русское поле экспериментов гражданская оборона смысл
Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова
*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта
Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.
Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.
В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».
В кладбищенской конторе выпекали гроб
В общественной столовой пожирали хлеб
В трамвае пробивали проездной талон
В подъезде экономили электросвет
На стройку успевали завозить раствор
В больнице успевали принимать больных
Ну а после успевали покупать товар.
(«В кладбищенской конторе выпекали гроб»)
3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.
Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается) и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.
Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.
Смысл песни «Русское поле экспериментов» — Егор Летов
Егор Летов – поэт, музыкант, икона и «патриарх» панк-культуры. Для многих людей его образ ассоциируется с вечным бунтом против системы, бесконечной борьбой с железным веком и каменным, холодным и бездушным миром.
«Русское поле экспериментов» — самая бескрайняя, как русский пейзаж, песня в творчестве рок-поэта (чуть более 14-ти минут). Текст её как живописен, так и бесконечно сложен. Мозаика образов, отсылок, криков, надрывов, обрывов, нагромождений настолько осложняет понимание, что, кажется, это произведение неуловимо. Но это не так.
Смертью пронизано всё произведение поэта. Она пропитывает рабство русского народа, ею пахнут тоталитарные лидеры («орденоносный господь краснознамённых сил», «свастика веры»), косящие людей, как «созревшие колосья». Нефть, добываемая из земли, как будто субстанция смерти. Нефтью пахнет даже вечность.
Стоит отметить, что в мире, как его видит Летов, бушует пир глупости, глобальное невежество, подлость. На фоне этого выделяется строка «мифология оптимизма», как типично русская черта: вера, что страдания однажды закончатся, и наступит царство справедливости. Этим постоянно пользуются экспериментаторы, «сеющие разумное, доброе, вечное», которые кормят людей сначала «плодами просвещения», а потом мертвыми детьми. Их «гениальные мыслишки» выливаются в «мировые войнушки». Истиной в смертецентричном мире Летова является «пуля» и «яма».
Единственный возможный бунт для людей – убивать себя, однако это тоже является смертью. Система находит способы нажиться даже на этом: возникают новые эксперименты: «средства» для очищения вещей от следов самоубийства. В мире, по мнению Летова, невозможно торжество бунта и победы над системой, поскольку любое «движение к солнцу» начинается с ямы (читай: могилы).
Для Летова единственный способ как-то выйти за границы системы – это стать отщепенцем: «искусство быть посторонним». Идти и наблюдать за этим бесконечно уродливым миром, но пытаться не соприкасаться. Даже любовь в этом мире насилуется и уродуется. А, может, любви, как и неба, нет вовсе?
Летов не видит смысла ни в чём, даже в самоликвидации. К слову, интересным образом также является «сердобольный смех», который валится на поле. Правда, неясно откуда, но создаётся впечатление, что это что-то внеземное как-то странно (смеясь) жалеет прогнивший до самых глубин мир. Это будто смех бога или ангела смерти.
Библейский пласт в этом стихотворении очень интересен. Летов переиначивает известные цитаты и дети начинают «глаголить яму» и «пулю», а «наследовать землю» означает исчерпать терпение, то есть умереть, что противоположно словам Христа.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 7