русская подлодка всплыла на хоккейном поле
Русские идут. Атомная субмарина класса «Борей» всплыла в километре от Манхеттена.
Сегодня произошло событие сопоставимое по своим масштабам и, надеюсь, по последствиям, со знаменитой посадкой Матиаса Руста на Красной Площади. Дело в том, что в проливе Лонг-Айленд на фоне статуи свободы всплыл РПКСН проекта 955 «Борей». За событием наблюдали тысячи ошалевших туристов. В США паника. По сути.
Сегодняшнее появление российской атомной подводной лодки в километре от Манхэттена и статуи Свободы стало причиной не только паники в Пентагоне, но экстренных (breaking news) выпусков новостей и смертельного ужаса, обуявшего всех без исключения американцев. Опросы общественного мнения сделанные через час после всплытия «Борея» показали, что испуганные американцы, ощутив неприятный холодок от чужого военного присутствия в своём доме и успевшие рассмотреть «русскую машину смерти» во всех подробностях у своих берегов, требуют незамедлительного прекращения кампании в Афганистане, а также свёртывания военных приготовлений в отношении Сирии и Ирана.
Как выяснилось, военно-морские силы США попросту прозевали момент всплытия субмарины «Борей», известной также под названием «проект 955», в пределах прямой видимости от американского берега. Хвалёные системы слежения США не зафиксировали перемещения нашей подлодки.
По словам представителя Министерства обороны РФ, всплытие нашей субмарины в непосредственной близости от Нью-Йорка и заход её в территориальные воды США были «Абсолютно нелепой случайностью. У подводной лодки отказали судовые навигационные приборы и, чтобы сориентироваться, командир подводного крейсера был вынужден демаскировать себя и отдать команду на всплытие».
А потому Генеральный штаб был чрезвычайно удивлён, когда к радиограмме с докладом о своём местонахождении командир приложил снимки статуи Свободы и прогуливающихся туристов на острове Манхэттен.
«Мы просим американцев не считать это ответной реакцией на регулярные появления в непосредственной близости от границ территориального моря РФ субмарин ВМС США. Правда стоит добавить, что появление американских подлодок мы всегда фиксируем, как и их перемещения. А американцы, как выяснилось, могут это делать не всегда. И нам помог это выявить лишь случай», — выделил интонацией слово «случай» собеседник телерепортёра.
Эксперты Министерства обороны считают, что у американцев просто нет возможности надёжно отслеживать перемещения этого класса подлодок: «Хотя и считалось, что у американцев были проблемы исключительно с отслеживанием наших подлодок с титановым корпусом (проект 945 «Барракуда»), выясняется, что и подлодки со стальным корпусом они могут легко прозевать, – сообщил корреспонденту «НТВ» представитель МО РФ. – Мы и дальше будем продолжать нести боевое дежурство у берегов США, никаких международных соглашений мы при этом не нарушаем. А произошедший инцидент является чистой воды случайностью и не стоит его расценивать, как провокацию».
Опасения американцев понятны, и тому есть две причины. Во-первых, всплытие нашей субмарины обнаружило бреши в системах подводного слежения Пентагона, устранить которые будет не так-то просто. Во-вторых, подводные лодки класса «Борей» и их новейшие модификации могут быть оснащены отнюдь не только крылатыми ракетами «Гранат» (американцы называют их SS-N-21 «Sampson»). Хотя и они легко долетают не только до берега, но и гораздо дальше, практически до любого крупного города США. Есть от чего забеспокоиться. Самое обидное для американцев то, что международное морское право в подобных случаях Россией не нарушается и запретить нам боевое патрулирование они не в силах. Одна надежда на то, что у нас мало подводных лодок такого класса и постоянно играть на нервах у Пентагона мы, к сожалению, не сможем.
Независимые международные эксперты уверяют, что американцы непременно сделают выгодные для нас выводы: «Атомные субмарины США проводят больше патрулей, чем российский, французский, британский и китайский атомные подводные флоты, вместе взятые, они частые гости вблизи ваших территориальных вод. Русским они изрядно портят нервы. Возможно, теперь они будут действовать с оглядкой на то, что и ваши подводники многое могут. Пусть и «случайно».
Но вот что характерно: псевдолиберальные российские телеканалы как будто набрали в рот воды и дружно молчат об этом очевидном военном успехе российских Вооружённых сил. Единственный телеканал, развёрнуто отметившийся в выпуске новостей — это «НТВ», которому и давали интервью представители Министерства обороны. Остальные стыдливо молчат. Зато какое ликование на них царило, когда национальная сборная покинула Евро 2012! Начинаешь верить в то, что и в самом деле среди наших коллег находятся люди, искренне полагающие, что «чем хуже для России — тем лучше».
PS. Пока ещё в Ютубе нет соответствующих видео. Но это не мудрено, новость более чем свежая и люди могли ещё не успеть просто выложить. Одно могу сказать 100% не фейк, проверял по западным сайтам.
Сразу три атомные подлодки впервые вместе всплыли в Арктике, проломив лед
Уникальная операция наших военных — впервые в истории три российские атомные подводные лодки одновременно всплыли на поверхность. И не где-нибудь, а водах Северного Ледовитого океана. Кадры распространило Министерство обороны.
Белая гладь толстого льда расползается в трещинах и в разломах и появляются черные субмарины. Расстояние между подлодками минимальное, насколько это только возможно. И это лишь один из пунктов масштабной экспедиции в Арктике. О ее результатах Владимиру Путину доложил главком ВМФ Николай Евменов.
— В.Путин: Арктическая экспедиция, о которой Вы будете докладывать, не имеет аналогов в истории как советского периода, так и в современной истории Российской Федерации. Прошу доложить о результатах.
— Н.Евменов: Впервые в истории Военно-морского флота выполнено: всплытие из-подо льда трех атомных ракетоносцев с проломом полутораметрового льда по единому замыслу и плану в назначенное время в районе радиусом 300 метров; полет в приполярном районе с дозаправкой в воздухе парой МиГ-31 с прохождением географической точки Северного полюса в прямом и обратном направлении; практическая торпедная стрельба атомной подводной лодки из-подо льда с последующим приледнением практической торпеды, обнаружением ее техническими средствами и подъемом на поверхность.
— В.Путин: Проведенный комплекс учебно-боевых, научных исследований, всех этих мероприятий продемонстрировал способности и готовность российского Военно-морского флота действовать в суровых северных широтах. Экипажи подводных лодок, самолетов военно-транспортной, истребительной авиации, а также арктических мотострелковых подразделений показали возросшую боевую выучку в сложной обстановке Арктики. Подтверждены высокие боевые возможности отечественного вооружения, его надежность при эксплуатации в экстремальных условиях. Главнокомандующего Военно-морским флотом прошу передать слова благодарности всему личному составу, участвовавшему в экспедиции, в учениях за проявленное мужество, самоотверженность и профессионализм.
Выбить «Морского волка». США попрощались с самой засекреченной подлодкой
Атомная субмарина ВМС США «Коннектикут» получила, похоже, куда более серьёзные повреждения при столкновении с неизвестным объектом в Южно-Китайском море, нежели говорилось поначалу. Судя по информации американской прессы со ссылкой на представителей ремонтников, установлены повреждения нескольких балластных цистерн, а также трубопроводов, входящих в систему всплытия и погружения корабля.
А тем временем китайцы давят на американцев, требуя назвать точные координаты столкновения и его причины…
USS Connecticut (SSN-22), одна из самых засекреченных атомных подводных лодок США проекта «Сивулф II», столкнулась 2 октября с неизвестным объектом вблизи китайской военно-морской базы Юйлинь в Южно-Китайском море. Корабль получил повреждения, которые поначалу подавались американцами как не слишком серьёзные. Во всяком случае, лодка не утонула, дошла до базы на острове Гуам своим ходом, хоть и строго в надводном положении. Больше уделялось внимания тому, что 11 членов экипажа «получили ранения средней и лёгкой степени тяжести».
Обо что тогда могла стукнуться субмарина, идущая в подводном положении?
Разгадка загадки?
И вот теперь специалисты с военно-морской верфи Пьюджет-Саунд, что были направлены на Гуам для оценки повреждений и перспектив ремонта «Коннектикута», внесли некоторую ясность в этот вопрос. По крайней мере, если верить данным американской прессы.
Итак, первое: повреждения ядерного реактора S6W не произошло.
Второе: в носовой части лодки повреждено несколько балластных цистерн.
Третье: повреждены трубопроводы, по которым подаётся в цистерны балласт.
Последние два обстоятельства и вызвали ситуацию, когда подводная лодка оказалась вообще не в состоянии погрузиться. Или, точнее, погрузиться она могла, а вот всплытие было бы под очень большим вопросом. Именно поэтому корабль шёл к острову Гуам в беспомощном надводном положении. Потопить его могли даже северные корейцы, окажись они поблизости.
О чём говорят, по мнению специалистов, такие разрушения? О том, что лодка всё же, скорее всего, столкнулась с «участком суши». Похожие повреждения получила подлодка «Сан-Франциско» в январе 2005 года, которая определённо налетела на скалу в 500 км от того же острова Гуам.
Тогда лодка типа «Лос-Анджелес» (т.е. многоцелевая субмарина, предназначенная для охоты за подводными и надводными кораблями противника, прежде всего за русскими атомными ракетоносцами) на глубине 160 метров воткнулась на полном ходу (32 узла = 59 км/ч) в подводную гору, не нанесённую на карты. Всплыть удалось едва ли не чудом: были сильно повреждены те же носовые балластные цистерны. Один из членов экипажа погиб, 98 (по другим данным, 60) получили ранения.
Затем спасательные работы, буксировка на базу и в док, многолетний тяжёлый и дорогостоящий ремонт. Что характерно, тогда командование ВМС США также утверждало, что никаких серьёзных повреждений лодка не получила. Но на позднее опубликованной фотографии видно, что у корабля была разнесена вся носовая оконечность. Чудо, что не сорвало с фундаментов механизмы, да и реактор не получил опасных повреждений. Или американцы тогда (в 1970-х годах) хорошо свои субмарины строили.
Примечательно, что приборы лодки практически до конца не показывали наличие препятствия, а спокойно передавали данные о том, что глубина моря составляет около 6000 футов. И да, на картах Пентагона имелись данные о наличии подводной скалы, вершина которой не доходит до поверхности океана 30 метров.
Не потому ли сегодня китайцы так крепко вцепились в американцев, требуя от них дать чёткие сведения, где именно произошло столкновение «Коннектикута» с подводным объектом? Китайцы, как известно, активно меняют рельеф дна в Южно-Китайском море, засыпая тамошние рифы грунтом и делая таким образом острова.
Что с того?
Появились подробности, как китайцы чуть не потопили подлодку США
Американские инсайдеры пролили свет на столкновение «Морского волка» с «неизвестным объектом»
Американская атомная подлодка USS Connecticut (SSN 22) класса «Морской волк» столкнулась с «неизвестным объектом» во время погружения в водах Азиатско-Тихоокеанского региона, в результате чего пострадали 11 моряков. Сейчас эта новость считается мейнстримной и широко обсуждается экспертным сообществом.
Пресс-служба Тихоокеанского флота США опубликовала официальный пресс-релиз по поводу инцидента, согласно которому «Морской волк» во время погружения днем 2 октября в международных водах Индо-Тихоокеанского региона сильно ударился о неопознанный объект.
Официальные лица США также заявили, что в настоящее время нет никаких сведений, указывающих на то, что «объект», с которым столкнулся «Морской волк», был другой подводной лодкой, о чем много говорят и пишут различные СМИ. Типа, не надо поддаваться спекуляциям, лучше всего дождаться результатов расследования. Тем не менее, этот вариант не опровергается военными топ-чинами американского флота.
«Офицер, который запросил анонимность, потому что он не был уполномочен говорить в диктофон, сказал, что топография местности не указывала на то, что перед лодкой был участок суши», — сообщает Military Times.
Видимо, янки пребывают в шоке, прежде всего, от неведения того, что произошло на самом деле. Александр Нилл, сингапурский эксперт по обороне и безопасности, сообщил Би-би-си, что количество травм, полученных в результате столкновения, предполагает, что подводная лодка, вероятно, «столкнулась с чем-то большим» и «двигалась очень быстро». Этот инцидент, по его словам, был «необычным» и показал, насколько этот район пронизан военной деятельностью. «Южно-Китайское море становится все более насыщенным военно-морскими судами из ряда разных стран. Хотя на надводных судах было много демонстраций силы, мы раньше не видели высокого уровня активности под поверхностью», — подчеркнул эксперт.
В комментариях, опубликованных китайской государственной газетой Global Times, представитель министерства иностранных дел заявил, что Китай «серьезно обеспокоен» этим инцидентом и призвал США предоставить более подробную информацию, включая цель миссии. На самом же деле речь идет о стандартной процедуре. Так, если бы китайцы умышленно таранили «Морского волка», то они сделали бы точно такое же заявление.
Из-за того, что публичные подробности инцидента крайне скупы и, похоже, будут засекречены, американские СМИ вынуждены обращаться к своим проверенным источникам, якобы знакомым с деталями столкновения. В частности, издание Business Insider, позиционирующее себя как мировую всезнайку, ссылаясь на своего инсайдера, пишет, что «Морской волк» действовал близко ко дну, возможно, выполняя миссию наблюдения. Между тем, Южно — Китайское море имеет очень сложный подводный рельеф и в значительной части мелководное, особенно по сравнению с водами близлежащего Тихого океана.
«Вблизи морского дна обычно прячутся, когда вы просто пытаетесь наблюдать за операциями китайских подводных лодок, или пытаетесь положить что-то на морское дно или поднять что-то, что могло быть автономным датчиком», — объяснил некий офицер подводных лодок в отставке, который назван BI бывшим специальным помощником начальника военно-морских операций ВМС США.
По мнению источника Business Insider, потенциальной точкой интереса для USS Connecticut (SSN 22) скорее всего была китайская военно-морская база Юйлинь на острове Хайнань, на которой базируются субмарины КНР. Значит, «Морской волк» лежал на дне в ожидании выхода в море враждебной подлодки с тем, чтобы начать ее преследование.
Другой американский интернет-ресурс Associated Press назвал миссию американской подлодки SSN 22 «обычной» для этого региона. Дескать, янки традиционно дежурят у китайских и российских баз подлодок, чтобы не допустить их незаметный выход в море. С учетом того, что дно вблизи острова Хайнань является очень сложным, «Морской волк», наверняка, занимался и картированием рельефа в попытке понять, через какие ложбины субмарины КНР выскальзывают из базы Юйлинь.
Далее делается предположение, что подлодка Connecticut налетела на специально затопленный объект, который может представлять угрозу для субмарины. Например, корабль или контейнер, о котором янки не знали. Возможно, китайцы обнаружили маршрут следования «Морского волка» и намеренно поставили препятствие, на которое налетели американцы.
Не исключено и применение морских дронов, о чем с тихим ужасом пишут заокеанские СМИ. Если раньше подводники избегали таранов, понимая какую смертельную опасность они несут, то с помощью беспилотной платформы можно смело ударяться о назойливые субмарины конкурирующих стран, создавая тем самым невыносимые условия для подводной охоты.
Дело в том, что Южно-Китайское море является важным стратегическим водным путем, по которому ежегодно проходят сухогрузы и танкеры с товарами на триллионы долларов. Именно здесь наиболее часто случаются небоевые военные инциденты между США и КНР. Как известно, янки вблизи Китая ведут себя как хозяева моря, вызывая справедливое негодование военных Поднебесной, которые всеми возможными средствами пытаются их отпугнуть из своих вод.
Слава богу, до стрельбы не доходило, но, к примеру, осенью 2018 года китайский корабль Luyang приблизился к американскому эсминцу на расстояние 16 метров, после чего USS Decatur вынужден был подчиниться «для предотвращения столкновения». Тогда особую пикантность ситуации придало «последнее китайское предупреждение». «Вы находитесь на опасном курсе, — сказал капитан Luyang. — Если вы не измените курс, ваш корабль пострадает от последствий».
В то же время подводное пространство, скрытое от глаз, дает совсем другие возможности для противодействия. Необязательно топить звездно-полосатые субмарины, чтобы отучить их вести разведку вблизи стратегических военно-морских баз. Тем более, как сообщают официальные лица ВМС США, теперь подлодку Connecticut (SSN 22) ждет очень дорогостоящий и долговременный ремонт.
По заявлениям пресс-службы ТФ ВМС США можно понять, что «нет запчастей и нет корпусов-доноров, которые могли бы служить готовыми источниками запасных частей, или даже комплектных конструкционных секций». Как говорится в известной русской прибаутке: «Ничего себе сходил за хлебушком!» — сказала голова, выкатываясь из-под трамвая…
Если и в будущем янки-подводники будут налетать на неизвестные объекты, которых «здесь не должно было быть», они вынуждены будут отказаться от разведки вблизи китайских военных баз. Чем не пример для подражания для наших противолодочников. Другой вопрос — сможет ли российский подводный флот вести такую тонкую игру с американскими субмаринами?
Морской сбой: с чем столкнулась атомная подводная лодка США
Пострадавшая в столкновении с неизвестным объектом атомная подводная лодка (АПЛ) США USN-22 Connecticut 8 октября вернулась в базу на острове Гуам. Началась оценка ее повреждений, но уже объявлено, что реактор не пострадал. Инцидент, в результате которого получили травмы 11 моряков, произошел во время крупнейших международных учений в Азиатско-Тихоокеанском регионе с участием четырех авианосцев США и их союзников. Маневры были призваны стать демонстрацией силы коалиции перед Китаем. Какие задачи там выполняла самая дорогая ударная субмарина Пентагона и с чем она могла столкнуться, разбирались «Известия».
Ударный инцидент
По словам источников в оборонном ведомстве, они внимательно отслеживали ситуацию с подводной лодкой и анализировали данные объективного контроля. У России есть возможности наблюдения иностранных военных кораблей в заданных районах Мирового океана, подчеркнули в Минобороны.
Американские военные заявили, что инцидент случился в Южно-Китайском море и не был вызван столкновением с другой подводной лодкой. После него Connecticut всплыл и направился к острову Гуам в надводном положении.
Столкновение американской субмарины с неизвестным объектом произошло на фоне ухудшения отношений Вашингтона и Пекина из-за массового вторжения китайских военных самолетов в Зону идентификации ПВО Тайваня и крупнейших за несколько лет международных маневров в морях неподалеку от китайского побережья.
Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что Китай серьезно обеспокоен этим инцидентом, и попросил США уточнить конкретное место аварии и дать более подробную информацию о самом столкновении. Также он отметил, что Китай и его соседи имеют право задать Вашингтону вопросы по поводу аварии и выяснить правду.
Подводные препятствия
Подобные аварии уже случались с подлодками США. В 2005 году атомная USS San Francisсo в подводном положении на полном ходу задела скалу на глубине 160 м. Тогда погиб один американский моряк, а 98 человек (почти весь экипаж) получили травмы и ранения. Лодке с трудом удалось всплыть на поверхность и вернуться на базу. Точно установить, с чем она столкнулась тогда, удалось только при осмотре в сухом доке.
— Много подобных происшествий происходит из-за неоткорректированных карт, которыми пользуется штурман на корабле. Экипаж должен знать обстановку в районе, отслеживать, к примеру, коралловые рифы, мели, которые могут менять свое положение, другие подводные объекты, — объяснил «Известиям» бывший командир подводной лодки контр-адмирал Всеволод Хмыров. — Мы не можем делать предположений по этой конкретной ситуации, поскольку неизвестно, на какой глубине и в каком режиме шел корабль. Но одной из причин всегда оказываются действия экипажа. Кроме исправности техники важны готовность и профессионализм личного состава, который должен уметь управлять подводной лодкой так, чтобы подобных инцидентов не было.
Бывший командир атомного подводного крейсера капитан 1 ранга Игорь Курдин считает, что исключать версию столкновения с другой субмариной, несмотря на заявления США, нельзя.
— Есть так называемая безопасная глубина плавания. Это 45 м и у нас, и у американцев, — рассказал эксперт «Известиям». — Это означает, что мы не можем столкнуться ни с каким надводным кораблем или судном, включая даже супертанкеры, потому что ни у кого такой осадки нет. Если бы дело было в арктических районах, это могло быть столкновение с айсбергом. Но в теплом Южно-Китайском море их нет. Поэтому можно предположить лишь один вариант — столкновение с другой субмариной.
Несмотря на то что и российские, и американские, и другие подводные лодки оборудованы современными сонарами и другими средствами обнаружения, такие столкновения происходят регулярно, добавил Игорь Кудрин. Из-за особенностей водной среды две субмарины могли просто оказаться друг у друга в зоне «акустической тени».
По морским традициям, в случае столкновения обе подводные лодки должны всплыть и сделать донесения об этом, запросить оппонента и оказать помощь, пояснил капитан 1 ранга. Но, как правило, один из участников инцидента предпочитает скрыться, чтобы остаться неизвестным.
Авианосный квартет
Регион, в котором получила повреждения подводная лодка Connecticut, считается одной из горячих точек мира. В последние годы в Южно-Китайском море растет напряженность из-за территориальных споров Китая и окружающих его стран, поддерживаемых США.
В минувшие выходные там прошли масштабные военно-морские учения ударных авианосных групп США, Соединенного Королевства и Японии. В них приняли участие также корабли Нидерландов, Канады и Новой Зеландии — всего 17 вымпелов.
USS Ronald Reagan (на переднем плане)
В водах к юго-востоку от японского острова Окинава встретились авианесущий эсминец JS Ise морских сил самообороны Японии, американские ядерные авианосцы USS Ronald Reagan и USS Carl Vinson, а также новейший британский Queen Elizabeth. Их сопровождал внушительный эскорт из крейсеров и эсминцев с крылатыми ракетами и мощным зенитным вооружением.
Сводная эскадра отработала защиту от воздушных угроз и нанесение ударов по морским целям. О действиях подводных лодок не сообщалось, но обычно каждую авианосную ударную группу сопровождает по крайней мере одна АПЛ. Она выслеживает субмарины противника и увеличивает ударный потенциал группы своими крылатыми ракетами.
Подводный хищник
Многоцелевую USS Connecticut направили на боевую службу в Тихий океан с базы в штате Вашингтон на западном побережье США в конце мая этого года. После этого субмарина дважды посещала порты в Японии. О том, что она будет принимать участие в учениях, заранее не сообщалось.
Названные в честь зубастой морской рыбы подлодки класса Seawolf — самые дорогие американские атомные субмарины-охотники. Они не оснащены межконтинентальными ядерными ракетами, но несут целый арсенал торпед и до 50 крылатых ракет для атаки морских и наземных целей.
Эти скоростные подлодки проектировались в конце эры холодной войны для поддержания господства на море. Они должны были бороться с новейшими советскими подводными крейсерами с баллистическими ракетами и многоцелевыми атомными субмаринами. Предполагалось, что действовать им придется в глубинах Северного Ледовитого океана и на шельфе арктических морей. Для выполнения таких задач их оснастили самым передовым гидроакустическим комплексом.
Подводная лодка класса Seawolf
На смену Seawolf был разработан меньший по размеру и более дешёвый проект многоцелевых атомных подлодок класса Virginia. При этом по многим параметрам он оценивался как уступающий реликту времен окончания холодной войны.