счет 206 в казенном учреждении
Энциклопедия решений. Расчеты по выданным авансам. Счет 206 00 (для бюджетной сферы)
Расчеты по выданным авансам. Счет 206 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Учет задолженности дебиторов по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат (п. 203 Инструкции N 157н).
Внимание
Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. В иных случаях суммы перечисленных (выданных) предварительных оплат (авансов) переоценке не подлежат.
Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при переоценке и расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.
В бухгалтерском учете операции по счету 206 00 отражаются учреждением на основании первичных учетных документов (п. 7 Инструкции N 157н), оформленных в том числе и с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Внимание
По состоянию на отчетную дату отрицательные остатки (кредиторская задолженность) по счету 206 00 не допускаются (п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, п.п. 1.1.5, 2.7, 5.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919).
Кроме того, на счете 206 00 не подлежат учету суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров, при ведении претензионной работы. Указанные суммы списываются в дебет счета 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (см. абз. 13 п. 86 Инструкции N 162н, абз. 12 п. 109 Инструкции N 174н, абз. 12 п. 112 Инструкции N 183н).
Списание с балансового учета нереальной ко взысканию суммы задолженности по предоставленным авансам отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» с приложением первичных документов и одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Аналитический учет по счету 206 00 «Расчеты по выданным авансам» согласно п. 205 Инструкции N 157н ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов.
Группируются расчеты по выданным авансам в разрезе видов выплат, утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета (п. 204 Инструкции N 157н).
Синтетический учет по счету 206 00 «Расчеты по выданным авансам» согласно п. 206 Инструкции N 157н ведется в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 206 Инструкции N 157н).
Кроме того, в рамках учетной политики в учреждении может быть принято решение о ведении в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), в том числе, и аналитического учета операций по счету 206 00.
Пример
1 июля бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС, в соответствии с условиями договора перечислило аванс поставщику в размере 30 процентов суммы договора:
— на поставку расходных материалов на сумму 150 000 руб.
5 июля поставщиком поставлено оборудование и представлено уведомление о невозможности поставки расходных материалов в связи с их утратой в результате пожара на складе.
6 июля на лицевой счет учреждения зачислена сумма аванса за материалы, возвращенная поставщиком. Учреждением произведен окончательный расчет по оплате стоимости поставленного оборудования.
В бухгалтерском учете учреждения следует сделать записи:
В бюджетном учреждении
В автономном учреждении
Перечислена сумма аванса поставщику за оборудование
Перечислена сумма аванса поставщику за материалы
Поступило оборудование от поставщика
Зачтена сумма аванса за оборудование
Отражен возврат аванса за материалы поставщиком
Произведен окончательный расчет с поставщиком за оборудование
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по выданным авансам, смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на сентябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
В. Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Шершнева, заместитель руководителя направления, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
А. Суховерхова, заместитель руководителя направления, член Союза развития государственных финансов
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, руководитель проекта, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, руководитель проекта, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, руководитель проекта, аудитор
А. Кузьмина, руководитель проекта, кандидат юридических наук
Ю. Железнева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
Направление осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений. В структуру направления входят Объединенная редакция «Бюджетная сфера» и Департамент бюджетной методологии.
К компетенции Объединенной редакции «Бюджетная сфера» относится:
Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании «Гарант», включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.
К компетенции Департамента бюджетной методологии относится:
1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.
2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.
3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.
4. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.
5. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.
6. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.
7. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.
8. Разработка программ повышения квалификации.
9. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета», «Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах» и др.).
В составе направления работают специалисты занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности. Ряд специалистов направления имеет опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти, а также опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
Счет 206 в казенном учреждении
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2017 году в казенном учреждении на счете 206 26 в сумме 0,01 руб. числилась нереальная к взысканию дебиторская задолженность (задолженность «тянется» с 2000-х годов). В 2017 году казенное учреждение методом «Красное сторно» Дебет 401 20 273 Кредит 206 26 660 ошибочно, вместо того, чтобы списать дебиторскую задолженность на сумму 0,01 руб., увеличило ее сумму. В соответствии с данной хозяйственной операцией в бюджетном учете в 2018 году числится дебиторская задолженность на счете 206 26 в сумме 0,02 руб., которой не должно быть. Какими проводками внести исправления в учет и отразить в бюджетной отчетности за 2018 год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исправление ошибки прошлых лет может быть отражено в бюджетном учете казенного учреждения дополнительными бухгалтерскими записями с применением специальных счетов.
Исправительные записи по ошибкам прошлых лет в отчетность 2018 года не включаются, но корректируются входящие остатки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Счет 206 в казенном учреждении
В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения учредителем операций по предоставлению бюджетным и автономным учреждениям целевых субсидий текущего характера.
Предоставление субсидии
В соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:
Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):
Основанием для предоставления субсидии и принятия бюджетных обязательств служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).
Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.
Расходы бюджетов на предоставление целевых субсидий текущего характера относятся на элемент вида расходов 612 или 622 в зависимости от типа учреждения в увязке с подстатьей 241 КОСГУ (пп. 48.6.1.2, 48.6.2.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 10.4.1 Порядка № 209н).
Порядок учета расчетов учредителя с бюджетными или автономными учреждениями по предоставленным субсидиям определен инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).
При формировании разрядов 1 – 17 номера счета казенные учреждения указывают коды (составные части кодов) бюджетной классификации текущего (отчетного) финансового года в соответствии с приложением к Инструкции № 162н.
Перечисление целевой субсидии текущего характера отражается с применением счета 206 41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям» (п. 204 Инструкции № 157н). Учредитель принимает денежные обязательства на основании графика перечисления субсидии на сумму аванса.
Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Это означает, что сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки документов, представленных на возмещение расходов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не требуется. Оснований для применения счета 206 41 при перечислении таких средств нет.
Признание расходов текущего года, корректировка показателей
Расходы по целевой субсидии текущего характера начисляются на дату представления подведомственным учреждением отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов). Одновременно отражается зачет выданного ранее аванса (п. 102 инструкции № 162н).
В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС «Электронный бюджет», СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения контрагентом условий договора. Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь. Таким образом, на основании отчета о достижении целевых показателей денежное обязательство принимается в полном объеме. Одновременно сторнируется сумма денежного обязательства, принятого на аванс.
Согласно п. 318 Инструкции № 157н денежные обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в учетной политике. При этом необходимо принимать во внимание требования по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом. Поэтому порядок учета денежных обязательств по предоставлению субсидии следует закрепить в учетной политике.
Пока учреждение не представит отчет, у учредителя перечисленная субсидия будет учитываться на счете 206 41. Если подведомственное учреждение не достигло целевых показателей в полном объеме, сумма перечисленной субсидии будет учитываться у учредителя на счете 206 41 в объеме средств, подлежащих возврату.
Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя. Допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.
Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подраздел «Методический кабинет».
Если учредитель решит формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.
Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут быть скорректированы. Такие корректировки отражаются учредителем с направлением учреждению извещения (ф. 0504805), содержащего корректирующие бухгалтерские записи. Такие записи не являются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке.
Возврат субсидии
Остатки целевых субсидий, которые не были использованы в текущем финансовом году, подлежат перечислению бюджетными (автономными) учреждениями в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.03.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Однако учреждения могут использовать этот остаток в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели на основании решения учредителя.
После представления учреждением бухгалтерской (финансовой) отчетности учредитель может предъявить требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). В этом случае ранее представленная бюджетная отчетность учредителя, не содержащая расчетов по указанным требованиям, не корректируется. Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.
Учредитель отражает возврат бюджетными (автономными) учреждениями остатков целевых субсидий прошлых лет текущего характера по подстатье 153 КОСГУ (п. 9.5.3 Порядка № 209н). Для учета задолженности подведомственных бюджетных и автономных учреждений по возврату таких средств применяется счет 205 53.
Неиспользованные целевые субсидии прошлых лет зачисляются в доход бюджета на КБК:
Типовые корреспонденции по предоставлению целевых субсидий текущего характера
* Бухгалтерскую запись следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.
Исправление ошибок прошлых лет: что нового с 2021 года?
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 01.01.2021 вводятся новые счета бюджетного учета для обособления операций, которые связаны с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде. Что это за счета? Каков порядок их применения? Как отразить исправления в бюджетном учете и бюджетной отчетности?
Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшие при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке (п. 27 СГС «Учетная политика»).
В зависимости от периода, в котором допущены ошибки, они подразделяются:
1) на ошибки отчетного периода – ошибки, выявленные в периоде (в году), за который учреждение не сформировало бюджетную отчетность (промежуточную или годовую), либо в периоде, за который годовая бюджетная отчетность сформирована, но не утверждена (осуществляются мероприятия по камеральной проверке годовой отчетности, внутреннему финансовому контролю, внешнему финансовому контролю, а также внутреннему контролю или внутреннему финансовому аудиту);
2) на ошибки прошлых лет – ошибки, допущенные в периоде, за который годовая бюджетная отчетность утверждена (завершены мероприятия по внешнему финансовому контролю).
С 01.01.2021 при исправлении ошибок, допущенных при ведении бюджетного учета в прошлых отчетных периодах, необходимо придерживаться новых правил. Рассмотрим их подробно.
Счета, применяемые для исправления ошибок прошлых лет
Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:
кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);
в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);
требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.
В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:
Счета бюджетного учета
не корректирующие показатели финансового результата
корректирующие показатели финансового результата
доходы
расходы
Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному
Ошибка за иные прошлые годы
Если ошибки обнаружены иными лицами, включая работников учреждений, используются следующие счета:
Счета бюджетного учета
не корректирующие показатели финансового результата
корректирующие показатели финансового результата
доходы
расходы
Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному
Ошибка за иные прошлые годы
Обратите внимание: счета, применявшиеся до 01.01.2021 для исправления ошибок прошлых лет в части консолидируемых расчетов (1 304 84 000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному», 1 304 94 000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет»), исключены из плана счетов бюджетного учета и Инструкции № 162н.
Отражение исправлений в бюджетном учете
Отражать исправления прошлогодних ошибок в бюджетном учете следует в порядке, установленном положениями п. 18 Инструкции № 157н, СГС «Учетная политика», а также принимая во внимание нормы Инструкции № 162н. Также можно воспользоваться Методическими рекомендациями по применению СГС «Учетная политика», доведенными Письмом Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее – Методические рекомендации), в части, не противоречащей положениям обновленных инструкций № 157н, 162н.
Ошибки прошлых лет, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляются путем оформления дополнительной бухгалтерской записи либо бухгалтерской записи способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записи с применением соответствующих счетов бюджетного учета в период (на дату) обнаружения ошибки и ретроспективного пересчета бюджетной отчетности (п. 18 Инструкции № 157н, п. 17 Методических рекомендаций).
В зависимости от характера ошибки предлагаем использовать следующие способы ее исправления и оформления:
Характер (вид) ошибки
Способ исправления ошибки
Способ оформления ошибки
Неотражение факта хозяйственной жизни
Дополнительная бухгалтерская запись
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с указанием реквизитов документа, своевременно не отраженного в регистрах учета*
Неправильное отражение факта хозяйственной жизни
Дополнительная бухгалтерская запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись
Бухгалтерская справка (ф. 0504833) с указанием реквизитов документа, при принятии которого к учету была допущена ошибка*
* В бухгалтерской справке (ф. 0504833) указывается информация по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра учета, его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки.
Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в отдельном журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071) (п. 18 Инструкции № 157н). Записи в этот журнал вносятся на основании операций, отраженных на счетах, предназначенных для исправления ошибок прошлых лет, оформленных бухгалтерской справкой (ф. 0504833).
К сведению: ошибки в электронных регистрах корректируются лицами, ответственными за их ведение. Вносить исправления, не санкционированные лицами, ответственными за составление регистров учета, нельзя.
Обороты по операциям, отраженным в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071), переносятся в главную книгу (ф. 0504072) в момент обнаружения ошибки и внесения корректировочных записей.
По завершении года показатели счетов бюджетного учета по отражению ошибок прошлых лет подлежат закрытию на счете 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Данные операции фиксируются в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071).
Подкрепим все вышесказанное примерами из практики.
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения контролирующими органами обнаружена ошибка, допущенная в 2020 году (в прошлом отчетном периоде): расходы на текущий ремонт оборудования в сумме 20 000 руб. ошибочно отнесены на увеличение его стоимости, хотя их следовало отнести на финансовый результат текущего года (на счет 1 401 20 225). По данному нарушению составлено предписание о его устранении.
В учете были сделаны следующие ошибочные проводки:
1. Отражено увеличение стоимости оборудования в сумме 20 000 руб.:
по дебету счета 1 106 31 310 и кредиту счета 1 302 25 734;
по дебету счета 1 101 34 310 и кредиту счета 1 106 31 310.
2. Начислена амортизация (с суммы, увеличивающей стоимость оборудования) в размере 1 000 руб. по дебету счета 1 401 20 271 и кредиту счета 1 104 34 411.
В бюджетном учете будут составлены следующие исправительные записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Исправительные записи на дату обнаружения ошибки
Отражены записи методом «красное сторно» в части:
– неверного отнесения расходов по ремонту оборудования на увеличение его стоимости
– амортизации, ошибочно начисленной по объекту
Начислены расходы по ремонту оборудования
Операции по закрытию счетов в конце года (31.12.2021)
Отражено закрытие счетов:
1 401 30 000
1 304 66 731
1 304 66 831
1 401 30 000
Пример 2.
После сдачи и утверждения годовой бюджетной отчетности бухгалтер казенного учреждения выявил ошибку, допущенную в декабре 2020 года: жалюзи были приняты к учету в составе материальных запасов (счет 1 105 36 000), а не в составе основных средств (счет 1 101 38 000). Стоимость жалюзи равна 60 000 руб.
В бюджетном учете будут составлены следующие исправительные записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Исправительные записи на дату обнаружения ошибки
Отражено сторнирование ошибочной операции по включению жалюзи в состав материальных запасов (методом «красное сторно»)
Отражены вложения в жалюзи – объекты основных средств
Приняты к учету жалюзи в составе основных средств
1 101 38 310
1 304 86 831
1 304 86 731
1 106 31 310
Начислена амортизация в размере 100 %
Операции по закрытию счетов в конце года (31.12.2021)
Отражено закрытие счетов:
1 401 30 000
1 304 86 731
1 304 86 831
1 401 30 000
Отражение исправлений в бюджетной отчетности
Согласно п. 17 Методических рекомендаций ошибка прошлых лет исправляется в зависимости от периода ее обнаружения (факторов, выявивших такую ошибку) по решению субъекта учета или уполномоченного лица с формированием уточненной бюджетной отчетности, содержащей ретроспективный пересчет.
К сведению: ретроспективный пересчет отчетности – это исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей бюджетной отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена.
Пересчет сравнительных показателей следует начинать с того года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда такая корректировка не представляется возможной. Напомним, что ретроспективный пересчет отчетности не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого пересчета (п. 19, 33 СГС «Учетная политика»):
невозможна в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления отчетности за предшествующий год.
При этом исправлять утвержденную отчетность за прошлые годы не нужно. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано».
К сравнительным показателям, раскрываемым в бюджетной отчетности, относятся, в частности (п. 17 Методических рекомендаций):
показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году));
показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году);
обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году).
Информация об исправлении ошибок прошлых лет отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (п. 170 Инструкции № 191н):
в графе 6 по коду причины 03 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета;
в графе 10 по коду причины 07 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.
Сведения заполняются на основании оборотов по исправлению ошибок прошлых лет, отраженных в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071).
Показатели дебетовых (кредитовых) оборотов по исправлению ошибок прошлых лет по счетам, которые в соответствии с правилами ведения бюджетного (бухгалтерского) учета подлежат закрытию при завершении года на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 0 401 30 000), отражаются в графах 6, 10 строки 570 «Финансовый результат экономического субъекта» указанных сведений.
Показатели бюджетной отчетности на начало отчетного периода (в любых форах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям в части выявленных ошибок прошлых лет. Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей отчетности.
На основании данных сведений (ф. 0503173) отражаются скорректированные входящие остатки (на начало отчетного года) баланса (ф. 0503130). Его показатели на начало года после изменений должны отличаться от показателей на начало отчетного года, отраженных в главной книге (ф. 0504072) за отчетный год, на суммы корректировок (исправлений) ошибок прошлых лет. При этом показатели (остатки) на конец отчетного года главной книги (ф. 0504072) за отчетный год и баланса за отчетный год должны совпадать.
В случае, когда ошибка была допущена ранее предшествующего года, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели.
Если однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году не представляется возможным, пересматриваются входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому такие корректировки возможно применить, либо на начало отчетного года (п. 33 СГС «Учетная политика»).
Отметим, что показатели изменений (оборотов по увеличению, уменьшению) активов, обязательств, доходов, расходов, повлиявших на изменения показателей вступительного баланса (графы 6, 10 сведений (ф. 0503173)) в результате исправления ошибок прошлых лет), не включаются в показатели увеличений, уменьшений (оборотов) активов, обязательств, доходов, расходов, отражаемых в бюджетных формах за отчетный период (п. 170 Инструкции № 191н).
Дополнительно в отношении ошибок предшествующих годов в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) в разд. 5 или в сопроводительном документе, содержащем пояснения к бюджетной отчетности, при представлении отчетности отражается следующая информация (п. 34 СГС «Учетная политика», п. 21 Методических рекомендаций):
сумма корректировки по каждой статье отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в ней раскрываются сравнительные показатели;
общая сумма корректировки на начало самого раннего из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;
описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности за один или несколько предшествующих годов не представляется возможной, а также описание способа отражения исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления.
С 2021 года ошибки, допущенные в периоде, за который годовая бюджетная отчетность утверждена (завершены мероприятия по внешнему финансовому контролю), исправляются с применением следующих счетов:
0 304 66 000, 0 304 76 000, 0 401 16 000, 0 401 17 000, 0 401 26 000, 0 401 27 000 – если они выявлены уполномоченными органами в ходе контрольных мероприятий;
0 304 86 000, 0 304 96 000, 0 401 18 000, 0 401 19 000, 0 401 28 000, 0 401 29 000 – при обнаружении их иными лицами.
Исправления оформляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью с применением указанных счетов бюджетного учета в период (на дату) обнаружения ошибки и ретроспективного пересчета бюджетной отчетности.
Счета, применяемые до 2021 года для исправления ошибок прошлых лет в части консолидируемых расчетов (счета 1 304 84 000, 1 304 94 000), исключены из плана счетов бюджетного учета и Инструкции № 162н.