Рыночная капитализация привилегированные акции

Рыночная капитализация — простой способ оценки стоимости компании

Рыночная капитализация — оценочный индикатор, позволяющий проанализировать общее отношение инвесторов к той или иной компании. Хотя он бок о бок указывается на официальных сайтах компаний рядом с такими параметрами, как EBITDA или P/E, назвать его мультипликатором сложно из-за необъективности. Это скорее базовый показатель для расчета более точных мультипликаторов, например, чистого долга. О том, как рассчитать рыночную капитализацию компании и о недостатках индикатора, читайте дальше.

Рыночная капитализация: что это и чем индикатор может быть полезен инвестору

Рыночная капитализация отражает общую стоимость размещенных акций, находящихся во владении инвесторов и собственников компании. Индикатор применяется для поверхностной оценки стоимости компании и анализа её динамики на определенном отрезке времени.

Существует общая рыночная капитализация и биржевая оценка обыкновенных акций, находящихся в обороте. Многие источники трактуют рыночную капитализацию как умножение рыночной цены одной акции на число акций в обращении, но это еще менее точный показатель для оценки компании. Правильной была бы коррекция на так называемое разводнение капитала, которое может включать в себя:

О наличии таких бумаг в капитале компании подскажет финансовая отчетность, но найти на официальном сайте о них информацию без опыта будет сложно. Потому рекомендую руководствоваться оптимальной формулой:

Рыночная капитализация = кол-во простых акций * текущая рыночная цена + кол-во привилегированных акций * текущая рыночная цена

Вся информация для расчета есть в свободном доступе.

Польза рыночной капитализации для инвесторов

Сравнивать капитализацию компаний одной отрасли, как и стоимость отдельно взятой акции, по-моему мнению, не целесообразно. Например, динамика акций Газпрома, несмотря на его капитализацию в почти 3 трлн рублей, для инвесторов не самая привлекательная, а стоимость акций банка ВТБ и вовсе исчисляется в копейках и потому не может быть сравнима, например, с акциями Сбербанка.

Производные мультипликаторы на основе капитализации: PE Ratio, PS Ratio, Price Book Ratio.

Недостатки оценки компании по значению рыночной капитализации

Практический пример расчета рыночной капитализации компании

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

цена закрытия — 144,85 рублей (данные на 25.09.2017). Умножаем эти цифры между собой и получаем рыночную стоимость 425,575 млрд рублей. Такая же цифра и на сайте биржи.

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

Обратите внимание, что на сайте биржи в строке «Капитализация» указывается не капитализация компании, а капитализация акции, то есть если у компании есть обыкновенные акции и привилегированные, то для получения рыночной капитализации компании необходимо сложить эти два числа.

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

Вывод. Расчет рыночной капитализации в сравнении с расчетом мультипликаторов EBITDA, P/E или чистого долга очень прост и однозначен. Но он служит только обобщенным индикатором и имеет большие погрешности. Основываться только лишь на динамике стоимости акций в момент принятия решения об инвестировании я бы не рекомендовал. Анализировать нужно все индикаторы и мультипликаторы в комплексе.

Рыночная капитализация используется при расчете многих других полезных и нужных мультипликаторов, о которых я напишу немного позже.

Источник

Что такое капитализация. Объясняем простыми словами

Капитализация ценной бумаги — это рыночная цена одной выпущенной в обращение ценной бумаги — акции, облигации, фьючерса и других. Цену устанавливают участники торгов на фондовой бирже. Если акции компании «Дрова берёзовые» в какой-то момент торговались в среднем по 270 рублей за штуку, это и будет капитализацией ценной бумаги в конкретный момент времени.

Если мы знаем, сколько сейчас стоит одна ценная бумага на фондовом рынке и сколько всего выпущено таких бумаг, то легко можем посчитать стоимость конечного актива. Так мы получим, например, рыночную капитализацию компании, то есть её стоимость, рассчитанную на основе суммарной стоимости всех её акций. Для этого нужно рыночную цену одной акции умножить на количество акций.

Допустим, компания выпустила 100 000 акций, и сейчас они торгуются по цене 1000 рублей каждая, тогда рыночная капитализация компании составит 100 млн рублей. Но вот пришла новость, что директора акционерного общества заподозрили в мошенничестве. Сам он уехал в Лондон и не комментирует ситуацию. На следующий день владельцы акций стали срочно от них избавляться, и цена бумаг на рынке снизилась до 500 рублей за штуку. Значит, и капитализация компании снизилась вдвое, и теперь фирма стоит 50 млн рублей.

Другими словами, рыночная капитализация компании — это сумма, которая нужна для приобретения компании целиком по текущей цене акций.

Сложив рыночную стоимость всех обращающихся на каком-либо рынке ценных бумаг, мы получим рыночную капитализацию этого фондового рынка.

Примеры употребления на «Секрете»

«На мой взгляд, наша капитализация вполне реалистична, может быть, слегка завышена, но не сильно. Мы работаем с большими надёжными компаниями и государственными структурами, которые считаются очень привлекательными для любых стартапов, создающих корпоративный софт».

(Сооснователь Slack Сергей Мурашов — об оценке мессенджера.)

«Текущая капитализация биткоина, как и его доля на рынке, выглядит чрезмерной, считает управляющий партнёр Advice Finance, финансовый архитектор Сергей Смит. По прогнозам эксперта, первая криптовалюта может достаточно быстро обесцениться на 30% или более, как это уже с ней бывало».

(Из материала о перспективных криптовалютах.)

Нюансы

Рыночная капитализация позволяет сравнить стоимость компаний, а также быстро оценить финансовое положение фирмы, не вникая в её финансовые отчёты.

Различают компании с низкой, средней и высокой капитализацией. Например, в США агентство Morningstar рассчитывает капитализацию 5000 крупнейших американских компаний. Находящиеся на вершине рейтинга 5% компаний относят к фирмам с высокой капитализацией, следующие 15% имеют среднюю капитализацию, а оставшиеся — низкую.

Помимо рыночной капитализации существует ещё капитализация процентов по депозиту. В этом случае банк каждый месяц, полгода или год, или иной установленный договором срок добавляет к депозиту начисленные проценты.

Например, вкладчик положил 25 000 рублей на 3 года под 10% годовых с ежегодной капитализацией процентов. Это значит, что через год у владельца вклада будет сумма вложений +10% от неё, то есть 27 500 рублей. В следующем году 10% начислят уже к получившейся сумме, по итогам года вклад вырастет: 27 500 + 2750 = 30 250 рублей. На третий год полученную сумму опять увеличат на 10%, то есть на 3025 рублей, в итоге вкладчик заберёт 33 275 рублей.

Источник

Что такое капитализация компании

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

Инвестпривет, друзья! Сегодня разберемся с таким понятием, как капитализация компании. Условно это стоимость компании на бирже, но не всё так очевидно. Далее я объясню простыми словам, что такое капитализация, как ее посчитать, для чего использовать и в чем недостаток этой метрики. Поехали!

Что такое рыночная капитализация компании и как ее рассчитать

Капитализация – это условная стоимость компании на бирже. Рассчитывается она по простой формуле: количество акций умножается на биржевую стоимость акции. Если у компании несколько типов акций (например, обыкновенные и привилегированные), то нужно последовательно умножить цену на количество акций каждого типа, а потом сложить их.

Так, у Сбера сейчас насчитывается 21 587 млн обыкновенных акций стоимостью 301,8 рублей каждая, а также 1 млрд привилегированных акций, каждая из которых стоит 280,5 рублей.

Считаем капитализацию: 21 587 000 000 * 301,8 + 1 000 000 000 * 280,5 = 6 795 456 600 000 рублей.

Таким образом, можно считать, что Сбер на бирже стоит 6,795 млрд рублей.

Если компания листингуется на нескольких биржах, то расчет капитализации ведут только по одной (основной). Например, акции МТС обращаются и на Московской, и на Нью-Йоркской биржи, но капитализация считается только для акций на Мосбирже.

ГДР-ки в оценке капитализации не участвуют, так как по сути являются расписками на акции.

Уровни капитализации

Обычно выделают несколько типов капитализации в зависимости от размера компании:

1. Микро (micro-cap) – капитализация таких компаний составляет менее 300 млн долларов США. Как правило, это небольшие локальные бизнесы и стартапы, которые только вышли на биржу.

2. Малая (small-cap) – от 300 млн до 1 млрд долларов США. Это более крупные компании, но большинство из них мало известны широкой публики. Например, Yellow Company, Fortress Biotech, Teekay и многие другие.

3. Средняя (mid-cap) – от 1 до 10 млрд долларов. Это уже довольно крупные известные компании. На рынках с небольшим объемом торгов такие компании вполне могут быть лидерами в своих отраслях. Например, в России к компания средней капитализации относятся ММК (9,5 млрд долларов), ПИК (9,01), Фосагро (8,34), ВТБ (8,26), МТС (7,52), Магнит (7,04), Русгидро (4,83), Мосбиржа (5,19), Интер РАО и ряд других компаний. А в США, фондовый рынок которых гораздо больше, к mid-cap относятся крепкие «середнячки» типа Marathon Oil Corp., Western Union, Credicorp, Juniper, Penumbra, Ciena.

4. Высокая (large-cap) – от 10 млрд до 250 млрд долларов. Это настоящие лидеры в своей отрасли. Например, DIDI (60,86 млрд долларов), General Motors (83,23), CVS (108,05), MMM (116,6), Sony (130,63), Amgen (140,97), Chevron (197,52), AT&T (202,94), Abbott (206,52), Pepsi (212,68), Intel (225.,82) и многие другие. В России компаний с высокой капитализацией (в долларах) на момент написания статьи всего 18 штук.

5. Мега (mega-cap) – это те компании, чья рыночная стоимость превысила 250 млрд долларов. На рынке США их чуть более двух десятков, среди них: Exxon Mobile (252,57 млрд долларов), Bank of America (337,73), Walt Disney (335,71), MasterCard (387), JnJ (444,14), Visa (527), TSM (567), Alibaba (575,96), Tesla (628,38), Berkshire Hathaway (641,5).

Кроме того, на рынке есть всего 4 компании с капитализацией свыше 1 трлн долларов: Alphabet (1,177 трлн), Amazon (1,835 трлн), Microsoft (2,115 трлн) и Apple (2,474 трлн). Иногда такую капитализацию называют Giga-cap.

Парадоксально, но исторически акции компаний малой и микрокапитализации росли лучше, чем средней и большой. Причина заключается в том, что небольшой компании проще вырасти в процентном отношении, чем крупной. Например, увеличение выручки на 1 млн долларов для небольшой компании с оборотом в 10 млн – это существенно, и это подстегивает котировки. А 1 млн долларов для Apple – погрешность в масштабах ее деятельности.

На графике ниже мы видим, как небольшие компании просто разрывают гигантов в плане доходности.

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

Индекс для отслеживания компаний большой капитализации США – S&P 500, малой – Russell 2000.

Компании с наибольшей капитализацией в мире

Здесь и далее я привожу самые капитализированные компании в отдельных странах.

ТОП-15 компаний с наибольшей капитализацией, чьи акции обращаются на фондовых биржах США (NYSE, AMEX и Nasdaq):

НомерКомпанияТикерКапитализация, в долларах США
1AppleAAPL2,468 трлн
2MicrosoftMSFT2,115 трлн
3AmazonAMZN1,833 трлн
4GoogleGOOG1,729 трлн
5FacebookFB967,61 млрд
6Berkshire HathawayBRK.B640,6 млрд
7TeslaTLSA623,67 млрд
8AlibabaBABA575,96 млрд
9Taiwan SemiconductorTSM567,76 млрд
10VisaV526,27 млрд
11NVIDIANVDA478,06 млрд
12JP MorganJPM443,96 млрд
13Johnson & JohnsonJNJ443,96 млрд
14WalmartWMT396,05 млрд
15United HealthUNH364,18 млрд

Обратите внимание, что в списке присутствуют Alibaba и TSM, которые технически являются соответственной китайской и тайваньской компанией. Но они получили основной листинг на Нью-Йоркской бирже, поэтому расчет капитализации для них ведется как раз на NYSE.

Россия

ТОП-15 самых больших по капитализации компаний России:

НомерКомпанияТикерКапитализация, в рублях
1СберSBER15,58 трлн
2ГазпромGAZP6,76 трлн
3РоснефтьROSN5,52 трлн
4НоватэкNVTK4,84 трлн
5ЛукойлLKOH4,32 трлн
6НорникельGMKN4,03 трлн
7Газпром нефтьSIBN2,07 трлн
8ПолюсPLZL1,93 трлн
9ЯндексYAND1,87 трлн
10СургутнефтегазSNGSP1,62 трлн
11НЛМКNLMK1,43 трлн
12СеверстальCHMF1,41 трлн
13ТранснефтьTRNFP1,29 трлн
14ТатнефтьTATN1,16 трлн
15АлросаALRS0,97 трлн

Китай

ТОП-10 самых больших по капитализации компаний Китая:

НомерКомпанияТикерКапитализация, в юанях
1Kweichow Moutai6005192,46 трлн
2Industrial and Commercial Bank of China6013981,58 трлн
3China Merchants Bank6000361,23 трлн
4Сhina Construction Bank6019391,16 трлн
5Ping An Insurance Company6013181,06 трлн
6Agricultural Bank of China6012881,02 трлн
7PetroChina601857848 млрд
8Bank of China601988834 млрд
9China Life Insurance601628731,79 млрд
10Сhina Petroleum600028478,68 млрд

Обратите внимание: здесь приведены акции с Шанхайской и Гонконгской бирж, поэтому китайских акций, получивших листинг за границей, в ТОПе нет.

Германия

ТОП-10 акций наибольших по капитализации в Германии (индекс DAX):

НомерКомпанияТикерКапитализация, в евро
1SAPSAPG149,52 млрд
2VolkswagenVOWG_p105,4 млрд
3LindeLINI105,02 млрд
4SiemensSIEGn104,11 млрд
5AllianzALVG86,82 млрд
6Deutsche TelecomDTEGn86,45 млрд
7DaimlerDAIGn78,22 млрд
8MerckMRCG74,39 млрд
9Deutsche PostDPWGn72,21 млрд
10BASFBASFn61,96 млрд

Особенности и недостатки расчета капитализации

Капитализация компании меняется ежесекундно, так как цена акций на бирже меняется постоянно, в то время как количество акций в целом стабильно.

Если компания пользуется популярностью и с ее бизнесом всё в порядке, то стоимость ее акций будет расти – следовательно, капитализация тоже будет расти. Если же акции компании малопопулярны или что-то творится с бизнесом, то цена акций будет падает – капитализация тоже будет снижаться.

Компании могут манипулировать своей капитализацией, например, выпуская дополнительные акции. Тогда при неизменной цене количество акций увеличивается, и капитализация искусственно повышается.

При байбеке, напротив, количество акций в обращении (free float) сокращается, так как компания скупает акции с биржи. Однако на капитализации это не сказывается, так как акции, изъятые с биржи, формируют так называемый «казначейский пакет». Этими акциями компания может распоряжаться по своему усмотрению, например, выдать их менеджерам в качестве бонуса за работу. А может и погасить. При погашении казначейского пакета капитализация снижается.

Однако байбек стимулирует повышение стоимости акций на бирже (так как появляется мощный покупатель). Поэтому в целом байбек способствует росту цен на акцию и повышению капитализации компании.

Часто расчет капитализации (и саму концепцию формирования капитализации) критикуют. Тому есть две главные причины.

1. Как правило, при расчете капитализации используются только те акции, которые обращаются на бирже. У ВТБ, например, большой пакет привилегированных акций, которые находятся на балансе Минфина и Центрального банка. Если его учитывать, то капитализация банка увеличивается в 2 раза, следовательно, в 2 раза вырастают мультипликаторы, основанные на капитализации. А это уже погрешность.

У топ-менеджеров компании могут быть голосующие акции (например, у Олега Тинькова были акции класса А компании TCS, у владельцев Google также были голосующие акции). Они не обращаются на бирже и не учитываются при расчете капитализации, так как невозможно определить их стоимость. Но фактически эти акции участвовали в формировании акционерного капитала и не учитывать их тоже не совсем верно.

2. При расчете капитализации учитывается только максимальная цена акции. Однако, если заглянуть в биржевой стакан, то видно, что инвесторы оценивают акцию по-разному. Например, в стакане Сбера 150 заявок по 301,8 рублей, 280 заявок по 301,75 и 310 заявок по 301,7 рублей. По-хорошему, капитализацию нужно считать как результат сложения стоимости всех заявок. Т.е. в реальности инвесторы оценивают компанию ниже, чем получается в результате расчета капитализации.

Иными словами, текущая концепция капитализации не отражает реальную стоимость компании на бирже – на самом деле есть «прочие» акции и искажение результата из-за не учета стоимости всех заявок на покупку.

Капитализация и стоимость компании

Понятно, что капитализация не равна и реальной стоимости компании (т.е. стоимости ее активов). Дело в том, что цена акции на бирже формируется в ходе торгов, т.е. зависит от спроса и предложении. И она не всегда отображает реальное положение дел.

Так, в 2020 году инвесторы активными действиями разогнали стоимость акций Тесла, надув в ее акциях пузырь. Аналогичная ситуация происходила с так называемыми мемными акциями типа GameStop (убыточная сеть по продаже DVD-дисков). Российские инсайдеры балуются разгоном акций третьего эшелона по стратегии Pump and Dump.

Получается парадоксальная ситуация: убыточные на операционном уровне компании показывают рост капитализации – и это идет в разрез с теорией эффективного рынка, предполагающей, что у растущих компаний акции тоже растут, а у убыточных – падают.

То есть Тесла резко подорожала на бирже, в то время как число ее активов, долгов (т.е. ее внутренняя стоимость) не изменилась.

Таким образом, реальную стоимость компании можно понимать как совокупность всех ее активов за минусом долгов (и прибавлением денежных запасов), в то время как капитализация – это то, за сколько оценивает компанию рынок. Условно говоря, это цена, которую инвесторы готовы платить за компанию. Причем цена, как я пояснил выше, искаженная.

Для чего нужна капитализация

Так для чего козе баян инвесторам капитализация?

Во-первых, при всех ее недостатках рыночная капитализация – это очень удобный общепринятый измеритель стоимости компании. Капитализацию легко посчитать, перевести ее в любую валюту и потом по этому параметру сравнить различные фирмы между собой. В общем, это быстро, удобно и практично.

Во-вторых, показатель капитализации используется в различных мультипликаторах. Например, P/E – это не что иное, как капитализация, деленная на прибыль, а P/S – капитализация, деленная на выручку.

В-третьих, капитализация используется для взвешивания доли акции при составлении биржевых индексов. Напомню, что индекс – это виртуальная корзина бумаг, отражающая ситуацию на фондовом рынке страны и являющейся как бы проекцией экономики в стране.

Индексы различаются по способу расчета активов внутри них: есть взвешенные по капитализации, есть невзвешенные. Но большинство индексов (порядка 70% всех в мире, в том числе наиболее известные S&P 500, Nasdaq, DAX, IMOEX) взвешены по капитализации, т.е. они используют схему, когда большая доля в индексе отдается компаниям с наибольшей капитализацией. С одной стороны, это правильно: такие компании определяют лицо рынка, они финансово стабильные, а их бумаги являются обычно наиболее часто торгуемыми (т.е. обладают максимальной ликвидностью).

За счет того, что индексы копируют пассивно управляемые фонды (ETF), получается, что наиболее дорогие (капитализированные) компании постепенно дорожать. Масла в огонь подливают частные инвесторы, которые тоже начинают покупать самые популярные компании.

Капитализация компаний растет, и их доля в индексе начинает пропорционально расти. В результате компании с mega-cap начинают оказывать на индекс наибольшее влияние и, по сути, определяют его движения.

Например, в индексе S&P 500 10 наиболее крупных по капитализации компании занимают 27,88%.

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

А вот в индексе Nasdaq – целых 53,52%.

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

Чтобы справиться с этим недостатком, некоторые провайдеры составляют индексы, в которых доли компаний не взвешены по капитализации. Либо взвешены, но при этом их вес ограничен какой-то разумной долей.

Например, индекс NASDAQ-100 Technology Sector (NDXT) отслеживает те же компании, что и «классический» Nasdaq, но вес отдельных бумаг в NDXT ограничен. В результате ТОП-10 акций индекса NDXT формируют немного другие акции, а их совокупный вес составляет 26,65%.

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

На российском рынке присутствует фонд FXIT от Финекса, отслеживающий классический Nasdaq, и TECH от Тинькофф, отслеживающий именно NDXT. Они показывают разную динамику, несмотря на идентичный состав – а всё благодаря отличающейся развесовке. Хотя корреляция, конечно, видна невооруженным взглядом. Strategy – TECH, Benchmark – FXIT. Для сравнения использован сервис https://rusetfs.com/.

Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть фото Рыночная капитализация привилегированные акции. Смотреть картинку Рыночная капитализация привилегированные акции. Картинка про Рыночная капитализация привилегированные акции. Фото Рыночная капитализация привилегированные акции

Таким образом, капитализация – это условная оценка стоимости компании на бирже. Она считается как произведение количества акций и цены акции. Капитализация позволяет понять нам, насколько большой и популярной является компания в глазах инвестора. На практике капитализацию использую для сравнения разных фирм, при расчете мультипликаторов и при составлении индексов. А вы смотрите на капитализацию компании при оценке? Напишите в комментариях! Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Источник

Как оценивать стоимость компании

И принимать разумные инвестиционные решения

Начинающие инвесторы вкладывают так: «Ой, это же твиттер! Классный сервис! Надо прикупить акций!»

Это эмоциональные решения, которые не имеют ничего общего с разумом. В этой статье — как быть разумным, а не эмоциональным инвестором.

Что от вас потребуется

Вы уже должны уметь выбирать выгодные вклады, перечислять на них деньги, читать условия и не терять проценты.

У вас должен быть брокерский счет. Как вариант — Тинькофф-инвестиции.

У вас должно быть не менее 100 тысяч рублей, которые вы готовы инвестировать на срок от года и которые вам не придется вдруг срочно снимать, чтобы купить еду в магазине. 100 тысяч — это минимальный порог, какие-то видимые доходы начинаются на полумиллионе.

Вы рассматриваете фондовый рынок не как решение финансовых проблем, а как источник пассивного дохода. У вас есть источники заработка помимо биржи, поэтому доход от ценных бумаг для вас не вопрос жизни и смерти.

Как инвестировать в акции и не прогореть

Спекуляции — не наш путь

Спекуляции — это когда инвестор зарабатывает на сиюминутных колебаниях цен. Это опасная работа: спекулянт вынужден постоянно следить за рынком, работать с кредитным плечом и сильно рисковать.

Большая часть форексов, бинарных опционов и прочих разрекламированных сервисов подталкивает инвесторов к рискованным спекуляциям: клиент стремительно теряет деньги и выходит из игры, а на его место приходят новые неопытные спекулянты. Если спекулянт не знает матчасть, он гарантированно потеряет деньги.

Это не наш путь. Мы хотим вкладывать разумно и не проводить жизнь у биржевого терминала.

Правила разумного инвестора:

Кто такой разумный инвестор

Разумный инвестор — термин из книги инвестора Бенджамина Грэма, учителя Уоррена Баффетта. Вот что он пишет:

«Единственная стратегия инвестирования, которая может обеспечить вам относительную безопасность вложений наряду с доходностью, превышающей доходность рынка, основана на оценке реальной стоимости акций компании».

Оценка стоимости — это и есть основа разумного инвестирования.

Оценка реальной стоимости компаний

Представьте, что у вас есть миллион рублей и вы хотите купить готовый бизнес с максимальной выгодой. Вы не хотите лично заниматься этим бизнесом — пусть он работает сам, а вы будете получать прибыль. Ваши варианты:

Оцениваем стоимость готового бизнеса

АвтомойкаШаурмаИТ-стартап
Стоимость500 000 Р500 000 Р500 000 Р
Годовая прибыль38 000 Р200 000 Р−22 000 Р

Попробуем другой вопрос: акции какой компании выгоднее купить: « М-видео », ФСК ЕЭС или «Твиттер»?

Ответ разумного инвестора: «Сперва мне нужно оценить реальную стоимость этих компаний».

Оцениваем стоимость акций

Поскольку капитализация меняется с изменением рыночной цены, P/E тоже немного меняется. В таблице капитализация приведена на 13.05.2017

Анализ финансовой отчетности компаний

Есть два типа отчетов: РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) и МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Форматы отчетов схожи, но МСФО предназначен для инвесторов, а РСБУ — для налоговиков.

Финансовый отчет компании может содержать более 100 страниц — не пугайтесь этого. Вас интересуют только две его формы, по которым вы сможете произвести все необходимые расчеты:

В финансовых отчетах данные формы всегда находятся по соседству. Глядя на основные цифры — общий долг, собственный капитал, выручку и прибыль — вы поймете реальную оценку компании.

Уже сейчас, глядя на скриншоты отчетности «М-видео», вы можете сказать, есть ли у компании прибыль и каково ее отношение к собственным средствам; какой долг у компании и растет ли он. Вы уже можете сказать, нравится вам бизнес этой компании или нет.

Но данные МСФО — это только половина уравнения. Вторая половина — цена, по которой вы можете купить этот бизнес. Эта цена определяется рыночной капитализацией компании на бирже. Капитализация — это стоимость компании на бирже, то есть цена акции умноженная на их количество.

Как устроена капитализация

Вот как это может выглядеть:

ПАО «Шаурма»Выход на IPOЧерез 1 годЧерез 5 лет
Годовая прибыль200 000 Р200 000 Р200 000 Р
Стоимость акции100 Р300 Р1000 Р
Число акций5000 шт.5000 шт.5000 шт.
Капитализация500 000 Р1 500 000 Р5 000 000 Р
Капитализация / прибыль2,57,525

Поскольку капитализация меняется с изменением рыночной цены, P/E тоже немного меняется. В таблице капитализация приведена на 13.05.2017

Хотя прибыль не изменилась, капитализация выросла в 3 раза. Теперь она 300 × 5000 = 1,5 млн рублей. Получается, что бизнес окупает себя уже за 7,5 лет. Стоит ли покупать акции?

Разумный инвестор ищет и покупает только те компании, чьи акции недооценены рынком.

Капитализацию всех российских публичных компаний вы можете найти на сайте Московской биржи.

Всё логично и понятно, однако, изучая одну компанию, мы потратили много времени, а их на Московской бирже более 250. В США — еще десять тысяч. Еще непонятно, как сравнивать компании между собой, если у них капитализация может отличаться на несколько порядков. Тут нам помогут мультипликаторы.

Оценка на основе мультипликаторов

Мультипликаторы — производные показатели, которые отражают соотношение между финансовыми результатами компании (прибыль, выручка, долги, активы) и ее капитализацией.

Вы уже видели мультипликаторы нашей шаурмы.

Мультипликаторы ПАО «Шаурма»

ПоказателиВыход на IPOЧерез 1 годЧерез 5 лет
Годовая прибыль200 000 Р200 000 Р200 000 Р
Стоимость акции100 Р300 Р1000 Р
Число акций5000 шт.5000 шт.5000 шт.
Капитализация500 000 Р1 500 000 Р5 000 000 Р
Капитализация / прибыль2,57,525

Теперь, сравнивая другие компании, мы можем легко выбрать лучшую, ориентируясь только на отношение капитализации к прибыли.

Какую компанию выберете?

Отрицательный показатель P/E говорит об убытках за отчетный период

Лучший мультипликатор — у шаурмы.

Сейчас мы оцениваем бизнес по мультипликатору P/E (price / earnings). Это самый популярный мультипликатор, хотя он и не отражает всей информации о здоровье компании. Существует всего около 10 основных мультипликаторов, просмотрев которые вы фактически сможете не просто сравнить десятки компаний, но и принять грамотные решения. Обо всех этих мультипликаторах поговорим отдельно.

Если мы не рассчитываем мультипликаторы самостоятельно, их нужно где-то брать. Для этого боги финансов послали нам специальные сервисы.

Мультипликаторы — не панацея

Строго говоря, некорректно сравнивать мультипликаторы принципиально разных компаний — той же шаурмы и «Твиттера». Компании могут переживать разные этапы жизненного цикла, находиться в разных экономических условиях, испытывать разные политические риски или вообще иметь принципиально разную экономику. Поэтому нельзя огульно обобщать, что шаурма как бизнес лучше «Твиттера».

Например, есть две компании — «Роснефть» и «Транснефть». Обе компании вроде про нефть, но одна нефть добывает, другая транспортирует. Это принципиально разные бизнесы с разной экономикой. Политические риски в каждом случае тоже принципиально разные. Поэтому просто отсортировать компании по P/E и выбрать что-то снизу — по меньшей мере слишком упрощенно.

Но для начала — уже неплохо.

Сервисы для поиска недооцененных компаний

Есть много платных и бесплатных сервисов для поиска недооцененных компаний. Вот по каким критериям их выбирать:

Какие представлены компании. Торгуя на Московской бирже акциями российских компаний, ищите те сервисы, которые дадут вам мультипликаторы по всем компаниям, а не только по самым ликвидным и популярным.

Мультипликаторы. Одного P/E недостаточно. Ищите сервисы, где будут мультипликаторы P/E, P/BV, P/S EV/S, EV/EBITDA, Долг/EBITDA, рост EPS, ROE. Подробно про каждый мультипликатор можно узнать в нашей статье. Дополнительным преимуществом будут рассчитанные мультипликаторы за предыдущие периоды.

Удобство поиска недооцененных акций. Важно, чтобы у сервиса были инструменты фильтрации компаний по мультипликаторам.

Самый доступный сервис — «Гугл-финанс». Он охватывает огромный объем данных, однако в этом же и его недостаток: данные поверхностные, особенно для российских компаний.

Дело в том, что нет какой-то единой электронной базы с финансовыми показателями российских компаний. Чтобы рассчитать мультипликаторы, владельцам платных сервисов приходится нанимать людей, которые ходят по отчетности, вручную собирают данные и забивают их в базу данных сервиса. Гугл не работает по такому пути, а поэтому количество и качество данных у сервиса ограничены.

Для разумного инвестора в этой карточке не очень много информации. В основном тут представлены рыночные данные: количество акций (shares), цена открытия (open), капитализация (Mkt. cap). Нам же в первую очередь интересен показатель P/E, который мы уже рассмотрели. Однако одного его недостаточно для анализа.

Специализированные платные сервисы в этом плане далеко впереди. Они могут позволить себе рассчитывать все данные. Главный игрок на этом рынке — компания finviz.com, которая дает огромный набор данных платно и бесплатно. К сожалению, данных по акциям российских компаний сервис не дает.

На российском рынке среди платных сервисов есть financemarker.ru — это аналог «Финвиза». Еще есть сервис финансовой энциклопедии conomy.ru.

Какой бы сервис для инвестиций вы ни выбрали, теперь ваша задача — найти с помощью него 8—12 недооцененных акций и купить их равными долями в свой портфель. Корректировки портфеля достаточно проводить один раз в квартал или даже раз в полгода — после публикаций новых финансовых отчетов.

Как конкретно искать недооцененные компании, расскажу в следующей статье. А пока небольшое упражнение.

Вестись ли на бренды?

Для таблицы ниже я взял по две публичные компании из разных отраслей бизнеса. Разница между ними в том, что про первые вы наверняка слышали, а про вторые нет. «Роснефть», «Русгидро» и другие — одни из крупнейших компаний в России, самые торгуемые и популярные компании на бирже среди инвесторов. Вторыми в списке идут компании с гораздо меньшей капитализацией, но тоже крупные, а главное, прибыльные.

По всем компаниям я рассчитал P/E на основе их годовых отчетов за 2016 год. Посмотрите, всегда ли стоит вестись на бренды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *