счет авансовых платежей по комиссиям
Списание комиссии банка: проводки
При открытии банковского счета между кредитной организацией и клиентом заключается договор обслуживания, в котором оговариваются тарифы.
Договор предусматривает право банков изменять комиссию в одностороннем порядке, уведомив клиента о новых тарифах.
Виды банковских комиссий
Наиболее распространенными видами банковских вознаграждений являются:
Комиссия за РКО и ДБО устанавливается фиксированной суммой и в некоторых кредитных организациях взимается как абонентская плата даже при отсутствии операций по счету.
Вознаграждение за проведение платежей чаще всего устанавливается в фиксированной сумме за каждый платеж и только при переводе денег в другой банк.
За выдачу наличных и за эквайринг — устанавливается как процент от суммы денежных средств.
Все вышеперечисленные услуги кредитных организаций не облагаются НДС. Но, помимо этого, банки предоставляют услуги, облагаемые НДС: инкассация, сопровождение кредитной линии, предоставление депозитарных ячеек или СМС-информирование.
Бухгалтерские проводки по банковским комиссиям с НДС и без НДС целесообразно учитывать на разных счетах учета.
Списание комиссии банка: проводки
Банковские комиссии без НДС в бухгалтерском учете отражают на счете 91.2 — прочие расходы в момент списания. Как правило, банки самостоятельно списывают причитающиеся ему вознаграждения со счета клиента, а бухгалтеру остается проверить соответствие списанных денежных средств фактическим операциям и действующим тарифам.
Проводки по учету вознаграждений без НДС оформляются проводкой Д 91.02 К 51 на основании выписки, дата списания соответствует дате выписки.
Виды и назначение авансовых платежей
Понятие и виды авансовых платежей
Не только бухгалтер, но и любой работающий человек знает, что такое авансовый платеж. И в трудовых, и в хозяйственных отношениях суть понятия аналогична: определенная часть от стоимости товара, работы, услуги переводится в пользу контрагента заранее, то есть при условии, что работа, товар или услуга еще не поставлены и не оказаны.
Аналогичный способ расчетов предусмотрен для уплаты налогов и сборов. Например, налогоплательщики, применяющие упрощенный режим обложения, обязаны платить авансы по УСН. Компании, применяющие ОСНО, выплачивают авансовые платежи по НДС и по налогу на прибыль.
Для каждого вида авансирования предусмотрены особые правила и ограничения.
Важно не путать понятия «аванс» и «задаток». Авансовый транш зачисляется в пользу будущих поставок или в счет погашения налоговой задолженности. А вот задаток — это сумма денег, предоставляемая в качестве гарантии, что принятые обязательства будут выполнены.
Аванс по заработной плате
Точного размера авансирования по зарплате не установлено. Но Минтруд предоставил несколько разъяснений для работодателей. В Письмах Минтруда от 20.03.2019 № 14-1/В-177, от 18.09.2018 № 14-1/В-765 определено, что размер определяется пропорционально отработанному времени, в первой половине месяца.
В расчет зарплатного аванса включайте должностной оклад или ставку, а также надбавки и доплаты, исчисляемые за отработанное время. А вот премиальные и стимулирующие выплаты, исчисляемые за результат или по итогам работы, в подсчете не учитывайте.
Назначение платежа «аванс по заработной плате» в платежном поручении используется все реже. Минтруд рекомендовал заменить устаревшую формулировку на более актуальную: «зарплата за первую половину месяца».
Пример платежного поручения по зарплате
Аванс по договорам и контрактам
Оформление закупки товаров, работ, услуг предусматривает заключение договора. В соглашении прописываются все существенные условия сотрудничества, в том числе и порядок оплаты. Допускается предусмотреть авансовый порядок расчетов. Например, когда покупатель перечисляет часть от стоимости поставки заранее, до фактической отгрузки товаров на склад или оказания услуги.
Размер аванса по договорам определяется по соглашению сторон: компаньоны должны заранее договориться о системе расчетов и прописать достигнутые договоренности в соглашении.
Для государственных и муниципальных закупок предусмотрены более жесткие рамки. В общем порядке аванс не должен превышать 30% от суммы договора (п. 18 Положения № 1496). Но могут быть исключения. Например, при расчетах за счет средств федерального бюджета установлены ограничения:
Для оплаты услуг и поставок за счет средств регионального или местного бюджетов могут быть предусмотрены иные лимиты авансирования. Например, Постановление г. Москвы № 1229 «Об авансовых платежах» (с изменениями) предусматривает отдельные ограничения по назначению аванса в контрактах, исполняемых за счет бюджета города Москвы. Стандартный размер аванса по Москве — 20%. Но есть исключения (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1229-ПП (ред. от 25.12.2017)).
Пример платежного поручения за поставку товаров
Аванс при налогообложении
Авансовая система расчетов предусмотрена сразу для нескольких видов налогового обременения. Например, при исчислении налога на прибыль, УСН, НДС, а также транспортного, имущественного, земельного налогов и других видов сборов.
Периодичность и правила исчисления авансовых платежей по налогам и сборам закреплена в НК РФ, а также может быть регламентирована региональными и местными органами исполнительной власти.
По сути, налоговый аванс — это перечисление денежных средств по обязательствам перед бюджетом, которые еще не возникли. К примеру, расчеты по УСН. Налоговый период для упрощенки — календарный год. Обязательство по уплате УСН возникает только по истечении года. Но налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать периодические транши в ФНС ежеквартально.
Авансовые платежи по посредническому договору: бухгалтерский учет и налогообложение
«Аудиторские ведомости», N 10, 2004
Договор комиссии можно составить таким образом, чтобы покупатели или продавцы расплачивались с комиссионером, в том числе и перечисляли ему авансовые платежи. По итогам деятельности в рамках посреднического договора посредник должен составить отчет об исполнении поручения для доверителя (комитента, принципала) и счет-фактуру на сумму вознаграждения.
Посредническое вознаграждение может быть установлено в виде:
Из ст.999 ГК РФ следует, что все полученное по договору комиссии является собственностью комитента.
Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров комиссии, определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (ст.156 НК РФ). Соответственно, у посредника возникает оборот по реализации посреднической услуги на сумму причитающегося ему вознаграждения, которое является его выручкой от оказания услуги и отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Продажи».
Посреднические договоры на реализацию товаров
При получении посредником от покупателей авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) обязанность по включению сумм полученных авансов в налоговую базу (ст.162 НК РФ) возникает у налогоплательщика-комитента. Денежные средства, поступающие от покупателей за реализованные посредником товары (работы, услуги), в том числе полученные авансы, в состав облагаемого НДС оборота у посредников не входят. Поэтому, когда на расчетный счет комиссионера поступает авансовый платеж от покупателя, он обязан письменно сообщить об этом комитенту и передать ему копию платежного поручения. А комитент на основании такого сообщения уплачивает в бюджет НДС со всей суммы аванса.
Если согласно условиям договора комиссионное вознаграждение определяется, например, в зависимости от объема реализованных посредником товаров и удерживается посредником из сумм, поступивших от покупателей, то при получении аванса посредник одновременно получает и часть причитающегося ему вознаграждения. С этой части он обязан при получении аванса исчислить НДС.
Рассмотрим схемы бухгалтерских записей, отражающих операции с авансовыми платежами, у комитента и комиссионера.
Учет у комитента
Комиссионер составляет отчет о реализации по форме, согласованной между сторонами договора комиссии:
После получения от комиссионера отчета о реализации продукции комитент производит записи:
Чтобы предъявить к вычету НДС по комиссионному вознаграждению, комитент должен получить от посредника счет-фактуру и зарегистрировать его в книге покупок.
Начисляя вознаграждение посреднику, организация-комитент производит записи:
Учет у комиссионера
Согласно пп.9 п.1 ст.251 НК РФ суммы, полученные от покупателей товаров в качестве предварительной оплаты, не включаются у организаций-посредников в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Если из поступившей суммы посредник удерживает часть причитающегося ему вознаграждения, то дата признания дохода в налоговом учете посредника зависит от метода признания доходов и расходов, применяемого посредником. Если организация-посредник признает доходы по кассовому методу, то при получении части вознаграждения она обязана включить соответствующие суммы в состав доходов для целей налогообложения. Если посредник использует метод начисления, то согласно п.3 ст.271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации (дата оказания) посреднической услуги, определяемая в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ. В этом случае суммы полученных авансов в налоговую базу у посредника не включаются (пп.1 п.1 ст.251 НК РФ).
Право собственности на товары от комитента к посреднику не переходит. Поэтому комиссионер учитывает их на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
При получении предварительной оплаты от покупателей в учете комиссионера производятся записи:
Получение продукции от комитента и отгрузка ее покупателям сопровождаются записями:
Комиссионер составил отчет о реализации и отослал его комитенту.
В учете у комитента произведены следующие записи.
В учете у комиссионера произведены следующие записи:
Посреднические договоры на закупку товаров
При исполнении поручения, связанного с закупкой товаров, посредник должен оформить следующие документы:
При поступлении от комитента денежных средств на закупку товарно-материальных ценностей посредник счет-фактуру не оформляет. Если в полученной сумме содержится часть вознаграждения, то посредник должен оформить счет-фактуру и отразить его в книге продаж (п.18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914) (с изм. на 16.02.2004). В дальнейшем, когда посредническая услуга будет оказана, счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные посредником в книге продаж при получении авансов, регистрируются им в книге покупок (п.13 Постановления N 914).
При получении от поставщиков товаров, закупленных по поручению комитента, в бухгалтерском учете у посредника они отражаются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по ценам, указанным в накладных поставщиков. Счета-фактуры по товарам, приобретенным для комитента, посредник хранит в журнале учета счетов-фактур. В книге покупок такие счета-фактуры не регистрируются. Полученные товары учитываются на счете 002 до момента их передачи комитенту согласно акту.
Оформление отношений по договору комиссии на закупку товаров возможно в нескольких вариантах.
Вариант I. Посредник во исполнение договора комиссии в I квартале 2004 г. получил от комитента 708 000 руб. в качестве аванса на закупку товара. Согласно договору комитент уплачивает посреднику вознаграждение в размере 10% стоимости товара, включая НДС. Полученный аванс содержит комиссионное вознаграждение. Посредник приобрел товар за 637 200 руб. и во II квартале 2004 г. передал его покупателю, удержав из полученного аванса свое комиссионное вознаграждение в сумме 70 800 руб. Комиссионер уплачивает НДС ежеквартально. Получив предоплату своего комиссионного вознаграждения в I квартале 2004 г., комиссионер должен уплатить в бюджет НДС в размере 18% суммы комиссионного вознаграждения, т.е. 10 800 руб. (70 800 руб. х 18% : 118).
Вариант II. Посредник во исполнение договора комиссии в I квартале 2004 г. получил от комитента 708 000 руб. в качестве аванса на закупку товара. Согласно данному договору комитент уплачивает комиссионеру вознаграждение в размере 10% стоимости товара. Полученный аванс комиссионное вознаграждение не включает. Комиссионер приобрел товар за 708 000 руб. и во II квартале 2004 г. передал его покупателю. При получении товара на складе комиссионера комитент выплатил ему комиссионное вознаграждение в сумме 70 800 руб. Следовательно, НДС в размере 10 800 руб. должен быть уплачен комиссионером по результатам II квартала, но не с аванса, а с реализации комиссионных услуг.
НДС уплачивается комиссионером только с предоплаты комиссионного вознаграждения и только в том случае, если перечисленная комитентом сумма его включает. Суммы, полученные комиссионером для исполнения сделки (приобретения товара от своего имени), в налоговую базу по НДС не включаются.
Допустим, что полученная на закупку сумма включает комиссионное вознаграждение, но на момент ее поступления размер комиссионного вознаграждения определить невозможно (например, комиссионное вознаграждение составляет разницу между суммой, полученной от комитента, и суммой, перечисленной поставщику). В таких случаях налоговые инспекции обычно предъявляют требование уплатить НДС со всей полученной на закупку суммы. Чтобы избежать подобного спора, нужно тщательно сформулировать условие комиссионного договора, касающееся как квалификации самого договора, так и определения цены комиссионной услуги.
Договор комиссии может быть заключен позже, чем договор покупки товаров. Так как согласно ГК РФ комиссионер должен заключить договор приобретения товаров по поручению и за счет комитента, то, по мнению налоговых органов, заключение договора комиссии в данном случае неправомерно, а сделка, формально указанная как комиссионная, фактически является сделкой купли-продажи. Следовательно, можно говорить о том, что аванс получен по договору купли-продажи, а не по договору комиссии и должен облагаться у комиссионера, являющегося по сути продавцом, со всей полученной суммы.
Однако заключение комиссионером договора поставки до момента заключения договора комиссии не имеет большого значения. Данное обстоятельство свидетельствует лишь о долгосрочных обязательствах, связывающих покупателя и комиссионера, в рамках которых последним по поручению комитента была осуществлена поставка определенных договором товаров (как видно из текста, судебное дело касалось посреднического договора не «на закупку», а «на реализацию», однако это в данном случае несущественно). Таким образом, заключение договора комиссии после заключения договора поставки правомерно и не свидетельствует о том, что фактически осуществляется сделка купли-продажи.
Для целей обложения налогом на прибыль суммы, полученные от доверителя (принципала, комитента) в связи с исполнением обязательств по договору поручения (агентскому договору, договору комиссии), у организаций-посредников в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не включаются (пп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Если же из поступившей суммы посредник удерживает часть причитающегося ему вознаграждения, то доходы признаются в налоговом учете в порядке, аналогичном порядку признания доходов при получении посредником авансов от покупателей товаров. Комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывается.
В бухгалтерском учете комиссионера производятся следующие бухгалтерские записи (для упрощения примера записи, связанные с закрытием счета 90, не приводятся):
Размеры авансовых платежей при заключении госконтрактов
Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала
При заключении договора стороны определяют условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на предварительную оплату товара установлено гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен внести плату в срок, определенный договором, а если такой срок договором не определен – в разумный срок после возникновения обязательства.
В статье расскажем, какой размер авансов вправе установить бюджетное учреждение здравоохранения при заключении госконтрактов по закупкам товаров, работ, услуг.
Размеры авансов в 2020 году.
Большое количество государственных (муниципальных) медицинских учреждений имеет статус бюджетных. Такие учреждения в своей деятельности руководствуются правилами, установленными для соответствующих получателей бюджетных средств нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это предусмотрено, например, ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Так, федеральные бюджетные учреждения вправе включать в договоры условия об авансовых платежах с учетом требований, введенных постановлениями Правительства РФ № 1803[1], 1496[1] Однако эти документы следует применять с учетом поправок, внесенных в них Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 630[1], которое вступило в силу 11.05.2020.
Например, Постановление Правительства РФ № 1803 было дополнено п. 5(1) и 5(2). Из них следует, что главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели при заключении контрактов в 2020 году вправе установить авансовые платежи в размере 50% суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в предусмотренном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год. Исключение составляют случаи, если иные предельные размеры авансовых платежей для таких договоров не утверждены федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 630 до 31.12.2020 включительно было приостановлено действие некоторых норм п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта):
о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а»);
о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б»).
Также приостановлено действие п. 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут устанавливать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.
С учетом перечисленных изменений и в зависимости от предмета договора (контракта) размеры авансовых платежей могут составлять от 50 до 100%. Для наглядности приведем их в таблице.
Размер авансового платежа
Контракты, в которых разрешено указывать лимитированный размер авансового платежа
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета
До 50% с правом последующего авансирования до 70%
Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего аванс госконтракт после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином
Договоры (госконтракты) о выполнении НИОКР, направленные на импортозамещение технологической продукции
Договоры (госконтракты) с казначейским сопровождением авансовых платежей, за исключение договоров на проведение НИОКР
об оказании услуг связи;
о подписке на печатные издания и об их приобретении;
об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки;
об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
о проведении мероприятий по тушению пожаров;
аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);
ОСАГО владельцев транспортных средств;
страхования ответственности владельца опасного объекта;
о лечении граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)
К вышеперечисленному необходимо добавить, что согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ[4] установленный договором (контрактом) размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Данная поправка действует в течение 2020 года.
Учет авансовых платежей.
По общим правилам для расчетов с контрагентами применяется счет 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (п. 254 Инструкции № 157н[5]), который тесно связан со счетом 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением по условиям заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).
Операции по этому счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический бюджетный учет авансов расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).
Рассмотрим пример по отражению в учете расчетов по авансовым платежам.
Больница (бюджетное учреждение) заключила договор на поставку медицинских тонометров на сумму 30 000 руб. Поставщику (коммерческой организации) в мае в соответствии с договором была перечислена предоплата в размере 50% от суммы договора. В этом же месяце приборы были поставлены и осуществлен полный расчет с поставщиком. Закупка произведена за счет средств ОМС.
Тонометр является медицинским прибором для измерения давления. Срок его полезного использования составляет более года. Данное обстоятельство позволяет учитывать прибор в составе основных средств. В соответствии с положениями порядков № 85н[6], 209н[7] расходы учреждения на приобретение основных средств отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Расчеты по аванс госконтракт выплатам в рамках заключенного договора на поставку медицинских приборов учитываются на счете 7 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств». Данное имущество принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной (фактической) стоимости и отражается на счете 7 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».
На основании Инструкции № 174н[8] рассмотренные операции будут отражены в учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен поставщику аванс в
размере 50%
Авансирование по госконтрактам в 2020 году
Автор: Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В данной консультации рассмотрены особенности установления казенными учреждениями в 2020 году размера авансовых платежей по контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также порядок отражения в бюджетном учете операций по перечислению, зачету и возврату аванса.
Размеры авансовых платежей
В 2020 году казенные учреждения, являющиеся получателями средств федерального бюджета, вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг авансовые платежи (предоплату) в размерах, установленных п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496.
Казенные учреждения, финансируемые из бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета, при определении размера авансов руководствуются нормативными актами соответствующего уровня (постановлениями правительства субъекта РФ, законами субъекта РФ, распорядительными документами муниципалитетов).
Обратите внимание: авансовые платежи не могут быть более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до казенных учреждений в установленном порядке на определенные цели.
Как сказано в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 630, с 11.05.2020 и до 31.12.2020 включительно приостановлено действие абз. 2 пп. «а» и пп. «б» п. 18 Положения № 1496 в части права получателей средств федерального бюджета устанавливать в договорах (госконтрактах) предоплату не более 30% суммы договора (госконтракта).
Одновременно с этим названным постановлением внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которым утверждено право указанных участников бюджетного процесса устанавливать в заключаемых ими в 2020 году договорах (госконтрактах) авансы в размере, не превышающем 50% суммы договора (госконтракта), если больший размер аванса не установлен федеральными законами, указами Президента РФ или другим нормативным правовым актом Правительства РФ (введен новый п. 5(1)).
Кроме того, авансовый платеж не более 50% можно предусмотреть и в договорах (государственных (муниципальных) контрактах) на строительство, реконструкцию или капремонт региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета, если больший размер аванса не установлен нормативными правовыми актами Правительства РФ (новый п. 5(2) Постановления Правительства РФ № 1803).
С учетом указанных новшеств в зависимости от предмета договора (контракта) могут быть установлены следующие размеры авансов.
Размер аванса
Условия договора (контакта)
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета
До 50%* с правом последующего авансирования до 70%
Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего авансирования по госконтракту после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином
Выполнение НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции.
Обратите внимание: до проведения закупки необходимо получить подтверждение от Минпромторга о соответствии госконтакта целям импортозамещения технологической продукции и прописать в проекте контракта условие о казначейском сопровождении авансовых платежей (исключение – контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению)
Поставка товаров, выполнение работ (за исключением НИОКР, направленных на импортозамещение технологической продукции), оказание услуг с условием о казначейском сопровождении авансовых платежей по госконтракту и по договорам, заключенным для исполнения такого контракта
1. Оказание услуг связи.
2. Подписка на печатные издания и их приобретение.
3. Обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки.
4. Участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях.
5. Проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в случаях, установленных ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и результатов инженерных изысканий.
6. Приобретение авиа– и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом.
7. Оказание гостиничных услуг по месту командирования.
8. Осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом.
9. Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение.
10. Проведение мероприятий по тушению пожаров.
11. Аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки).
12. ОСАГО владельцев транспортных средств.
13. Страхование ответственности владельца опасного объекта.
14. Лечение граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)
*В 2019 году предоплата по соответствующим договорам (госконтрактам) составляла до 30%.
Также обращаем ваше внимание на то, что до конца 2020 года приостановлено действие п. 20 Положения № 1496, которым устанавливался запрет на осуществление авансовых платежей при заключении договоров (госконтрактов) о поставке отдельных товаров, об оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р (абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 630).
К сведению: в этом перечне поименованы товары и услуги массового потребления, такие как белье и одежда, канцтовары, моющие и стиральные средства, осветительные устройства, портативные компьютеры, различная аппаратура для телефонной, телеграфной, видео связи, телевизоры, автомобили, услуги обычному (текущему) техническому обслуживанию и ремонту транспорта, а также по ремонту компьютеров, периферийного и коммуникационного оборудования, мебели и др.
И еще одно новшество, которое действует в 2020 году: согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ установленный договором (госконтрактом) размер аванса может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Учет операций по авансовым платежам
Суммы денежных средств, перечисленные казенным учреждением в виде авансов в счет оплаты товаров, работ, услуг, учитываются на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (п. 204 Инструкции № 157н, п. 79 Инструкции № 162н).
Операции по указанному счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).
Приведем основные корреспонденции счетов, которыми оформляются операции по перечислению, зачету и возвратуранее произведенныхавансовых платежей (п. 49, 80, 104, 111 Инструкции № 162н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Перечисление авансовых платежей
Перечислен аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):
– со счета, открытого в ОФК
– со счета, открытого в кредитной организации в рублях
– со счета, открытого в кредитной организации в иностранной валюте*
Зачет авансовых платежей
Зачтеныобязательства по полученным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) в счет перечисленной ранее предварительной оплаты
Возврат ранее произведенных авансовых платежей
Возвращены авансовые платежи, произведенные в текущем финансовом году (восстановлены расходы текущего года):
– на счет, открытый в ОФК
– на счет, открытый в кредитной организации в рублях
– на счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте*
– в кассу учреждения
Возвращены авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы:
– на счет, открытый в ОФК
– в кассу учреждения
– напрямую в доход бюджета:
а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета
б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет
1 304 04 136
1 303 05 83х
1 303 05 73х
1 206 хх 66х
Перечислены в доход бюджета авансовые платежи, произведенные в прошлые финансовые годы:
– со счета, открытого в ОФК:
а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета
б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет
1 304 04 136
1 303 05 83х
1 303 05 73х
1 304 05 ххх
– из кассы учреждения:
а) отражение в учете учреждения-администратора доходов бюджета
1 210 03 56х
1 304 05 ххх
1 210 02 136
1 201 34 610
1 210 03 66х
1 304 05 ххх
б) отражение в учете казенного учреждения (получателя бюджетных средств), осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет
1 210 03 56х
1 304 05 ххх
1 304 04 136
1 303 05 83х
1 201 34 610
1 210 03 66х
1 303 05 73х
1 304 05 ххх
*Дебиторская задолженность по выданным в иностранной валюте авансам одновременно отражается в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат (п. 203 Инструкции № 157н).
**Возвращенная сумма аванса в иностранной валюте подлежит переоценке по курсу ЦБ РФ на дату возврата. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года, полученный от переоценки активов (п. 203 Инструкции № 157н).
Рассмотрим, как применяются указанные бухгалтерские записи на практике.
Казенное учреждение заключило с коммерческой организацией договор на оказание транспортных услуг на сумму 80 000 руб. Организации-перевозчику перечислен аванс в размере 50% суммы договора. Оказание услуг по транспортировке груза подтверждено соответствующими документами.
В соответствии с положениями порядков № 85н, 209н расходы по оплате транспортных услуг относятся на код вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
В бюджетном учете формируются следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен аванс перевозчику (80 000 руб. х 50%)
Отражены расходы в размере стоимости оказанных транспортных услуг
Зачтен ранее перечисленный аванс
Произведен окончательный расчет с перевозчиком (80 000 – 40 000) руб.
Пример 2.
В декабре прошлого года казенное учреждение перечислило поставщику аванс по контракту на поставку спецодежды в сумме 12 000 руб. В феврале текущего года в связи с невозможностью исполнения поставщиком контракта сумма ранее перечисленного аванса возвращена на лицевой счет учреждения и в последующем перечислена в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету доходов. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за вышестоящим органом государственной власти.
В силу порядков № 85н, 209н расходы на приобретение спецодежды относятся на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по статье 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.
Доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ.
В бюджетном учете будут составлены следующие корреспонденции счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
В учете казенного учреждения в декабре
Перечислен аванс по контракту поставщику материальных запасов
Отражено заключение показателей по итогам финансового года на сумму аванса, перечисленного поставщику
В учете казенного учреждения в феврале
Отражен возврат поставщиком суммы ранее перечисленного учреждением аванса
Отражена задолженность поперечислению в доход бюджетасуммы возврата дебиторской задолженности прошлого года (на основании извещения (ф. 0504805))
Отражено перечисление в доход бюджета возвращенного аванса
В учете органа государственной власти в феврале
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме возврата дебиторской задолженности прошлого года (на основании извещения (ф. 0504805))
Отражено поступление в доход бюджета возвращенного аванса
В заключение выделим главное:
в 2020 году казенные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (госконтрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства в размере, не превышающем 50% суммы договора (госконтракта). Ранее по таким договорам устанавливалось ограничение до 30%. Также в зависимости от предмета договора (контракта) авансы могут быть установлены в иных размерах, предусмотренных п. 18 Положения № 1496;
до конца 2020 года допускается осуществлять авансирование по договорам (госконтрактам) о поставке товаров, об оказании услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 21-р;
учет расчетов по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (госконтрактов) авансам ведется на счете 1 206 00 000.