сформулируйте хозяйственные операции и составьте бухгалтерские проводки для отражения в учете
Тема 17. Учет финансовых результатов и использования прибыли
1. Темы рефератов и/или докладов
2. Методические указания по подготовке докладов и/или рефератов
При подготовке доклада на тему «Учет доходов от обычных видов деятельности» необходимо обратить внимание на определение «Обычная деятельность организации» и экономическое содержание дохода от обычных видов деятельности.
Раскрыть условия, при наличии которых признаются доходы. На конкретном примере рассмотреть содержание доходов от обычных видов деятельности и записи на счетах бухгалтерского учета.
При подготовке доклада на тему «Учет расходов от обычных видов деятельности» необходимо обратить внимание на экономическое содержание расходов от обычных видов деятельности, условия, при наличии которых расходы признаются в бухгалтерском учете. На конкретном примере рассмотреть содержание расходов от обычных видов деятельности и записи на счетах бухгалтерского учета.
При подготовке доклада на тему «Учет доходов и расходов от прочих видов деятельности» необходимо раскрыть виды прочих доходов и расходов, организацию синтетического и аналитического учета, порядок отражения их в форме №2 ГО «Отчет о прибылях и убытках».
При подготовке доклада на тему «Учет прибыли и ее использование» необходимо раскрыть экономическое содержание чистой прибыли, направления ее использования, предусмотренные в учредительных документах. При изложении этого вопроса необходимо руководствоваться законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Применительно к конкретной ситуации раскрыть порядок отражения на счетах бухгалтерского учета чистой прибыли и ее распределения.
3. Термины и понятия, которые необходимо выучить
По нижеприведенным терминам студентам необходимо, используя специальные словари, дать их определения и выучить.
Термины: доходы от обычных видов деятельности, расходы от обычных видов деятельности, чистая прибыль, дивиденды.
4. Задания
Ситуация 1
В отчетном периоде организацией были получены следующие доходы:
В отчетном периоде организацией были произведены следующие расходы:
Задание.
1. Составить бухгалтерские проводки.
Решение.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Отражена задолженность покупателя за реализованную продукцию
Отражены расходы по производству и продаже продукции
Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете
Любая компания в процессе своей деятельности осуществляет определенные операции. Они обязательно должны быть зафиксированы в бухучете. При этом задействуются счета. Они участвуют в формировании отчетности.
Что собой представляют хозяйственные операции
Хозяйственная операция (ХО) – это определенное действие, которое меняет или состав имущества, или его размещение, или источники его формирования. Также ХО могут быть связаны с изменениями в формировании бюджета, структуре собственности компании, собственном капитале и заемных средствах, резервном капитале. Факт хозяйственной операции – это основание для создания бухгалтерской проводки. Проводка формируется на основании документов, подтверждающих операцию.
Определенное событие влечет за собой изменение показателей. К примеру, изменяться может капитал, объем имущества. Значения могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Изменения капитала вызывают изменения в валюте баланса. Следовательно, меняется и сумма по активам и пассивам.
Примеры хозяйственных операций в бухучете
Рассмотрим примеры операций и их примерную структуру:
Это самые распространенные типы хозяйственных операций.
Типы хозяйственных операций
Рассмотрим таблицу с классификацией хозяйственных операций:
Воздействие на баланс | Корреспонденция по дебету | Корреспонденция по кредиту |
---|---|---|
Изменение активов | Активный | Активный |
Изменение пассивов | Пассивный | Пассивный |
Повышение актива и пассива | Активный | Пассивный |
Понижение актива и пассива | Пассивный | Активный |
Это четыре разновидности операции, которые классифицируются по способу воздействия на бухгалтерский баланс.
Рассмотрим подробнее типы проводок (А – это актив, П – это пассив, О – это оборот):
Этому типу принадлежит следующая формула:
А баланса + О по дебету счета 1 – О по кредиту счета 2 = П баланса.
Этому типу принадлежит эта формула:
А баланса = П баланса + О по кредиту счета 1 – О по дебету счета 2.
Формула:
А баланса + О по дебету счета 1 = П баланса + О по кредиту счета 2.
Формула:
А баланса – О по дебету счета 1 = П баланса – О по кредиту счета 2.
Также операции классифицируются по своему содержанию:
От типа операции зависят особенности ее отражения в бухучете.
Нереальность хозяйственных операций как один из поводов для отказа в налоговом вычете НДС.
Как установить вид операции
Для определения типа операции нужно проанализировать, какие счета использованы в проводках и какие изменения валюты баланса были совершены. Облегчить определение поможет следующая информация (А – активные, П – пассивные):
Для точного установления типа операции нужно иметь информацию о плане счетов, структуре баланса.
К СВЕДЕНИЮ! Актив – это имущество компании, а пассив – это источники этого имущества. Смешанные формы есть и в активах, и в пассивах.
Бухгалтерские проводки в зависимости от типа операции
Рассмотрим проводки по первому типу хозяйственных операций:
Бухгалтерские проводки по операциям типа 2:
Проводки по операциям типа 3:
Проводки по операциям типа 4:
Это те бухгалтерские проводки, которые используются наиболее часто.
Нюансы формирования проводок
Каждую операцию отличает двойственная природа. Она отражается одновременно и на активах, и на пассивах. Зависимость Дт и Кт именуется корреспонденцией счетов. Слева (на дебете) фиксируются остатки имущества компании, а справа (на кредите) – источник его возникновения. Проводки должны быть зафиксированы в момент совершения операции.
Каждая проводка подтверждается документально. Первичная документация подтверждает факт действительного наличия хозяйственной операцией. Над ее составлением работают не только бухгалтеры, но и менеджеры, руководители. В первичной документации должна содержаться следующая обязательная информация:
Для простоты внесения сведений счету присваивается номер. Двойная запись позволяет подтвердить равенство оборота по Дт и Кт за отчетный период. Если образовалось неравенство, это свидетельство о наличии ошибки. Также двойная запись позволяет легко установить содержание проводки.
Примеры
Рассмотрим примеры отражения операций в бухучете:
В проводке отражается сумма операции, а также первичный документ, на основании которого она сформирована.
Тема 18. Учет собственного капитала
1. Темы рефератов и/или докладов
2. Методические указания по подготовке докладов и/или рефератов
При подготовке доклада на тему «Учет уставного капитала» необходимо раскрыть экономическую сущность уставного капитала и его назначение в рыночной экономике, используя законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Рассмотреть операции по формированию уставного капитала и по погашению задолженности по вкладам в уставный капитал.
На конкретном примере рассмотреть содержание учредительного договора, причины изменения уставного капитала и записи на счетах бухгалтерского учета, по формированию уставного капитала и по погашению задолженности по вкладам в уставный капитал.
При подготовке доклада на тему «Учет добавочного капитала» необходимо раскрыть экономическую сущность добавочного капитала и источники его формирования, уделив особое внимание формированию добавочного капитала за счет переоценки основных средств и нематериальных активов.
На конкретном примере рассмотреть порядок формирования добавочного капитала и записи на счетах бухгалтерского учета.
При подготовке доклада на тему «Учет резервного капитала» необходимо раскрыть экономическое содержание резервного капитала, порядок его образования, обратив внимание на порядок образования резервного капитала в организациях, созданных за счет иностранных инвестиций.
На конкретном примере рассмотреть порядок формирования резервного капитала и записи на счетах бухгалтерского учета.
При подготовке доклада на тему «Учет кредитов и займов» необходимо раскрыть экономическое содержание кредитов и займов, порядок отнесения кредитов и займов к долгосрочным и краткосрочным, расчета процентов за кредит, ведения бухгалтерского учета и составления кредитного договора.
Применительно к конкретной ситуации раскрыть порядок отражения на счетах бухгалтерского учета долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, правила учета процентов по банковским кредитам в зависимости от объектов кредитования.
3. Термины и понятия, которые необходимо выучить
По нижеприведенным терминам студентам необходимо, используя специальные словари, дать их определения и выучить.
Термины: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, кредиты, займы, эмиссионный доход, переоценка основных средств, переоценка нематериальных активов.
4. Задания
Ситуация 1
Согласно учредительным документам уставный капитал организации составляет 2 100 000 руб.
Погашение задолженности в уставный капитал осуществляется:
денежными средствами в сумме 900 000 руб.
акциями – 300 000 руб.
материалами – 200 000 руб.
основными средствами – 700 000 руб.
Задание.
1. Отразить операции на счетах.
Решение.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал организации
Получены на расчетный счет денежные средства от учредителя в погашение его задолженности по вкладу в уставный капитал организации
Получены от учредителя акции в погашение его задолженности по вкладу в уставный капитал
Получены от учредителя материалы в погашение его задолженности по вкладу в уставный капитал организации
Получены от учредителя объект основных средств в погашение его задолженности по вкладу в уставный капитал организации
Ситуация 2
Задание.
1. Отразить операцию на счетах.
Решение.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Отражена на счетах дооценка основных средств
Отражена на счетах дооценка амортизации
Часть прибыли направлена на увеличение резервного капитала
Контрольные задания
Задание 1
Сформулируйте хозяйственные операции и составьте бухгалтерские проводки для отражения в учете следующей хозяйственной ситуации.
Согласно учредительным документам размер уставного капитала ООО составляет 700 000 руб. В погашение задолженности по вкладам в уставный капитал организации учредителями внесены денежные средства на расчетный счет в сумме 400 000 руб.: объект основных средств, по стоимости, согласованной с учредителями, – 520 000 руб., материалы, – 120 000 руб.
Задание 2
Сформулируйте хозяйственные операции и составьте бухгалтерские проводки для отражения в учете следующей хозяйственной ситуации.
По результатам отчета независимого оценщика дооценка составила:
Основные проводки по бухучету – примеры
Что такое счет
Каждая коммерческая компания создается с целью получения прибыли. При этом она ежедневно совершает различные сделки, запутаться в учете которых, не имея четко организованной учетной структуры, очень просто. К тому же согласно ст. 2 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ все юрлица обязаны вести бухгалтерский учет.
Он организуется путем непрерывного документирования каждой хозяйственной операции и несет в себе несколько функций:
Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте здесь.
Бухгалтерский учет дает информацию о финансовом и экономическом положении дел как внутренним (менеджерам, руководству, учредителям и т. д.), так и внешним пользователям (контролирующим, фискальным и прочим госорганам).
Одним из методов ведения бухгалтерского учета является двойная запись с использованием счетов, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (для коммерческих структур).
Ознакомиться с планом счетов можно этой статье.
Двойная запись — это бухгалтерская проводка, отражающая хозяйственную операцию с использованием 2 корреспондирующих счетов. Каждый счет имеет определенный номер, структуру и характеристику. При этом на обоих счетах фиксируется одинаковая сумма.
Рассмотрим операцию «Наличные в размере 20 000 руб. сданы из кассы в банк».
Исходя из ее экономического смысла, выбираем соответствующие корреспондирующие счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».
Денежные средства отправляются с кредита счета 50 в дебет счета 51. Данная операция фиксируется расходным кассовым ордером, банковской выпиской, корешком объявления на взнос наличных и записью: Дт 51 Кт 50 — на сумму 20 000 руб.
Это значит, что в банке, обслуживающем предприятие, остаток средств увеличился, а в кассе уменьшился на одну и ту же сумму (20 000 руб.).
Чтобы корректно использовать счета, необходимо не только правильно их выбирать, но и знать, какого они вида.
Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными.
Активные счета отражают активы (имущество, долги и т. д.) предприятия и имеют только дебетовый (положительный) остаток. Увеличение активов записывается в дебет соответствующего счета, списание — в кредит.
Основные активные счета представлены в таблице:
Животные на выращивании
Пассивные счета указывают на источники имущества компании и имеют только кредитовый остаток. К ним, в частности, относятся:
Расчеты с персоналом
К активно-пассивным счетам относятся счета, имеющие как дебетовый, так и кредитовый остаток. Например, если счет 60 «Расчеты с поставщиками» имеет кредитовое сальдо, значит, предприятие должно контрагенту за поставленные МПЗ или услуги. Если мы оплатили поставщику аванс, значит, уже контрагент должен нашей компании. Данная операция имеет дебетовое сальдо.
Расчеты с поставщиками
Расчеты с покупателями
Нераспределенная прибыль (убыток)
На 62 счете может возникнуть не погашенная дебиторская задолженность, которая в ряде случаев признается сомнительной, т.к. возможно не будет оплачена покупателем. Чтобы корректно отразить такую задолженность в балансе, каждая организация обязана создать резерв по сомнительным долгам.
Как правильно зафиксировать проводки по сомнительным долгам, узнайте в Готовом решении КонсультантПлюс, получив к системе пробный доступ бесплатно.
Счета также имеют аналитику по субсчетам. Например, для счета 10 это будут счета 10.1 «Сырье и материалы», 10.2 «Покупные полуфабрикаты», 10.3 «Топливо» и т. д.
Таблица проводок по хозяйственным операциям в бухгалтерском учете
Проводок существует великое множество. При этом хозяйственная операция может отражаться 1 проводкой (простые проводки) или несколькими (сложные).
Например, поступили товары с НДС на сумму 50 000 руб. Данный факт необходимо отразить 2 записями:
Типовые бухгалтерские проводки по учету НДС ищите здесь.
Рассмотрим основные проводки в бухучете.
ОС введены в эксплуатацию
НМА приняты к учету
Приняты отходы производства
Материалы списаны в расходы
Перевод молодняка в основное стадо
Затраты по забою животных
Материалы поступили в производство
Распределены на основную продукцию общехозяйственные и общепроизводственные расходы (на счетах 25 и 26 затраты собираются в целом, а по итогам месяца распределяются между произведенной продукцией)
Собственные полуфабрикаты поступили в производство
Работы (услуги), выполненные сторонними компаниями
Начислены налоги и взносы
Начислена заработная плата сотрудникам
Выпущена произведенная продукция
Торговые расходы списаны в себестоимость
Примеры проводок по учету затрат можно найти в этой статье.
Учет товаров и готовой продукции:
Поступили товары для продажи
Отражена торговая наценка
Поступила произведенная продукция
Учтена недостача ТМЦ
Учет денежных средств (далее — ДС):
ДС поступили от покупателей
Возврат подотчетных средств
Поступил взнос в УК
Перечисление налогов и взносов
С более подробной информацией можно ознакомиться в рубрике «Банк, касса».
Поступление ДС от покупателя (или дебитора)
Начислены налоги (взносы)
20 (25, 26, 44, 90, 91, 99)
Начислена заработная плата
Оплачены налоги (взносы)
Получен кредит (заем)
Погашение кредита (процентов)
Начислены проценты по кредиту
Выданы деньги под авансовый отчет
Отражен авансовый отчет
07 (08, 10, 20, 25, 26, 41, 44)
Выдан заем сотруднику
Недостача отнесена на виновное лицо
Возврат займа сотрудником
Возмещение недостачи товарами
Порядок учета взаиморасчетов с поставщиками и покупателями ищите в статьях:
Пополнение резервного капитала
Покрытие убытков за счет резервного капитала
Увеличение стоимости акций
Уменьшение стоимости ОС по факту переоценки
Распределение добавочного капитала между собственниками
Себестоимость реализованных МПЗ
Начислен НДС с реализации
Положительный финансовый результат продаж
Отрицательный результат продаж (убыток)
Списание материалов, переданных безвозмездно
Выявлены излишки МПЗ
Начислены проценты (госпошлина, судебные расходы) к получению по решению суда
Выявлена недостача МПЗ и ДС
Сумма недостачи отнесена на виновных лиц
Начисление резерва предстоящих расходов
Отнесение затрат на будущие периоды
Затраты будущих периодов списаны в текущие расходы
Начислены доходы будущих периодов от лизинговой деятельности
Поступление денег в качестве доходов будущих периодов
Потери вследствие чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС)
07 (08, 10, 11, 20, 21, 41, 43)
Начислен налог на прибыль
Определение финансовых результатов
Выявлены непокрытые убытки
Полученная прибыль отнесена к распределению
О проводках по учету нераспределенной прибыли на счете 84 мы рассказали здесь.
Примеры бухгалтерских проводок для анализа изменений в балансе под влиянием хозопераций
Рассмотрим примеры основных проводок в бухгалтерском учете на примере ООО «Альянс».
В июне Гордиенко А. В. решил создать компанию по производству мебели на заказ. У него были собственные сбережения в размере 100 000 руб. и станок стоимостью 55 000 руб. Данное имущество было внесено им в качестве взноса в уставный капитал.
Самой первой проводкой в любой компании является отражение уставного капитала. Выбираем корреспондирующие счета:
Согласно учредительным документам Гордиенко А. В. должен внести в ООО «Альянс» 155 000 руб. Фиксируем данный факт записью: Дт 75 Кт 80 — 155 000 руб.
Из них 100 000 руб. были внесены на расчетный счет в банке. Расчетные счета — это счет 51. Отправляем денежные средства от Гордиенко А. В. на р/сч компании проводкой: Дт 51 Кт 75 — 100 000 руб.
Согласно подп. 5 п. 1 ПБУ 6/01 имущество стоимостью не более 40 000 руб. может учитываться в составе МПЗ (материально-производственных запасов). Если актив оценен по большей стоимости, он относится к амортизируемому имуществу. Таким образом, мы фиксируем поступление ОС в качестве взноса в УК записью: Дт 08 Кт 75 — 55 000 руб.
Если фирма применят ПБУ 18/02, она обязана отразить временные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом (БУ и НУ), поскольку в налоговом учете к ОС относятся активы, стоимостью 100 000 руб. и более. Какими проводками отобразить временные разницы между БУ и НУ и какие изменения в ПБУ 18/02 применяются с 2020 года? Ответы на эти и другие вопросы есть в Готовом решении КонсультантПлюс, получите пробный доступ к системе бесплатно.
Вводим объект ОС в эксплуатацию проводкой: Дт 01 Кт 08 — 55 000 руб.
По итогам месяца необходимо будет рассчитать амортизацию согласно прописанному в учетной политике способу. Поскольку станок задействован непосредственно в производстве, для учета затрат по амортизации выбираем счет 20.
Согласно учетной политике компания использует линейный метод расчета амортизации. Срок полезного использования станка — 60 месяцев (55 000 руб. делим на 60 месяцев и получаем 900 руб. амортизации в месяц).
С примерами расчета амортизации методом ФИФО и ЛИФО ознакомьтесь в статье «Пример расчета по методам ФИФО и ЛИФО в бухгалтерском учете».
Данный факт отражается записью: Дт 20 Кт 02 — 900 руб.
Денежные средства в размере 70 000 руб. были направлены на закупку материалов.
Входной НДС компания предъявила к вычету, отразив его в книге покупок и зафиксировав проводкой: Дт 68 (субсчет НДС) Кт 19 — 10 700 руб.
За месяц фирмой было изготовлено 2 заказа:
Таким образом, материалы в сумме 50 000 руб. (15 000 + 35 000) были списаны в производство.
Тема 11. Учет материально-производственных запасов (МПЗ)
1. Методические указания
Материально-производственные запасы – активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи либо для управленческих нужд организации.
Учет МПЗ организуется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
В составе МПЗ в материалоемких производствах наибольший удельный вес составляют материалы.
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 и п. 62 Методических указаний по учету материально-производственных запасов материалы принимаются к бухгалтерскому учету в оценке по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов определяется по-разному в зависимости от источника их поступления в организацию.
В бухгалтерии для синтетического учета наличия и движения материалов используется счет 10 «Материалы».
Учет материалов на счете 10 «Материалы» может осуществляться по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.
При первом варианте для учета операций по движению материалов используется только счет 10 «Материалы». При втором варианте, кроме счета 10 «Материалы», используются счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
При первом варианте учета затраты на приобретение материалов отражают по дебету счета 10 «Материалы». При этом рекомендуется в рамках счета 10 «Материалы» обособленно на отдельном субсчете учитывать транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), связанные с поступлением материалов в организацию.
НДС, подлежащий уплате продавцу материалов, в фактическую их себестоимость не включается и учитывается отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».
При втором варианте учета при использовании счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» все затраты на приобретение материалов первоначально отражают по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При фактическом поступлении материалов и их оприходовании на складе на стоимость материалов в оценке по учетной цене делают запись по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Сопоставляя дебетовые и кредитовые записи счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» определяют отклонения в стоимости материалов, которые отражают на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
2. Практические ситуации
1. Учет поступления материалов
Материалы могут поступать в организацию в качестве вклада в уставный капитал организации, в результате их приобретения за плату у изготовителей и торговых организаций, в результате изготовления самой организацией, в результате безвозмездного поступления, в результате обмена на другое имущество.
Поступление материалов от учредителей в качестве вклада в уставный капитал
Фактическая себестоимость материалов, полученных от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации, определяется по согласованию между учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если организация несет при этом затраты по доставке материалов (ТЗР), то они включаются в фактическую себестоимость материалов.
Ситуация 1
Организация получила от учредителя в счет вклада в уставный капитал материалы, которые оценены учредителями в 50 000 руб. За доставку материалов организация согласно счету транспортной организации заплатила 5900 руб., в том числе НДС – 900 руб.
Согласно учетной политике организация ведет учет материалов на счете 10 «Материалы» в оценке по фактической себестоимости.
Задание. Составить журнал регистрации операций, указав корреспонденцию счетов.
Решение.
Журнал регистрации операций составляется по следующей форме.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Оприходованы на склад материалы, полученные от учредителя в оценке, согласованной учредителями
Принят к оплате счет транспортной организации за услуги по доставке материалов (без НДС)
Отражен в учете НДС по транспортным услугам
Оплачены услуги транспортной организации по доставке материалов
Предъявлен бюджету к вычету НДС уплаченный транспортной организации за услуги по доставке материалов
Приобретение материалов за плату
Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, определяется исходя из суммы фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Ситуация 2
Материалы предназначены для использования в производстве продукции, облагаемой НДС. Все первичные учетные и расчетные документы оформлены правильно, и в них выделена отдельной строкой сумма НДС.
Согласно учетной политике организация ведет учет материалов на счете 10 «Материалы» в оценке по фактической себестоимости.
Задание. Составить журнал регистрации операций, указав корреспонденцию счетов.
Решение.
Журнал регистрации операций составляется по следующей форме.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Отражена стоимость приобретенных материалов согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком материалов
Отражена стоимость услуг транспортной организации по доставке материалов (без учета НДС)
Отражена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией
Произведена оплата поставщику за материалы (включая НДС)
Произведена оплата услуг транспортной организации по доставке материалов (включая НДС)
Предъявлены к вычету суммы НДС, уплаченные по принятым на учет материалам и транспортным услугам
Ситуация 3
Материалы предназначены для использования в производстве продукции, облагаемой НДС. Все первичные учетные и расчетные документы оформлены правильно, и в них выделена отдельной строкой сумма НДС.
Согласно учетной политике организация ведет учет материалов на счете 10 «Материалы» в оценке по учетной цене. Учетная цена приобретаемых материалов 28 000 руб.
Согласно учетной политике организация ведет учет затрат по приобретению материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Задание. Составить журнал регистрации операций, указав корреспонденцию счетов.
Решение.
Журнал регистрации операций составляется по следующей форме.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Отражена стоимость приобретенных материалов согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком материалов
Отражена стоимость услуг транспортной организации по доставке материалов (без учета НДС)
Отражена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией
Произведена оплата поставщику за материалы (включая НДС)
Произведена оплата услуг транспортной организации по доставке материалов (включая НДС)
Оприходованы на склад материалы, полученные от поставщика, по учетной цене
Определяются и списываются отклонения в стоимости материалов
Предъявлены к вычету суммы НДС, уплаченные по принятым на учет материалам и транспортным услугам
Безвозмездное получение материалов
Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), а также остающихся от выбытия основных средств и иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. В фактическую себестоимость материалов включаются также фактические затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования.
Рыночная стоимость безвозмездно полученных организацией материалов первоначально относится на доходы будущих периодов, а в последующем по мере их передачи в производство включается в состав прочих доходов.
Ситуация 4
В марте организация безвозмездно получила материалы, рыночная стоимость которых 12 000 руб. В апреле часть материалов на сумму 9000 руб. были использованы в производстве продукции. Оставшиеся материалы в мае были использованы для общехозяйственных нужд.
Согласно учетной политике организация ведет учет материалов на счете 10 «Материалы» в оценке по фактической себестоимости.
Задание. Составить журнал регистрации операций, указав корреспонденцию счетов.
Решение.
Журнал регистрации операций составляется по следующей форме.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Получены безвозмездно и оприходованы на склад материалы
Отпущены со склада и израсходованы материалы при производстве продукции
Стоимость ранее полученных безвозмездно и израсходованных при производстве продукции материалов отнесена на увеличение финансовых результатов
Изготовление материалов силами организации
Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости продукции.
Ситуация 5
В сентябре в цехе вспомогательного производства при изготовлении деталей для собственного производства были осуществлены следующие затраты:
Согласно учетной политике организация ведет учет материалов на счете 10 «Материалы» в оценке по фактической себестоимости.
Задание. Составить журнал регистрации операций, указав корреспонденцию счетов.
Решение.
Журнал регистрации операций составляется по следующей форме.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Израсходованы материалы во вспомогательном производстве при изготовлении деталей для собственного производства
Начислена заработная плата рабочим вспомогательного производства за изготовление деталей для собственного производства
Начислен ЕСН и страховые платежи в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Начислена амортизация по основным средствам, использованным во вспомогательном производстве при изготовлении деталей для собственного производства
Оприходованы на склад детали, изготовленные во вспомогательном производстве для собственного производства
Получение материалов по товарообменным операциям
Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, в том числе по договору мены, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией в обмен на другое имущество, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
Ситуация 6
Организация приобрела материалы по договору мены на сумму 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб., в обмен на собственную продукцию той же стоимости. Фактическая производственная себестоимость продукции, переданной в обмен на материалы, 8200 руб.
Согласно учетной политике организация ведет учет материалов на счете 10 «Материалы» в оценке по фактической себестоимости.
Задание. Составить журнал регистрации операций, указав корреспонденцию счетов.
Решение.
Журнал регистрации операций составляется по следующей форме.
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, руб.
Оприходованы материалы, полученные от поставщика по договору мены
Отражен в учете НДС по материалам, полученным от поставщика по договору мены
Отражена в учете выручка от реализации продукции покупателю по договору мены
Начислен в бюджет НДС по реализованной продукции
Списана фактическая производственная себестоимость готовой продукции, реализованной по договору мены
Произведен зачет взаимных задолженностей в связи с исполнением сторонами обязательств по договору мены
Произведен зачет НДС в связи с исполнением сторонами обязательств по договору мены
Выявляется и списывается финансовый результат в связи с исполнением сторонами обязательств по договору мены
Контрольные задания
Сформулируйте хозяйственные операции и составьте бухгалтерские проводки для отражения в учете следующие хозяйственные ситуации.
2. Учет отпуска материалов
В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 при отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:
Оценка материалов по себестоимости каждой единицы производится организацией в случае, если материалы используются в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и т. п.).
При использовании способа оценки материалов по средней себестоимости по каждому виду (группе) материалов определяется средняя себестоимость единицы материалов за период. Средняя себестоимость определяется как частное от деления общей себестоимости вида (группы) материалов, которыми располагала организация в течение периода, на их количество.
Оценка материалов методом ФИФО основана на допущении, что материалы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления).
Ситуация 1
На основании исходных данных определить стоимость израсходованных за месяц материалов и материалов, оставшихся в остатке на конец месяца, методом средней себестоимости.
Исходные данные о движении материалов за месяц.