счет 40160211 в бюджетном учете
Счет 40160 Резервы предстоящих расходов
Изменения Инструкции №157н в редакции №89н от 29.08.2014г. коснулись и такого раздела Единого плана счетов как «Финансовый результат». В частности появился «новый» для «бюджетников» счет 040160000 «Резервы предстоящих расходов». Что же о нем говорится в Инструкции?
Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:
Порядок формирования резервов
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.
Исходя из определения счета, а также перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), можно перечислить хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в своей жизнедеятельности.
Хозяйственные операции для учетной политики учреждения
В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.
Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года. В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000. Списывать его не нужно, а нужно формировать новые резервы на разницу, т.е. чтобы сальдо на счете 040160000 было равно скалькулированным суммам новых предстоящих резервов расходов на будущий финансовый год.
На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.
Проводки по учету резервов предстоящих расходов
Наименование операции | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Первичный документ |
---|---|---|---|
Начисление резервов предстоящих расходов | 0.106.00.000 0.109.60.200 2.401.10.130 0.401.20.200 | 0.401.60.000 | Бухгалтерская справка с приложением-расчетом |
Начисление расходов за счет сформированных резервов | 0.401.60.000 | 0.302.00.730 0.303.00.730 | Расчетная ведомость по оплате труда, Акт сверки взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками, и пр. |
Уточним эти проводки согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918.
Как создать резервы предстоящих расходов
С 2020 года учитывайте резервы предстоящих расходов по новому стандарту. В рекомендации – все виды необходимых резервов, разъяснения с примерами, как их рассчитать, и проводки для всех типов учреждений.
Когда создавать резервы предстоящих расходов
Резерв создавайте, если учреждение будет обязано произвести расходы, эту обязанность можно оценить, но срок ее исполнения и время, когда надо будет платить, неопределенны (п. 6, 9 СГС «Резервы»).
Сроки и порядок создания резерва установите в учетной политике. Учтите особенности деятельности учреждения. Определите, какие резервы необходимы, как их оценивать, когда отражать в учете, какую аналитику счета 401.60 будете применять.
Формировать резервы можно по любому источнику финансирования: 1, 2, 4, 5, 7. Если решили создать резерв по КФО 5, остаток по неиспользованной сумме резерва надо будет вернуть в бюджет. Исключение – если учредитель примет решение оставить средства на следующий год для тех же целей.
Учреждение вправе создавать резервы:
Такие виды резервов перечислены в пункте 6 СГС «Резервы», пункте 11 СГС «Доходы», пункте 32 СГС «Запасы», пункте 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письме Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. Порядок учета резервов – в пунктах 6, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письмах Минфина от 14.01.2016 № 02-07-10/604, от 31.10.2014 № 02-07-10/55586.
Резерв по претензиям, искам 1
Рассчитайте резерв по претензиям и искам, если получили претензию, по которой не будет судебного разбирательства, либо исковое требование, по которому будет судебное урегулирование. Также резерв рассчитайте в случае, если получили исполнительный документ, из которого неясно, кому платить и по какому КБК. Например, в учреждение поступил иск на уплата штрафа, а реквизитов для его перечисления нет.
Пример: как рассчитать резерв по претензионным требованиям и искам
Учреждение «Альфа» просрочило оплату по контракту с ООО «Мастер». ООО обратилось в суд. Судебное заседание состоится в 2020 году. В 2019 году юрист учреждения с высокой степенью вероятности оценил, что судебное решение будет не в пользу учреждения. Бухгалтер «Альфы» рассчитал, что выплата ООО «Мастер» составит:
Бухгалтер рассчитал величину данного резерва по претензионным требованиям и искам на 2020 год: 1700 руб. + 200 руб. = 1900 руб.
Учет резерва по претензиям и искам ведите на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов». Используйте отдельный код аналитики, например, счет 401.62. Закрепите в учетной политике, что этот счет используется для резерва по претензиям и искам.
Резерв примите к учету в полной сумме претензионных требований и исков с учетом экспертного мнения. В случае досудебного урегулирования отразите резерв на дату получения претензионного требования. Если досудебного урегулирования не будет – на дату уведомления о принятии иска. Об этом – в пункте 11 СГС «Резервы».
По претензиями и искам, которые предъявлены к публично-правовому образованию и подлежат удовлетворению за счет казны, резерв признайте в бухучете в двух случаях:
Проводки, как учесть резерв по претензиям и искам, зависят от типа учреждения.
В учете казенных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по претензиям, искам
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв:
по расчетам с поставщиками и подрядчиками
по оплате других налогов и платежей
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете бюджетных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по претензиям, искам
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв:
по расчетам с поставщиками и подрядчиками
по оплате других налогов и платежей
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете автономных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по претензиям, искам
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв:
по расчетам с поставщиками и подрядчиками
по оплате других налогов и платежей
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
Резерв по гарантийному ремонту 1
Порядок, как рассчитать резерв по гарантийному ремонту, установите в учетной политике. Резерв создавайте, если учреждение реализует товары, работы, услуги, на которые предоставляет гарантию на ремонт или текущее обслуживание. При этом в договоре с заказчиком должно быть указано условие об этом и случаи, когда ремонт оказывать. Резерв рассчитайте на дату, когда передаете работы, услуги, товары покупателю.
Такие правила – в пунктах 10, 21 СГС «Резервы», разделах 2, 4.3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.
Пример: как рассчитать резерв по гарантийному ремонту
Учебная мастерская бюджетного учреждения «Альфа» в течение четырех лет производит мебель (парты, стулья). Гарантия на готовую продукцию – шесть месяцев.
В учетной политике бухгалтер установил, что расчет резерва по гарантийному ремонту производится на дату реализации мебели. Величина резерва зависит от коэффициента предельного размера резерва и выручки за тот период, в котором произведен расход.
30 ноября 2020 года учреждение заключило договор с бюджетным учреждением «ДЮСШ» на поставку мебели в сумме 110 000 руб. Бухгалтер рассчитал коэффициент предельного размера резерва. Этот показатель определяет качество производимой продукции и влияет на величину резерва.
Для расчета бухгалтер взял сумму выручки от реализации продукции и сумму расхода на гарантийный ремонт за последние три года, предшествующие дате реализации товара:
Выручка от реализации готовой продукции
Расходы на гарантийный ремонт проданной мебели
Предельный размер резерва на IV квартал (гр. 4 = гр. 3 : гр. 2)
Коэффициент предельного размера резерва составил 0,076. Чтобы сформировать резерв в IV квартале 2020 года, бухгалтер взял выручку от реализации мебели за IV квартал 2020 года – 110 000 руб.
Величина резерва по гарантийному ремонту составит 8360 руб. (110 000 руб. × 0,076).
Учет сумм резерва по гарантийному ремонту ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.63. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.
В учете казенных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по гарантийному ремонту
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете бюджетных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по гарантийному ремонту
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете автономных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по гарантийному ремонту
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
Резерв по убыточным договорным обязательствам 1
Резерв рассчитывайте, только если условия исполнения договора изменились по не зависящим от учреждения причинам. По договорам, которые учреждение может расторгнуть в одностороннем порядке без штрафов, резерв по убыточным договорным обязательствам не создава йте. Такие правила – в пункте 14 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.4 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.
Пример: как рассчитать резерв по убыточным договорным обязательствам
Учреждение заключило договор на поставку производимой продукции. Специалисты учреждения оценили, что производство продукции обойдется в 450 000 руб. Цена договора установлена в размере 500 000 руб.
В процессе производства продукции цены на материалы выросли, расходы на производство продукции составят 550 000 руб. Штраф за досрочное расторжение договора составляет 80 000 руб.
Учреждение признает договор заведомо убыточным, так как расходы по нему превышают предполагаемый доход, а для того, чтобы его расторгнуть, придется заплатить штраф.
Бухгалтер рассчитал сумму резерва:
500 000 руб. – 550 000 руб. = 50 000 руб.
Резерв признают в меньшей сумме убытка. Поэтому бухгалтер принял к учету резерв в сумме 50 000 руб.
Учет сумм резерва по убыточным договорным обязательствам ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.64. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.
В учете казенных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по убыточным договорным обязательствам
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете бюджетных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по убыточным договорным обязательствам
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете автономных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв по убыточным договорным обязательствам
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
Резерв на демонтаж основных средств 1
Например, при выводе объекта основных средств из эксплуатации учреждение обязано демонтировать его и восстановить участок, на котором был расположен этот объект. Такие правила – в пункте 15 СГС «Резервы», разделе 2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.
Пример: как рассчитать резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Учреждение проводит военные сборы. Для этого оно строит летние домики на территории санатория. Ввод в эксплуатацию и принятие к учету – 1 июня. В условиях договора прописано, что по окончании проведения сборов домики надо снести, а территорию озеленить. Стоимость таких работ составит 200 000 руб., что подтверждено заключением эксперта.
1 июня бухгалтер принял к учету объекты и рассчитывает резерв в сумме планируемых расходов по демонтажу и восстановлению участка – 200 000 руб.
Учет сумм резерва по демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.65. Одновременно с резервом примите к учету в составе нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод ОС из эксплуатации. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.
В учете казенных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете бюджетных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
В учете автономных учреждений:
Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва
Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации
Начислены расходы на использованный резерв
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно»
Резерв на оплату обязательств, по которым нет документов 1
Резерв по неполученным документам рассчитывайте по переходящим оплатам. Используйте договоры, контракты и другие документы, по которым проводите расходы в следующем периоде: месяце, квартале, году. Сроки, когда создавать резерв, закрепите в учетной политике.
Такой резерв актуален, если услуги оказаны последней датой текущего месяца, а оплачиваете их в следующем. Например, можно рассчитывать его поквартально, чтобы избежать образования событий после отчетной даты во время сдачи бухгалтерской отчетности. Такие правила – в пункте 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письме Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.
Пример: как рассчитать резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы
По договору между «Альфой» и ООО «Интерсвязь» оплата за услуги интернета производится 2-го числа каждого месяца в сумме 2500 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.
В учетной политике главный бухгалтер прописал, что резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, формируется поквартально.
Фактически оказанные услуги за декабрь 2019 года составили 2550 руб., счет за оказанные услуги в декабре 2019 года поступит в январе 2020 года. Бухгалтер начислил резерв на оплату обязательств в сумме фактически оказанных услуг. Деньги для оплаты услуг в 2020 году на лицевом счете учреждения остались.
Кредиторку на счете 302.21 бухгалтер начислит после получения документов – в 2020 году. Поэтому в бухгалтерской отчетности кредиторская задолженность не отражена.
Учет резерва ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, на счете 401.66. Проводки по учету резерва по неполученным документам зависят от типа учреждения и от вида расхода. Например, если рассчитываете резерв по услугам связи, отразите его сумму в дебете счета 401.21, если по транспортным расходам – 401.22. Смотрите проводки для:
Резерв по реструктуризации 1
Резерв по реструктуризации рассчитывайте, если учреждение меняет деятельность либо ликвидируется. Основание расчета резерва – план реструктуризации деятельности со сроками реструктуризации не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская отчетнос ть.
Резерв рассчитывайте в сумме расходов на реализацию мероприятий по реструктуризации. При этом расходы на текущую деятельность в расчет не включайте. Например, не включайте затраты на маркетинг, административные расходы, зарплату сотрудников, которые будут работать в обычном порядке. Такие правила – в пункте 13 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.
Пример: как рассчитать резерв на реструктуризацию
Учредитель принял решение изменить тип своего подведомственного учреждения с бюджетного на автономный. В плане реструктуризации установлены сроки перехода – 3 месяца. Бухгалтер подведомственного учреждения рассчитал планируемые выплаты:
Других расходов учреждение не понесет. Бухгалтер подведомственного учреждения рассчитал резерв на реструктуризацию:
1 800 000 руб. + 350 000 руб. + 1500 руб. = 2 151 500 руб.
Бухгалтер отразил резерв в учете по видам выплат.
Учет резерва ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, счет 401.67. К учету принимайте на наиболее раннюю из дат: на дату объявления о реструктуризации либо дату начала реализации мероприятий по реструктуризации.
Проводки, как учесть резерв по реструктуризации, зависят от типа учреждения и от вида выплаты: зарплата, страховые взносы, другие расходы. Смотрите проводки для:
Резерв по отпускам 1
Резервы на оплату отпусков создавайте обязательно. Для расчета используйте одну из трех методик: по учреждению в целом, по категориям персонала, отдельно по каждому сотруднику. Это следует из письма Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. Порядок учета установлен в пунктах 302.1, 308 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. С 2021 года резерв на оплату отпусков будет регулироваться СГС «Выплаты персоналу». Подробнее читайте, как рассчитать и отразить резерв на оплату отпусков.
Резерв по сомнительным долгам 1
Резерв по сомнительным долгам рассчитайте в случае, если в учреждении числится сомнительная дебиторская задолженность. Смотрите, как признать дебиторскую задолженность сомнительной. Резерв создайте на сумму, которую учтете на забалансовом счете 04. Дополнительно на балансовых счетах отражать резерв не нужно. Читайте подробнее, как вести учет на забалансовом счете 04.
Правила расчета резерва установлены в пункте 11 СГС «Доходы». Смотрите подробнее, как отразить резерв по сомнительным долгам.
Резерв под снижение стоимости запасов 1
Резерв под снижение стоимости создавайте, если используете счета «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция». Рассчитывайте резерв как разницу между ценой продажи и балансовой стоимостью материальных запасов. Главное условие для расчета – балансовая стоимость запасов выше нормативно-плановой стоимости и относится на финансовый результат текущего периода.
Правила расчета резерва установлены в пункте 32 СГС «Запасы», пункте 5 Методических рекомендаций, которые довел Минфин письмом от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. Смотрите подробнее, как учитывать и рассчитывать резерв под снижение стоимости запасов.
Формирование и учет резервов
Автор: Заболонкова О., редактор журнала
Резерв – это обязанность по осуществлению расходов в целях выполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права с ненаступившим сроком его выполнения (предъявления), имеющая на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) выполнения (предъявления) требования.
Кроме того, предусмотрено формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов.
Рассмотрим, в чем разница между этими видами резервов, какими документами регулируется их формирование и как отражать их в учете.
Резервы предстоящих расходов.
Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н[1] на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, принимаемые к бухгалтерскому учету в соответствии с положениями СГС «Резервы»[2].
В частности, на указанном счете отражается информация о создании резервов:
1) для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения, по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, иных аналогичных расходов;
2) по обязательствам, возникающим в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе о создании, изменении структуры (состава) его обособленных подразделений и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о его реорганизации либо ликвидации;
3) по обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни (в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию):
в части возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек);
в части выплат в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков);
в части оплаты иных аналогичных ожидаемых расходов;
4) по обязательствам, возникающим из условий эксплуатации основных средств, предусмотренных договором (соглашением) об их приобретении (создании, использовании);
5) по обязательствам, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
6) по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.
Расходы, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, признаются в учете за счет суммы созданного резерва.
Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или в карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов и контрагентам (при наличии).
Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
СГС «Резервы»
Напомним, порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) и оценки резервов, а также порядок раскрытия информации о них установлены в СГС «Резервы».
Данный стандарт следует применять при формировании резервов:
1) по претензиям, искам;
2) по реструктуризации;
3) по гарантийному ремонту. По мнению Минфина, резерв по гарантийному ремонту целесообразно создавать, чтобы «гарантийные» расходы не оказывали существенного влияния на себестоимость продукции и распределялись равномерно в течение года (разд. 4.3 Методических рекомендаций[3]);
4) по убыточным договорным обязательствам;
5) на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств. В разделе 4.5 Методических рекомендаций чиновники финансового ведомства разъяснили, что резерв на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, согласно которому при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета обязан осуществить демонтаж имущества и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо в случае, если такие затраты являются условием использования объекта.
Минфин в разд. 1 Методических рекомендаций разъяснил, когда не применяется СГС «Резервы».
Во-первых, когда выполняются:
публичные нормативные обязательства, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, публичным нормативным обязательством является осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Но при выполнении публичных обязательств резерв формируется;
обязательства по осуществлению выплат физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, а также выплат персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, не формируется резерв по заработной плате, а также по обязательствам по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению при проведении реструктуризации;
обязательства перед юридическими лицами, ИП, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг на основании договоров, если иное не предусмотрено СГС «Резервы»;
обязательства, возникающие по незавершенным договорам, за исключением обременительных договоров.
Обременительным считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета обязан будет выполнить принятые по нему обязательства.
Во-вторых, когда формируются затраты, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).
В-третьих, когда речь идет о резерве под снижение стоимости материальных запасов, резерве по сомнительным долгам и иных резервах, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, особенности создания резерва под снижение стоимости материальных запасов определены в п. 32 СГС «Запасы»[4].
По общему правилу резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев (п. 9 СГС «Резервы»):
у субъекта учета имеется обязательство, возникшее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
для выполнения обязательства потребуется выбытие активов;
размер обязательства может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
момент предъявления требования о выполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.
В разделе 3 Методических рекомендаций указано:
названные критерии должны соблюдаться вне зависимости от вида формируемого резерва;
в случае, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается;
суммы, которые невозможно обоснованно оценить и подтвердить, следует учитывать в качестве условных обязательств, а не резервов.
Разъяснения Минфина
Приведем разъяснения финансового ведомства, касающиеся формирования и использования резервов предстоящих расходов.
Оплата отпуска, предоставленного работнику авансом. В Письме от 16.08.2019 № 02-06-10/62943 чиновники рассмотрели вопрос об отражении в бухучете учреждения расходов на оплату работнику отпуска, предоставленного авансом, и указали следующее.
Резервы на оплату отпусков отражаются на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях формирования полной и достоверной информации об отложенных обязательствах государственного учреждения по методу начисления, предусматривающему признание расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения.
Согласно ТК РФ работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся.
В частности, обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (авансом в счет будущих отчетных периодов).
Кроме того, специалисты финансового ведомства напомнили о том, что отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. При этом порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики.
Оплата отпуска и компенсация за неиспользованный отпуск. В Письме от 25.09.2020 № 02-06-10/86916 Минфин ответил на вопрос об отражении в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств по оплате отпусков и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск за счет резерва предстоящих расходов.
На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения.
Согласно п. 308 Инструкции № 157н, п. 141.2 Инструкции № 162н[5] при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается выполнить) оформляется проводка:
Дебет счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (по соответствующим подстатьям КОСГУ)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 «Принятые обязательства» (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода) и подстатьям КОСГУ)
Таким образом, отражение в бюджетном учете отложенных обязательств прекращается по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу (отражения в бюджетном учете кредиторской задолженности на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам») за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.
Кроме того, бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление указанных расходов путем оформления проводки:
Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»
Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»
Следовательно, при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения необходимо уменьшить ранее принятые бюджетные обязательства на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств по данным расходам на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «красное сторно». При этом вносится запись:
Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»
Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»
Резерв для выплат по исполнению решения суда. В Письме от 21.08.2020 № 02-05-10/73494 Минфином даны разъяснения по вопросу формирования резерва по исполнению решения суда в отношении задолженности учреждения по коммунальным услугам.
Согласно п. 12 СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.
Установление порядка создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.), а также детализация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» по субсчетам осуществляются учреждением самостоятельно и закрепляются в учетной политике.
При этом, если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении уплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юридическим лицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).
Расходы на оплату кредиторской задолженности по потребленным коммунальным услугам, в том числе на основании решения суда, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» с подстатьей 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ, расходы на возмещение истцу сумм уплаты государственной пошлины – по виду расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.
Резерв под снижение стоимости материальных запасов.
Согласно п. 32 СГС «Запасы» материальные запасы, предназначенные для распространения за символическую плату либо для реализации, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения – резерва под снижение стоимости материальных запасов (далее – резерв под снижение стоимости).
Данный резерв формируется в размере разницы между нормативно-плановой стоимостью (ценой) для целей распоряжения (реализации) (ценой продажи) материальных запасов и их балансовой стоимостью, если последняя выше текущей нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов и относится на финансовый результат текущего отчетного периода.
Резерв под снижение стоимости подлежит уменьшению в случае:
1) выбытия материальных запасов, по которым был образован
резерв;
2) увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены) для целей распоряжения (реализации) (цены продажи) материальных запасов, под снижение стоимости которых был создан резерв.
Уменьшение резерва под снижение стоимости относится на финансовый результат в уменьшение расходов текущего отчетного периода, но не более суммы резерва под снижение стоимости, отраженного на начало отчетного периода.
Минфин в Методических рекомендациях по применению СГС «Запасы»[6] разъяснил, что резерв под снижение стоимости создается только по счетам «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция» при условии, что нормативно-плановая стоимость (цена) материальных запасов для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.
Счет для учета резерва под снижение стоимости.
С 1 января 2021 года для формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов применяется группировочный счет 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» (п. 151.6 Инструкции № 157н) в разрезе аналитических счетов (п. 41.4 Инструкции № 162н):
1 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
1 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров».
Учет операций ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов отражается проводкой:
Дебет счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»
Кредит счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»
При уменьшении резерва под снижение стоимости материальных запасов в случае выбытия материальных запасов, по которым был образован резерв, делается запись:
Дебет счетов 1 114 87 440 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции», 1 114 88 440 «Резерв под снижение стоимости товаров»
Кредит счета 1 401 20 274 «Убытки от обесценения активов»
Напомним, согласно п. 10.7.4 Порядка № 209н[7] на подстатью 274 «Убытки от обесценения активов» КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости активов от их обесценения, не связанного с амортизацией активов.
В рамках статей группы 400 «Выбытие нефинансовых активов» группируются операции по выбытию нефинансовых активов (п. 12 Порядка № 209н).
В частности, статья 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализируется подстатьями 441 – 447, 449
КОСГУ (п. 12.4 Порядка № 209н).
Таким образом, резервы предстоящих расходов формируются в соответствии с СГС «Резервы» и отражаются на счете 401 60.
Резерв под снижение стоимости материальных запасов предусмотрен СГС «Запасы» и учитывается на счете 114 80.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. Приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н.
[3] Методические рекомендации по применению положений СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», направленные Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.
[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н.
[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[6] Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», направленные Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075.
[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.