счет в казначействе для субподрядчика
Счет в казначействе для субподрядчика
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Должен ли субподрядчик открыть отдельный банковский счет в случае, если обязанность открыть такой счет возложена на генерального подрядчика по контракту в соответствии с Законом N 44-ФЗ (цена договора субподряда не является значительной)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условие о заключении договора о банковском сопровождении в указанном контрагентом банке и открытии в этом банке отдельного счета для расчетов обязательно для соблюдения субподрядчиком.
К сведению:
Если исполнение договора, заключенного с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), являющимся стороной контракта, не требует от контрагента совершения операций, отражаемых на отдельном счете, открытом ему в банке (например, если на момент заключения договора контрагент является правообладателем поставляемых товаров), то оплата по акту приемки товара (иному документу, подтверждающему приемку товара) осуществляется поставщиком, соисполнителем контрагенту на указанный им расчетный счет. При этом открытие отдельного счета в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, не требуется (смотрите об этом разъяснения в письме Минфина России от 05.05.2015 N 02-02-04/25683).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Вопрос: Торговая компания поставляет строительные материалы клиенту, который является исполнителем госконтракта в рамках Закона N 44-ФЗ. Клиент требует открыть расчетный счет в указанном банке, а также присоединиться к договору банковского сопровождения. Мы не являемся производителем товаров, а приобретаем их у поставщиков. Какие особенности работы при банковском сопровождении? Сможем ли мы полученные от клиента деньги (в качестве оплаты за поставленные материалы) перевести в полном объеме на основной расчетный счет компании и распоряжаться ими по своему усмотрению? Обязаны ли будут наши поставщики также открывать расчетные счета в указанном банке и оформлять документы. (Правовед.RU, август 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2020 году
Исполнение некоторых госконтрактов происходит под надзором органов Федерального казначейства. Это означает, что поставщик обязан открыть специальный счет в казначействе и проводить через него все расчеты по закупке. Таким способом государство следит за тем, на что потрачены бюджетные средства, и блокирует нецелевые траты. В настоящей статье мы расскажем о том, как происходит казначейское сопровождение контрактов в 2020 году.
В каких случаях необходимо казначейское сопровождение контракта
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 и 2020 году регулируется постановлением от 30.12.18 № 1765, постановлением от 28.12.18 № 1702 (для государственного оборонного заказа) и Федеральным законом от 29.11.18 № 459-ФЗ о бюджете на 2019 год. Согласно этим документам казначейское сопровождение требуется:
Сведения о том, что госзакупка проходит с казначейским сопровождением, указываются, в частности, в извещении о закупке и в самом государственном контракте.
При таких госзакупках заказчик дополнительно требует от поставщика или подрядчика:
СПРАВКА. Идентификатор госконтракта (ИГК) — это уникальный двадцатизначный цифровой код, который формирует заказчик. С 1 июля 2017 победители торгов должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других документах, которые выставляют заказчику.
Как работает казначейское сопровождение
Выделим несколько основных этапов казначейского сопровождения.
При этом целевые деньги не перечисляются:
ВАЖНО. Заказчик может перечислять средства авансом и по факту расходов поставщика. При авансовой оплате поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а казначейство его оплачивает. При оплате по факту поставщик представляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на банковские счета поставщика.
Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта (ИГК).
Что может проверить казначейство
При сопровождении контрактов казначейство может проверить:
При этом казначейство не ограничивает поставщика или подрядчика выбор соисполнителей или подрядчиков. Поставщики и подрядчики выбирают их самостоятельно, под свою ответственность.
Плюсы и минусы казначейского сопровождения
Казначейское сопровождение госконтрактов — это дополнительный способ контроля за их выполнением. Это несколько усложняет работу поставщиков:
В то же время у казначейского сопровождения госконтрактов есть и ряд неоспоримых достоинств:
Инструкция по работе со счетом в казначействе: изменения с 01.01.2021
Казначейский счет — это банковский инструмент, который используется организацией для расчетов. Спецсчет нужен далеко не всем участникам закупок, а только тем, кто работает с финансированием из бюджета. С этого года вступили в силу новые правила.
Что такое счет в казначействе
По правилам ФК РФ открытие счета в казначействе для госконтракта предусмотрено для участников государственных и муниципальных закупок. По сути, это такой же лицсчет, что обслуживается в банковских организациях и кредитно-финансовых службах. Но отличия все же есть: казначейские реквизиты используются для поступления и расходования бюджетных средств. Следовательно, если юридическое лицо — участник бюджетного процесса, то для него это обязательное условие.
В нормативах Центробанка РФ указано, расчетный счет и казначейский счет это одно и то же или нет, — это разные понятия. Расчетный — это банковский аккаунт для проведения транзакций коммерческих и некоммерческих организаций. Казначейский — это номер банковского реквизита, который входит в состав единого казначейского счета 40102 (242.14 БК РФ, 479-ФЗ от 27.12.2019).
В закупочной деятельности применение казначейского спецсчета обусловлено теми же требованиями. Если заказчик получает бюджетное финансирование на оплату заказа, то расчеты должны проводиться исключительно по нему. Таким образом, балансовый 40102 — это счет разница казначейского и расчетного счета: по первым цифрам двадцатизначного уникального кода проверяйте принадлежность основного банковского реквизита.
Зачем это нужно
Ключевое назначение работы через казначейство — контроль использования бюджетных средств. Работники ТОФК проверяют все этапы проведения государственных и муниципальных закупок. Необходимо заранее открыть счет в казначействе, чтобы исключить перебои с финансированием. Бюджетные средства не зачислят в пользу заказчика, пока организация не подтвердит принятые на себя обязательства. Основанием выступает государственный или муниципальный контракт, акты выполненных работ или накладные на поставку.
Контроль со стороны органов Федерального казначейства — это обязательное условие работы с бюджетными деньгами. Работники ОФК контролируют:
Если документация оформлена неверно, представители ТОФК откажут в использовании бюджетных средств. Операцию отклоняют в платежной системе. Чтобы получить средства, придется исправить выявленные недочеты.
Кто открывает
Открытие необходимо нескольким категориям участников госконтракта:
Как открыть: пошаговая инструкция
Действующий порядок, как работать с казначейством для новичков и открыть счет, предусмотрен приказом ФК №15н от 01.04.2020. При его несоблюдении работники ТОФК откажут в создании и обслуживании спецсчета ФК.
Процедура открытия проста, но есть определенные требования и рекомендации. Вот пошаговый алгоритм действий.
Шаг 1. Подготовьте копии документов
Это не полный перечень, работники ТОФК вправе затребовать дополнительную документацию для открытия КС.
Шаг 2. Заполните заявление и карточку подписей
Помимо копий документов, потребуется заполнить специальные формы. Это заявление на открытие лицевого КС и карточка образцов подписей.
Форма по ФКД 0531752 заполняется в соответствии с реквизитами из приказа №15н. Заявление необходимо составить отдельно на каждый КС, например, если организация открывает сразу несколько расчетных спецсчетов в казначействе. Заявление подписывают руководитель компании и главбух.
Карточка образцов подписей заполняется по унифицированному шаблону (форма по ФКД 0531753).
Правила оформления закреплены в приказе №15н. Документ оформляют в единственном экземпляре. Образцы подписей заверяют у нотариуса либо у учредителя.
Шаг 3. Подайте документы в ТОФК
Готовый пакет документов направьте на рассмотрение в казначейство. Если ошибок нет, то счет откроют и направят организации соответствующее уведомление. В п. 14 приказа №15н закреплено, сколько цифр в казначейском счете, — его уникальный номер состоит из 20 цифр (разрядов), идентифицирующих получателя бюджетных средств.
Если в документах будут выявлены ошибки, работники ФК вернут их с указанием на недочеты. Исправьте ошибки и подайте документы снова. После получения положительного уведомления организация вправе осуществлять операции по получению и расходованию бюджетных средств.
Казначейское сопровождение контракта
Часть госзакупок контролирует Федеральное казначейство, чтобы заказчики тратили бюджетные деньги по целевому назначению. В статье расскажем, в каких закупках победителям придется открыть счет в казначействе и как проходит процесс казначейского сопровождения госконтрактов.
Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?
Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).
Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.
В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:
Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:
Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.
Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.
В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:
Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов
Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.
Открытие счета
Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица. Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи. Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.
Оплата по контракту
Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым.
Нельзя перечислять целевые средства:
Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет. Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ. Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.
Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.
Что контролирует казначейство
Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:
Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.
Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.
Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.
Предприятие «Биотехпрогресс» и Государственное казенное учреждение города Севастополя «Городское хозяйство и строительство» заключили контракт на проектирование и строительство очистных сооружений в Севастополе. Изначально заказчик не установил в закупке казначейское сопровождение, но после проверки антимонопольная служба предписала госучреждению включить в контракт условие о сопровождении казначейства.
На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.
Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.
В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.
Казначейское сопровождение контрактов
Министерство финансов предлагает обязать поставщиков открывать счета в казначействе при исполнении закупки. Пока такие поправки в 44-ФЗ обсуждают, давайте разберемся, что же такое казначейское сопровождение.
Для каких закупок сопровождение уже работает?
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017-2019 гг. регулируется постановлением от 30.12.2016 N 1552. Финансовое сопровождение применяют:
Победитель закупки и его подрядчики могут получить деньги только на отдельный счет, открытый в казначействе. Заказчик и контролеры видят всю цепочку платежей из бюджета к исполнителю и его субподрядчикам. Если на закупку распространяется казначейское сопровождение, заказчик прописывает в контракте обязанность для победителя:
Заказчик вносит информацию о казначейском сопровождении в план-график, контракт и извещение о закупке.
Как работает казначейское сопровождение?
Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта, по которому можно отследить, куда и на что потрачены деньги.
Разберем подробнее схему и действия поставщика по постановлению № 1552.
Распорядители бюджета в течение 21 дня со дня заключения контракта выпускают нормативный правовой акт о том, какое казначейство будет сопровождать контракт и на что предназначен аванс.
Основные документы для открытия лицевого счета в казначействе — государственный контракт и заявление юридического лица. По отзывам участников, это занимает 1-2 рабочих дня.
По заявлению исполнителя казначейство перечисляет ему деньги из аванса. Деньги можно получить на открытые в казначействе счета главного подрядчика или на счета его субподрядчиков. В некоторых случаях — на их банковские счета.
Заказчик оплатит только целевые расходы, которые предусмотрены в контракте, то есть на выплату заработной платы, закупку необходимых материалов и оборудования и т.д.
Переводить деньги можно по предоплате и по факту выполненных работ:
До того, как потребность возникла, деньги находятся на счетах казначейства. Срок перечисления денег был указан только в постановлении № 70 — 1-2 рабочих дня. В № 1552 сроки не оговорены.
Полномочия казначейства
При сопровождении контрактов казначейство имеет право проверить:
На выбор подрядчиков казначейство никак не влияет — это ответственность госзаказчиков.
Плюсы и минусы казначейского сопровождения
Попробуем найти хорошее в сопровождении:
Ответим на вопросы
а насчет выдержки, что Вы прислали, там несколько слов не хватает в начале:
«. Денежные средства, получаемые Поставщиком на осуществление расчетов в ходе исполнения Контракта, включая авансовые платежи, запрещается перечислять:
. На счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом – получателем субсидии (бюджетных инвестиций) договоры в рамках исполнения соглашений, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, за исключением договоров:
— заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электрической энергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, а также в целях осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
— заключаемых с федеральными бюджетными или автономными учреждениями.»
Так видим смысл с точностью наоборот, как и все о чем говорится в СМИ.
Успехов и все ж жить по Правде (на Том свете придется за такие вещи ответить в первую очередь).
Добрый день, Айлана!
Вам нужно предоставить в казначейство заявление, форма которого утверждена в приказе от 19.12.2017 № 239н. Если вы работаете с казначейским сопровождением контракта, желательно прочитать приказ целиком, это снимет другие возможные вопросы.
Никто вам бп консультацию по Основному вопросу не даст. Здесь все сделано так, чтб не дать денегг или чтб вы за ними побегали. включая требование фото и вмдеофиксации сделанных работ и выездные инспекции..
Михаил, добрый день!
Все в порядке, разберетесь со временем) Да, вы не являетесь бюджетным учреждением, поэтому вы неучастник бюджетного процесса.
Добрый день, Андрей.
Предоставление казначейского обеспечения (казначейского аккредитива) обязательства при казначейском сопровождении происходит по следующей схеме:
1. Государственный заказчик (ГРБС) на основании заключенного договора (соглашения) о предоставлении субсидии или государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг представляет в свой ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения в размере, указанном в контракте.
2. ТОФК государственного заказчика проверяет заявление: – на наличие у организации – исполнителя по государственному контракту (соглашению) лицевого счета, открытого в ТОФК для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса; – на наличие в заявлении идентификатора государственного контракта (соглашения); – на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой операций по казначейскому обеспечению обязательств всего, с учетом ранее осуществленных по данному государственному контракту (соглашению) операций по казначейскому обеспечению обязательств; – на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом государственному заказчику (главному распорядителю средств федерального бюджета), с учетом ранее выданных казначейских обеспечений обязательств.
3. В случае успешного прохождения проверки ТОФК заказчика формирует казначейское обеспечение обязательств, направляет его в ТОФК исполнителя (головного исполнителя) и блокирует лимиты бюджетных обязательств по соответствующему бюджетному обязательству на лицевом счете заказчика на сумму казначейского обеспечения обязательств.
4. ТОФК исполнителя (головного исполнителя) информирует его о предоставленном ему казначейском обеспечении. В свою очередь, головной исполнитель может заключать договоры (контракты) с соисполнителями, если такие условия были включены в основной государственный контракт, и тогда контракты с соисполнителями также будут содержать требования о казначейском обеспечении.
5. Головной исполнитель представляет в свой ТОФК заявление на перевод казначейского обеспечения обязательств соисполнителю.
6. ТОФК исполнителя проводит проверку заявления на перевод, аналогичную проверке, указанной в п. 2.
7. В случае успешного прохождения проверки ТОФК исполнителя формирует переведенное казначейское обеспечение, направляет его в ТОФК соисполнителя и направляет копию переведенного казначейского обеспечения в ТОФК государственного заказчика для предоставления ему этой копии.
8. ТОФК соисполнителя информирует его о предоставленном ему переведенном казначейском обеспечении.
9. Соисполнитель заключает договор с поставщиком товаров, работ, услуг. Расчеты с применением казначейского обеспечения производятся в обратном порядке:
1. Поставщик предъявляет соисполнителю документы, подтверждающие факт выполненных работ, оказанных услуг, произведенную поставку.
2. Соисполнитель направляет платежный документ и документы-основания в свой ТОФК для оплаты.
3. ТОФК соисполнителя производит проверку платежных документов, предусмотренную Порядком санкционированных целевых расходов, проверку срока действия переведенного казначейского обеспечения (он должен быть актуален на момент представления платежных документов) и проверку соответствия идентификатора государственного контракта (соглашения), указанного в платежном документе, идентификатору государственного контракта (соглашения), указанному в переведенном казначейском обеспечении обязательств.