счет 140 в бюджете
Финансисты детализировали статью КОСГУ 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»
Введенным в действие приказом Минфина России от 27 декабря 2017 г. № 255н предусмотрены изменения порядка применения кодов бюджетной классификации.
Подробнее о новшествах в учете учреждений в Обзорах изменений законодательства
(для бухгалтера госсектора) интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Доходы бюджетных и автономных учреждений, а также доходы бюджетов от сумм принудительного изъятия следует учитывать согласно предусмотренной новым приказом детализации статьи КОСГУ 140:
Какой доход получаем
Советы по применению КОСГУ
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг
1. В наших справках можно посмотреть перечень штрафов, уплачиваемых при закупках по:
2. О штрафах и пенях, начисляемых по Закону № 44-ФЗ:
Денежные взыскания (штрафы) за несвоевременную оплату поставки товаров, работ и услуг
Штрафные санкции по долговым обязательствам
Поступления страхового возмещения от страховых организаций
Возмещение ущерба имуществу, за исключением полученных страховых возмещений
Доходы от возмещения ущерба, нанесенного недостачами НФА, отражайте соответствующим статьям группы КОСГУ 400 «Выбытие нефинансовых активов».
Поступление денег в счет возмещения недостачи основных средств отражайте по подстатье КОСГУ 410 «Уменьшение стоимости основных средств».
Прочие доходы от сумм принудительного изъятия
Перечень расходов, которые можно учитывать по новому коду 145 – открытый. Главное, чтобы расходы относились к суммам принудительного изъятия – обязательство по уплате этих сумм должно возникать в силу закона или исполнительного документа.
1. Административный штраф по КоАП – на основании постановления контролирующего органа.
2. Возмещение на основании решения суда ущерба, нанесенного незаконным или нецелевым расходованием средств.
Разграничивайте суммы принудительного изъятия и доходы от компенсации затрат. Например, если сотрудник добровольно возмещает стоимость трудовой книжки или неслужебных телефонных переговоров, применяйте новый код 134 «Доходы от компенсации затрат».
Документы по теме:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Учет запасов в соответствии с их целевым назначением: разъяснения Минфина
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Начиная с 2020 года при учете запасов следует применять положения ФСБУ «Запасы» и Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, в котором доведены Методические рекомендации по применению указанного стандарта (далее – Методические рекомендации). В данном документе разъяснены правила учета материальных запасов в соответствии с их целевым назначением. Подробнее об этом расскажем в публикации.
Cогласно п. 118 Инструкции № 157н материальные запасы учитываются по соответствующим аналитическим счетам:
105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
105 02 000 «Продукты питания»;
105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;
105 04 000 «Строительные материалы»;
105 05 000 «Мягкий инвентарь»;
105 06 000 «Прочие материальные запасы»;
105 07 000 «Готовая продукция»;
105 09 000 «Наценка на товары».
Минфин пояснил, что если бухгалтеру не удается отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). К примеру, учреждение приобрело шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору они относятся к изделиям текстильным готовым (кроме одежды), то есть являются мягким инвентарем и учитываются на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».
Однако если невозможно точно определить счета аналитического учета, то их целесообразно учитывать в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
В 24 – 26-м разрядах счета 0 105 хх 000 (последние 3 цифры) указывается соответствующая подстатья статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отнесение на которую осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
В Методических рекомендациях на примерах рассмотрены особенности применения КОСГУ и бухгалтерских счетов в отношении приобретения и списания отдельных видов материальных запасов.
Лекарственные препараты и медицинские изделия
В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
При этом согласно Общероссийскому классификатору лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок и другие расходные материалы медицинского назначения. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Поэтому многие учреждения здравоохранения при приобретении таких изделий, применяемых в медицинских целях, используют счет 0 105 06 341, а не 0 105 01 341.
Обратите внимание: в настоящее время подготовлен проект изменений в Инструкцию № 157н, после внесения которых счет 105 01 000 будет называться «Лекарственные препараты и медицинские материалы». На нем будут учитываться не только медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, но и материалы, применяемые в медицинских целях (такие как шприцы, катетеры и т. п.).
В Методических рекомендациях приведены следующие корреспонденции счетов по поступлению и списанию материальных запасов, включенных в группу «Медикаменты и перевязочные средства»:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение медикаментов и медицинских материалов, в том числе медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок, применяемых в медицинских целях
0 106 34 341
0 105 31 341
0 302 34 73х
0 106 34 341
Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства»
0 109 х0 272
0 401 20 272
В то же время расходы на приобретение лекарственных препаратов и материалов, не предназначенных для применения в медицинских целях, подлежат отражению по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение аптечек, лекарственных препаратов и т. п.для нужд учреждения
0 106 34 346
0 105 36 346
0 302 34 73х
0 106 34 346
Выбытие израсходованных материальных ценностей, относящихся к объектам материальных запасов по группе «Медикаменты и перевязочные средства», применяемых для нужд учреждения
0 109 х0 272
0 401 20 272
Бутилированная вода
Согласно Порядку № 209н приобретение питьевой воды в бутылях может осуществляться по разным кодам КОСГУ в зависимости от целевого назначения:
1. Если в учреждении имеется система централизованного питьевого водоснабжения, но в его функции входит обеспечение питанием различного контингента (например, детей в дошкольных образовательных учреждениях, больных, находящихся в медицинских организациях), бутилированная вода приобретается по подстатье 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение бутилированной питьевой воды, предусмотренной нормативами обеспечения питанием, включенной в меню-раскладку
0 106 34 342
0 105 32 342
0 302 34 73х
0 106 34 342
Выбытие израсходованной бутилированной воды
0 109 х0 272
0 401 20 272
2. В случае, если в учреждении отсутствует система централизованного водоснабжения (либо уполномоченным органом выдано заключение о несоответствии воды санитарным нормам), приобретение бутилированной воды следует отражать по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение бутилированной питьевой воды при отсутствии питьевого водоснабжения либо при несоответствии санитарным нормам
0 106 34 349
0 105 36 349
0 302 34 73х
0 106 34 349
Выбытие израсходованной бутилированной воды
0 109 х0 272
0 401 20 272
3. В случае, если в учреждении есть централизованное водоснабжение и нет обязанности по обеспечению питанием различного контингента (например, посетителей, работников отделов), такие расходы отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов» КОСГУ.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение бутилированной питьевой воды для посетителей, работников и т. п.
0 106 34 346
0 105 36 346
0 302 34 73х
0 106 34 346
Выбытие израсходованной бутилированной воды
0 109 х0 272
0 401 20 272
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления
0 106 34 343
0 105 33 343
0 302 23 73х
0 106 34 343
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления
0 109 х0 223
0 401 20 223
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения)
0 109 х0 272
0 401 20 272
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
По нашему мнению, приобретение и списание твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ следует отражать только в рамках заключенных договоров о предоставлении коммунальных услуг. Если твердое топливо приобретается для нужд учреждения (не в рамках договоров о предоставлении коммунальных услуг), то нужно применять следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления (не в рамках договоров о предоставлении коммунальных услуг)
0 106 34 343
0 105 33 343
0 302 34 73х
0 106 34 343
В Методических рекомендациях также отмечено, что стоимость приобретенного природного газа, поступающего в учреждение по трубопроводу (не подлежащего хранению), относится на расходы текущего финансового периода – по дебету счета 0 401 20 223 (либо 0 109 х0 223).
Приобретение молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда
Согласно п. 10.1.4 Порядка № 209н расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, относятся на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ.
При приобретении и списании названных материальных ценностей применяются следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда
0 106 34 346
0 105 36 346
0 302 14 73х
0 106 34 346
Выбытие молока или других равноценных пищевых продуктов при выдаче их упомянутым работникам
0 109 х0 214
0 401 20 214
Призы, знамена, кубки, медали
В соответствии с п. 11.4.8 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, в том числе подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Таким образом, приобретение призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретенных и предназначенных для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров, отражается на счете 0 105 36 349.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приобретение призов, знамен, кубков, медалей, предназначенных для вручения
0 106 34 349
0 105 36 349
Забалансовый счет 07
0 302 34 73х
0 106 34 349
Вручение призов, знамен, кубков, медалей
0 109 х0 272
0 401 20 272
0 105 36 449
Забалансовый счет 07
Минфин напомнил в Методических рекомендациях, что отражение ценных подарков (сувениров) на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» осуществляется с момента приобретения (в случае, когда материальные ценности принимаются на склад) и до момента вручения ценных подарков (сувениров).
При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувениров), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров)).
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению памятных подарков (сувенирной продукции), а также бланков строгой отчетности определен в Письме Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-07-07/31230.
Венки, цветы для возложения к памятникам
В Методических рекомендациях разъясняется, что расходы на приобретение (изготовление) венков, цветов, а также оплата услуг по их изготовлению относятся на финансовый результат текущего года по дебету счета 0 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» и кредиту счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» без отражения на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Строительные материалы
Согласно п. 11.4.4 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) строительных материалов, за исключением строительных материалов для целей капитальных вложений, относятся на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Таким образом, строительные материалы, приобретенные (изготовленные) в целях выполнения строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), следует отражать по дебету счета 0 105 34 344 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения».
Все виды материалов, включая строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для целей капитальных вложений (в рамках капитального ремонта с реконструкцией), подлежат отражению на счете 0 105 34 347 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения».
В то же время строительные материалы, приобретенные (изготовленные) для ремонта движимого имущества – объектов нефинансовых активов (например, приобретение ДСП, стекла, шурупов для ремонта мебели), следует отражать на счете 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения».
Помимо рассмотренных правил учета материальных запасов, в Методических рекомендациях:
приведен перечень случаев, когда положения ФСБУ «Запасы» не применяются (в том числе при ведении бухгалтерского учета библиотечных фондов, живых организмов, культивируемых для получения биологической продукции, объектов культурного наследия, финансовых инструментов);
разъяснен порядок определения первоначальной стоимости материальных запасов, в том числе при обменной операции, изготовлении собственными силами, а также если их стоимость выражена в иностранной валюте;
даны рекомендации по формированию резерва под снижение стоимости запасов;
разъяснены вопросы по реклассификации материальных запасов.
Отдельные рекомендации посвящены переходным положениям ФСБУ «Запасы» при его первом применении.
Как бюджетной организации отразить в учете восстановление в бюджет косвенных расходов
Бюджетными организациями расходы по основной (бюджетной) и внебюджетной деятельности учитываются раздельно и финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных средств соответственно. В том случае, если на внебюджетную деятельность расходуются средства бюджета, они подлежат восстановлению в бюджет (п. 10, 16, 18 Положения о внебюджетных средствах N 641, вопрос 4 письма Минфина, Минздрава N 6-1-22/2482/10-31/586).
Восстановление средств производится путем уменьшения кассовых расходов бюджета по соответствующим статьям, подстатьям, элементам расходов бюджетной классификации. Для этого внебюджетные средства, предназначенные для восстановления расходов бюджета, зачисляются на счета казначейства. Они отражаются по лицевому счету организации и в дальнейшем используются ею для оплаты соответствующих расходов по бюджету (п. 16 Положения о внебюджетных средствах N 641, ч. 3 подп. 40.1 Инструкции об исполнении бюджетов N 63).
На заметку
В определенных случаях законодательством предусматривается освобождение от восстановления расходов бюджета, приходящихся на внебюджетную деятельность (п. 4, 8 и 9 Положения о внебюджетных средствах при оказании платных медуслуг N 982).
В бухучете расходы бюджетных организаций, предназначенные к распределению по источникам финансирования (косвенные расходы), отражаются по дебету субсчета 210 «Расходы к распределению» (ч. 1 п. 10 Инструкции по учету расходов N 157).
При этом восстановление в бюджет на счета казначейства части косвенных расходов, приходящихся на внебюджетную деятельность, отражаются в бухучете следующим образом (ч. 2 и 5 п. 10 Инструкции по учету расходов N 157, ч. 1 п. 18 Положения о внебюджетных средствах N 641):
Корреспонденция счетов по учету восстановления в бюджет косвенных расходов
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Оплачены со счета казначейства расходы организации, предназначенные к распределению по источникам финансирования | 178 и др. | 100 |
Одновременно отражается факт получения бюджетного финансирования на оплату расходов | 100 | 140 (230) |
Отражены расходы, предназначенные к распределению по источникам финансирования | 210 | 178 и др. |
Отнесена на расходы по бюджету распределенная на данный источник финансирования сумма | 200 | 210 |
Отнесена на расходы по внебюджетной деятельности соответствующая сумма расходов | 211 (080, 082) | 210 |
Зачислена с текущего внебюджетного счета на текущий бюджетный счет сумма, подлежащая восстановлению в бюджет | 100 | 111 |
Восстановлены кассовые расходы путем перечисления денежных средств с текущего бюджетного счета на счет казначейства | 140 (230) | 100 |
——————————— Зачисленные на текущий бюджетный счет денежные средства подлежат перечислению на счет казначейства в течение трех рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом в заявке в поле «Назначение платежа» указывается учетный номер казначейства (УНК), вид операции, а также коды бюджетной классификации расходов бюджета, по которым восстанавливаются кассовые расходы (ч. 1 подп. 40.1 Инструкции об исполнении бюджетов N 63). Денежные средства, поступившие на восстановление кассовых расходов, казначейство отражает по лицевому счету бюджетной организации по тем же кодам бюджетной классификации расходов бюджета, по которым произведены кассовые расходы, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца (ч. 1 подп. 43 Инструкции об исполнении бюджетов N 63) |
Иногда для оказания платных услуг бюджетной организацией могут использоваться приобретенные за счет бюджетных средств материальные запасы. В этом случае расходы бюджета также подлежат восстановлению.
В бухучете данные операции отражаются следующими записями:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Оплачена стоимость материальных запасов со счета казначейства | 178 и др. | 100 |
Одновременно отражается получение бюджетного финансирования на оплату расходов по приобретению | 100 | 140 (230) |
Оприходованы материальные запасы | 06 и др. | 178 и др. |
Отнесена на расходы по бюджету стоимость материальных запасов, израсходованных на основную деятельность | 200 | 06 и др. |
Отнесена на расходы по внебюджетной деятельности стоимость материальных запасов, использованных на внебюджетную деятельность | 211 (080, 082) | 06 и др. |
Зачислена с текущего внебюджетного счета на текущий бюджетный счет сумма средств, подлежащая восстановлению в бюджет | 100 | 111 |
Восстановлены кассовые расходы путем перечисления денежных средств с текущего бюджетного счета на счет казначейства | 140 (230) | 100 |
В ситуации, когда расходы на внебюджетную деятельность были отнесены на расходы по бюджету в дебет субсчета 200, рекомендуем следующие проводки по восстановлению средств в бюджет:
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Отражаются методом «красное сторно» расходы по бюджету, приходящиеся на внебюджетную деятельность и подлежащие восстановлению в бюджет | 200 | 178 и др. |
Отнесена на расходы по внебюджетной деятельности сумма расходов, предназначенная к восстановлению в бюджет | 211 (080, 082) | 178 и др. |
Зачислена с текущего внебюджетного счета на текущий бюджетный счет сумма средств, подлежащая восстановлению в бюджет | 100 | 111 |
Восстановлены кассовые расходы путем перечисления денежных средств с текущего бюджетного счета на счет казначейства | 140 (230) | 100 |
——————————— Конкретный порядок бухучета операций по восстановлению расходов бюджета в законодательстве не прописан. Некоторыми специалистами бюджетного учета предлагается иной вариант бухгалтерских записей в данном случае (см. статью «Расходы от предпринимательской деятельности бюджетной организации: восстановление на счета казначейства», автор — О.Г.Козарез) |
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex