счет 108 имущество казны
Энциклопедия решений. Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00
Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00
Вид имущества казны
Аналитический код вида синтетического счета объекта учета (п. 144 Инструкции N 157н)
Материальные основные фонды
1 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
2 «Движимое имущество, составляющее казну»
Нематериальные основные фонды
4 «Нематериальные активы, составляющие казну»
5 «Непроизведенные активы, составляющие казну»
6 «Материальные запасы, составляющие казну»
Находящиеся в составе государственных запасов драгоценные металлы и драгоценные камни (учитываются обособленно):
— ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
— самородки драгоценных металлов;
— слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия;
— монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ
3 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»
Примечание
Подарки, поступающие в собственность публично-правового образования в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 575 ГК РФ, могут передаваться в состав имущества казны и учитываться на счете 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (см. Типовое положение, утв. постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10; письма Минфина России от 27.05.2015 N 02-07-10/30484, от 09.10.2015 N 03-03-05/57825).
Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой субъекта учета (п. 143 Инструкции N 157н).
Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования (п. 145 Инструкции N 157н).
Конкретный порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета. При этом Инструкция N 157н устанавливает минимальные требования к периодичности отражения в учете операций с объектами имущества казны: не реже чем на отчетную месячную дату.
Таким образом, в бухгалтерской службе уполномоченных органов может отсутствовать информация о стоимости каждого отдельного объекта имущества казны. Однако в большинстве случаев финансовые органы устанавливают порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н.
Внимание
Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает требование о соответствии данных, отражаемых в реестре имущества публично-правового образования и бюджетном учете уполномоченного органа (см., в частности, п.п. 94, 145 Инструкции N 157н, а также письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686). Следовательно, в бюджетном учете уполномоченного органа необходимо отражать информацию о всех объектах имущества, учтенных в соответствующем реестре государственного (муниципального) имущества.
В целях осуществления синтетического учета нефинансовых активов имущества казны применяются следующие регистры (п.п. 146, 151 Инструкции N 157н):
Операции, подлежащие учету
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов
Могут отражаться следующие операции с нефинансовыми активами имущества казны:
Конкретный порядок использования Журналов операций в данном случае желательно определить в учетной политике
Журнал по прочим операциям
Могут отражаться операции по поступлению объектов имущества казны, в том числе находящихся в пути
Примечание
Имущество казны, переданное по концессионному соглашению, необходимо учитывать одновременно (письмо Минфина России от 22.07.2016 N 02-06-10/43318):
— на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» (в т.ч. с использованием специального аналитического счета);
— на забалансовом счете 25 или 26 (в зависимости от того, является ли пользование возмездным).
Кроме того, за балансом такое имущество надо учитывать обособленно (письмо Минфина России от 05.05.016 N 02-07-10/26061). С этой целью:
— к забалансовому счету можно ввести дополнительную аналитику по виду переданного по концессионному соглашению имущества и по концессионным соглашениям;
— предусмотреть специальный забалансовый счет.
Инвентаризация имущества казны проводится в соответствии с порядком, сформированным в рамках учетной политики субъекта учета (см., в частности, письма Минфина России от 30.12.2013 N 02-06-010/58448, от 03.10.2013 N 02-06-10/41147). При этом инвентаризацию целесообразно осуществлять путем выверки данных бюджетного учета с данными из реестра имущества публично-правового образования, а также в части объектов недвижимого имущества с данными государственных реестров (письмо Минфина России от 24.03.2016 N 02-07-10/17037).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бюджетного учета нефинансовых активов имущества казны, смотрите в путеводителе для казенных учреждений.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на октябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Счет 108 имущество казны
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Орган местного самоуправления принимает к бухгалтерскому учету объекты имущества казны на счет 108.
Должна ли заводиться инвентарная карточка на эти объекты?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Орган местного самоуправления вправе не открывать Инвентарные карточки при принятии к бюджетному учету объектов имущества казны, если иное не предусмотрено соответствующим финансовым органом или учетной политикой самого субъекта учета.
Обоснование вывода:
Для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, предназначен счет 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» (п.п. 141, 142 Инструкции N 157н). В соответствии с прямой нормой п. 143 Инструкции N 157н объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой субъекта учета.
Однако в силу п. 145 Инструкции N 157н необходимо учитывать тот факт, что финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ обладает правом установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного (бухгалтерского) учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н.
Таким образом, орган местного самоуправления не должен открывать Инвентарные карточки при принятии к бюджетному учету объектов имущества казны, если иное не предусмотрено соответствующим финансовым органом или учетной политикой самого субъекта учета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Счет 108 имущество казны
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Возможно ли учесть на счете 108 00 в составе имущества казны объекты недвижимости, полученные от другого муниципального образования, до регистрации права собственности на них принимаемой стороной?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Счет 108 имущество казны
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Орган управления муниципальным имуществом приобретает жилые помещения, которые после государственной регистрации права собственности подлежат передаче в казну муниципального образования в этот же орган управления муниципальным имуществом. По прошествии пяти лет некоторые жилые помещения приватизируются гражданами.
Какими бухгалтерскими записями следует отражать вышеперечисленные операции? Какие код вида дохода и КОСГУ указывать?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Особенности бюджетного учета
Рассмотрим на примерах особенности отражения в бюджетном учете отдельных видов расходов на благоустройство территории.
Приобретение скамеек и урн
Пример 1. В рамках благоустройства территории по контракту, заключенному органом местного самоуправления с поставщиком, были приобретены скамейки и урны на сумму 120 000 руб. Работы по их установке производились по отдельному договору со сторонней организацией на сумму 30 000 руб. Скамейки и урны учтены в составе имущества казны муниципального образования.
Органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций (ч. 2 ст. 41 Федерального закона N 131-ФЗ).
Имущество в состав казны принимается на основании распоряжения главы публично-правового образования.
Расходы органа местного самоуправления на приобретение и установку скамеек, урн необходимо отражать по КВР 244 в увязке со статьей 310 и подстатьей 228 КОСГУ соответственно. Эти затраты следует относить на формирование первоначальной стоимости объектов основных средств.
Для учета скамеек и урн в составе имущества казны предназначен счет 1 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну» (п. 144 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н). А для учета капвложений в эти объекты — счет 1 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество» (п. 130 Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции N 162н).
С даты включения объектов основных средств в состав имущества казны амортизация по ним не начисляется, если иное не установлено нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество казны (п. 94 Инструкции N 157н).
В бюджетном учете соответствующие операции отразятся с применением следующих корреспонденций счетов:
Отражены капвложения в объекты основных средств (скамейки и урны)
Перечислены денежные средства:
за поставленные скамейки и урны
за выполненные работы по их установке
Приняты в состав имущества казны объекты основных средств в сумме фактических вложений
(120 000 + 30 000) руб.
Возведение спортивной площадки
Пример 2. Казенное учреждение заключило контракт с коммерческой организацией на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. По завершении работ спортивная площадка принята к учету как недвижимое имущество в составе основных средств (код по ОКОФ 220.41.20.20.900).
Расходы на возведение многофункциональной спортивной площадки — объекта капитального строительства необходимо отражать по КВР 414 в увязке со статьей 310 КОСГУ (см. Письмо Минфина России от 12.12.2019 N 02-05-10/97180).
Спортивная площадка подлежит учету в составе основных средств на счете 1 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения» по первоначальной стоимости, которая формируется на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество» (п. 53, 130 Инструкции N 157н, п. 30 Инструкции N 162н).
Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, принимаются к бюджетному учету в составе основных средств при наличии документов, подтверждающих такую регистрацию, приложенных к первичным учетным документам (акту ввода объекта в эксплуатацию, акту приема-передачи нефинансовых активов). До момента регистрации права имущество подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 36, 333 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7925, от 24.07.2018 N 02-06-05/51873, от 11.11.2016 N 02-06-10/66367).
Спортивной площадке присвоен код по ОКОФ 220.41.20.20.900 «Сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки». На основании Классификации основных средств этот объект относится к шестой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).
Сумма амортизационных отчислений по указанному объекту основных средств рассчитывается в соответствии с его максимальным сроком полезного использования, установленным для этой группы (п. 44 Инструкции N 157н). Значит, срок полезного использования спортивной площадки составит 15 лет (180 месяцев).
В бюджетном учете необходимо оформить следующие бухгалтерские записи: