счет 10621 в бюджетном учете для чего используется
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2020-2021
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из 5 разделов:
В нефинансовые активы входят:
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают в себя:
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Коротко об основах бюджетного учета
Рабочий счет состоит из 26 знаков:
первые 17 знаков — КПС (классификационный признак счета);
18 разряд — КФО (код финансового обеспечения);
с 19 по 23 разряд — Счет единого плана счетов;
с 24 по 26 разряд — КЭК (код экономической классификации).
При составлении проводки сначала определяем 19-23 разряды счетов Дт и Кт. Для этого можно воспользоваться хитростью — составить проводку по коммерческому плану счетов и «перевести» проводку на счета бюджетного учета.
В таблице представлены некоторые аналоги счетов:
Счета коммерческого плана счетов
Аналог из бюджетного учета — счет единого плана счетов государственных учреждений
Амортизация основных средств
Амортизация нематериальных активов
Вложения во внеоборотные активы
Животные на выращивании и откорме
НДС по приобретенным ценностям
201.11, 304.05, 210.02, 201.21
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками
Расчеты по налогам и сборам
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчеты с подотчетными лицами
Прочие доходы и расходы
Резервы предстоящих расходов
Расходы будущих периодов
Доходы будущих периодов
В 1С: БГУ с прошлого года у счетов появился срок действия. Например, счет 208.96, действующий до 31.12.2018 назывался «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», а 208.96, действующий с 01.01.19 называется «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам». То есть в плане счетов с одним и тем же номером может быть несколько счетов разного назначения. При составлении проводки нужно ориентироваться на дату, когда эта проводка должна быть отражена.
Определив Счет-группу, переходим к определению субсчета. Тут уже можно ориентировать на названия субсчетов. Например: счет-группа 302.00 имеет субсчета: 302.21 — Расчеты по услугам связи, 302.23 — Расчеты по коммунальным услугам и т.д.
Если с определением счета возникнет сложность, то всегда можно обратиться к Приказу Минфина РФ N157н от 01.12.2010. В этом приказе описан Единый План Счетов ( ЕПС ) и Инструкция по его применению.
ЕПС состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:
Счет 10621 в бюджетном учете для чего используется
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Счет 10621 в бюджетном учете для чего используется
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2020 году бюджетным учреждением в рамках переданных полномочий осуществлялось строительство дома-интерната. Расходы на строительство учитывались по КОСГУ 310 на счете 106. Работы по строительству включали в себя: линии электропередачи (ЛЭП), тепловые сети, водопровод, канализацию, систему пожарной сигнализации, систему видеонаблюдения, асфальтовое покрытие. В дальнейшем за бюджетным учреждением было закреплено право оперативного управления на данный дом-интернат. Был передан счет 106 11 с КФО 1 на КФО 4. После регистрации такого права дом-интернат в марте 2020 года был принят к учету на счет 101 11 310 в размере всей суммы, учтенной на счете 106 11. Нужно ли было принимать на учет отдельно объекты, указанные в актах выполненных работ: ЛЭП, тепловые сети, водопровод, канализация, система видеонаблюдения, система пожарной сигнализации, асфальтовое покрытие? Если да, то в каком порядке исправить ошибку прошлых лет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Распределение суммы произведенных при строительстве капитальных вложений между затратами, формирующими стоимость объекта недвижимости, и затратами, формирующими стоимость движимого имущества (при наличии такового), отражается в учете на основании решения комиссии учреждения после завершения всего объема работ перед вводом объектов в эксплуатацию. Необходимость отражения исправительных бухгалтерских записей возникает в том случае, если комиссией по поступлению и выбытию активов будет принято решение о наличии самостоятельных объектов движимого имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— постановление Восьмого ААС от 10.07.2017 по делу N А70-756/2017;
— постановление АС Уральского округа от 28.05.2018 по делу N А07-21662/2017.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Счет 10621 в бюджетном учете для чего используется
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Казенным учреждением в 2020 году за счет целевых средств 31 декабря по 310 КОСГУ была приобретена мемориальная доска и отражена на счете 106 31 (предполагается передача капвложений другому учреждению). Первичные документы по получению и оприходованию вложений в основные средства (ОС) были оформлены в декабре. При осуществлении платежа была допущена ошибка реквизитов. Данная ошибка была выявлена в январе 2021 года, когда на расчетный счет учреждения поступил возврат и отражен как кассовое поступление по Дебет 1 304 05 310 Кредит 302 31 736 по КБК прошлого года. Возращенные контрагентом денежные средства были перечислены в доход бюджета. Повторный платеж был осуществлен в январе 2021 года за счет денежных средств на финансовый год 2021 года по КБК по основной деятельности (по согласованию с финорганом). Так как повторный платеж произведен по КБК основной деятельности в 2021 году, а доска отражена на счете 106 31 по КБК целевых средств в 2020 году, получилась «пересортица» КБК и некорректное отражение в учете вложений в ОС, в связи с чем образуется ошибка в бухгалтерской отчетности. Какими операциями, по какому КБК и в какой момент следует отразить на счете 106 31 вложения в ОС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок переноса показателей остатков по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета участников бюджетного процесса в связи с изменением бюджетной классификации необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС и (или) финорганом. Учитывая, что в текущем году кредиторская задолженность будет погашена за счет ЛБО, доведенных по иным кодам классификации расходов бюджетов, переносу на счета аналитического учета, содержащие в 1-17 разрядах актуальные коды бюджетной классификации подлежат не только показатели счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», но и счетов 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам».
Обоснование вывода:
Порядок применения бюджетной классификации утверждается на определенный финансовый период. В случае утверждения новых кодов бюджетной классификации расходов на новый финансовый период применение в таком финансовом периоде ранее действовавшей бюджетной классификации по общему правилу недопустимо (ст. 18, 21 БК РФ, п. 5 Порядка N 85н). В связи с этим при подготовке ответа мы не рассматриваем правомерность действий финансового органа, в котором открыт лицевой счет казенному учреждению как получателю бюджетных средств, в случае зачисления средств в текущем году на лицевой счет с использованием бюджетной классификации расходов, применение которой утратило силу с 1 января текущего года.
В 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счетов 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» указываются коды (составные части кодов) классификации расходов бюджета, аналогичные тем, которые указываются при формировании 1-17 разрядах номеров счетов аналитического учета счетов 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 502 01 «Принятые обязательства» и 502 02 «Принятые денежные обязательства». В рассматриваемой ситуации в результате неверно указанных реквизитов при перечислении средств контрагенту у казенного учреждения на начало отчетного периода, по сути имелась кредиторская задолженность перед таким контрагентом и одновременно дебиторская задолженность в размере перечисленных по неверно указанным реквизитам бюджетных средств. Учитывая, что возвращенные на лицевой счет получателя бюджетных средств в текущем финансовом году суммы подлежат перечислению в доход бюджета в качестве доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, а кредиторская задолженность подлежит погашению за счет доведенных в текущем году ЛБО, полагаем, что по состоянию на отчетную дату в бюджетной отчетности подлежали отражению:
— кредиторская задолженность перед контрагентом на счете 302 ХХ;
— дебиторская задолженность на счете 209 36, которая перенесена на указанный счет последним днем отчетного периода со счета 209 34. При этом в 1-17 разрядах номера аналитического учета указывался соответствующий код классификации расходов бюджета, соответствующих коду классификации расходов, указанным в счетах 304 05, 302 ХХ, 502 01 и 502 02.
Для восстановления в бюджетном учете соответствующих показателей, по нашему мнению, необходимо признать ошибочным отражение в 2020 году операции по погашению кредиторской задолженности перед контрагентом: дело в том, что перечисление денежных средств по неверно указанным реквизитам не может рассматриваться в качестве операции по исполнению обязательств перед конкретным контрагентом. При этом согласно учетной политике*(1) учреждения расчеты по таким суммам могут в течение отчетного периода учитываться на счете 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат». В подобной ситуации для восстановления в учете показателей дебиторской и кредиторской задолженности в качестве операций по исправлению ошибок прошлых лет*(2) может быть использована следующая схема корреспонденций счетов:
1. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 302 31 73Х
Дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КРБ 1 304 86 731
— отражено восстановление в учете кредиторской задолженности перед контрагентом в результате перечисления средств с указанием некорректных реквизитов;
2. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 34 66Х «Красное сторно»
дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КРБ 1 304 86 731 «Красное сторно»
— отражено восстановление в учете дебиторской задолженности в размере средств, подлежащих возврату;
3. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 209 36 66Х
Кредит КДБ 1 209 34 56Х Кредит 1 304 86 731
— отражен перенос дебиторской задолженности в состав дебиторской задолженности прошлых лет.
Не исполненные в прошлом году денежные обязательства подлежат перерегистрации в текущем году (п. 312 Инструкции N 157н). Учитывая, что в текущем году кредиторская задолженность будет погашена за счет ЛБО, доведенных по иным кодам классификации расходов бюджетов, переносу на счета аналитического учета, содержащие в 1-17 разрядах актуальные коды бюджетной классификации подлежат не только показатели счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», но и счетов 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам».
Перенос показателей остатков по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета участников бюджетного процесса в связи с изменением бюджетной классификации отражается в учете качестве операций межотчетного периода (п. 11.1.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 NN 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897, п. 1.9.11 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). В рассматриваемой ситуации «перенос» показателей по счетам бюджетного учета связан с изменением источника финансового обеспечения не исполненных в прошлом году обязательств. Порядок переноса показателей по аналитическим счетам учета в данной ситуации нормативно не урегулирован, в связи с чем определить его необходимо в рамках учетной политики по согласованию с ГРБС и (или) финорганом. При этом, по нашему мнению, оснований для применения счета 401 30 в целях отражения операций по переносу показателей в рассматриваемой ситуации нет: такой подход был бы обоснован в том случае, если применяемые в прошлом году коды бюджетной классификации утратили бы свою актуальность. В рассматриваемой ситуации решение об изменении источника финобеспечения расходов принято в текущем году. Соответственно, «перенос» показателей по соответствующим счетам аналитического учета необходимо отразить не в межотчетный период, а датой принятия соответствующего решения, то есть в качестве операций текущего финансового года. В целях «вспомогательного» счета в целях отражения операций по переносу может быть определен счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 304 06 831 Кредит КРБ 1 106 31 310
Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 304 06 731
— отражен перенос показателей сформированных вложений;
2. Дебет КРБ 1 302 31 831 Кредит КРБ 1 304 06 731
Дебет КРБ 1 304 06 831 Кредит КРБ 1 302 31 831
— отражен перенос показателей кредиторской задолженности;
3. Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 310
— отражена перерегистрация неисполненных бюджетных обязательств;
4. Дебет КРБ 1 502 11 310 Кредит КРБ 1 502 12 310
— отражена перерегистрация принятых денежных обязательств;
5. Дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КДБ 1 209 36 66Х*(1)
— отражен возврат средств на лицевой счет получателя бюджетных средств;
6. Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КРБ 1 304 05 310*(1)
— возвращенные на лицевой счет ПБС средства перечислены в доход бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Корреспонденции счетов, применяемые для «восстановления» в учете дебиторской и кредиторской задолженности, а также по перечислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет при ее возврате на лицевой счет ПБС необходимо предусмотреть в учетной политике по согласованию с ГРБС (п. 2 Инструкции N 162н).
*(2) Подробнее смотрите в материале «Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для бюджетной сферы)».
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter