счет 106 00 вложения в нефинансовые активы
Энциклопедия решений. Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)
Вложения в нефинансовые активы. Счет 106 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
1. Вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат в объекты нефинансовых активов при их:
— приобретении (в том числе по договору лизинга);
— модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании);
2. Затрат, связанных с проведением работ, по результатам которых впоследствии будут приниматься к учету объекты нефинансовых активов:
Кроме того, на счете 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» осуществляется учет поступившего (передаваемого) имущества в рамках централизованных поставок.
В зависимости от вида нефинансовых активов, в которые осуществляются соответствующие вложения, учет вложений осуществляется на счетах:
— 106 01 «Вложения в основные средства»;
— 106 02 «Вложения в нематериальные активы»;
— 106 03 «Вложения в непроизведенные активы»;
— 106 04 «Вложения в материальные запасы».
Формализованного перечня затрат, которые могли бы быть учтены в составе вложений в нефинансовые активы, нормативные документы не содержат. Учет тех или иных затрат в составе вложений осуществляется на основании решения бухгалтера, в том числе, и на его профессиональном суждении. В частности, такие затраты должны быть непосредственно направлены на приобретение, сооружение или изготовление (создание) объектов нефинансовых активов, связаны с приведением объекта в состояние, пригодное к использованию, его доставкой в организацию (включая страхование доставки)*(1) и т.п.
Внимание
Суммы НДС, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками), могут учитываться по дебету счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» только в том случае, если на основании конкретной нормы НК РФ операции, в рамках которых будет использоваться объект, освобождены от обложения НДС. При использовании приобретаемого имущества в операциях как подлежащих, так и освобождаемых от обложения НДС, суммы «входного» НДС подлежат распределению в порядке, установленном п. 4 ст. 170 НК РФ.
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения учета вложений в нефинансовые активы, смотрите в путеводителях:
*(1) Учреждение, осуществляющее централизованные закупки нефинансовых активов, вправе не учитывать в составе вложений в нефинансовые активы расходы по доставке активов до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей, включая страхование доставки, а относить их в составе расходов на финансовый результат текущего финансового года.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на июнь 2017 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив Энциклопедии решений «Бюджетная сфера»:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке «Энциклопедия решений. Бюджетная сфера» :
Формирование суммы вложений в нефинансовые активы. Отражение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения
В строке 090 баланса учреждения отражают сумму вложений учреждения в нефинансовые активы, не списанную по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Таким образом, в строку 090 вписывают дебетовое сальдо по синтетическому счету 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Показатель строки 090 баланса дополнительно детализируют (расшифровывают). Так, в форме отдельно отражают сумму вложений:
Порядок формирования суммы финансовых вложений зависит от вида имущества, приобретаемого учреждением (основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов). Остановимся на этом подробнее.
Формирование вложений при приобретении основных средств
Затраты, связанные с приобретением основных средств, первоначально собираются на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Их отражают на следующих субсчетах аналитического учета:
После того, как первоначальная стоимость основного средства полностью сформирована, все затраты, накопленные на соответствующих счетах аналитического учета к счету 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», списывают на счет 0 101 00 000 «Основные средства» (по соответствующим аналитическим счетам). Это делают в тот момент, когда имущество укомплектовано, установлено и приведено в состояние, пригодное к использованию. Факт его передачи в эксплуатацию значения не имеет. Соответственно, дебетовое сальдо по аналитическим счетам счета 0 106 00 000 может оставаться при условии, что первоначальная стоимость того или иного основного средства окончательно не сформирована и оно не доведено до состояния, пригодного к использованию. Это правило применяют вне зависимости от способа получения основного средства (в результате покупки, мены, поступления безвозмездно, получения в рамках централизованного снабжения и т.д.).
Учет вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты основных средств при их приобретении, безвозмездном поступлении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, в соответствии с п.п. 127, 130 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, осуществляется на счете 106 01 «Вложения в основные средства». На счет 101 00 «Основные средства» суммы, накопленные на счете 106 01 «Вложения в основные средства», переносятся только после формирования первоначальной стоимости конкретного объекта основных средств. Применение данного правила не зависит от оснований поступления имущества в учреждение.
А. Семенюк, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Отметим, что объекты недвижимости могут быть приняты к учету в составе основных средств только после получения учреждением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов (их копий) о государственной регистрации прав на них*(295). Поэтому в отношении недвижимости дебетовое сальдо по соответствующим аналитическим счетам счета 0 106 00 000 «Вложение в нефинансовые активы» может быть при условии, что стоимость недвижимости полностью сформирована, однако права на нее не были зарегистрированы.
При получении основного средства его стоимость складывается исходя из всех затрат на его приобретение и расходов на доведение до состояния, пригодного к использованию (доставку, доработку и т.п.). Кроме того, в нее могут входить и общехозяйственные расходы, если они напрямую связаны в приобретением этого имущества.
Подробнее о порядке формирования стоимости основных средств в зависимости от способа их приобретения читайте в разделе «Основные средства (строки 010, 030)» подраздел «Формирование первоначальной стоимости ОС. » издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки).
Операции по приобретению оборудования будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится):
Дебет 5 106 21 310 Кредит 5 302 31 730
Дебет 5 302 31 830 Кредит 5 201 11 610
Дебет 5 106 21 310 Кредит 5 302 26 730
Дебет 5 302 26 830 Кредит 5 201 11 610
Дебет 5 106 21 310 Кредит 5 302 22 730
Дебет 5 302 22 830 Кредит 5 201 11 610
1 416 000 + 23 600 + 47 200 = 1 486 800 руб.
Эта сумма будет отражена в строках 090 и 092 баланса учреждения за отчетный финансовый год.
Формирование вложений при приобретении непроизведенных активов
В первоначальную стоимость НПА, в частности, включают суммы, уплачиваемые продавцу, расходы по оплате информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением непроизведенного актива, суммы вознаграждений посреднических организаций, через которые приобретен актив и другие затраты, связанные с приобретением данного имущества.
Подробнее о порядке формирования стоимости непроизведенных активов в зависимости от способа их приобретения читайте в разделе «Непроизведенные активы (строка 070)» подраздел «Формирование первоначальной стоимости непроизведенных активов. » издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки)..
При этом на 1 января года, следующего за отчетным, права на земельный участок не прошли государственную регистрацию.
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по приобретению НПА будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 2 106 13 330 Кредит 2 302 33 730
Дебет 2 302 33 830 Кредит 2 201 11 610
Дебет 2 106 13 330 Кредит 2 302 26 730
Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610
Дебет 2 106 13 330 Кредит 2 302 26 730
Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610
Сумма вложений в приобретение земельного участка, сформированная по данным бухгалтерского учета учреждения, составит:
4 600 000 + 472 000 + 30 000 = 5 102 000 руб.
Эта сумма будет отражена в строках 090 и 091 баланса учреждения за отчетный финансовый год.
Формирование вложений при приобретении нематериальных активов
Затраты на приобретение нематериальных активов (НМА) формируются на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» по следующим аналитическим счетам:
Соответственно, на этих счетах формируют первоначальную стоимость данного имущества. После ее формирования все затраты, накопленные на соответствующих аналитических субсчетах счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», списывают на счета аналитического учета счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Это делают в тот момент, когда имущество полностью готово к использованию. Дата начала фактического использования нематериального актива значения не имеет.
В первоначальную стоимость НМА, в частности, включают суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором об отчуждении (приобретении) исключительного права, регистрационные сборы, государственные и патентные пошлины, уплаченные в связи с приобретением (получением) исключительных прав на объекты нематериальных активов, вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен НМА и т.д.
Подробнее о порядке формирования стоимости нематериальных активов в зависимости от способа их приобретения читайте в разделе «Нематериальные активы (строки 040, 060)» подраздел «Формирование первоначальной стоимости НМА. » издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки)..
При этом на 1 января года, следующего за отчетным, первоначальная стоимость нематериального актива сформирована не была.
Данные операции будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится):
Дебет 5 106 22 320 Кредит 5 302 32 730
Дебет 5 302 32 830 Кредит 5 201 11 610
Дебет 5 106 22 320 Кредит 5 302 26 730
Дебет 5 302 26 830 Кредит 5 201 11 610
Сумма вложений в НМА составит:
1 780 000 + 23 600 = 1 803 600 руб.
Эта сумма будет отражена в строках 090 и 092 баланса учреждения за отчетный финансовый год.
Формирование вложений при приобретении материальных запасов
К материальным запасам, приобретение которых может отражаться с использованием счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», относят сырье и материалы, необходимые в деятельности учреждения, товары, предназначенные для последующей перепродажи, а также запасы, приобретаемые в рамках договора лизинга.
В общем случае стоимость материалов и товаров отражают на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам). Однако, если помимо расходов на их покупку, учреждение несет дополнительные затраты, включаемые в фактическую стоимость данных ценностей (например на доставку), то сумму данных затрат предварительно собирают на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Их отражают в бухгалтерском учете учреждения на следующих субсчетах аналитического учета:
При использовании счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» после формирования фактической стоимости материалов все затраты на приобретение этих ценностей списывают в дебет счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).
В фактическую стоимость товаров и материалов, в частности, включают суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу), расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов, таможенные пошлины и другие платежи, связанные с приобретением запасов, вознаграждения посреднических организаций, через которые приобретены запасы и т.д.
Отметим, что при централизованных закупках учетной политикой учреждения может быть предусмотрено отражение расходов на заготовку и доставку запасов в составе текущих затрат организации. В такой ситуации стоимость запасов отражают непосредственно на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам) без использования счета 0 106 00 000. Расходы на заготовку и доставку запасов учитывают по счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
Подробнее о порядке формирования стоимости запасов в зависимости от способа их приобретения читайте в разделах «Материальные запасы (строка 080)» (подраздел «Формирование фактической стоимости материалов (сырья). «) и «Товары для перепродажи» (подраздел «Формирование фактической стоимости товаров») издания «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений (под общ. редакцией В.В.Верещаки)..
За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело партию материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Кроме того, за счет приносящей доход деятельности учреждения, была куплена партия товаров. Как материалы, так и товары будут использоваться в деятельности учреждения, не облагаемой налогом на добавленную стоимость.
При этом приобретенные материалы и товары нуждаются в дальнейшей доработке и доведении до состояния, пригодного к использованию. Поэтому на 1 января года, следующего за отчетным, их фактическая стоимость сформирована не была.
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.
Операции по приобретению материалов и товаров будут отражены в учете учреждения записями:
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 34 730
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 26 730
Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610
Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 22 730
Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 11 610
Дебет 2 106 34 340 Кредит 2 302 34 730
Дебет 2 302 34 830 Кредит 2 201 11 610
Дебет 2 106 34 340 Кредит 2 302 26 730
Дебет 2 302 26 830 Кредит 2 201 11 610
Дебет 2 106 34 340 Кредит 2 302 22 730
Дебет 2 302 22 830 Кредит 2 201 11 610
Сумма вложений в приобретение партии материалов составит:
720 000 + 377 600 + 118 000 = 5 215 600 руб.
Она будет отражена в строке 092 баланса учреждения.
Сумма вложений в приобретение партии товаров составит:
2 000 000 + 188 800 + 59 000 = 2 247 800 руб.
Ее указывают в строке 093 баланса учреждения за отчетный финансовый год.
В строке 090 приводят общую сумму расходов на приобретение материалов и товаров, стоимость которых по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, сформирована не была. Она составит:
215 600 + 2 247 800 = 7 463 400 руб.
Особенности учета вложений в нефинансовые активы
Что представляют собой вложения в нефинансовые активы
Вложения в нефинансовые активы, или НФА — это закупки (или осуществление расходов, связанных с выпуском, разработкой):
Вложения в НФА — важнейшая часть хозяйственной деятельности организации. Соответственно, самое большое внимание руководству и ответственным сотрудникам хозяйствующего субъекта следует уделять организации учета соответствующих активов.
Указанная классификация нефинансовых активов в целом понимается одинаково и в коммерческом, и в бюджетном учете. Однако организация учета НФА в частных фирмах и учреждениях бюджетной системы на практике характеризуется рядом особенностей, обусловленных правовым статусом соответствующих организаций.
Изучим данные особенности подробнее.
Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы
Учет рассматриваемых вложений в частной фирме характеризуется:
1. Регистрацией хозяйственных операций с использованием проводок по плану счетов учета и инструкции, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Так, например, покупка НФА, представленных материально-производственными запасами, у сторонней организации-поставщика может отражаться проводками:
Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым ФСБУ «Запасы». Некоторые учетные правила изменились существенно. Перейти на новый порядок вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
2. Возможностью использовать в качестве оправдательных, распорядительных документов, а также документов оформления любые бланки, удобные для организации (если иное прямо не предписано законодательством).
Например, оправдательным документом для регистрации проводки по поступлению МПЗ на склад может быть как унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), так и любая другая, в том числе разработанная самой организацией.
3. Наличием возможности осуществлять свободную переоценку (увеличение или снижение балансовой стоимости) основных фондов, материальных запасов.
О переоценке МПЗ по правилам ФСБУ 5/2019 читайте здесь.
Важно! С 2022 года утратит силу ПБУ 6/01, его заменят два новых ФСБУ: 6/2020 по основным средствам и 26/2020 по капитальным вложениям. Начать применять новые ФСБУ, можно досрочно. Подготовиться к изменениям в учете вам помогут разъяснения экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Обзор.
Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы
В свою очередь в учреждениях и организациях бюджетной системы операции по учету вложений в нефинансовые активы характеризуются:
1. Регистрацией хозяйственных операций с применением бюджетных счетов бухучета:
2. Во многих случаях обязательным использованием унифицированных форм бухгалтерских документов.
Большинство из соответствующих форм введено в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Так, оправдательным документом для хозяйственной операции по поступлению актива будет Акт о приеме-передаче НФА (форма 0504101), утвержденный приказом Минфина № 52н. Сведения о приобретенных основных фондах будут отражаться в инвентарной карточке (форма 0504031), а о хозяйственной операции — в журнале операций (форма 0504071).
Если для тех или иных правоотношений не утверждена унифицированная форма, то организация вправе применить неунифицированную — если она будет соответствовать критериям, зафиксированным в п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н.
3. Осуществлением переоценки всех типов НФА в соответствии с федеральными нормативными актами.
Переоценка соответствующих активов осуществляется учреждением в целях определения их стоимости по состоянию на начало текущего года (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России № 157н). Но на практике данная процедура может быть осуществлена только в соответствии с отдельными распорядительными документами федеральных органов власти.
Фактически последняя переоценка, регламентированная компетентными органами, была проведена учреждениями в 2007 году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Минимущества РФ № 14, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.2003.
Кроме того, переоценка драгоценных металлов и камней осуществляется учреждениями в особом порядке, который регулируется положениями письма Минфина РФ от 29.09.1995 № 107.
Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении
Предположим, что наше учреждение покупает за счет лимита бюджетных обязательств материальные ценности — мягкий инвентарь.
Поступление соответствующих материальных ценностей на склад организации удостоверяется оправдательным документом — приходным ордером по форме 0504207 (утвержденной Приказом № 52н) и регистрируется проводкой:
Во втором случае до принятия инвентаря к учету в регистрах нужно дифференцировать расходы на покупку, собственно, инвентаря и расходы, сопутствующие его приобретению (при этом оба вида расходов формируют фактическую стоимость соответствующего нефинансового актива):
Разные варианты проводки применяются и при регистрации оплаты за инвентарь и сопутствующих расходов:
Для того чтобы оформить передачу мягкого инвентаря со склада в эксплуатацию, учреждение использует требование-накладную (по форме 0504204), а также фиксирует в регистрах бухгалтерского учета проводку: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340.
Списать мягкий инвентарь можно будет, используя акт по форме 0504143, а зарегистрировать данную операцию — используя корреспонденцию:
В числе иных возможных хозяйственных операций с мягким инвентарем — внутреннее перемещение соответствующих материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому. При учете данной операции используется требование-накладная (форма 0504204), при отражении в регистрах бухгалтерского учета — проводка: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340 в аналитике по подразделениям и материально ответственным лицам.
Итоги
Организация учета вложений в нефинансовые активы в частных фирмах и организациях бюджетной системы имеет особенности. Они выражаются прежде всего в необходимости применения отдельных перечней счетов бухучета, в разных подходах законодателя к регламентации использования унифицированных форм и проведения переоценки нефинансовых активов.
Узнать больше о специфике учета нефинансовых активов вы можете в статьях:
Принципиально новый порядок учета НМА: новые счета, ИТ-инвентаризация, условия контрактов
petrkurga№ / Depositphotos.com |
На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2021 года нового федерального стандарта «Нематериальные активы» и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации».)
Теперь к нематериальным активам относятся все права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться на балансе. Права, полученные в пользование, которые до этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно «поднять» на баланс. И балансовых счетов для учета НМА стало больше: в Инструкцию № 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 «Нематериальные активы», 104 00 «Амортизация», 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», 114 00 «Обесценение нефинансовых активов», веден новый субсчет 111 60 «Права пользования нематериальными активами». Соответственно, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его следует по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные права пользования НМА теперь подлежат учету на счете 111 60.
Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2021 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, «поднимать» такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с «забаланса» и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с «забаланса» на баланс, – в нашем специальном Обзоре.
Подчеркнем: основанием как для отнесения или переноса НМА на счет 102 00 или 111 60, так и для списания краткосрочных прав пользования может быть только акт профильной комиссии! К вопросу о том, как и когда комиссия должна заняться этим вопросом, мы еще вернемся.
Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, до 2020 года включительно для нематериальных активов, по которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, то есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливался из расчета 10 лет. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются вообще.
Поэтому по тем НМА, по которым в 2020 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, срок нужно пересмотреть, и если в 2021 году они будут классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования, то тогда начисление амортизации по ним следует прекратить. Но для этого нужно четко разобраться с условиями договоров и иных документов, на основании которых получены исключительные права.
А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.
Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.
А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности хватает, причем начиная с этапа заключения контракта на создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами на созданный НМА будет обладать заказчик и насколько эффективным будет расходование бюджетных средств на оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта на создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом власти в 2021 году:
Кому принадлежит исключительное право на созданный объект?
Кто сможет пользоваться неисключительными правами на объект?
Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию)
Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать заказчику