счет 207 в автономном
Счет 207 в автономном
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В казенное учреждение по договору безвозмездного пользования передан от комитета по имущественным отношениям земельный участок сроком на один год. Данный участок является объектом операционной аренды на льготных условиях и будет учтен на счете 1 111 49 000. На какой код дохода отнести поступление данного земельного участка?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 1-3 разрядах счета 1 401 40 186 указывается подгруппа доходов бюджета «207». В 4-17 разрядах этого номера счета учета, а также в 4-17 разрядах номера счета 1 111 49 000 могут быть отражены нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения и целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ
Автор: Гришакова О., эксперт журнала
Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).
В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:
0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Далее рассмотрим, какие аналитические счета нужно предусмотреть в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам, а также порядок их применения.
Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000
До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:
0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).
С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.
Далее в таблице представим отдельные введенные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитические счета бухгалтерского учета, применяемые в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.
Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)
Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)
Доходы учреждений от собственности
121 «Доходы учреждений от операционной аренды»
0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»
122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»
0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»
124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»
0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»
129 «Иные доходы учреждений от собственности»
0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»
Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»
0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»
135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»
0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»
183 «Доходы от субсидии на иные цели»
0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»
184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»
0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»
0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»
К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17-м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.
Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.
Операции по начислению доходов
Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания
Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)
Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))
Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом
Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам
Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)
Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг
Начислены доходы от условных арендных платежей
Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления
Операции по поступлению, зачету и списанию доходов
Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)
Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом
Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)
Забалансовый счет 04
Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.
При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.
Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.
В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.
Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.
В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.
Отражена передача ледового катка арендатору
Энциклопедия решений. Расчеты по кредитам, займам и ссудам. Счет 207 00 (для бюджетной сферы)
Расчеты по кредитам, займам (ссудам). Счет 207 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
— начисленным по суммам заимствований в соответствии с условиями их предоставления процентам, штрафам и пеням.
Аналитический учет расчетов по кредитам, займам (ссудам) ведется в Карточке учета выданных бюджетных кредитов, займов (ссуд) (ф. 0504057) в разрезе:
— сумм основного долга;
— начисленных процентов, штрафов и (или) пеней.
Карточка (ф. 0504057) имеет два радела.
В разделе I «Погашение кредитов, займов (ссуд)» отражаются:
— целевое назначение выданного кредита, займа (ссуды), категории задолженности;
— срок погашения выданного кредита (займа, ссуды);
— суммовые данные, характеризующие состояние расчетов по выданному кредиту (займу, ссуде).
В разделе II «Проценты (штрафы, пени) за пользование кредитом, займом (ссудой)» отражаются:
— установленная ставка за пользование кредитом (займом, ссудой);
— дата, установленная для уплаты начисленных процентов, штрафов, пеней;
— суммовые показатели, характеризующие состояние расчетов по начисленным процентам за пользование кредитом (займом, ссудой), штрафов, пеней.
Синтетический учет по счету 207 00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» ведется в следующих регистрах (п. 211 Инструкции N 157н):
Операции, подлежащие учету
Журнал операций с безналичными денежными средствами
Операции, связанные с расчетами по выданным кредитам (займам, ссуде), а также начисленным процентам, штрафам и (или) пеням
Журнал по прочим операциям
Операции по переоценке сумм заимствований и начислению процентов, пеней (штрафов)
Операции на счете 207 00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» отражаются следующим образом.
По дебету счета 207 00 отражаются:
— суммы предоставленных кредитов (займов, ссуд);
— суммы начисленных процентов, штрафов пеней.
По кредиту счета 207 00 отражаются:
— суммы поступающих в погашение выданных учреждением кредитов (займов, ссуд), процентов по ним, штрафов, пеней;
— списание нереальной ко взысканию задолженности по предоставленным займам (ссудам), с одновременным отражением списанной задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по кредитам, займам (ссудам), смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на август 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Сотрудники направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Объединенная редакция «Бюджетная сфера»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Департамент бюджетной методологии:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, ведущий консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Н. Старовойтова, консультант-эксперт
Э. Чевардина, консультант-эксперт
Центр осуществляет экспертную поддержку специалистов финансово-бюджетной сферы: бухгалтеров, экономистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов (ревизоров), юристов, руководителей учреждений.
Какие задачи решает Центр:
1. Разработка единых методологических подходов к применению бюджетного законодательства.
2. Взаимодействие с органами госуправления и крупнейшими учреждениями.
3. Предоставление устных и письменных консультаций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности в секторе госуправления, бюджетному законодательству, финансовому контролю и аудиту, правовому положению государственных (муниципальных) учреждений.
4. Подготовка новостных и аналитических материалов (энциклопедий, пошаговых инструкций, обзоров изменений законодательства и судебной практики, путеводителей, калькуляторов), интернет-рассылок, статей, репортажей и интервью как в текстовом, так и в видеоформате для всех продуктов компании «Гарант», включая систему ГАРАНТ и портал ГАРАНТ.РУ.
5. Анализ бухгалтерской (бюджетной) отчетности, учетной политики и подготовка предложений по оптимизации и автоматизации учетных процессов.
6. Оказание поддержки при проверках финансово-хозяйственной деятельности.
7. Организация и проведение региональных семинаров и круглых столов.
8. Разработка проектов локальных актов, включая учетную политику.
9. Разработка программ повышения квалификации.
10. Осуществление исследований по изучению тенденций, технологий и лучших практик внедрения новых положений бюджетного законодательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне («Модели централизации учета, юридического и иного обслуживания учреждений»; «Практики организации внутреннего финансового контроля и аудита», «Модели налогового учета в учреждениях высшего образования», «Организация электронного документооборота при централизации бухгалтерского учета», «Сравнительные характеристики систем оплаты труда медицинских учреждений в различных регионах» и др.).
В Центре работают специалисты:
1. Занимавшие должности главных бухгалтеров (начальников отделов сводной отчетности) региональных министерств, главных бухгалтеров крупнейших федеральных учреждений и учреждений города Москвы, имеющие опыт составления сводной (консолидированной) отчетности.
2. Имеющие опыт контрольно-ревизионной работы в федеральных органах власти.
3. Имеющие опыт автоматизации учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, в том числе на базе 1С.
Счет 207 в автономном
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н) внесены изменения во все инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности для учреждений госсектора, а также уточнен порядок заполнения отдельных форм первичных учетных документов и регистров.
Приказ № 209н применяется при формировании показателей бюджетного учета и отчетности за 2016 г. Исключение составляют отдельные положения, которые необходимо принимать во внимание при утверждении учетной политики с 2017 г.
Приказы обратной силы не имеют, поэтому все операции и первичные документы, которые были оформлены с начала года, в связи с внесением изменений переделывать не нужно. В то же время если для формирования показателей годовой отчетности необходимо получить новые данные по счетам, операции отражаются в конце года общей суммой.
Проанализируем новшества, которые касаются бюджетных и автономных учреждений. Рассмотрим, что изменилось в инструкциях, утв. приказами Минфина России от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н, от 25.03.2011 № 33н (далее – инструкции № 174н, 183н, 33н).
План счетов
Счет 210 10 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Инструкциями № 174н, 183н предусмотрены следующие корреспонденции:
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 113 Инструкции № 174н, п. 116 Инструкции № 183н);
Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н, п. 115 Инструкции № 183н).
Раздел 4 «Финансовый результат» Плана счетов дополнен счетом 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». Таким образом, План счетов приведен в соответствие с Указаниями, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Еще в середине 2016 г. коды КОСГУ были дополнены подстатьей 174 «Выпадающие доходы» (приказ Минфина России от 20.06.2016 № 89н).
Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бухгалтерского учета:
Дебет Х 401 10 174 Кредит Х 205 ХХ 660, Х 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством (п. 152 Инструкции № 174н, п. 180 Инструкции № 183н). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.
В Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) данные по счету 0 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 53 Инструкции № 33н в новой редакции).
Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений дополнены забалансовыми счетами 40 «Активы в управляющих компаниях» (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н, читайте здесь).
В пункте 21 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), сделано уточнение в части Рабочего плана счетов автономного учреждения. По счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции (выполнение работ, оказание услуг), внутриведомственных расчетов в разрядах 24 – 26 номера счета Рабочего плана счетов отражаются коды КОСГУ. В разрядах 24 – 26 других номеров счетов указывается аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, которая обеспечит раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Структура номера счета утверждается в учетной политике.
Приказом № 209н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н).
Они обобщены в таблице.
