счет 101 в бюджетном учете для чего используется
Энциклопедия решений. Основные средства. Счет 101 00 (для бюджетной сферы)
Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к бухгалтерскому (бюджетному) учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества, полученные учреждением на праве оперативного управления или по договору лизинга (сублизинга) и предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения:
— при производстве готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг);
— для осуществления государственных полномочий (функций);
— для управленческих нужд.
Активы, удовлетворяющие перечисленным выше условиям, учитываются в составе основных средств независимо от их стоимости, если:
— срок их полезного использования составляет более 12 месяцев;
— они относятся к библиотечному фонду (за исключением периодических изданий).
В составе основных средств также учитываются:
Порядок включения в состав основных средств
Законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендованных им объектов имущества, в том числе по договору лизинга (сублизинга).
В сумме произведенных вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (лизинга, сублизинга).
Капитальные вложения в многолетние насаждения.
Ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
Объекты основных средств, находящихся в долевой собственности.
Соразмерно доле в праве в общей собственности.
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета основных средств, смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция «Бюджетная сфера»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.
2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.
3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.
4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании «Гарант», включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.
5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.
6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.
7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.
8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.
9. Разработка программ повышения квалификации.
10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета», «Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах» и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Номер разряда счета
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»
1 — за счет средств бюджета
101 —основные средства
1 —недвижимое имущество
8 — прочие основные средства
310 — увеличение стоимости ОС
О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.
Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.
В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС. Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету поступления ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы»
Создание объекта ОС собственными силами
Дт 010110310 «Основные средства-недвижимое имущество учреждения»
Кт 010611310 «Вложения в недвижимое имущество»
Ввод в эксплуатацию построенного здания
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 030404310 «Внутриведомственные расчетыпо приобретению основных средств»
Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 040110190 «Доходы текущего финансового года»
Прочие безвозмездные поступления ОС
О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Амортизация ОС
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Срок полезного использования определяется исходя из:
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Учет выбытия ОС
Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.
Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410))
Дт 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»
Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб.
Дт 040120281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 040120251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы РФ»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Безвозмездная передача объекта (по балансовой стоимости)
Дт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Итоги
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
Коротко об основах бюджетного учета
Рабочий счет состоит из 26 знаков:
первые 17 знаков — КПС (классификационный признак счета);
18 разряд — КФО (код финансового обеспечения);
с 19 по 23 разряд — Счет единого плана счетов;
с 24 по 26 разряд — КЭК (код экономической классификации).
При составлении проводки сначала определяем 19-23 разряды счетов Дт и Кт. Для этого можно воспользоваться хитростью — составить проводку по коммерческому плану счетов и «перевести» проводку на счета бюджетного учета.
В таблице представлены некоторые аналоги счетов:
Счета коммерческого плана счетов
Аналог из бюджетного учета — счет единого плана счетов государственных учреждений
Амортизация основных средств
Амортизация нематериальных активов
Вложения во внеоборотные активы
Животные на выращивании и откорме
НДС по приобретенным ценностям
201.11, 304.05, 210.02, 201.21
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками
Расчеты по налогам и сборам
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчеты с подотчетными лицами
Прочие доходы и расходы
Резервы предстоящих расходов
Расходы будущих периодов
Доходы будущих периодов
В 1С: БГУ с прошлого года у счетов появился срок действия. Например, счет 208.96, действующий до 31.12.2018 назывался «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», а 208.96, действующий с 01.01.19 называется «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам». То есть в плане счетов с одним и тем же номером может быть несколько счетов разного назначения. При составлении проводки нужно ориентироваться на дату, когда эта проводка должна быть отражена.
Определив Счет-группу, переходим к определению субсчета. Тут уже можно ориентировать на названия субсчетов. Например: счет-группа 302.00 имеет субсчета: 302.21 — Расчеты по услугам связи, 302.23 — Расчеты по коммунальным услугам и т.д.
Если с определением счета возникнет сложность, то всегда можно обратиться к Приказу Минфина РФ N157н от 01.12.2010. В этом приказе описан Единый План Счетов ( ЕПС ) и Инструкция по его применению.
ЕПС состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:
Счет 101 в бюджетном учете для чего используется
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В казенное учреждение поступили основные средства по программе (в основном речь об учебных пособиях). К примеру, поступили манекены для уроков труда.
Каков в казенном учреждении порядок выбора аналитических счетов учета основных средств (101 36 или 101 38) для отнесения на них поступивших основных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для возможности постановки основного средства на счет 101 06 необходимым условием является, чтобы код ОКОФ для данного объекта содержал в первых трех разрядах код «330». Кроме того, данный объект должен удовлетворять данному во Введении в ОКОФ ОК 013-201 определению хозяйственного инвентаря (предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе) или производственного инвентаря (предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям).
К примеру, манекены исходя из кода ОКОФ и назначения имущества могут быть учтены на счете 101 06 «Инвентарь производственный и хозяйственный».
В состав прочих основных средств объекты относятся в той ситуации, если им не соответствует ни одна из группировок ОКОФ, по которой можно выбрать аналитический счет учета основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Учет ОС стоимостью до 10 000 руб.
Автор: Фурагина О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В консультации напомним особенности учета основных средств стоимостью до 10 000 руб.
Самое первое, на что следует обратить внимание при организации учета ОС стоимостью до 10 000 руб., это их забалансовый учет.
Согласно п. 39 СГС «Основные средства», п. 50 Инструкции № 157н первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом учете.
Если такой объект основного средства будет отражен на забалансовом счете, то контролирующие органы при проверке бюджетного учета признают это ошибкой.
Обратите внимание: На объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется.
Объектам стоимостью до 10 000 руб. включительно не присваивается инвентарный номер.
Забалансовый счет для учета объектов
Для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 373 Инструкции № 157н).
Обратите внимание: Основные средства стоимостью до 10 000 руб., учитываемые на забалансовом счете, также подлежат инвентаризации.
Принятие объектов к учету
Объекты основных средств принимаются к учету на основании первичного документа, подтверждающего ввод (передачу) объекта в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – 1 руб.», а в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Для оформления передачи в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 10 000 рубл. включительно за единицу утверждена ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Записи в ведомость вносятся по каждому ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3 – 12).
Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью за единицу до 10 000 руб. включительно.
Выбытие объектов
Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения об их списании (уничтожении), производится на основании:
акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Акт применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов. Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения этого акта при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов;
акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Акт о списании подписывается членами комиссии по поступлению и выбытию активов. После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) оформляет бухгалтерские записи, в которых отражаются операции по списанию объектов в разделе «Отметка бухгалтерии о списании». На основании данного акта в разд. 3 «Движение объекта основных средств» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) делается отметка о выбытии объекта.
Внутреннее перемещение объектов
Внутреннее перемещение объектов основных средств в учреждении отражается по забалансовому счету 21 на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
В частности, накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) применяется для оформления и учета перемещения внутри учреждения объектов нефинансовых активов из одного структурного подразделения в другое, от одного лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью, другому ответственному лицу.
Накладная выписывается передающей стороной (структурным подразделением-отправителем) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получающей и передающей сторон. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у ответственного лица, передающего объект основных средств, третий – передается ответственному лицу, принимающему объект основных средств.
Передача объектов в пользование
Передача введенных (переданных) в эксплуатацию объектов основных средств в возмездное или безвозмездное пользование отражается на основании акта приема-передачи по забалансовому счету путем изменения материально ответственного лица с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» либо на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
Принятие к забалансовому учету на указанные счета объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (акта приема-передачи) по стоимости, указанной в акте.
Выбытие объектов имущества с забалансового учета осуществляется на основании акта по стоимости, по которой объекты ранее были приняты к забалансовому учету (п. 381, 383 Инструкции № 157н).
Аналитический учет
Аналитический учет по забалансовому счету 21 ведется:
в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов);
в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 374 Инструкции № 157н).
Напомним, Указаниями № 52н, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н установлено, что карточка начинает заполняться с переноса остатков на начало года. Записи в ней ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому ответственному(-ым) лицу(-ам) отдельно.
Карточка формируются на бумажном носителе или в виде электронного регистра (п. 32 СГС «Концептуальные основы», п. 11, 19 Инструкции № 157н, Указания № 52н).
Бухгалтерские записи
Согласно п. 10, 33 – 41, Инструкции № 162н в бюджетном учете операции по вводу (передаче) в эксплуатацию основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Наименование операции
Дебет
Кредит
Списаны с балансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб.
1 401 20 271
1 106 хх* 310
1 109 хх* 271
Приняты на забалансовый учет основные средства стоимостью до 10 000 руб.
Забалансовый счет 21
Списаны с забалансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб.