счет 96 в балансе отражают по строке
Счет 96. Резервы предстоящих расходов
Опытные предприниматели и руководители компаний стараются создать некий финансовый запас. В будущем зарезервированные суммы могут быть использованы в счет расходов компании, например, для выплаты отпускных или проведения гарантийного ремонта. Для аккумулирования информации по таким операциям используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов».
Счет 96: основная информация
Предприятие имеет право самостоятельно определить порядок использования счета 96 в бухучете. Чаще всего резервный запас средств необходим организациям, которые занимаются оказанием услуг или торговлей, где есть немалый штат сотрудников. Учитывая перечисленные нюансы, можно отметить, что резервы предстоящих затрат компании состоят из:
Расчетная база для формирования резерва определяется с учетом сразу нескольких факторов. Здесь принимаются во внимание суммы прошлых периодов, связанных с использованием основных средств, оборудования. Обязательно определяется возможный процент брака. Также для расчета используется статистика прошлых периодов по гарантийному ремонту.
Резервная годовая сумма по гарантийному ремонту не должна превышать среднюю арифметическую сумму аналогичных ремонтов за три прошлых года.
После того, как размер резерва на год определен, можно рассчитать сумму помесячных и поквартальных отчислений. Для этого достаточно разделить итоговое число на 12 (количество месяцев), либо на 4 (количество кварталов). Здесь предприятие самостоятельно определяет, какой вариант формирования запасов его больше устраивает.
Возможность использования счета 96 и порядок его формирования должны быть прописаны в учетной политике компании.
Типовые бухгалтерские проводки со счетом 96
В бухучете счет 96 относится к категории пассивных – сальдо по нему формируется лишь в кредитовой части баланса. Существует ряд стандартных проводок по счету – В ПБУ представлены следующие операции:
Счет 96 «Резервы предстоящих расходов»
СЧЕТ 96 «РЕЗЕРВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ»
Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. В частности, на этом счете могут быть отражены суммы:
предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;
на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
на ремонт основных средств;
предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.
Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.
Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.
К счету 96 «Резервы предстоящих расходов» могут быть открыты субсчета:
96-1 «Резерв на оплату отпусков»,
96-2 «Резервы на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год»,
96-3 «Резервы на ремонт и гарантийное обслуживание»,
96-4 «Прочие резервы».
На субсчете 96-1 учитывают резерв на покрытие предстоящих расходов на оплату отпусков, включая отчисления на социальные нужды (единый социальный налог), если учетной политикой предусмотрено создание такого резерва.
Резерв на покрытие предстоящих расходов на оплату отпусков создается в случае значительной сезонности указанных расходов. Резерв образуется ежемесячно путем умножения фактически начисленной оплаты труда на процент, исчисленный соотношением годовой плановой суммы на оплату отпусков к общему плановому фонду оплаты труда работников. В сумму резерва включаются производимые в установленном размере отчисления на социальные нужды.
На субсчете 96-1, по кредиту отражается создание резерва путем включения соответствующих отчислений в издержки производства; по дебету субсчета отражают использование сумм резерва в корреспонденции со счетами:
На субсчете 96-3 организации с сезонным характером ремонтных работ с целью равномерного включения затрат в издержки производства отражают создание резерва на ремонт основных средств за счет резервирования средств в корреспонденции со счетами по учету издержек производства и обращения; по дебету списываются фактические затраты по ремонту после его завершения в корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
На этом субсчете в аналогичном порядке учитывают создание и использование резервов предстоящих затрат по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание объектов.
На субсчете 96-4 сельскохозяйственные и другие организации отражают создание и использование резервов: предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером работы.
Резерв на покрытие предстоящих затрат по подготовительным работам рекомендуется создавать организациям по переработке сельскохозяйственной продукции с резко выраженным сезонным характером производства.
Аналитический учет по счету 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей» ведут по каждому резерву.
Счет 96 в бухгалтерском учете
Счет 96 в бухгалтерском учете
Похожие публикации
В бухгалтерском учете все предприятия, за исключением упрощенцев, должны создавать резервы расходов на будущие периоды. Для учета сумм, перечисленных на пополнение резервов, применяют счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Виды формируемых денежных запасов и способы их расчета закрепляются в учетной политике. Для налогового учета резервирование средств не является обязательным.
Счет 96 в бухгалтерском учете: общая информация
Счет резервов необходим для учета средств, отложенных на будущее, с целью обеспечения равномерного их расходования в течение отчетного периода. Например, большая часть сотрудников стремится оформить отпуск в летний период, для предприятия это большая единовременная финансовая нагрузка. Резервирование средств позволит пройти пиковые месяцы по выплате отпусков без ущерба для оборотных активов организации.
По отношению к балансовым разделам, 96 счет активный или пассивный? Он относится к пассивным. Поступление платежей в счет пополнения резерва отражается по кредиту, суммы расходов из резервов – по дебету. Аналитика ведется по каждому виду резерва отдельно. Для этого используются субсчета:
Счет 96 в бухгалтерском учете при создании резерва для выплаты отпускникам предполагает включение расчетных сумм по отпускам и страховым взносам на эти выплаты. Алгоритм действий:
При создании резерва, нацеленного на покрытие расходов по ремонту основных средств, на сч. 96 накапливается сумма в рамках фактической стоимости произведенных ремонтных услуг за последние 3 года в среднеарифметическом выражении. Если в резерв заложено средств больше, чем было необходимо, то их можно перенести на следующий год или сторнировать. При нехватке резервных активов дополнительные расходы списываются как текущие затраты.
96 счет – проводки
Проводки, подтверждающие факт создания резерва:
При расходовании средств из резервов составляются записи:
Пример
ООО «Элеф» производит и продает товары с гарантийным сроком после продажи 12 месяцев. Аналитика отчетного периода показала, что
На следующий год запланирован выпуск 6000 изделий.
Пример расчета годовой суммы резерва:
(6000 х 15% х 400) + (6000 х 5% х 5200) = 1 920 000 р.
Ежемесячно в резерв надо отчислять 160 000 р. (1 920 000/12) и проводить это записью Д20, 23, 26, 44 – К96.
Счет 96 в бухгалтерском балансе
В балансе сумма резервов отражается как оценочные обязательства. Для их признания необходимо соблюдение нескольких условий:
96 счет в бухгалтерском балансе отражается в части кредитового остатка. Остаток должен быть обоснован, не допускается завышение суммы резерва. Срок исполнения обязательств должен быть менее 12 месяцев. Свое сальдо 96 счет в балансе переносит в строку 1540.
Формирование и учет резервов предстоящих расходов
Резервы предстоящих расходов (РПР) – это средства, которые предполагается направить в дальнейшем на выплаты по будущим отпускам, вознаграждениям за выслугу лет. Деньги также могут тратиться на ремонт оборудования, различные производственные траты. Средства необходимо правильно учитывать. Инструкцией №157н по бюджетному учету установлена необходимость фиксирования в учетной политике применяемого порядка резервирования.
Вопрос: Как отразить в учете организации затраты на капитальный ремонт объекта основных средств (ОС), если в налоговом учете создается резерв предстоящих расходов на ремонт?
Стоимость капитального ремонта объекта ОС, осуществленного подрядной организацией, составила 960 000 руб. (в том числе НДС 160 000 руб.). Ремонт проведен и оплачен в III квартале. Иных затрат на ремонт объектов ОС в течение года организация не понесла.
Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется ежеквартально.
В налоговом учете применяется метод начисления, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, сумма годового резерва на ремонт установлена в размере 700 000 руб.
Посмотреть ответ
Как и для чего нужно формировать РПР?
В пункте 302.1 Инструкции №157н сказано о том, что предприятие имеет право на создание резерва будущих трат. Нужно это для равномерного распределения трат в дальнейшем. Резерв создается по следующим обязательствам:
Вопрос: Как отразить в учете организации оценочное обязательство, признаваемое в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска, если для целей налогообложения прибыли формируется резерв предстоящих расходов на оплату отпусков?
Сумма оценочных обязательств, признанных расходом в связи с возникновением у работников права на отпуск в соответствии с законодательством РФ (с учетом страховых взносов), за отчетный период составила 550 200 руб. В налоговом учете применяется метод начисления. Сумма резерва на оплату отпусков, отнесенного на расходы данного периода в налоговом учете в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ, составила 300 000 руб.
Посмотреть ответ
В Инструкции №157н сказано, что предприятие обязано отразить в учетной политике факт формирования резервов. Во внутренних документах предприятия нужно также зафиксировать следующую информацию:
ВНИМАНИЕ! Средства из резервного фонда могут направляться только на те цели, для которых он создан.
Резерв предстоящих расходов формируется со следующими целями:
ВАЖНО! Следует отличать резервы, фиксируемые в бухучете, от резервов, образованных с целью учета. Последние образуются для снижения налогооблагаемой базы.
Является ли обязательным создание РПР?
Обязательно ли формировать РПР? В нормативных актах отсутствует точный ответ на этот вопрос. В пункте 302.1 Инструкции сказано, что виды создаваемых резервов компания определяет сама. Однако они должны соответствовать имеющейся учетной политике. Там же указаны виды трат, на которые резервные средства направляться не могут.
Если у предприятия есть отложенные обязательства, очень желательно создавать РПР. Без этого пункта отчетность полноценной не будет. Минфин РФ рекомендует фиксировать в отчетности резервы:
ВАЖНО! Резервы могут не создавать субъекты малого бизнеса, которые не выпускают акции.
ВНИМАНИЕ! Для бухгалтерского учета создание резервов является обязательным. При ведении налогового учета решение об образовании резерва принимает руководство предприятия.
Порядок формирования РПР
Порядок создания РПР установлен ПБУ 8/2010. Предприятия могут формировать резервы на:
Как правило, резервы создаются на выплату отпускных. Связано это с тем, что данные выплаты распределяются на протяжении всего года неравномерно.
Формирование резерва предстоящих расходов можно подразделить на следующие ступени:
Порядок создания резервов устанавливается на основании учетной политики предприятия.
Бухучет и используемые проводки
Использование счетов при формировании резерва зависит от того, куда именно пойдут средства:
Резервы фиксируются на счете 96. Рассмотрим типичные проводки, отражаемые на нем:
При расчете годовой суммы резерва нужно учитывать все платежи. В частности, нужно предусмотреть взносы в Пенсионный фонд, ФСС.
Пример
Ежегодный ФОТ, включающий страховые платежи, составляет 900 тысяч рублей. Размер отпускных и различных взносов составляет 80 тысяч рублей. Необходимо рассчитать % начислений в резервный фонд. Для этого проводятся следующие расчеты:
80 тысяч/900 тысяч/12*100% = 0,74%
Дальше нужно определить объем отчислений в месяц:
900 тысяч*0,74% = 6 660 рублей
Именно 6 660 рублей нужно каждый месяц перечислять в резервный фонд.
Бухгалтерские проводки будут следующими:
Последние две проводки используются при наступлении отпуска.
Годовой отчет: учет оценочного обязательства
Как бы ни была компания уверена в своей правоте, итог судебного спора с налоговой инспекцией непредсказуем. Да и процесс судебного производства – механизм достаточно времязатратный. У многих компаний, начавших судиться в прошлом году, судебные тяжбы еще не завершены. В случае поражения придется выплачивать штрафы и пени. Точный размер санкций, опять же, пока не известен. Для иллюстрации столь незавидной перспективы Минфин России советует отражать в бухотчетности за 2016 год оценочное обязательство – обязательство с неопределенной величиной или сроком исполнения. Кстати, в прошлогодних рекомендациях речь шла о гораздо более приятном предмете оценочного обязательства – премиальных по итогам года.
Обязательство, которое организации придется погашать, но неизвестно в какой срок и в каком размере, признается оценочным обязательством (п. 4 ПБУ 8/2010). Поэтому на отчетную дату величину оценочного обязательства определяют приблизительно и отражают путем создания резерва на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
Согласно ПБУ 8/2010 оценочное обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения может возникнуть и из судебных решений.
Так, при участии организации в судебном споре, по итогам которого вероятна выплата штрафа, пени, неустойки за нарушение налогового законодательства, в бухгалтерском учете признается соответствующая сумма оценочного обязательства.
Величину признанного оценочного обязательства относят на тот вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога (п. 8 ПБУ 8/2010). Например, если оценочное обязательство признано в связи с нарушением порядка уплаты налога на прибыль, его нужно отнести в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». На этом финансисты акцентировали внимание в своих рекомендациях аудиторским организациям по проведению аудита годовой отчетности за 2016 год (приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875).
Собственно говоря, этими выводами авторы рекомендаций и исчерпали «оценочную» тему. Мы же расскажем о правилах отражения «неопределенных» обязательств более подробно.
Бухгалтерский баланс: строка 1430
Заполнять строку 1430 бухгалтерского баланса нужно в соответствии с ПБУ 8/2010 (утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н). Оценочное обязательство долгосрочного характера может возникнуть:
Для признания оценочного обязательства в бухгалтерском учете необходимо одновременное соблюдение условий, которые установлены пунктом 5 ПБУ 8/2010:
Примеры оценочных обязательств:
Не могут быть признаны оценочными обязательствами ни при каких обстоятельствах, к примеру (п. 12 ПБУ 8/2010):
Оценочные обязательства отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета расходов по обычным видам деятельности или прочих расходов.
В учете бухгалтер сделает проводки:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 96 — сумма оценочного обязательства включена в расходы по обычным видам деятельности;
Дебет 91-2 Кредит 96 — сумма оценочного обязательства включена в прочие расходы.
Кроме того, ПБУ 8/2010 предусматривает возможность отнесения оценочных обязательств на стоимость активов. В частности, речь может идти о включении в первоначальную стоимость основного средства неизбежных затрат на восстановление окружающей среды после его вывода из эксплуатации. Подобные обязательства возникают в связи с добычей полезных ископаемых. При этом делается запись:
Дебет 08 Кредит 96 — оценочное обязательство включено в состав капитальных вложений.
Игнорирование норм ПБУ 8/2010 может повлечь несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухучета и в отчетности, что является грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Так что пренебрежение к данному ПБУ чревато штрафом по статье 120 Налогового кодекса РФ. Кроме того, отчетность, составленная без учета этого ПБУ, является искаженной и не позволяет пользователям сделать объективные выводы о положении дел в компании.
Правда, ПБУ 6/01 не содержит прямой нормы в поддержку такого подхода. Поэтому пока он не получил широкого распространения. А вот в стоимость поисковых активов подобные затраты включают в обязательном порядке (п. 13 ПБУ 24/2011).
Оценочное обязательство признается в бухучете в размере, который определяет достоверную денежную оценку расходов, которые необходимо понести в связи с исполнением этого обязательства (п. 17 ПБУ 8/2010).
Рассчитать величину оценочного обязательства для отражения в бухучете непросто, ведь его размер изначально может быть неопределенным. Поэтому в ПБУ 8/2010 введено такое понятие, как достоверная денежная оценка расходов на отчетную дату. Это сумма, необходимая или для исполнения (погашения) обязательства или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату. Такое мнение финансовое ведомство выразило в письме от 19.02.2016 № 07-01-09/9317.
Если нужно выбрать из нескольких значений, то в качестве оценки принимают средневзвешенную величину, рассчитанную как среднее из произведений каждого значения на его вероятность.
Если нужно выбрать из интервала значений, вероятности которых равны, то в качестве оценки принимают среднеарифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала.
Расчет достоверной денежной оценки расходов усложняется, если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты. Оценивать размер такого обязательства необходимо путем дисконтирования его величины (приведенной стоимости). Аналогично можно считать оценочные обязательства с меньшим сроком погашения, если это допускается «бухгалтерской» учетной политикой.
Оценочное обязательство долгосрочного характера принимается к учету не в сумме его оценки, а по дисконтированной (то есть пониженной) стоимости. Величину созданного под такое обязательство резерва предстоящих расходов наращивают до этой оценки по мере приближения срока исполнения обязательства (п. 20 ПБУ 8/2010).
Как вести учет подобных операций, покажет другой пример.
Отметим, что в примере применено дисконтирование с шагом в один год. Компания может выбрать другой шаг – например, в один месяц. Тогда приведенную стоимость придется наращивать ежемесячно. Приемлемый для вас порядок закрепите в учетной политике. По строке 1430 отражаются суммы оценочных обязательств (по дисконтированной стоимости), предполагаемый срок исполнения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты.
Что касается резерва на оплату отпусков, то он относится к краткосрочным оценочным обязательствам, поскольку отпуск должен предоставляться работникам ежегодно, соответственно выплачиваются и отпускные. Это оценочное обязательство отражают по строке 1540 баланса.
Премия по итогам года
Во многих организациях работников премируют по итогам работы за год. Для этого нужно подвести итоги работы за год, а начисляют и выплачивают премию обычно в начале следующего года. Годовая отчетность также подготавливается после окончания отчетного года, и на момент ее составления уже точно известно, будет ли премия и в каком размере. У бухгалтера нередко возникает вопрос, нужно ли отражать эту премию в отчетности за год, по итогам которого она выплачивается.
В Рекомендациях аудиторам для применения при проведении проверок годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355) отмечено, что в случае, когда в организации установлена система премирования работников, предусматривающая выплату премии в следующих за отчетным периодах при достижении соответствующих показателей (условий) в отчетном году, организация на основе оценки вероятности достижения таких показателей (условий) в отчетном году признает оценочное обязательство (ПБУ 8/2010).
При определении величины оценочного обязательства бухгалтер должен проанализировать:
Основаниями для определения его величины служат, как правило, локальные нормативные акты организации, коллективные и трудовые соглашения, данные, предоставляемые отделами оплаты труда и заработной платы, и другие документы.
Это трудовые договоры, содержащие условия о премировании, коллективный договор, устанавливающий порядок премирования, положение о премировании сотрудников, служебные записки руководителей подразделений и отделов, приказы директора.
Обратите внимание, что статья 255 Налогового кодекса РФ не устанавливает, что в трудовом договоре должен быть детально прописан механизм расчета и выплаты премии. Договор может предусматривать только возможность выплаты премии, а порядок ее выплаты может вытекать из других документов – коллективного договора, положения о премировании, приказов (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 № 09АП-3696/2011-АК).
Оценочное обязательство должно быть признано в момент, когда по профессиональному суждению бухгалтера соблюдены условия для его признания.
Отметим, что оценочное обязательство отражается на счете учета резервов предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010). Величина в зависимости от характера оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности, на прочие расходы или включается в стоимость актива.
Значит, если в текущем году будет выплачиваться премия по итогам работы за прошлый год, по состоянию на 31 декабря предыдущего года нужно сделать одну из проводок:
Дебет 20 (25,26) Кредит 96 — признано обязательство по выплате премии работникам по итогам прошлого года.
На момент выплаты премии нужно сделать проводку:
Дебет 96 Кредит 70 — выплачена премия по итогам работы за прошлый год.
Сергей Бондарев, налоговый консультант
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.