подарков для максимального вовлечения аудитории
Время прочтения: 18 минут
Предисловие: сама идея привлечь внимание аудитории через раздачу подарковне нова и практикуется уже многие годы.
В далёком 2005 году компания, в которой я работал продавцом компьютерной техники, провела розыгрыш среди покупателей с подведением итогов при помощи лототрона. Этот день я запомнил навсегда. Целое событие для многих — первые дни лета, выходной, атмосфера праздника. У входа в наш магазин стоит сотня человек в предвкушении удачи, а в руках у каждого лотерейный билетик с номером. Много подарков, шутки от ведущего и лотерейный барабан в центре внимания.
Мы тогда знатно хайпанули и окончательно утвердились как лидеры рынка в своей нише. О нас заговорили, ведь о таких событиях люди обычно рассказывают друг другу.
А кто будет рассказывать друзьям при встрече о том, что участвует в розыгрыше призов за репост? :))
Тогда я впервые понял, что такое лояльная клиентская аудитория. Это когда к тебе возвращаются за покупками, приводят друзей и ждут своей очереди, пока менеджер освободится от оформления сделки с другим покупателем.
В той компании нас поощряли за креативные идеи. Именно с тех пор придумывать рекламные акции стало обычным делом для меня. Так и пришла идея скрестить атмосферу праздника, которую даёт офлайн, и те возможности, что сейчас доступны всем онлайн.
При всём многообразии механизмов раздачи подарков, а главное — решаемых с их помощью коммерческих задач, — большинство компаний просто копируют друг у друга. «Все делают конкурсы за репост, и мы тоже сделаем». А какую бизнес-задачу решает такой конкурс? Увеличить цифру подписчиков, а каких и для чего?
В итоге в группы вступают в основном «халявщики и призоловы» , у которых все стены в этих репостах, а портрет целевой аудитории размывается как для владельца бизнеса и его маркетологов, так и для алгоритмов умной ленты. Я уверен, что она уже понимает условия конкурса «вступи и сделай репост», и заранее снижает охват такого промопоста.
Розыгрыш подарков стоит рассматривать как любую другую рекламную кампанию. А так как реклама подразумевает вложение денег взамен на показы, клики или заявки, то розыгрыш с целью привлечения внимания к продукту компании подойдёт, если вы:
Как по мне, розыгрыш всегда должен преследовать какую-то маркетинговую цель и коммерческую выгоду. К примеру:
У каждого бизнеса могут быть свои цели и задачи, которые с помощью других маркетинговых мероприятий решаются не так эффективно или уже приелись аудитории.
Если Вы не хотите заморачиваться с придумыванием конкурсных механик, но желаете выделиться на фоне конкурентов, то делегируйте это нам, мы проведём розыгрыш «под ключ».
Поймите главное — простые розыгрыши «вступи и сделай репост» не дают коммерческой отдачи, а привлекают только любителей халявы.
Да и это просто скучно :))
Конечно, многие рекламодатели уже это понимают, но бесполезных конкурсов и розыгрышей от этого не становится меньше.
А у большинства «профессиональных» халявщиков вся стена усыпана такими конкурсами в надежде хоть где-то что-то выиграть, а новости от них уже давно скрыли все друзья. Именно поэтому промопост, которым они делятся на стену, практически никто не видит.
По этой причине обычные розыгрыши не приносят коммерческой выгоды. Наоборот, они даже портят несколько аспектов:
Ведь поиграв с такими розыгрышами, владельцы бизнеса делают выводы, что нет смысла развивать свои сообщества, поскольку они не видят коммерческой отдачи от раздачи подарков. Или же нужно использовать другие варианты привлечения целевой аудитории.
Не так важно количество подписчиков, как их качество и вовлечённость!
Командой маркетингового агентства «Много Клиентов» мы решили усложнить механику для участников розыгрыша для того, чтобы:
Пришла идея растянуть конкурс во времени и собрать за этот период максимум активностей, для чего и была придумана следующая механика:
В наших условиях ни слова про репосты!
Нормальная публика уже обламывается делать репост к себе на стену. Многие ассоциирует тех, кто делает репосты всех подряд конкурсов с «нищебродами» и «халявщиками».
Отдельную порцию времени уделили дизайну баннера с розыгрышем.
Был сделан акцент на главных вещах:
Возможно, кому-то покажется дизайн «простым», но я осознанно сделал его таким. Считаю, что такие посты не стоит перегружать чрезмерной графикой, ведь у нас есть всего пара секунд, чтобы заинтересовать потенциального участника.
Поэтому первое, на что падает взгляд — это слово РОЗЫГРЫШ. Далее на сами призы — пользователь рассматривает их и уже делает выводы. Остальное место на баннере занято сопутствующей информацией с должным количеством свободного пространства для простоты восприятия.
А вот такое сообщение приходило автоматически в личку участнику, когда он набирал 1000 баллов.
Посты набирали охват до 1000 просмотров и до 10 лайков (в основном от владельца компании, его супруги, мамы, тёщи и коллектива), комментарии и репосты были редкостью.
Условия розыгрыша надо делать простыми, но в то же время максимально выгодными для бизнеса. Вы же отдаёте материальные ценности, почему бы не постараться выжать максимум из этих расходов взамен.
Розыгрыш призов — это такая же рекламная кампания, и на неё мы закладываем бюджет, вот только основной выгодоприобретатель не рекламная площадка, а физические лица (потенциальные клиенты).
Цель — не просто раздарить подарки, а рассказать о своей продукции новой аудитории, увеличить лояльность текущей, расширить подписную базу для дальнейшего прогрева и получить продажи после завершения розыгрыша.
Разберём условия по пунктам:
1. Добавьте описание «Быть участником группы» — ну, это всем понятно для чего (конечно же, потешить эго владельца группы).
2. Подписаться на рассылку сообщений от имени группы, чтобы в дальнейшем рассказывать о новостях компании, новых продуктах и акциях. К тому же без выполнения этого пункта пользователю невозможно будет отправить вообще какое-либо сообщение.
3. Поставить «+» в комментариях, чтобы промопост набрал много пользовательской активности для большего органического охвата.
4. Получить лотерейный билетик в обмен на 1000 баллов, для набора которых надо проявлять активность в группе: ставить лайки, комментарии и т. д.
Немногие задумываются перед запуском очередного конкурса «за репост», как к этому относится сама социальная сеть. Ещё меньше тех, кто открывал официальные «Правила проведения конкурсов и акций», где чёрным по белому написано:
Иначе можно напороться на предупреждение или санкции от соцсети.
К примеру, как это было в другом конкурсе (через 11 минут после запуска нам прилетело предупреждение от поддержки), это была ниша, в которой официальная реклама запрещена (тогда мы конкурс провели, всё прошло хорошо, но пост пришлось переопубликовать).
В целом за последние пару лет правила проведения конкурсов смягчились, сейчас можно разыграть даже виртуальные призы, к примеру наборы стикеров.
В любом случае как рекомендует поддержка, перед запуском очередного конкурса прочитайте «Правила проведения конкурсов и акций», они могут меняться.
Конкурс был запущен 14 февраля 2021, а подведение итогов было назначено на 8 марта 2021. Длительность — 3 недели.
В пике было 6870 лайков, 1296 коммента и 197 репостов.
Это было 2 марта, тогда мы сделали рассылку о том, что остаётся мало времени, чтобы набрать нужное количество баллов и получить лотерейный билет.
Рассылку сделали по тем, кто выполнил условие №2 (подписался на рассылку новостей), кроме уже получивших лотерейный билет (при выдаче билета их мы сразу добавляли в отдельную группу Senler).
Итак, всего в конкурсе приняло участие более 2500 человек —из них 332 выполнили все условия и попали в финал. Кто-то набирал по 300, 500, 700 баллов и на этом останавливался, но в любом случае эти люди уделили нам внимание, проявив активность и поспособствовали увеличению вирального охвата.
Хотя набрать 1000 баллов было не так сложно — это всего 100 лайков или 50 комментариев или микс из всего этого. Из рекордов, который попадался на глаза: одна участница всего за 7 минут набрала 1000 баллов и получила билет.
У нас было 8 призов:
В итоге было немало тех, кто успел влюбиться в товар за время розыгрыша и в итоге заказать себе кресло с учётом поощрительного подарка — скидки на 500 рублей.
Пост с розыгрышем был отправлен в таргет с учётом двух сегментов аудитории:
CTR тоже оказался высоким:
Оценка рекламной записи получилась чуть меньше, чем по участникам группы, что логично (9.3 против 9.7), но тоже сопровождалась высокой позитивной реакцией, а CTR на эту аудиторию получился даже больше, чем по участникам.
На эту ЦА было потрачено 5925 рублей. В итоге расходы на рекламу 5925 + 1990 = 7915 рублей.
Кстати, из опыта: когда проходите модерацию РК, обязательно указывайте, каким способом, с точной датой и временем, будет выбран победитель.
Очень важно в период проведения розыгрыша каждый день что-то публиковать. Это нужно не только, чтобы участникам было, что лайкать, но и чтобы ознакомить пользователей с историей компании, преимуществами продукта, ассортиментом, отзывами, условиями оплаты и доставки. Всё то, что показать в этот период, наберёт больше пользовательской активности.
Ведь мы таргетируемся на нашу ЦА — тех, кто знаком с нашей продукцией. Такой игровой формат отлично подогревает интерес аудитории к продукту компании — пользователи не просто ставят лайки, а смотрят, под чем они его ставят, задают вопросы в комментариях в тему поста, изучают продукт и узнают больше о компании.
Поэтому важно составить контент-план на время конкурса, да и вообще важно составить контент-план.
Под капотом два сервиса:
В Senler созданы две группы подписчиков:
Автопилот считает активности в группе, обменивает баллы на лотерейный билетик и автоматически записывает в гугл-таблицу тех, кто выполнил все условия и получил лотерейный билетик.
Автоматизация в этой механике крайне важна. Точнее, без неё такого и не сделать. К тому же, она должна работать как часы. Ведь привлечено огромное число участников. Если кто-то не получит свой билетик или недосчитается баллов, то скандала не избежать. В нашем случае, таких проблем не возникло, а на вопросы о том, как проверить свой баланс в баллах, отвечали менеджеры.
В итоге в таблице оказалось 332 записи с данными участников, номером билета, id пользователя ВК на случай одноимёнца и однофамильца.
Также, отдельно была создана беседа для менеджеров, чтобы облегчить им модерацию комментариев, ведь вручную их было нереально отслеживать.
Комментарии с ключевыми словами «стоимость, цена, габариты, вес, доставка», то есть те, что требуют ответа менеджера, пересылались в эту беседу.
А также, в чат пересылались все комментарии, оставленные в теме обсуждений с отзывами, потому что на них тоже нужно реагировать оперативно.
Подведение итогов было назначено на 8 марта в 15:00 по Москве.
Я изначально настоял на том, чтобы подведение итогов было в прямом эфире из торговой точки, а не а-ля: картавым голосом, менеджер компании включает демонстрацию экрана «сейчас мы выберем победителей с помощью генератора случайных чисел», всё это уже надоело, как и конкурсы за репосты!
Подведение итогов — это же отличная возможность рассказать и показать свой бизнес изнутри, рассказать о продукции и её преимуществах, показать свой магазин, наличие в нём товаров, завоевать доверие и лояльность. Ведь люди покупают у людей, так почему же не показать своё человеческое лицо.
Так мы и сделали! Хоть это и было волнительно, зато ни у кого не возникло сомнений в честности и открытости сотрудников компании.
Таблица с участниками, вышедшими в финал, была распечатана и нарезана на полосочки, эти полосочки согнуты и заброшены в барабан. Такой барабан можно взять в любом ТЦ у администрации, попросить у знакомых или купить.
Это дедовский способ, но он проверен. Люди видят, что всё происходит у них на глазах, оператор может приближать камеру, показать руки крупным планом, показывать имена на бумажках, а если бы мы собрали офлайн 332 человека в одном месте, то такая возможность была бы не у всех. Да и кто бы нам разрешил в карантин-то собрать столько людей. :))
В назначенное время представитель компании вышел в эфир.
Конкурсы и розыгрыши — это классно! Но делайте их такими, чтобы аудитория ждала итогов, и чтобы была атмосфера праздника. Уверен, люди это запомнят и запомнят вашу компанию. И даже если не купят сразу, то отдадут взамен свои эмоции и активности, которые вполне уже можно отнести к виртуальной валюте.
В сухом остатке такая картина:
Считаю, что надо проводить более или менее масштабный розыгрыш подарков хотя бы раз в год, а лучше дважды, причём постоянно менять механики конкурсов, получая максимальные выгоды для бизнеса. Например, с помощью одного конкурса подняли активность в группе, запустили другой — увеличили подписную базу, потом собрали пользовательский контент и т. д. Очень много коммерческих и маркетинговых целей можно закрыть с помощью раздачи подарков.
Конечно же, активность после финала упала, но всё равно осталась в несколько раз больше, чем было до этого. Сейчас в среднем посты набирают
50 лайков с учётом, что их делают менеджеры компании-заказчика — это достаточно хороший показатель.
К сожалению, итоговых финансовых результатов заказчика у нас нет, сколько в итоге пользователей купили товары из участвующих в конкурсе, но то, что продажи были, это факт.
P. S. Не забывайте оставить видеозапись итогов конкурса на стене сообщества, чтобы в любой момент каждый мог посмотреть, как подводились итоги розыгрыша.
Напоследок видео-отзыв от заказчика.
Рекламные акции: особенности налогообложения
Один из наиболее эффективных способов воздействия на потребительский спрос — это рекламные акции. Формы их проведения довольно разнообразны. Вопросам налогообложения рекламных акций и посвящена данная статья.
Кулакова М.С.
аудитор
Что такое рекламная акция? Специального определения в законодательстве нет. Но в статье 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) есть определение рекламы, которое следует использовать при решении вопроса об отнесении расходов организации к рекламным. Напоминаем: реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес как к самой организации, так и к товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, идей и начинаний.
Итак, рекламная акция — это мероприятие, направленное на увеличение объемов продаж, на привлечение внимания потребителей к продукции, на упрочение положения организации на рынке. Мероприятие это дорогостоящее. Поэтому все должно быть тщательно спланировано, то есть определены цели, стратегия, формы и методы, а также бюджет рекламной акции. Для этого необходимо разработать программу рекламной акции.
Затраты на проведение подобной акции являются расходами на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Такие затраты согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Момент, когда организация может признать расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли, определен в Налоговом кодексе: в статье 272 — для метода начисления и в статье 273 — для кассового метода. При методе начисления прочие расходы признаются либо на дату осуществления расчетов, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе — после фактической оплаты расходов (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Что относится к рекламным расходам
— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. В рамках проведения рекламной акции к этим расходам относятся затраты на размещение объявлений о проведении такой акции в газетах, журналах, на телевидении, радио или в Интернете;
— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. К примеру, затраты на размещение на рекламных щитах информации о проводимой акции;
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все перечисленные расходы признаются для целей налогообложения в полном размере.
При проведении рекламной акции у организации могут возникнуть и другие расходы. Например, на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей. Такие расходы для целей налогообложения прибыли нормируются. Они признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Напомним, что «входной» НДС по нормируемым расходам можно принять к вычету только в размере, соответствующем нормативу. Таково требование пункта 7 статьи 171 НК РФ.
Если «входной» НДС по материалам (товарам), использованным (переданным) для рекламной акции, был принят к вычету в полном объеме в момент принятия этих материалов (товаров) на учет, организация должна восстановить его в части, приходящейся на сверхнормативные рекламные расходы.
Виды рекламных акций
Весьма распространенными считаются рекламные акции с розыгрышем и вручением призов победителям. Обычными лозунгами для таких мероприятий являются: «Пришлите необходимое количество этикеток и примите участие в розыгрыше призов», «Заполните при покупке вещи анкету и станьте участником розыгрыша» и др.
Еще один вид рекламных акций — распродажи. Они могут быть сезонными, приуроченными к каким-либо событиям (например, открытие магазина, праздник) и т. п.
Самостоятельным видом рекламных акций считаются промоакции. Они, как правило, проводятся для того, чтобы привлечь внимание потребителей к новому продукту.
Что касается распространения рекламных листовок, каталогов, то это может быть как самостоятельная рекламная акция, так и одна из составляющих перечисленных выше видов акций.
Рассмотрим, какие налоговые последствия возникают у организаций, которые проводят ту или иную рекламную кампанию.
«При покупке двух вещей третью вы получаете бесплатно»
По мнению одних специалистов, если вещь передана бесплатно, ни ее стоимость, ни расходы, связанные с ее передачей, не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации, так как в данном случае применяется пункт 16 статьи 270 НК РФ.
По мнению других, бесплатно передаваемые вещи — это рекламные расходы, которые для целей налогообложения прибыли признаются в пределах 1% выручки от реализации, поскольку не поименованы в перечне ненормируемых рекламных расходов.
Квалификация расходов на проведение мероприятий подобного рода зависит от документального оформления операций.
Допустим, программа рекламной акции утверждена и предусматривает бесплатную раздачу подарков. В этом случае их стоимость можно учесть в составе расходов на рекламу согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ. Если такого положения в программе нет или проведение рекламной акции не оформлено документально, расходы на подарки для целей налогообложения прибыли не учитываются. Основание — пункт 16 статьи 270 НК РФ.
Документальным подтверждением расходов служит отчет о проведении рекламной акции, в рамках которой покупателям вручались подарки (с указанием количества переданного товара), и накладная на передачу товаров лицу, ответственному за их вручение.
Рекламная акция может проводиться силами сторонней организации (например, комиссионером, реализующим товары). В этом случае документальным подтверждением служит акт оказанных услуг (отчет исполнителя). В нем должно быть указано место и время проведения рекламной акции, а также количество врученных подарков.
Для целей исчисления НДС вопрос о квалификации бесплатной раздачи подарков решается однозначно. Передача права собственности на товары на безвозмездной основе — это их реализация. Следовательно, налицо объект обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база в такой ситуации определяется как рыночная цена передаваемого подарка. Основание — пункт 2 статьи 154 НК РФ. Начисленный НДС не учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Бесплатно полученная вещь — это доход физического лица в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ), который подлежит обложению НДФЛ. Налоговая база определяется с учетом положений пункта 1 статьи 211 НК РФ. Ставка, по которой облагается этот доход, зависит от того, как оформлено вручение подарка. Если оно происходит в рамках рекламы товаров (работ, услуг), то применяется налоговая ставка 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Если подарок вручается не в рамках рекламной акции, применяется налоговая ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Поскольку организация, выдавшая подарок покупателю (клиенту), не может удержать с него сумму НДФЛ, физическое лицо должно самостоятельно исчислить и уплатить налог (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ). А организация, вручившая подарок, обязана в течение одного месяца с даты его выдачи представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о задолженности физического лица по налогу и невозможности удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ). Кроме того, выполняя требования пункта 2 статьи 230 НК РФ, организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходе этого гражданина не позднее 1 апреля года, следующего за годом выдачи приза.
ПРИМЕР 1
ЗАО «Видеомаркет» с июля по сентябрь 2004 года проводило рекламную акцию: всем покупателям двух видеокассет третья вручалась бесплатно. Это было предусмотрено программой рекламной акции.
В ходе акции компания реализовала 200 видеокассет. Их покупная стоимость 270 руб. (без учета НДС). Продажная цена видеокассет — 472 руб., в том числе НДС 18% — 72 руб. 100 видеокассет передано бесплатно.
«Входной» НДС по кассетам, бесплатно переданным в ходе акции, в размере 4860 руб. (270 руб. х 18% х 100 шт.) торговая компания «Видеомаркет» приняла полностью к вычету в момент, когда эти видеокассеты были учтены в составе товаров.
Выручка от реализации за 9 месяцев 2004 года составила 1 500 000 руб.
В бухучете ЗАО «Видеомаркет» сделаны проводки:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90-1
— 94 400 руб. (472 руб. х 200 шт.) — отражена выручка от реализации видеокассет;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 14 400 руб. (400 руб. х 18% х 200 шт.) — начислен НДС;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41
— 54 000 руб. (270 руб. х 200 шт.) — списана себестоимость реализованных кассет;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 41
— 27 000 руб. (270 руб. х 100 шт.) — списана в расходы на рекламу стоимость «третьих» видеокассет;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 7200 руб. (400 руб. х 18% х 100 шт.) — начислен НДС с рыночной стоимости безвозмездно переданных видеокассет. Этот расход для целей налогообложения прибыли не учитывается.
В налоговом учете стоимость безвозмездно переданных видеокассет учитывается в составе расходов на рекламу частично — в размере 15 000 руб. (1 500 000 руб. х 1%). Заметим, что по итогам года этот норматив может измениться.
Организация должна восстановить часть «входного» НДС по видеокассетам, стоимость которых не включается в расходы для целей налогообложения прибыли.
Налог на добавленную стоимость, который организация может принять к вычету в пределах норматива рекламных расходов, составляет:
15 000 руб. х 18% = 2700 руб.
Организация должна восстановить НДС в сумме:
4860 руб. – 2700 руб. = 2160 руб.
Данная операция отражается проводкой:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 2160 руб. — восстановлен «входной» НДС со стоимости видеокассет, бесплатно переданных в ходе рекламной акции, в части, превышающей норматив;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 2160 руб. — списана сумма восстановленного НДС на прочие расходы.
«Пришлите три штрихкода и выиграйте приз»
Как следует из статьи 16 Закона о лотереях, предложение об участии в стимулирующей лотерее наносится на упаковку конкретного товара или размещается иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Сумма денежного приза не облагается НДС. В статье 146 НК РФ среди объектов, облагаемых этим налогом, такая операция, как передача денежных средств, не указана.
Что касается налога на прибыль, здесь возникает вопрос: можно ли сумму денежного приза отнести к рекламным расходам, которые при определении налоговой базы признаются в пределах норматива? Да, можно. Сумма денежного приза — это расходы на иные виды рекламы, не поименованные в абзацах 2—4 пункта 4 статьи 264 НК РФ в составе ненормируемых расходов. Значит, сумма денежного приза уменьшает налогооблагаемую прибыль в пределах норматива.
Теперь разберемся с НДФЛ. Если организация оформляет проведение розыгрыша призов в установленном Законом о лотереях порядке, в том числе уведомляет соответствующие государственные органы, то выигрыши, полученные победителями, облагаются НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Победитель такой стимулирующей лотереи сам должен исчислить и уплатить налог с суммы своего выигрыша на основании налоговой декларации. Эту декларацию он должен представить в налоговый орган до 30 апреля года, следующего за годом выплаты приза. Это следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 НК РФ. А фирма — организатор лотереи должна уведомить налоговый орган по месту своего учета о выплаченном выигрыше (ст. 230 НК РФ).
Если же акция не была оформлена организатором как проведение стимулирующей лотереи, она является рекламным конкурсом, выигрыши в котором облагаются по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). В этом случае организация, выплатившая победителю приз, должна исчислить и удержать из суммы выигрыша налог и уплатить его в бюджет. Это следует из пунктов 1 и 2 статьи 226 НК РФ. Если налог по каким-либо причинам не был удержан, организация должна в течение одного месяца с даты выплаты приза письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности победителя (п. 5 ст. 226 НК РФ). Также организация должна сообщить о доходе физического лица в налоговый орган по месту своего учета (ст. 230 НК РФ).
Затраты на приобретение (изготовление) неденежного приза организация включает в расходы на рекламу, но только в пределах норматива. Об этом сказано в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Кроме того, организации придется начислить НДС на рыночную стоимость вручаемого приза. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача права собственности на безвозмездной основе является объектом обложения этим налогом.
При выдаче неденежного приза НДФЛ исчисляется в том же порядке, что и при выплате денежного.
Промоакции
Без сомнения, расходы на проведение промоакции носят рекламный характер. Поэтому они учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Некоторые специалисты считают, что размер признаваемых в целях налогового учета расходов зависит от того, как осуществляется промоакция. К примеру, если промоакция проводится в рамках проведения выставки (ярмарки), то все затраты (в том числе и на промоакцию) не подлежат нормированию и в полном объеме списываются как расходы на участие в выставках (ярмарках). А если промоакция осуществляется как самостоятельное мероприятие (например, в торговом зале розничного магазина), все расходы на ее проведение нормируются.
Налоговые органы придерживаются иной точки зрения. Где проводится рекламная акция, значения не имеет. Расходы на ее проведение в любом случае принимаются в пределах норматива.
Иногда организатор промоакции проводит это мероприятие на арендуемых площадях. В этом случае сумма арендной платы подлежит включению в состав рекламных расходов на проведение промоакции и подлежит нормированию. Если же площадь и необходимое оборудование для проведения промоакции предоставлены организатору этого рекламного мероприятия бесплатно, у него возникает доход в виде безвозмездно полученной услуги.
Предположим, для проведения промоакции привлечена сторонняя организация. В этом случае документальным подтверждением расходов служит договор, накладная по форме № ТОРГ-12 2 с пометкой «на промоакцию», акт выполненных работ или отчет о проведенной промоакции с указанием количества израсходованных товаров. Стоимость израсходованных товаров признается в составе расходов на основании акта (отчета) организации, оказавшей услугу по проведению промоакции.
При проведении промоакции у организатора возникает объект налогообложения по НДС. Подтверждение тому — подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В нем сказано, что передача права собственности на товары на безвозмездной основе облагается НДС. А вот объекта налогообложения по НДФЛ не возникает, так как отсутствует факт передачи товаров конкретному лицу.
Распродажа
— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
— потерей качества или иных потребительских свойств товаров;
— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
— маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Рекламная акция, в частности распродажа, как правило, имеет своей целью достижение именно таких результатов.
Размер скидок, устанавливаемых на период распродажи, должен быть документально зафиксирован, то есть отражен в программе рекламной акции.
В целях исчисления НДС и для целей налогообложения прибыли выручка от распродажи товаров по сниженным ценам отражается исходя из цены со скидкой. Это следует из пункта 2 статьи 153 и пункта 2 статьи 249 НК РФ.
Распространение рекламных листовок
Данная точка зрения представляется ошибочной. Список адресатов формируется путем случайной выборки из баз данных, и принцип неопределенности круга лиц при этом не нарушается. Например, при рассылке рекламных листовок людям, чьи фамилии начинаются на буквы от «а» до «в», или тем, кто проживает в каких-то конкретных районах города. По сути, такое распространение (между случайно выбранными лицами) является распространением среди неопределенного круга лиц. Стало быть, расходы на почтовую рассылку являются расходами организации на рекламу и учитываются для целей налогообложения прибыли.
Что касается раздачи рекламных листовок в общественных местах, это однозначно реклама.
Обратите внимание: расходы на изготовление распространяемых рекламных материалов (каталогов, брошюр, листовок и др.) не нормируются. К таким расходам, например, относится стоимость услуг типографии и разработчиков макета. А вот расходы на почтовые услуги, зарплату распространителей, расходы на транспортировку этих рекламных материалов можно учесть для целей налогообложения только в пределах норматива. Это следует из буквального прочтения пункта 4 статьи 264 НК РФ. Иными словами, расходы, произведенные в рамках одного рекламного мероприятия, могут учитываться по-разному.
Все расходы по изготовлению и распространению рекламных листовок должны быть документально подтверждены. Если изготовление и распространение осуществлялись собственными силами организации, подтверждающим документом может служить отчет ответственного должностного лица (отдела). К отчету прикладываются первичные документы, подтверждающие расходы (услуги почты, фактический расход материалов, зарплату распространителей и т. д.). Если к изготовлению и распространению рекламных листовок привлекалась сторонняя организация, документом, подтверждающим расходы, является акт о выполнении работ. И в том и в другом случае расходы на изготовление рекламы принимаются для целей налогообложения прибыли в полном объеме, а расходы на распространение — нормируются. Поэтому в акте о выполнении работ их целесообразно указывать отдельно.
Реклама длительного действия
Рекламные слоганы, видеоролики и радиозаписи — это, безусловно, результаты интеллектуальной деятельности. И, как правило, у организаций-рекламодателей есть исключительные права на использование этих объектов. Однако в большинстве случаев срок их полезного использования меньше одного года. Поэтому случаи, когда такие объекты являются нематериальными активами, в данной статье рассматриваться не будут.
При использовании рекламы длительного действия важно правильно определить момент признания расходов в целях налогообложения прибыли. Поскольку организация использует такую рекламу длительное время, расходы на ее изготовление, размещение и иные связанные с ней расходы для целей налогообложения прибыли признаются постепенно в течение соответствующих периодов. Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ. В нем сказано, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
В бухгалтерском учете, так же как и в налоговом, расходы признаются в течение нескольких периодов. Первоначально вся сумма расходов на рекламу длительного действия отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывается на счета учета затрат.
«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), использованным для такой рекламы, можно принять к вычету в полном объеме в тот момент, когда эти товары (работы, услуги) учтены на счете 97 «Расходы будущих периодов». Основание — пункт 1 статьи 172 НК РФ.
ПРИМЕР 2
Организация заключила договор о создании и трансляции видеоролика по телевидению в течение пяти месяцев.
Расходы на создание ролика составили 41 300 руб., в том числе НДС 18% — 6300 руб. Акт о выполнении работ по созданию ролика стороны подписали в августе 2004 года.
Стоимость трансляции ролика в течение одного месяца — 11 800 руб., в том числе НДС 18% — 1800 руб. Акты об оказании услуг стороны подписывают ежемесячно, начиная с сентября 2004 года.
В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:
в августе 2004 года
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 41 300 руб. — оплачены услуги по созданию ролика;
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
— 35 000 руб. (41 300 руб. – 6300 руб.) — отражены затраты на создание ролика в составе расходов будущих периодов;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 6300 руб. — выделен НДС со стоимости ролика;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 6300 руб. — принят к вычету НДС со стоимости ролика;
ежемесячно с сентября 2004-го по январь 2005 года
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97
— 7000 руб. (35 000 руб. : 5 мес.) — списаны на рекламные расходы затраты на создание ролика;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 11 800 руб. — оплачены услуги по трансляции;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.) — включена в рекламные расходы стоимость трансляции видеоролика;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — выделен НДС со стоимости услуг по трансляции;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — принят к вычету НДС со стоимости услуг по трансляции.
Расходы на создание и трансляцию ролика по телевидению относятся к ненормируемым рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ) и признаются в налоговом учете полностью.
Как и в бухгалтерском, в налоговом учете стоимость ролика организация включает в состав рекламных расходов постепенно — по 7000 руб. в месяц (35 000 руб. : 5 мес.). Стоимость услуг по трансляции ежемесячно включается в расходы на рекламу в размере 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.).
Налог на рекламу
В целях освоения новых рынков сбыта организации проводят рекламные акции в «чужих» регионах. Для этого привлекаются местные рекламные агентства. В подобной ситуации могут возникнуть проблемы с уплатой налога на рекламу.
В некоторых регионах рекламодатели переводят сумму данного налога на счет рекламораспространителя (рекламного агентства). Последний, в свою очередь, уплачивает налог в местный бюджет. В этом случае рекламное агентство признается налоговым агентом. В других регионах налог на рекламу платят сами рекламодатели по месту своего нахождения. Фактически получается, что при наличии одного объекта налогообложения (стоимость рекламных услуг) и одного налогоплательщика (рекламодателя) сумма налога перечисляется дважды: в бюджет по месту проведения рекламных мероприятий и в бюджет по месту регистрации организации-рекламодателя.
Двойное налогообложение одного и того же объекта недопустимо. Налог на рекламу должен уплачиваться единожды — в бюджет муниципального образования по месту регистрации организации-рекламодателя. Объясним почему. Как уже отмечалось, налог на рекламу относится к местным налогам. Его плательщиками являются рекламодатели. Следовательно, он должен уплачиваться в бюджет по местонахождению рекламодателя.
Может ли рекламодатель, уплатив налог на рекламу через рекламораспространителя в другом регионе, не уплачивать налог повторно по месту своего нахождения? Нет, не может. Он должен перечислить налог в «свой» бюджет, если этого требуют нормы местного законодательства. Избежать двойного налогообложения и вернуть налог, уплаченный в «чужой» бюджет, можно, но, исходя из практики, только в судебном порядке.
В налоговом учете в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ можно учесть только один налог на рекламу — тот, что уплачен в соответствии с местным законодательством муниципального образования, в котором зарегистрирован рекламодатель. «Второй» налог на рекламу, уплаченный в «чужой» бюджет, в целях налогообложения прибыли признать нельзя.
[2] Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
[3] Закон полностью утрачивает силу с 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах».
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее