росавиация разрешение на строительство частного дома
Хочу построить коттедж рядом с аэродромом. Нужно ли согласие Росавиации?
Я хочу построить коттедж рядом с аэропортом Внуково. Соседи сказали, что строительство надо согласовывать с Росавиацией. Пытался найти информацию в интернете, но так и не смог разобраться.
Одни юристы пишут, что согласование не надо, а другие — что надо. Некоторые пишут, что согласие надо получать у начальника аэропорта, другие — что у собственника аэродрома, третьи — что у министерства промышленности. Кто прав?
Было бы здорово, если бы вы разобрались в ситуации и осветили ее подробнее.
О строительстве частного дома вам точно потребуется уведомить местную администрацию: все процедуры и формальности описаны в ст. 51 и 51.1 градостроительного кодекса. В этих статьях ничего не сказано о согласовании с Росавиацией, поэтому многие юристы думают, что и не нужно с ними ничего согласовывать, но все не так просто.
Иногда нормы одного закона противоречат нормам другого, давайте разберем все по порядку.
Что такое приаэродромная территория
С использованием территорий вокруг аэродромов много разных нюансов. Например, около аэродрома вообще нельзя устанавливать мусорки: они приманивают птиц, которые могут мешать полетам самолетов. С другой стороны, шум от самолетов вредит здоровью людей, поэтому строить частный дом впритык к аэродрому тоже нельзя.
Такие территории с особым порядком использования называются приаэродромными.
Чтобы узнать, что земельный участок находится на приаэродромной территории, надо заказать выписку из ЕГРН в МФЦ или через сайт госуслуг. Если участок находится на приаэродромной территории, об этом будет указано в графе «Особые отметки» выписки:
Также приаэродромные территории указываются на сайтах госорганов. Если аэродром гражданский, ищите информацию о нем на сайте Росавиации, если военный — на сайте Минобороны. Еще есть аэродромы авиазаводов и научных лабораторий, их приаэродромные территории указывают на сайте министерства промышленности.
Раньше действовало общее правило: приаэродромной территорией признавали зону взлета и посадки самолетов, а также земли в радиусе 30 км от аэродрома.
Теперь границы приаэродромных территорий разделили на семь зон. Правила использования земель уточняются для каждого аэродрома в зависимости от его характеристик.
В 1 и 2 зоне можно размещать только объекты инфраструктуры аэродрома: здание аэропорта, взлетно-посадочные полосы, командно-диспетчерский пункт, перрон и места стоянок самолетов.
В 3 зоне действуют ограничения высоты объектов, при этом у каждого аэродрома свои ограничения. Как правило, обязательно согласовывают здания выше 50 м, но могут быть и другие тонкости.
В 4 и 5 зонах нельзя размещать объекты, создающие помехи навигации самолетов или угрожающие безопасности аэродрома: линии связи и электропередач, теле- и радиостанции, устройства сжигания газов и другие взрывоопасные объекты.
Если учитывать ваш случай, то ограничения на стройку частных жилых домов есть в 3 и 7 зоне. Строить в 3 зоне можно, если высота дома не мешает полетам, а в 7 зоне — если полеты не вредят здоровью жильцов. Жить впритык к аэродрому может быть опасно: шум от самолетов увеличивает риск инсульта, электромагнитное излучение провоцирует головные боли и проблемы с сердцем, а выбросы вредных веществ вызывают болезни горла и легких.
Кто согласовывает строительство
В воздушном кодексе была статья 46, по которой согласовывать строительство нужно было с собственником аэропорта. У многих собственников был общий бизнес с крупными застройщиками, поэтому статью отменили, чтобы ею не злоупотребляли.
Сейчас правительство поручило аэродромам разработать четкие правила, что и где можно строить на их приаэродромных территориях. Этот процесс только начался, например аэродром Внуково сообщил, что еще готовит соответствующий проект.
У большинства аэродромов есть предварительная информация о необходимой им приаэродромной территории. При принятии итогового решения эта территория может увеличиться или, наоборот, уменьшиться.
До того как будет принято итоговое решение, строительство надо согласовывать с органом, в ведомстве которого находится аэродром. Если у нас гражданские аэродромы — согласовывать надо с Росавиацией, если военные аэродромы — с Минобороны, а если аэродромы экспериментальной авиации — с Минпромом.
Росавиация разработала порядок согласования. Это бесплатно. Если не получить такое согласование, то суды признают строительство незаконным. Расскажу, что бывает, на примерах.
Один житель Воронежа хотел построить дом на своем участке недалеко от аэродрома. Он собрал все документы, за исключением согласия Росавиации. Но без этого согласия местная администрация отказалась признавать строительство дома законным.
Гражданин пошел в суд и сначала выиграл его. По мнению суда первой инстанции, в градостроительном кодексе ничего не сказано о согласии Росавиации и, значит, его получать не надо. Вышестоящий Воронежский областной суд согласился с таким решением.
Оба суда поправил Верховный суд: требования воздушного законодательства тоже должны учитываться местными администрациями при рассмотрении документов на строительство. Поэтому проект надо согласовывать и с Росавиацией.
Если вам затягивают согласование или необоснованно отказывают, можно обратиться в суд. Так, одной строительной фирме удалось выиграть суд с администрацией Архангельска.
Когда строительство не надо согласовывать
В теории после принятия итогового решения о приаэродромной территории все должно быть проще и понятнее. Будет решено, где можно свободно строить дома, где их в принципе нельзя строить, а где можно, но не выше определенной высоты и этажности. Следовательно, и дополнительно согласовывать с инстанциями не потребуется.
На практике все еще возникают проблемы: приказы об установлении приаэродромных территорий публикуются без какой-либо конкретики, а вся информация содержится в приложениях к приказам, которых нет в открытом доступе.
По некоторым аэродромам уже появились разъяснения, в каких случаях не надо согласовывать строительство дома. Например, в Пермском крае есть аэродром Большое Савино, в приаэродромной зоне которого запрещено только строительство свалок, ферм, скотобоен и других объектов, где бывает много птиц.
Местная администрация сообщила, что обычные жилые дома строить в приаэродромной зоне можно и дополнительных согласований не требуется.
Если аэродром перестал функционировать и исключен из реестров аэродромов гражданской или экспериментальной авиации, то согласовывать с инстанциями ничего не нужно.
Вот еще пример. Житель Ростовской области хотел построить дом на приаэродромной территории. Он не получил согласия Росавиации, и местная администрация признала стройку незаконной. Но суд решил иначе: аэродром уже не работал, а значит, и согласие Росавиации получать не требовалось.
Что делать в вашей ситуации
Я советую поступить так:
У нас есть еще материалы, которые могут пригодиться при строительстве дома:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Землепользование и застройка
Для согласования строительства и реконструкции зданий, сооружений, а также развития городских и сельских поселений в границах приаэродромной территории требуется обязательная проверка представленной документации на соответствие требованиям безопасности полетов воздушных судов с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц. Проверка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ представленной документации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» уполномоченным органом является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Вопросы согласования застройки:
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций, предусмотренных частями 1 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в отношении аэродромов гражданской авиации является Федеральное агентство воздушного транспорта (далее – Росавиация).
Для рассмотрения вопроса согласования строительства в границах приаэродромной территории необходимо с полным комплектом документов (указан на сайте Росавиации), обратиться в Межрегиональное Территориальное Управление Воздушного Транспорта Центральных районов Федерального Агентства Воздушного Транспорта по адресу: г. Люберцы, пр-т Октябрьский, д. 15, либо посредством подачи обращения через Портал государственных и муниципальных услуг Московской области.
На основании соглашения от 17.03.2017 года № С-46-14 «О взаимодействии Федерального агентства воздушного транспорта и Правительства Московской области» ООО «Международный аэропорт «Домодедово» наделен полномочиями в части осуществления предварительного рассмотрения материалов по согласованию строительства (реконструкции, размещения) объектов, учитывающего вопросы возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц.
В случае необходимости получения заключения Старшего авиационного начальника аэропорта Домодедово по вопросам согласования строительства и реконструкции зданий, сооружений, а также развития городских и сельских поселений в границах приаэродромной территории аэропорта Домодедово, необходимо обратиться с полным пакетом документов, указанным ниже.
Установленные для аэропорта Домодедово зоны с особыми условиями использования территорий располагаются на территории следующих административно-территориальных образований Московской области:
Порядок согласования строительства с аэропортом и документы:
Строительство в приаэродромной территории
Порядок согласования и перечень документов для согласования строительства в приаэродромной территории
Размещение объектов недвижимости на землях, предназначенных под развитие аэропорта
Порядок согласования и перечень документов для согласования размещения объектов недвижимости на землях, предназначенных под развитие аэропорта
Форма заявления по согласованию в приаэродромной территории
Контакты:
Получение информации по вопросам согласования застройки: adk@dme.ru
Подача документов по согласованию строительства объектов на земельных участках: land-adk@dme.ru
Все поступающие документы, содержащие Заявление на имя Старшего авиационного начальника аэропорта Домодедово по умолчанию подлежат рассмотрению. О готовности ответа сообщается по указанному Заявителем номеру.
Согласование строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд не предусмотрено требованиями внешнего законодательства.
Как согласовать строительство возле гражданского аэродрома в Подмосковье
Услугу по согласованию строительства на приаэродромной территории гражданских аэродромов в Московской области можно получить в электронном виде. О том, как согласовать строительство или реконструкцию объекта в границах аэродромов онлайн, читайте в материале портала mosreg.ru.
Когда требуется согласование строительства
Источник: РИАМО, Николай Корешков
Приаэродромной территорией считается участок на земной или водной поверхности, прилегающий к аэродрому, в пределах которого устанавливается зона с особыми условиями. Поэтому размещение на ней зданий и сооружений, линий связи или электропередачи, радиотехнических объектов и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, должно быть согласовано.
Аэродромами гражданской авиации в Московской области являются «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».
Согласовывать строительство на приаэродромной территории этих аэродромов нужно в следующих случаях:
— при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства;
— размещении радиотехнических объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а также создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон.
Кто может получить услугу
Услуга предназначена для индивидуальных предпринимателей, которые хотят осуществить строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Порядок получения услуги
Портал госуслуг на мониторе ноутбука
Для получения нужно подать заявку на РПГУ, перейдя по ссылке, подготовить пакет документов и прикрепить на сайте в процессе заполнения заявки.
Услуга оказывается бесплатно в течение 30 дней. Результатом предоставления услуги является решение о согласовании или отказе в согласовании строительства объекта в пределах приаэродромной территории гражданского аэродрома
Получить результат можно в личном кабинете на РПГУ МО.
Необходимые документы
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
При подаче заявки нужно обязательно представить:
— заявление о согласовании строительства (реконструкции, размещения) объекта в пределах приаэродромной территории гражданского аэродрома (скачать можно на сайте РПГУ);
— схему объекта в плане с указанием размеров объекта в горизонтальной плоскости (кроме случаев размещения объекта на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведения садоводства», «ведения дачного хозяйства»);
Также по желанию заявитель может представить санитарно-эпидемиологическое заключение (в случае размещения объекта в пределах границ, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ).
Если земельный участок расположен в границах приаэродромной территории аэродрома «Домодедово», то до подачи заявления в Федеральное агентство воздушного транспорта, необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Московской области (услуга также доступна на портале государственных и муниципальных услуг Московской области по ссылке.
Основания для отказа
Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Солнечногорск
Отказать в приеме документов могут по следующим причинам:
— некорректно заполнены обязательные поля в заявлении;
— представлены некачественные электронные образы документов, не позволяющие в полном объеме прочитать текст документа;
— заявление подано в электронной форме и подписано с использованием простой электронной подписи, не принадлежащей заявителю;
— документы содержат подчистки и исправления текста;
— документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для выдачи согласования размещения;
— представлен неполный комплект документов;
— документы утратили силу.
В получении услуги могут отказать, если:
— выявлены противоречивые сведения в заявлении и приложенных к нему документах;
— заявитель не соответствует категории лиц, указанных в разделе 2 Временного порядка;
— заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя;
— строительство (реконструкция, размещение) объектов в границах приаэродромной территории, полос воздушных подходов, санитарно-защитных зон гражданских аэродромов может угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, а также препятствует нормальной эксплуатации аэродрома, создает помехи при взлете и посадке воздушных судов;
— отсутствие в реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов информации о выданном санэпидемзаключении о соответствии размещаемого объекта требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
«Письмо» Росавиации от 03.12.2020 N Исх-48809/04 «О согласовании строительства (реконструкции, размещения) объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов гражданской авиации»
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 3 декабря 2020 г. N Исх-48809/04
В целях совершенствования предоставления территориальными органами Росавиации государственной услуги по согласованию размещения объектов, предусмотренному частью 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» Росавиация рекомендует осуществлять указанное согласование размещения объектов в следующем порядке:
наименование и назначение объекта;
количество надземных этажей (при наличии);
описание конструкции объекта с указанием материалов, из которых он построен;
высота объекта относительно уровня земли;
абсолютная отметка наивысшей точки объекта в Балтийской системе высот 1977 года;
расположение объекта относительно контрольной точки аэродрома, ближайшего населенного пункта либо другого ориентира;
кадастровый номер участка, на котором планируется строительство объекта (при наличии);
геодезические координаты объекта в системах координат ПЗ-90.11 с точностью до 1/10 с в формате ГГ°ММ’СС, С»;
абсолютная высота поверхности земли в месте планируемого размещения объекта в Балтийской системе высот 1977 года;
номер санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии размещаемого объекта требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
данные об источниках радио- и электромагнитных излучений (при наличии):
тип источника, частота передачи, мощность передатчика, азимут излучения, класс излучения и его поляризация, координаты и высота подвеса антенны, наличие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;
характеристики линии электропередачи (при согласовании размещения высоковольтных линий, маршрутов электрического транспорта): трасса прохождения линии, количество и высота опор, напряжение линии электропередачи;
информация о физическом лице (юридическом лице) в интересах которой планируется осуществлять размещение объекта (в случаях, если размещение объекта осуществляется не в интересах заявителя).
К заявлению о выдаче согласования размещения объекта рекомендуется прилагать следующие документы:
1) схема расположения объекта на карте масштаба 1:500 000;
3) геодезический отчет, содержащий сведения о географических координатах и высоте рельефа в месте строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
2. Заявление и прилагаемые документы могут быть доставлены заявителем непосредственно в экспедицию территориального органа или направлены по почте. Согласование размещения объектов на территории Московской области осуществляется через единый портал государственных услуг данного субъекта Российской Федерации.
3. Рекомендуемыми основаниями для отказа в приеме документов являются:
отсутствие документов, указанных в пункте 1;
наличие в документах подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, документов, исполненных карандашом;
присутствие документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
4. В случае наличия оснований для отказа в приеме документов, указанных в пункте 3, территориальному органу Росавиации рекомендуется в течение двух рабочих дней направить письмо заявителю за подписью руководителя территориального органа Росавиации об отказе в приеме документов с указанием причины отказа.
5. В случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов, указанных в пункте 3, территориальному органу Росавиации рекомендуется:
осуществлять проверку наличия положительного санитарно-эпидемиологического заключения посредством использования Реестра информации о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях на обновляемом специализированном поисковом сервере в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://fp.crc.ru.
6. В случае, если для аэродрома установлена приаэродромная территория в составе с 1 по 6 подзоны, направление запросов в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) и (или) оператору аэродрома гражданской авиации не требуется. Территориальным органом Росавиации проводится оценка планируемого к размещению объекта на предмет соответствия ограничениям, установленным в границах приаэродромной территории.
7. Органам обслуживания воздушного движения и операторам аэродромов гражданской авиации рекомендуется рассматривать представленные материалы и в срок, не превышающий 21 календарный день, представлять позицию (заключение) в территориальный орган Росавиации о возможности размещения запрашиваемого Заявителем объекта.
8. Критериями влияния объекта на безопасность полетов воздушных судов являются:
возвышение объекта над поверхностями ограничения препятствий, установленными в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 262 (зарегистрирован Минюстом России от 9 октября 2015 г., регистрационный N 39264), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 ноября 2017 г. N 495 (зарегистрирован Минюстом России от 21 декабря 2017 г., регистрационный N 49344);
ухудшение эксплуатационных минимумов аэродрома;
ухудшение орнитологической обстановки в районе аэродрома;
привлечение объектом скоплений животных в окрестностях аэродрома.
9. Критериями влияния объекта на работу средств РТОП являются:
риск создания помех наземным средствам РТОП, обеспечивающим полеты воздушных судов, либо бортовому оборудованию воздушных судов, выполняющих взлет и (или) посадку с/на аэродром;
препятствие распространению сигналов средств РТОП.
10. Рекомендуемыми основаниями для отказа в согласовании размещения объектов являются:
заключение органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и (или) оператора аэродрома гражданской авиации о возможном негативном влиянии предполагаемого объекта строительства (проектирования, реконструкции) на безопасность полетов воздушных судов и (или) на работу средств РТОП;
отсутствие информации о положительном санитарно-эпидемиологическом заключении на обновляемом специализированном поисковом сервере в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://fp.crc.ru.
11. Рекомендуемыми основаниями для отказа в согласовании размещения объектов в границах приаэродромных территорий установленной в составе с 1 по 6 подзоны являются:
превышение ограничений, установленных в границах приаэродромной территории;
отсутствие информации о положительном санитарно-эпидемиологическом заключении на обновляемом специализированном поисковом сервере в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://fp.crc.ru.
12. В случае отсутствия оснований для отказа в согласовании размещения объекта, указанных в пунктах 10, 11, территориальный орган Росавиации оформляет согласование размещения объекта, либо при наличии оснований для отказа, отказ в согласовании размещения объекта за подписью руководителя территориального органа Росавиации (рекомендуемая форма приведена в приложении 2).
13. Максимальный срок выполнения процедур по согласованию размещения объектов составляет 30 календарных дней.
14. Взимание платы за проведение согласования размещения объектов не предусмотрено.
Прошу Вас руководствоваться в работе рекомендациями и довести их до операторов аэродромов, расположенных на подконтрольной территории.
Методические рекомендации относительно согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов (письмо Росавиации от 08.02.2017 N Исх-2445/14) считать утратившими силу.
Приложение 1
Рекомендуемая форма заявления