счет 10506 в бюджете
Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)
Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105
С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н. Подробные методические указания о применении этого стандарта разъяснил Минфин.
Ознакомиться с точкой зрения чиновников можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Итак, согласно новому стандарту с 2020 года запасы разделяются на две группы:
1. Собственно материальные запасы:
2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.
Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:
Для них есть свои ФСБУ.
Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Обратите внимание: два важных момента в аналитическом учете матзапасов
Elnur_ / Depositphotos.com |
Недавно мы рассматривали критерии определения конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления матзапасов. И если в отношении нюансов выбора нужного кода КОСГУ разъяснения Минфина России сняли большую часть вопросов, то в части бухгалтерского учета матзапасов на счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 и порядка их списания в некоторых случаях вопросы у бухгалтеров еще остаются.
Разберемся, как организовать аналитический учет матзапасов и их последующее списание без ошибок.
1. Увязка аналитики счета 0 105 00 000 и КОСГУ
Нормативные акты не требуют соблюдения обязательной «цифровой аналогии» в подборе аналитического счета учета материальных запасов и подстатьи КОСГУ. Безусловно, в ряде случаев прямое соответствие КОСГУ и аналитики счета 0 105 00 000будет выдерживаться. Прямая увязка с аналитическими счетами по учету матзапасов для кодов КОСГУ 341-346 применяется при условии отнесения на них материалов, целевое назначение которых соответствует этим подстатьям. Не забывайте также, что в качестве дополнительного инструмента для правильного определения нужной подстатьи для учета матзапасов является использование Классификатора ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В остальных случаях подбирать счета аналитического учета нужно в соответствии с их назначением согласно Инструкции (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Аналогичный подход следует применять и в отношении матзапасов, приобретенных по подстатьям 347 и 349, для которых «цифровой аналогии» с аналитикой счета 0 105 00 000 вообще нет.
Руководствуясь указанным принципом, мы составили специальную таблицу, наглядно демонстрирующую выбор аналитического счета для учета материалов в различных ситуациях:
Аналитический счет для бухучета
КОСГУ
Комментарии, советы, примеры
0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»
На этом счете учитываем лекарственные препараты и материалы, применяемые исключительно в медицинских целях.
Минфин России подготовил изменения в Инструкцию № 157н, предусматривающие в том числе изменение наименования счета 0 105 01 000 и его содержания, приблизив их к описанию подстатьи 341 КОСГУ
0 105 02 000″Продукты питания»
Продукты, бутилированная вода для питания контингента, когда учреждение наделено соответствующей функцией
0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»
ГСМ в целях обеспечения текущей деятельностиучреждения:
ГСМ, приобретаемые для работы техники и механизмов, используемых при строительстве / создании объекта основных средств
0 105 04 000″Строительные материалы»
Стройматериалы, приобретенные для использования при проведении ремонтных работ своими силами или для передачи подрядчику, если условиями договора предусмотрено проведение ремонта силами подрядчика с использованием стройматериалов заказчика-учреждения
Если материалы будут использоваться в целях строительно-монтажных работ, связанных с капитальными вложениями
0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»
Здесь учитываем приобретенные для обеспечения текущей деятельности объекты, поименованные в п. 118 Инструкции № 157н и в описании к подстатье 345 КОСГУ как мягкий инвентарь
0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»
Напомним, что перечень матзапасов, относимых на подстатью 349, является закрытым, поэтому данный код КОСГУ может применяться только для материальных запасов, прямо поименованных в описании к нему.
В частности, сюда относятся:
Приобретенные по 349 подстатье матзапасы учитываем на счете 0 105 36 000. Именно на такой порядок учета сувениров и БСО специалисты Минфина России неоднократно указывали – на недавнем семинаре и в письмах.
В п. 118 Инструкции № 157н пока еще сохраняется оговорка, согласно которой БСО нельзя учитывать в составе прочих матзапасов. Однако в настоящее время подготовлен проект изменений в данную норму, исключающий этот запрет.
Подробнее об учете сувенирной продукции и БСО читайте здесь
0 105 07 000 «Готовая продукция»
Пока Минфин России не установил иной порядок, по согласованию с органом-учредителем в учетной политике можно закрепить порядок учета готовой продукции по коду 346
0 105 08 000 «Товары»
«Цифровая аналогия» для учета товаров, предназначенных для продажи, отсутствует. Но Минфин России неоднократно указывал, что учет таких запасов следует вести с применением КОСГУ 346 и учитывать на счете 0 105 00 000, содержащем аналитический код 8 «Товары»
0 105 09 000 «Наценка на товары»
Поскольку соответствующих разъяснений Минфин России пока не давал, учетной политикой может быть предусмотрен учет наценки по КОСГУ 346 по аналогии с товарами
Отдельно отметим, что открытым остается вопрос о выборе аналитического счета для учета учета матзапасов, приобретаемых учреждением для осуществления выплат в натуральной форме. В частности, речь идет о молоке или других равноценных продуктах питания, выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Разъяснений по этому поводу Минфин России пока не давал. Покупка таких матзапасов не отражается по подстатьям кода 340 КОСГУ – для этого применяется подстатья 214. Приобретенное молоко до выдачи непосредственным получателям необходимо оприходовать в состав материальных запасов. Но, исходя из функционального назначения молока / иных равноценных продуктов, они не могут быть учтены в составе продуктов питания на счете 0 105 02 000, поскольку списание продуктов питания предусматривает оформление специальных первичных учетных документов, в частности Меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202). А в случае с молоком для сотрудников на «вредных» работах обязанности по оформлению меню-требования не возникает. Полагаем, в таком случае учетной политикой может быть предусмотрен учет молока / иных равноценных продуктов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». В таком случае учет молока для бесплатной выдачи работникам может быть организован с использованием следующих счетов бухгалтерского учета:
2. Списание матзапасов, в том числе при осуществлении натуральных выплат
Для списания материальных запасов Инструкциями по применению Планов счетов предусмотрены корреспонденции со счетом 0 401 20 272 или 0 109 ХХ 272. Но особый порядок учета некоторых видов материальных запасов, например, молока для бесплатной выдачи работникам, не позволяет применять привычную схему корреспонденций для отражения выбытия указанных матзапасов. В ситуации, когда выдача материальных запасов связана не с нуждами учреждения, а с исполнением обязательств по охране труда, предусмотренных Трудовым кодексом, применение подстатьи КОСГУ 272 будет не в полной мере соответствовать методологии бухгалтерского учета. Порядок отражения выбытия молока в подобных ситуациях пока не определен, не исключено, что в ближайшее время будут внесены соответствующие поправки в Инструкции. По нашему мнению, наиболее корректным в сложившейся ситуации будет списание стоимости молока, выданного работникам, в дебет счета 0 401 20214 (0 109 ХХ 214), поскольку обязательства учреждением принимаются по счету 0 302 14 000 и санкционирование этих расходов осуществляется по подстатье 214 КОСГУ. По согласованию с органом-учредителем или финорганом может применяться следующая схема проводок при приобретении, выдаче и списании молока в качестве натуральной выплаты:
Дебет
Кредит
Хозяйственная операция
Отражена задолженность перед поставщиком за поставленное молоко
Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях
Учет материальных запасов в бюджетных организациях — это отражение операций по поступлению, выбытию и перемещению имущественных ценностей учреждения, отнесенных в состав матзапасов. Для бюджетников предусмотрены исключительные правила бухучета.
Что относится к материальным запасам
Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.
Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
Классификация материальных запасов включает:
Примером отдельной категории может быть спецобувь и одежда, тара и упаковка для хранения, постельное белье и хозинвентарь. Срок их использования и стоимость не имеет никакого значения.
Группировка матзапасов в бюджете
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
Учет материальных запасов в бюджетном учреждении
Соответствие характеристик счетов учета материальных запасов старого и нового плана счетов.
Если при приобретении материальных запасов их стоимость выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу ЦБ России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Новым для бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является и приведенное в п.53 Инструкции № 70н определение текущей рыночной стоимости актива. Указанная стоимость используется, например, при оценке материальных ресурсов полученных бюджетными учреждениями по договору дарения или безвозмездно. Для целей бюджетного учета под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть выручена в результате продажи активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.
А если в бюджетное учреждение поступили материальные ресурсы без расчетно-платежных документов поставщика, следует ли их отражать в учете и по какой стоимости? Ведь в п. 58 Инструкции № 70н записано, что их оприходование отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладная поставщика и т.п.). В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета. Первичным документом, который будет служить основанием для бухгалтерских записей в таком случае, будет Акт о приемке материалов (ф. 0315004). Ведь в том же п. 58 Инструкции № 70н записано, что этот документ составляется в случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика. А в нашем случае таких документов вообще нет. Что касается стоимости, по которой следует приходовать по учету полученные материалы, то поскольку Инструкция № 70н обязывает применять в данном случае фактическую стоимость, их следует приходовать по рыночной стоимости. Если по получении документов окажется, что стоимость иная, в учет следует внести соответствующие корректировки.
Анализ положений Инструкции № 70н, посвященных вопросам формирования фактической стоимости материальных запасов, позволяет сделать вывод, что целью новой методологии бюджетного учета является полная калькуляция различных слагаемых затрат на их приобретение и заготовление и формирование реальной стоимости данного актива. Для чего это нужно? В целях поиска путей сокращения неэффективных расходов бюджетных средств, получения реальной картины расходов, которые понесло бюджетное учреждение при приобретении материальных запасов, иных активов позволит активнее искать «близких» поставщиков, чтобы снизить транспортные расходы, избегать заключения договоров в условных единицах, чтобы исключить суммовые разницы и т.п. Кроме того, правильное формирование финансового результата напрямую зависит от правильного исчисления стоимости нефинансовых активов.
В процессе хозяйственной деятельности бюджетных учреждений происходит движение материалов, включающее последовательные операции: поступление, передача в пределах учреждения и расходования (или реализация). Указанные операции отображаются в учете с помощью первичных документов, оформленных надлежащим образом.
Приобретение материальных ресурсов
Как отмечалось ранее, поступление материальных ресурсов в бюджетное учреждение может осуществляться по-разному. Это приобретение за плату самостоятельно или в порядке централизованного снабжения; безвозмездное поступление; в результате оприходования излишков, выявленных при инвентаризации и т.д. Рассмотрим на примерах оформление бухгалтерских записей по некоторым из них.
Изготовление продукции в рамках деятельности, приносящей доход.
Ранее отмечалось, что в бюджетных учреждениях при осуществлении предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, может создаваться готовая продукция. В связи с этим Инструкцией № 70 введен принципиально новый счет бухгалтерского учета, на котором аккумулируется информация о затратах на изготовление нефинансовых активов в виде материалов, готовой продукции (работ, услуг). Это счет 0 10604 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг). Согласно характеристике, приведенной в п. 81 Инструкции № 70н, он предназначен для учета операций по изготовлению материальных запасов в рамках основной деятельности (то есть бюджетной) и готовой продукции (работ, услуг) по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Таким образом, счет 0 10604 000 выступает в качестве собирательного счета для учета фактических затрат (себестоимости) готовой продукции или иного материального ресурса. В данном случае на указанный счет списываются суммы начисленной заработной платы, стоимость использованных материальных ресурсов, начисленной амортизации по основным средствам и т.д. (см. проводку № 20 в Приложении № 1 к Инструкции № 70н). Это подтверждено и п. 74 Инструкции № 70н. Изготовленная продукция приходуется по учету. Рассмотрим пример отражения в бюджетном учете операций по изготовлению и реализации готовой продукции.
В бухгалтерском учете должны быть оформлены записи:
— получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки готовой продукции 400000 руб.
Дебет 2 20101 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»
Кредит 2 20503 660″Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг».
Обращаем внимание, что аналога субсчета, на котором в соответствии с Инструкцией № 107н отражались авансы полученные в бюджетном учете нет. Но в Приложении № 1-26н предложено остаток по Кредиту счета 155 «Расчеты по авансам полученным» на 1.01.05 без первоначальных операций отразить в виде отрицательного числа на счете 2 20503 000 «Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг». Поэтому в статье будет использоваться для отражения сумм полученных авансов указанный счет бюджетного учета.
Поскольку по условиям примера аванс полностью зачитывается в месяце его получения, для сокращения числа бухгалтерских записей НДС с авансов не исчислен. НДС будет отражен в момент реализации готовой продукции и зачета полученного ранее аванса.
На практике следует руководствоваться положениями главы 21 НК РФ об исчислении НДС с полученных авансов.
— в стоимости готовой продукции учтена стоимость израсходованных материалов
Дебет 2 10604 340 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)»- 120000 руб.
Кредит 2 10500 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов;
Можно рассмотреть еще достаточно много операций, связанных с движением материальных запасов в бюджетном учреждении. И это, конечно, будет сделано в следующих материалах, посвященных бюджетному учету материальных ресурсов. А сейчас хотелось бы остановиться на очень интересном моменте, связанном со списанием материальных запасов. Очевидно, что именно о порядке списания рассматриваемых активов у бухгалтеров бюджетных учреждений может возникнуть достаточно много вопросов.
Списание материальных запасов
Определяем среднюю фактическую стоимость одной пачки бумаги:
СФС = ((432 руб. + 139 руб..) + 750 руб..) / ((3 шт. + 1 шт.) + 5 шт.) = 146,8 руб./пач.
Следовательно, общая сумма затрат на израсходованную бумагу в мае составит 1027,6 руб. (146,8 руб. * 7 пач.).
При реализации покупных товаров согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ не предусмотрено списание по себе стоимости каждой единицы, а метод средней себе стоимости разрешено применять лишь в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Счет 10506 в бюджете
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Должно ли казенное учреждение при принятии к учету объектов основных средств и при покупке материальных запасов по соответствующей целевой статье в текущем году в 5-17 разрядах номеров счетов 101 00, 105 00 применять нули, помимо формирования входящих остатков по состоянию на 1 января соответствующего года?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения при отражении в текущем году операций по поступлению (выбытию) объектов нефинансовых активов, отнесенных, в частности, к основным средствам и материальным запасам, при формировании 5-17 разрядов номеров счетов 0 101 00 000 «Основные средства», 0 105 00 000 «Материальные запасы» указываются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества, а также положениями учетной политики.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter