сферы и уровни лоббистских отношений

Структура лоббистских отношений

Если рассматривать лоббизм как коммуникативный процесс, то становится обязательным наличие субъекта (источника) и объекта (получателя сообщения). Инициаторами лоббистской коммуникации выступают группы интересов, которые пытаются достичь цели путем влияния на органы государственной власти. Таким образом, исходными субъектами лоббизма являются группы интересов, а общим объектом лоббирования – система органов государственной власти – субъекты принятия политико-управленческих решений. Непосредственно объектом лоббистской деятельности можно считать чиновников или политиков, от которых зависит принятие соответствующих решений.

Ранее уже отмечалось, что лоббизм – это особый вид деятельности, который требует владения профессиональными навыками коммуникации с органами власти. Практика осуществления лоббистской деятельности показывает, что непосредственное воздействие на объект (орган власти) от имени субъекта (группы интересов – клиентов) оказывает ограниченный круг специалистов, которых можно назвать агентами лоббизма, или технологическими субъектами, иными словами – посредниками. Ими могут выступать юридические, консалтинговые и другие фирмы, а также физические лица. Часто происходит совмещение двух ролей – клиента и лоббиста, когда группы интересов самостоятельно пытаются оказывать давление на власть.

Однако исходными субъектами лоббизма являются группы интересов, которые представлены как экономическими субъектами (компаниями, корпорациями, финансово-кредитными организациями), так и социальными общностями (общественными, религиозными организациями, профсоюзами, правозащитными организациями и т.д.). Структура заинтересованных групп предполагает наличие руководящих органов, состоящих из профессиональных управленцев, которые и выстраивают стратегию коммуникации с органами власти.

Если говорить об исходных субъектах лоббистской деятельности, можно выделить четыре их основных вида:

1) коммерческие субъекты. Они отстаивают свои коммерческие интересы, все их действия направлены на улучшение условий функционирования конкретного субъекта или всей отрасли, и, как следствие, увеличение собственной прибыли. Это могут быть различные компании, корпорации, в том числе с государственным участием. Крупные фирмы имеют достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно лоббировать нужные им решения;

2) некоммерческие субъекты. Цели и интересы этих структур не носят ярко выраженного коммерческого характера, однако им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью для получения прибыли. Например, разрешены благотворительные фонды или экологические организации. Так, в Воронежской области в 2012 г. было организовано движение, цель которого – добиться запрета на добычу никеля в регионе. Главным объектом его деятельности стали областные органы власти, от которых добивались запрета на добычу ископаемых. В итоге власти региона были вынуждены отложить этот вопрос, при этом решение так и не было принято;

3) объединения коммерческих или некоммерческих субъектов. Это могут быть различные ассоциации и союзы, объединяющие субъектов, как правило, по признаку принадлежности к той или иной сфере жизни общества. Такими союзами можно считать Торгово-промышленную палату, Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальный союз благотворителей. Подобные объединения уже можно считать профессиональными лоббистами, поскольку их основная задача заключается в обеспечении влияния на власть;

4) иные государственные органы, так называемый ведомственный лоббизм. Это могут быть как региональные, так и федеральные органы власти, которые заинтересованы, например, в принятии нужных им законодательных решений. В Государственной думе и Совете Федерации принцип регионального представительства членов парламента дает возможность субъектам Российской Федерации лоббировать свои интересы. Широко распространена также технология ведомственного лоббизма, когда министерства и ведомства пытаются реализовать свои инициативы через «знакомых» депутатов, избегая сложного процесса межведомственного согласования внутри Правительства. Председатель Правительства в отчете перед Государственной Думой за 2016 г., заявил, что такая практика недопустима и должна пресекаться.

Объекты лоббизма могут классифицироваться по разным основаниям:

1) по горизонтальному принципу – принадлежности к определенной ветви власти:

· законодательная (Федеральное Собрание РФ: Государственная дума и Совет Федерации);

· исполнительная (Правительство, министерства, агентства, ведомства);

· судебная (Верховный и Конституционный суды);

· иные государственные органы (Центральный банк, Центральная избирательная комиссия и др.);

2) по вертикальному принципу – уровням власти:

· федеральный (Администрация Президента, Правительство и др.);

· региональный (глава субъекта, парламент региона);

· муниципальный (глава муниципального образования, советы депутатов и др.);

3) по количественному принципу:

· должностное лицо, единолично принимающее решение (например, Президент РФ);

· коллективные органы власти (например, Государственная дума).

Отметим, что структура лоббистских отношений может быть крайне сложной, с вовлечением большого количества субъектов и объектов лоббирования – все это зависит от сложности поставленной цели и институциональных преград на пути ее достижения.

Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 39 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Структура лоббистских отношений

Если рассматривать лоббизм как коммуникативный процесс, то становится обязательным наличие субъекта (источника) и объекта (получателя сообщения). Инициаторами лоббистской коммуникации выступают группы интересов, которые пытаются достичь цели путем влияния на органы государственной власти. Таким образом, исходными субъектами лоббизма являются группы интересов, а общим объектом лоббирования – система органов государственной власти – субъекты принятия политико-управленческих решений. Непосредственно объектом лоббистской деятельности можно считать чиновников или политиков, от которых зависит принятие соответствующих решений.

Ранее уже отмечалось, что лоббизм – это особый вид деятельности, который требует владения профессиональными навыками коммуникации с органами власти. Практика осуществления лоббистской деятельности показывает, что непосредственное воздействие на объект (орган власти) от имени субъекта (группы интересов – клиентов) оказывает ограниченный круг специалистов, которых можно назвать агентами лоббизма, или технологическими субъектами, иными словами – посредниками. Ими могут выступать юридические, консалтинговые и другие фирмы, а также физические лица. Часто происходит совмещение двух ролей – клиента и лоббиста, когда группы интересов самостоятельно пытаются оказывать давление на власть.

Однако исходными субъектами лоббизма являются группы интересов, которые представлены как экономическими субъектами (компаниями, корпорациями, финансово-кредитными организациями), так и социальными общностями (общественными, религиозными организациями, профсоюзами, правозащитными организациями и т.д.). Структура заинтересованных групп предполагает наличие руководящих органов, состоящих из профессиональных управленцев, которые и выстраивают стратегию коммуникации с органами власти.

Если говорить об исходных субъектах лоббистской деятельности, можно выделить четыре их основных вида:

1) коммерческие субъекты. Они отстаивают свои коммерческие интересы, все их действия направлены на улучшение условий функционирования конкретного субъекта или всей отрасли, и, как следствие, увеличение собственной прибыли. Это могут быть различные компании, корпорации, в том числе с государственным участием. Крупные фирмы имеют достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно лоббировать нужные им решения;

2) некоммерческие субъекты. Цели и интересы этих структур не носят ярко выраженного коммерческого характера, однако им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью для получения прибыли. Например, разрешены благотворительные фонды или экологические организации. Так, в Воронежской области в 2012 г. было организовано движение, цель которого – добиться запрета на добычу никеля в регионе. Главным объектом его деятельности стали областные органы власти, от которых добивались запрета на добычу ископаемых. В итоге власти региона были вынуждены отложить этот вопрос, при этом решение так и не было принято;

3) объединения коммерческих или некоммерческих субъектов. Это могут быть различные ассоциации и союзы, объединяющие субъектов, как правило, по признаку принадлежности к той или иной сфере жизни общества. Такими союзами можно считать Торгово-промышленную палату, Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальный союз благотворителей. Подобные объединения уже можно считать профессиональными лоббистами, поскольку их основная задача заключается в обеспечении влияния на власть;

4) иные государственные органы, так называемый ведомственный лоббизм. Это могут быть как региональные, так и федеральные органы власти, которые заинтересованы, например, в принятии нужных им законодательных решений. В Государственной думе и Совете Федерации принцип регионального представительства членов парламента дает возможность субъектам Российской Федерации лоббировать свои интересы. Широко распространена также технология ведомственного лоббизма, когда министерства и ведомства пытаются реализовать свои инициативы через «знакомых» депутатов, избегая сложного процесса межведомственного согласования внутри Правительства. Председатель Правительства в отчете перед Государственной Думой за 2016 г., заявил, что такая практика недопустима и должна пресекаться.

Объекты лоббизма могут классифицироваться по разным основаниям:

1) по горизонтальному принципу – принадлежности к определенной ветви власти:

· законодательная (Федеральное Собрание РФ: Государственная дума и Совет Федерации);

· исполнительная (Правительство, министерства, агентства, ведомства);

· судебная (Верховный и Конституционный суды);

· иные государственные органы (Центральный банк, Центральная избирательная комиссия и др.);

2) по вертикальному принципу – уровням власти:

· федеральный (Администрация Президента, Правительство и др.);

· региональный (глава субъекта, парламент региона);

· муниципальный (глава муниципального образования, советы депутатов и др.);

3) по количественному принципу:

· должностное лицо, единолично принимающее решение (например, Президент РФ);

· коллективные органы власти (например, Государственная дума).

Отметим, что структура лоббистских отношений может быть крайне сложной, с вовлечением большого количества субъектов и объектов лоббирования – все это зависит от сложности поставленной цели и институциональных преград на пути ее достижения.

Источник

Лоббизм в странах Запада и в России

Содержание:

Предмет:Философия
Тип работы:Курсовая работа
Язык:Русский
Дата добавления:06.04.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по философии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В связи с формированием этапов развития гражданского общества, политические явления включают в себя определенные явления, присущие исключительно демократическим процессам. Они являются неотъемлемой частью, атрибутом, а также признаком этих демократических процессов. Среди этих явлений можно выделить лоббизм.

Следующие ситуации могут служить крайне негативным выражением «теневого» лоббирования:

Негативное отношение к лоббистской практике в целом формируется именно благодаря аналогичной интерпретации выражения «влияние на управленческие решения».

Само понятие лоббирования гораздо шире, чем тема представленной работы. В данной курсовой работе она будет рассматриваться исключительно как влияние, оказываемое на органы государственной власти. Таким образом, предметом исследования станет именно этот эффект. В качестве объекта мы определяем все, что может сопровождать рассматриваемый процесс лоббирования в разных странах: формы, методы, методы его реализации и другие характеристики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма лоббирования в разных странах в качестве примера влияния заинтересованных групп давления на органы власти с целью удовлетворения требований общественных организаций.

В соответствии с поставленной целью целесообразно выдвинуть следующие задачи:

Концепция лоббинга. Уровни лоббизма и процесса лоббинга

Понятие лоббирования Деятельность по реализации

Большинство источников раскрывают концепцию лоббирования с разных сторон. Такое разнообразие взглядов на эту концепцию позволяет сформировать наиболее полную картину рассматриваемого явления.

Термин «лоббизм» происходит от английского слова «лобби», что означает лобби или зал. В этом контексте это предпосылка «где члены парламента могут общаться с посторонними», «где простой смертный может поймать государственного деятеля, покинувшего зал суда, и попытаться убедить его поддержать тот или иной проект». Термин «лоббизм» также означает «обширную систему офисов и агентств, монополий или организованных групп при законодательных органах, которые оказывают давление (вплоть до подкупа) на законодателей и должностных лиц для принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий). в интересах их организаций». Большая Советская Энциклопедия дает практически то же определение, но с объяснением: «под законодательными органами США». Этот факт еще раз подтверждает, что «до 80-х годов считалось, что в государстве не было лоббизма».

И действительно, лоббизм тесно связан с политической властью. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «там больше лоббизма, там больше реальной власти». Другими словами, лоббизм по-своему является признаком власти.

И наоборот, лоббизм не будет происходить там, где нет власти или когда ее влияние действует только как номинальная сила. Нельзя не согласиться с тем, что субъект, не имеющий реальной власти, может лоббировать. Следовательно, можно сделать вывод, что определение В. Лепёхина наиболее близко к реальному положению вещей.

Таким образом, мы можем сделать однозначный вывод о том, что именно этот дисбаланс напрямую влияет на практику лоббирования. В этом случае мы больше не можем говорить только о петициях, убеждениях и других приемах заинтересованных сторон. Мы говорим об «управлении», другими словами, о давлении в той или иной сфере. Но стоит признать, что влияние в любом случае оказывается на официальные (государственные) органы управления. Из определений также видно, что влияние связано с желанием достичь определенных целей.

Согласно Британской энциклопедии, в эту систему включены следующие элементы:

«Для любого лоббирования применяются две предпосылки»: с точки зрения информационной поддержки общества нужны специалисты, которые хорошо знают саму проблему лоббирования, у которых есть компетентные аргументы и данные, которые оправдывают важность предложенного решения.

Для непосредственного внедрения механизма лоббирования необходимы оперативные, авторитетные люди, которые могут установить необходимые контакты и отношения с представителями соответствующих учреждений или занять соответствующие должности в управлении.

Следует также отметить, что эта лоббистская деятельность не должна противоречить базовым принципам законности, которые существуют в обществе, или, другими словами, должна быть законной. Более того, для его реализации требуется стабильная правовая база, основной функцией которой должна стать регулятивная деятельность по реализации процесса лоббирования. Это способствует четкому подходу к этому процессу. «Законодательство о регулировании лоббизма позволяет нам закладывать определенные этические принципы, нормы, правила и традиции в основу деятельности лоббистских организаций». Следует сделать оговорку о том, что вышесказанное никоим образом не может означать, что закон должен устанавливать абсолютно жесткие рамки, в рамках которых каждый должен действовать для продвижения своих интересов в структурах власти группы давления. Нужно только призвать закон обозначить форму взаимодействия этих общественных групп с властью.

Среди «основных направлений в работе лоббистов» выделяются следующие:

Уровни лоббирования и процесс лоббирования

«Политологи чаще всего делят лоббизм как таковой на три уровня: прямой лоббизм, косвенный и внутренний». При рассмотрении уровня прямого лоббизма они сосредоточены непосредственно на лоббистской деятельности, то есть на целевом воздействии на носителя власти, чтобы принять правильное решение. Под косвенным лоббизмом понимается общественная и информационная поддержка необходимых решений в публичном пространстве (подробные, массовые связи с общественностью, которые обсуждались в предыдущем параграфе). И, наконец, внутреннее лоббирование обычно относится к внутреннему представительству интересов (давление на некоторых представителей власти внутри самой системы управления). Этот аспект наиболее интересен, поскольку именно на этой платформе лоббисты со стороны государственных органов при защите своих интересов напрямую сталкиваются друг с другом в попытке преодолеть межведомственные (а иногда и межличностные) противоречия.

Сложность в приведении классификаций лоббистской деятельности заключается в том, что никто из них не может создать систему для проведения лоббистского процесса, подходящую для всех. Они не учитывают постоянный динамический аспект (развитие) этого изменяющегося процесса.

Именно этой динамике мы обязаны изменениям в структуре лоббистских сетей. Построенные в прошлом сети, которые все еще могут работать достаточно эффективно, в один момент могут измениться в зависимости от ситуации и перестать работать в принципе. Этот аспект труднее всего изучить из-за невозможности наиболее точного прогнозирования развития ситуации. В результате современная политология практически не заинтересована в этом аспекте, в свою очередь, фокусируясь на законодательных ограничениях и процедурных вопросах, изучение которых в большей степени поддается систематизации, а не изменчивости. Научные публикации описывают практически все, кроме структурного аспекта: кому, как и в каком направлении продвигаются их интересы, на практике оказывается трудным для изучения. Поэтому наука позволяет себе ограничиваться вычислением проблем, в рамках которых лоббисты могут свободно функционировать. «В то же время конкретные методы перемещения и взаимодействия с участниками этого процесса, как правило, остаются за пределами внимания. Но именно в этих механизмах и заключается суть процесса лоббирования».

Сравнительный аналих лоббинга в разных странах

Историческая справка: зарубежный опыт внедрения лоббистских практик

«Концепция лоббирования приобрела политический оттенок в Америке в 19 веке» (США). Общеизвестно, что традиции оригинального лоббизма берут свое начало в годы президентства Уиллиса Гранта (1869-1877). У восемнадцатого американского президента и его команды после рабочего дня была традиция снимать стресс в одном из отелей, точнее, в его лобби, которое называлось «лобби». На этом этапе министры и сенаторы встретились с разными людьми, выслушали их просьбы и дали слово для их выполнения, реализации их в форме законодательных актов, причем не всегда бесплатно. Так что термин «лоббирование» стал означать покупку голосов за деньги.

В связи с потоком главных разоблачений сенаторов и последующим общественным возмущением с 1907 года в Соединенных Штатах был принят ряд законов, которые регулируют и регулируют рамки лоббирования в американском обществе. Одним из наиболее важных среди них по праву считается «Закон о федеральном регулировании лоббирования», который был окончательно представлен общественности в 1987 году. В соответствии с законом, принятым в Штатах, предусмотрена обязательная регистрация лоббистов и предоставление годовая отчетность им. Поскольку лоббирование в Соединенных Штатах является законным, это означает, что оно является законным и подлежит государственному контролю, а закон защищает его интересы. В связи с этим, помимо официально зарегистрированных лоббистских организаций, деятельность любых других структур, лиц, защищающих частные интересы, запрещена законодательством США.

«Но, несмотря на мощную законодательную базу, созданы условия для цивилизованного взаимодействия лоббистов, и сегодня в практике Конгресса США встречаются случаи коррупции и подкупа лиц из силовых структур».

Мы также отмечаем, что «сегодня в США лоббирование стало крупным бизнесом, стоимость которого составляет сотни миллионов долларов».

Особенности лоббирования в России

Стоит отметить, что разные источники говорят о характеристиках российского лоббизма соответственно по-разному. Общим для всех них является следующее: во-первых, «в России существует лоббизм», а во-вторых, в качестве основного недостатка нашего лоббизма все без исключения эксперты называют отсутствие законодательной базы для этого явления, и поэтому его теневая природа.

В результате на поверхности этого явления видны только принятое решение и человек, который его принимает. Таким образом, реальный покупатель, оставшиеся участники цепочки, а также материальное вознаграждение за достижение цели и многое другое остаются в тени. Некоторые авторы в своих мыслях утверждают, что лоббизма в России пока не существует, якобы потому, что «нет закона, регулирующего его». С этим довольно сложно согласиться: отсутствие правового регулирования данного явления не отменяет факт существования соответствующего явления. И, наконец, в-третьих, подавляющее большинство специалистов отмечают широко распространенную коррупционную сеть как отличительную черту лоббистской деятельности в Российской Федерации, что является прямым следствием отсутствия соответствующей законодательной базы. Из этого можно сделать вывод, что последние две черты являются основными проблемами российского лоббизма.

Коррупция присуща политическим системам любого государства. Следует отметить, что в Соединенных Штатах, где существуют давние традиции лоббирования и сильная законодательная база в этой области, «сегодня в практике Конгресса США встречаются случаи коррупции и подкупа лиц из силовых структур». Однако в России не только «есть случаи коррупции», но и широко распространено проникновение коррупции в лоббирование. Это главная проблема не только в сфере лоббистского регулирования в России в частности, но и всей государственной системы в целом. Это явление вызвано тем, что посредством лоббирования сетей коррупция проникает во все звенья государственного механизма. Таким образом, мы можем сказать, что проблемы, возникающие из-за неспособности проводить регулируемый процесс лоббирования, гораздо более серьезны, чем это может показаться на первый взгляд.

Особенности лоббирования в США

Ограничительные меры законодательства США носили характер реакции на шаги деловой инициативы. Формирование целого ряда правовых норм стало ответом на стихийно сложившуюся практику. Фактически, предпосылкой для любого важного этапа правового или любого другого регулирования лоббизма был тот факт, что был выявлен определенный слой теневых отношений. Громкие скандалы в 2000-х годах подтверждают предположение, что теневая сфера отношений между существующими державами и американским бизнесом продолжает существовать (например, случай лоббиста Д. Абрамова об отношениях с сотрудниками первой администрации Джорджа Буша-младшего), отставка сенатора Р. Нея из Огайо в связи с обвинениями в несправедливом лоббировании и коррупции, обвинения против советника Дж. Маккейна в отношении контактов с лоббистами.

Тема лоббирования приобрела особую практическую значимость одновременно с началом быстрого экономического роста в США во второй половине XIX века. Тогда отношения власти и бизнеса часто строились на основе соблюдения законов отдельных штатов или федерального законодательства. В период так называемого «дикого» капитализма в США компании часто заключали соглашения, противоречащие правилам конкуренции, и часто они сознательно даже совершали экономические преступления, чтобы максимизировать свою прибыль. В ответ на эти действия власти применяли различные меры (вплоть до вмешательства во внутреннюю структуру компаний).

Само разделение лоббизма от широкого круга противоречивых отношений между властью и бизнесом на отдельный круг отношений не было внезапным. Первый Закон о регистрации иностранных агентов (Закон о регистрации иностранных агентов), опубликованный в 1938 году, касался только иностранных лоббистов. Он установил требование о регистрации лоббистов в Госдепартаменте США. Эта мера была в основном направлена ​​на прекращение фашистской и нацистской пропаганды в стране.

Первым законодательным документом, конкретно регулирующим лоббирование в Соединенных Штатах, был Закон о регистрации лоббирования, опубликованный в 1946 году. Серия скандалов с участием крупных холдингов подтолкнула его к принятию. В законе 1946 года лоббирование было определено как «деятельность отдельных лиц и организаций по взаимодействию с членами федеральных законодательных органов США по оказанию влияния на законодательный процесс». Платные услуги агентов и требование раскрыть основную цель их деятельности стали яркими признаками легального лоббизма. В связи с этим закон обязал лоббистов регистрироваться у секретарей Палаты представителей и Сената.

Закон «О раскрытии лоббистской деятельности» (Закон о раскрытии лоббирования), принятый почти полвека спустя (в 1995 году), расширил перечень ограничений, которые ранее касались только законодателей как объектов лоббирования. Теперь они распространяются на исполнительную власть. Закон закрепил профессиональные критерии для лоббистов (профессионально работающих агентов, которые тратят не менее 20% своего рабочего времени на лоббирование с заработной платой не менее 5000 долларов США в течение шести месяцев). Этот закон также наложил законодательные ограничения на лоббистскую деятельность (за исключением взяток и взяточничества). Существенные ограничения были введены на использование федеральных и благотворительных фондов для лоббирования, поскольку они освобождены от налогов.

Новшеством было также введение процедуры отчетности для лоббирования. Информация, представленная в отчетах, должна содержать перечень конкретных номеров законопроектов и актов органов исполнительной власти, по которым проводились лоббистские мероприятия, информацию о контактах от имени клиента, данные об общей сумме доходов и расходов в связи с лоббированием. виды деятельности.

Фактически, закон 1995 года распространялся только на официально зарегистрированных лоббистов. Лица, которые участвовали в лоббировании, выступали в качестве консультантов и экспертов или получали невысказанное вознаграждение, не считались лоббистами и, соответственно, не подчинялись закону. Кроме того, несмотря на существующие ограничения на вручение подарков должностным лицам, организациям (включая лоббирование) не было запрещено проводить и финансировать так называемые «рекламные кампании» с распространением «информационных материалов» и других подобных мероприятий.

В настоящее время оценка масштабов сферы «теневого лоббизма» в США не представляется реалистичной. В литературе есть только приблизительные оценки. В частности, указывается, что только каждый пятый лоббист регистрирует свою деятельность на законных основаниях.

В январе 2009 года, будучи президентом США, Обама ужесточил правила для лоббистов: он запретил администрации Белого дома принимать от них подарки и продолжал разрабатывать линию по законодательному регулированию поведения чиновников и законодателей, изложенную законы об этике, принятые с 1978 года. (Последнее издание было принято во второй половине 2000-х годов.)

Основными целями лоббирования в США в порядке убывания важности являются:

Субъектами лоббистской деятельности, как правило, являются:

Согласно официальным данным, доход от лоббистской деятельности каждого из десяти ведущих «внешних лоббистов» составляет несколько десятков миллионов долларов США в год. В то же время наибольшие доходы, как логично предположить, были получены фирмами, которые имеют прямые связи с государственными органами или наняли бывших государственных служащих. В некотором смысле неудивительно и даже ясно, что неоднократные попытки законодательно запретить такие «тандемы» были заблокированы самими членами Конгресса США.

Лоббисты ассоциации представляют коллективные интересы предприятий, действующих в одной или нескольких отраслях. Существуют многоотраслевые (пиковые), монопрофильные (торговые) и профессиональные (профессиональные) ассоциации. Годовой бюджет лоббистских объединений сопоставим с бюджетом «внешних лоббистов» (до 100 миллионов долларов).

Группы общественных интересов и профсоюзы редко используют прямое лоббирование. Их основными методами являются массовое лоббирование и участие в финансировании избирательных кампаний.

Бизнес часто прибегает к косвенным формам влияния на правительство, таким как финансирование политических партий во время выборов. В случае передачи партии в парламент представитель бизнеса, финансирующий избирательную кампанию, будет иметь личного представителя интересов на законодательном уровне. Эта практика, например, тайно применяется в Соединенных Штатах: например, Республиканская партия традиционно связана с интересами крупного американского нефтегазового бизнеса.

Структуризация и профессионализация лоббирования в Соединенных Штатах сосуществуют со значительным по объему сектором «теневого лоббирования». Несмотря на попытки законодательного запрета, система вербовки лоббистов из числа бывших государственных служащих все еще действует, и объем сделок в «теневом секторе» лоббизма как минимум в четыре раза превышает официальные цифры. Однако прозрачность значительной части информации, касающейся лоббизма, создает частично ложное представление о полном превосходстве закона в модели США.

Особенности лоббирования в Европе

Лоббирование в Великобритании считается таким же естественным институтом, как и сам парламент. Этому способствуют даже структура и многолетняя практика проведения слушаний в камерах. Доступ в лобби и в парламент открыт для всех заинтересованных сторон, за некоторыми исключениями. Даже Железная леди Маргарет Тэтчер когда-то открыто представляла интересы British Petroleum. Поэтому неудивительно, что в Великобритании нет законодательной базы для регулирования лоббизма.

В отличие от США, британские законодатели предпочитают регулировать не столько деятельность лоббистов, сколько действия политиков и госслужащих. Действительно, лоббирование, которое является адекватным и естественным для политической системы, становится коррупцией вопреки законодательным нормам, только если чиновники и парламентарии нарушают принципы этики государственного лица. Такой подход характерен для многих современных государств, где нет законов о лоббизме, но есть законы о «конфликте интересов», которые предусматривают нереалистичную материальную заинтересованность политика или работника в определенном публичном решении.

Так, например, в палате общин и палате лордов хранится подробный список финансовых интересов членов парламента, который содержит информацию обо всех договорах, заключенных с консультантами, представителями юридических фирм и консалтинговых организаций. Ответственным за ведение этого списка является уполномоченный по парламентским стандартам. Кроме того, в обязанности комиссара входит консультирование парламентариев по вопросам этики поведения, разъяснение положений Кодекса этики для членов парламента, а также всевозможные расследования в отношении неподобающего поведения парламентариев. Члены Палаты общин и Палаты лордов, которые имеют финансовую заинтересованность в предстоящих дебатах по конкретному вопросу, должны сделать это объявление в начале выступления. Если рассматриваемый вопрос является прозрачным, прямым и личным, член парламента не имеет права голосовать по этому вопросу. Принимая участие в различных аспектах деятельности палаты, поддерживая деловые контакты с другими членами парламента, а также с министрами и должностными лицами, члены парламента обязаны заявлять о своей возможной заинтересованности.

При Джоне Мейджоре (британский политик, премьер-министр Великобритании с 1990 по 1997 год) в 1994 году был создан Комитет по стандартам публичной сферы для регулирования отношений между правительственными чиновниками, депутатами и лоббистами.

Законодательство требует, чтобы члены парламента и государственные служащие в этой области соблюдали ряд принципов:

Помимо Реестра интересов членов парламента, существует также Список интересов журналистов, в котором журналист, имеющий доступ к парламенту, обязан указывать все финансовые поступления свыше 575 фунтов стерлингов в год на всю сумму. деятельность, связанная с его присутствием в парламенте.

Учитывая именно эту специфику лоббирования в стране, лоббистская деятельность регулируется многими законами и кодексами, которые в подавляющем большинстве определяют правила взаимоотношений между государственными служащими и заинтересованными группами (основным документом является Кодекс гражданской службы, на основе которого каждый департамент принимает свои Кодекс управления). Именно эти правовые акты, как правило, регулируют поведение и финансовые интересы самих членов парламента, а не группы давления, заинтересованные в принятии того или иного решения.

Лоббисты, по мнению Комитета по стандартам публичной сферы, имеют возможность самостоятельно объединяться в сообщества, создавать свои «правила игры» и самостоятельно следить за их выполнением. Так развивается лоббизм. В Великобритании было создано несколько независимых профессиональных организаций: Ассоциация профессиональных политических консультантов (APCC), Ассоциация консультантов по связям с общественностью (PRCA), Институт общественных отношений (IPR). Годовой оборот рынка лоббирования в Великобритании превышает 500 миллионов фунтов стерлингов.

Германия

Как и в других странах, о которых говорилось выше, лоббирование в Германии считается нормальной функцией гражданского общества. Лоббисты выступают в качестве профессиональных посредников между социальными группами, группами интересов и органами, принимающими решения.

В Германии нет федерального закона о лоббировании, но есть ряд положений, регулирующих лоббирование. Прежде всего, такие документы должны включать: «Единое положение о федеральных министерствах», «Правила процедуры Бундестага», «Кодекс поведения членов Бундестага», «Положение о регистрации профсоюзов и их представителей в бундестаге».

При регистрации немецкий лоббист должен предоставить следующую информацию:

В Германии основным объектом лоббистской практики является правительство. Возможность участия профсоюзов (групп давления) в составлении законопроектов на уровне министерств закреплена в Едином положении о федеральных министерствах. Более того, возможность влияния на исполнительную власть ограничена законодательными средствами. Например, обращение заинтересованных групп к Федеральному канцлеру предоставляется только в исключительных случаях. В то же время правительство стремится учитывать мнения всех заинтересованных групп, учитывать пожелания различных лоббистских структур. Так, при разработке проектов нормативных правовых актов в органах исполнительной власти обычно привлекаются представители групп давления. В палатах парламента Германии представлены несколько сотен федеральных лоббистских структур. Благодаря регистрации они получают официально закрепленную возможность принимать участие в работе соответствующих комитетов, открыто формулировать свое мнение на слушаниях и т. д.

Франция

Во Франции лоббирование долгое время было незаконным, но теневая «политика влиятельных друзей» всегда оставалась значительным фактором в процессе принятия государственных и политических решений. Кроме того, Франция традиционно переоценивает роль профсоюзов и других общественных объединений, которые защищают свои интересы с помощью, прежде всего, институционализации лоббизма.

Инструменты лоббирования могут направить гражданские усилия в институциональные рамки законотворчества. Для этого во Франции, начиная с 1958 г., действует Социально-экономический совет (примерно аналогичный функциональный аналог Российской Общественной палаты и трехсторонних советов Германии). Этот орган состоит из представителей профессиональных групп страны и был создан с целью предоставления правительству экспертных заключений по всем законопроектам экономического и социального характера, а также участия в разработке государственной политики. Другими словами, он играет роль своего рода «лоббирующего парламента» или большой рабочей группы.

Социально-экономический совет состоит из 231 человека. 163 советника назначаются общественными и профессиональными организациями, включая профсоюзы, ассоциации работников промышленности, торговли и т. д. 68 советников назначаются правительством из числа наиболее компетентных экспертов в своей профессиональной сфере. Еще 72 человека назначаются премьер-министром и участвуют в работе секции, фактически не являясь членами Совета. Мандат одного советника длится 5 лет.

Развитие лоббингового процесса в России

Несовместимые в большинстве западных стран, понятия «лоббирование» и «коррупция» в нашей стране объединились с 90-х годов. Люди с хорошими связями решали проблемы своих клиентов, помогая занять влиятельное место для «своих» людей, которым впоследствии пришлось потренироваться именно в этом месте. Впервые необходимость разработки законодательства, регулирующего лоббирование, обсуждалась в 1991 году, но пока эта тема не увенчалась успехом.

Первой и главной проблемой современного лоббистского процесса является коррупция, проникшая во все сферы политической жизни. Именно благодаря ей сама концепция лоббирования исторически считается негативным явлением. Только в последние годы, благодаря небольшим шагам, предпринятым государством, лоббирование как институциональная форма представления интересов общества стало проявлять все больший интерес.

Несмотря на то, что подготовка нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность, предусмотрена в разделе II, пункт 5 «Национального антикоррупционного плана», утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года, положительных сдвигов нет в этой области были и не ожидаются. Однако меры, предусмотренные в Кодексе об административных правонарушениях, как показывает практика предыдущих лет, не дали желаемого эффекта.

Чтобы избежать проникновения коррупции в сферу профессионального лоббизма, государство, в первую очередь, должно ужесточить наказания для государственных служащих, которые бессовестно выполняют свои обязанности. Должностные лица, получившие взятку, должны нести исключительно уголовную ответственность: максимальный срок лишения свободы 15 лет (согласно действующему законодательству) должен быть как минимум удвоен. Также, помимо этого наказания, стоит ввести конфискацию имущества, не только имущества самого чиновника, но и его ближайших родственников. Такие довольно жесткие меры должны сказываться на непрофессионально действующих государственных лицах. Другим способом наказания нерадивых чиновников (за взятки в особо крупных размерах) может быть пожизненное лишение павы, чтобы занимать государственные должности.

Следующим шагом к искоренению коррупции может стать отмена цензуры как таковой. Из-за применения соответствующего закона чиновники могут просто бояться брать взятки, боясь быть рассекреченными. Принятие закона об оппозиции может также оказать благотворительное влияние на сложившуюся ситуацию в сфере коррупции в связи с восстановлением политической конкуренции. Другим, но не менее важным фактором может быть принятие закона о конфликте интересов (практика британских чиновников), согласно которому чиновник должен подать декларацию с указанием предприятий, в которых он и все члены его семьи участвуют. Кроме того, согласно этому закону, чиновник должен взять на себя обязательство не продвигать бизнес, в котором он участвует, до тех пор, пока он занимает свою должность.

Еще одной мерой по предупреждению коррупции должно стать повышение зарплат чиновникам. При условии, что заработная плата может позволить чиновникам пренебрегать возможными взятками при продвижении конкретного законопроекта, угроза разоблачения «нечистых» государственных служащих должна стать препятствием для совершения преступления.

Основным механизмом, который является средством институционализации и регулирования лоббистской деятельности, является правовое регулирование лоббизма, которое предполагает установление нормативных правовых форм и методов взаимодействия лоббистских организаций и представителей органов государственной власти.

К сожалению, это положение в нашей стране находится на рассмотрении. Несмотря на то, что такой законопроект был выдвинут не раз, его принятие «отпускает тормоза» каждый раз. Это говорит о том, что государство в нашей стране за кулисами поддерживает коррупцию и не спешит с ней бороться.

Правовое регулирование лоббизма в нашей стране при отсутствии прямого законодательного акта на данном этапе осуществляется исключительно посредством множества косвенно связанных нормативных актов, которые так или иначе влияют на лоббистскую деятельность. В Российской Федерации такие законы можно отнести, возможно, к Конституции, Федеральным законам и законам о местном самоуправлении, которые никогда напрямую не касаются регулирования лоббистской деятельности.

Прежде всего, совершенно очевидна необходимость принятия прямого закона, регулирующего процесс лоббирования.

Следует указать:

Каждая созданная лоббистская организация должна в обязательном порядке зарегистрироваться в Министерстве юстиции, а затем получить аккредитацию. Организации, не прошедшие эту процедуру, не могут быть официальными представительствами и должны преследоваться по закону. Не стоит даже упоминать, что сотрудничество чиновников с подобными организациями будет уголовным преступлением.

Еще одним требованием к организации будет выдвинуто минимальное количество членов: от трехсот индивидуальных предпринимателей.

Отличительной чертой любой лоббирующей организации должен быть штат высококвалифицированных юристов, способных превратить любую выдвинутую клиентом идею в законопроект, дать экспертную оценку вероятности продвижения этого законопроекта в Думе, а также предоставить профессиональные консультации о том, какие средства лучше всего привлечь внимание общественности в этой области.

Любая лоббистская деятельность должна быть открытой. Чтобы не усложнять и без того сложную систему министерств, на министерство юстиции должна быть возложена другая обязанность: вести подробный список лоббистских объединений.

Следует указать:

В дополнение к общей информации об организации, министерство юстиции должно вести реестр, который будет содержать данные обо всех расходах и доходах группы давления для более тщательного мониторинга деятельности этих организаций. Осуществление такого контроля должно осуществляться с подачей отчетов каждой организацией за каждый квартал.

Если инициатива, выдвинутая лоббистами, в конечном итоге принимает форму законопроекта и передается на парламентские слушания, группы давления, заинтересованные в продвижении этой идеи, должны иметь доступ к слушанию. Исключительно таким образом может быть достигнута абсолютная прозрачность всего процесса.

Перед началом голосования по тому или иному законопроекту каждый из депутатов с правом голоса, которые лично заинтересованы в этом проекте, должен сообщить об этом. Если интерес абсолютно прозрачен, чиновник теряет право голоса по этому вопросу, но имеет доступ к обсуждению.

Закон о лоббировании не имеет права ограничивать занятость работников в организациях лоббирования. Помимо предоставления консультаций и связей между группами давления и государственными служащими, организация может выступать в качестве PR-агента: для разработки рекламы или любой другой кампании для достижения своих целей.

Лоббистская организация может быть распущена в двух случаях: по собственной инициативе (по инициативе ее совета директоров) или путем признания ее деятельности эффективной.

В любом случае порядок роспуска будет равномерным:

Признание неэффективности организации возложено на Министерство юстиции, которое по закону обязуется проводить ревизию деятельности каждой организации один раз в год. В случае если в результате деятельности организации было выдвинуто и принято не более 20% законопроектов, представленных группами давления, может быть принято решение о роспуске.

Принятие закона о лоббизме не сможет полностью исчерпать коррупцию, но есть все основания полагать, что это поможет ограничить ее. Коррупция усиливается, когда государство вступает в бизнес и начинает распоряжаться своими ресурсами. Рост коррупции, в свою очередь, не только искажает реальный имидж лоббиста, но также негативно влияет на экономические механизмы и инфляцию, вызывая тем самым рост цен. Закон о лоббизме необходим для определения правовых рамок для лоббистских структур, он узаконит деятельность лоббистов и уменьшит недобросовестный подход, который практикуется в настоящее время, потому что нет никаких ограничений на этот вид деятельности (другими словами, все что не запрещено, то разрешено).

После принятия закона, регулирующего деятельность лоббистских организаций, государство должно взять на себя ответственность за регулирование сферы общественных отношений. Целесообразно проводить политику выравнивания прав всех групп давления, независимо от того, на какие аспекты общественной жизни направлены их интересы, и независимо от материальной базы, на которой основано проявление этих интересов. Любая заявка, представленная организацией государственному органу, должна быть рассмотрена.

Кроме того, любой запрос к самой организации, который был представлен заинтересованной группой лиц, должен быть принят во внимание. Стоит отметить, что не каждая группа давления, которая обращалась к организации, может удовлетворить ее требования. Чтобы ходатайство этой группы было рассмотрено организацией с последующим преобразованием требований в счет, сама группа давления должна содержать минимальное количество членов, равное десяти тысячам.

Правовой нигилизм подавляющего большинства населения страны усложняет эту задачу. Кампании в средствах массовой информации, публикации в газетах, журналах, Интернете и средствах массовой информации, направленные на улучшение понимания прав и возможностей влияния населения на политическую власть, могут стать средствами ее решения. Большая часть населения часто не осведомлена о текущих политических и экономических процессах; он видит только очень упрощенную и часто искаженную пропагандистскую ситуацию. Доступ к надежным источникам информации (например, Интерфакс) в наше время прост, но многие люди до сих пор не имеют ни малейшего представления о том, что они имеют право и, более того, возможность влиять на депутатов.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что населению нужна знакомая и понятная информационная среда, в которой каждый человек может ориентироваться.

Чтобы эффективно проводить политику выравнивания прав всех групп, необходимо усилить контроль над ведущими печатными СМИ, чтобы избежать подкупа их редакторов заинтересованным сторонам.

Следует отметить, что каждый из вышеперечисленных этапов не окажет должного воздействия без последовательной реализации предыдущих. Проблема современного лоббизма в России должна иметь комплексное решение, основанное на изменениях в структуре всех сфер общества.

Вывод:

Лоббирование в России с должным вниманием к этому процессу может при некоторых обстоятельствах стать одной из основных форм проявления социального равенства. Однако ввиду того, что производительность лоббирования крупными компаниями несравнимо выше из-за более высоких материальных вложений, чем у других групп и структур, такая практика регулируемого лоббирования в нашей стране полностью опирается на государственную власть. Несбалансированность интересов провоцирует обострение конфликтов на основе социального неравенства.

Интеграция в структуру базовых институтов экономики, политики, государственного права, лоббирования определяет основные взаимосвязи, существующие между этими социальными институтами, а также обществом в целом.

Основной целью общественного влияния на власть является принятие определенных правовых актов, затрагивающих определенные сферы жизни населения, и, в частности, самих групп давления, а также создание благоприятных условий для их дальнейшего развития. Постановка и реализация задач, поставленных для достижения цели, осуществляется соответствующими механизмами, обеспечивающими доступ к группе лоббистов для принятия государственных решений.

Вышеуказанный процесс ни в коем случае не является односторонним. Представители государственных учреждений, в свою очередь, обязаны не допустить нарушения внутренней стабильности системы, а также отладить социальные процессы, необходимые для лоббирования баланса интересов.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ сферы и уровни лоббистских отношений. Смотреть фото сферы и уровни лоббистских отношений. Смотреть картинку сферы и уровни лоббистских отношений. Картинка про сферы и уровни лоббистских отношений. Фото сферы и уровни лоббистских отношений сферы и уровни лоббистских отношений. Смотреть фото сферы и уровни лоббистских отношений. Смотреть картинку сферы и уровни лоббистских отношений. Картинка про сферы и уровни лоббистских отношений. Фото сферы и уровни лоббистских отношений

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *