счет 004 товары принятые на комиссию используется
Бухгалтерский учет операций по договору комиссии у комиссионера
Комиссионер осуществляет предпринимательскую деятельность, которая направлена на получение прибыли от оказания посреднических услуг по заключению сделок купли-продажи имущества, принадлежащего комитенту.
Вознаграждение, причитающееся комиссионеру по договору, является для него доходом от обычных видов деятельности (пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №32н):
Следовательно, по договору комиссии у комиссионера, оказывающего комитенту возмездные услуги, всегда возникает и отражается на счетах бухгалтерского учета только выручка от реализации посреднических услуг (комиссионное вознаграждение).
При реализации посреднической услуги у комиссионера возникает оборот по реализации услуг (на сумму комиссионного вознаграждения), который отражается по кредиту счета 90 «Продажи»/субсчет 90-1 «Выручка».
При отражении комиссионного вознаграждения в учете комиссионера делается запись: Дебет 76/субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 90 «Продажи»/субсчет 90-1 «Выручка».
При отражении выручки от осуществления посреднических операций на счетах бухгалтерского учета комиссионера необходимо помнить, что не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц по договорам комиссии в пользу комитента (пункт 3. Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н):
Для целей настоящего Положения не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
В бухгалтерском учете делаются записи:
получение денежных средств от покупателей: Дебет 51 Кредит 76/субсчет «Расчеты с покупателями»;
отражение задолженности перед комитентом: Дебет 76/субсчет «Расчеты с покупателями» Кредит 76/субсчет «Расчеты с комитентом»;
перечисление денежных средств комитенту: Дебет 76 субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 51.
Исполняя договор комиссии, комиссионер несет затраты, связанные с исполнением поручения, которые осуществляются за счет комиссионного вознаграждения и включаются в состав затрат посредника. Затраты, понесенные комиссионером в процессе осуществления им посреднической деятельности (заработная плата рабочих, стоимость коммунальных услуг, арендная плата и т.д., в сумме представляющие собой себестоимость услуги, оказываемой комиссионером), учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», предназначенном для обобщения информации о расходах, связанных с продажей товаров, работ, услуг. Ежемесячно обороты по указанному счету закрываются в дебет счета 90 «Продажи»/субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».
В учете такие затраты отражаются проводкой: Дебет 90-2 Кредит 44.
При этом не признается расходами организации выбытие активов по договорам комиссии в пользу комитента (пункт 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н):
Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
Следовательно, если комиссионер продает комиссионный товар (или закупает его для комитента), то расходы на реализацию товаров (или на их приобретение) возникают и отражаются в учете комитента.
Прибыль комиссионера от реализации услуги определяется как разница между выручкой от ее реализации (комиссионного вознаграждения) без учета НДС и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость услуги. Полученный финансовый результат ежемесячно списывается на счет: 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»/субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
В договоре комиссии комиссионер не является собственником при приобретении или продаже товаров, то есть он только осуществляет права, принадлежащие комитенту. Исходя из принципа допущения имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается в бухгалтерском учете посредника обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Соответственно имущество, поступившее к комиссионеру от комитента, не отражается им на балансовых счетах в составе его собственного имущества, а учитывается на забалансовых счетах:
Комиссионер участвует в расчетах
При совершении сделки с участием комиссионера в расчетах схема движения денежных средств выглядит следующим образом:
– выручка от продажи товаров поступает от покупателя на расчетный счет или в кассу комиссионера;
– из полученной суммы комиссионер, как правило, удерживает свое вознаграждение;
– оставшаяся сумма перечисляется собственнику товаров – комитенту.
ЗАО «Комитент» передало ООО «Комиссионер» товары для реализации. Согласно договору товары должны быть проданы за 240 000 рублей (в том числе НДС – 40 000 рублей). Себестоимость составляет 120 000 рублей. Сумма комиссионного вознаграждения – 24 000 рублей (в том числе НДС – 4000 рублей).
ООО «Комиссионер» полностью продало полученные на комиссию товары. Затраты, связанные с продажей товаров, составили 6000 рублей. Согласно договору ООО «Комиссионер» участвует в расчетах и удерживает свое вознаграждение из денежных средств, причитающихся ЗАО «Комитенту».
ООО «Комиссионер» в бухгалтерском учете сделает записи:
Дебет 004 – 240 000 рублей – оприходованы товары, полученные по договору комиссии от ЗАО «Комитент»;
Кредит 004 – 240 000 рублей – отгружены товары покупателям;
Дебет 76/субсчет «Расчеты с покупателями» Кредит 76/субсчет «Расчеты с комитентом» – 240 000 рублей – отражена задолженность покупателей по оплате товаров и задолженность перед комитентом;
Дебет 44 Кредит 02 (70, 69 …) – 6000 рублей – отражены затраты, связанные с оказанием посреднических услуг;
Дебет 51 Кредит 76/субсчет «Расчеты с покупателями» – 240 000 рублей – поступили денежные средства от покупателей на расчетный счет ООО «Комиссионер»;
Дебет 76/субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 90-1 – 24 000 рублей – отражена сумма комиссионного вознаграждения;
Дебет 76/субсчет «Расчеты с комитентом» Кредит 51 – 216 000 рублей (240 000 – 24 000) – перечислены денежные средства комитенту за вычетом вознаграждения;
Дебет 90-9 Кредит 99 – 14 000 рублей (24 000 – 4000 – 6000) – отражена прибыль от оказания комиссионных услуг.
Расчеты по договору без участия комиссионера в расчетах
Если посредник в расчетах не участвует, то:
– выручка от продажи товаров поступает на расчетный счет или в кассу их собственника – комитента;
— после получения денег комитент перечисляет вознаграждение комиссионеру, причитающееся ему в соответствии с договором.
ООО «Комиссионер» в бухгалтерском учете произведет записи:
Дебет 004 – 240 000 рублей – оприходованы товары, полученные по договору комиссии от ЗАО «Комитент»;
Кредит 004 – 240 000 рублей – отгружены товары покупателям;
Дебет 44 Кредит 02 (70, 69 …) – 6000 рублей – отражены затраты, связанные с оказанием посреднических услуг;
Дебет 90-3 Кредит 68 /субсчет «Расчеты по НДС» – 4000 рублей – начислен НДС с комиссионного вознаграждения;
Дебет 90-2 Кредит 44 – 6000 рублей – списаны затраты, связанные с оказанием посреднических услуг;
Дебет 90-9 Кредит 99 – 14 000 рублей (24 000 – 4000 – 6000) – отражена прибыль от оказания комиссионных услуг.
При использовании приведенной выше схемы бухгалтерских проводок возникает следующая проблема. Поскольку договор на продажу с покупателем заключает комиссионер, а деньги поступают на счет комитента, то никакого контроля поступления оплаты за отгруженный товар комиссионер не ведет. В то же время, при отсутствии оплаты отгруженного товара у комитента формально отсутствуют права предъявления претензий к покупателю ввиду отсутствия прямого договора купли-продажи с ним, так как претензии в данном случае к покупателю должны предъявляться комиссионером.
Чтобы комиссионер имел возможность отслеживать оплату покупателями, в учете можно предусмотреть следующее:
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
План счетов. Счет 004 «Товары, принятые на комиссию»
Счет 004 «Товары, принятые на комиссию» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором. Этот счет используется организациями-комиссионерами.
Проведен семинар «Управление затратами. Калькулирование себестоимости» для сотрудников экономического управления Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».
Школа бизнеса Альфа провела корпоративный семинар «Управление дебиторской задолженностью» для сотрудников дистрибуторской компании «Лит Трейдинг».
О том, как меняется спрос на корпоративное дистанционное обучение и о тенденциях в бизнес-образовании, рассказала Сообществу менеджеров портала Executive.ru директор Школы бизнеса «Альфа» Алла Уварова.
В Москве прошел семинар «Планирование и бюджетирование: лучшие практики на предприятиях ТЭК» для представителей финансово-экономических служб корпорации «Газпром».
В Рязани состоялся семинар по финансовому анализу для экономистов Рязанского конструкторского бюро «Глобус».
Школа бизнеса Альфа провела семинар «Финансы для нефинансистов» для директоров филиалов АО «Росжелдорпроект».
Состоялся семинар по ценообразованию для сотрудников коммерческого и финансово-экономического подразделений Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка РФ.
В Москве прошли семинары по бюджетированию и управлению казначейством для представителей финансово-экономических служб предприятий корпораций «Газпром» и «Роснефть».
Отзывы участников семинаров:
Для чего нужны забалансовые счета МЦ (МЦ.01, МЦ.02, МЦ.03, МЦ.04)
В плане счетов программы «1С:Бухгалтерия» присутствует целый ряд дополнительных забалансовых счетов помимо 11 общепринятых. Это сделано для более тщательного и удобного учета.
Счет МЦ.04 является субсчетом счета МЦ «Материальные ценности в эксплуатации» наряду с еще тремя субсчетами:
МЦ.02— забалансовый счет, используемый для учета спецодежды, выданной сотруднику для выполнения им своих служебных обязанностей. Счет МЦ.03 накапливает информацию по переданному в эксплуатацию специальному инструменту и оборудованию. Счет МЦ.01 часто используется, если основное средство по-разному отражается в налоговом и бухгалтерском учете.
Введение в учет этих счетов обусловлено необходимостью контроля за имуществом, списанным с баланса организации, учтенным в затратах, но используемым в хоздеятельности организации. По их дебету отражаются ценности, подлежащие учету, в разрезе номенклатурных позиций, материально ответственных лиц и мест хранения. По кредиту отражается списание активов. При этом проводки записываются только по дебету или только по кредиту таких счетов — корреспонденция забалансовым счетам не свойственна.
Что и как учитывать на забалансовых счетах, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Ознакомиться с особенностями использования забалансовых счетов в учете можно в статье «Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах».
Записи по дебету счета МЦ.04
Согласно Плану счетов (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) для оприходования инвентаря и хозпринадлежностей используется балансовый счет 10.09. Для отражения данной хозоперации в программе «1С:Бухгалтерия» предусмотрен документ «Поступление товаров и услуг».
При принятии к учету инструментов и прочего инвентаря создается новый документ с видом операции «Покупка, комиссия». Документ заполняется с указанием:
В качестве дебетового счета учета выбирается счет 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Запись по кредиту счета 10.09 проходит при передаче инвентаря и прочего хозимущества в эксплуатацию. Для этого создается и проводится документ «Передача материалов в эксплуатацию».
При передаче инвентаря заполняется закладка «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»:
При проведении документа происходит списание ценностей со счета учета 10.09 на счет затрат. Одновременно данные ценности проходят по дебету счета МЦ.04 в разрезе номенклатуры, количества и материально ответственных лиц. Таким образом можно организовать надлежащий контроль за сохранностью имущества организации.
Документ «Передача материалов в эксплуатацию» позволяет распечатать ведомость учета выдачи (форму МБ-7) или требование-накладную (форму М-11). При необходимости можно сменить материально ответственное лицо, отвечающее за сохранность хозяйственных ценностей, учтенных за балансом.
Записи по кредиту счета МЦ.04
Запись по кредиту счета МЦ.04 происходит при фактическом выбытии имущества. Для этого создается новый документ «Списание материалов из эксплуатации». В данном документе заполняется закладка «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»:
Документ позволяет распечатывать Акт на списание (форму МБ-8).
Списать имущество с забалансового учета нужно по окончании срока его нормативного использования. Если оно придет в негодность раньше, то раньше. В этом случае основанием будет задокументированный факт дальнейшей непригодности, либо инвентаризация (смотря что случится раньше).
Инвентаризация счета МЦ.04
Для организаций проведение инвентаризации — обязательная процедура (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). При этом ревизии должны подвергаться как балансовые, так и забалансовые счета.
Образец инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Подробнее ознакомиться с процедурой инвентаризации забалансовых счетов можно в этом материале.
Забалансовый учет инвентаря и прочего хозяйственного имущества ведется для контроля за его сохранностью. В силу этого инвентаризация подобного имущества — необходимость, позволяющая выявить фактическое наличие числящегося в учете имущества. В программе «1С:Бухгалтерия» предусмотрена дополнительная обработка, используемая в документе «Инвентаризация товаров на складе». Она позволяет инвентаризировать ценности на забалансовом счете МЦ.04.
Итоги
Забалансовый счет МЦ.04 применяется пользователями бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия» для учета переданного в эксплуатацию инвентаря и хозпринадлежностей. Поступление МПЗ проходит по дебету этого счета, а выбытие —по его кредиту. Аналитика ведется в количественном выражении, по номенклатурным позициям и материально ответственным лицам.
Счет 04. Нематериальные активы
Счет 04 «Нематериальные активы» необходим для предоставления сведений о собственности организации, не имеющей вещественной формы. Эти активы предназначены для длительного пользования, подразумевающего получение прибыли в долгосрочной перспективе.
Требования к нематериальным активам
Для того, чтобы имущество можно было отнести к категории НМА, оно должно соответствовать ряду критериев:
Не менее важно наличие прав на имущество – это право компания при необходимости должна подтвердить соответствующими документами.
Исходя из вышесказанного, к нематериальным активам можно отнести следующие объекты:
Деловая репутация тоже входит в состав НМА. Она определяется как разница между ценой покупки и балансовой стоимостью компании, а значит может быть как положительной, так и отрицательной.
К нематериальным активам нельзя отнести:
Правила учета нематериальных активов
Информация по счету 04 складывается из стоимости всех инвентарных объектов, зафиксированных на балансе (по начальной или фактической стоимости). Счет активный: поступления отражаются по дебету, а списания – по кредиту.
Объекты принимаются к учету через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом этапе происходит формирование первоначальной стоимости актива и он дебетуется на счет 04 сразу же после того, как будет готов к эксплуатации. Происходит это после проверки объекта на соответствие всем требованиям, прописанным в ПБУ для НМА (ссылка выше).
Используемые субсчета
В Инструкции к Плану счетов не прописаны конкретные субсчета для применения организацией. В ней прописано только то, что аналитику необходимо вести в разрезе категорий имущества.
Компании каждый год составляют рабочий план счетов. Счет 04 является актуальным для вузов, проектных, конструкторских, а также научно-исследовательских организаций. В малом бизнесе счет 04 не занимает главенствующих позиций, поскольку такие организации владеют небольшим количеством НМА.
Основные операции по учету нематериальных активов
Чтобы НМА корректно отображались на балансе, нужно уметь правильно организовывать их учет. Это делается по трем базовым операциям:
Все эти операции необходимо отразить в учетной политике компании. Рассмотрим более подробно каждую операцию.
Приемка нематериальных активов на учет
НМА можно принять на учет посредством покупки, создания собственными руками, получения как подарка или в ходе обнаружения при инвентаризации. Как говорилось ранее, принятие объекта к учету происходит через счет 08.
Для учета НМА оформляются следующие проводки:
Продажа нематериальных активов
Во время реализации НМА рассчитывается его остаточная стоимость. Как следствие, уменьшается учетная цена на сумму амортизации. Оформляются следующие проводки:
Имущество, которое приобретали для последующей продажи, нельзя отнести к внеоборотным активам. Это относится и к объектам, которые не имеют материальной формы.
Ликвидация нематериальных активов
Ликвидация НМА оформляется такими же проводками, как при ликвидации других внеоборотных активов. Единственное отличие — использование счета 04:
При полной ликвидации остаточная стоимость равна нулю.
Таким образом, для корректного отражения НМА на счете и в бухгалтерской отчётности важно понимать, относится ли объект к НМА и как правильно его проводить. Если знать все основные нюансы, проблем с учетом НМА не возникнет.
Товар на комиссии, как это?
Вопрос
Здравствуйте! Я новичок в бухгалтерии. Мне непонятно выражение «товар на комиссии». Объясните механизм принятия товара на комиссию и что он предполагает. Спасибо.
Ответ
Комитент передает имущество комиссионеру для последующей реализации. Право собственности на это имущество остается у комитента до тех пор, пока комиссионер не продаст его. Таким образом, товар или основное средство остаются на балансе комитента (счета 45 «Товары отгруженные», 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности»), а комиссионер учитывает его на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» по стоимости, указанной в акте приемки-передачи (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). После того как комиссионер передает товар покупателю, он списывает его стоимость со счета 004 (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 158 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). При отгрузке товара покупателю, а также при получении от него оплаты и перечислении этой суммы комитенту у комиссионера не возникает ни доходов, ни расходов (п. 3 ПБУ 9/99, п. 3 ПБУ 10/99).
Это отражается следующими проводками:
Дебет 004
– получен товар на комиссию;
При реализации товара оптом
Дебет 62 Кредит 76
– отражена реализация товара комитента покупателю;
Дебет 51 Кредит 62
– получена оплата от покупателя;
Кредит 004
– списана стоимость товара, отгруженного покупателю;
При реализации товара в розницу
Дебет 50 Кредит 76
– отражена задолженность перед комитентом за проданный товар;
Кредит 004
– списана стоимость проданного товара;
Дебет 76 Кредит 51
– перечислена оплата покупателей(я) комитенту.
Что касается налогового учета, стоимость товара на комиссии не увеличивает налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль у комиссионера, так как имущество остается в собственности комитента. Налог на прибыль увеличит только комиссионное вознаграждение (п. 1 ст. 996 ГК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156, подп. 9 ст. 251 НК РФ). Счета-фактуры комиссионер оформляет в порядке, предусмотренном пунктами 3, 11, 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.