русское поле экспериментов гражданская оборона разбор

Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова

*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта

Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.

Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.

В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».

В кладбищенской конторе выпекали гроб
В общественной столовой пожирали хлеб
В трамвае пробивали проездной талон
В подъезде экономили электросвет
На стройку успевали завозить раствор
В больнице успевали принимать больных
Ну а после успевали покупать товар.
(«В кладбищенской конторе выпекали гроб»)

3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.

Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается) и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.

Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.

Источник

Смысл песни «Русское поле экспериментов» — Егор Летов

Егор Летов – поэт, музыкант, икона и «патриарх» панк-культуры. Для многих людей его образ ассоциируется с вечным бунтом против системы, бесконечной борьбой с железным веком и каменным, холодным и бездушным миром.

«Русское поле экспериментов» — самая бескрайняя, как русский пейзаж, песня в творчестве рок-поэта (чуть более 14-ти минут). Текст её как живописен, так и бесконечно сложен. Мозаика образов, отсылок, криков, надрывов, обрывов, нагромождений настолько осложняет понимание, что, кажется, это произведение неуловимо. Но это не так.

Смертью пронизано всё произведение поэта. Она пропитывает рабство русского народа, ею пахнут тоталитарные лидеры («орденоносный господь краснознамённых сил», «свастика веры»), косящие людей, как «созревшие колосья». Нефть, добываемая из земли, как будто субстанция смерти. Нефтью пахнет даже вечность.

Стоит отметить, что в мире, как его видит Летов, бушует пир глупости, глобальное невежество, подлость. На фоне этого выделяется строка «мифология оптимизма», как типично русская черта: вера, что страдания однажды закончатся, и наступит царство справедливости. Этим постоянно пользуются экспериментаторы, «сеющие разумное, доброе, вечное», которые кормят людей сначала «плодами просвещения», а потом мертвыми детьми. Их «гениальные мыслишки» выливаются в «мировые войнушки». Истиной в смертецентричном мире Летова является «пуля» и «яма».

Единственный возможный бунт для людей – убивать себя, однако это тоже является смертью. Система находит способы нажиться даже на этом: возникают новые эксперименты: «средства» для очищения вещей от следов самоубийства. В мире, по мнению Летова, невозможно торжество бунта и победы над системой, поскольку любое «движение к солнцу» начинается с ямы (читай: могилы).

Для Летова единственный способ как-то выйти за границы системы – это стать отщепенцем: «искусство быть посторонним». Идти и наблюдать за этим бесконечно уродливым миром, но пытаться не соприкасаться. Даже любовь в этом мире насилуется и уродуется. А, может, любви, как и неба, нет вовсе?

Летов не видит смысла ни в чём, даже в самоликвидации. К слову, интересным образом также является «сердобольный смех», который валится на поле. Правда, неясно откуда, но создаётся впечатление, что это что-то внеземное как-то странно (смеясь) жалеет прогнивший до самых глубин мир. Это будто смех бога или ангела смерти.

Библейский пласт в этом стихотворении очень интересен. Летов переиначивает известные цитаты и дети начинают «глаголить яму» и «пулю», а «наследовать землю» означает исчерпать терпение, то есть умереть, что противоположно словам Христа.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 7

Источник

Поле, наше поле. Гражданская оборона «Русское поле экспериментов». Обзор

Сохранить и прочитать потом —

русское поле экспериментов гражданская оборона разбор. Смотреть фото русское поле экспериментов гражданская оборона разбор. Смотреть картинку русское поле экспериментов гражданская оборона разбор. Картинка про русское поле экспериментов гражданская оборона разбор. Фото русское поле экспериментов гражданская оборона разбор

«Русское поле экспериментов» – для тех, кто понимает, что такое рок-н-ролл, для любителей же приятностей и релакса альбом будет тяжёл. Лидер ГО Егор Летов называл его «лучшим» и высказался о нём понятно и прямо: «Это высший пик брутальной звуковой дерзости, агрессии на тот момент, попытка достижения максимальной некомфортности, неудобоваримости для среднего слушателя. С одной стороны, это был риск потерять публику, с другой – возможность наконец обрести СВОЕГО. Настоящего, подлинного, идейного, врубающегося».

Из песен назовём «Вершки и Корешки», вспоминающую самоубийства гитариста Дмитрия Селиванова и Александра Башлачёва; «Бери Шинель» – парафраз хита Боба Дилана Like a Rolling Stone с подпевками Янки Дягилевой; взрывной номер «Лоботомия». Ну и 14-минутную заглавную песню – она занимает всю вторую сторону винила; остальные девять – лапидарные и ударные – на первой. Это, возможно, самая психоделическая вещь в истории русской рок-музыки, её называют высказыванием о судьбе страны, о смерти или о вере, то есть просто «обо всём». Тут Егор не торопился, взрывал мозг, не спеша, и сам оценивал композицию как бескомпромиссную, «некоммерческую» работу даже по меркам «Гражданской обороны».

Саунд альбома описывают как грязный, мы назовём эту грязь звонкой – каждый звук продуман и находится на своём месте. ГО в студии добивались парадоксального сочетания мощного звучания с ясностью подачи и точностью эмоции. То есть музыканты не просто осознавали, что делают, но добивались вполне понятного результата.

Летов был, пожалуй, одним из самых грамотных, эрудированных и разносторонне мыслящих музыкантов нашей рок-цивилизации. Он постоянно слушал новую музыку, смотрел кино и главное – был способен продумать и вербально выразить то, что получалось у него в результате экспериментов. Очевидно, что это требовало особого подхода к работе в студии – тут-то эрудиция и энергетика, боль и мысль Егора реализовались на достойном уровне. Звук формировали индустриальные находки, «шквал» ударных, выведенный вперёд бас (на нём играл сам Летов), который иногда кажется главным инструментом, и это при многослойных гитарных наложениях. Особая тема – «замысловатые», по выражению Егора, инструменты: «шестиструнный басс» Gibson, аудиоэксперименты, виниловые кольца, манипуляции с динамиками и скоростями. Все движения в звуке и в музыке Летова, а также его соратника, сооснователя «Обороны» Константина Рябинова (Кузи УО) и его параллельного проекта «Коммунизм» – от панк-гимнов, которые кричали подростки под переносные магнитофоны и гитары во дворах, до арт-панк-сюит – подтверждают, насколько всё было непросто в их мозгах и в творчестве.

Источник

Русское поле экспериментов, часть 1

Так как мой прошлый пост не утонул в минусах и даже появился один подписчик, значит это кому-то да интересно, поэтому на этот раз кое-что посерьёзнее

Вот и пришел четверг, а значит нужно обсудить что-то такое, что заставит Вас задуматься.

Я долго думал, отрицал, не хотел, не замечал, но время пришло. Встречайте Егор Летов с песней » Русское поле экспериментов» Из альбома » Русское поле экспериментов» 1989 г.

Сразу стоит уточнить, что я считаю эту песню лучшим, что было в Отечественной музыке в плане смысловой нагрузки. Не согласны? Можем обсудить в комментариях.

Люди делятся на два типа, те кто не понимают эту песни и те, кто делает вид, что понимает. Я отношусь ко второму виду и сейчас поделюсь с вами своим » Пониманием «.

Так как текст достаточно объемный, то скорее всего выйдет 3-4 части обзора.

И так, часть 1, текст :

Трогательным ножичком пытать свою плоть

Трогательным ножичком пытать свою плоть

До крови прищемить добровольные пальцы

Отважно смакуя леденцы на палочке

Целеустремлённо набивать карманы

Мёртвыми мышатами,живыми хуями

И нерукотворными пиздюлями

На патриархальной свалке устаревших понятий

Использованных образов и вежливых слов

Покончив с собою,уничтожить весь мир

ПОКОНЧИВ С СОБОЮ-УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!!

. вечность пахнет нефтью

. вечность пахнет нефтью

Словно иней,сердобольный смех

Словно иней,сердобольный смех

Словно иней,сердобольный смех

на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Законы гаубицы благонравия

Знатное пиршество благоразумия

Устами ребенка глаголет яма

Устами ребенка глаголет пуля

. вечность пахнет нефтью

Общий посыл для песни выделить сложно, но для меня она о душевных переживаниях за судьбу своей родины ( не путать со страной)

«Целеустремлённо набивать карманы

Мёртвыми мышатами,живыми хуями

«На патриархальной свалке устаревших

Далее идет припев, пожалуй, это самая сложная часть песни, очень сложно понять однозначно, что хотел стать Летов в данном случае, но мы попробуем :

«Словно иней,сердобольный смех

на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

«Словно иней,сердобольный смех » Отсылает нас к еле заметной » Ухмылки » управляющих государством людей. Им все равно на вас, они смеются над вашими проблема и не будут их решать. И все это валится и валится на Россию на протяжении её истории, но всегда по разному, поэтому каждый раз это эксперимент, поэтому и русское поле экспериментов.

Перейдем ко 2-му куплету :

«Законы гаубицы благонравия

Знатное пиршество благоразумия

Устами ребенка глаголет яма

Устами ребенка глаголет пуля»

Я могу описать эти сроки другой не менее известной цитатой : благими намерениями вымощена дорога в ад. В данном случае идет отсылка к тому, что в истории был много хороших идей развития, тот же коммунизм не так плохо по своей сути, но потом эта идея ( ребенок) приводит вас к яме ( то есть краху) или пуле ( борьбе с другими или самим с собой)

Мораль и аллюзии на реальность каждый найдет для себя сам.

Все тоже самое и немного больше, а так же песни, можно найти тут:

Источник

Русское поле экспериментов – Гражданская Оборона

«Русское поле экспериментов» – песня группы «Гражданская Оборона» из одноименного альбома. Автор текста и музыки – Егор Летов. Премьера композиции состоялась в 1989 году. Акустический вариант исполнения с немного измененным текстом входит в альбом «Все как у людей».

Летов – Русское поле экспериментов – слушать

Интересные факты

Песня группы «Гражданская Оборона» «Русское поле экспериментов» – одна из величайших в истории русской музыки. Также считается одной из самых продолжительных по времени звучания. Её название давно стало нарицательным, часто употребляется в контексте отечественной жизни.

Из песни «Русское поле экспериментов» вышла широко растиражированная цитата «вечность пахнет нефтью». Эта фраза, в свою очередь, слегка измененная цитата Бертрана Рассела из книги «История западной философии». В оригинале она звучит как «повсюду пахнет нефтью».

Согласно воспоминаниям Егора Летова, эту песню он написал за одну ночь. Эмоции, ставшие катализатором для её сочинения, автор получил из документальных фильмов «Морда дьявола» и «Лики смерти». В них подробно показны убийства животных. При этом Егор отмечал, что его соратники никак не отреагировали не увиденное, что вызвало в нем негодование.

Во время записи песни произошло смещение гитарного звука. Щелчок, за которым последовал дефект, отчетливо слышен перед фразой «за открывшейся дверью пустота». Летов объяснил этот факт энергетическим или электрическим скачком. Запись не остановили, поскольку писали все одним дублем.

В сольном альбоме Егора Летова «Все как у людей» представлена альтернативная версия композиции. В её текст вставлен фрагмент песни «Как в мясной избушке умирала душа». Этот вариант исполнения впервые был издан официально лишь в 2005 году.

Акустический вариант

Летов – Русское поле экспериментов – текст

Трогательным ножичком пытать свою плоть,
Трогательным ножичком пытать свою плоть.
До крови прищемить добровольные пальцы,
Отважно смакуя леденцы на палочке.
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами, живыми хуями,
Шоколадными конфетами
И нерукотворными пиздюлями.

На патриархальной свалке устаревших понятий,
Использованных образов и вежливых слов,
Покончив с собой, уничтожить весь мир!
Покончить с собой уничтожить весь мир!
Вечность пахнет нефтью,
Вечность пахнет нефтью.
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Славно валится на, на, на

Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.

География подлости, орфография ненависти,
Апология невежества, мифология оптимизма,
Законы гаубицы благонравия,
Знатное пиршество благоразумия,
Устами ребенка глаголет яма,
Устами ребенка глаголет пуля.
Вечность пахнет нефтью!
Вечность пахнет нефтью!

Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Славно валится на, на, на
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.
Русское поле экспериментов.

Мастерство быть излишним, подобно мне,
Мастерство быть любимым, подобно петле,
Мастерство быть глобальным, как печёное яблоко,
Искусство вовремя уйти в сторонку.
Искусство быть посторонним,
Искусство быть посторонним.

Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле,
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей.
Новейшее средство находить виновных,
Новейшее средство находить виновных.
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.

За открывшейся дверью – пустота,
Это значит, что кто-то пришёл за тобой,
Это значит, что теперь ты кому-то
Понадо-понадо-пона-надобился…
А снег всё идёт, а снег всё идёт,
Русское поле источает снег…
Иных хоронили в упаковке глазёнок,
Иных хоронили в упаковке газет…

А то, что на бойне умертвили бычка –
На то всеобщая радость, всеобщая гордость,
Всеобщая ненависть, всеобщая воля,
Всеобщая воля, да всеобщая старость…

Набить до отказа собой могилу –
Это значит наследовать Землю.
Что же такое наследовать Землю?
Это значит исчерпать терпение.
Что и требовалось доказать…
Что и требовалось доказать!

В дверной глазок, в замочную щель –
Гениальные мыслишки, мировые войнушки,
Неофициальные пупы Земли,
Эмалированные части головных систем.
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки –
Люди с большой буквы!
Слово «Люди» пишется с большой буквы!
Свастика веры стянула лица,
Вавилонская азбука налипла на пальцах.
Исторически оправданный метод
Пожирания сырой земли.
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!

А поутру они неизбежно проснулись,
Не простудились, не замарались,
Называли вещи своими именами,
Сеяли доброе, разумное, вечное,
Всё посеяли, всё назвали,
Кушать подано – честь по чести,
На первое были плоды просвещения,
А на второе – кровавые мальчики.

Орденоносный Господь победоносного мира,
Заслуженный Господь краснознамённого страха,
Праведный праздник для правильных граждан,
Отточенный серп для созревших колосьев.
Яма, как принцип движения к Солнцу,
Кашу слезами не испортишь, нет.

Полные сани девичьим срамом,
Полные простыни ребячьим смрадом,
Девичьи глазки, кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы…

Так кто погиб в генеральном сражении,
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?

Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Земли.
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной Землицы…

А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений.
Подманил её пряником,
Подманил её пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке
Словно ребёнок свою нелюбимую куклу
Свою нелюбимую куклу,
Свою нелюбимую куклу,
Свою нелюбимую куклу…

Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех,
Словно иней сердобольный смех
Славно валится на, на, на…
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов,
Русское поле экспериментов.
Русское поле экспериментов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *