счет 208 в бюджетном учете в 2021
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
Для каждой из них есть и свой частный ПС:
Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
План счетов бюджетного учета — 2020-2021
Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.
ПС состоит из 5 разделов:
В нефинансовые активы входят:
Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте.
Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н утвержден ФСБУ для организаций госсектора «Непроизведенные активы». Изначально планировалось, что вести учет в соответствии с ним бюджетники начнут с 01.01.2020. Однако позднее дату начала применения стандарта перенесли на 01.01.2021 (приказ Минфина России от 10.12.2019 № 218н). Как применять новый ФСБУ на практике, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.
Финансовые активы включают в себя:
Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.
В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.
Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.
Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:
То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.
В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.
Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Состав и структура счета бюджетного учета
Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.
Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
С 2021 года вступает в силу скорректированный План счетов казначейского учета
pichsakul / Depositphotos.com |
С 1 января 2021 года вступят в силу поправки, которые дополняют Бюджетный кодекс РФ новыми главами: «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». С этой же даты начнет функционировать Единый казначейский счет (ЕКС). Логичным продолжением таких нововведений станет и применение со следующего года нового федерального стандарта бухгалтерского учета «Отчетность по операциям системы казначейских платежей» (Приказ Минфина России от 29 сентября 2020 г. № 219н (зарег. в Минюсте 6 ноября 2020 г.)).
И, как следствие, требуется корректировка нормативных актов, регулирующих ведение бюджетного и казначейского учета, и «подстройка» их под требования, предъявляемые к учету казначейских операций. В этой связи финансовое ведомство разработало поправки в План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению № 162н, а также в План счетов казначейского учета и Инструкцию № 184н к нему.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
О планируемых изменениях в Инструкцию № 162н мы уже рассказывали. Проект документа пока находится на рассмотрении. А вот поправки в План счетов казначейского учета и Инструкцию по его применению уже официально опубликованы и начнут работать с 2021 года – одновременно с вышеназванными поправками в БК РФ и федеральным стандартом
Необходимость учета новых казначейских операций обусловила появление новых счетов учета – как балансовых, так и забалансовых. В частности, введены счета:
А Инструкция № 184н дополнена положениями о порядке отражения на счетах казначейского учета операций по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней в части операций с поступлениями, являющимися источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, и наличными денежными средствами, а также операций со средствами государственных/ муниципальных бюджетных, автономных учреждений и иных юрлиц.
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Номер разряда счета
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»
1 — за счет средств бюджета
101 —основные средства
1 —недвижимое имущество
8 — прочие основные средства
310 — увеличение стоимости ОС
О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.
Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.
В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС. Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету поступления ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы»
Создание объекта ОС собственными силами
Дт 010110310 «Основные средства-недвижимое имущество учреждения»
Кт 010611310 «Вложения в недвижимое имущество»
Ввод в эксплуатацию построенного здания
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 030404310 «Внутриведомственные расчетыпо приобретению основных средств»
Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)
Кт 040110190 «Доходы текущего финансового года»
Прочие безвозмездные поступления ОС
О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Амортизация ОС
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Срок полезного использования определяется исходя из:
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Учет выбытия ОС
Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.
Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.
Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).
Проводка
Описание проводки в учете основных средств
Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410))
Дт 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»
Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб.
Дт 040120281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 040120251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы РФ»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Безвозмездная передача объекта (по балансовой стоимости)
Дт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410)
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»
Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)
Итоги
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
Счет 208 в бюджетном учете в 2021
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
В общие правила организации бюджетного учета внесены следующие изменения (п. 2 Инструкции № 162н):
В разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых Инструкцией № 162н предусмотрены нули, могут быть указаны коды бюджетной классификации в порядке, установленном учетной политикой.
Пункт 48 Инструкции № 162н дополнен абзацем, который определяет документальное оформление кассовых операций между учреждением и его подразделением, по месту нахождения которого оборудуется рабочее место (рабочие места). Выдача из кассы юридического лица подразделению (прием в кассу учреждения от подразделения) наличных денег (в т. ч. для размена) оформляется расходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и приходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).
Уточнения корреспонденций по поступлению, внутреннему перемещению, движению и выбытию основных средств (пп. 7, 10 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Приняты к бюджетному учету вновь выстроенные здания, сооружения, увеличена их стоимость в результате достройки, реконструкции, создания резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Включено новое основание увеличения стоимости – создание резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.
Создание этого вида резерва установлено с 01.01.2020 федеральным стандартом «Резервы», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (далее – СГС «Резервы»)
Отражено внутреннее перемещение основных средств при передаче в концессию без прекращения права оперативного управления. Одновременно на счете 38 отражена информация о сумме инвестиций, предусмотренной концессионным соглашением
Ранее передача объектов в концессию была зафиксирована в общей массе проводок по внутреннему перемещению. Также добавлено применение забалансового счета 38
Оприходованы неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации
Уточнен номер счета по кредиту. Ранее был указан счет 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления»
Восстановлено на балансе основное средство на основании решения уполномоченного органа о дальнейшем использовании имущества, признанного ранее не соответствующим критериям актива, или о его безвозмездной передаче (кроме решения о продаже таких объектов):
Ранее отражение этой операции в учете не было урегулировано Инструкцией № 162н. Кроме того, уточнено, по какой стоимости и с какой амортизацией объекты нужно восстановить на балансе
Уменьшена сумма по забалансовому счету 02
Восстановлен объект основных средств на балансе с забалансового счета 21 на основании решения уполномоченного органа власти о безвозмездной передаче. Одновременно уменьшена сумма на забалансовом счете 21
Вопрос об отражении в учете передачи основных средств, которые числятся на счете 21, долгое время был дискуссионным. Кто-то восстанавливал объекты на счет 101 00, кто-то передавал напрямую со счета 21. Теперь проводка закреплена в Инструкции № 162н
Отражено выбытие с балансового учета объекта основных средств в случае выявления комиссией по поступлению и выбытию активов несоответствия условиям признания актива (непригодности объекта для дальнейшей эксплуатации, в т. ч. по причине физического, морального износа).
Одновременно отражено на забалансовом счете 02 выбывшее имущество. При принятии уполномоченным органом решения о списании имущества, выбывшего с баланса, сумма на счете 02 уменьшается при условии утилизации объекта
Обновлено описание корреспонденции счетов. Основные средства списываются с баланса на счет 02 на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. Ранее это не было четко закреплено. Списать основные средства на счет 02 можно было после согласования списания. Теперь стало понятно, что такого согласования ждать не следует
Переданы работникам в личное пользование основные средства стоимостью свыше 10 000 руб. Одновременно увеличена сумма на забалансовом счете 27
Новая корреспонденция счетов
Уменьшен ранее начисленный резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае изменения условий использования недвижимости, в результате чего у учреждения больше не возникает обязанность осуществлять расходы на демонтаж и (или) вывод объекта из эксплуатации, восстановление земельного участка:
Инструкция № 162н дополнена новыми корреспонденциями счетов в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 СГС «Резервы»
Отражен финансовый результат от оценки основных средств до справедливой стоимости:
Новые корреспонденции счетов.
Основные средства переоцениваются до справедливой стоимости при их передаче, продаже организациям, не относящимся к бюджетной сфере, физлицам (п. 29 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС «Основные средства»).
Пунктом 41 СГС «Основные средства» предусмотрен порядок пересчета амортизации при такой переоценке. Есть два варианта. Для амортизации в Инструкции № 162н не предусмотрены проводки по переоценке. Получается, что первый вариант из п. 41 СГС «Основные средства» в проводках Инструкции № 162н не реализован. Он предполагает умножение амортизации и балансовой стоимости на коэффициент в целях переоценки. Пока Инструкцией № 162н урегулирован, хотя и не полностью, второй вариант переоценки. Он предполагает следующие этапы:
1. уменьшение балансовой стоимости основного средства на сумму начисленной амортизации: Дт 1 104 ХХ 411 Кт 1 101 ХХ 410. Такой проводки для переоценки в Инструкции № 162н нет;
2. отражение финансового результата от оценки основного средства.
Для нематериальных активов установлена корреспонденция счетов по дооценке стоимости до справедливой при реализации (п. 13 Инструкции № 162н):
Дебет КРБ 1 102 ХХ 320 Кредит КДБ 1 401 10 176 – увеличена стоимость;
Дебет КДБ 1 401 10 176 Кредит КРБ 1 102 ХХ 420 – уменьшена стоимость.
Необходимость дооценки стоимости активов при отчуждении организациям, которые не относятся к бюджетной сфере, установлена в п. 52 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Для НМА дополнительно это установлено в п. 24 федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее – СГФ «Нематериальные активы»). Он будет применяться с 01.01.2021.
Уточнения проводок по непроизведенным активам (пп. 16, 17 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Изменена кадастровая стоимость земельных участков:
Ранее изменение кадастровой стоимости земельных участков следовало отражать по кредиту счета 1 401 10 199 «Прочие неденежные доходы от безвозмездных поступлений». Уменьшение кадастровой стоимости отражалось той же записью со знаком «минус»
Приняты к учету земельные участки, образовавшиеся в результате раздела земельного участка:
Новые корреспонденции счетов. Ранее бухгалтерские записи для раздела земельного участка не были приведены
Отражен финансовый результат от оценки непроизведенных активов до справедливой стоимости при их реализации:
Новые корреспонденции счетов. Аналогичные правки внесены и по другим видам нефинансовых активов
Отражено выбытие земельного участка, который ранее был вовлечен уполномоченным органом власти в хозяйственный оборот, в связи с принятием его в состав имущества казны по факту регистрации права собственности:
Новые корреспонденции счетов. Ранее постановку в казну земельного участка со счета 103 13 следовало согласовать
с финансовым органом
Много изменений внесено в порядок учета материальных запасов (пп. 23, 26 – 28 Инструкции № 162н):
Оприходованы материальные запасы, образовавшиеся в результате принятия уполномоченным органом власти решения
о реализации имущества, которое на момент такого решения не является активом. Одновременно уменьшена сумма на забалансовом счете 02
Изменено описание проводки. Из описания, которое приводилось ранее, было не вполне ясно, о каком именно имуществе идет речь. Теперь можно сделать вывод, что речь идет о любых нефинансовых активах, ранее признанных не соответствующими понятию актива, если уполномоченный орган власти принял решение об их реализации. Если решено реализовать основное средство, которое не соответствовало понятию актива, оно восстанавливается на балансе на счет 105 36
Отражен возврат на баланс материальных запасов, ранее списанных на забалансовые счета 02, 03, 07. Одновременно уменьшена сумма по соответствующим забалансовым счетам
Новая корреспонденция счетов. В новой редакции Инструкции № 162н приведена неоднозначная формулировка в описании этой проводки. Отражена ситуация только восстановления на балансе объектов, ранее признанных не соответствующими понятию «актив», по которым принято решение о безвозмездной передаче. В то же время приведено уменьшение показателей не только счета 02, но и счетов 03, 07. Из этого можно сделать вывод и о других ситуациях восстановления объектов с забалансового учета на счет 105 00
Отражено внутреннее перемещение материальных запасов
Новая корреспонденция счетов. Ранее в Инструкции № 162н не было проводки по внутреннему перемещению запасов
Отражена реклассификация материальных запасов в иную группу
Новая корреспонденция счетов. Ранее вопрос об отражении в учете реклассификации материальных запасов был дискуссионным. Кто-то оформлял операцию с применением счета 1 401 10 172, кто-то – прямой записью. В Инструкции № 162н установлен второй вариант
Списаны материальные запасы сверх норм естественной убыли
Новая корреспонденция счетов
Возвращены материальные запасы из личного пользования работников (сотрудников). Одновременно уменьшена сумма на счете 27
Новая корреспонденция счетов. Эту запись следует применять в случае, когда материальные запасы можно использовать в деятельности учреждения
Уменьшена на конец отчетного периода стоимость готовой продукции за счет резерва под снижение стоимости материальных запасов при их реализации по цене ниже нормативно-плановой стоимости
Новая корреспонденция счетов. Создание резерва под снижение стоимости материальных запасов установлено п. 32 федерального стандарта «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н
Уменьшена на конец отчетного периода стоимость товаров за счет резерва под снижение стоимости материальных запасов при их реализации по цене ниже нормативно-плановой стоимости
Списаны израсходованные материальные запасы
Ранее допускалось применять только счета 1 401 20 272, 1 106 34 340
Изменения в части учета вложений в нефинансовые активы (пп. 31, 34 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Учтены вложения в объекты концессии в объеме фактических затрат концессионера по их строительству (созданию), достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию. Одновременно уменьшена сумма на счете 38 на использованный объем инвестиций
Новая корреспонденция счетов. Ранее операции по концессионным соглашениям в Инструкции № 162н практически не были урегулированы
Отражена разукомплектация вложений в недвижимое имущество при строительстве «под ключ», при котором в стоимость строительства включено движимое имущество
Новая корреспонденция счетов. Ранее не было урегулировано, как отражать в учете строительство «под ключ». Особенность этой операции заключается в том, что в стоимость строительства включается не только само здание, но и иные объекты, которые в стоимость здания включить нельзя (к примеру, мебель, объекты благоустройства и т. п.)
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Инструкция № 162н дополнена новой корреспонденцией счетов в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 СГС «Резервы»
Признаны расходами текущего финансового года капитальные вложения в объекты основных средств, НМА, которые не были созданы (не признаны активами), в т. ч. в сумме расходов по разработке ПСД, строительно-монтажным работам, в сумме иных расходов, не приведших к возведению (созданию) объекта основных средств, НМА (объекта незавершенного строительства), при наличии решения о прекращении инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись инвестиции
Уточнено описание проводки.
1. Ранее такой записью списывались только вложения со счета 106 11. Теперь можно списать и вложениям в НМА. Вероятно, речь о ПСД, учтенной в составе НМА.
2. Уточнен порядок списания. Ранее необходимо было решение уполномоченного органа, теперь – решение о прекращение инвестиционного проекта
Основные изменения в части операций учета имущества казны (пп. 38, 39 Инструкции № 162н) представлены в таблице:
Прекращено в соответствии с законодательством право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (изъятие в казну). Одновременно уменьшена сумма на забалансовом счете 26 о земельном участке, переданном в постоянное (бессрочное) пользование
Уточнен счет кредита. Ранее был указан группировочный счет 1 401 10 190
Изменена кадастровая стоимость земельных участков в составе казны:
Ранее увеличение кадастровой стоимости земельных участков в составе казны следовало отражать по кредиту счета 1 401 10 199 «Доходы от прочих неденежных безвозмездных поступлений». Уменьшение кадастровой стоимости отражалось той же записью со знаком «минус»
Отражено внутреннее перемещение объектов имущества казны при передаче в концессию. Одновременно на счете 38 отражена информация о сумме инвестиций, предусмотренной концессионным соглашением
Новая корреспонденция счетов. Ранее в Инструкции № 162н не был закреплен порядок передачи имущества казны в концессию
Списаны объекты имущества казны, пришедшие в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного явления, катастрофы
Новая корреспонденция счетов
Отражен финансовый результат от оценки имущества казны до справедливой стоимости:
Новые бухгалтерские записи. Как и в случае с другими активами, при отчуждении имущества казны в пользу организаций, которые не относятся к бюджетной сфере, требуется дооценка до справедливой стоимости
Изменена стоимость ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта РФ в результате переоценки их первоначальной (балансовой) стоимости:
Проводка изменена. Ранее переоценка таких ценностей отражалась с применением счета 1 401 10 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств». Аналогично поменялась проводка переоценки таких ценностей, если их стоимость выражена в иностранной валюте
В Инструкцию № 162н добавлены корреспонденции для отражения расчетов по долгосрочным договорам строительного подряда (пп. 41, 78, 124 Инструкции № 162н):
Отражено формирование себестоимости при выполнении работ по долгосрочным договорам строительного подряда при включении расходов, понесенных в отчетном периоде, в сводный сметный расчет
Отражены расходы подрядчика сверх сводного сметного расчета в связи с выполненным в отчетном периоде объемом работ.
Одновременно увеличена сумма аналитического счета забалансового счета 45 в размере расходов сверх сводного сметного расчета
Отражены сформированные суммы фактической себестоимости в пределах сводного сметного расчета по завершении работ по договорам строительного подряда.
Одновременно увеличена сумма аналитического счета забалансового счета 45 в размере сформированной себестоимости выполненных работ по договору строительного подряда
Начислены доходы к предъявлению по долгосрочным договорам строительного подряда (в сумме, рассчитанной за отчетный период по выполненным этапам работ).
Одновременно увеличена сумма аналитического счета забалансового счета 45 в объеме выполненных работ по договору строительного подряда
Отнесена на расчеты по доходам от реализации сумма, признанная к предъявлению по мере завершения этапов работ (работ) по договору строительного подряда
Отражена разница между суммой ранее начисленных доходов к предъявлению и суммой дохода текущего года по уже завершенным этапам работ:
Отражены предстоящие расходы учреждения, предусмотренные сводным сметным расчетом, понесенные в отчетном периоде в связи с предстоящими работами
При досрочном расторжении договора аренды (имущественного найма), безвозмездного пользования исключены операции методом «красное сторно» (пп. 41.1, 78, 94.1 Инструкции № 162н). В федеральном стандарте «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, аналогичные изменения действуют с 28.03.2020:
Списана остаточная стоимость права пользования
Уменьшены доходы при досрочном прекращении договоров аренды (имущественного найма), в соответствии с которыми переданы:
Отражен ссудодателем остаток по договору операционной аренды:
Отражен ссудодателем остаток по договору неоперационной (финансовой) аренды:
Инструкция № 162н дополнена в части операций по счету 114 00 «Обесценение нефинансовых активов». Уточнено, что показатели на счетах аналитического учета этого счета формируются с применением счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов». Причем начисление убытка от обесценения, резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается с указанием счета 1 401 20 274 по дебету. Если убыток от обесценения, резерв под снижение стоимости материальных запасов уменьшается, счет 1 401 20 274 указывается по кредиту.
Внесены изменения в операции по счету 0 204 30 000 «Акции и иные формы участия в капитале» (п. 74 Инструкции № 162н):
Отражена переоценка финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте
Проводка изменена. Ранее переоценка финансовых вложений отражалась с применением счета 1 401 10 171 «Доходы от переоценки активов и обязательств»
Уменьшен показатель счета 204 33 в результате выбытия ОЦДИ бюджетного, автономного учреждения
Ранее такое уменьшение отражалось обратной записью с применением метода «красное сторно»
Уменьшены финансовые вложения в уставный фонд унитарного предприятия
Новая корреспонденция счетов
Внесены изменения в проводки по учету доходов на счете 205 00 (п. 78 Инструкции № 162н):
Начислен доход от возврата бюджетными (автономными) учреждениями неиспользованных остатков субсидии на выполнение задания в связи с его невыполнением
Проводки изменены (дополнены). Эти изменение готовилось еще в 2019 г. Такие записи приведены в системном письме Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939
Начислен доход от возврата бюджетными (автономными) учреждениями неиспользованных остатков целевых субсидий (в т. ч. по подлежащим подтверждению потребности)
Подтверждена потребность в целевых субсидиях
Начислены доходы будущих периодов от предоставления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут)
Ранее из анализа нормативных актов нельзя было сделать однозначный вывод, что доходы по соглашению об установлении сервитута отражаются на счете 401 40. Теперь это прямо закреплено в Инструкции № 162н
Отражено досрочное расторжение соглашения об установлении сервитута
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ, подлежащего предоставлению при подтверждении потребности
Дополнены корреспонденции счетов по учету межбюджетных трансфертов. Основная их часть доведена для применения в системном письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ в связи с возвратом получателю выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля
Подтверждена потребность в использовании МБТ прошлых лет
Уменьшена дебиторская задолженность по доходам от МБТ без условий в связи с уменьшением в текущем году объемов МБТ
Дополнены проводки по учету межбюджетных трансфертов (пп. 78, 104 Инструкции № 162н). Основная их часть была доведена в системном письме Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666:
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ, подлежащего предоставлению при подтверждении потребности
Начислен возврат остатка неиспользованного МБТ в связи с возвратом получателю выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля
Подтверждена потребность в использовании МБТ прошлых лет
Уменьшена дебиторская задолженность по доходам от МБТ без условий в связи с уменьшением в текущем году объемов МБТ
Начислен администратором доходов возврат неиспользованных МБТ с условиями
Отражены администратором доходов расчеты по возврату неиспользованных МБТ, подлежащих предоставлению при подтверждении потребности
Отражены администратором доходов расчеты по возврату неиспользованных МБТ, восстановленных в связи с возвратом выплат прошлых отчетных периодов, источником финансового обеспечения которых были МБТ, а также сумм, подлежащих взысканию по результатам государственного (муниципального) контроля
Внесены изменения в порядок учета на счете 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» (п. 82 Инструкции № 162н):
Отражена переоценка по предоставленным кредитам, займам (ссудам):
Проводка изменена. Ранее переоценка отражалась с применением счета 1 401 10 171 «Доходы от переоценки активов
Поступили долговые требования
по необменным операциям
Введен новый счет 207 44, а вместе с ним
Переоценка средств в иностранной валюте, выданных под отчет, теперь отражается на счете 1 401 10 176 без применения метода «красное сторно» (п. 84 Инструкции № 162н). Иные операции переоценки, которые ранее отражались с применением счета 1 401 10 172, теперь также отражаются на счете 1 401 10 176 без использования метода «красное сторно».
Для счета 209 34 уточнена возможность применения корреспонденций со счетом 0 401 40 134 (п. 86 Инструкции № 162н). Теперь точно можно сказать, что это ситуации, когда возможно уточнение долга по решению суда, а также когда виновные лица не установлены.
Проводки по счету учета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» дополнены новшествами согласно СГС «Резервы» (пп. 124.1, 124.2 Инструкции № 162н). Ряд из них был рассмотрен выше.
Уточнены проводки на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» в случае снижения цены контракта (п. 141.1 Инструкции № 162н). Отражается корреспонденция по кредиту счета 502 07 и дебету счета 501 03, а также по дебету счета 502 07 и кредиту счета 502 01 методом «красное сторно».
В настоящее время нет разъяснений Минфина России о порядке перехода к изменениям, которые должны применяться при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2021 г. Полагаем, в таком случае можно руководствоваться указаниями, которые Минфин России давал ранее в схожих ситуациях (письма от 13.07.2018 № 02-06-07/49174, от 19.12.2014 № 02-07-07/66918).
Изменение требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, является основанием для изменения учетной политики (пп. «а» п. 12 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н).
Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2020 г. до даты перехода на применение Приказа № 246н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бюджетного учета. Иное будет противоречить ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 21 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
Датой вступления в силу изменений вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету дополнительными бухгалтерскими операциями по соответствующим счетам актуализированного рабочего плана счетов. Обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом «красное сторно». Бухгалтерские записи по актуализации оборотов счетов оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833).
Изменения с 1 января 2021 года
Таких изменений меньше, ведь изменения 2020 года готовились давно, накапливались почти два года.
При завершении года остатки счетов расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности (205, 206, 302, 303, 304), содержащие в разрядах 24 – 26 подстатьи статей 560, 730 КОСГУ, нужно сформировать при переходе на 2021 г. с детализацией по 26 разряду (п. 2 Инструкции № 162н). Например, остаток кредиторской задолженности по услугам связи с ООО будет сформирован так: 1 302 21 004. При этом в Инструкции № 162н не приведены бухгалтерские записи по формированию остатков по счетам расчетов на начало года.
Инструкция № 162н дополнена бухгалтерскими записями по учету прав пользования нематериальными активами на счете 111 60 (пп. 19, 41.1, 41.3 Инструкции № 162н):