Код синтетического счета объекта учета
Разряды номера счета
101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00
Аналогичная структура у корреспондирующих счетов
0 401 20 241, 0 401 20 242,
Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества
106 00, 107 00, 109 00
Аналогичная структура у корреспондирующих счетов
0 401 20 241, 0 401 20 242,
Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества
Иное может быть предусмотрено целевым назначением выделенных средств
По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)
Аналогичная структура у корреспондирующего счета
По счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам)
С 1 января 2017 г. вступил в силу п. 21.1 Инструкции № 157н, согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных, автономных учреждений в разрядах 1 – 4 включает код раздела, код подраздела расходов бюджета. Это правило распространяется на все счета.
Таким образом, с 01.01.2017 в разрядах 1 – 4 номеров счетов 101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00 указываются коды раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, а в разрядах 5 – 17 – нули. Это справедливо как для нефинансовых активов, которые числились на балансе до 1 января 2017 г., так и для поступающих в текущем году.
Для получения дополнительной информации учреждение вправе указывать в разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых инструкциями № 174н и 183н предусмотрены нули, коды бюджетной классификации. Решение о необходимости аналитического учета принимает финансовый орган, учредитель, учреждение. Порядок применения дополнительных кодов закрепляется в учетной политике.
Приказом № 209н были внесены поправки в порядок включения кода бюджетной классификации при формировании номера счета бюджетного учета (приложение 2 к Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н). Бюджетные и автономные учреждения также могут руководствоваться этим приложением, чтобы определить структуру номера счета, поскольку данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы у учреждений вне зависимости от типа (п. 3 Инструкции № 157н).
Счет бюджетного учета
Аналитический код по БК (разряды 1 – 17 номера счета)
старая редакция Инструкции
новая редакция Инструкции
Расчеты по компенсации затрат
Расчеты по суммам принудительного изъятия
Расчеты по ущербу основным средствам (в части ювелирных изделий)
Расчеты с прочими дебиторами
Расчеты по НДС по авансам уплаченным
Расчеты с прочими кредиторами
Основные средства
В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 12 Инструкции № 174н в новой редакции):
Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации
Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств
Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации
Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации
Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации
Списана амортизация ликвидируемой части основного средства
Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.
При отражении в учете перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 по дебету и кредиту указывается код 310 КОСГУ. В инструкции № 174н, 183н такое уточнение внесено не было, но оно содержится в п. 7 Инструкции № 162н.
Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.
Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:
Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости
Списана амортизация, начисленная на объект основных средств
Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества
Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация
Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.
Непроизведенные активы
Пункты 20 инструкций № 174н, 183н дополнены корреспонденцией счетов, которую необходимо сделать при изменении стоимости земельных участков в связи с изменением их кадастровой стоимости. Увеличение балансовой стоимости отражается по дебету счета 0 103 11 330 и кредиту счета 0 401 10 180 в положительном значении, уменьшение балансовой стоимости – этой же записью со знаком «минус».
Тем самым в текст инструкций № 174н, 183н внесены разъяснения, которые ранее доводились письмами (п. 2.2 письма Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918, п. 1.1.2 письма Минфина России № 02-07-07/77754 и Федерального казначейства № 07-04-05/02-919 от 30.12.2015, п. 1 письма Минфина России от 19.01.2016 № 02-07-10/1601).
Расчеты по доходам
Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 0 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 660, 0 208 00 660. Соответствующие изменения внесены в п. 109 Инструкции № 174н, п. 112 Инструкции № 183н.
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Обратите внимание, согласно приложению 2 к Инструкции № 162н в новой редакции в разрядах 1 – 17 номера счета 0 209 30 000 теперь допускается указывать код КРБ, очевидно, в случае компенсации затрат учреждения.
Финансовый результат
Приказом № 209н снят вопрос, на какой счет списывать фактическую себестоимость выполненных работ, оказанных услуг, аккумулированную на счете 0 109 60 000. Согласно изменениям, внесенным в пп. 67, 153 Инструкции № 174н, пп. 67, 180, 181 Инструкции № 183н, себестоимость относится в дебет счета 0 401 10 130, т.е. уменьшает финансовый результат текущего финансового года. Это справедливо и для оказания услуг в рамках ОМС.
Скорректирован порядок учета субсидий. В текст инструкций включены разъяснения, которые ранее были доведены письмом Минфина России от 01.04.2016 № 02-06-07/19436:
Начислен доход в размере субсидии на выполнение задания
Запись делается, если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на этот же год.
Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей в течение года)
Начислен доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания, предоставляемой в очередном финансовом году
Запись делается если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на очередной финансовый год. Запись может быть отражена как событие после отчетной даты.
Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей)
Признан доходами текущего периода ранее начисленный доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания
Остаток субсидии возвращается, если задание не выполнено в полном объеме
Отражена задолженность по неиспользованным остаткам субсидии на иные цели (цели бюджетных инвестиций)
В части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем
Отражена задолженность в части возврата остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах
Если остаток средств не перечислялся в доход бюджета
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неиспользованной субсидии на иные цели, на капитальные вложения в случае выявления по результатам последующего финансового контроля нарушений использования субсидии
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций)
Возврат остатка субсидии текущего года
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций)
Возврат остатка субсидии прошлых лет
При отражении в учете субсидий учреждения также могут использовать разъяснения, данные в письме Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164 (в части, не противоречащей действующим редакциям инструкций).
Согласно п. 12 Порядка, утв. приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н, остатки целевых субсидий, которые не были использованы на начало текущего финансового года и суммы которых не отражены в Сведениях (ф. 0501016), учитываются органом Федерального казначейства на лицевом счете по иным субсидиям без права расходования.
Неиспользованные остатки субсидий, по которым учредителем не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, взыскиваются в бюджет в порядке, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 № 82н.
Санкционирование расходов
В инструкции № 174н, 183н внесены уточнения в порядок учета отложенных обязательств:
Приняты обязательства, величина которых определена условно (расчетно) и (или) по которым не определен период их исполнения
Приняты обязательства за счет ранее сформированных резервов при определении размера обязательств и соответствующего финансового периода
Скорректирована сумма плановых назначений при принятии обязательств за счет ранее сформированных резервов
В инструкциях № 174н, № 183н есть некоторые противоречия в части корректировки сумм отложенных обязательств при использовании резерва. В пункте 174 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н предусмотрена запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 90 000 и кредиту счета соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 способом «красное сторно». Однако в таком случае плановые назначения текущего года на счете 0 506 00 000 остаются незадействованными.
По нашему мнению, при использовании ранее сформированных резервов корректно сделать запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 00 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 90 000, тем более что после внесения поправок в Инструкцию № 162н аналогичные записи предусмотрены в пунктах 134, 145.
Бухгалтерская отчетность
Инструкция № 33н дополнена пунктом 8.1, он касается проведения камеральной проверки отчетности, а также внесения в нее изменений. Установлен срок, в течение которого учредитель должен уведомить учреждение о результатах камеральной проверки бюджетной отчетности. Он составляет один рабочий день. При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению учреждение обязано в течение срока, установленного пользователем отчетности, предпринять необходимые меры для исправления недочетов.
Вносить изменения в ранее принятую бюджетную отчетность учреждение может только после согласования с пользователем отчетности (учредителем).
Установлено, что учреждения представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет». Определены также сроки представления отчетности.
Уточнен порядок заполнения Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (далее – Справка в составе Баланса) в части сведений по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств» (п. 21 Инструкции № 33н):
Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строкой 300 для отражения данных по забалансовому счету 40.
Уточнено, что Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) составляется для отражения внутренних расчетов при реорганизации учреждения (п. 23 Инструкции № 33н).
В пунктах 42, 44 Инструкции № 33н уточнен порядок отражения в Отчете (ф. 0503737) возвратов остатков субсидий (грантов) прошлых лет. В разд. 1 «Доходы учреждения» эти суммы не учитываются.
В пункт 55.1 Инструкции № 33н внесены изменения, касающиеся формирования показателей поступлений и выбытий в графе 4 Отчета (ф. 0503723) в части возвратов грантов, субсидий прошлых лет.
Корректировки также внесены в порядок заполнения Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В графе 1 разд. 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, отражающих показатели расчетов (задолженности – дебиторская или кредиторская) в части остатков на начало, конец отчетного периода и (или) на конец аналогичного периода прошлого финансового года и (или) оборотов по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированных в отчетном периоде.
Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503769) по следующим правилам: